Кто же был святой Савва?
Савва был младшим сыном Стефана Немани и Анны Неманич – венценосной семьи Княжества Сербского, основателей династии Неманичей. Он родился в 1169 году и имя ему было Растко. И библейский слог тут как раз уместен, но об этом ниже…
Родиной святого Саввы можно назвать современную Черногорию. Он стал третьим и самым долгожданным ребёнком в семье, а потому – и самым любимым. О ранних годах Растко мало что известно, но когда ему исполнилось 15, отец отдал ему в управление одну из областей своего княжества. Известно, что Растко не часто её посещал. Он был образованным юношей, знакомым с раннехристианской, византийской и старославянской литературой. Пришло время, и он сбежал на Афон. В то время ему было где-то 17 лет.
На Святой горе он нашёл пристанище в русском Монастыре святого Пантелеимона, где и принял монашество, получив имя Савва (по другой версии – это был греческий монастырь Ватопед, в котором он прожил семь последующих лет, но это менее вероятно).
Удивительно, но через некоторое время его отец, уступив престол своему среднему сыну, тоже Стефану, принял монашеский постриг, а ещё позже он отозвался на предложение Саввы приехать на Афон, где сын стал его духовным наставником. Уход в монахи мирского правителя – событие незаурядное, оно вызвало небывалый интерес не только к Стефану Немане, ставшему Симеоном, но и к самому Савве.
Святой Савва Сербский — принц и просветитель
«Святой Савва Сербский – принц и просветитель» (часть 1)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия Назначение: материал назначен коллегам – учителям истории и религиоведения, всем, которых интересуют традиция и православные связи славянских народов Описание: уважаемые коллеги, в преддверии великого праздника «Дня школы» в Сербии, предлагаю Вам познакомиться с жизнью и деятельностью одного из самых уважительных и любимых сербских святых – Святого Саввы, который считается защитником школ. Во второй части я ознакомлю своих учеников со значением Святого Саввы для русских, т.е. почему русские почитают сербского святого Цель: представление Святого Саввы – величайшей личности сербского православия Задачи: познакомить коллег с жизнью великого святого Сербии; представить вклад Святого Саввы в развитие народа и государства сербского; расширять понятия о культурном и духовном наследии православия Подготовка: исследование интернет ресурсов, изучение доступных сербских и русских источников, касающихся темы Примечание:
годы в разных источниках приводятся по-разному. Поэтому прошу взять условно приведённые в работе даты.
Святитель Савва родился в 1169 (1175) году в семье жупана Сербии Стефана Немани и Анны (дочь греческого императора Романа). Мирское имя его было Растко. Его отец мудро укреплял сербскую державу. Утверждая политическое и военное могущество, Стефан распространял и православную веру, уничтожал язычество, воздвигая христианские храмы и монастыри. Его жена Анна тоже была добродетельным, ревностным христианином. У них до рождения Растко были два сына: Вукан и Стефан. Воспитывали они своих сыновей в христианском духе. Но, Растко с детства готовился к духовному пути: посещал храмы, молился, жил своей обособленной жизнью. На царском дворе Растко слышал о Святой Горе Афон, так как к жупану часто приезжали иноки за милостыней и рассказывали о подвижнической жизни.
Когда Растко было семнадцать лет, к ним пришёл русский инок со Святой Горы, который восхитил молодого юношу словами о душеспасительной жизни, свободной от мирских забот, посвящённой молитве, подвигам. Растко последовал за ним в русский монастырь Пантелеймон на Афоне. Отец сразу послал воеводу с дружиной, чтобы отыскать его сына и вернуть его домой. Но, Растко принял постриг ночью, пока воины спали, и утром им осталось только взять и унести родителям Саввы его мирскую одежду, постриженные волосы и письмо (в 1186 году). В летописях монастыря видно, что братия очень полюбила Растко, что очень быстро по всей Горе разнеслась весть, что на Афоне поселился сын сербского самодержца. Из Пантелеймона он потом перешёл в Ватопедский (греческий) монастырь, где принял постриг с именем Саввы. Три года Савва прожил в монастыре, обошёл его босиком, раздавая милостыню из богатых приношений, которые присылал ему отец из Сербии.
Понимая, что и другие сербы могут подвизаться, следуя его опыту, Савва пригласил своего отца к себе в монастырь для совместной иноческой жизни. Жупан Стефан ещё до того объявил, что желает отречься от мира и царства. Правление Сербией передал Сыну Стефану, а сам вступил в монастырь Студеница, принял постриг с именем Симеона. Его супруга приняла иноческий образ с именем Анастасии. Два года спустя Симеон прибыл к сыну в Ватопед. После десятилетней разлуки они пали в объятия друг другу. Давным-давно они расстались как великий жупан и принц Растко, а ныне встречаются в чужой стране как монах Симеон и монах Савва. Симеону восемьдесят четыре года, Савве — двадцать семь. Симеон и Савва вместе получили благословение построить обитель для сербских монахов на Афоне, нашли покинутый монастырь Хиландария и основали новый сербский монастырь, в который в 1198 году переселились Савва, Симеон и первые иноки из сербов.
Но, чтобы (юридически) закрепить право сербов на Хиландар, было необходимо получить одобрение Византийского императора Алексея. Потому Савва отправился в Константинополь, и получил для Хиландара статус самоуправляющего монастыря «да буде Србима на поклон вечни». Монастырь процветал, «белый Хиландар посреди Святой Горы» считали невиданным чудом. Нo преподобный Симеон прожил в Хиландаре только восемь месяцев. Перед смертью просил сына не оставлять Сербскую Церковь, нуждающуюся в попечении. После смерти отца Савва правил монастырём, снабжал книгами, сосудами, иконами… Он выработал правила иноческие, составил Устав, который установил порядок богослужения, порядок жизни и управления монастырём. Написал и житие своего отца, которого Собор Афонских иноков причислил к лику святых как Симеона Мироточивого, так как от его мощей и от его настенного изображения истекало чудотворное миро, с исцеляющей силой.
Услышав вести о вражде между его братьями Стефаном и Вуканом, которая грозила Православию в Сербии (под влиянием Папы Римского), Савва решил вернуться на Родину. Он поднимает тело своего отца из раки и перевозит его в монастырь Студеница, построенный самим Стефаном Неманей. По просьбе брата Стефана не возвращаться пока на Афон, Савва остался архимандритом в Студенице, которая теперь называлась Лавра святого Симеона. Остался целый год. В это же время он вместе со своим братом Стефаном приступает к строительству знаменитого Жичского монастыря, который потом стал резиденцией Сербского Архиепископа. Савва в Сербии не оставил афонского образа жизни. Здесь он написал новый типикон, улучшая устав монастыря, устанавливая правила и порядок, какие ввёл в Хиландаре. Он даже усиливает свои труды, требует примирения братьев, которые, благодаря такому ангелу-примирителю, прекращают вражду.
Для Саввы, стремление к миру – одно из христианских достоинств. Он даже предотвращал войны силой своих разумных доводов и своего красноречия. Народ его очень любил, дивился его мудрости, чистоте и благородству сердца. В Савве народ почувствовал своего настоящего, истинного друга и пастыря. Люди слушались его и следовали за ним безоговорочно, ибо видели: Савва живёт так, как проповедует. Его любили за смирение и искренность. Он приходил к простым людям как свой, но обладал при этом поистине апостольским авторитетом. Савва чувствовал, что его труды будут недостаточными, пока Сербская Церковь не приобретёт независимость и самостоятельность. Рим расширял своё влияние на Балканский полуостров, брат Саввы – Стефан, намеревал жениться на дочери венецианского дожа. Это значило открытие пути латинским интересам, от которых сербский народ много пострадал. Из-за решения брата жениться, Савва ушёл на Афон, понимая последствия такого поступка. К счастью, Стефан отказался от своего намерения. Но Савва просил у патриарха в Никее учреждения независимой Архиепископии в Сербии. Поставление святителя Саввы в первого Архиепископа Сербского Патриархом Мануилом I состоялась в 1219 году.
Савва в то время ещё не был доволен положением Сербской церкви, потому что она должна была подчиняться верховной главе – Константинопольскому Патриарху и добился того, что Сербская Церковь получила в будущем право избирать своего Предстоятеля на Соборе местных епископов. Этим в истории Сербской Церкви началась новая эпоха, кончилась прежняя неустойчивость. Сербская Церковь стала в ряд других автокефальных Церквей. Его миссия была успешно окончена. Возвращаясь на Родину, Савва остановился в Солуне, чтобы изучить гражданские и церковные законы для управления самостоятельной Сербской Церковью. Тут занялся переводом большого числа книг с греческого языка. Так появилась на славянском языке Кормчая книга, которой впоследствии (с изменениями) пользовались болгары и русские.
По возвращению на Родину Архиепископ Савва, утверждая святое Православие и приводя в порядок церковные дела, учредил девять новых епархий в Сербии, а ранее были известны лишь две. Теперь богослужения совершались на славянском языке, монастыри стали центрами духовного просвещения, а в основе монашества стоял афонский Устав. Святитель Савва укрепил национальный и религиозный дух сербского народа венчанием на Царство своего брата Стефана, коронация которого укрепила династию Неманичей и показала огромную роль Сербской Православной Церкви. Король Стефан стал именоваться Первовенчанным. Перед смертью короля Стефана, Савва постриг его в монахи, а после его смерти королём стал его сын Радослав. День интронизации первого сербского архиепископа и коронации первого сербского короля в Жиче были очень важными для сербов. Эти события означали полную независимость сербского народа и Церкви от иностранных государств. И оба произошли благодаря усердию святителя Саввы. Савва управлял Сербской Церковью 14 лет (1219 – 1233), потом передал свою власть Арсению. Установил порядок избрания нового Архиепископа, который был принят Собором епископов в Жиче. Завершив свой подвиг на Родине, Савва отправился в паломничество по святым местам, несмотря на своих шестьдесят лет. В Вифлееме Савва входил в каменную пещеру, где Иисус родился от Пресвятой Девы Марии. В Назарете он посетил дом Иосифа. Святитель был в Кане, ходил к Галилейскому озеру, путешествовал по реке Иордану. Посетил святые места в Палестине, Сирии, Египте, беседовал с подвижниками, и окончил свой путь в Болгарии, в Тырнове, где служил последнюю Божественную литургию и с радостью ушёл ко Господу в 1237 году. Болгарский Патриарх Иоаким (по указу болгарского царя) торжественно похоронил святителя в храме Сорока Мучеников в Тырнове. Сербский король Владислав потом перевёз тело святого в Сербию (когда он и канонизирован), несмотря на то, что в Болгарии ни власти, ни народ не хотели отпустить его от себя. Чудеса совершались даже на том месте, где стоял гроб святителя в Тырново.
Мощи Святого Саввы были торжественно перенесены в монастырь Милешева. В 1594 году турки перенесли мощи Святого Саввы в Белград и сожгли их на горе Врачар, на том же месте, где сегодня стоит величественный собор имени Святого Саввы. Сожгли их, чтобы уничтожить саму память о великом святом. Но когда загорелся костёр, (по легенде) от пламени ввысь простёрся столп, сияющий всеми цветами радуги. Синан-паша сжёг тело святителя Саввы, но возрастил его славу. Турки ошиблись. Память о первом Сербском Архиепископе осталась в славных делах его, в народных песнях и народных обычаях. И в наши дни каждый православный серб знает наизусть гимн святителю Савве.
С точки зрения науки (политики, просвещения, законодательства, языка) можно сказать в заключении, что святой Савва представляет значительную историческую личность. Некоторые считают, самую важную для сербского народа. Он является духовным основоположителем сербского народа, основателем, организатором, первым Архиепископом Сербской Православной Церкви. Именно он укрепил православие в сербском народе. Неизмеримо влияние Святого Саввы на определение исторической судьбы своего народа, благодаря его усилиям искоренить еретические и влияния католической церкви. Является первым в истории сербского народа, который соединил просвещение и воспитание народа с православной верой. Определяя сербскую народную веру, он определил и народную культуру, совершая духовное спасение народа.
Савва является и первым сербским писателем, написавшим самое главное, чем в это время нуждалось сербское общество и держава. И он остался самым великим молитвенником сербского народа. Как переводчик, биограф, путописец, Савва укреплял сербский литературный язык, открывал школы при монастырях, расширял письменность по сербским землям. Он путешествовал по стране, проповедуя и примиряя народ. Основывал первые госпитали при монастырях, привозил с Востока лекарства. Написание Кормчей книги делает Савву первым сербским законодателем, который установил не только церковные правила, но и поставил основы гражданского права. Своими Законоправилами, которые основываются на византийских правилах о «симфонии» власти и народа, Савва говорит о единстве, согласии одного с другим, вместо соревнования.
Просветительская роль самая важная для современного сербского общества, потому школьная «слава» — Святой Савва отмечается во всех школах 27 января (как «День школы»). Тогда празднуется Святой Савва, как защитник и покровитель просвещения, школ, детей. В сербском языке есть такое понятие — «светосавле», обозначающее дух Святого Саввы, который живёт, воспитывается у сербских школьников («святосавство» по-русски). Святой Савва остался образцом духовной ценности, символом крепости духа, достоинства и чести.
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Святой Савва Сербский — принц и просветитель
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Похожие статьи:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Конспект урока по литературе в 10 классе
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»
Хиландар и СПЦ
Хиландар – это сербский монастырь, который стоит в одном ряду с такими сербскими святынями как Высокие Дечаны в Косово и Острог в Черногории, но Хиландар находится на Афоне, и основали его Савва и Симеон. Хиландар стал первым и остался единственным сербским православным монастырём на Святой Горе.
Впрочем, тогда он был просто «сербским», а «сербским православным» он стал, когда Савва добился от византийского царя Феодора I Ласкариса и патриарха Константинопольского Мануила I Харитопула Сарантина автокефалии для Сербской православной церкви. Монастырь при этом остался в подчинении Константинопольского патриархата. Но это не главное, главное – новая, независимая Сербская православная церковь.
В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева. Через триста лет после смерти святителя, турки, поработившие страну, сожгли мощи святого Саввы, чтобы унизить народ и его святыни. Сейчас на этом месте выстроен один из крупнейших православных храмов.
Случилось это после падения Царьграда в 1204 году, когда Мануил I рукоположил Савву в «архиепископа сербских и приморских земель».
Вернувшись в Сербию, Савва начал основывать монастыри и лавры, писать законодательные тексты. Его «Симеоново житие» сейчас считается образцом сербской средневековой литературы. Являясь игуменом важнейшего в то время в Сербии монастыря Студеница, Савва участвовал и в дипломатических миссиях правителей из своего рода, а именно – брата Стефана Неманича.
Икона Саввы Сторожевского
Святой пришел в Свято-Троицкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, очень юным. Дата рождения его и семья неизвестны — есть предположения, что он был сыном боярина из Смоленска. Пройдя обычные труды и испытания, он был пострижен в монахи самим святым Сергием.Как и все насельники Сергиевой обители, он много трудился — носил воду, строил храмы и кельи, ухаживал за огородом обители, — а также совершал аскетические подвиги поста, бдения и молитвы. Братия и игумен любили Савву за многие добродетели, кротость и смирение, всегда мирное состояние души. Он полюбил монастырские богослужения и всегда уходил из храма последним, а для уединенной молитвы избрал овраг неподалеку от монастыря. Сейчас неподалеку бьет источник, названный его именем.
Со временем святой был рукоположен со священника и назначен самим игуменом обители, преподобным Сергием, быть духовником братии и также исповедовать мирян, приходящих в обитель помолиться. В каждом монастыре это важнейшая роль и великая духовная ответственность. Советы святого Саввы были исполнены Божией благодати и назидания.
Посчитав Савву готовым к самостоятельной жизни и подвигам, преподобный Сергий благословил его стать игуменом Успенской обители на реке Дубинке, основанной святым князем Дмитрием Донским в благодарность Богу за победу на Куликовом поле. В 1392 году, после смерти преподобного Сергия Радонежского и ухода в затвор (принятие подвига уединенной молитвы) престарелого святого Никона Радонежского, преемника святого Сергия, братия монастыря упросила преподобного Савву стать настоятелем Троице-Сергиевой лавры (тогда носившей название простого монастыря). На этом посту он пробыл около шести лет.
В 1399 году князь Звенигорода Юрий Димитриевич, бывший крестником преподобного Сергия, просил преподобного Савву стать своим духовником и поселиться в его владениях, основав там монастырь. Оставив Троице-Сергиеву обитель на попечение учеников, святой отправился на пустынную Сторожеву гору, основав там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и небольшую келию. Князь навещал там святого, прося благословения на важные дела правления — так, преподобный благословлял Юрия на победоносные походы против татар (в Волжскую Булгарию, на Казань). Через время молитва Сторожевского старца помогла и сохранить Русь при нашествии Тамерлана. Преподобный Савва предрекал победу, и прозорливые слова его сбывались.
Со временем в Сторожевском монастыре также появилась братия. Несмотря на старость, святой Савва и здесь трудился в строительстве храмов и жилищ для братии. Он мирно скончался в 1407 г., в очень преклонном возрасте, дав перед смертью наставления братии. Церковь канонизировала его в лике преподобных подвижников Божиих через сто лет.
Увы, после смерти святого потомки князя Юрия и его братьев начали междоусобную брань, поэтому Звенигородский монастырь пришел во временный упадок.
Описание и архитектурный стиль
При разработке проекта авторы взяли за основу византийский стиль, ориентируясь на Софийский собор в Константинополе, но добавив нотки средневекового сербского стиля:
- Планировка храма св. Саввы отличается от прототипа в слиянии базилики и центральной постройки.
- Возведение вокруг главного купола храма святителя Саввы четырех башен меньшего размера.
Внутреннее оформление собора святого Саввы еще не завершено, несмотря на то что храм является действующим и открыт для прихожан и туристов.
История основания храма
Строительство храма в Белграде относится к современности, но история его возникновения уходит в далекие времена становления христианства на Балканах.
Названа достопримечательность в честь сына сербского правителя Стефана Немани, который проникся интересом к христианству и получил имя Савва. Заинтересовавшись этим религиозным учение, сын правителя Сербии совершил паломничество на Афон и провел там много лет, постигая духовное просвещение и тренируя свой дух.
По возвращении в родные места святой Савва стал просвещать народ в вопросе христианской веры, что помогло объединению многочисленного числа людей, населявших балканскую землю.
Наблюдая за успехами сына, отец тоже проникся христианской верой, отказался от престола и принял решение прожить остаток дней в монастыре. В тишине и вдали от суетного мира он основал святую обитель Хиландар.
Савва продолжал привлечение народа Сербии к христианству и стал первым епископом на этой земле, заслужил любовь и уважение у людей, присоединившихся к православной религии.
После смерти епископа, его мощи были переданы в монастырь Милешево, где они и находились до перехода власти в руки турецких завоевателей под руководством воеводы Синан-паша. Чтобы сломить дух сербов и надругаться над их религией и культурой, было принято решение сжечь мощи почитаемого Саввы на глазах жителей Белграда. Сожжение произошло на горе Врачар в 1595 году. В память об этом событии было принято решение возвести храм в честь Саввы, причисленного к лику святых.
Первый храм был построен только в 1835 году. Это была деревянное здание, имеющее намного меньший размер, чем у современного собора.
Посчитав, что деревянная церковь не соответствует значимости первого епископа Саввы для Сербии, было принято решение о проведении конкурса на проект нового Храма святого Саввы. На это ушли долгие годы, но в 1926 году был одобрен проект архитекторов Александра Дерока и Богдана Несторовича.
Чем интересен собор для туристов
Храм Саввы интересен как культурное наследие сербского православия, которое является его духовным центром и привлекает большое количество людей, желающих прикоснуться к святыне.
Впечатляет масштабность постройки, которая полноценно ощущается внутри храма.
Храм святого Саввы в цифрах
Размеры храма святого Саввы следующие:
- ширина — 81 метр;
- длина — 91 метр;
- высота по верхней точке купола — 65 метров;
- высота главного купола без учета стен — 35 метров;
- общая площадь — 7570 кв. метров;
- вместимость посетителей — 10 000 человек;
- состав певчих храма — 800 человек.
Цифры внушительные, что говорит о значимости храма и личности святого Саввы в истории Сербии и всего православия. По своим размерам сербский собор признан вторым среди большого количества православных церквей. Уступает по масштабности лишь храму Христа Спасителя в Москве.
Интересные факты
Возведение храма святого Саввы заняло много лет:
- Начато в 1935 году и велось до 1939, поднято на 12 метров.
- Вторая мировая война приостановила строительство на длительный период.
- Продолжили возведение собора в 1984 году и закончили в 2004, перейдя к отделочным работам.
- Работы по внутренней отделке ведутся до сих пор, но это не мешает его посетителям.
- В апреле 1999 года храм посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел Божественную литургию со Святейшим патриархом Сербским Павлом.
Храм святого Саввы считается самым большим на всей территории Балкан и привлекает христиан и туристов, желающих ощутить дух исторического места в Сербии.