ФОМА
Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Рассказать о том, что мы можем узнать о Царствии Небесном из Евангелия и Ветхого Завета, как понимать призывы Христа и о чем мы молимся, призывая Его Царствие, мы попросили священника Сергия Круглова.
Фото h.koppdelaney, www.flickr.com
Христианство часто упрекали и упрекают в нелогичности, в том, что те же Евангелия полны противоречий. Например, в одном месте Христос говорит: Приблизилось Царство Небесное. А в другом — учит людей просить Бога, чтоб оно только когда-нибудь в будущем пришло: Да приидет Царствие Твое… Не поймешь, дескать, то ли пришло оно, это Царство Божие, то ли нет. То ли будет оно на земле — были ведь попытки его воплотить, явленные в построении сакральных пространств Византии, Святой Руси, Священной Римской империи, да быльем поросли и никогда не повторятся; то ли, как считают и активно проповедуют «Свидетели Иеговы» и мечтает изрядная часть утомленного человечества, еще только будет построено, завоевано или спущено сверху, с небес, на землю. То ли «Царство Небесное» — новый эдем, царство всеобщего довольства, братства и справедливости, о котором мечтали Мор и Кампанелла, создатели третьего рейха и строители коммунизма, то ли «Царство Небесное» — просто иллюзия, самоутешение, за которое цепляется человек, неудержимо влекомый потоком жизни к единому для всех концу — к старости, распаду, смерти…
Как нам, христианам, объяснить нашим далеким от Церкви друзьям, родным, совопросникам века сего, что такое — Царство Божие? Прежде всего — стараясь разобраться в этом важном вопросе самим.
Где находится Царство Божие?
Фото: Stihi.ru
Из слов Спасителя понятно, что Царствие Небесное рядом, нужно только покаяться, и вот, оно уже достижимо. Таким образом, люди должны были понять, что в их жизни на тот момент ничего не поменялось, все правители и сильные мира того остались на месте. Не изменилось ничего, кроме того, что отныне рядом с ними находится Иисус Христос. Значит, Он — есть Царствие Небесное. Но понять этого не было дано никому, даже апостолы не могли уразуметь эту истину до конца, потому что «сердца их были окаменены».
Нужно понимать, что ученики Христа были воспитаны в своей среде, на заповедях Ветхого Завета. Евреи считали себя богоизбранным народом, поэтому жили в убеждении, что Царство Божье принадлежит только им. А Иисус сказал, что все, кто будет веровать в Него, кто откажется от греха и покается, те достигнут Царствия. Придут в него люди со всех концов земли.
Фото: Flickr.com
Как же можно было сразу принять такое учение? Для иудеев это было сродни тому, что их спустили с небес на землю. Поэтому Господь и проповедовал, поэтому он и показывал чудеса исцеления, воскрешения, превращения воды в вино и прочие, чтобы привлечь внимание людей, дать им понять, что наступила другая реальность, другое время. Он показывал свое милосердие, доброту и предвидение, чтобы его ученики — не только из числа приближенных, но и из всего народа — осознали, как нужно идти по дороге, ведущей в Царство Божье.
И Христос в притчах, образах и на примерах говорил о Царствии Божьем, как о Себе. Именно Он и есть это Царство. Жизнь с Ним рядом, по Его заповедям, вот это и есть реальность, которую довелось испытать современникам его пришествия на Землю. Именно поэтому, коли им довелось слушать проповеди, пить, есть, плыть на лодке в сопровождении Царства, они и достигли его так быстро и легко. Оно само их избрало, осенило благодатью Святого Духа.
«Я запугал его адом»
Обычное разъяснение термина «Царство Божие» всем известно: во-первых, это власть Бога как Царя, Господина, над людьми и мирозданием, и ее проявления. Во-вторых, территория, на которой действует эта власть. Но у обычного человека при таком объяснении сразу возникает масса тревожных помыслов: а где кончается эта территория? А вдруг вне ее окажусь я сам и те, кто мне дороги?..
Страх оказаться в аду, в месте заброшенности и мучений — один из коренных страхов человечества, адскими проявлениями полна наша ежедневная жизнь, и, чтобы бояться ада, вовсе не обязательно быть христианином.
Вспомним рассказ про одного из знаменитых французских атеистов XVIII века. Увидев на постоялом дворе, что некий священник никак не может добиться от умирающего раскаяния, он на спор взял это дело на себя — и добился успеха. А на вопрос, как же это ему, атеисту, удалось вызвать у человека раскаяние, он пожал плечами и с усмешкой сказал: «Просто я запугал его адом»… Нет, на одном страхе мучений, на страхе оказаться отвергнутым, ничего прочного и доброго не построишь, тем более — в христианском смысле. И в отношении тезиса о власти над нами Бога как Царя у человека есть опасения: придя в наш мир, такой, как он есть, полный греха и безобразий, как поступит Царь? Конечно, станет казнить направо и налево, и как бы, опять же, нам самим не попасть под раздачу, ведь что такое власть и как она бывает безжалостна и несправедлива, мы хорошо знаем на примере наших царей, вождей, фюреров и прочих правителей. Ни один царь на земле не удержал царской власти, действуя только добром, милостью и любовью. Вспомним Мальчика-Звезду из сказки Уайльда — даже он, став царем, подверг врагов репрессиям, и вся посконная правда жизни явлена была в сказке завершающей ее фразой: «А преемник его был тираном»…
Почему Церковь Христова живет до сих пор?
Фото: Kazansky-hram.ru
Именно потому, что Господь в своем пришествии приблизился к апостолам, ввел их в Царство Божье, то есть в Себя Самого, эти, по сути, простые люди, основали нашу Церковь.
Они сами стали подданными Царства Божия, поэтому и смогли через гонения, муки, преследования, противодействие властей – основать такую Церковь, которая существует по сей день. Иными причинами объяснить ее существование невозможно.
Они стали подражателями Христа, жили и вдохновлялись близостью с Ним, поступали так, как он поступал. Апостолы и другие последователи Христа стали думать так, как он думал и желали того же, к чему Он стремился – близости к Отцу Небесному.
Примеры
1. Когда дверь отворилась и показался гроб из темного дерева, а затем и желтое, страшное лицо покойника, проходящие мимо женщины испуганно воскликнули “Царство ему небесное”.
2. Священник поздоровался с безутешными родственниками, прошел в комнату, где был усопший, тихо произнес: “Царствие небесное” и начал отпевание.
3. Согласно канонам христианства – Царство небесное наступит после второго пришествия Иисуса Христа. Но в нигде в текстах Библии не указано и не дается намека на время, когда это произойдет.
Как неправильно
Человеку, который относит себя к христианской религии неправильно будет говорить “земля пухом”, так как это выражение восходит к язычеству и несет в себе атеистический смысл.
Искать Царство
Искание Царства ставится в противовес поискам того, что ищут все люди, к чему стремятся все живущие на земле – что пить и во что одеться? Другими словами, если я прилагаю свои силы к тому, чтобы заботиться и суетиться о земном, если этим заняты мои мысли, то я НЕ ИЩУ ЦАРСТВО БОЖИЕ. Вот такое значение слова «искать» приводят нам греческие словари.
Искать – разыскивать, стараться, добиваться, стремиться, спрашивать, требовать, исследовать, изучать, ощущать отсутствие.
Царь
Как мы уже говорили, в царстве есть Царь, которому все остальные должны служить. Он всем управляет. Слово говорит, что мы созданы, как Его творение на дела, которые Он нам предназначил исполнять. Теперь осталось разобраться и определиться нам самим.
В КАКОМ царстве я нахожусь, КТО там царь, КОМУ я служу и ЧЬИ желания выполняю.
Как выше мы читали – нельзя служить двум господам. Один всегда будет в стороне. Это очень ясно видно в наших обычных житейских вопросах. Когда надо идти на родительское собрание, или на юбилей, а привязанность к работе не позволяет быть свободным. И ты ЖЕРТВУЕШЬ тем или иным приглашением.
Но если вы заболели или ваши дети, то приходится жертвовать работой. Хотя часто мы до «последнего» готовы работать, даже больные. Или ещё что случиться, что сможет «перебороть» власть работы над вами. Для чего я это пишу? Очень часто мы говорим сами себе, что НЕ МОЖЕМ что-то сделать по каким-то причинам. Я говорю о духовных вещах. Не можем пойти на собрание, чтобы послужить братьям и сестрам, не можем посидеть и спокойно почитать Библию. Не можем «закрыть за собой дверь и помолиться». Потому что есть в нашей жизни то, что мы ставим выше этого.
Я не против того, чтобы мы работали, ухаживали за домом, готовили кушать, занимались детьми. Целью нашего рассуждения является Царство Божие и Царь.
Законы Царства
Итак. Как бы мы описали то, что ищем?
Мы бы искали тех, кто не ищет власти над другими людьми, не господствует, но служит и готов пожертвовать собой ради других. И это касается не только обычных верующих, а особенно служителей.
Наши слова
Часто, когда вы пробыли некоторое время в какой-то стране, и говорили на другом языке – это накладывает отпечаток на стиль вашего общения. Или были в компании людей, речь которых отличается от вашей. А если вы соберетесь в другую страну, даже на некоторое время, то будете изучать язык и особенности этого места.
Искать Царства в данном случае – это учить язык Царства.
Мысли
Готовясь к переезду в другую страну, вы будете учиться думать и жить как они. Многие свидетельствуют, что за границей нет такого понятия как гостеприимство. Двери дома не всегда открыты. Даже для родителей. Сказано, что мы имеем ум Христов, а значит и способность мыслить должна быть от Бога.
Всё оставить
Для эмигранта вполне естественно от всего избавиться в той стране, из которой он уезжает. И уж тем более, он вряд ли будет что-то важное покупать. Потому что его основное жилище в другом месте.
Пришел к своим, и свои не приняли…
Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем — но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена — словам, и какая — делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди — Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы — уйти?»…
Фото Владимира Ештокина
Учение о Царстве Небесном — ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство — и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение — должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что — как считали ветхозаветные иудеи — веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое — Царство? Саул, Давид, Соломон — все они были вписаны в историю еврейского народа не только как цари, святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!
Христовы вопрошатели — евреи — люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию.
И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?…»
А Ответ — был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления — как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников — видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь — много тут ходит всяких…