Собор в Елохове. Как жизнь храма отражала жизнь страны?

Мiръ

Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7727799999999973579178913496434688568115234375,»lon»:37.67472000000000065256244852207601070404052734375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%B2_%D0%95%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u0301\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u0301\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0301\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0301\u0445\u043e\u0432\u0435»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0447\u0438\u043d\u0438\u044f \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438. \u0421 1991 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430\u0442\u0430; \u0432 1938\u20141991 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0431\u044b\u043b \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0448\u0438\u043c \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u043c.»,»title»:»\u0411\u043e\u0433\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0432 \u0415\u043b\u043e\u0445\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.7727799999999973579178913496434688568115234375,»lon»:37.67472000000000065256244852207601070404052734375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.772613; 37.674759

Россия, Москва, Спартаковская улица, 15

Москва

Россия

Телефон

: +7 (499) 261-69-13

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове

— православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Архитектура Богоявленского собора

Елоховскому храму удалось выстоять, и если наполненная религиозная жизнь собора была на виду у мира, то сейчас настала пора определить и его значение как национального памятника архитектуры.

Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 — 1731 годах был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы.

В 1790 – 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина.

В 1845 году была построена каменная церковь, которому свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Несмотря на то, что Е.Д. Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием.


Богоявленский кафедральный собор в 1882 году

В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием.

При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности.

Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.

Северная и южная стены собора во имя Богоявления Господня декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними – широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта декорация придает зданию Церкви легкость и нарядность.

Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов.

На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно «вжимают» под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом.

Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.

Основные колокола собора сохранились, кроме одного – большого. Трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России.

К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями.

Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П. Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком.

Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон.

Полезная информация для туристов

Собор в Елохове – действующий православный храм, который играет огромную роль в духовной жизни россиян. Многие москвичи, и даже те, кто живет далеко от Басманного района, с почитанием относятся к старому храму. При соборе открыта воскресная школа для детей и взрослых.

Церковные службы проходят каждый день. Ранняя литургия начинается в 6:30, поздняя – в 8:00 или 9:30, вечерня и всенощное бдение – в 17:00. Полное расписание богослужений можно найти на официальном сайте собора.

Внутренне убранство Елоховского собора

На одной из стен закреплена мемориальная доска, которая напоминает о крещении под сводами собора Александра Сергеевича Пушкина.

Интерьеры церкви

Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх – навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма.

Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых – заступников державных:

  • святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу,
  • святого благоверного князя Александра Невского,
  • святого благоверного Московского князя Даниила,
  • преподобного Сергия Радонежского,
  • святителя Тихона Задонского,
  • святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев,
  • святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком.

Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.

Восточную стену храма украшает восемнадцатиметровый сложной формы иконостас. Его пышный позолоченный растительный орнамент выполнен в традициях русской резьбы. Удлиненные образа иконостаса с полукруглыми завершениями написаны по академическим канонам Русской Православной Церкви XIX века (так называемый свето-теневой стиль).

За последние тридцать лет в Богоявленском соборе произошли некоторые изменения, вызванные жизненной необходимостью. В 1970‑х годах была осуществлена реконструкция ранее не достроенной апсиды, в которой значительно расширили пространство главного алтаря.

Реставрационные работы в Богоявленском соборе ведутся практически постоянно с 1970‑х годов. За это время удалось промыть, укрепить и тонировать огромную площадь настенной живописи, реконструировать его дворы и прилегающие строения.

В 1987 году началась трудоемкая работа по реставрации главного иконостаса, и сегодня, благодаря стараниям искусных мастеров, он удивляет и радует прихожан своим величием.

Настоятели, ключари

  • Иоанн Березкин [1] (1884 — 1 декабря 1919)
  • Николай Боголюбский (1920 — 1922)
  • Николай Колчицкий (27 декабря 1924 — 11 января 1961)
  • Донат (Щеголев) (1951 — 1955 [2])
  • Пимен (Извеков) (март — ноябрь 1961) в/у
  • Леонид (Поляков) (9 апреля 1962 — 4 августа 1963)
  • Иоанн Соболев (1965 — 22 февраля 1973)
  • Виталий Боровой (22 февраля 1973 — 19 апреля 1978)
  • Матфей Стаднюк (9 июня 1978 — 24 марта 2013)
    • Николай Степанюк (1983 — 17 октября 2019)
  • Александр Агейкин (24 марта 2013 — 21 апреля 2020)
  • Фома (Мосолов) (с 22 апреля 2020)
  • Наследники Византии

    Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.

    Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.

    Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.

    Внешнее и внутреннее убранство

    Храм построен в стиле ампир и выглядит элегантно. У него светло-зеленые стены снаружи и скромные белоснежные украшения, а также 5 золотых куполов. Возле собора построена невысокая колокольня с часами наверху – они обращены во все стороны.

    Внутри храм имеет богатое убранство с преобладанием золотого. Все стены и потолочные перекрытия покрыты росписями. Все они были отреставрированы в прошлом веке. Рассмотреть интерьер можно на сайте в виртуальной экскурсии.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]