3 января. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие


Еще о верблюде и игольном ушке

Итак, если не все, то очень многие знают слова Иисуса Христа про богатство, верблюда и игольное ушко. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное». Эту фразу можно найти у всех трех евангелистов-синоптиков (Мф. 19, 24, Мк. 10, 25, Лк. 18, 25). Фраза была сказана после того, как богатый юноша очень огорчился, когда узнал, что для того, чтобы иметь жизнь вечную, ему надо раздать имение и последовать за Христом. Этот помнят. И некоторые делают вывод, что богатые не могут спастись, в отличие от бедных и людей среднего достатка. Большое состояние приравнивается к какому-то греху, который оказывается препятствием для спасения, и от него нужно избавиться.

Примеры людей, раздавших свое богатство (вроде Серафима Вырицкого), скорее подтверждают данное правило. Ведь люди перестали быть богатыми, и зачастую именно это вменяется им в праведность. Но среди святых есть и богатые мученики, и исповедники, как, например, святые великомученицы Татьяна, Екатерина, Варвара и др. Но, наверное, главные примеры – это христиане-правители вроде равноапостольного князя Владимира.

И у кого-то эти святые могут вызвать удивление, так как кажется, что богатым людям спастись невозможно.

Дело в том, что очень многие забывают, что последовало за известной фразой. А последовало следующее. Апостолы были поражены данной фразой. «Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно…». (Мк. 10, 26-27) Про эти слова почему-то забывают. А из них следует, что не только богатым практически невозможно спастись, а вообще всем людям. Может быть, к тому времени Апостолы уже успели вычеркнуть из спасаемых всех остальных людей и оставались только богатые, а тут стало ясно, что и богатым тоже невозможно. Этого мы не знаем. Но факт в том, что в данном отрывке говорится о всех людях, а не только о богачах. Чтобы это понять, надо читать отрывок полностью, а не обрывать на самом интересном месте.

«Все святые совершают то, что людям совершить невозможно»

Так что удивление вызывает не только то, что среди святых были богачи. Удивление вызывает любой святой. Ибо все святые совершают то, что людям совершить невозможно. И когда мы вспоминаем святых, мы вспоминаем о тех, кто с Божьей помощью смог совершить невозможное.

А как же христиане спасаются? Давайте посмотрим полностью ответ, который Спаситель дал ученикам. Он сказал: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10, 27). С Божьей помощью всё возможно! Это подтверждает сонм святых, прославленных в нашей Церкви!

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)1

Игольное ушко: версии, мнения, аргументы

Лаз в стене

Давайте для начала вспомним, как мы все о нем, собственно, узнали. Правильно, из Евангелия от Матфея. Одна известная притча Иисуса Христа заканчивалась такими словами: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное». Очень долго было непонятно, о чем говорил Спаситель. Ведь если отбросить какую-либо метафору, то станет очевидным, что пройти сквозь игольное ушко нереально. Нитку пропустить – и не более. Но мы знаем, что в своих притчах Иисус всегда использовал сравнения и сюжеты из жизни простого народа, такие близкие и такие понятные слушателям. И стало очевидным, что термин «игольное ушко» в себе что-то таит.
И вот, в 1883 году во время так называемых «русских раскопок», инициированных архимандритом Антонием Капустиным, о котором я много в последнее время писала и рассказывала, был обнаружен древний фрагмент крепостной Иерусалимской стены как раз рядом с этой лазейкой. С «игольными ушками» то бишь. Сейчас на этом месте высится Александровское подворье императорского православного палестинского общества. А находится оно аккурат возле Храма Гроба Господня. И над тем самым «ушком» висит картина прославленного русского живописца Ильи Ефимовича Репина, которая называется «Несение Креста».

Репин. Несение креста

Я немного описывала эту историю, рассказывая об Александровском подворье. Напомню вкратце: во время пребывания в Палестине в 1898 году Репин нарисовал голову Спасителя на начатой до этого картине «Несение Креста» и передал ее в русскую церковь «На раскопках», надписав на обороте: «Сей образ Несение Креста написанный мною, в Иерусалимской Русской Церкви на Раскопках. Желал бы чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при Пороге Ворот невысоко. Прошу на литургиях поминать меня, моих родителей – Евфимия и Татианы. 1898, июль (И.Е. Репин)». Такая вот история. Но о Репине я планирую написать отдельно.

Но вернемся к фразе из притчи, приведенной мною немного выше. Странная фраза не давала покоя исследователям. Строилось множество разных версий о том, что же она могла означать. На сегодняшний день вроде бы достигнуто соглашение по одному мнению, хорошо известному нам. Но все же возникают и новые трактовки, которые, не находя опровержений, так и живут в народе. Более того, некоторые израильские экскурсоводы порой выдают их за версии. Поэтому я и решила сегодня рассказать о некоторых трактовках, слышанных мной в мою бытность израильтянкой.

Наверное, самая часто встречающаяся версия – это уже упомянутая мной. «Игольные ушки» – это тесные врата, через которые мог с трудом протиснуться верблюд, если с него предварительно снять всю поклажу. Кстати, лично я видела этот лаз и когда-то в детстве видела верблюда. Честно говоря, не надо обладать великолепным глазомером, чтобы усомниться в том, что верблюд, даже сильно наклонившись, мог протиснуться в отведенные лазом границы. Но кто его знает… Может, верблюды двадцать веков назад были посубтильнее, а может, лаз был несколько пошире… В сегодняшний лаз современный верблюд точно бы не протиснулся.

«Входить в Царство Небесное нужно освобожденным от всяких мирских богатств и скарба, чистым, необремененным, отвергшим мирские блага»

Хотя очень ярко и живописно преподносят эту историю экскурсоводы. Верблюда освобождали от поклажи, навьюченной ему на спину, и он с трудом, но всегда протискивался в эти узкие врата. А потом уже хозяин верблюда вручную перетаскивал поклажу через эти самые врата и вновь навьючивал бедное животное. Кроме того, здесь хорошо просматривается аналогия. Если за «игольные уши» взять Царство Небесное, то входить в него нужно, подобно верблюду, освобожденным от всяких мирских богатств и скарба, чистым, необремененным, отвергшим мирские блага. Тогда, как и говорил в притче Иисус, путь в Царство Божие будет открыт.

Испытание ли это? Безусловно. Многие ли из нас способны вот так запросто взять и отринуть мирские блага, вкусную еду, теплый кров, мягкую постель, хорошую одежду, комфортабельную машину? Единицы способны на это… Ведь сделать подобное нужно без сожаления, с четким осознанием того, что для спасения души богатство может быть только помехой. В основном люди не могли так сделать, равно как не могут и сейчас. Поэтому и отошел с печалью от Христа богатый юноша.

Не верблюд, а веревка

Но давайте продолжим рассматривать версии об «игольном ушке». С первой версией, я надеюсь, всё прозрачно и ясно. Но существует не только она. Есть и другие. Например, вторая версия, которая довольно часто может быть встречена и в литературе и в каких-то трактатах, говорит и о том, что термин «игольное ушко» возник вследствие неправильного перевода Священного Писания.

Священное Писание, как все мы знаем, было написано на арамейском языке. Том самом языке, на котором говорил и проповедовал Спаситель. И в нем, в этом языке, встречается слово «гамла». Скажу для знающих английский – это родственник слова «camel», то есть «верблюд». А вот в арамейском у этого слова два значения: «верблюд» и «веревка». И в связи с этим исследователи утверждают, что то самое изречение из Евангелия от Матфея в идеале звучало так: «Удобнее пропустить веревку через игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное». В пользу этой версии говорит и то, что именно подобными «гамлами», то есть веревками привязывали поклажу к гужевым животным. И эти исследователи тоже сошлись во мнении, что Иисус говорил эту притчу в каком-то доме, и ища аналогию, которая была бы понятна собравшимся, увидел на стене подобную веревку, висевшую на гвозде. А увидев, сказал то самое известное всем нам изречение, которое стало частью вышеприведенной притчи.

Кстати говоря, в одном из музеев древности я видела невероятный ассортимент игл, которыми пользовались во времена Иисуса. И те иглы, которыми сшивались, например, ковры или плотные мешки, имели ушко довольно широкое в своем диаметре, где-то 15 см, а то и немного больше. И в такое отверстие тот самый пресловутый канат было вполне реально пропустить. Так что и эта версия, не имеющая явных противоречий, по сей день живет и передается из уст в уста.

Итак, подводя предварительные итоги, можно сказать, что мнения разделились. Одно утверждает, что «игольное ушко» – это узкий вход в город, второе же говорит о том, что «игольное ушко» собственно и есть ушко одной из крупных игл, сквозь которое сложно, но реально протянуть веревку, которой привязывали поклажу к спинам верблюдов и другого гужевого скота.

Вовсе без верблюда

Было бы слишком просто, если бы версий было всего две. Как Вы поняли, у меня в запасе есть еще и третий вариант. Кстати, не менее симпатичный и имеющий право на существование. И предложил его не ученый и не исследователь, не археолог или историк. Нет! Всё гораздо проще! Предложил ее один турист, который, как и все мы, оказавшись в новом для себя городе, решил прогуляться по его спальным кварталам. Посмотреть, чем живут горожане, издали полюбоваться на их быт… Шел он себе, шел и набрел на невероятно узкую улицу. На ней два человека с трудом могли разминуться, не задев друг друга. А представьте, если именно по этой улице возвращался к себе домой тот самый человек, который прошел со своим верблюдом через городские врата. Верблюду здесь было еще менее комфортно, чем в том самом лазу.

Дальше – больше. Наш любопытный турист вычитал, что в старину, то есть во время земной жизни Христа и в первые века от Рождества Христова, в Старый Иерусалим приезжали торговцы практически отовсюду. А попасть иногородним за городские ворота можно было только уплатив налог. Причем, как показывают документы и записи тех лет, совсем не малый. Ведь величина налога зависела от количества навьюченных на животное тюков. И кому это хотелось делать, то бишь платить налог? Правильно, практически никому. И многие из смышленых торговцев, дабы не платить налог, обходили главные ворота и следовали на базар аккурат через эту невероятно узкую улицу. Как они проходили через нее и проводили и без того еле плетущегося верблюда – загадка. Наш турист даже предположил, что если купец видел, что его верблюд не сумеет преодолеть эту улицу, то он возвращался к городским воротам и платил налог, после чего попадал в город через просторные врата.

Но многие все же пытались задаром попасть на городской рынок. Как выяснил наш любознательный турист, эта улица считалась мерилом жадности купца. И даже были случаи, когда, дабы спасти застрявшее в этой узкой улочке животное, торговцу приходилось платить деньги людям физически сильным за то, что они вытолкают бедного верблюда и освободят его из «каменного плена». Говорят даже, что фраза «Скупой платит дважды» родилась именно в этой тесноте. Утверждать не буду – не знаю. Но есть вероятность правды.

И в связи со всеми вышеприведенными выкладками делается вывод о том, что купец должен освободиться и от поклажи, и от верблюда, и только в этом случае он пройдет этой узкой улочкой беспрепятственно. То есть, раскрывая метафору, налегке войдет в Царство Небесное. Не держась за свои тюки и товар. Освободившись от плена богатства, наживы и звона монет. Но купец выбрал поклажу и верблюда, а не путь за Христом.

Что ж, три версии, три варианта, три набора доказательств, аргументов, предположений… Наверное, каждая имеет право на существование. А главное – на осмысление. А здесь при всем многообразии – вывод один: либо ты со скарбом, либо ты со Христом.

Это не призыв обнищать и всего лишиться в один миг. Нет! Это призыв поставить свои духовные ценности гораздо выше материальных. Поставить и признать, что земная жизнь коротка и сколько бы мы ни скопили в ней, в Вечную Жизнь мы все равно пойдем налегке, лишь с бременем своих грехов. Так может, уже сейчас задуматься о том, как бы сделать так, чтобы этот переход был легким, не отягощенным весом нераскаянных прегрешений?..

Давайте еще раз задумаемся над словами вышеприведенной притчи Христовой и постараемся сделать всё для того, чтобы в назначенный час суметь пройти сквозь «игольное ушко»!

Храни всех нас Бог!

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]