Возвращение к жизни и воскресение мертвых: есть ли разница


> Все книги >

«Христадельфиане. Во что они верят и что проповедуют». Гарри Теннант

Вступление6. Кто царь?12. Слово, ставшее плотьюПриложение 2 «Падшие ангелы» и Сатана22. Идя с Богом
1. Наша земля7. Кто будет царем?13. Священник во веки веков17. Демоны (бесы)23. Ученик и мир
2. Человек: хороший или плохой?8. Что будет представлять собой Царство Божие?14. Святой Дух18. Ангелы24. Общение Хлеб и вино
3. Смерть: друг или враг9. Как это может произойти?Приложение 1 Дары Святого Духа19. Воскресение и суд25. Загадка Израиля
4. Начало обетований Божьих10. Господь, искупивший меня15. Мир зла20. Покаяние и обращение26. Знамения возвращения Христа
5. Божий завет с Авраамом11. Христос: чей Он сын?16. Иисус и Дьявол21. Почему бы мне ни креститься?27. На прощание

Библия ясно говорит, что единственный путь к вечной жизни для праведников, которые умерли до возвращения Христа, лежит через воскресение из мертвых. Все святые, жившие с дней Авеля, праведного сына Адама, вплоть до последнего ученика, умершего до второго пришествия, спят в своих могилах. Они лежат в земле, ожидая животворящего голоса Иисуса. Надежда воскресения из мертвых была и есть великим утешением всех детей Божьих с самых ранних времен. Эта есть ни с чем не сравнимая надежда. Это есть и единственная надежда.

Это есть то, что проповедовали апостолы:

«Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедую в Иисусе воскресение из мертвых» (Деяния 4:1,2).

«Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения» (Деяния 23:8).

«он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деяния 17:18).

Воскресение Господа Иисуса и воскресение верующих в последний день были и остаются главными постулатами Евангелия. Здесь ключи к пониманию победы Господа Иисуса Христа над грехом и смертью. Ни один, кто слышал проповедь апостолов, не оставался равнодушным к их свидетельству, что Иисус был воскрешен из мертвых. Они сами были свидетелями этому восхитительному факту и сделали его краеугольным камнем своей веры в Него:

«Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деяния 2:32).

«А начальника жизни… Бог воскресил из мертвых» (Деяния 3:15).

«Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых…» (Деяния 4:10).

«Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе…» (Деяния 5:30).

«Сего Бог воскресил» (Деяния 10:40; 13:30).

«Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17:31).

Апостольское послание совершенно очевидно. Нет воскресения Иисуса – нет Евангелия. Но Христос воскрес: раскаяние и прощение грехов провозглашено. Евангелие Иисуса было трубным гласом Его победы на Голгофе:

«Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2 Тимофею 1:10).

Все здание христианской веры превратилось бы в груду развалин, убери из него основание, которое есть воскресение Христа. Без пустой гробницы не было бы благой вести и никакой надежды, которую можно разделить с другими:

«А если вера Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Коринфянам 15:17-19).

Проповедование креста без проповеди воскресшего из мертвых Христа совершенно невозможно в терминологии Нового Завета. Они есть части единого целого концепции спасения. Тот, кто был снят с дерева страданий, и положен в молчании во гроб есть тот, чья могила осталась навечно пустой. Это – воскресший Христос, вознесенный на небо.

Читатели уже знают из предыдущих глав этой книги, что Христадельфиане верят библейской доктрине, которая учит, что Христос действительно умер на кресте, как умирают все остальные. Если бы это было не так, тогда ни о какой победе над смертью не было бы и речи. Мы верим, что Он победил смерть, «быв послушным даже до смерти». Любое опровержение этого факта вроде того, что фактически Иисус был жив, только тело Его мертво, подрывает оба аспекта спасения, а именно:

«Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римлянам 4:25).

Иисус, который умер, есть Иисус, который воскрес и вознесся на небо:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петра 1:3).

«И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых» (Ефесянам 1:19,20).

«Я есмь первый и последний и живой; и был мертв, и се, жив во веки веков… и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:18).

Верующие первого века верили, что Его могила была пуста, и что Господь Иисус Христос восстал телесно из могилы. Им не нужны были горы исписанной бумаги или какого-либо одухотворенного послания, чтобы подтвердить этот факт. Могила была пуста. Христос воскрес из мертвых. Они знали это. Они знали людей, которые ходили к могиле и обнаружили ее пустой в утро воскрешения. Они беседовали с теми, кто сам слышал, что говорили ангелы у открытой гробницы:

«Его здесь нет: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Матфей 28:6).

Более того, многие верующие первого века встречались с людьми, которые видели, говорили и ели с Иисусом после Его воскресения из мертвых. Они не сомневались в достоверности этого факта. И не только это: даже враги Иисуса, всегда отрицавшие факт пустой гробницы, не могли, ни они, ни вообще кто-либо другой, предъявить тело для опровержения истории воскрешения, которую они ненавидели. И, наконец, те же самые ученики, которые дрожали в смятении и страхе за закрытыми дверьми, когда их Господь был взят от них, вдруг вышли на улицы Иерусалима и возвестили мужественно и честно, что Иисус воскрес и будет жить вовеки!

Воскресение Христа из мертвых стало основой для свидетельства бесспорности воскресения тех, кто умер с верой в Него. Вот как говорит об этом Писание:

«Они (Петр и Иоанн) учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» (Деяния 4:2).

«За чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деяния 23:6).

«Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деяния 24:15).

«Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых» (Деяния 26:8).

«Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деяния 26:23).

Христос воскрес

Несмотря на все факты, удостоверяющие воскресение Христа, в среду верующих в Коринфе, впервые услышавших Евангелие из уст апостола Павла, вкрадывалась ересь. Они не оспаривали воскресение Христа из мертвых, но кое кто из них начал высказывать сомнение в будущее воскресение верующих. Аргументация Павла на опровержение этой ереси содержала в себе следующую фразу:

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1 Коринфянам 15:13).

Какой необычный аргумент! Еретики говорили: «Да, мы верим в воскресение Иисуса, но мы не верим в воскресение святых». Павел ответил к их большому изумлению: «Хорошо, но если вы не верите в воскресение святых, вы не можете верить и в воскресение Христа». «Отрицая одно, – говорит Павел, – вы отрицаете и другое». Но почему такой аргумент имел силу? Какую красноречивую деталь имел в виду Павел? В конце концов, на первый взгляд, не имеет никакого смысла говорить, что если кто-то не верит в воскресение мертвых в будущем, он, фактически, отрицает воскресение Христа две тысячи лет назад.

Ответ простой и интригующий. Будущее воскресение и воскрешение Иисуса – части одного воскресение. Это как будто некое рано созревшее зерно, взятое с поля, а основная жатва еще впереди. Это в точности соответствует тому, во что верили апостолы:

«Пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый

из мертвых» (Деяния 26:23).

«Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец

Христос, потом Христовы,
в пришествие
Его» (1 Коринфянам 15:21-23).

Другими словами, на основании евангельского послания, невозможно верить в воскресение Христа, не веря в то же время в воскресение мертвых. Отрицать одно – значит отрицать и другое, а это ставит точку на любой надежде на спасение:

«Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, поэтому и умершие во Христе погибли» (1 Коринфянам 15:16-18).

Искреннее исповедание веры в воскресение Иисуса равно открытому признанию веры в то, что мертвые святые войдут в бессмертие через воскресение из мертвых при втором пришествии Христа. Все части евангельского послания есть части единого целого. Уничтожить одну любую часть значит подвергнуть опасности уничтожения всей спасительной истины.

Для читателя не будет сюрпризом узнать, что избранные люди Ветхого Завета разделяли ту же надежду на воскрешение из мертвых:

«А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Псалом 16:15).

«Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!.. путь их есть безумие… смерть будет пасти их, и на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Псалом 48:7,14-16).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспримитесь и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исаия 26:19).

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Осия 13:14).

«И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа Твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:1,2).

Воскресение мертвых

ТЕЛЕСНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

В чем состоит воскресение?

— Воскресение по Ветхому и Новому Завету

Вера в воскресение тел существовала уже во время Ветхого Завета, как свидетельствует книга Маккавейская: «Царь мира воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной (2 Макк 7,9)

. …умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит
(2 Макк 7,14)
«.
(
Ср.
Катехизис Католической Церкви,
992)

Но во время Иисуса Христа не все веровали в воскресение. «Фарисеи и многие другие современники Господа чаяли воскресения. Иисус этому учит твердо. Саддукеям, отрицающим воскресение, Он отвечает: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией»? (Мк 12,24)

. Вера в воскресение основана на вере в Бога, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых»
(Мк 12,27)
.
(Катехизис Католической Церкви, 993)
— Воскресение тела (плоти)

Воскресение состоит в том, что благодаря воскресшему Христу мы получим наше, но совсем преобразованное тело. «Воскресение плоти» означает, что «будет не только жизнь бессмертной души, но и что наши «смертные тела» (Рим 8,11)

вновь оживут.»
(Катехизис Католической Церкви, 990)
«Смертью душа разлучается с телом, но в воскресении Бог вернет жизнь нетленной нашему преображенному телу, соединяя его с нашей душой. Так же, как Христос воскрес и живет вовеки, все мы воскреснем в последний день.» (Катехизис Католической Церкви, 1016)

— Нельзя смешивать воскресение с бессмертием души

Многие верующие ошибочно смешивают бессмертие души с воскресением плоти. Думая или говоря о воскресении умерших, они часто думают или говорят о бессмертии души. По их неправильному мнению окончательной судьбой человека является вечное существование – духовным образом – одной лишь бессмертной души, отлученной навсегда от тела.

Это неправильно. Нельзя отождествлять телесное воскресение с бессмертием души. Воскресение в точном смысле относится не к души, но к плоти. «Плоть есть ось спасения». Мы веруем в Бога Творца плоти; мы веруем в Слово, ставшее плотью, чтобы искупить плоть; мы веруем в воскресение плоти, завершение творения и искупления плоти.» (Катехизис Католической Церкви, 1015)

— Воскресение осужденных

Восстанут ли из мертвых осужденные?

После смерти существует только бессмертная душа спасенных или осужденных людей. Однако все умершие воскреснут: как спасенные, так и осужденные. После воскресения все спасенные и осужденные будут вечно существовать как телесно-духовные существа. По словам Спасителя, «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин 5,28-29; ср. Деян 24,15: ср. Катехизис Католической Церкви, 998)

— Достоинство человеческого тела

В чем заключается достоинство человеческого тела?

Достоинство человека – как души, так и его тела – особенно потому, что эти два элементы призваны к вечному существованию и жизни. Душа никогда не умирает, даже и после смерти человеческого тела, оно же будет воскрешено Христом в последний день земной истории.

«В ожидании этого дня тело и душа верующего уже участвуют в достоинстве «принадлежать Христу»; отсюда следует требование уважения к своему телу, но также и к телу ближнего, в особенности когда он страдает; Тело же (…) для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? (…) …и вы не свои. (…) Посему прославляйте Бога и в телах ваших (Кор 6,13-15. 19-20)


(Катехизис Католической Церкви, 1004)
НОВОЕ ТЕЛО ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ

— Тело после воскресения

Каково будет наше тело после воскресения?

«Мы веруем в истинное воскресение той плоти, которую теперь имеем». Однако сеется в гроб тело тленное, восстает нетленное, «тело духовное» (1 Кор 15,44)». (Катехизис Католической Церкви, 1017)

Верующий человек хотели бы знать, как воскреснут мертвые. «Это «как» превосходит наше воображение и наше разумение; оно доступно только в вере.» (Катехизис Католической Церкви, 1000)

Нам невозможно точно определить, каково будет у нас тело после воскресения, но оно будут отличаться от сегодняшнего.

Св. Павел учат: «Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное иди другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое, тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1 Кор 15, 35-44)

— Тело спасенных будет сообразно славному телу воскресшего Христа

«Христос воскрес в Своей плоти: «Посмотрите на руки Мои и на Ноги Мои: это Я Сам» (Лк 24,39)

; но Он не вернулся к земной жизни. Так же и в Нем «все воскреснут в той плоти, которую теперь имеют», но это «уничиженное тело (…) будет сообразно славному телу Его»
(Флп 3,21)
, восстанет «тело духовное» (
1 Кор 15,44)
«
(Катехизис Католической Церкви, 999)
Св. Павел выясняет, что спасенные будут похожими на воскресшего Христа потому, что их воскресение будет участием в жизни восставшего из мертвых Господа. «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба (Христос). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия…» (1 Кор 15, 45-50)

.

— Когда люди «из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить»
(Мк 20, 12)
Спаситель сказал, что жизнь после воскресения будут отличаться от нынешней. «Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою? Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.» (Мк 20, 12-27)

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТ СМЕРТИ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ

Какова судьба души до воскресения тела?

— Существование человека не прекращается после смерти до воскресения тела

Воскресение в «последний день» (ср. Ин 6,54)

нельзя понимать тем образом, что существование человека прекращается после его смерти до второго пришествия Христа во славе. Это не происходит, так как у каждого человека есть бессмертная душа, которая не уничтожается, когда он умирает.

«В смерти – разлучении души и плоти – плоть человека впадает в тление, в то время как душа идет навстречу Богу, продолжая пребывать в ожидании того, что соединится со своей прославленной плотью. Бог в Своем всемогуществе окончательно вернет нашим телам нетленную жизнь, соединив их с нашими душами, силой воскресения Иисуса.» (Катехизис Католической Церкви, 997)

«Мы твердо верим, и в этом наше упование, что, как Христос воистину воскрес из мертвых и живет вечно, так и праведники после своей смерти будут вечно жить со Христом воскресшим и Он воскресит их в последний день. «
(Катехизис Католической Церкви, 989)
Прежде чем воскреснет плоть, душа после смерти уже радуется на небе, страдает в аду или очищается в чистилище.

Как следует понимать, что человек не потеряет свое тождество ни после смерти, ни после воскресения?

— Я буду всегда собой

Ни после смерти, ни после воскресения мы не потеряем наше «я» ни нашу тождественность. После смерти, когда будет жить только наша бессмертная и нематериальная душа, мы останемся теми же самыми лицами, которыми были во время земной жизни.

Так же получить через воскресение другое тело не обозначает превратиться в какое-то иное существо. Ведь детское тело отличается от тела взрослого человека, однако и ребенок а потом взрослый есть то же самое существо. Хотя мысли и чувства ребенка другие чем у взрослого, все-таки они являются одним лицом. Мы веруем, что Пресвятая Дева на небе есть та же самая Мария, которая жила на нашем свете.

ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ В КОНЦЕ ВЕКОВ

Кто воскресит мое тело?

— Воскресение – исключительное дело Пресвятой Троицы

Спаситель сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11,25)

«Он уже теперь дает знамение и залог этого, возвращая жизнь некоторым умершим и возвещая тем самым Свое воскресение, которое, однако, будет иного порядка. Об этом уникальном событии Он говорит как о «знамении Ионы пророка» (Мф 12,39), о знамении храма: Он возвещает свое воскресение на третий день после смерти.»
(Катехизис Католической Церкви, 994)
Все же воскресение будет не только делом Христа, но и всей Пресвятой Троицы. «Как Христово воскресение, так и наше будет делом Пресвятой Троицы» (Катехизис Католической Церкви, 989).

Это дело чрезвычайно. Исповедание «нашей веры в Бога Отца, Сына и Духа Святого и в Его творческое, спасительное и освящающее действие, находит свою наивысшую точку в провозглашении воскресения мертвых в конце времени и жизни вечной.»
(Катехизис Католической Церкви, 988)
Благодаря Всемогущей Пресвятой Троице смертная плоть, воскреснет к жизни вечной.

— День нашего телесного воскресения

Когда Бог воскресит мое тело?

Воскресение совершится «в последний день» (Ин 6,39-40.44. 54; 11,24)

; «при конце света». Второе пришествие Христа во славе, называемое «парусией», будет днем нашего воскресения.
(Ср. Катехизис Католической Церкви, 1001).
«Когда же явится Христос, жизнь наша – учит св. Павел – тогда и вы явитесь с Ним во славе»
(Кол 3,4; ср. 1 Фее 4,16)
. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас»
(Рим 8, 11)
.

Св. Павел свидетельствует: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, тая через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под, ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда ж Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем:» (1 Кор 15,20-28)

— Взятая с телом и душой на небо Пресвятая Дева

Как следует понимать «Успение», взятие Пресвятой Девы в небесную славу?

Кроме воскресшего Христа также Пресвятая Богородица Мария – соединенная с Сыном – уже теперь живет с телом и душой в небесной славе. Ее успение было переходом в новую телесно-духовную жизнь, которая для верующих и любящих Бога осуществится в день «парусин», когда Спаситель воскресит всех умерших.

ДУХОВНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

Как следует понимать духовное воскресение?

— Смерть духовная и духовное воскресение

Воскресение в точном смысле обозначает оживление Пресвятой Троицей человеческого тела новой жизнью в день пришествия Христа во славе. Все-таки существует также духовная смерть и духовное воскресение, которое осуществляется в таинстве крещения.

— Участие в смерти и воскресении Христа

«Если правда, что Христос воскресит нас «в последний день», правда и то, что в некотором смысле мы уже воскресли со Христом. Действительно, благодаря Духу Святому христианская жизнь на земле отныне есть участие в смерти и воскресении Христа: Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (…)» (Катехизис Католической Церкви, 1002)

— Новая жизнь и новое поведение

«Сочетавшись со Христом во крещении, верующие уже реально участвуют в небесной жизни воскресшего Христа, но эта жизнь по-прежнему «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3,3)

. «…и нас (…) воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе»
(Еф 2,6)
. «
(Катехизис Католической Церкви, 1003)
Сущностью этого духовного воскресения является участие в жизни воскресшего Христа и новое поведение, основанное на совершенной любви к Богу и ближнему. «

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога
(Кол 2,12; 3,1)
.

ЕВХАРИСТИЯ И НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Какая связь существует между Евхаристией и нашем будущем воскресением?

— «Я воскрешу его в последний день.»
(Ин 6, 54)
Иисус Христос воскресит в последний день тех, кто веровал в Него, кто ел Тело Его и пил Кровь Его. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин 6, 54)
(Ср.Катехизис Католической Церкви,994)
.

— Мы также «явимся с Ним во славе»
(Кол 3,4)
Когда мы причащаемся, воскресший и живущий во славе Христос соединяет нас совершенно с Собой. Благодаря этому соединению мы становимся похожими на Него: сейчас духовно, а в последний день истории – и физически, так как явимся с Ним во славе воскресения. «Питаемые Его Телом в Евхаристии, мы уже принадлежим к Телу Христа. Когда мы воскреснем в последний день, мы также «явимся с Ним во славе» (Кол 3,4)


(Катехизис Католической Церкви, 1003)
— Предвкушение преображения нашего тела Христом

Наше «участие в Евхаристии уже дает нам предвкушение преображения нашего тела Христом: Так же, как хлеб, исшедший от земли, благодаря призывайте Бога, перестает быть обычным хлебом, но становится Евхаристией, составленной из двух сущностей, земной и небесной, — так и тела наши, которые участвуют в Евхаристии, больше не тленны, ибо имеют надежду на воскресение.» (Катехизис Католической Церкви, 1000)

Смертный сон

Язык этих стихов довольно последователен. Мертвые должны пробудиться и выйти из могил, в которых они в настоящее время спят. Это будет ни с чем не сравнимое, радостное и счастливое утро для праведников, ибо итогом их пробуждения будет вечная жизнь; смерть уже не будет властвовать над ними. Простая и в то же время глубокая истина. Они верили, что смерть есть просто бессознательное состояние, подобное сну, и вечная жизнь придет с воскресением. Сравните эти два стиха из Писания, которые дают исчерпывающее представление о том, во что верили и на что надеялись верующие давно минувших дней:

«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Псалом 145:3-5).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.. земля извергнет мертвецов» (Исаия 26:19).

Воскресение – процесс обратный смерти. Слово, которым пользуются новозаветные авторы, означает «восстать». Бог, который в начале сотворил человека из праха, в состоянии воссоздать тех, кто спит в прахе.

Человеческое тело несет в себе все следы своего несовершенства. Начиная с самого рождения, в нем начинаются процессы, заканчивающиеся смертью, – вот заслуженный итог греховности человеческой природы. И отход в могилу – справедливый финал, ставящий точку всем амбициям человека.

«Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал» (1 Петра 1:24).

Для искупленных обременительность плоти будет снята. Но это не будет процесс, подобный освобождению человека от тяжелого груза, делающего его невесомыми, как воздух; или подобный появлению красивой бабочки из куколки. Подобный взгляд не есть библейский путь к счастью. В любом случае здесь примешан определенный дефект и неспособность языка выразить невыразимое. К тому же это похоже на то, как будто Бог ошибся в отношении наших тел среди тех великих и удивительных вещей, которые Он сотворил, и вынужден внести поправку через какое-либо другое средство.

Надежда на бессмертие

Такой взгляд, конечно, неприемлем. Библия дает вполне определенную доктрину на этот предмет, простую и совершенно другую. Истинное спасение включает и спасение тела. Как в этой жизни тело просто необходимо для нормального существования, так оно будет необходимо и для жизни вечной. Тем не менее, оно претерпит удивительное и чудесное превращение, и будет отличаться от того тела, которое мы имеем сейчас со всеми его недостатками. Воскресение из мертвых есть только прелюдия к этой прекрасной метафоре, наслаждаться которой будут праведники, и только праведники. Вот что декларирует на этот предмет Новый Завет:

«Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих… и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Римлянам 8:21-23).

«Мы ожидаем и Спасителя… Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет подобно славному телу Ег

о, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филиппийцам 3:20,21).

«Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2 Коринфянам 5:2-4).

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие… тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».

Победа над смертью придет не как оживляющий первоначальный толчок, вроде того, как мы толкаем маятник у остановившихся часов, а придет через воскресение из мертвых к ничем невыразимой радости праведников, когда Иисус Христос дарует бессмертие. С этой верой утешал Павел верующих в Фессалониках, которые скорбели по ушедшим из жизни дорогим и близким братьям и сестрам. Он не предлагал им в этих обстоятельствах никакой другой надежды. И надежда эта только одна:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде… потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем… и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:13-18).

«Когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших…» (2 Фессалоникийцам 1:10).

«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный

, и не только мне, но и всем возлюбившим
явление Его
» (2 Тимофею 4:8).

«Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется

, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).

«Ибо придет Сын Человеческий

во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Матфей 16:27).

«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится

… для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:27,28).

Вес и последовательность этих стихов просто замечательны. День второго пришествия будет днем воздаяния, величия и спасения. Именно по этим значимым причинам учение о втором пришествии занимает такое особое значение в Новом Завете. Без второго пришествия все теряет всякий смысл.

Суд

Внимательный читатель уже обратил, наверное, внимание, что ряд вышеприведенных стихов говорят о суде, о праведном Судье, который «воздаст каждому по делам его». Когда же придет «день оный»? Что проявится на нем и что же будет определено? Кто предстанет перед ним? Какая судьба ждет отверженных?

Опять Библия не оставляет нас блуждать в неведении. Судный День есть время возвращения Христа на землю:

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, который будет судить

живых и мертвых
в явление Его
и Царствие Его» (2 Тимофею 4:1).

«Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деяния 10:42).

«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия

, в день оный… и всем возлюбившим явление Его» (2 Тимофею 4:8).

«В день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Римлянам 2:16).

«Все мы предстанем на суд Христов

… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:10,12).

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово

, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10).

«Почему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь

, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Коринфянам 4:5).

«Се, гряду скоро

, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:12).

«День гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его… в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа» (Римлянам 2:5,6,16).

Бог передал суд в руки Своего Сына. Поэтому судный день наступит, когда Господь Иисус возвратится на землю. Те, кому надлежит предстать пред судом, делятся на два класса людей: кто будет оправдан и кто будет осужден. Другими словами, цель суда – проявить праведность Божию, показать Его оценку деяниям человеческим. Приговор Судьи будет беспристрастен и окончателен: вечная жизнь или вечное забвение. Ничто не может быть более серьезным. Некоторые цитаты Писания на этот аспект должны стать предметом самых серьезных размышлений для каждого из нас:

«Поэтому не устоят нечестивые на суде, а грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Псалом 1:5,6).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:2).

«Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанн 5:28,29).

«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое… дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матфей 12:35-37).

Очевидно, что характер осуждения, вынесенного Господом Иисусом Христом, будет определяться характером подобия Христу. Конечно, нет никаких сомнений в том, что Господь Иисус одинаково милостив и сострадателен и, как и Сам Господь Бог, не желает гибели человека. Но даже и при этом многие будут отвержены. Они будут навечно удалены от присутствия Христова, Который желал их спасти. Эти несчастные свели на нет Его милосердие через осознанную непоследовательность всей своей жизни. К примеру, те, которые обращались жестоко и немилосердно со своим ближним, пожнут то, что они посеяли:

«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфей 7:2).

Те, кто были скупы или жадны в погоне за материальными вещами и забыли об истинном сокровище вечных ценностей, откроют для себя, но слишком поздно, свое безрассудство:

«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тимофею 6:10).

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Галатам 6:7,8).

Подобным образом, те, кто отошел от истинных основ учения Христа, не войдут в Царство Божие:

«А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться… которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было» (2 Тимофею 2:16-18).

Таковые все от судейского престола Христа будут ввержены в темноту внешнюю. Здесь их истинное место, ибо они предпочли скорее темноту, нежели стезю света. Несмотря на все предоставленные им возможности и их знание пути спасения, они оказались жалкими неудачниками из-за потакания своему «я». Вместо Христа они выбрали себя, вместо постановки на первое место Царства Божьего и Его праведности, они гонялись за всевозможными мирскими удовольствиями.

Что с ними произойдет? Вначале они испытают необратимое и ничем непоправимое раскаяние: «там будет плач и скрежет зубов» (Матфей 8:12). Это раскаяние высветит их ужасающее осознание, что выбранный ими путь привел их к уничтожению, хотя и будут они стоять перед Господом жизни. Их горькие стенания уже не помогут: время что-либо исправить прошло. Это будет момент истины.

Наступит ли для них конец этому несчастному состоянию? Да. Оно не поможет быть вечным, ибо отверженные уже сами по себе не вечны. Как и все восставшие из могил, они смертны, но в отличие от праведников, которые облекутся в бессмертие, они понесут тление. Будут ли они поражены тлением сразу или им придется ждать смерти обычным путем, мы в точности не знаем. Писание не дает точного ответа, и нам не стоит строить всевозможные догмы более того, что написано:

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матфей 10:28).

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни… побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откровение 2:10,11).

Судьба их – «вред от второй смерти»; они пожнут уничтожение души и тела. В этих словах возможно увидеть скрытый намек на то, что конец их будет скорее привнесенным, чем просто ожидание смерти. Это будет смерть вторая и полное отсутствие всякой надежды на повторное воскресение. Уничтожение души и тела говорят о полном истреблении: тело превратится в горсть праха и жизнь, которая нам дана Богом на правах аренды, будет отнята навечно.

 Сообщение 3

Введение и подготовка

(1)

Тексты Писания: Деян. 1:1-26

В Деяниях есть три основных раздела: введение (Деян. 1:1-2), подготовка (Деян. 1:3-26) и воспроизведение (2:1—28:31). Введение очень короткое: оно состоит всего из двух стихов. Подготовка занимает остальную часть первой главы. Раздел, рассказывающий о воспроизведении, занимает главы со второй по двадцать восьмую. Этот раздел, возможно, является самым длинным разделом во всех шестидесяти шести книгах Библии. В этом сообщении мы рассмотрим введение к Деяниям, а затем перейдём к рассмотрению подготовки. Введение представляет эту книгу. Подготовка, как мы увидим, включает как нечто со стороны Господа, так и нечто со стороны Его учеников.

Введение

Автор — Лука

В Деян. 1:1-2 говорится: «Первое повествование, о Феофил, я составил обо всём, что Иисус начал делать и чему начал учить, до того дня, в который Он был вознесён, дав через Святого Духа заповедь апостолам, которых избрал». Слово «я» в стихе 1 указывает на Луку, автора Деяний. Ранняя церковь признавала автором и Евангелия от Луки (Лк. 1:3), и Деяний Луку. Об авторстве Луки убедительно свидетельствует стиль, в котором написаны эти две книги. Лука был язычником (Кол. 4:14), вероятно — азиатским греком, и врачом. Начиная с Троады, он присоединился к Павлу в его служении и сопровождал его в его трёх последних путешествиях служения (Деян. 16:10-17; 20:5-38; 21:18; 27:1-44; 28:1-15). Он оставался верным спутником Павла до его мученической смерти (Флм. 1:24; 2 Тим. 4:11).

Адресат — Феофил

И Евангелие от Луки, и Деяния были написаны человеку по имени Феофил. На греческом языке это имя означает «любимый Богом» или «друг Бога». Вероятно, Феофил был верующим из язычников, состоявшим в определённой должности на службе у Римской империи.

Продолжение Евангелия от Луки

Деяния представляют собой продолжение Евангелия от Луки. Подтверждение этому можно получить, сравнив Деян. 1:1-2 с Лк. 1:1-4. Слова «первое повествование» в Деян. 1:1 указывают на Евангелие от Луки как повествование о событиях, о которых Лука по порядку написал Феофилу (Лк. 1:3).

В Деян. 1:2 говорится, что Господь Иисус дал «через Святого Духа заповедь апостолам, которых избрал». Воскрешённый Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45), однако в воскресении Он по-прежнему делал всё через Святого Духа (Ин. 20:22).

Подготовка

Господь обучает Своих учеников

Как мы уже отмечали, в Деян. 1:3-26 речь идёт о подготовке — подготовке как со стороны Господа, так и со стороны учеников. В этом разделе Деяний мы видим, как Христос готовит Своих учеников в Своём воскресении (Деян. 1:3-8). Он говорит им то, что относится к царству Божьему (ст. 3), и велит им ждать крещения в Святом Духе (Деян. 1:4-8). После вознесения Христа, показанного в стихах Деян. 1:9-11, мы видим подготовку со стороны учеников (Деян. 1:12-26). Ученики пребывали с постоянством в молитве (Деян. 1:12-14), а затем избрали Матфия (Деян. 1:15-26).

Прежде чем Господь ушёл на небеса, чтобы осуществлять Своё воспроизведение в Своём вознесении, Он сделал некоторые дополнительные шаги для подготовки Своих учеников. Несмотря на то что они находились с Ним в течение трёх с половиной лет, они ещё не были полностью подготовлены. Отсюда мы видим, что совершенствование святых в Господнем восстановлении не может быть быстрым делом.

Можно сказать, что те три с половиной года, которые Господь Иисус провёл со Своими учениками, были почти равноценны курсу обучения в колледже, который обычно длится четыре года. У вас, возможно, возникает вопрос о том, что представляли собой последние полгода этой «программы колледжа» для учеников Господа. Эти последние полгода были временем после Его воскресения.

За все столетия люди усвоили, что, для того чтобы получить надлежащее образование, человеку необходимо пройти детский сад, начальные классы школы, средние классы, старшие классы и четыре года обучения в колледже. Все годы, начиная с детского сада и до окончания старших классов школы, — это подготовка к годам обучения в колледже. Этот принцип можно применить к Библии и найти в Писаниях различные ступени духовного образования. В Ветхом Завете мы проходим от «детского сада» в Бытии до «старших классов» в Псалмах и Пророках. А в промежутке у нас есть «начальные классы», которые начинаются в Исходе, и «средние классы» в исторических книгах. Касаясь Нового Завета, можно сказать, что Евангелия находятся на ступени «колледжа», а Послания — на ступени «аспирантуры».

Господь Иисус провёл со Своими учениками три с половиной года, чтобы дать им «образование по программе колледжа». Хотя Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыбаками, призвание Господа возвысило их и сделало их «студентами колледжа». А Гамалиил остался в ветхозаветной «средней школе». Господь Иисус как «профессор» и как «ректор» сначала провёл со Своими «студентами» три с половиной года. Остальная часть их «образования» была завершена в Его воскресении. Это означает, что Господь смог в течение трёх с половиной лет давать образование Своим ученикам, когда Он был в плоти. Затем, в Своём воскресении, Он завершил их обучение.

Нам необходимо небесное озарение

Нам необходимо перечитывать Библию вновь и вновь. Это означает, что нам необходимо знать писаное Слово и наполниться им. Затем нам необходимо молиться: «Господь, покажи мне, что Ты хочешь сказать во всех книгах Нового Завета». Если вы будете так молиться, постепенно придёт свет.

Чтобы иметь более точное понимание слов в Новом Завете, полезно изучить греческий язык. Однако не следует думать, что, для того чтобы знать Библию, достаточно обладать превосходным знанием греческого языка. Можно обладать доскональным знанием каждого слова в греческом тексте Нового Завета, но при этом быть духовно слепым и не знать ничего из того, что раскрыто в Новом Завете. Даже если мы обладаем знанием греческого языка, нам всё равно необходимо небесное озарение, чтобы увидеть божественное откровение в Новом Завете.

Сегодня мы сражаемся с духовной слепотой. У многих есть докторские степени в области греческого языка, но, с духовной точки зрения, они совершенно слепы. Они знают греческий текст Нового Завета как предмет научного исследования, но они не знают, что говорит Господь в Новом Завете. Сколько бы учёных степеней у нас ни было и какими бы большими ни были наши научные исследования, нам всё равно нужно смириться и сказать: «Господь, я ничего не знаю. Я ничто, Господь. Покажи мне Твоё откровение». Если вы будете так молиться, к вам придёт Господне откровение.

Случай Петра

В Евангелиях говорится, что Господь Иисус провёл со Своими учениками три с половиной года. На протяжении этих лет Он был очень терпелив по отношению к ним. Можно сказать, что Господь играл Своим ученикам «небесную музыку»; однако они были не способны оценить её по достоинству. Это особенно ясно видно в случае с Петром.

Господь Иисус, исполнившись терпеливости и сострадания, делал всё, что мог, в отношении Петра. В Мф. 16 сказано, что Пётр получил небесное видение и провозгласил: «Ты Христос, Сын живого Бога» (ст. 16). Господь сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон Вариона, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, а Мой Отец, который на небесах» (ст. 17). После того как Господь сказал о церкви и царстве, Он стал «открывать Своим ученикам, что Он должен идти в Иерусалим, и многое претерпеть от старейшин, главных священников и книжников, и быть убит, и на третий день быть воскрешён» (ст. 21). Но Пётр начал возбранять Ему и говорил: «Да будет Бог милостив к Тебе, Господь! Ни в коем случае не будет этого с Тобой!» (ст. 22). Тогда Господь, повернувшись, сказал Петру: «Встань позади Меня, Сатана! Ты для Меня преткновение, ибо ты обращаешь свой разум не к Божьему, а к человеческому» (ст. 23).

Читая повествование в Мф. 16, мы можем ощущать сострадание по отношению к Петру. Хотя Пётр выглядел жалко, Господь Иисус не отказался от него. Пётр не был «исключён» из «колледжа» Господа. Господь Иисус, как «ректор» этого колледжа, проявил терпеливость и оставил Петра при Себе.

Господь Иисус проявил терпеливость, даже когда Пётр отрёкся от Него. В ночь, когда Господь Иисус был предан, Пётр сказал Ему: «Даже если все преткнутся из-за Тебя, я никогда не преткнусь» (Мф. 26:33). Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе, что этой ночью, прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня» (ст. 34). После этого Пётр действительно трижды отрёкся от Господа. Тем не менее Господь не был разочарован, потому что переживание Петра было частью «программы колледжа».

В конечном итоге Пётр получил понимание той небесной музыки, которую «играл» Господь Иисус. Он получил это понимание не за те три с половиной года, которые он провёл с Господом, а после того как Господь преобразился из плоти в Духа. Когда Он был в плоти, Он не добился полного успеха в обучении Петра, потому что Он не мог войти в него. Разумеется, у Него была возможность исправлять и поправлять Петра, но у Него не было возможности возродить и пересотворить его и обитать внутри него. Другими словами, в случае с Петром и остальными учениками у Господа Иисуса, когда Он был в плоти, не было возможности воспроизвести Себя. Чтобы воспроизводить Себя, Господь должен вкладывать Себя в других как жизнь.

Воскрешённый Христос вдыхает Себя в учеников

Обучая Своих учеников по «программе колледжа», Господь Иисус знал, что Ему необходимо войти в них. Разумеется, до тех пор пока Он был в плоти, Он не мог быть в учениках. Поэтому в Евангелии от Иоанна Он дал им понять, что для них лучше, чтобы Он умер, а затем был воскрешён. Тогда в воскресении Он сможет войти в учеников как жизнь и оставаться в них как их личность и тем самым воспроизвести Себя.

После Своего воскресения Господь Иисус вернулся к ученикам как животворящий Дух и вдохнул Себя в них (Ин. 20:22). Вместо того чтобы учить учеников или читать им лекцию, Он вдохнул Себя в них. Это было началом последней части их четырёхлетней «программы колледжа». Когда Господь вдохнул Себя в учеников, Он воспроизвёл Себя в них как жизнь.

Является ученикам в течение сорока дней

После того как Господь вдохнул Себя в учеников, Он оставался с ними домостроительно в течение сорока дней. Относительно этого в Деян. 1:3 говорится: «Которым Он и представил Себя живым после Своего страдания многими неопровержимыми доказательствами, в течение сорока дней являясь им и говоря то, что относится к царству Божьему». Господь представил Себя живым для того, чтобы приучить учеников практиковать Его невидимое присутствие и наслаждаться им. В Евангелии от Иоанна нет ни единого слова или намёка на то, что Господь оставил учеников после того, как Он вдохнул Себя в них. На самом деле Он оставался с Ними, хотя они и не осознавали Его присутствия. Последующее явление Господа ученикам было Его проявлением. До Своей смерти Господь был в плоти, и Его присутствие было видимым. После Своего воскресения Господь стал Духом, а Его присутствие стало невидимым. Его проявления, или явления, после воскресения предназначались для того, чтобы приучить учеников осознавать Его невидимое присутствие, наслаждаться им и практиковать его. Его невидимое присутствие более доступно, действенно, драгоценно, богато и реально, чем Его видимое присутствие. Невидимое присутствие Господа — это просто Дух в Его воскресении, которого Он вдохнул в учеников и который всегда будет с ними.

После того как Господь вдохнул Себя в учеников, Он уже не оставлял их сущностно. Однако домостроительно Он то являлся, то исчезал. Господь являлся и исчезал домостроительно, чтобы обучать учеников, чтобы завершить последний полугодовой этап их образования. В отношении этого мы должны говорить не о Его уходе и приходе, а о Его явлении и исчезновении.

В течение сорока дней Господь Иисус являлся ученикам. В Библии сорок дней — это срок испытания и проверки. Из Ветхого Завета мы знаем, что сорок дней были сроком проверки и страдания (Втор. 9:9, ; 3 Цар. 19:8). Когда Господь Иисус был уведён Духом в пустыню, чтобы Его искусил дьявол, Он провёл в посте сорок дней и сорок ночей (Мф. 4:1-2). Кроме того, в течение сорока лет Бог испытывал, обучал детей Израиля в пустыне. Таким образом, число сорок — это число испытания, проверки, исследования, обучения. В Деян. 1 Господь являлся и исчезал в течение сорока дней, чтобы испытать и обучить Своих учеников.

С того времени как воскрешённый Христос вдохнул Себя как Духа в учеников в день Своего воскресения, Он обитал в них. Его явление, о котором говорится в Деян. 1:3, не означает, что Он когда-либо оставлял их; оно просто означает, что Он делал Своё присутствие видимым для них, приучая их всё время осознавать Его невидимое присутствие и наслаждаться им.

Ученики в своё время привыкли к видимому присутствию Христа. В течение трёх с половиной лет Он был с ними в плоти, будучи видимым. Они видели Его, осязали Его и ели с Ним. Один из них даже возлежал у Него на груди (Ин. 13:23). Неожиданно Его видимое присутствие прекратилось. Затем Господь вернулся к ученикам и вдохнул Себя в них. Начиная с этого времени присутствие Господа среди учеников стало невидимым. Это было уже не физическое, а духовное присутствие.

Хотя духовное присутствие Господа невидимо, оно более действительно и более жизненно, чем Его видимое присутствие. Видимое присутствие Господа было связано с элементами пространства и времени. Но Его невидимое присутствие не имеет ни элемента пространства, ни элемента времени. Его невидимое присутствие повсюду. Где бы мы ни находились, невидимое присутствие Господа всегда с нами. Фактически Его невидимое присутствие не просто с нами, а внутри нас. Когда Господь был с учениками в плоти, Его присутствие было с ними внешним и видимым. Но после того как Он вдохнул в них Себя как животворящего Духа, Его присутствие стало внутренним и невидимым.

Поскольку ученики не привыкли к невидимому присутствию Господа, Господь оставался с ними домостроительно в течение сорока дней, то являясь, то исчезая. Таким образом Он приучал их практиковать Его невидимое присутствие и наслаждаться им.

Геенна

Некоторые могут заинтересоваться значением слова «геенна» в Матфее 10:28: не скрыто ли здесь вечное страдание для отверженных, которое они переживают вполне осознанно, т.е. переживают, находясь в некотором роде в сознании? Вечные мучения и страдания в пылающей пламенем геенне есть вера, которая вытекает сперва из доктрины бессмертия души. По этой доктрине важное место отводится определению места «хороших» и «плохих» людей в момент смерти. По ней, обычно, «хорошие» отправляются на небо, а «плохие» ввергаются в геенну (в ад), хотя стараются ничего не говорить об этом во время похороненных процессий. Такой взгляд извращает Писание. Здесь суд происходит в день смерти, и это без всякой санкции на то Писания. Судный день – это день Христа, день Его второго пришествия.

Так уже повелось, что слово «геенна», тем не менее, ассоциируют с огнем, но это не тот адский огонь, бытующий в народном представлении. Здесь огонь – суть образ, который использовал Иисус для обозначения судьбы отверженных от судного престола и который не имеет ничего общего с ложной доктриной адского огня для осужденных душ. Само слово «геенна», его значение и смысл, мы обсуждали ранее. Для любого еврея это слово имеет определенный смысл. Они пользовались этим словом или его еврейским оригиналом на протяжении веков. Оно означало «долину сына Енномова» (см. Иисус Навин 15:8) и было местом, имеющим дурную славу, к юго-западу от Иерусалима. Там совершались акты идолопоклонства, содержащие в себе жестокие ритуалы жертвоприношения детей языческому богу Молоху (см. 2 Паралипоменон 28:3 и Иеремия 32:35). Эти отвратительные и мерзкие ритуалы были отменены одним из лучших царей Иудеи – Иосией, а само место было им осквернено (4 Царств 23:10). Место превратилось в свалку для сжигания мусора и тел преступников, которых выбрасывали за стены города. Насколько же удачно использует это слово, вернее его образ, Христос для обозначения окончательной судьбы грешников. Они будут уничтожены, как будто никогда не существовали:

«Нечестивые… как прах, взметаемый ветром» (Псалом 1:4).

«Тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1).

«…а солому сожжет огнем неугасимым» (Матфей 3:12).

Разница между праведниками и неправедными (которых разграничит суд Христов) состоит в различии между вечным блаженством и вечной смертью.

И наконец, какого рода люди предстанут на суд Христов? Все ли люди, жившие прежде, выйдут из своих могил? Если нет, то по какому критерию будет осуществляться отбор? Вполне очевидно, как и при любом суде, наличие отношения между человеком, подвергнутом суду, и законом, по которому ему предъявлено обвинение. В нашем случае это закон Божий, а судья – Господь Иисус Христос:

«Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоанн 5:22,23).

Начало взаимоотношений с Христом, и таким образом с Отцом, лежит через евангелие и степень нашего желания принять его:

«Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит» (т.е. не будет осужден)» (Иоанн 5:24).

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоанн 12:46-48).

Слово Христа есть слово спасения и одновременно слово, через которое можно получить оправдание или осуждение в будущем. Человек, слушающий и принимающий со смирением и верой, может спастись; сознательно отвергающий его, а значит и Господа, будет осужден тем же Господом в соответствии с теми же словами:

«По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога… в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков, чрез Иисуса Христа» (Римлянам 2:5,16).

«Те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Римлянам 2:12).

«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иаков 2:12).

Но кто восстанет на суд слова Божьего во Христе? Мы знаем, что будут присутствовать верные и неверные слуги, ибо это как раз то, чему учит Новый Завет. Поэтому собранию верующих в Риме было написано:

«Все мы предстанем на суд Христов… каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:10-12).

Павел выражается со всей ясностью: все, ответившие на призыв и принявшие крещение, предстанут перед Христом, чтобы дать отчет о своем служении. Это придется сделать, не взирая на то, было ли служение добрым или злым.

Но что будет с теми, кто сознательно отверг служение Христу и из-за своей гордыни отказался стать Его слугой? Какому наказанию подвергнутся они? Библия говорит нам, что они также предстанут на суд Христов и понесут соответствующее наказание, когда Христос возвратится на землю. На каком основании они будут судимы? Прежде всего, все, кто будут судимы, вполне осознавали, что они делали, отвергая призыв Господа. И нет ничего удивительного или странного в том, что они будут подотчетны Христу в процессе свершения суда над ними. Таковые приняли сознательное решение в отношении Христа и Его слова. Обратите внимание на ряд положений из главы 12 Евангелия от Иоанна:

«Я свет пришел в мир…»;

«И если кто услышит слова Мои и не поверит…»;

«Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Отвергающий Христа есть человек, вполне осознающий, что Христос есть свет миру, но в то же время, не считающий себя обязанным подчиниться Его словам. Этот человек знает о требованиях Слова Божьего, но не принимает Его как свое руководство. Бог знает, что будет подотчетен Христу на этом основании. Несомненно, знают это и сами подотчетные.

Есть ряд характерных примеров этого рода людей. Например, духовные вожди Израиля во дни Христа, которым было прямо заявлено, что они предстанут перед судейским престолом:

«Увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лука 13:28).

Другой пример мы находим у Петра. Обращаясь к верующим, которые подверглись гонениям из-за своей причастности Христу, он пишет:

«Язычники… дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас; они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Петра 4:3-5).

Возвращение к жизни и воскресение мертвых: есть ли разница

Воскресение Лазаря Четверодневного, которое Церковь вспоминала в прошедшую субботу, а еще более – воскресение самого Господа нашего Иисуса Христа, прообразом которого и было восстание праведного Лазаря, заставляют нас задуматься об очень важных вопросах: что же такое – воскресение, встречается ли оно где-либо помимо христианства и какое отношение имеет к каждому из нас лично?

Различные значения слова «воскресение» (глагол «воскресать») сводятся к двум основным. Первое – это резкое изменение направления течения времени, солнечный поворот вспять или как бы мы сейчас сказали, перемотка назад, оживление или оздоровление. Это значение подразумевает что кто-то или что-то было живым (здоровым), затем умерло (заболело), а потом вернулось в своему живому (здоровому) состоянию.

Второе значение слова «воскресение» является производным от слова «кресать», то есть кресать огонь, производить, зажигать огонь, становиться огнем, огненным, приобретать иную световидную природу.

Фактов воскресения умерших достаточно много. Текст Библии, Ветхого и Нового Заветов, содержит описания таких случаев. Воскрешали умерших пророки Илия и Елисей, причем однажды человек воскрес от прикосновения к костям уже почившего пророка Елисея. Господь Иисус Христос воскресил дочь Иаира, сына Наинской вдовы и четверодневного Лазаря. Книга Деяний повествует о воскрешении Тавифы апостолом Петром и Евтиха апостолом Павлом.

Церковное предание также содержит в себе множество описаний воскрешения мертвых начиная от апостолов и заканчивая святыми наших дней. Например, апостол Андрей Первозванный воскресил мальчика в Амасии, юношу в Никомидии, задушенного мальчика в Солуни, там же сына проконсула Вирина и мальчика, укушенного змеей. В Патрах апостол Андрей воскресил жену проконсула Лисбия, а также 40 человек, утонувших во время бури.


Воскрешение праведной Тавифы апостолом Петром. Мозаика бокового нефа Палатинской капеллы. Палермо, Италия. Фото: antik-mosaik.livejournal.com

Воскрешали мертвых апостолы Петр, Иоанн Богослов, Филипп, Фома, Матфей и даже, по словам святителя Иоанна Златоуста, Иуда Искариот.

В течение первых веков христианства воскрешение умерших совершали такие святые как Ирина Македонская, Евдокия Илиопольская, Харлампий Магнезийский, Агнесса Римская, Георгий Победоносец, Пантелеймон Целитель и многие другие. В более поздних веках, это Иаков Сирийский, Геласий Палестинский, Симеон Столпник, Бенедикт Нурсийский, Варсонофий Великий и другие. С принятием христианства, на Руси также стали появляться случаи воскресения мертвых святыми подвижниками. Умерших воскрешали Марк Печерский, Леонтий Ростовский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский и другие. Практически в наше время святая блаженная Ксения Петербургская воскресила мальчика, утонувшего в Неве.

Иоанн Кронштадтский воскресил ребенка, умершего в утробе матери. Аристоклий Афонский воскресил девочку, умершую по дороге из Рязани в Москву, которую мать везла к старцу для исцеления. Амфилохий Почаевский воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её издалека к старцу.

Также известны многочисленные случае воскресения умерших, происходившие от святых икон. Такими чудесами прославились иконы Божией Матери Почаевской, Тульской, Тихвинской и других.

Предание католического запада также содержит случаи воскресения мертвых. Так описывается, что воскрешали умерших Доминик Римский, Франциск Ассизский, Исайя Бонер, Иоанн Гонсалез, Франциска Римская и другие.

Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы. 1881 г. Фредерик Лейтон. Фото: liveinternet.ru

Однако и в других, нехристианских религиях мы также находим описания воскресения мертвых. Например, в одном из текстов шэнизма (китайской народной религии) содержится рассказ о воскресении из мертвых одного простолюдина, произошедшее около 300 года до Рождества Христова. В даосизме описывается чудесное возвращение к жизни одного даосского монаха по имени Кучу.

Но даже и в нерелигиозных источниках можно найти свидетельства о воскресении умерших. Часто просто в новостных лентах содержаться современные нам случаи воскресения мертвых, описываемых как медицинские факты. Некоторые из них довольно примечательные.

Например, в 2009 г. в Израиле пожилой израильтянин ожил после того, как бригада врачей скорой помощи оформила свидетельство о его смерти и собралась отправить тело в морг. В Индии человек, погибший в автокатастрофе вернулся к жизни прямо на столе патологоанатома перед вскрытием. А другой индиец начал дышать после 7 часов, проведенных в морге. Иосиф Гусь, 76-летний пасечник из Польши, чуть не оказался похороненным заживо. Когда он уже лежал в гробу родственники попросили снять с него цепочку и часы на память. Человек, проводивший эти манипуляции, вдруг почувствовал пульс на его руке.

Во всех этих случаях медики констатировали смерть и выдавали соответствующий документ, а в некоторых проходило несколько дней с момента смерти, то есть это не было реанимацией.

С медицинской точки зрения, смерть – это некий необратимый процесс в головном мозгу, который свидетельствует о его умирании. Но, вероятно, он не такой уж и необратимый, как полагает современная медицина.

Как это все объяснить? По-видимому, медицина еще далеко не все знает о смерти и возможности реанимации человека. С медицинской точки зрения, смерть – это некий необратимый процесс в головном мозгу, который свидетельствует о его умирании. Но, вероятно, он не такой уж и необратимый, как полагает современная медицина. Возможно на протяжении какого-то времени, под воздействием каких-либо причин умирание мозга является обратимым. Да и история медицины свидетельствует, что, то что раньше считалось смертью, сейчас считается состоянием, когда больной ещё подлежит реанимации. Возможно в будущем будут обнаружены неизвестные сегодня механизмы и причины возвращения человека к жизни.

В чем же разница между христианскими свидетельствами о воскресении мертвых и всеми остальными?

Первое – это то, что христианские святые воскрешали умерших благодатью Божией и ни чем иным. Христос сказал своим ученикам, посылая их на проповедь: «… больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Подобное перечисление благодатных дарований наводит на мысль, что воскресение мертвых силою Христовою не является каким-то уж совершенно невиданным чудом, а стоит в одном ряду с исцелениями или изгнанием бесов. Возможно поэтому христианские свидетельства о воскресении мертвых намного более многочисленны, чем нехристианские или медицинские.

Но тут перед нами встает вполне справедливый вопрос: а как можно отличить действие благодати Божией от других механизмов, ведь видимый результат один и тот же?

И здесь второе отличие: для христианских святых воскрешение умерших не было самоцелью. Они делали это или для проповеди Христа среди неверующих людей, или для того чтобы наставить воскресшего на путь покаяния и спасения, а не для того, чтобы вернуть его к прежней греховной жизни. В этой связи показательна мысль, которая высказывалась некоторыми святыми отцами: тот, кто обратит грешника к покаянию, больше того, кто воскрешает умерших.

Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским. Худ. Сергей Чикуньчиков. Фото: el-tolstyh.livejournal.com

Все случаи воскресения мертвых, которые приведены выше, имеют одну общую черту – они имели место через некоторое непродолжительное время после смерти, когда тело еще не начало разлагаться и имело способность опять вернуться к жизни. Как уже было сказано, возможно существует неизвестный еще нам механизм и некоторое время, на протяжении которого душа человека, покинувшая тело, может обратно вернуться в него и опять возобновятся все те процессы жизнедеятельности, которые характерны для живых людей.

Из Евангелия нам известны два случая воскрешения, несколько не вписывающихся в общую картину.

Первый случай, это когда Господь наш Иисус Христос воскресил Лазаря, тело которого в жарком климате Палестины за четыре дня уже настолько разложилось и стало смердеть, что было явно не способно вернуться опять к жизнедеятельности. Но по слову Христову Лазарь воскрес, прожил затем ещё более 30 лет и был епископом на Кипре. О втором случае сообщает нам Евангелие от Матфея, что, когда Христос испустил дух на Кресте «… Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме разыгралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйди из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27, 51-53). Здесь также речь идет о воскресении людей, тела которых были уже полностью разложившимися.

Но и эти два случая воскресения, и все упомянутые ранее – это история возвращения людей в свое прежне тело, к прежнему образу физического существования. Возвращения на некоторое время опять к жизни, после чего они опять умирали. Это воскресение в первом значении слова, когда человек возвращался назад к жизни. Все эти случаи, несмотря на их невероятность и удивительность, для нас имеют только назидательное значение и не более того.

Воскресение же Господа Иисуса Христа – это явление совсем иного порядка. Воскресение Христа не было для Него поворотом времени назад, не было оживлением, не было возвращением души обратно в тленную телесную оболочку, как это мы видим во всех других случаях. Воскресение Христа не было движением назад обратно в тело, но движением вперёд к новому плану бытия.

Это было именно то воскресение, о котором можно сказать – «изменять свою природу», «становиться огнем или светом».


Воскресение Христово. Мозаика. М.В. Нестеров. Храм Спаса на крови,СПб.. Фото:pxhere.com

Евангелие говорит нам о том, что Тело Господа нашего Иисуса Христа осталось именно Телом Христовым, оно сохранило на себе раны от гвоздей и от удара копьем, так что апостол Фома даже смог вложить туда свою руку. И вместе с тем тело Христово стало совершенно другим, оно приобрело необычные свойства.

Тело Иисуса Христа удивительным образом покинуло свои погребальные пелены, которые остались лежать неразмотанными. Тело Христово прошло сквозь ткань плащаницы как нечто невещественное, как свет. Тело Христово не нуждалось в том, чтобы кто-то отвалил камень от двери гроба. Этот камень был отправлен ангелами уже после воскресения Христа для того, чтобы жёны мироносицы могли войти во гроб. Христос являлся своим ученикам «дверем затворенным», но вместе с тем мог принимать пищу и ел перед апостолами.

Иисус Христос воскрес для того, чтобы уже не умирать никогда, он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.

Святитель Кирилл Александрийский говорит: «После воскресения это было то самое Тело, которое претерпевало страдания, но не имело более в себе человеческих немощей. Утверждаем, что оно не подвержено было ни голоду, ни утомлению, ни чему-либо подобному, но уже нетленно». Иисус Христос воскрес для того, чтобы уже не умирать никогда, он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.

И, кроме самого факта воскресения Христа, наиважнейшим для нас является то, что каждый из нас может приобщиться именно к такому воскресению из мертвых. К воскресению во втором значении этого слова – стать светом, вернуться не в прежнее тело, но преображенное, способное к вечной жизни с Богом и в Боге.

В шестой главе Евангелия от Иоанна мы читаем, как Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). А в описании Тайной Вечери содержится указание на то, что ученики Христовы и их преемники будут священнодействовать Таинство Причащения для всех верующих во Христа: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Святая Церковь всегда и везде исповедовала веру в то, что в Евхаристии верующие причащаются истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Причащение Святых Христовых Таин является краеугольным камнем жизни каждого христианина и Церкви в целом.

В Послании Патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере, которое было принято в 1723 г. говорится: «Веруем, что всесвятое Таинство Святой Евхаристии, <�…> есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. <�…> Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба <�…> но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира».

* * *

Итак, мы видим, что существует два вида воскресения из мертвых. Одно воскресенье – это возврат к земному тленному существованию, к жизни, которая все равно должна будет так или иначе закончится смертью. Случаи такого воскресения довольно нередки и известны не только в христианской традиции, но и в других религиях, а также и вне религиозного контекста. Второй же вид воскресения – это воскресение к жизни вечной, к иному плану бытия, к иной преображенной, обóженой человеческой природе – так, как воскрес Господь наш Иисус Христос. Участие именно в таком воскресении предлагается всем людям.

Каждый из нас имеет возможность откликнуться на призыв Господа: «Приимите, ядите» (Мф. 26:26), каждый имеет возможность последовать путем обóжения. И каждый должен сделать свой выбор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]