Апостол Варфоломей |
Варфоломей
(арам. בר תלמי, греч. Βαρθολομαῖος; в.), апостол из 12 Память 11 июня — преставление, 25 августа — перенесение мощей на остров Липари и в Соборе двенадцати апостолов
В Новом Завете Варфоломей упоминается только в четырёх списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10, 3; Мк 3, 18; Лк 6, 14; Деян 1, 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арамейским патрономическим именем (отчеством) — «сын Фалмая» (ср. Нав 15, 14), или «сын Толомея» [1].
Ставшее традиционным отождествление Варфоломея с ап. Нафанаилом (Ин. 1, 45-51) аргументируют болландисты [2], ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления [3].
Апостолов Варфоломея и Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя Варфоломей приводится в списках апостолов синоптических Евангелий, тогда как евангелист Иоанн Богослов относит к апостолам Нафанаила, о котором синоптические Евангелия не упоминают. В евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, Варфоломей стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1, 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском озере, т. к. и все другие ученики, свидетели этого чуда, — апостолы (Ин 21, 1-14). Наконец, поскольку Варфоломей — патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил (арам. Натанаэл
), тогда полное арамейское имя Варфаломея —
Натанаэл бар Толами
.
Ап. Варфоломей. Фреска монастыря Ставроникита на Афоне. 1546 год. Иконописцы Феофан Критский и Симеон |
Византийская агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафанаила как отдельное лицо [4], или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом [5]. Византийская традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей [6]. В новейших трудах греческие агиографы либо склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и Нафанаила [7], либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом [8]. Русская Церковь в XIX веке еще безусловно следовала греческой традиции [9], но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского…» [10] их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя упоминает и другие мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) [11].
О жизни апостола Варфоломея Священное Писание не сообщает ничего определенного, в отличие от Нафанаила (см.).
Согласно апокрифическим «Деяниям апостола Фомы», Варфоломей был среди 11 апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свой удел для миссионерской проповеди [12]. Он проповедовал в Малой Азии (вместе с ап. Филиппом — во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество апостола Варфоломея»), под которой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а другие — Аравию Счастливую [13]. Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского [14] и блж. Иеронима [15] речь идет именно об Индии, где Варфоломей оставил Евангелие от Матфея на еврейском языке (или переведенное на индийский язык [16]), найденное христианским философом Пантеном, преподавателем Александрийской огласительной школы.
В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о миссионерском путешествии Варфоломея вдоль Черноморского побережья. Из «Индии» он отправился в Парфию, затем в Великую Армению. На Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем [17].
Варфоломей обратил в христианство сестру армянского царя Вогухи и многих вельмож; по приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз головой, заживо содрали кожу и обезглавили.
Почитание
Мощи ап. Варфоломея. Италия. Тибрский остров. Церковь св. апостола Варфоломея |
Относительно местонахождения г. Альбана (Албанополь, Урбанополь) — места кончины и погребения апостола Варфоломея — существуют разногласия. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории современного Баку. Азербайджанские археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, который был отождествлен с базиликой, построенной на месте гибели апостола. В апреле 2003 года Константинопольский патриарх Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого погребения апостола.
По другой версии, апостол Варфоломей захоронен в провинции Западный Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV веке был построен монастырь Сурб Барфоломеос. По мнению М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г. Никополь (пров. Понт).
Около 410 года из Альбаны мощи были перенесены еп. Маруфой в Мартирополь.
Около 507 года по приказу имп. Анастасия мощи перенесены в г. Дара (Месопотамия) Theod. Lect. Eccl. hist. II 57 ]].
В 574 году Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по сообщению Григория Турского, был брошен в море и чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к острову Липари, расположенному между Италией и Сицилией [18]. Местный епископ Агафон, получив во сне откровение, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Взяв раку со святыми мощами, они перенесли ее в свою церковь.
В середине VIII века часть мощей была перенесена из Липари в Константинополь.
Распространение в Византии почитания апостола Варфоломея связано с агиографической и гимнографической деятельностью прп. Иосифа Песнописца. Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей апостола Варфоломея, принес ее в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. Апостол Варфоломей явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения [19].
Около 838 года, после взятия острова Липари арабами, мощи апостола были перенесены в Беневент, где хранятся до настоящего времени.
С века часть мощей находится в Риме в церкви св. Варфоломея, на острове Тиберина. Мощи находятся в порфирьевой раке, расположенной в главном алтаре [20].
Во время посещения Баку, 16 апреля 2003 года, патриарх Константинопольский Варфоломей I передал епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру в дар православной епархии Азербайджана часть мощей святого апостола Варфоломея [21].
Апостол Варфоломей особо почитается Армянской Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское преемство деятельностью на территории Армении апостола от 12.
«Мученичество» Варфоломея [22] приписывается псевдо-Авдию, еп. Вавилонскому [23]. Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» [24] и «Похвальные слова», принадлежащие прп. Феодору Студиту [25], Никите Пафлагону [26], прп. Иосифу Песнописцу [27] и др.
Под 11 июня в византийских и западных календарях отмечается день мученической кончины ап. Варфоломея, 25 (или 24) августа — перенесение его мощей на остров Липари. В армянских календарях память указывается 8 декабря и 25 февраля, в коптских и эфиопских — 18 июня и 20 ноября.
Апостол Варфоломей и апостол Нафанаил — один и тот же человек?
В синоптических Евангелиях и в Деяниях святых апостолов Нафанаил не упоминается. Зато вместе с Филиппом у Матфея, Марка и Луки фигурирует апостол Варфоломей, которого не называет Иоанн. По этому поводу в церковном предании сегодня существует консенсус, что святой Варфоломей и Нафанаил — одно и то же лицо (хотя и по мнению некоторых учителей Церкви, и в византийской традиции, и в древнерусской они не отождествлялись).
Употребление различных имен не должно вызывать смущение, поскольку подобные разночтения в Евангелиях встречаются многократно. Знатоки древних языков и вовсе раскрывают значение имени Варфоломей как сын («бар») Фалмая (имя, встречающееся в Библии). То есть, имя Варфоломей – это скорее патроним, отчество. Но именно под этим именем апостол и далее упоминается в различных апокрифах и священном предании.
Молитвословия
Тропарь апп. Варфоломея и Варнавы, глас 3
Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди о́в во главу́ усече́н,/ о́в же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:// моли́те Христа́ Бо́га пода́ти на́м грехо́в оставле́ние.
Тропарь апп. Варфоломея и Варнавы, греческий, глас 3
[28]
Боже́ственнии орга́ны Паракли́та,/ яви́телие Бо́га Сло́ва/ яви́стеся богови́дцы апо́столи,/ Варфоломе́е, двана́десте ссе́льник,/ и Варна́во, я́ко утеше́ния сы́н./ Но моли́те Христа́ Бо́га, всехва́льнии,// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Кондак ап. Варфоломея, глас 4
(Подобен: Явился еси:)
Яви́лся еси́ ве́лие со́лнце Це́ркви,/ уче́ний сия́нием и чудесы́ стра́шными просвеща́я пою́щия тя,// Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе
.
Кондак апп. Варфоломея и Варнавы, греческий, глас 4
[28]
Я́ко Христо́вы апо́столи/ и служи́тели благоче́стия догма́том,/ всю зе́млю просвеща́ете,/ Варфоломе́е богоприя́тне со Варна́вою,// сего́ ра́ди вас воспева́ем
.
Смерть апостола Варфоломея
На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.
Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.
Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.
Фундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея
Литература
- Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L., 1901;
- Schermann T. Prophetarum vitae fabulosae indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. S. 110;
- Quasten. Patrology. Vol. 1. P. 127;
- Brownrigg R. The Twelve Apostles. N. Y., 1974;
- Leidig E. Natanael, ein Sohn des Tholomäus // Theologische Zeitschrift. 1980. Bd. 36. S. 374-375;
- Esbroeck M., van. The Rise of St. Bartholomew’s Cult on Armenia // Medieval Armenian Culture. Chico (Calif.). 1984. P. 161-178;
- Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d’apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée // AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70;
- NTApo. Tüb., 1991-19926. Bd. 1. S. 424-440;
- Bd. 2. S. 404-408.
- «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых». 7. Св. апостол Варфоломей. – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012.
- Святитель Димитрий Ростовский. «Жития святых. Июнь». Житие и страдания святого апостола Варфоломея. Память 11 июня. Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1997.
- Basilica di San Bartolomeo Apostolo. Беневенто — часть 2. Кафедральный собор и базилика Сан-Бартоломео.
Житие апостола Варфоломея
Апостол Варфоломей происходил из Каны Галилейской, города, где Христос неоднократно бывал со Своими учениками и где Он совершил несколько знаменитых чудес: претворил воду в вино, исцелил сына царедворца. О годах его юности нет никаких сведений. Затем он был призван и следовал за Господом, став свидетелем большинства совершенных Им чудес. А после того, как в Сионской горнице на апостолов снизошел Святой Дух, Варфоломей отправился, как и прочие, проповедовать Евангелие разным народам.
Об этом, последнем периоде его жизни существует множество апокрифов, значительно расходящихся по своему содержанию, и даже прямо противоречивых между собой. В том виде, в котором житие апостола Варфоломея сохранилось в предании русской православной церкви, оно записано святителем Димитрием Ростовским.
Апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом выпал жребий проповедовать веру Христову к северу от Палестины: в Сирии и Малой Азии. Вместе с апостолами следовала и сестра Филиппа по имени Мариамна, разделявшая их проповеднические труды. Наконец, они добрались до города Иераполиса Фригийского (на юго-западе современной Турции).
Там по их молитвам были низвержены идолы, которым поклонялись местные жители, обрел зрение слепой и исцелилась жена начальника города. После этого множество народа уверовало во Христа и крестилось.
Однако жрецы низверженных идолов обратились к начальнику города с жалобой на апостолов, и тот приказал распять их вниз головой. Внезапно произошло великое землетрясение, и градоначальника вместе со жрецами и многими неверующими поглотила земля. После этого оставшиеся в живых и спасшиеся окончательно уверовали во Христа и поспешили снять апостолов с креста. Но к этому времени святой Филипп уже отдал свою душу Господу.
Мучение святых апостолов Филиппа и Варфоломея
Похоронив мученика и устроив христианскую церковь в Иераполисе, Варфоломей и Мариамна разошлись в разных направлениях. И далее апостол Варфоломей следовал сам по себе. Сперва он направился в Индию и провел там продолжительное время, переведя на местное наречие Евангелие от Марка. Кроме того, он оставил тамошним жителям и написанное по-еврейски Евангелие, которое спустя сто лет было перенесено христианским философом Пантеном в Александрию.
См. также
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Апостол Варфоломей
- Варфоломеевская ночь
- Акт о единообразии — в соответствии с ним в день святого Варфоломея 24 августа 1662 года («Чёрный Варфоломей
») из своих приходов были изгнаны более 2000 английских священнослужителей-нонконформистов - Медаль в честь святого апостола Варфоломея — церковная награда Бакинской и Прикаспийской епархии. Учреждена по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
- Сан-Бартоломеу
Новозаветная история
Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:3), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Имя «Варфоломей» возможно является арамейским патрономическим именем (отчеством) «bar talamai» — «сын Фалмая»[3], где Фалмай — искажённое на арамейский лад греческое имя Птолемей.
Существует практически единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:45–50) Нафанаил — это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.
Евангелист сообщает, что Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). По-видимому, он был родственником или близким другом апостола Филиппа, поскольку именно Филипп привёл Варфоломея к Иисусу, и в списках апостолов они упоминаются рядом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу «Из Назарета может ли быть что доброе?
». Иисус, увидев его, говорит о нём «
Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
». Более определённых сведений Священное Писание о Варфоломее не сообщает, большая часть его жизнеописания известна по апокрифическим источникам.
Примечания
- Saint Bartholomew
— статья из Британской энциклопедии - Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 106. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
- ↑ 12М. А. Маханько.
Варфоломей // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 706—711. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2. - Евсевий Кесарийский. Церковная история. V, 10
- James R. Russell.
Zoroastrianism in Armenia. — Harvard University Press, 1987. — P. 142. - ↑ 123
Жития святых Ростовского, 1903—1916. - Апостол Варфоломей
- О часовне апостола Варфоломея в Баку
- Маркова А. А.
Святые Апостолы. — М.: Благовест, 2013. — ISBN 978-5-9968-0285-2. - Basilica di San Bartolomeo Apostolo.
- ↑ 12
Константинопольский Патриарх передал православным Азербайджана часть мощей св. апостола Варфоломея - Перенесение мощей апостола Варфоломея
Апокрифы
С именем Варфоломея связан ряд апокрифических произведений:
- «Евангелие апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал на греческом.
- «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке.
- «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян» на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках.
- «Деяния апостола Варфоломея» на коптском.
- «Мученичество апостола Варфоломея» на латыни и армянском.
- «Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея»)