Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы


Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор

Детинец на Соборной горе

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.


Успенский собор со стороны Школьной улицы

Сегодняшняя жизнь храма

В наши дни святое место активно посещают прихожане. Наполняет святым словом Протоиерей Михаил Горовой Успенский собор Смоленска. Совершаются божественные литургии, поклонения иконе. Многие политические деятели города присутствуют при значимых событиях.

Проводится исполнение богослужебных песнопений. Чистые голоса возносит к куполу храма Архиерейский хор собора, детский певческий коллектив, который воспитывает православная гимназия. Также здесь исполняются композиции сводным хором, который тренирует духовная семинария города и духовное училище. Богослужения транслируют по телевидению в реальном времени по главным каналам Смоленска.


Церковь автоматизировали и сделали удобной для прихожан, о ней заботятся и совершенствуют. Так, придя на площадь у собора или набережную Днепра, вы можете посмотреть на богослужение, показываемое на большом экране. Но почувствовать особую атмосферу храма можно только при его посещении.

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:

…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.

Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.


Успенский собор в Смоленске

Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.

Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»


Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса

История собора

После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.

При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898—1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года — директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).


Окно Успенского собора

Он пишет:

Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…

Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.


Южные врата Успенского собора

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.

Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713—1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.

Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.

По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.


Купола Успенского собора

В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.


Западный фасад Успенского собора


Памятная надпись на стене Успенского собора

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.


Разрушенные здания и уцелевший Успенский собор


Успенский собор


Панорама церковных строений Успенского собора

Создание окончательного варианта собора

Новое творение мастера – храм, выполненный в стиле барокко и увенчанный семью куполами, поражал своей красотой. В августе 1740 года он был освящён. Но в погоне за внешним совершенством зодчий, как видно, допустил ряд инженерных просчётов, в результате которых уже через двадцать лет центральный купол и примыкавший к нему западный обвалились.

Исправлять ошибки своего предшественника пришлось российскому архитектору Петру Ивановичу Обухову, приглашённому с этой целью в 1768 году. Прежний центральный купол, выполненный из камня, он заменил более лёгким деревянным, а семь глав сменил пятиглавием, более традиционным для русской храмовой архитектуры. Внёс он также ряд иных новшеств, позволивших придать собору надлежащую прочность. Работы были завершены в 1772 году, и с тех пор Успенский собор в Смоленске, фото которого представлены в статье, сохранился в неизменном виде.

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.


Внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске. Источник: Смоленская народная газета, https://smolnarod.ru

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).


Окно в алтарной части Успенского собора


Западный фасад Успенского собора

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

Соборная колокольня

В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.


Соборная колокольня


Соборная колокольня


Колокол 1636 года

История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.


Ансамбль Соборной горы


На территории около Успенского собора

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.


Богоявленский надвратный собор


Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.


Лестница к Успенскому собору


Богоявленский надвратный собор


Успенский собор и Соборная колокольня

Подвиг отважного оборонителя города

Если говорить подробнее о святом воине Меркурии, в начале тринадцатого века он был смоленским воеводой. Славный витязь разгромил монголо-татарское войско. Битва имела место возле села Далгомостья, в которое можно было попасть, пройдя 27 километров на юг от Смоленского края.

Меркурий погиб героической смертью истинного защитника родной земли. Когда воевода погнался за струсившим врагом, они сцепились в битве, из которой татарин вышел победителем. С почитанием и трепетом мощи военачальника, причисленного после смерти к лику святых, были сохранены в стенах божественного места, которое в то время носило название Успенский Мономаховский собор.

17-й век принес городу еще страдания. Он оборонялся от польских отрядов. В пылу схватки кто-то похитил мощи. В начале 19-го века из храма также украли копье воина. На этом мародерства не остановились, и в середине 20-го века исчезает еще и шлем. И только сандалии пока лежат на своем месте.

Если верить преданию, нахождение воинских доспехов, которые носил мученик Меркурий, в городе обеспечивает покровительство Небесной Царицы над Смоленском и оборону от всех напастей.

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.


Восточный участок крепостной стены


Панорама восточного участка крепостной стены Смоленска


Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска


Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)


Нижне-Никольская церковь


Церковь Георгия Победоносца и крепостная стена

Святыни[править]

Главная святыня собора – Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии

. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма. У левого опорного столба находится другая святыня – плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г. Икона прп. Серафима Саровского – стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г. Большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.

Информация для путешественников

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.


Успенский собор в конце Большой Советской улицы
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Реконструкция и восстановление

Затем на протяжении 17-18 столетий жители занимались восстановлением храма. Они все силы бросили на то, чтобы реконструировать Успенский кафедральный собор. Смоленск истратил немало средств, чтобы не утерять этот уникальный памятник архитектуры.


В ходе реставрации были допущены критические ошибки, по причине которых происходило многократное обрушение куполов. Но грубые нарушения были исправлены, виновные наказаны, так что Свято-Успенский собор (Смоленск) все-таки возродился из руин. При многократном восстановлении здание несколько видоизменилось. Сегодня мы видим его в ином обличье, по сравнению с тем, каким храм был в 12 веке. Но он не утратил своей величавости, внушительности и красоты. Говорят, что Наполеон, когда впервые увидел Смоленский собор, с почтением снял свою треуголку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]