Что такое придание в литературе определение кратко. Предание: определение, понятие, значение

Обновлено 22 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Свежо предание, да верится с трудом…» Эта крылатая фраза из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» прочно вошла в наш речевой обиход.

Она означает, что у человека есть сомнения в достоверности изложенной информации.

Почему же слово «предание» воспринимается именно в таком контексте? Уточним значение термина и выясним, стоит ли верить преданиям.

Предание: определение, понятие, значение

«Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней. » Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение «Руслан и Людмила» Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.
Поэзия поэзией, сказки сказками, но что значит слово «предание»? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

Примеры исторического искажения Предания

Римско-Католическая церковь акцентирует внимание на земном авторитете своего главы – Папы, чем дистанцируется от других Церквей и отрицает Христа как истинного главу Церкви. Предание Католической церкви также развивающееся, а не фиксированное, что означает возможность догматизирования некоторых фатов (например, догмат о непогрешимости Папы, когда он говорит с кафедры, установлен 1870 г). Уклон жизни Католической церкви от духовного развития в социальное русло привел к узакониванию целибата (предписание духовенству оставаться неженатым), итогом чего было падание нравственности в среде духовенства и появление незаконнорожденных детей. Узурпация народа Церковью породила Реформацию. Основные мотивы Реформации – вернуть Церковь «на круги своя», в древнехристианское время. Централизация власти в Католической церкви у реформаторов трансформировалась в парламентаризм и паритетность, практикуя всеобщее священство. Запрет католиков читать Библию на родном языке породил у реформаторов желание ее исследовать, что мы видим и сейчас. Самое главное – отвержение Священного Предания, на которое протестанты хотели смотреть глазами Христа, сказавшего фарисеям, что те лицемерят и ищут выгоду, придерживаясь предания старцев (Мф. 15:2). Реформаторы меняли те аспекты Католической церкви, которые были наиболее искажены и отличались от аспектов Церкви первохристианского общества. Реформаторы пытались восстановить их обратно пропорционально вектору изменения их в католицизме. Это привело к разнообразной палитре вероучений и доктрин: от отвержения Предания до его принятия и от иерархического духовенства до посмеяния над Божиим установлением в виде рукоположения язычников, атеистов, гомосексуалистов и др.

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Пути возвращения к Преданию

Одним из критериев Православия есть отношение к Священному Преданию и соблюдение его: вероучение, литургическое наследие Церкви, церковные изображения, Крест, святоотеческое наследие, апостольское преемство в священнослужении. Церковь, которая отрицает Священное Предание в его полноте, не может называться Церковью. И наоборот, религиозная организация, принимающая весь опыт Церкви, в том числе и Священное Предание, есть Истинная Церковь. К ней и нужно стремиться. Воссоединение с Церковью отпавших сообществ происходит путем отказа от своих доктрин и всецелого принятия вероучения Православной церкви. В вероучительном аспекте невозможен компромисс, как это принято в политике, потому что Церковь в своей земной жизни руководствуется неизменной Божией волей; государства же создаются сообществами, которые имеют различные приоритеты (иногда два государства имеют взаимоисключающие приоритеты). Конечно, компромисс возможен в случае культурных различий. Важно найти причину расхождений и стараться ее решить в духе Церковного Предания, исключая человеческие амбиции, помня слова апостола Павла: «Если возможно, будьте в мире со всеми» (Рим. 12:18).

Предания — часть устной народной прозы

Мы узнали, что такое предание. Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются жанром устного народного творчества. Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера «Илиада» и «Одиссея», имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание — это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания.

1. Предание – это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на достоверность, объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, название отдельных местностей. Сам народ отметил достоверность как самое характерное свойство преданий, он называет их «бывальщинами», «былями» и еще «досюльщиной», то есть рассказом о давних временах, событиях, случившихся в «досюльные времена» до нынешнего времени.

2. Преданиям свойственна интенсивность идейно-эмоционального воздействия. Они кратки, у них форма строгого эпического повествования. Достоверность сообщения не подвержена сомнению, каким бы невероятным оно ни было само по себе. Формула «стары люди говорят» обычная ссылка тех, кто сообщает предание.

3. Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется их близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие — к легендам. Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории.

Среди разных преданий выделяются 2 большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях истории и лицах, и топонимические предания об обосновании разных городов, о происхождении их названий, названий урочищ, гор и др.

Топонимические предания объясняют происхождения названий, и даже самое появление гор, урочищ, и других приметных мест на земле.

Историческим преданиям больше, чем какому-либо другому жанру повезло, их внесли в летописи уже первые грамотные люди. В них вошли исторические предания, связанные с княжением киевских князей с битвами, которые вели восточные славяне. Предания об обрах – мучителях славян, о хозарских старцах, предсказавших силу и мощь киевского государства, о походах Олега на Царьград, о смерти Олега, о мести княгини Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, к историческим преданиям также относятся предания о Разине и Пугачеве, о выдающихся царях Иване Грозном и Петре Великом.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ – повествовател. жанр народнопоэтич. творчества (фольклора), тексты к-рого содержат сведения о реал. лицах и событиях прошлого. Источник возникновения – рассказы очевидцев, к-рые при передаче другим постепенно удаляются от фактич. первоосновы, подвергаясь переработке по законам жанра и придерживаясь устной повествовател. традиции народа. Вымысел при этом чаще всего бывает неосознанным; рассказывающий ориентируется на правдивость событий и действительность героев, этим И.п. близки к мифам и бывальщинам.

Историзм преданий состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания выполняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны. Историзм преданий состоит и в том, что со временем происходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц.

Специфично в предании и отражение действительности: внимание к деталям, частностям, подробностям прошлого.

4. В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справед­ливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.

ü Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъес­тественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низ­ведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о рас­селении славянских племен и об их родоначальниках, с имена­ми которых связывалось название самих племен.

ü Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

ü Предания о предводителях народных движений дополняли уто­пическую мечту народа о справедливом царе.

В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в кон­це XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические чер­ты былинных богатырей и окрашен народными представления­ми о «благородном разбойнике».

ü Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типо­логический образ «благородного разбойника» (герой грабит бо­гатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях.

Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства. Предания обладают и эстетической функцией, что проявляется в необычности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств.

Вопрос 25. Идейно-художественное своеобразие жанра легенды.

1. Легенда — рассказы с выражением христианских понятий и представлений, сложившиеся в отдельную жанровую систему.

Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»).

Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.

В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)

Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)

2. В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка

. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.

3. Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.

4. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы

.

Главным свойством их как жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад. Легенда как жанр достаточно ясно выделяется среди видов устной прозы.

Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, хотя и соединяет его с житейскими понятиями и представлениями. Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной – от определяющего до весьма поверхностного, но свободных от христианской веры легенд не существует. По этой причине уже первые ученые предложили классификацию легендарных сюжетов и мотивов, приняв за основание их близость к темам и содержанию письменных произведений.

5. Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан)

:

· этиологические – дают знания об окружающем мире;

· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве

легенды могли принимать форму сказок (
легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.
· социальноутопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о

справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е.
христианина
. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от
начала XVII до середины XIX вв.
6. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Эти свойства дали В.И.Чичерову основание именовать легенды «сказками-легендами». Эту черту у легенд замечали ранее. А.Н. Афанасьев писал об усвоении ими «атрибутов чисто сказочного эпоса». Нередкий отказ от библейской фантастики говорит о земной, бытовой основе легенд.

7. Легенда всегда выражала идеи, которые и при религиозном характере их сюжетов и стиля несла на своем знамени оппозиционная мысль.

8. Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.

Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.

9. Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.

10. Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.

Вопрос 26. Социально-утопические легенды: проблематика, система образов, устойчивые типы сюжета и композиции, специфика бытования жанра.

Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»). Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность. В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)

Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)

В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка

. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.

Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.

Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы

.

Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан)

:

· этиологические – дают знания об окружающем мире;

· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве

легенды могли принимать форму сказок (
легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.
· социальноутопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о

справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е.
христианина
. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от
начала XVII до середины XIX вв.
В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с реальными, причём вымысел имел особый характер: он не обобщал и не объяснял действительность, а дополнял её. Это признак проявляется в следующем: рассказывалось о событиях, которые происходили в прошлом, продолжали развиваться или существовать в настоящем и должны произойти в будущем. ==> Сюжеты социально-утопических легенд развивались в трёх хронологических измерениях. Они не только предсказывали будущее, но и призывали к действию. Они обладали особой, активной связью с действительностью, выполняли социальную функцию.

Сюжеты легенд то ярко вспыхивали в народном сознании, то затухали. К.В. Чистов связал такую особенность с одним из важнейших условий бытования социально-утопических легенд

– верой народа в достоверность, которая «предопределила своеобразную их судьбу: социально-утопические легенды с падением этой веры перестали бытовать, не сохранялись в поздней устной традиции, либо трансформировались в исторические предания…».

К.В. Чистов выделил 3 тематические группы социально-утопических легенд:

1. о «золотом веке»;

2. о «далёких землях»;

3. о «возвращающемся избавителе».

В легендах о «золотом веке» рассказывается о сказочном райском времени, когда всё было хорошо, все благоденствовали. Устные легенды подобного содержания могли связываться с воспоминаниями о вольном древнем Новгороде. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича («Дюк Степанович», «О граде Китеже»).

Легенды о «далёких землях» (о реке Дарье, о городе Игната, об Ореховой земле). Одной из самых распространённых была легенда о Беловодье. Она имела общерусский характер, но особенно популярна была среди старообрядцев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них особой секты – бегунов. Считалось, что в Беловодье нет никакой светской власти, государственной организации, суда. Там есть только «духовные власти», которые представали в идеализированных и демократических формах.

Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях». На протяжений нескольких веков они выступали «содержательной формой идеологии народных движений». В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: природный царь намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян à боярское окружение добивается отстранения избавителя à происходит чудесное спасение избавителя àкакое-то время он вынужден скрываться или анонимно странствовать по Руси à народ получает вести или же благодаря случайным встречам узнаёт его самого à правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное – но безуспешно à возвращение избавителя и узнавание его народом à избавитель воцаряется в столице, осуществляет задуманные социальные преобразования; он жалует своих сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.

Легенда демонстрирует очень высокую степень царистских иллюзий. Социальное сознание крестьян было монархическим. Исторический оптимизм народа соединяется с образом истинного царя, который выступает своеобразной, утопической, «надклассовой» силой, способной противостоять царям реальным. При этом конфликт избавителя с правящим царём мог иметь под собой действительное жизненное обоснование

(Екатерина II и Петр III; Екатерина IIи Павел), а мог быть
вымышленным либо проблематичным
(царевич Дмитрий и Борис Годунов). Легендой пользовались многие самозваные престолонаследники.

Постепенно легенды о подмене царя и правящем царе-антихристе превращаются в своеобразный род предсказаний апокалиптического толка. Некоторые варианты народных легенд объявляли неистинной всю царскую династию. Несомненно то, что эти легенды подрывали монархические иллюзии крестьянства, заставляли их в какой-то мере пересматривать свои взгляды на государственное и административное устройство страны.

Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.

Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.

Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.

Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.

Специфика бытования жанра. Распространение социально-утопических легенд связано со старообрядцами. Именно старообрядцы координировали социальный протест всего остального крестьянства. à Распространение социально-утопических легенд происходит в крестьянской среде. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств. Источниками также являются официальные документы, расспросные речи, протоколы допросов, доносы и газеты, воспоминания современников, «манифесты» и «указы» руководителей народного движения.

План:

1. определения легенды (А.Н Афанасьев, К. В. Чистов; Б.Н Кирдан);

2. мнение В.Я. Проппа на легенду;

3. функции легенд;

4. разновидности легенд (Б.Н. Кирдан);

5. социально-утопические легенды;

6. особенность сюжетостроения социально-утопических легенд;

7. разновидности социально-утопических легенд (по К.В. Чистову):

· о «золотом веке»;

· о «далёкой земле»;

· о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях; схема сюжета данного вида социально-утопической легенды;

8. сознание народа в социально-утопической легенде;

9. композиция легенды (А.М. Жердева);

10. специфика бытования жанра.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

Примеры преданий

Переход от мифологической стадии мышления к новому типу сознания привёл к тому, что античный миф раскололся на множество легенд.

У индусов, греков, римлян появились полусказочные истории о богах и героях, в образной форме рассказывающие о сотворении мира, освоении человеком природы, рождении культуры. На более поздней стадии возникли предания, действующими лицами которых стали реальные исторические персонажи.

Обращаясь к опыту эллинистической цивилизации, достаточно сравнить две поэмы Гомера: «Илиаду» и «Одисею».

Обе они основаны на легендах, боги и смертные действуют в них на равных правах, но в основе «Илиады» лежит предание о реально существовавшем полисе и троянской войне, достоверность которой подтвердили находки Г.Шлимана.

Русские и европейские летописания (что это?) создавались во многом на основании народных преданий.

В «Повести временных лет» собраны древнейшие устные свидетельства об историческом прошлом Древней Руси: призвании варяг на Ильмень-озеро, взятии Олегом Царьграда, мести Ольги древлянам.

Подобные собрания есть и у других народов. Например, киргизский эпос «Манас» рассказывает о древнейших традициях и героях прошлого.

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй — интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, — вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Особенности православного Предания

Предание Церкви, православное Предание более чем какое-либо другое отражает Божественную волю и действие, совершаемое в Церкви. Вся жизнь Церкви есть осуществление закона любви и слов Иисуса Христа «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40). Проповедь Иисуса Христа стала христианским преданием, о котором пишет апостол Павел: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим… Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (2 Фес. 2:15; 1 Кор. 11:2). Христианское Предание, ставшее церковным наследием, основанное на словах Иисуса Христа и распространенное его ближайшими учениками, принимается всеми повсеместно. Оно имеет высший церковный авторитет. В основе Предания лежит дух любви, однако в истории Ветхого и Нового Заветов были случаи, когда люди заменяли дух любви духом буквы. Это предание касается внешней стороны жизни человека, а потому является второстепенным. В основе этого Предания лежал Закон Моисеев, который впоследствии фарисеи извратили, оставив букву, лишенную смысла и духа, в угоду своим амбициям. О таком «предании» Иисус Христос говорит фарисеям: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего… спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное» (Мф. 15:3; Мк. 7:5–8). Это Предание лицемеров, которые, прикрываясь законом Божиим, на деле исполняют противное Божиему установлению. Исцеление сухорукого в субботу фарисеи считали грехом, потому что в субботу предписан отдых. Спаситель «сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? (вопрос риторический. Конечно, пойдут. Своя рубашка ближе к телу. – Прим. автора) Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11–12). Таким образом, данные Богом Заповеди нерушимы, составляют основу Предания. Эти богооткровенные истины изложены в Десяти Заповедях и Евангелии. Церковь, руководимая Духом Святым, устами святых апостолов, отцов и учителей Церкви, применяет эти Заповеди к тому или иному жизненному контексту.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание — это преданный из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания — это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

События человеческой истории

Предание имеет как позитивную, так и негативную составляющую. Важно их уметь разделять и отличать от исторического наследия. Историческое наследие – совокупность событий человеческой истории, отражающих стремления людей к внешнему благосостоянию вне зависимости от средств, иногда по принципу борьбы за существование. Предание подразумевает жизнь по принципу Божественной любви, в соответствии с заповедью Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:40), реализуемой собственным примером. Вектором исторического наследия является принцип борьбы за существование; вектором Предания – проявление наибольшей любви.

Значение слова «предание»

ПРЕДА́НИЕ 1

, -я,
ср.Действие по глаг.
предать (во 2 и 3 знач.).
[Цель] нашего ордена — есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства.
Л. Толстой, Война и мир.
Прения разгорались. Одни требовали для Завьялова строгого выговора, другие — исключения из партии и предания суду военного трибунала.
Шолохов-Синявский, Волгины.

ПРЕДА́НИЕ 2

, -я,
ср.
Устный рассказ, история, передающиеся из поколения в 362 поколение.
Библейское предание. Семейное предание.

Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой.
Пушкин, Руслан и Людмила.
Если верить преданиям, прадед наш, человек богатый, только под старость переселился из-под Курска в Суходол.
Бунин, Суходол.

Источник (печатная версия):

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
(электронная версия):
Фундаментальная электронная библиотека

  • Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке.Его передают из поколения в поколение.

В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.

исторические предания (например, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Иване Грозном),

топонимические — о происхождении названий (например, Змиевых валов от Змия, Парижа от Париса, Киева от Кия).

ПРЕДА’НИЕ

, я,
ср.
(книжн.).
1.только ед.Действие по глаг.
предать-предавать.
П. суду. П. земле.2.
Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче.
Древнее п. Преданья старины глубокой.
Пушкин.
Свежо предание, а верится с трудом.
Грибоедов.
Живое п.
см. живой).

Источник:

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия):
Фундаментальная электронная библиотека

предание I

1. действие по значению гл. предать, предавать

Цельность Предания

Священное Предание имеет несколько составляющих: 1) вероучение, изложенное в Символе веры и догматах; 2) литургическое предание, заключенное в богослужебных текстах; 3) правила Вселенских Соборов, канонические документы; 4) учение святых отцов и учителей Церкви; 5) преемство священнослужения, через которое сообщается благодать Святого Духа. Отсутствие одного из аспектов Церкви изменяет вектор ее движения. Церковь перестает быть Церковью Христовой, тем организмом, который ведет человека к спасению, становится ущербной, превращается в идеологию, доктрину, форму, лишенную содержания. Так, отколовшиеся от Православной церкви католицизм и протестантизм в различной степени отступили от Общецерковного Предания, каждый по-своему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]