Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит молитвы к Богу в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище — Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с Творцом подобно тому, как это сделал Давид.
Об авторе О книге
Обстоятельства написания псалма
Достоверной даты появления молитвы нет. Информации о месте написания псалма тоже не существует . Все, что известно — автор и примерные обстоятельства, в которых появилось произведение. Так, псалом 16, как и остальные, был написан в пустыне будущим царем Давидом, который бежал от Саула. Находясь во власти Господа, автор просил Бога об избавлении от мук и о помощи. Те страдания, которые он несет на своих плечах, по словам Давида незаслуженны, а от этого еще тяжелее.
Псалом 16 является священной песней
История написания
Еврейские и славянские источники подтверждают, что авторство псалма 16 принадлежит пророку Давиду. Сложено произведение было во времена правления Израилем Саула. Будущему царю пришлось терпеть гонения от действующего властителя. Оставшись без поддержки, он оказался на грани отчаяния, на чем сделан акцент в тексте молитвы.
Здесь же говорится о спасении жизни гонителя Давидом. Он сохранил ее, не позволив беззаконникам убить Саула, когда у них появилась такая возможность. В песни, вошедшей в сборник Псалтырь, говорится не только о врагах будущего царя, об их злости, коварстве, но и о невинности автора перед Всевышним.
Толкование псалма 16
Если говорить обобщенно, то значение песни заключается в том, что Господь – это единственная защита для каждого человека. Давид говорит о своей невиновности, как и в других псалмах и просит помощи у Творца. Произведение было создано для прославления Господа как единственной надежды для всех верующих. Сама песня состоит из 15 стихов, в каждом из которых будущий царь обращается к Всевышнему. Подробнее разберем эти части:
- с 1 по 4 стих Давид доказывает свою невиновность, рассуждает о бедствиях и верности Богу. Здесь он доказывает незыблемость и силу своей надежды на милость Господа;
- с 5 по 7 просит у Господа поддержки в вере. Давиду необходима защита, он называет себя рабом, выражая наибольшее смирение перед Богом;
- с 10 по 12 стих следует описание врагов, как их поступков, так и характера. Они представляются нам как нечестивые гордецы, не знающие Божьего закона.
В последних строках Давид открыто просит Бога о защите и покровительстве. Здесь же автор показывает себя смиренным служителем Господа, надеясь на его милость и избавление от врагов.
Весь текст псалма выражает силу веры автора и его надежду на одного только Бога как Творца, как защитника и покровителя.
Как правильно говорить с Богом
Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.
- В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
- В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
- В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.
Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.
Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.
- Псалом 103 — текст на русском, толкование;
- Смотрите тут псалом 34 — текст на русском;
- Псалом 67 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-67/.
Как правильно читать псалом при обращении к Богу
В храмах и церквях песню читают на старославянском языке. Ее стоит произносить, когда необходима поддержка Бога в сложных ситуациях, его защита и поддержка.
В церквях Псалтырь читают на старославянском языке
Бог слышит искреннюю молитву
Псалом 16 читают при сложных ситуациях
С какой целью читают 16-ый псалом?
Он рекомендован в таких случаях:
- в минуту сложного испытания, когда важна духовная работа;
- при нападении врагов (подразумевается в том числе внутренние, например, страсти, соблазны);
- когда накопилось много проблем, грозят неприятности;
- для духовной защиты.
Покровительство свыше приходит тем, кто молится усердно, вдумываясь в смысл псалма 16. Для этого рекомендуется ознакомиться с простым в понимании русским вариантом текста.
Текст псалма 16 на русском языке
1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Для верующего человека совершенно не нужен какой-то особый случай, условия или ситуация. Вы можете читать псалом, когда захочет ваше сердце, тогда Бог услышит вашу молитву, силу веры и обязательно поможет и поддержит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читаем Псалтирь. Псалом 16
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – С протоиереем Алексием Ладыгиным, настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, мы продолжаем беседовать о Псалтири.
Отец Алексий, мы с Вами говорим о псалмах уже достаточно долго – сегодня у нас уже 16-й псалом – и каждый раз говорим, как тот или иной псалом удивителен, оптимистичен. Наверное, все очарование, если светским языком выразиться, Псалтири в том, что о каждом можно говорить в превосходной степени.
– Действительно, каждый псалом – очень сильный и назидательный, открывает нечто свое. И потому, думаю, Псалтирь исполнена утешения для любого человека, который переживает то или иное испытание в жизни. Испытать в жизни все невозможно – очень тяжело, невыносимо понести все человеку, живущему на земле. У каждого какие-то свои приключения, свои беды, болезни, немощи, переживания. И псалмопевец Давид каждому своим словом пророческим, Божественным словом возливает елей на душу и на сердце, врачует его.
Некоторые говорят, что есть сильные и есть слабые псалмы. Наверное, когда в псалме говорится о другой боли, то я как-то ее не воспринимаю – и кажется, что этот псалом не так силен… Мы ведь не слишком подробно разбираем Псалтирь, но и то сколько сильного, сколько назидательного мы здесь видим, утешительного, радостного! И это не только утешает, но и строит перспективу духовную.
– Что ж, приступим.
– Итак, 16-й псалом. Он просто называется – молитва. Мы с вами не раз говорили, что псалмопевец Давид испытал большие искушения в начале своего служения, когда был помазан на царство. Саул не воспринимал его, постоянно искал его смерти, и Давид прятался, защищался, пребывал в ужасном состоянии, но все равно сохранил свое лицо, и затем Господь, испытав его полностью через эти искушения, поставил его царем народа. Надо сказать, псалмопевец Давид не просто по-земному руководил своим народом, но и оставил очень богатое духовное наследие, показав всем, что если уповать только на экономическую и политическую силу, то это призрачно, и все, что вы будете делать, не будет иметь такого долгосрочного успеха, как то царство, где во главу угла ставят духовную жизнь народа.
«Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых». Опять псалмопевец Давид говорит, чтобы Господь услышал молитву его, – «вонми молению моему», «внуши молитву мою не во устнах льстивых», то есть говорит, что «я пред Тобою даю правду моего служения, что в своей жизни не делал неправды и беззакония, которое мог бы совершить, поступал всегда по заповедям Божиим. Поэтому сегодня, Господи, прими мою молитву». Ведь Бог никогда не принимает молитву от того, кто говорит Ему неправду. Бог видит сердце и помышления человеческие, поэтому Ему нужно открываться в правде. Мы знаем, что Господь слышит праведников и не слышит грешников. Если человек молится, но не достигает желаемого и говорит: «Я много молюсь, прошу Бога, но Господь мне не помогает», тогда, значит, нужно обратить внимание на свою жизнь, принести покаяние Господу, освятить себя и только после освящения обращаться к Богу. И Господь будет слышать тебя. Псалмопевец Давид именно на это обращает внимание. Он призывает к Богу, можно сказать, укоряет Бога: я в правде и чистоте обращаюсь к Тебе, услышь меня, Господи, «услыши, Господи, правду мою». Не просто моления мои, а правду мою, то есть «праведное житие мое»: «Смотри на меня, Господи, я же с такой правдой и в чистоте прихожу к Тебе, чтобы получить от Тебя помощь!»
«От лица Твоего судьба моя изыдет, oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда». Эти слова перекликаются со словами 15-го псалма. Псалмопевец говорит о жизни своей: судьба моя от лица Твоего изыдет, то есть он не искал никогда царства, был пастухом, но Господь пришел и через пророка помазал его. И «oчи мои да видита правоты» – он всегда жил в правде. «Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию» – то есть испытал сердце его и посетил его ночью и опять-таки «искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда». То есть псалмопевец предлагает Господу посмотреть на него и днем, и ночью: он всегда избегал всякой неправды, которая, может быть, даже в минуты испытаний, ночных рассуждений проявляется. И, конечно же, псалмопевец просит Господа явить праведный суд, чтобы люди поняли, что если они и дальше будут поступать против него, то будут осуждены Богом, ведь Давид не совершил той неправды, за которую можно было бы его порицать.
«Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки». Вот здесь, опять-таки, псалмопевец говорит, что он никогда не искал путей жестоких – путей земного служения, совмещенных с неправдой, грехом. Он всегда искал в своей жизни только правильного пути, служения Богу.
«Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя». Стезями Давид называет заповеди Божии. Его жизнь всегда была по заповедям Божиим, он в любую минуту может это свидетельствовать перед Ним.
«Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя». Опять взывает псалмопевец Давид к Господу, чтобы Господь услышал его: «Приклони ухо Твое мне». Конечно, уши Божии не приклоняются, но образ очень яркий. Что значит «приклони ухо твое»? Хотим сказать что-то сокровенное, душевное.
– Потаенное.
– Потаенное мы не говорим вслух, мы говорим кому-то на ухо, и человек склоняет голову и склоняет ухо к тебе. Для нас очень важно, чтобы он услышал каждое слово. Потому псалмопевец говорит: приклони, Господи, я Тебе скажу на ухо, это очень важно, и я хочу, чтобы Ты услышал каждое слово. «И услыши глаголы моя» – вот такое сильное было переживание псалмопевца Давида, смотрите, какие слова он говорит! Сильные, крепкие и в то же время очень сильно выражающие его внутреннее переживание и желание, чтобы помощь Божия и защита были с ним.
«Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя». Псалмопевец просит Господа явить милость Его, спасти того, кто уповает на Него, посрамить тех, кто противится деснице Божией. Самое главное нужно помнить – псалмопевец не искал своего, он только выполнял волю Божию, жил по правде Божией. В нем не было лукавства, в его поступках, в его поисках. Он не мог уйти с этого пути, такова была воля Божия. Поэтому он говорит: Господи, покажи милость Твою, спаси меня, уповающего на Тебя, «сохрани мя, Господи, яко зеницу oка». Но как наш глаз Господь сохраняет? Природой самой: есть веки, и глаза смыкаются, чтобы ни мошки, ни пыль не могли повредить. У нас есть брови, есть и ресницы, которые предохраняют глаза даже от пота со лба. «Господи, смотри, как Ты сохранил зрение человеку, как Ты зеницу ока сохраняешь. Неужели я хуже этого? Сохрани меня как зеницу ока»… «В крове крилу Твоeю покрыеши мя», то есть Давид просит: как птица покрывает птенцов крыльями своими, так и Ты меня, Господи, покрой благодатью Своей.
«От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша». Здесь Давид говорит о врагах, которые хотят его жизни. Конечно же, они думали, что лишат жизни псалмопевца Давида и будет опять все их. Они льстили Саулу, понимали, что лишатся всего по пришествии Давида, и, опираясь на свою неправду, на свое беззаконие, на свое богатство, искали смерти Давида.
«Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Они, гордые, смеялись над Давидом, говорили, что расправятся с ним. «Тук свой затвориша». Тук – жир; это богатство, конечно. И, может быть, внутреннее: толкователи объясняют, что жир говорит не только о богатстве, он находится вокруг важных органов человеческих.
«Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Опять псалмопевец говорит о тех, кто ищет смерти его – что они и «oчи свои возложиша уклонити на землю». То есть он говорит об их земной привязанности, о том богатстве, которое они имеют и на которое полагаются и творят неправду и дальше. Какую они позицию заняли по отношению к псалмопевцу и царю Давиду? «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Вот одно очень интересное сравнение – «яко лев готов на лов» «и яко скимен». Скимен – это львенок: как львенок, обитаяй в тайнах. Мы должны четко понимать, что лев наполнен силой, крепостью, уверенностью в своих действиях, поэтому он на жертву нападает, прямо смотря на нее. А львенок, хоть и обладает уже силой, но еще не имеет уверенности. Так что охота льва – прямая, а львенок прячется в кустах, а затем подбирается к жертве и нападает на нее, не имея уверенности в себе. Псалмопевец Давид сравнивает своих врагов и со львами, и со скимнами, то есть со львятами, ведь они именно такую позицию занимают – кто напрямую, а кто исподтишка. Поэтому он и пишет: удиви, Господи, милость Твою на мне. Все же он показал, насколько он сохранился благодаря милости, которую Господь явил. Милость сохранила Давида: смотрите, какое ухищрение было против него!
«Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея». Дальше псалмопевец Давид очень хорошо говорит:
«Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим». Псалмопевец просит, чтобы Господь отделил этих людей от праведных (а праведных, избранных он называет «от малых от земли»), чтобы было видно, где есть святость, а где есть неправда. «Сокровенных Твоих исполнися чрево»: он говорит, что сокровенное – это богатство, то есть они богаты, и это богатство связано не только с золотом, серебром и другими ценными материалами, а с неправдой, злобой, которая в них есть. И эта злоба не только у них, она – «насытишася сынов», то есть уже передана сынам, и «оставиша останки младенцeм своим»: не только они, но и дети их, и внуки их пропитаны этим богатством.
«Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей» – здесь, конечно, Господь говорит через псалмопевца Давида о будущей жизни. Претерпевший до конца будет вознагражден Самим Господом непреложной славой, которая в вечности явится человеку. В чем заключается эта слава? Мы, конечно, до конца не можем понять, но это будет полнейшее утешение для каждого человека. В Священном Писании Нового Завета через апостола Павла явлены нам удивительные слова о том, что Господь уготовал любящим Его: и ухо не слышало, и очи не видели, и на сердце не приходило все, что Господь уготовил любящим его. В утешение Господь говорит, что человек насытится правдою Божией только тогда, когда она будет явлена. А до этого, конечно же, в этой жизни все будет исполнено неправдою.
16-й псалом – очень утешительный. Не только ведь псалмопевец оказался в трудном состоянии, когда враги восстали против него. У нас таких переживаний очень много бывает, когда против нас восстают и близкие, и по службе, и домашние. И тогда человек говорит: «Я вроде бы не совершал ничего такого уж греховного, почему так восстают на меня?» Вот, пожалуйста, 16-й псалом для понимания. Этих восстаний будет очень много, но всегда нужно молиться, и тогда Господь будет являть Свою милость, будет давать тех святых и праведных, которые будут покрывать и заступать такого человека. Ну а слава полная и награда за терпение будет дана человеку в вечности.