Мiръ
Россия Москва Успенский собор Московского Кремля Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7506819999999976289473124779760837554931640625,»lon»:37.61734799999999978581399773247539997100830078125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_c%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F\» title=\»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 c\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f\»\u003E\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 c\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435, \u043e\u043d \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435 XIV \u0432\u0435\u043a\u0430 \u043a\u0430\u043a \u0434\u043e\u043c\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439, \u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u0438 \u0446\u0430\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0438 \u043f\u0440\u0438 \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u043a\u043e\u043c \u0434\u0432\u043e\u0440\u0446\u0435.»,»title»:»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 c\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u041a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f»,»link»:»»,»lat»:55.7506819999999976289473124779760837554931640625,»lon»:37.61734799999999978581399773247539997100830078125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.750682; 37.617348
Россия, Москва, Соборная площадь
Москва
Россия
Телефон:
+7 495 695-37-76
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
— одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
История[править]
История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.
Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.
Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- риза Господня – частица одежды Иисуса Христа;
- подлинный Гвоздь Господень, которым прибили Спасителя на кресте;
- частица камня с Голгофы, обагренного кровью Господней;
- камень от гроба Богоматери;
- десница апостола Андрея первозванного;
- чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская», список 1514 года;
- святые мощи святителя Петра, который предсказал освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божьей матери «Петровская».
Успенский собор – Патриарший кафедральный собор, но храм всегда открыт для туристов. С 1991 года Успенский собор входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московского Кремля. По благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения. Церковь используют для особо торжественных обрядов: и архитектура, и убранство соответствует праздникам.
Описание[править]
Архитектура[править]
Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».
Интерьер[править]
Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.
После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Усыпальница[править]
21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.
Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.
Архитектурные особенности
Успенский собор является детищем талантливого Аристотеля Фиораванти. За основу итальянец взял проект одноименного храма, расположенного в городе Владимир. Тем не менее, от этого здания постройка Аристотеля визуально отличается. Главной ее особенностью являются ренессансные черты, которые удалось отобразить во внешнем убранстве собора, не нарушая классическое понимание архитектурного пространства.
Столичная Успенская церковь включает в себя 6 столпов, пять аспидов и пять куполов. Собор располагается на крепком, который по большей части скрыт насыпью площади. Для перекрытия храма была использована система крестовидных сводов и многочисленные арки. Опорой для них служат мощные столбы и расположенные с внутренней стороны лопатки. Основным материалом для строительства Успенского собора стал белый камень. Отесанные его блоки выкладывали с забутовкой внутри. Их дополняют кирпичные столпы, барабаны, своды и алтарная перегородка.
Отличительной оригинальной чертой храма является также комбинация апсид (всего их пять). Плоские и низкие, они позволяют скрыть алтарную часть за контрфорсом, расположенным снаружи на торце. В ходе реализации масштабного строительства Аристотель Фиораванти отказался от карниза, а для разделения фасадов он использовал аркатурный пояс.
ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.
Успенский собор выделяется на фоне прочих строений эпохи итальянского Возрождения прежде всего отсутствием повторений определенных архитектурных приемов, декора. Детище Фиорованти по своему стилю получилось лаконичным, строгим, композиционно четким.
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы
— 28 августа
Димитрий Солунский, великомученик
— 8 ноября
Похвала Пресвятой Богородицы
— Cуббота пятой недели Великого поста (придельный)
Петр и Павел, первоверховные апостолы
— 12 июля (придельный)
Архитектура
Творение Аристотеля Фиораванти гармонично сочетает разные архитектурные стили:
- Романский
- Византийский
- Готический
- Русский
Для строительства использовались небольшие по величине каменные блоки. Благодаря чему, здание имеет вид монолитного сооружения. Фасад разделен на равные части. На поверхности стен выделяются узкие бойницы окон. По всему периметру сооружения тянется аркатурно-колончатый пояс, состоящий из декоративных маленьких арок, опирающихся на колонны. Внутреннее пространство отличается простором и освещенностью. Эффект открытости достигается за счет использования круглых столбов, поддерживающих купол и создания дополнительных арок за иконостасом. Кроме того, при сооружении здания были опробованы нововведения:
- Металлические крепежи внутри стен
- Однокирпичные крестообразные своды
Верхушку церкви покрывают купола. Их планировка несколько смещена в восточном направлении. По легенде, маковки храма впервые увенчали 8-ми конечными крестами.
Паломнику[править]
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.
Выходной день — четверг.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.
Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.
Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.
Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:
Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.
Билеты можно приобрести:
— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;
— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.
Дополнительные услуги:
— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.
Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.
Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.
Место для венчания царей
Первым российским монархом, который получил венец на царство в стенах собора, стал Иван IV, прозванный Грозным (1547 г.). После переноса столицы из Москвы в Петербург, храм сохранил свой статус. В нем продолжали осуществлять церемонии коронации императоров России. О высокой роли храма в государственной жизни страны свидетельствует специально изготовленное царское моленное место (1551 г.). Оно получило название «Трон Мономаха». Стенки, образующие основание сиденья, имеют роспись о дарении царских регалий византийским императором Константином Владимиру Мономаху, князю Киевскому.
У подножия трона искусно вырезаны фигуры фантастических животных. Навершие, в виде шатра, удерживается на 4 столбах, украшенных цветочным орнаментом. Деревянный купол над троном декорирован барельефами диковинных птиц. Кресло было вырезано из ореховой древесины и расписано новгородскими мастерами.
Как добраться
Добраться до собора можно на метро, автобусе или такси:
Ближайшие станции метро | Ближайшие автобусные остановки | |||
Название | Расстояние | Название | Расстояние | № маршрутов |
Александровский сад | 910 м | Красная площадь | 750 м | м5, 158 |
Большой Каменный мост | 950 м | м3, 255 (до 21.30) | ||
Библиотека имени Ленина | 990 м | Метро «Библиотека имени Ленина» | 1,1 км | м2, м7, ночной н2 |
Боровицкая площадь | 1,2 км | м27, м2, м3 | ||
Манежная площадь | 1,2 км | м27,101, 144, 158, м5, 904, м10, м3, ночные: н1, н2, н11, н12 | ||
Охотный Ряд | 1 км |
Посещение Кремля, прогулка по его обширной территории площадью 27 гектаров и экскурсия по кремлевским соборам, созданным известнейшими архитекторами своего времени, станут незабываемыми не только для гостей столицы, но и для самих москвичей.
Но сердцем Кремля, все-таки был и остается Успенский собор Москвы – место, где, можно почувствовать столько духовности, восхищения и величия, пожалуй, как нигде в России.
Автор: Ирина Журавка
Расписание служб
Регулярные богослужения проходят в соборе с 1992 г. Они проводятся в дни памяти святителей, покоящихся в соборе, и в дни больших церковных праздников (Успения Богородицы, на Рождество и Пасху). Однако попасть на службу можно только по специальному приглашению, полученному от Московской патриархии.
Кроме этого, в день Кирилла и Мефодия ежегодно совершается крестный ход. В обычные дни Успенский собор открыт для посещения в то же время, что и другие достопримечательности Кремля.
Кто построил
Первыми строителями главного храма Москвы были русские мастера Кривцов и Мышкин. Однако им не удалось довести дело до конца. Из-за подземных толчков стены церкви развалились. Считается, что причиной стало слишком слабое крепление. Царь Иван III решил обратиться за помощью к признанным зарубежным зодчим. По его указанию, посольство Семена Толбузина пригласило в Москву потомственного итальянского архитектора Ридольфо Фиораванти. Он занимался созданием культовых сооружений по всей Италии, а также работал в Венгрии.
Прежде чем приступить к работе над церковью, зодчий распорядился построить в Подмосковье кирпичный завод. Благодаря новому стройматериалу, стены заметно укрепились. После завершения Успенского собора, архитектор остался в России и занимался фортификацией. Согласно легенде, ему было доверено обустройство хранилища для легендарного либерия (библиотеки) Ивана Грозного.
Интерьер
Первую роспись храма создавала артель живописцев, возглавляемая Дионисием. Однако во время грандиозного пожара фрески сильно пострадали. Повторно украсить внутреннее помещение пригласили художников со всей страны. Над росписью стен трудилось 150 мастеров. Ими руководили Сидором Поспеев, Борис и Иван Паисеины. Работы были выполнены в 1642-1644 гг.
Живописные композиции состоят из взаимосвязанных сюжетов:
- Под куполом – небесный свод
- Верхний ярус – картины по мотивам Евангелия
- Второй ярус – жизнеописание Богородицы
- Нижний ярус – 7 Вселенских соборов
Всего насчитывается 249 композиций. В соборе находится огромное собрание православных икон. К числу прославленных относятся – Владимирская Божья Матерь, Богоматерь Одигитрия, Успение, Спас Ярое Око, Святой Георгий, Троица. Общая высота иконостаса св.16 м. Он насчитывает 5 ярусов.
Перед иконостасом:
- С левой стороны – царское место
- С правой стороны – место патриарха
Еще одним украшением храма является паникадило, отлитое из серебра в ознаменование победы над наполеоновской армией. Громадный канделябр весит 328 кг.
Время работы и правила посещения
Музей принимает посетителей ежедневно (кроме четверга):
- с 10 до 18 ч. (15.05- 30.09)
- с 10 до 17 ч. (1.10-14.05)
Во время массовых мероприятий на Красной площади, музеи Кремля не работают. Особое расположение собора на территории Кремля диктует строгое выполнение правил для посетителей. Они регламентируют требования для экскурсантов:
- Обязательное наличие билета в музей.
- Для пропуска людей работают Боровицкие и Троицкие ворота.
- Фотосъемка внутри помещения музея запрещена.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
© Julia Alisova
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».