«Сердцем веруется в правду». Жизнь и книги митрополита Вениамина (Федченкова)


Митрополит Вениамин Федченков: эмигрант, православный подвижник, миссионер и духовный писатель

Митрополит Вениамин Федченков известен как видный деятельно русской эмиграции, вернувшийся на Родину. За границей его знали как епископа Русской церкви, экзарха Московской Патриархии в Америке, архиепископ. Его деятельность способствовала созданию и развитию русского православия за рубежом.


Митрополит Вениамин (Федченков). Владыка прославился как выдающийся миссионер и проповедник, преподаватель, богослов, писатель

Кроме того, отец Вениамин прославился как православный подвижник и проповедник. Он вёл активную миссионерскую деятельность, а в том числе в труднодоступных местностях, например, на Алеутских островах. Известна литературная деятельность митрополита, написавшего много книг духовного содержания.

сочинения

  • Вениамин (Федченков), митр.
    Владыка // Записки Епископа. — СПб.: Воскресение, 2002. — С. 313-358.
  • Вениамин (Федченков), митр.
    О «Катехизисе» митр. Антония (Храповицкого). Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским // Дневники 1926-1948. — М.: Правило веры, 2008.
  • Вениамин (Федченков) митр.
    Божьи люди. Мои духовные встречи. — М.: Отчий дом, 1997.
  • Вениамин (Федченков), митр.
    Доклад митрополиту Сергию об имяславии (Балтимор, 1938 г. 2/15 VII) // Записки Епископа. — СПб.: Воскресение, 2002. — С. 471. — 455-477 с.
  • Вениамин (Федченков), митр.
    Святый Сорокоуст. — М.: Сретенский монастырь, 2004. — 896 с. — 7 000 экз. — ISBN 5-7533-0308-0.
    Вениамин (Федченков), митр.
    Письма о монашестве (1956) // Святый Сорокоуст. — М.: Сретенский монастырь, 2004. — 745-779 с. — 7 000 экз. — ISBN 5-7533-0308-0.
  • Вениамин (Федченков), митр.
    Новые воспоминания о монашестве // Святый Сорокоуст. — М.: Сретенский монастырь, 2004. — 779-25 с. — 7 000 экз. — ISBN 5-7533-0308-0.
  • Вениамин (Федченков) митр. Петр Константинович // Записки архиерея. — М.: Правило веры, 2002. — С. 752-755.
  • Отец Вениамин родился в благочестивой православной семье

    Митрополит Вениамин, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2 (14) сентября 1880 году. По другим данным, это произошло 12 сентября. Место рождения — село Вяжли или Ильинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Умер 4 октября 1961 года.

    Родился будущий митрополит в благочестивой православной семье. Его отец — Афанасий Иванович Федченков происходил из безземельных крепостных крестьян Смоленской губернии. Служил у помещиков Баратынских конторщиком в их тамбовском поместье.


    Иеромонах Вениамин в парке Боратынских. 1900-е годы. Будущий митрополит родился в набожной крестьянской семье. Отец работал у помещиков Боратынских конторщиком, мать — крестьянка из диаконской семьи

    Мать — Наталия Николаевна Федченкова, урождённая Оржевская. Она из диаконской семьи. Кроме будущего митрополита, его мама родила ещё пять детей. Семья жила бедно, иногда даже нищенствовала.

    При этом отец Вениамин позже вспоминал своё детство как один из самых ярких и радостных периодов своей жизни. Самоотверженность его родителей позволила троим детям получить высшее образование и ещё троим — среднее.

    Начальное образование митрополит Вениамин Федченков получил в семье

    Начальное образование будущий митрополит получил в семье. Благодаря родителям к шести годам он мог уже читать и писать. В земскую школу, находившуюся в соседнем селе, он поступил сразу во второй класс.

    Окончив её в возрасте девяти лет, продолжил образование в Кирсановском уездном училище, где учился с 1891 по 1893 год.


    Тамбовское духовное училище. 1900-е годы. В Тамбовское духовное училище Валентин Федченков сдал экзамены, недоучившись в Кирсановском училище

    Вениамин училище не закончил, так как на последнем году обучения сдал экзамены в Тамбовское Духовное училище. После обучался в Тамбовском духовном училище, Тамбовской духовной семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии.

    Всего же обучение отца Вениамина продолжалось 15 лет. Окончил он его, выпустившись из Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия.

    Монархист по убеждениям, митрополит Вениамин Федченков 1917 год не принял

    После окончания в 1907 году Санкт-Петербургской духовной академии со степенью магистра, иеромонах Вениамин стал профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории.

    По окончании стипендиатского года его назначают личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского).

    Кроме того, в 1910 — 1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.


    Архимандрит Вениамин (Федченков). 1918 г. Как монархист будущий митрополит Вениамин 1917 год не принял

    В 1911-1913 годах отец Вениамин назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, но эту должность он занимал недолго, около трех месяцев.

    Далее служит в должности ректора Таврической духовной семинарии, а 26 декабря в Выборге архиепископ Сергий (Страгородский) возводит его в сан архимандрита.

    Владыка Вениамин придерживался монархических убеждений и Революцию не принял.

    Кроме того, с 1913 по 1917 год владыка служил ректором Тверской духовной семинарии. Стал кавалером ордена святой Анны 2-й степени.


    Архимандрит Вениамин — ректор Тверской семинарии 1914 год. Революционные события митрополит Вениамин наблюдал из Твери, где служил ректором Тверской семинарии

    События Февральской революции архимандрит Вениамин наблюдал, находясь в Твери. Монархист по убеждениям, он тяжело скорбел о падении православной монархии и революцию не принял.

    Октябрьскую революцию будущий митрополит встретил уже в Москве в качестве делегата от Тверской епархии на Поместный собор Российской Церкви 1917 — 1918 годов.

    Как член Поместного собора архимандрит Вениамин был сторонником восстановления патриаршества, участвовал в избрании на Патриарший престол святителя Тихона.

    Кроме того, он поддержал предложения соборян-крестьян выступить против увеличения числа поводов к церковному разводу.

    После ареста в июне 1919 года архимандрит Вениамин Федченков возглавил военное духовенство ВСЮР

    Во время Октябрьской революции 1917 года отец Вениамин лично видел боестолкновения между большевиками и юнкерами за Кремль. Владыка участвовал в работе Украинского

    Верховного собора в Киеве (с декабря 1917 по декабрь 1918 года). Здесь он отстаивал единство церкви от посягательств украинских церковных «самостийников», группировавшихся вокруг «Верховной Рады».


    Правительство Юга России. Крым, Севастополь, 22 июля 1920 года. После того, как Крым заняли войска белых, отец Вениамин принял предложение барона Врангеля и стал руководителем военным духовенством ВСЮР. Кроме того, он так же вошёл в состав Совета министров Правительства Крыма как представитель Церкви

    В 1919 году архимандрит Вениамин стал епископом Севастопольским, викарием Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе. После занятия Крыма красными владыку в июне 1919 года арестовали и поместили в тюрьму Севастопольского ЧК.

    Через 8 дней после ареста и допроса, по ходатайству паству, архимандрита освободили. Когда же Крым стал белым и тех сотрудников ЧК, которые допрашивали отца Вениамина, приговорили к смертной казни, он сумел добиться её отмены.

    Владыка Вениамин присоединился к Белому движению весной 1920 года.

    Весной 1920 года владыка по своей инициативе присоединился к Белому движению. В частности, он принял предложение Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР) генерала Врангеля возглавить военное духовенство ВСЮР.

    При этом владыка заявлял: для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые…»


    Бегство белых из Новороссийска в Крым. 1920 год. В 1920 году вместе с беженцами и остатками Русской Армии, переправленными из Новороссийска в Крым, будущий митрополит Вениамин эвакуировался с полуострова в Константинополь

    Отец Вениамин неоднократно выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты «Святая Русь», как представителя Церкви барон Врангель пригласил владыку, в образованный в Крыму Совет министров.

    При этом Будущий митрополит с горестью отмечал, что многие белые воины и их руководители безрелигиозны.

    После поражения Белого движения в ноябре 1920 года епископ Вениамин на линкоре «Генерал Алексеев» вместе с остатками Русской Армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма.

    организации

    Участвовал в возрождении существовавшего в Крыму с 1910-х годов Религиозно-философского общества, деятельность которого со временем прекратилась. Епископ Вениамин провел в качестве председателя 4 (17) марта 1919 года первое заседание Таврического православного религиозно-философского кружка (возобновленного общества), в дальнейшем неоднократно выступал на заседаниях кружка с докладами[2].

    Епископ Вениамин участвовал в первом съезде русской студенческой христианской молодежи в Прешове, проходившем с 1 по 8 октября 1923 года и положившем начало Русскому студенческому христианскому движению (РСХД).

    За годы эмиграции владыка Вениамин посетил много стран

    В Константинополе епископа Вениамина пригласили войти в состав Высшего Церковного управления за границей. Кроме того, он также членом образованного при бароне Врангеле Русского Совета. С 1920 по 1920 годы владыка жил в Болгарии.

    Здесь он как епископ Армии и Флота, посещал храмы и приходы, учрежденные беженскими и воинскими организациями в Турции, Греции, Болгарии и Сербии.


    Участники Первого всезарубежного собора 1921 года в Семских Карловцах. Владыка Вениамин стал председателем проходившего в Константинополе в 1921 году «епархиального съезда», подготовившего проведение Карловицкого собора

    В этот период владыка также возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Он стал председателем проходившего в Константинополе в 1921 году «епархиального съезда», подготовившего проведение Карловицкого собора.

    Несмотря на то, что владыка Вениамин прилагал значительные усилия по организации самостоятельного церковного управления для русского Зарубежья, он всё же считал, что эмиграция для него носит временный характер.

    Жизнь показала ошибочность этого убеждения, и ему пришлось провести годы в изгнании, посетив при этом большое количество стран мира.

    Владика Вениамин «Декларацию» митрополита Сергия (Старогородцкого) принял

    В 1926-1927 году епископ Вениамин жил в Югославии. Здесь его застала известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского), местоблюстителя патриаршего престола.

    В ней говорилось об отношении Московской патриархии к Советской власти и призыв к клиру православной церкви признать её.

    Владыка принял решение к декларации присоединиться, но при этом удалился в пустынный скит святого Саввы Сербского. Монашествовал он до 1929 года и даже принял настоятельство в Петковице.


    Декларация митр. Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года. Владыка Вениамин декларацию местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия признал, но после этого удалился в пустынный скит святого Саввы Сербского

    Его уединение прервал вызов в Париж на прежний пост инспектора и преподавателя Сергиевского Богословского Института.

    В 1930 году отцу Вениамину пришлось покинуть институт из-за того, что митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Московской Патриархией и ушёл под омофор Константинопольского патриарха.

    24 декабря 1930 года отец Вениамин назначен временно управляющего русскими приходами Московского Патриархата в Западной Европе.

    Летом 1933 года владыка стал архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. 14 июня 1938 года возведён в сан митрополита.


    Обложка программы митинга и концерта в Сивик аудитории Сан-Франциско 22 июня 1944 года. Основной спонсор «РУР»(Russian War Relief). Митрополит Вениамин возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии

    После нападения Германии на Советский Союз митрополит Вениамин выступал с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР.

    Возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии; вошёл в состав Международного комитета помощи России.

    Летом 1949 года состоялась его встреча с Генеральным консулом СССР в США Евгением Киселевым, который посоветовал владыке написать автобиографические очерки «На рубеже двух эпох».

    источники

    • Митрополит Вениамин (Федченков). Служение в Америке. В документах 1933-1947 годов / Сост. Р.Ю. Просветов. — М.: Отчий дом, 2016. — 920 с. — (Наследие). — ISBN 978-5-906241-20-7.

    Сноски

    1. Вениамин (Федченков), митр.
      Святый Сорокоуст. — М.: Сретенский монастырь, 2004. — 896 с. — 7 000 экз. — ISBN 5-7533-0308-0.
    2. «На рубеже двух эпох», 2004, с. 722.
    3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 27. Л. 29.
    4. ↑ 4,04,14,24,3 Просветов Р. Ю. Взаимоотношения епископа и власти в Советском Союзе на примере служения митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948—1958 гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 3 (131).

    Умер владыка Вениамин на Родине

    В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор. Целью собора 1945 года стало избрание после смерти Патриарха Сергия нового Патриарха Московского и всея Руси.

    После поездки в Москву владыка принял решения вернуться в Россию. 18 февраля 1948 года он окончательно возвратился на Родину и его назначили на Рижскую кафедру.


    Выступление митрополита Северо-Американского и Алеутского Вениамина (Федченкова) на Поместном Соборе 1945 г. После поездки на Собор в Москву, владыка принял решение вернуться на Родину

    В марте 1951 года отец Вениамин переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. Деятельность митрополита не понравилась коммунистическим властям Латвии и его в 1955 году назначили митрополитом Саратовским и Балашовским.

    Радеющий о делах Церкви владыка постоянно вступал в конфликты с советскими властями. Кроме того, состояние здоровья его ухудшилось. Поэтому 20 февраля 1958 года митрополита уволили на покой. Местом пребывания его стал Псковопечерский монастырь.


    Митрополит Вениамин (Федченков) на покое в Псково-Печерском монастыре. Справа от него архимандрит Алипий (Воронов). После ухода на покой владыка Вениамин после инсульта лишился дара речи. Перед смертью он принял схизму и похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря

    Всю жизнь владыка писал книги. Всего им написано их более 30-ти. Они посвящены объяснению молитве Господней, имяславию, литургическому наследию Церкви и т.д. Среди них можно назвать: «Письма о монашестве. Божии люди», «О Конце мира», «На рубеже двух эпох» и т.д.

    Незадолго до кончины отец Вениамин лишился дара речи в результате инсульта. Есть сведения, что перед смертью он принял схизму. Скончался 4 октября 1961 года. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    борьба за мир

    В Латвии имел конфликты с местными уполномоченными Совета по делам РПЦ Н. П. Смирновым и его преемником А. А. Сахаровым. Вениамин пришел к выводу об отсутствии свободы для Церкви в СССР, о чем заявил заместителю председателя Совета С. К. Белышеву[3].

    Уполномоченный А. А. Сахаров писал в Совет по делам Русской православной церкви: «митрополит Вениамин продолжает поддерживать активную переписку как с адресами в Советском Союзе, так и за границей. Поддерживает переписку с духовенством, репрессированным органами советской власти, находящимся в заключении, и оказывает ему материальную помощь. При возвращении из ссылки духовенства, отбывшего срок наказания, — оказывает ему материальную помощь и назначает на доходные приходы… оказывает материальную помощь семьям священнослужителей, репрессированных органами государственной безопасности республики за антисоветскую деятельность»[4]:169.

    Также Уполномоченному не нравилось, что Вениамин не желает участвовать в навязанной церкви государством «борьбе за мир». Уполномоченный доносил в конце 1950 года: «Заслуживает серьезного внимания высказывание митрополита Вениамина об участии духовенства в борьбе за мир, в частности в организациях и комитетах Сторонников Мира. При одном из визитов в ноябре 1950 г., касаясь этого вопроса, митрополит Вениамин высказался, что состояние мира не зависит от воли людей, за мир нельзя бороться, за него только можно молиться. В частности он указал, что выступления митрополита Николая по вопросам мира, в той части, где он указывает, что „борьба за мир есть осуществление заветов Христа“ — канонически неправильна. Из других источников мне известно, что среди приближенного духовенства митрополит Вениамин допускал более резкие высказывания против участия духовенства в международном движении за мир»[4]:170. По просьбе Уполномоченного Вениамин написал и распространил по епархии в начале 1951 года поздравление, в котором коснулся проблемы мира, но совсем не в том смысле, которого ждали от него советские власти[4]:170-171. После этого Уполномоченный А. А. Сахаров и первый секретарь ЦК КП(б) Латвийской ССР Я. Э. Калнберзин просили Совет по делам РПЦ удалить Вениамина с рижской кафедры[4]:171. В итоге митр. Вениамин был смещен с Рижской кафедры.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]