Появление ребенка на свет — долгожданное и радостное событие. В то же время родители должны понимать свою миссию по воспитанию чада данного им Богом.
Это сложный процесс прививания нравственных устоев, веры и морали. Повседневная забота о детях отнимает много сил и энергии.
Поэтому духовное просвещение ребенка разделяется с крестными родителями.
Дети — это дар Божий. Миссия родителей — помочь своему чаду распознать тот путь, который Господь для него определил
Выбор крестных это всегда непростое решение. И православные папа с мамой серьезным образом подходят к этой задаче.
Однако найти достойных восприемников, которые возьмут на себя ответственность перед Всевышним за ребенка, это из главных моментов в жизни.
И часто возникает вопрос, можно ли быть крестными мужу и жене одного ребенка.
Великий пост в 2021 году: можно ли венчаться, играть свадьбу и крестить детей
У многих людей возникает вопрос, можно ли крестить детей и играть свадьбу во время Великого поста. Чтобы избавиться от сомнений и узнать ответы на важные вопросы, необходимо знать, что об этом говорят священнослужители.
Время Великого поста — испытание для каждого. Этот период важен не только отказом от мясных и молочных продуктов. Это время, когда каждый человек духовно возрастает, становясь ближе к Богу. Пост длится семь недель, шесть из которых посвящены времени покаяния и ежедневных молитв. Уклоняясь от этого, невозможно очиститься духовно. Церковью созданы определенные правила, которых необходимо придерживаться, чтобы наполнить сердце еще большей любовью к Господу. Прежде всего, правила касаются проведения свадьбы, венчания и крещения в период Пасхального поста.
Крещение в Великий пост
Многих православных верующих не покидает вопрос о том, можно ли крестить ребенка в Великий пост. На этот вопрос каждый церковный служитель ответит, что никаких ограничений на проведение данного обряда нет. Напротив, Великий пост — лучшее время для крещения ребенка. Однако не стоит забывать, что в период поста многие верующие стараются посетить храм, так что лучше заранее договориться с батюшкой о проведении таинства. Как правило, литургия занимает длительное время, а сам обряд крещения чаще всего проводится после богослужения.
Кто такие кума и кум? И какие отношения их должны связывать?
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Духовные нормы и гражданские законы — это абсолютно разные вещи. Вопрос: можно ли жениться кумовьям, в гражданском праве не вызывает сомнений, потому что такие законы не предусматривают ограничения брака по этому принципу. Проблема заключается в желании венчаться в церкви.
Православный брак – понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.
Можно куму жениться на куме
Когда два человека разного пола выступают крестными родителями, они дают клятву не вступать в сексуальные отношения. Таким образом, получается, что они не могут пожениться. Этим положением руководствуются многие священные служители, интерпретируя неверно положение «духовного родства».
Церковь не имеет однозначного ответа по этому вопросу, несмотря на разрешение такого брака Синодом. Но если кумовья решили пожениться и совершить таинство венчания в православной церкви, то следует спросить согласие епископа епархии. Но если это считается грехом, то где логическое объяснение получить разрешение на грех. В любом случае здесь можно поступать либо по совести, либо по зову сердца.
Многие священные служители, говоря о запрете брака, просто подстраховываются, не разбираясь в сути проблемы. Если руководствоваться постановлением Вселенского Собора, то брак невозможен:
- между крестным, крестницей и матерью крещеного ребенка;
- крестной, крестником и отцом ребенка.
Другие ситуации возможны. Следовательно, крестный отец и крестная мать могут вступить в брак.
Иногда неверное толкование доводит до разрушения семьи любящих людей. Когда одна семья услышала, что нельзя вступать в брак крестным родителям, то расторгла брачные отношения. Прежде чем делать быстрые выводы следует изучить проблему и спросить мнение православного священника.
Господь всегда с Вами!
Можно ли жениться крестным родителям?
Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.
Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.
Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).
Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»
(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).
Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:
«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»
(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).
(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)
По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:
«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»
(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.
Анатолий Баданов администратор миссионерского проекта «Дышу Православием»
Дилемма, касающаяся вопроса «Могут ли жениться крестные родители, крестившие одного малыша?» волнует немало народа. В этом списке находятся как сами крестные родители, так и кровные родители ребенка. Если при выборе крестных руководствоваться тем принципом, что находящиеся в отношениях люди не могут стать крестными родителями, то, в таком случае, между свободными от отношений крестными вполне вероятно могут завязаться теплые и нежные отношения.
Молодая полюбившая друг друга пара начинает строить свои отношения и уже планировать свою свадьбу, как вдруг узнает о страшном факте, что им запрещено жениться. Как же поступить с образовавшейся проблемой? Могут ли пожениться кумовья или все-таки не стоит играть с судьбой? Недаром ведь подобного рода союзы на протяжении долгого времени считают запрещенными.
А как же ЗАГС?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Кого выбрать в крёстные и кто не может ими стать
Главные требования церкви, предъявляемые к претендентам в восприемников – это их неуклонное верование и соблюдение заповедей Иисуса Христа, а также участие в церковной жизни (нужно посещать службы, причащаться и так далее) и знание хотя бы основных молитв православных («Отче наш», «Евангелие» и другие). Эти люди должны быть дружелюбными к окружающим, вести богоугодный образ жизни и подавать крестнику исключительно положительный пример.
Кровные родители, как и приёмные, не допускаются к крещению. Они могут только наблюдать за процессом со стороны. Родная мать не может быть крёстной, а отец — крёстным у своего ребёнка, хотя есть одно исключение. Если новорождённый тяжело болен, находится в больнице и не может быть привезён в церковь для совершения таинства, то матери разрешается крестить его самостоятельно.
Церковь также запрещает делать восприемниками:
- Атеистов или исповедующих другие религии.
- Крещёного, но отрицающего хотя бы один канон религии.
- Практикующих проведение магических языческих обрядов.
- Тех, кто пришёл на крещение против воли или с неохотой.
- Детей, не достигших 14-летия.
- Монахов и других церковнослужителей за исключением священника. У мальчиков восприемником может быть один священник, у девочек вместе с ним должна быть ещё и крёстная.
- Людям, ведущим аморальный образ жизни.
- Умственно отсталым людям.
- Женщинам, в период критических дней (менструации), так как в это время из них «изливается грязь».
Поскольку батюшка, проводящий таинство, не будет проверять каждого, кто крестит ребёнка, ответственность за их соответствие церковным требованиям ложится на плечи родителей.
Все остальные православные верующие, истинно желающие взять на себя ответственность перед Богом за малыша, могут стать восприемниками. Лучше всего, если ими будут близкие родственники – тёти и дяди, сёстры и братья старше 14 лет, бабушки и дедушки, кумовья (те, крёстными чьих детей являются родители). Церковь допускает выбирать и совсем посторонних людей в том случае, если родители уверены, что они станут лучшими восприемниками, чем кто-либо другой.
Кум и кума — о «крёстных родителях» и грехе между кумовьями
В последнее время столкнулся с ситуацией, которая меня обескуражила. Оказывается — люди не знают, что такое кумовья — кум и кума — и какие обязательства на них накладывает жизнь. Они не понимают сути отношений между кумовьями и не видят рамок дозволенного.
Многие слышали поговорку: «Что за кума, коль под кумом не была», однако никто не знает какие последствия влечёт за собой сексуальная связь кумовьёв. Сколько это порождает проблем не только в их жизни, но и в жизни ребёнка, которому они доводятся крёстными родителями, а также в жизни своих собственных детей. Почему?
Начну с того, что дам объяснение понятию «крёстные родители» и его роли в жизни Православных Христиан.
В Библии сказано, что за грехи родителей ответят их дети. Чем тяжелее грехи родителей — тем тяжелее крест, который будут нести за них их дети.
Крёстная мать, крёстный отец и дитя, которое они покрестили — не просто дань обычаю, а духовная семья перед Господом Богом. В прежние времена к выбору кумовьёв относились очень серьёзно, потому что крёстные родители являлись не только духовными наставниками, но фактически — опекунами тех детей, которых они крестили. Не зря не берут в крёстные родители мужа и жену — духовные наставники должны быть духовно чисты между собой.
Когда крестники вырастали и вступали в брак — крёстные родители (кумовья) сидели во главе свадебного стола наравне с кровными родителями. Если кровные родители по какой-либо причине рано умирали, то тогда кумовья меж собой решали, кто возьмёт на воспитание сироту. Они же выделяли крестнику или крестнице средства на приданое и прочие расходы.
Крестники были обязаны поздравлять своих крёстных родителей со всеми праздниками и именинами. Особо важно было поздравлять крёстных родителей со Светлой Пасхой и Рождеством. Непременно дарились собственноручно изготовленные подарки. Девушки дарили вышивки, сшитые и связанные обновки, скатерти, украшенные выбивкой и ярко вышитыми цветами и т.д.
Крёстному отцу вышивалась сорочка, пояс или ещё какая-нибудь приятная безделица.
Крестник делал собственноручно табурет, шкатулку или покупал мятный пряник в лавке.
В семьях чтилось неукоснительное правило: в семейный поминальник о здравии вписывали имя крёстного отца и крёстной матери, а если кумовья умирали, то их вписывали за упокой и всегда молили Бога об усопших крёстных родителях.
Брали крёстных родителей, если требовалось, на докорм и уход по старости.
Обязанности сторон были крепкими, а связь была неразрывной, потому что не было большего греха, если духовные наставники и крестники завраждуют.
А теперь — о прелюбодеянии между кумовьями. Люди не ведают что творят, нарушая все духовные правила, но незнание законов не освобождает от ответственности.
Причины запрета
Заключение брака, в частности, венчание – это духовное единение мужчины и женщины. Таинство крещения – это более значимое единение крёстных мамы и папы между собой и с ребёнком, ослабляющее все остальные узы. У Христиан супружеская пара рискует разрушить своё единство или не обрести духовную связь с крестником, поэтому не может крестить одного ребёнка (так говорится в православной вере, у католиков и протестантов на этот счёт другое мнение).