Церковь Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский)

Мiръ

Россия Ярославская область Переславль-Залесский Церковь Сорока Мучеников Севастийских (Переславль-Залесский) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:56.7352800000000030422597774304449558258056640625,»lon»:38.82833000000000112095221993513405323028564453125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_(%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C-%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u041c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 (\u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u041c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 (\u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445»\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039;\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039; \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0432 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0435 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439. \u0410\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044e \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0443\u0441\u0442\u044c\u0435 \u0440\u0435\u043a\u0438 \u0422\u0440\u0443\u0431\u0435\u0436 \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0420\u044b\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 \u043d\u0430 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0443 \u041f\u043b\u0435\u0449\u0435\u0435\u0432\u0430 \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E»’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0432 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0435 \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439. \u0410\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044e \u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0443\u0441\u0442\u044c\u0435 \u0440\u0435\u043a\u0438 \u0422\u0440\u0443\u0431\u0435\u0436 \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0420\u044b\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 \u043d\u0430 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0443 \u041f\u043b\u0435\u0449\u0435\u0435\u0432\u0430 \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u0439 \u0420\u044b\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 \u043d\u0430 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0443 \u041f\u043b\u0435\u0449\u0435\u0435\u0432\u0430 \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430.»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043e\u0440\u043e\u043a\u0430 \u041c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0421\u0435\u0432\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 (\u041f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u044c-\u0417\u0430\u043b\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439)»,»link»:»»,»lat»:56.7352800000000030422597774304449558258056640625,»lon»:38.82833000000000112095221993513405323028564453125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

56.735215; 38.828564

Россия, Ярославская область, Переславль-Залесский, улица Левая Набережная, 165

Переславль-Залесский,Ярославская область152020

Россия

Телефон храма:

+7 (48535) 3 44 83

Телефон настоятеля храма протоиерея Иоанна Герасимова:

+7

Церковь Сорока мучеников Севастийских

— православная церковь в городе Переславль-Залесский. Административно относится к Переславскому благочинию Переславской епархии. Церковь находится в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера.

История[править]

О точной дате основания прихода в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского сведений не сохранилось, но существовала церковь уже в начале XVII столетия. В патриарших окладных книгах по 1628 году написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничьих гривна».

В 1652 году при этой церкви была построена другая теплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 года в приходе, при этих церквах, записано 82 двора. В переписных книгах 1703 года значится при них священник отец Иоаким (Семенов), в приходе «82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен».

В 1726-27 годах обе деревянные церкви – и холодная, и теплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и по просьбе священника отца Иоанна (Стефанова) с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование Святых Севастийских Мучеников, а теплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Вместо этих двух деревянных церквей во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства, на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в 1755 году построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нем два: в холодном в честь Святых Сорока Мучеников Севастийских, а в приделе теплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе церкви состояло тогда около 200 человек.

В 1805 году ко храму Святых Сорока Мучеников Севастийских был назначен отец Никита (Бессонов Никита Ильич), бывший ранее преподавателем, а позднее инспектором Переславского Духовного училища. В 1824 году он был назначен настоятелем Преображенского собора Переславля и возведен в сан протоиерея.

В 1812 году отец Иоанн (Филипповский Иван Кузьмич) после окончания богословского отделения Владимирской духовной семинарии стал священником церкви Святых Сорока Мучеников Севастийских, скончался отец Иоанн 15 апреля 1865 года.

Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 году была отобрана в государственное ведомство, в котором состоит Рыбная слобода.

С 1850 года священником в церковь был назначен отец Андрей (Сахаров Андрей Иванович). В 1866 году он был переведен к Смоленской церкви Переславля-Залесского, скончался 14 октября 1889 года.

Читать далее…

Подвиг Сорока мучеников

История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.

По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.

И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.

Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.

Как добраться[править]

Церковь в честь Сорока Мучеников Севастийских расположена в пределах двух километров от исторического центра Переславля-Залесского — площади Александра Невского. Способы добраться – на автомобиле или пешком. Съезд с главной дороги по указателю на улицу Проездная. Парковка непосредственно у Храма может быть ограничена, удобно припарковать автомобиль, автобус в двухстах метрах по улице Левая Набережная.

Адрес:

г. Переславль-Залесский, Ярославская область, ул. Левая Набережная, дом 165

Телефон храма:

+7 (48535) 3 44 83

Телефон настоятеля храма протоиерея Иоанна Герасимова:

+7

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев

. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь Сорока мучеников Севастийских часто называют Четырехдесятской. Лучше всего она смотрится с другого берега реки Трубеж, с Правой Набережной. Еще в начале XX века здесь стояла красивая Введенская церковь. И оба эти храма составляли живописную пару, обрамляющую речное устье. Но, к сожалению из двух церквей уцелела только одна, на левом берегу.

Основой церкви Сорока мучеников является традиционный массивный четверик, который венчают пять куполов. Обычно на каменных храмах четыре небольших купола устанавливали по углам основания. Но при возведении церкви Сорока мучеников поступили по-другому, сделав так, как это было приятно в деревянном зодчестве. Меньшие по размеру купола установили на четырех фронтонах, построенных по всем сторонам. И от этого церковь приобрела живописный и оригинальный вид.

Композиционно здание состоит их трех частей, которые соединенны друг с другом и вытянуты в одну линию перпендикулярно реке. Это основной храм с полукруглой абсидой, одноэтажная трапезная и высокая трехярусная колокольня с высоким шпилем. Ее пристроили к церкви позже – уже в XIX веке.

Снаружи церковь декорирована очень необычно, и это сразу бросается в глаза. Она имеет трехрядные оконные проемы, наличники на которых отличаются друг от друга. Колокольня была построена в стиле своего времени и по внешнему декору также отличается от самой церкви. Ее нижний ярус оформлен рустованными стенами. А высокие арочные проемы двух верхних ярусов обрамлены строгими полуколонками.

Церковный ансамбль у устья Трубежа очень любят художники и фотографы. Поскольку ярко-красная церковь колоритно контрастирует с белыми деталями отделки окон и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Современное состояние церкви Сорока мучеников Севастийских и режим посещения

Сейчас церковь действующая и активно реставрируется. Попасть в нее можно по субботам с 7.00 до 20.00, а по воскресеньям и праздничным дням с 7.00 до 15.00.

Особо почитаемой всеми верующими стала икона Сорока мучеников Севастийских с частицей мощей.

Церковь отмечает храмовые и престольные праздники 22 марта, 6 воскресенье по Пасхе, 21 сентября и 29 октября.

Рядом с церковью обустроена современная набережная с лавочками и фонарями, небольшим пирсом и лодочной станцией. Это излюбленное место для ныряний у местной детворы. В устье реки есть оборудованный спуск к воде. Такая же лестница спускается и к озеру. Отсюда открывается очень красивый вид на Плещеево озеро – настоящая мечта для любителей фотографии. Правда, внутри самого церковного здания фотографировать не разрешают.

Возрождение

Службы в храме Сорока Мучеников Севастийских возобновились лишь в 1996-м, после того как верующие сумели возвратить его в лоно Церкви. В разоренном здании сразу начались долговременные восстановительные работы.

Вплоть до 1999 года прихожане самоотверженно собирали средства на ремонт родного храма, фасады которого были приведены в порядок к лету 1998-го. В скором времени восстановили для проведения служб и теплый придел Рождества Пресвятой Богородицы.

С Божией помощью и радением прихожан к зданию добавилась трапезная, а внутри главного придела был поставлен новый иконостас. Одновременно возрождались и былые традиции духовной жизни прихожан. Двери Божиего дома на берегу Плещеева озера ныне открыты для всех.

Храм на краю неба


Церковь Сорока мучеников (Переславль-Залесский)

Гладь неширокой древней реки Трубеж заполняется многочисленными деревянными лодками, в них прихожане и духовенство с окрестных храмов, все – в праздничных ярких облачениях, в руках хоругви, образа, все сияет в рассветном солнце, золотые блики расходятся по мелкой волне к берегу. Там толпы людей, нарядных, с цветами. С первым ударом колокола лодочная процессия начинает путь.

…За очередным поворотом Трубежа открывается гладь широкого – размером с небо – Плещеева озера. Крестный ход проплывает меж двух храмов, стоящих на противоположных берегах реки. Колокольный звон усиливается. Из воспоминаний священномученика Евгения Переславского (Елховского): «Было большой отрадой и духовным наслаждением встречать этот ход, стоя с крестом на воле у паперти храма (в этот день я всегда служил у Введенья, как в главном храме: Четыредесятский – приписной). Какой-то волшебной казалась мне издали картина!… Чудная живая картина!»

«Картину» эту в Переславле-Залесском можно увидеть и сегодня. За немногими исключениями. Она уже не такая многолюдная и торжественная, как до революций, когда Рыбацкая слобода о. Для местных – это самый дорогой праздник еще со Средних веков. Меньше нынче стало и образов, правда, всегда в руках у кого-нибудь – икона священномученика Евгения (в 1937-м батюшку расстреляли). Еще одно отличие: вместо двух церквей в устье осталась одна, Сорокосвятская, вторую – взорвали.

Но именно с возрождения Сорокосвятской началось преображение этих мест после падения СССР. Сначала – храм, потом берег, потом весь город, а там уж и про красивую традицию речного крестного хода вспомнили…

О том, как в Переславле вновь засияли колокола «храма на воде», о тяжелой и необычной истории этой церкви, о духовных традициях и последних днях мы говорим с настоятелем – протоиереем Иоанном Герасимовым.


Протоиерей Иоанн Герасимов с прихожанами. Фото: 40s.pereslavl.ru

«Нам враг мстил за то, что мы храм открыли на Пасху»

– Когда мы с матушкой приехали сюда в 1990-х, храм выглядел очень плачевно, без окон, без дверей стоял (батюшка говорит нежно, как о ребенке), хоть в храме и была спасательная станция, но спасатели не особенно трудились, деревья огромные росли на колокольне, метров шесть одно дерево. Оно разрушало кирпич, стены. А там (показывает под купол) вороны жили. Лично туда лазил, чтобы соскрести воронье гнездо, оно было, может быть, вы не поверите – сантиметров 80 толщины, все из проволок и сухих веток. Вороны вокруг меня кругами летали, а я все разгребаю, разгребаю…

В алтаре было много комнат, кабинетов, зимний придел был застроен полностью. Мы с матушкой поселились в медицинском кабинете и около четырех лет прожили здесь.

Состояние храма на момент его передачи церкви. Видно, что в нём располагалась спасательная станция. Фото: 40s.pereslavl.ru И я стал читать акафисты, – это еще до рукоположения, – потом молебны. Ездил в лес зарабатывать на крышу, нам делянку за городом выделили. Уставал, а потом приходил и ломал здесь все перегородки…Спасателям дали место на другом берегу, а они все не выезжают и не выезжают, я уже сам стал выносить их вещи…

Но, конечно, главная беда была – это вода, за 80 лет озеро отобрало у нас 50 метров берега, вода подступала уже к самой колокольне, метров 5 оставалось…

– То есть храм на воде буквально мог уплыть?

– Да. Я обращался к одному мэру, к другому, не было никакой возможности нам помочь. Мы, помолившись, своими силами стали берег у воды отбирать. Отобрали 5 метров, больше просто не смогли. И залили бетоном.

Более ста метров вдоль берега укрепили и облагородили. Раньше деревья тут росли – храм закрывали, а мы приоткрыли его, чтоб люди и храм созерцали, и отсюда смотрели на озеро, отдыхали. По-моему, с этого места самый лучший вид! (Здесь батюшка показывает в окно, за ним – деревянные лодки постукивают о деревянные мостки, деревца склоняются к глади воды, паломники и туристы прохаживаются по берегу, гуляют молча, потому что слова здесь совершенно лишние).


Отец Иоанн с матушкой и ребёнком на крыльце храма. Фото: 40s.pereslavl.ru

Отслужил, Крест уже даю целовать, а люди меня в баню приглашают, как сговорились

– В общем, вы вернули месту благодать, но, говорят, вам за это отомстили…

– В 1996-м у нас было первое Пасхальное богослужение! Пасха была холодная, а мы – без отопления. Нам кто-то посоветовал купить керосиновую печку. Я купил, вроде тепло она давала, мы грелись. Праздник отслужили – все нормально, потом утром, на другой день Пасхи, я прихожу служить, а здесь дыма столько! Я бы вот вас не увидел (я сижу на расстоянии вытянутой руки). А это ветер сменился, он задувал в трубу, печка клубы дыма прямо в храм выпускала. Я залез под купол, лестница самодельная была, окна разбил, и этот дым на меня – ррраааз! До прихода людей дым вышел, но запах стоял года три, наверное. И, значит, я давай служить службу, отслужил, Крест уже даю целовать, а люди меня в баню приглашают, как сговорились, один, другой: «Батюшка, я баню растоплю, приходите!» Я говорю: «Нет, нет, не надо, я не парюсь в бане». Домой пришел, смотрю в зеркало – я весь черный! Так весь черный и служил, оказывается! Вот такое было у нас искушение, так нам враг мстил за то, что мы храм открыли на Пасху.

Но я помню, как много народу было тогда, какие все люди радостные были, светлые, действительно чувствовалось, что храм воскрес!


Фото: 40s.pereslavl.ru

«Может, это был рассвет перед кончиной»

– Говорят, что очень много людей крестилось в вашей церкви в те годы. Чуть ли не весь Переславль. А теперь приезжают креститься из других городов…

– Так получилось, то ли вода притягивает, то ли еще что, но здесь, правда, очень много крестилось. Я лично окрестил более 7 тысяч человек с 1995-го года, как меня рукоположили. Потом я уже стал просить других священников крестить.

– Крестятся, потому что место красивое, или все-таки есть осознание таинства?

– Мы беседуем и с теми, кто хочет креститься, и с будущими крестными, говорим о Боге, о вере, о духовной жизни… Когда побеседуешь, то легче идет Крещение, и они более сознательные, понимающие. Бывает так, что человек приходит на беседу с совершенно скучными, стеклянными глазами, совершенно тяжелый вид у него, и ты начинаешь ему говорить Слово Божие. Полбеседы пройдет, смотришь, а у него уже глаза загораются, вот так Слово Божие действует на душу человека! В конце он уже вопросы задает. Вот был случай: пришли на беседу два молодых человека и девушка, все трое жуют жвачку, сели передо мной и жуют. Я говорю: «Надо выплюнуть жвачку». Они побежали, выплюнули, пришли и смотрят каменными глазами. Мне так было тяжело говорить в эти глаза, очень тяжело! Настолько мир может испортить. Но я стал говорить, преодолевая себя. И вы даже не представляете, как изменились их взгляды через полчаса нашей беседы, в конце беседы они уже совершенно другие люди! Господь пришел, чтобы человек изменился, стал лучше, чище, добрее, любви больше имел. Люди в храме стоят – кто они? Это, может быть, бывшие убийцы, бывшие воры, блудницы, прелюбодеи, но Господь коснулся их души – и человек стал меняться. Блудница спасается от блуда, гордый от гордыни, завистливый от зависти, ленивый от лености, злой от злобы, вор от воровства; человек открывает для себя богатство, красоту духовной жизни, за этим очень интересно наблюдать. Если вера не меняет в человеке ничего, то человек не на правильном пути, вера должна менять человека. Это самое главное, для чего мы трудимся, для чего есть Церковь, храм.

Если вера не меняет в человеке ничего, то человек не на правильном пути, вера должна менять человека

– Говорят, что сегодня оскудение веры. Особенно это замечают те, кто помнит 1990-е – тогда целыми городами крестились, и сотни храмов восстановили абсолютно бескорыстно обычные люди…

– Может, это был рассвет перед кончиной. Боюсь даже говорить о том, о чем говорили отцы; но и мне кажется, что тогда было больше горения. Я в монастыре служил в 1995-м году, помню: приходили молодые люди в монастырь, оставались жить, а там не было совершенно никаких удобств, все разрушено, никаких келлий, земля голая… И трудились, горение большее наблюдалось, чем сейчас. Сегодня же наблюдается теплохладность, которая и себя не может согреть, и других зажечь – а человек должен гореть любовью ко Господу, только этот огонь способен зажечь сердца других людей.

– Мне кажется, сегодня такое время, когда любовь как раз и уходит…

Сказано же: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Любовь – это начало, середина и конец всей нашей духовной жизни, мы верим в Бога не потому, что мы обязаны это делать, постимся не потому, что мы обязаны поститься, молимся не из-за того, что кто-то обязал… Вся наша религия держится на любви. Все, что человек делает ради Господа, он должен делать из-за любви. Мы знаем, что есть три вида служения Богу: первый вид служения – это рабский, то есть человек боится Бога, боится, чтобы Он его в ад не бросил, и он старается поститься, исполнять заповеди, в храм ходить. Второе служение – это служение наёмника: «Да, Господи, я буду поститься, я буду молиться, буду хранить Твои заповеди, я буду ходить в храм, но Ты мне тоже давай! Давай мне пить, есть, одежду, здоровье мне, здоровье для моих детей». А есть еще служение любви, подобно как служение сына отцу: сын любит отца и боится в чем-то его огорчить, старается ему с любовью служить. Как некогда говорили святые отцы: я уже не боюсь Бога, а люблю Его. Это третье служение – самое вещее, но почему-то люди не хотят приблизиться к этому служению. Хочется, чтобы все на уровне любви строили отношения свои с Богом, потому что Бог – это не что-то бездушное, Он – Живой.

Все, что человек делает ради Господа, он должен делать из-за любви

Надо строить с Богом живые отношения, понимаете. Поэтому соглашусь, сегодня больше всего не хватает любви. Мы смотрим на окружающие нас беззакония, и в нас любовь почему-то умаляется, но нельзя отождествлять грешника с грехом. Источник греха исходит из дьявола, а человек должен подражать Богу, своему Творцу, и в смирении, и в любви, и так далее. Грех нужно ненавидеть, а грешника любить. Мне кажется, побольше нужно говорить об этой добродетели в семье. Многое мы именно в семье должны вкладывать своим детям, не надеяться на школу.

«Я очень хотел стать священником»

– С вами в семье о вере говорили?

– Да, я из верующей украинской семьи, бабушка, мама были очень верующими, рассказывали о Боге, о духовной жизни. Эти рассказы очень запали в душу. Конечно, у нас соблюдались посты, нас водили каждое воскресенье в храм, что тоже плодотворно на нас всех влияло. А нас было четверо детей в семье, мама растила нас без отца. Вера осталась с нами навсегда.

– Здесь я должен спросить о главном событии в вашей жизни: как вы стали священником? Потому что, насколько я понимаю, вы по профессии ювелир, значит, в священники не собирались…

– Я огранял алмазы, а это, представьте, камушек меньше спичечной головки, и нужно нанести на него 75 граней. Именно при таком количестве алмаз обретает блеск, игру, красоту. У меня неплохо получалось, у матушки моей, а мы с ней на работе познакомились, получалось еще лучше. Но однажды мы приехали к моей сестре в Сергиев Посад. Это было начало 1990-х, начало распада, в стране творилось непонятно что, и мы оказываемся в лавре! Матушка моя была тогда невоцерковленной, и она очень удивилась лавре, монашеству, семинаристам… Я ей стал рассказывать о том, что мне говорила мама о вере, о Боге, о добрых ангелах, о злых, о святых, о рае, об аде. Она так прониклась, что со временем стала сама мне говорить: пойдем в храм, пойдем в храм… А потом так случилось, что нам предложили устроиться в совхоз ради квартиры, совхоз был рядом с Сергиевым Посадом, и мы оставили все свои бриллианты, переехали, получили квартиру, работали, помогали восстанавливать Богородицкую церковь, матушка стала петь на клиросе. У нас началось духовное становление.

Спустя полтора года мне предложили стать священником. Это был 1995-й год.

– Как вы на это предложение отреагировали?

Я очень хотел стать священником. В Богородицком я постигал чтение, приходил с работы, читал паремии… Но тут надо сказать о работе на ферме: она очень тяжелая, в 5 часов встаешь на первую дойку, в 7 приходишь уже с дойки, в обед – опять дойка, вечером – тоже самое. И люди там такие добрые, простые, когда они увидели, что я в храм хожу, молюсь постоянно, они стали ко мне обращаться, чтоб я квартиру освятил. Я объяснял, что я не священник. Тогда они стали записки передавать – подайте за нас в храме, – тогда уже, наверное, мой путь был определен (смеется).

Мы с матушкой очень хотели послужить Богу, но не дерзали

Мы с матушкой очень хотели послужить Богу, но не дерзали. Конечно, когда предложили, то я пошел к духовному отцу. Он сказал: священства не ищут, его Господь посылает, надо Его волю принимать. И вот, по благословению духовника я оставляю работу и приезжаю в Переславль.

– Почему в Переславль?

– Сюда нас пригласил игумен Анатолий, сейчас он епископ Костанайский и Рудненский. Он тогда был наместником Переславских монастырей и строил Никольский монастырь рядом с нашим храмом. И вот, он нас с матушкой в этот храм привез.

«Иконы падали по дороге на землю»


Фото: 40s.pereslavl.ru

– Вернемся к драматичной истории храма. Меня больше всего поразило, как прихожане боролись за свой храм. Они смело выходили навстречу комиссии по изъятию церковных ценностей и настаивали, чтобы из церкви не забирали необходимую для службы утварь. И ведь их слушали… Расскажите об этом времени.

– Надо начать с того, что здесь 12 лет прослужил священномученик Евгений (Елховский), потом его перевели в Никольский монастырь. Он здесь много положил трудов, его очень любили, ему дом построили рядом с храмом. Основную службу он совершал через реку, во Введенском храме – его взорвали. Ох, как это жалко! Это была такая гармония красоты! Два храма в устье реки, по обе стороны воды… А когда они тот взорвали, то подъехали, чтобы и наш храм взрывать. Даже обложили уже взрывчаткой, а люди, рыбаки местные, стали просить: «Не взрывайте, мы здесь венчались, крестились, мы всей Рыбацкой слободой вкладывали свои деньги, иконы делали, иконостас, штукатурили…». Они даже придумали такую хитрость: оставьте, говорят, храм хотя бы как маяк – нам не видно с озера, где устье реки. И это правда, устье с озера не видно, я как-то плавал на середину, оттуда все сливается. И ввиду просьб рыбаков этот храм оставили, не взорвали. В благодарность звонарь храма еще несколько лет во время тумана звонил в колокола, чтобы рыбакам давать ориентир. Чтоб они слышали, где храм.

После отца Евгения назначали отца Леонида (Гиляровского), при котором боролись с комиссией по изъятию церковных ценностей. Его в те времена часто таскали по судам на допросы. Отца Леонида расстреляли как «организатора антисоветской группировки контрреволюционного духовенства». Это случилось 10 декабря 1937 года. Через полтора месяца после того как расстреляли отца Евгения. С тех пор тут никто не служил.

– Но, как я понимаю, здесь был староста, который стал легендой. И ему удавалось сохранять храм десятилетия.

– Да, был староста Петр, такой раб Божий, у него были ключи от храма. И все в храме – иконостас, ризница, подсвечники – все оставалось в храме, вплоть до 1965-го года, то есть пока он жил. А потом храм оказался открыт, и тут стали бегать ребятишки, разворовывали разные люди иконостас. Старожилы вспоминали, что приехал кто-то на тележке, загрузил весь иконостас и увез, иконы падали по дороге на землю. Я смотрел в музее местном: ни одной иконы из нашего храма нет, только богатое Евангелие и серебряная кадильница.

– А что известно еще про старосту, кто он был, почему ему удавалось договариваться с властями?

– Он местный рыбак, где-то я видел его фотографии, обычный человек. Здесь был рыбсовхоз, и староста всегда зарабатывал на рыбалке, продавал рыбу. Говорят, он был очень добрый. А больше о нем ничего не известно. Как ему удавалось все здесь удержать, тоже непонятно. Я думаю, может, служили акафисты тайком.


Протоиерей Иоанн Герасимов с прихожанами. Фото: 40s.pereslavl.ru

– Не могу не спросить про святыни, чудеса…

– Милость Божья в том, что к нам в храм пришла частица мощей Сорока мучеников, потому что они хозяева этого храма. Сорок мучеников, как известно, на Руси всегда почитали, даже в храмах XV века мы наблюдаем фрески Сорока мучеников. Например, в Лавре, в Троицком соборе, где мощи преподобного Сергия Радонежского, есть большая фреска Сорока мучеников, а храм был расписан в первой половине XV века.

Кончину мира ждали, как известно, всегда. И при императорах римских, и при Наполеоне

– Вы несколько раз за время нашей беседы заговаривали о кончине мира. На ваш взгляд, признаков кончины все больше, больше того, о чем говорили святые отцы?

– Признаки мы всегда должны наблюдать. Господь призывает нас к бдению: «Бдите и молитеся» (ср. Мф. 26, 41). Кончину мира ждали, как известно, всегда. И при императорах римских ждали, и при Наполеоне ждали, при Гитлере ждали. С точки зрения евангельского учения – очень хорошо, если человек наблюдает признаки, это значит, что человек бдит. Когда человек наблюдает дух антихриста в самом себе, еще лучше. Потому что он в нас живет. «Грех» с древнегреческого переводится как «промах», то есть, согрешив, я не туда пошел, я иду мимо Бога, грех ссорит нас, грех ссорит детей с родителями, ссорит народ с народом, рождает войны, иногда даже братские войны. Войны умножаются оттого, что умножается грех в обществе, умножается злоба, ненависть. Очень тяжело искоренить войны в мире нелюбви.

Но во все это нужно вникнуть, увидеть грех, увидеть его внутри нас самих, искоренить его. Господь дает нам ум не только для того, чтобы мы постигали какие-то вещи в сегодняшней жизни, а чтоб Его искали. В Библии написано: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68, 32). Постигнуть, познать Бога – этот труд должен поднять на себя каждый христианин, потому что иначе мы будем подобны той смоковнице, которую Господь проклял. Вроде смоковница была хорошая, и листья красивые, пышные, и ствол надежный, и корни крепкие, а плода-то нет! Так и человек – может иметь в себе все дары, а плодов духа не добиться.


Церковь Сорока мучеников (Переславль-Залесский)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]