Креационизм — что это такое, понятие и суть концепции.

В 2005 году школьный совет небольшого американского городка Довер в штате Пенсильвания обязал учащихся девятых классов изучать книгу «О пандах и людях». Она должна была стать учебником, излагающим в качестве альтернативе эволюционной теории «теорию разумного плана».

В 1987 году Верховный суд США запретил преподавать в школах теорию креационизма, именно поэтому судья Джон Джоунз по иску родителей 11 учащихся, вынес решение, отменяющее решение школьного совета.

Несмотря на то, что в этом случае креационисты потерпели поражение, споры между ними и сторонниками теории эволюции продолжаются в мире до их пор.

Значение и зарождение термина

Слово происходит от латинского «creatio», что значит «создаю». Сам термин родился у ученых XIX в. Но идея сотворения мира Богом, лежащая в основе креационистских теорий – значительно древнее науки. Об этом, пусть по-разному, говорили древние языческие религии, но самую последовательную, подробную концепцию Творения подарило миру христианство.

Сотворение мира

Основа этого учения находится в Библии

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Таковы первые слова Библии, ставшие основанием для разного рода толкований богословов. Первые такие попытки можно увидеть уже у святых отцов первых веков.

Святые отцы

Все богословы-подвижники как Востока, так и христианского Запада:

  • исходят из того, что Творец вечен, неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется;
  • понимают создание неба и земли вполне буквально.

Создатель и Его творение

Уже с первых веков Церкви распространились разного рода иносказательные рассуждения о первых стихах Бытия, о которых свт. Василий Великий пишет:

«иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно со своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, согласные с собственным их намерением».

Не так понимают Библию угодники Божии, не склонные «умствовать». Как пишет свт. Василий, «я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, и все, чем оно названо, за то и принимаю».

Согласны с ним также другие толкователи.

Прп. Ефрем Сирин указывает, что под «небом» и «землей» понимается не иное что, как эти материи. А великий Иоанн Златоуст в одной из проповедей предостерегает:

«Не верить содержащемуся в Божественном Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело».

Шесть дней творения

Вполне буквально понимают святые отцы дни творения, разумея под ними именно сутки, календарные дни. Здесь согласны как древние отцы, так и святые, жившие ближе к нам по времени.

Западный богослов, св. Беда Достопочтенный (VI—VII вв.), пишет о сотворении «красоты мира» за 6 дней, тогда как в седьмой Господь «отдыхал от трудов».

Того же мнения держится св. Григорий Двоеслов, папа Римский (VII в.), отмечая при этом, что дни – не последовательность создания вещей этого мира. Это своего рода этапы проявления различных элементов творения, сотворенных изначально, причем одновременно. Например, растения созданы в первый день вместе с землей – ведь они впоследствии вышли из нее – но «произрастила» их почва только на третий:

«Вот почему Моисей отдельно повествует о том, что было создано в каждый день, и, однако, закончил заявлением, что все было сотворено сразу: Вот происхождение неба и земли (Быт.2:4–6)».

А свт. Димитрий Ростовский (XVIII в.) даже отождествляет дни создания земли и дни недели, какими их ныне знают люди:

  • первый день седмицы – воскресение – отделение света от тьмы;
  • понедельник: Создатель «произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных»;
  • во вторник появилась суша;
  • среда, четвертый день – создание Солнца и Луны;
  • четверг, пятый день: сотворение «рыб и гад водных»;
  • пятница – появление животных; тогда же получил бытие человек.
  • наконец, на седьмой день, Бог «почил от дел Своих».

Подобное понимание встречается также в богослужебных текстах. Например, Триодь Постная в Синаксаре (поучительном чтении) на Великий Пяток соотносит Пятницу как день Распятия Господа и шестой день, когда создан человек, признавая такое совпадение неслучайным. С 7 днем творения сравнивается Великая Суббота: «и в шесты́й назда́в па́ки истлевшаго человека, и обновив живоно́сным крестом, и҆ сме́ртию, в настоящий па́ки седмы́й де́нь упоко́и, соверше́нным дел упокое́нием, животоесте́ственным и спаси́тельным у҆снув сно́м».

По образу и подобию

Богословие святых отцов уделяет особое внимание созданию людей.

Предсуществование душ?

Уже в первые века христианства мыслители задавались вопросом, существовали ли души людей до их сотворения.

Отвечая подобным «исследователям» прп. Максим Исповедник пишет, что Божий замысел о человеке предполагает его как сочетание тела («из праха земного») и «души живой»:

«Душе и телу, как частям человека, существовать во времени одному прежде или после другого невозможно».

Термин «креационизм» появился в конце XIX века как научное доказательство бытия Божьего

Термин «креационизм» возник и стал популярен в конце XIX столетия. Он использовался для обозначения концепции, признающей истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира Богом за 6 дней.

Креационизм

совокупность телеологических концепций, признающих истинность сотворения мира Богом

Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира.

В результате далее последовало возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.


Текст решения суда по делу Кицмиллер против школьного округа Довер. Противники креационизма активно обращаются в суды для того, чтобы запретить преподавание креационизма в школе. Фото: upload.wikimedia.org

Первая организация креационистов была основана в Великобритании в 1932 году, и оно называлось «Движение протеста против эволюции».

Её целью стало распространение «научной» информации и фактов, доказывающих ложность эволюционного учения и истинность библейской картины мира.

1932

в этом году в Англии возникла первая организация креационистов «Движение протеста против эволюции»

Наибольших успехов креационисты добились в США, где они временно запретили преподавание эволюционной биологии в публичных школах нескольких штатов. Б

олее того, с середины 1960-х годов активисты «младоземельного креационизма» начали добиваться введения в школьную программу учения «научного креационизма».

1975

в этом году американским судом преподавание креационизма признано незаконным

В своей борьбе сторонники теории креационизма проиграли, так как в 1975 году было принято решение суда по делу «Дэниел против Уотерса». В результате преподавание в школе чистого креационизма признали неконституционным.

Чтобы преодолеть запрет, креационисты решили переименовать концепцию в «науку сотворения», когда же и её запретили, в 1987 году концепция стала называться теорией «разумного замысла».


Парламентская ассамблея Совета Европы. ПАСЕ приняла резолюцию, осуждающую креационализм в качестве лженаучного учения. Фото: cdn22.img.ria.ru

В настоящее время в мире действует несколько десятков организаций креационистов. Больше всего (34) их насчитывается в США.

При этом Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в своей резолюции 1580 от 4 октября 2007 года под названием «Опасность креационизма для образования» говорила о нездоровых последствиях распространения идей креационизма в рамках образовательных систем.

4 октября 2007

ПАСЕ в рез. 1580 выразила сомнения в целесообразности распространения идей креационизма в образовании

Например, в том, что креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение. В резолюции подчёркивается недопустимость подмены науки верой и ложность утверждений креационистов о научности их учения.

Отличие от теории эманации в философии

Неотмирная природа души часто приводила св. отцов к полемике с языческими философами, среди которых были сторонники теории эманации (от латинского «нисхождение», «распространение»). По мнению последователей древнего философа Платона, мир и человек возникли как результат излияние Первоначала по избытку его благости.

Но Библия говорит не о «переизбытке» творческой мощи, создавшей человека, а о целенаправленном, сознательном акте сотворения «венца природы» из тела и души.

Креационисты верят в концепцию о Сотворении Вселенной всего живого Богом или Творцом

Креационисты — это ученые, исследователи и популяризаторы науки, придерживающиеся креационизма или же концепции о Сотворении Вселенной и всего живого Творцом или Богом.

Мировоззрение креационистов противостоит атеистическому мировозррению. При этом атеисты, используя данные науки, стараются логически доказать что Бога нет.

Что же касается креационистов, то те же самые научные данные они используют для того, чтобы доказать неоспоримость существования и присутствия в мире Творца.


Сотворение света. Из книги «Библия в гравюрах Гюстава Доре». Креационисты считают, что мир сотворен Богом, но потом он начал развиваться по научным законам. Фото: upload.wikimedia.org

Еврейские и христианские традиционалисты опираются на Библию и Тору, а мусульмане — на Коран как основной источник информации о Сотворении мира и всего живого на земле.

Креационисты же или сторонники концепции разумного замысла, свое мировоззрение основывают не на вере, а на использования для доказательства создания Вселенной исключительно эмпирических источников.

Креационистами были многие известные ученые — например, Ньютон.

В креационизме существует несколько направлений, так некоторые креационисты признают роль эволюции в истории Земли. Их называют «староземельный креационизм». Существуют также эволюционисты, которые считают себя верующими людьми.

Поэтому основной критерий отличия креациониста от эволюциониста — критерий веры в богодухновенность и авторитет Священного Писания. Креационистом надо считать человека, признающего богодухновенность Библии и сотворение мира и человека Богом.

Абиогенез

возникновение жизни из неживой материи

Эволюционисты же, несмотря на религиозность, не считают Библию в вопросах естествознания авторитетом, допуская любые научные теории, в том числе абиогенез — возникновение жизни из неживой материи и происхождение человека от обезьяны.

Термин «креационизм» — относительно молодой, но само мировоззрение старо как мир.


Исаак Ньютон. Портрет кисти Г. Кнеллера, 1689 год. Считается, что креационистами были многие выдающиеся ученые, среди них Исаак Ньютон. Фото: upload.wikimedia.org

Считается, что сторонниками концепции креационизма были многие выдающиеся ученые, жившие в разны времена и столетия. Среди них называют:

  • Фрэнсиса Бэкона;
  • Галилео Галилея;
  • Кала Линнея;
  • Исаака Ньютона;
  • Чарльза Беббиджа;
  • Грегора Менделя;
  • Карл Юнг и т.д.

Стоит отметить, что противники креационизма утверждают, что многие них крецианистами себя не признавали.

В чем смысл создания человека Богом

Но для святых отцов куда важнее тайн создания человека – смысл его существования, потерянный по грехопадении, но найденный Христом. Прп. авва Дорофей пишет:

«В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2: 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан.

Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их через преступление…».

Именно это преступление и преодоление его последствий – основной предмет внимания богословов. По слову того же прп. Дорофея, Христос

«принял самое естество наше, начаток нашего состава, и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал опять здоровыми, какими они были и в начале…».

А вот как видит будущее человека прп. Симеон Новый Богослов:

«После преступления Адама не проклял Бог рая… а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою… Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною… В

идишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело…

Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства».

Виды и направления креационизма

Теория эволюции Ч. Р. Дарвина

2.2 Виды и направления креационизма

По определению, креационизм — религиозная и метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким Сверхсуществом (Богом). И возник он как результат противоречия между буквальным прочтением священных текстов и научными данными и теориями.

2.2.1 Религиозный креационизм

В религиозном креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных.

Буквалистский, или младоземельный, креационизм настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 лет назад. Однако, согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры.

Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма религиозные общины США. Здесь основная масса верующих – как протестантов, так и католиков, — считает библейский рассказ, точно и правильно отражающим историю возникновения человека. Столь буквалистское прочтение Библии характерно для фундаментальной религиозности. Свою роль играет и то, что в последние десятилетия вопрос о правоте или ложности теории эволюции был в США сильно политизирован. Во второй половине 20 века консервативное крыло республиканской партии приняло креационизм в качестве одного из пунктов своей партийной платформы, призванной сплотить вокруг республиканцев жителей «red-neck штатов» — Юга и Среднего Запада страны.

Верхушка католической церкви придерживается метафорического, или староземельного, подхода к креационизму. В нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний.

22 октября 1996 года пап Иоанн-Павел II обратился к Папской академии наук с посланием, где заявил, что выводы светских наук, касающиеся теории эволюции, в том числе и её роли в происхождении тела человека, основываются на прочных научных основаниях, подтвердив слова своего предшественника Пия XII «Humani Generis» (1950 год): «В вопросе о человеке и его происхождении между теорией эволюции и доктриной веры не будет противоречий, если мы сохраним незыблемые основные фундаментальные положения». Близкое миропонимание излагается в публикациях православных священников, протоиерея Александра Меня («История религии»), диакона Андрея Кураева («Может ли православный быть эволюционистом?») и протоиерея Глеба Каледы («Библия и наука о сотворении мира»).

2.2.2 Современный креационизм

Современный креационизм – отнюдь не однородное идейное течение. Кто-то по-прежнему верует, что 23 октября 4004 года до нашей эры Бог принялся творить мир и на шестой день создал человека «по своему образу и подобию», кто-то стремится обогатить эту теорию «всеми разумными достижениями современной науки». Но идейные споры не мешают атаковать учение Дарвина по всем фронтам.

Особенно популярна в последнее десятилетие идея «разумного плана» (intelligent design). Её приверженцы признают, что Земля возникла более четырёх миллиардов лет назад, что одни виды животных вымирали, другие возникали, но все эти события протекали по заранее намеченному Творцом плану.

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» (a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип).

Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Духовным отцом «горнего плана» считается Филипп Джонсон, юрист, автор бестселлера «Дарвин на испытательном стенде» (1991). «В любой культуре есть миф о сотворении мира, — пишет Джонсон, и имеются жрецы. Это эксперты, которые толкуют историю сотворения.

Они могут быть церковными деятелями или же видными учеными – в любом случае они вправе требовать, чтобы монополия на истину принадлежала им.

Кто владеет историей сотворения мира, тот во многом влияет на умы людей, принадлежащих к данной культуре».

Как убеждает опыт ряда американских штатов, когда библейская история маскируется под науку, она легко откладывается в умах неотложным законом, вроде «яблока Ньютона».

Другим течением в креационизме является «Наука о сотворении» или «научный креационизм» (creation science), сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и библейской истории (например, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии. Сторонники «научного креационизма» как правило, настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия, обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Например, для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной, которые даёт гео- и астрофизика, в научном креационизме предпринимаются попытки доказать непостоянность во времени мировых постоянных, таких как скорость света, постоянная Планка, массы элементарных частиц и т. д.; также постулируется гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, чтобы доказать молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.

Креационизм является не научной теорией и не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости.

Поэтому опровергнуть креационизм с помощью научных методов в принципе невозможно. Какие бы аргументы не приводили учёные, все они разбиваются о невозможность фальсификации любой системы, включающей чудесное как основное звено.

Креационисты ставят под сомнение достоверность всего знания, недоступного прямой экспериментальной проверке (к нему, кроме большой части эволюционной биологии и палеонтологии, относятся также значительная часть геологии и астрономии).

По мнению большинства специалистов в области естественных наук, изучающих прошлое, буквальное толкование священных текстов о сотворении мира, предпринимаемое «научными креационистами», псевдонаучно, так как такое толкование, по их мнению, противоречит массиву палеонтологических и биологических данных о биологической эволюции, а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли и астрономических объектов.

3. Столкновение мировоззрений

Активные дискуссии между сторонниками креационизма и его противниками ведутся во многих странах, в том числе и в России, однако не в рамках научных дискуссий, а в основном по поводу уместности преподавания в школе таких взглядов.

В начале 1920-х годов Америка переживала мировоззренческий кризис. Традиционалистов тревожило посягательство на моральные устои. Это было время джаза и абстрактного искусства, презрения к сухому закону и входящего в моду фрейдизма. Молодёжь традиционно конфликтовала с отцами. В те годы теория эволюции ассоциировалась с прогрессом, атеизмом и евгеникой. «Отцы» затеяли, в виде самозащиты, новый «крестовый поход», особенно в южных штатах, где запрет на преподавание дарвинизма в общественных школах принял форму закона.

В такой атмосфере в июле 1925 года и состоялся знаменитый «обезьяний процесс», на котором по антиэволюционному закону штата Теннесси был осужден преподаватель общих дисциплин Джон Скоупс, и значение которого вышло далеко за рамки конкретного судебного дела. К 1927 году уже 13 американских штатов приняли запретительные законы, аналогичные закону Теннеси. Но в 1968 году Верховный суд США всё-таки решил, что антиэволюционные законы противоречат Первой поправке к Конституции США. А в 1987 году тот же Верховный суд запретил преподавание библейской картины творения мира в государственных школах.

Американский физик – космолог Лоренс Кросс, которого пригласили в Комитет стандартов обучения для обсуждения программы школьного курса по биологии в США, решительно выступил против идеи ввести курс креационизма: «Мы выиграли, потому что не допустили теорию разумного замысла в учебные классы, и вместе с тем проиграли, поскольку «из чувства справедливости» Комитет добавил… формулировку: «Школьники должны изучать, как учёные критически исследуют эволюционную теорию». Я настоятельно выступал против этого: в нормах должно быть сказано, что ученые вообще всё исследуют критически!» (журнал «В мире науки» №11, 2004 г., с. 34-35).

Но и сегодня в США идут судебные процессы по поводу преподавания теорий происхождения человека в государственных школах.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 5 октября 2007 года постановила, что «креационизм во всех его формах, таких как „разумный замысел“ или „высший разум“, не является научной дисциплиной и не подлежит научному изучению в европейских школах наряду с теорией эволюции или даже вместо нее». В данной резолюции депутаты ПАСЕ призвали правительства 47 стран Совета Европы «решительно воспротивиться» преподаванию креационизма как научной дисциплины.

В 2006 году с Дарвином начали судиться и в России. «Поскольку данная гипотеза является лишь недосказанной гипотезой, то её преподавание в школах не может объясняться действительно объективными причинами», — заявил истец.

Заключение

Человек до сих пор не знает, как он произошёл. Правда, верующие точно знают, что человек сотворен Богом, как о том написано в священных писаниях. Но не все разделяют их точку зрения. Наиболее самоуверенные из атеистов порой так озадачивают верующих: «Хорошо, пусть Бог сотворил человека. Но кто сотворил Бога?».

Для многих вера в эволюцию стала причиной всех бед современного общества. Креационисты идут в наступление повсюду. Учителей в Луизиане и Аризоне обязали, приступая к рассказу об эволюции, предупреждать учеников о вреде услышанного. Воспользовавшись временным преимуществом, креационисты осмелели и квалифицировали доктрину эволюции как разновидность религии тотемизма, принятого на вооружение современным научным обществом. А стало быть, считают они, дарвинизм есть не что иное, как язычество в науке.

Но слухи о кризисе дарвинизма сильно преувеличены. Любая научная теория так или иначе продвигает наше знание вперёд.

Так, недавно возникла ещё одна концепция недарвиновской эволюции – пунктуализм. Его сторонники считают, что процесс эволюции идёт путём редких и быстрых скачков, а 99% своего времени пребывает в стабильном состоянии. Ценность этой концепции заключается в идее разобщенности микро- и макроэволюции и независимости управляемых ими факторов.

Возможно, в будущем СТЭ и недарвиновские концепции эволюции, дополняя друг друга, объединяться в новую единую теорию жизни и развития живой природы.

Литература

1. А.П. Садохин. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – 3 изд. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 239 с.

2. Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995. – 352 с.

3. М. Вартбург. Рапорт Миллера // Знание – сила, 2007, №6, с. 63-64.

4. А. Шерстюк. Упыри, вампиры и нетопыри – наши предки? // Знак ?, 2006, №1, с. 26-39.

5. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа первая // Биология в школе, 2006, №2, с. 44-48.

6. А. В. Князев. Биология и религия, или как преподавать в школе эволюционное учение? Беседа вторая // Биология в школе, 2006, №3, с. 31-34.

7. С. Ильин. Датируя сотворение мира // Знание – сила, 2008, №5, с. 83-84

8. К. Еськов. Эволюционная теория сегодня // Наша школа, 2007, №1, с.21-24.

9. А. Волков. Господа! Пора судиться из-за глобусов! // Знание – сила, 2007, №6, с. 5-13

10. В. Новик. «Обезьяний процесс» — 80 лет назад и сегодня // Наука и религия, 2005, №7, с. 6-9.

11. А. Журавлёв. Что-то крокодилы разлетались… // Знание – сила, 2008, №2, с. 74-81.

12. Ю. Чайковский. От жажды умираю над ручьём или новое в теории эволюции // Наука и жизнь, 2007, №2, с. 38-44.

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_эволюции

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/Креационизм

Теория эволюции Ч. Р. Дарвина

Информация о работе «Креационизм и эволюционизм»

Раздел: Биология Количество знаков с пробелами: 27587 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостояния

122198

0

0

… . Все это прискорбно, но является весьма типичным явлением истории науки от далекого прошлого до наших дней. «Теистический эволюционизм» В итоге, научный методологический анализ проблемы позволяет сказать, что эволюционисты-материалисты приняли крайнюю позицию, отрицающую креационизм, весьма поспешно. То же можно сказать о некоторых российских православных писателях, которые, думаю, поспешили …

Эволюционизм и креационизм — древний спор

11747

0

0

… : творец есть или его нет? Если его нет, то как он мог сотворить мир? У сотворения вещей нет господина; все сущее творит себя само. Как видим, спор между креационизмом и эволюционизмом велся еще в Древнем Китае. У древнегреческих философов мы также можем найти любопытные суждения на тему происхождения мира и Вселенной. Например, у Ксенофана, жившего в VI в. до н.э. есть такое высказывание: » …

Эволюционное учение и креационизм

29606

0

0

… виде, или постепенно, в течение «дней» «производить» из воды и земли, от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов». 3. Критика эволюционного учения и креационизма Теория эволюции подвергается креационистами критике, в основном, по следующим направлениям. 1. Палеонтологическая летопись обнаруживает скорее структуру эволюционных скачков, а не постепенные преобразования. …

Научный креационизм (Теория сотворения). Обновленная и улучшенная версия

234884

16

1

… серьезных доказательств самозарождения жизни (даже в виде самой маленькой живой клеточки, способной создать себе подобные), а то, что они предъявляют – не более чем теории (гипотезы). Что ж, их труды идут на пользу теории научного креационизма! А теперь предоставлю информацию по иным противоречиям в биологии (и в других науках), с которыми сталкивается теория эволюции. ХОТЯ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ НЕ …

Как соотносятся теория эволюции и слова Библии

К концу XIX в., несмотря на предостережения, которые не раз высказывали святые отцы по поводу рассуждений о Писании «из своего ума», появляются рационалистические толкования, имеющие целью согласовать распространившуюся тогда теорию эволюции и слова Библии.

Как многие столетия назад, начинаются попытки увидеть Книгу Бытия как набор аллегорий. При этом христианские эволюционисты, по сути, не пытаются понять Слово Божие, а приспосабливают его под общепринятые теории. Например:

  • с точки зрения знаний, которые имеют астрономия, физика, биология, трактуется сотворение неба, земли, растений, животных;
  • дни творения аллегорически толкуются как длительные периоды времени, что позволяет согласовать представления ученых о возникновении мира около 1.5 млрд. лет назад, человека – около 40000 с временем, которое определено Писанием и Преданием;
  • создание человека рассматривается в рамках так называемого антропного принципа; согласно наиболее распространенной его версии, все творение гармонично «спроектировано» Создателем ради создания его венца – человека.

Гипотеза или истина?

Среди богословов-эволюционистов большинство представляют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них:

  • П. Тейяр де Шарден, католический исследователь, монах;
  • Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству;
  • Б. Грэм, известный баптистский проповедник.

В 1950 г. Папа Пий XII разрешил исследователям, принадлежащим к католичеству, изучать эволюционную теорию. Его энциклика именует ее «гипотезой».

22

Октября

1996 года

В выступлении папы Иоанна Павла II (недавно канонизирован католической церковью) в Папской академии наук было сказано о необходимости пересмотра понимания библейских текстов согласно эволюционизму.

В православии пока нет официальной позиции по этому поводу. Однако к сторонникам подхода, близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат десятки богословов, среди которых:

  • прот. В.В.Зеньковский, автор множества трудов по истории Церкви и христианской философии (1991-1962 гг.);
  • прот. Глеб Каледа (1921-1994 гг.);
  • прот. Александр Мень (1935-1990 гг.), изложивший «эволюционную» концепцию творения в 1 томе своей «Истории религии»;
  • прот. Серафим Слободской (1912-1971 гг.); в учебном пособии «Закон Божий», одном из наиболее распространенных сейчас, он пишет, что «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом».

На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами, практически не опирающимися на Священное Предание, с позицией святых отцов многие обращали внимание еще при зарождении христианского эволюционизма. Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины XX в. схиигумен Иоанн:

«Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер, очень слабым представляешь всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: бысть вечер, бысть утро день первый, – надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал, и бысть тако».

Суть креационизма.

Вообще, креационизм это огромное течение, которое имеет массу своих ответвлений и различий.

Одни креационисты утверждают, что бог и сейчас управляет всеми процессами, другие, что он создал землю и все сущее, а потом, как говорится, отпустил в свободное плавание. Точно так же и с возрастом нашей планеты. По мнению одних нашей планете от 6 до 7.5 тысяч лет, другие все-таки соглашаются с точкой зрения ученых и допускают, что Земле около четырех миллиардов лет. Объединяет всех этих людей неустанное желание притянуть какие-либо строки из священных писаний к реальным научным фактам.

Креационисты не оперируют в своих теориях какими-то либо фактами, а все их доводы являются лишь демагогией. Зачастую, вещи, о которых они говорят, являются полнейшей глупостью. К примеру, некоторые из них не верят в существование динозавров, так как про них не говорится в священном писании. Наличие ископаемых останков их абсолютно не смущает.

Деизм

В рационалистической философии он представлен, прежде всего, в виде учения деизма (от латинского слова «Deus», Бог). Оно возникло с XVII в., а обрело особую популярность в XVIII. Деисты:

  • полагают, что Создатель, раз сотворив мир, не вмешивается далее в его жизнь, или делает это минимально;
  • считают познание природы средством познания Бога.

Среди известных деистов:

  • Ж.Ж.Руссо;
  • Вольтер;
  • М.Робеспьер;
  • А.Н.Радищев;
  • И.Ньютон

Многие из сторонников философской теории остались верующими (например, физик И. Ньютон), другие же дошли до полного отрицания религии, как Вольтер.

Еще одна оригинальная идея принадлежит французскому философу Р. Декарту, который считает Бога Творцом «врожденных идей». Они позволяют человеку изучать мир, дают ему способы этого познания. Впоследствии философия постепенно отказывается от «идеи Бога» сосредоточиваясь на анализе общих закономерностей развития мира и человека в его земном существовании.

Научный креационизм

Научный креационизм — модернизированная форма креационизма — религиозного учения о творении богом мира из ничего. Получил развитие в 1960-е годы среди фундаменталистов в США. Идеологи научного креационизма Г. Моррис, Дж. Уиткомб, Д. Гиш, X. Кларк, Майкл Бихи и другие пытаются использовать новые методы для дискредитации эволюционного учения. Для научного креационизма характерны жесткий антимодернизм, защита истинности буквального понимании библейской версии творении за счет широкого использования данных наук о природе, провозглашение научного креационизма строго научной альтернативой эволюционному учению. Для обоснования научного креационизма созданы исследовательские центры, наиболее крупный — Институт креационистских исследований. Основные аргументы научного креационизма сводятся к обоснованию с помощью второго начала термодинамики «тепловой смерти» Вселенной, отрицанию промежуточных форм среди ископаемых и существующих организмов, дискредитации научной геохронологии, чтобы обосновать небольшой возраст Земли и опровергнуть тем самым эволюционное учение. Идеологи научного креационизма используют идеи неокатастрофизма для трактовки библейского потопа как мирового катаклизма, который привел к созданию ископаемых остатков. Фундаменталисты развернули активную политическую и идеологическую борьбу за принятие законодательными органами штатов США законов о равном количестве часов для преподавания научного креационизма и эволюционного учения. Данные современной астрономии, физики, геологии, всего комплекса биологических наук, теоретические достижения концепции самоорганизации показывают полную научную несостоятельность научного креационизма, являющегося псевдонаукой.

Отношение к творческому началу мира в науке

Зарождение идей понимания мира как творения среди ученых относится к XVIII в.

Креационизм в биологии

Исследователи, изучавшие живые существа, установили, что с течением времени происходит их изменение. Однако, как утверждал К. Линней (1707-1778 гг.), видов существует ровно столько, сколько сотворено при начале мира, а новые не возникают.

Хотя данные археологии и палеонтологии говорили о вымирании отдельных видов животных, растений, ученый-креационист Ж. Кювье (1769-1832 гг.) создал «теорию катастроф», которых было несколько десятков за историю Земли. Именно они повлияли на растения, животных.

Теория происхождения человека в креационизме

Креационистские рассуждения биологов поставлены под сомнение исследованиями Ч. Дарвина. Ныне ученые-креационисты:

  • не отрицают эволюции человека;
  • считают, что его душа и разум имеют Божественное происхождение.

Таким образом, человек рассматривается как двусоставный «биологический объект» вопреки утверждению прп. Максима Исповедника об абсолютном, по замыслу Божию, единстве души с телом.

Наука или псевдонаука?

В XX в. формируется целое направление объединяющие сторонников креационистских идей, именуемое «научный креационизм». Опираясь на данные исследований природы, он утверждает буквальное понимание Библии, внешне похожее на видение Творения святыми отцами:

  • утверждает, что мир возник не более 10000 лет назад;
  • отрицает эволюцию растений, животных;
  • отвергает эволюцию человека.

Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что креационисты пытаются представить Библию тем, чем она никогда не являлась. С их точки зрения, это не Книга о Богооткровенных истинах, а своего рода учебник естествознания, буквально описывающий мир с «научной» точки зрения. Неудивительно, что оппоненты теории требуют от ученых экспериментального подтверждения каждого из их утверждений, что далеко не всегда возможно. Именно поэтому такой креационизм оценивается многими членами научного сообщества как псевдотеория.

Плюсы и минусы креационизма

Эволюционизм критикует креационизм за методологическую ненаучность. Дело в том, что, несмотря на все плюсы и минусы этой концепции её положения не проверяются научными методами.

Божественное происхождение человека

То же понятие Бог-Творец не отвечает принципам верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Таким образом, это скорее метафизическая концепция или же религия, чем наука.

Именно поэтому само доказательство или опровержение креационизма при помощи научного метода не имеет смысла, так как любые аргументы разбиваются о невозможность фальсификации системы, включающей чудесное как основное звено.


Уильям Дембский, математиком, философом и богословом. Научный мир не признает разработанные ими критерии, используемые креационистами в качестве научных

Плюсы креационизма:

  1. Объединяет божественный и научные подходы к вопросам сотворения мира.
  2. Позволяет использовать научный аппарат для решения некоторых вопросов богословия.
  3. Его постулаты могут быть легко преподаны в школе.

Еще одним плюсом креационизма можно назвать то обстоятельство, что философия этой концепции поднимает важные вопросы.

Например, это отличия объекта, возникшего в результате действия естественных причин, от артефакта, то есть объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала.

При этом критерии Бихи и Дембского, используемые креационистами, не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости, в связи с этим названная концепция не получила признания научного сообщества.

Научное сообщество не признает современный креационизм.

Минусы креационизма:

Современный креационизм имеет слабые стороны, которые препятствуют широкому его распространению.

  1. Отсутствие строгих критериев, что препятствует признанию идей креационизма научным сообществом.
  2. Принципиальная недоказуемость его постулатов с научной точки зрения.
  3. Богословская критика, указывающая на присутствие в креационизме идей атеизма.
  4. Негативное восприятие большинством представителей как научного, так религиозного мира.

Наиболее активны в пропаганде идей креационизма религиозные консерваторы, пытающиеся таким образом противостоять проникновению современных научных знаний религиозную среду.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ученые, которые являются сторонниками идеи Творения

Тем не менее, ученые – сторонники идеи Творения, сейчас объединяются в сообщества, издают журналы, имеют свои интернет-страницы. Есть подобные организации также в России.

Младоземельное и староземельное направления

Среди направлений современного креационизма можно выделить:

  • «младоземельный» – приверженцы буквального понимания 6 дней создания мира;
  • «староземельный» – сторонники аллегорического понимания библейских слов о времени создания мира; сторонники этой теории считают эволюцию инструментом творения.

Российские креационисты нередко идут на контакт с Церковью, участвуют в дискуссиях.

20

Декабря

2019 года

В московском храме Святой Троицы на Воробьевых горах состоялась презентация сборника «Гипотеза эволюции: мифы и факты», в которой приняли участие около десятка ученых Московского государственного университета.

На научность претендуют теория разумного замысла и научный креационизм

Креационная теория имеет ответвления, претендующие на научность, это теория разумного замысла и научный креационизм. Они пытаются объяснить сотворение мира в рамках методологии естествознания XVIII — начала XIX веков с некоторыми оговорками.

Так их приверженцы признают изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы.


Алхимики в своей лаборатории. Гравюра на дереве Г. Вейдница. Креационисты для подтверждения своей концепции используют методологии естествознания XVIII — начала XIX веков. Фото: istoriia.ru

Теория разумного замысла заключается в том, что сложность и целесообразность живых существ объясняется замыслом творца или некоего его «агента».

При этом сторонники этой теории от религии дистанцируются и делают акцент на телеологических и теленомических аспектах концепции. Наличие субъекта замысла они сохраняют, но могут делать это не в религиозном смысле.

Креационная теория основывается на методологии науки XVIII — начала XIX веков.

Научный креационизм или «наука о сотворении» приставляет собой ту ветвь креационизма, которая утверждает, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии.

При этом сторонники этого течения настаивают на правдивости версии сотворения мира, предложенной Книгой Бытия, рассматривая её как с научных, так и богословских последствий.


Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Сторонники «научного креационизма» признают правдивость версии сотворения мира, предложенную Книгой Бытия, пытаясь объяснить этот процесс с научных позиций. Фото: pravoslavie.ru

«Научные креационисты» обычно выдвигают следующие постулаты:

  1. Необходимость противопоставить «операционной науки» о явлениях природы в настоящее время «исторической науке», которая говорит о прошлых событиях. Связанно это с тем, что только такая наука может проверить экспериментальным путем гипотезы, о явлениях природы происходящих сейчас, а события прошлого проверить невозможно никак.
  2. «Первоначально сотворённый род», или «барамин». Смысл этого постулата состоит в том, что якобы существуют изначально созданные Богом виды животных и растений, которые могут изменяться в процессе эволюции.
  3. «Потопная геология», говорящая об одномоментном отложении большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя. На этом основании отрицается стратиграфическая геохронологическая шкала.
  4. Гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, постоянна Планка, масса элементарных пространств и т.д. Такие понятия используются для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной. Ведётся также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.
  5. Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или, по крайней мере, абиогенез).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]