Псалом 116 известен как самая короткая глава не только в Псалтири, но и во всей Библии. Он содержит всего два стиха. Несмотря на краткость, толкуется богословами наравне с более продолжительными главами Священного Писания. Также используется в богослужениях — не только в православии, но и в других христианских конфессиях.
Об авторе О книге
Общее содержание
Известен по начальным строкам на латыни (Laudate Dominum omnes gentes). В церковнославянском варианте это звучит как «Хвалите Господа, вси языцы» (то есть — все народы мира). По вступительному слову — Аллилуйя — можно понять, что этот псалом хвалебный. Западный богослов Исаак Уоттс составил краткое переложение самой сути:
- Все, живущие под небом, восхвалите Творца.
- Искупителя следует воспевать на всех языках, которые есть на земле.
- Господь, Твои милости вечны; истина Твоего слова тоже вечна.
- От берега до берега будет звучать хвала,
- До тех пор, пока солнце не встанет,
- Чтобы больше не заходить никогда.
Российские богословы согласны с тем, что Псалом 116 иносказательно говорит о Христе. Пророческие строки предсказывают, как служение Господа изменит мир после второго пришествия. Тогда апостолы станут произносить свое свидетельство в каждом уголке Вселенной.
Псалом 90 Живый в Помощи на русском языке и толкование
Суть 90 Псалма в надежде на Бога, идея написания Давидом 16 стихов, входящих в Псалом 90, заключается в непреодолимой силе Господа. Молитва Псалом 90 Живый в помощи Вышняго наставляет людей на путь истинной веры, указывает, сколько благ доставляет упование на Бога. Человек, который живёт с верой и надеждой на Бога, обретёт в Нём защитника, спасающего от всех несчастий в жизни.
Девяностый Псалом пророчески указывает на пришествие Христа. Именно Бог всемогущий, Он самый надёжный защитник человеку и самый близкий. Толкование каждого стиха Псалма 90:
- Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Имея данную Богом помощь, тот будет сохранен под покровом Божиим. Под Божиею помощью надо понимать закон Божественных заповедей, данный Господом людям в помощь против демонов и любых несчастий.
- Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Обладая твёрдой верой, человек говорит Господу: «прибежище мое и защита моя; Бог мой, только на тебя я уповаю и надеюсь».
- Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна. Бог избавит «от сети ловчи» – от неожиданного физического нападения на тело или нападения демонов в виде внезапного появления похоти любой греховной страсти. Избавит также «от словесе мятежна» – клеветы, поднимающей мятеж в душе оклеветанного человека.
- Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Подразумевается, что Господь защитит тебя и возьмёт под своё крыло, ты будешь чувствовать себя в полной безопасности. «Истина Его» станет охраной для тебя. Бог любит истину и защитит того, кто пред Ним истинен.
- Перестанешь бояться страха нощнаго и стрелы летящия во дни. Человек, живущий в помощи Бога, не убоится ночного страха от демонов, или от плохих людей; не убоишься стрел и выстрелов, поражающих тело; не убоишься умственных стрел, исходящих от демонов.
- Оградит тя от вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. «Вещи, во тьме преходящие», – блуд, прелюбодейство. «Бес полуденный» – символизирует демона беспечности и лени, который разлагает людей в полуденном отдыхе гнусными соблазнами, плотскими помыслами.
- Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; тебя же убережет. Падут слева от тебя тысячи стрел и десять тысяч стрел справа от тебя, но тебе не повредят. Тысяча слева – это соблазнение к грехам. Десять тысяч справа означает нападение демонов для противодействия праведным Богоугодным делам.
- Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. При Божией помощи будешь видеть своими очами возмездие нечестивым, кто враждует против тебя.
- Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое. Сильная защита от Бога будет тебе за то, что всем сердцем и умом положился на Бога и избрал Его прибежищем своим.
- Зло обойдет тебя стороной, когда рана приблизится телеси твоему. Если ты сделал Бога прибежищем своим, то «зло обойдёт тебя стороной», подразумевается, что ни одна беда, искушение тебе не страшны. «Когда рана приблизится телеси твоему» – всё телесное будет защищено, и дом твой от пожара и грабежа, и тело от болезни.
- Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. Ангелам Своим Господь поручает охранять тебя на всех путях твоих. Бог через Ангелов охраняет уповающих на Него.
- На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею. Руки Ангелов поддержат во время искушений, будут охранять в трудных обстоятельствах.
- На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Аспид и василиск – два вида ядовитых змей. Праведному человеку не страшны ядовитые змеи и хищники, они не нанесут ему вреда. Святые отцы при написании стиха под змеями и зверями имели в виду победу над злом.
- Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Человека уповающего на Бога, Он ограждает от любой опасности. Познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, а только тот, кто проявляет усердие в исполнении заповедей и воли Божией.
- Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его. Уповающий на Бога воззовет к нему в опасности, и Он услышит, и придёт на помощь, и освободит, как помогал многим мученикам в страданиях. И не только осво6одит, но и прославит в земной и вечной жизни. При условии, что уповающий на Бога не будет просить чего-либо недостойного, противного Божией истине.
- Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. В толковании стиха подразумевается, что уповающий на Бога за свои старания награждается вечной жизнью, помимо предоставления царствия небесного Господь может продлить и земную жизнь.
Толкование 116 псалма
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Данную главу Псалтири цитировал Апостол Павел, в своем послании к Римлянам. Римляне были язычниками в то время, а Павел очень точно уловил общее настроение пророческих строк. Они говорят о том, что язычники также призваны к тому, чтобы разделить вместе с избранным народов милость Мессии. Он сошел на землю не только для исполнения обещаний, но и спасти всех, кто еще не знаком с Богом.
По словам Ивана Лопухина, известного русского богослова, Псалом 116 является продолжением двух предыдущих:
- Псалом 114 — личное обращение царя Господу;
- Псалом 115 — благодарение в присутствии евреев.
Ранее автор приносит благодарности и хвалы от лица своих соотечественников, израильтян. Устами псалмопевца звучит приглашение ко всем земным племенам — царь предлагает прославить Владыку вселенной. Обращение к язычникам, не знающим Иегову, истинного Бога, свидетельствует о глубокой вере Давида.
Давид часто использует слова хесед (милость) и емет (истина, верность). Эти эпитеты относятся к Имммануилу. Пророк очень ясно видел, как Господь действует в мире. Племена, поклоняющиеся ложным богам, рано или поздно должны от них отвернуться. Вопрос лишь в том, когда придет это благословенное время, но для Давида не было сомнений в том, что оно наступит. И своим обращением он пытается ускорить его приход.
История написания
В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.
Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.
В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.
Христологичность Псалмов
Во многих текстах — неважно, на русском языке, английском или славянском — пророки говорили о Христе. Конечно, в каждом библейском стихе имеется и буквальный смысл, и таинственный. Вся Библия так или иначе говорит о Пришествии Сына Божия.
В первом стихе заключается глубокий смысл. Удивительным образом пророк предвидит события, которые произойдут через много столетий после его смерти. Пришел Спаситель, начал проповедовать, совершил множество чудес. Он пострадал и принял смерть, принес Себя в жертву, затем произошло Воскресение. Тогда, явившись апостолам в день Пятидесятницы, Он дал им великое поручение: идти до краев земли и нести Евангелие.
- Сегодня вряд ли найдется человек, ни разу не державший Библию в руках. Новый Завет переведен на множество языков, он доступен для изучения даже тем людям, которые исповедуют другие религии. Именно к ним и обращал свой призыв царь Давид.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
За что пророк предлагает хвалить Господа? За то, что Он сотворил в нашей жизни — за избавление от бремени греха и вечной смерти, за возможность соединиться со Христом, за то, что райские врата вновь открыты для верующих. Иисус сошел в наш мир для того, чтобы его обитатели смогли подняться на небо. Через крестную жертву Иисуса люди могут совершить это восхождение, ибо Он взял на себя бремя наших грехов.
- Текст 60 псалма;
- Толкование 3 псалма;
- Псалом 50 — в чем помогает молитва.
Правила чтения
В церковном богослужении чтение Псалтыря происходит ежедневно, а за неделю он прочитывается полностью. Существуют псалмы, которые нужно читать в строго отведенное время или день недели, и для чтения каждого из них, конечно, есть своя причина, боль или волнение
Издревле было принято, что языком богослужений стал церковнославянский язык, его тягучесть и напевность придает дополнительное величие кафизмам и приковывает все внимание верующих
Правильным для каждого православного будет изучить этот язык и молиться на нем, даже если чтение Псалтыря происходит дома. Однако в настоящее время не все верующие знают его настолько хорошо, чтобы понимать весь глубокий смысл писания, не отвлекаясь на сложности трактовки слов. Поэтому церковь разрешает чтение Псалтыря и на русском языке, при условии, что это необходимо для изучения и познания священного смысла псалмов. Главное соблюдать душевный покой при чтении молитвы, верить и надеяться на милость Бога.
Как Христос менял мир
Вся история, описанная в Ветхом Завете, свидетельствует — человечество не в состоянии спастись самостоятельно. Мир не делался лучше, дела в нем шли все хуже и хуже. Мужчины и женщины пресыщались греховными удовольствиями, они ели, пили, предавались разврату. Жизнь без Спасителя не имеет смысла, поскольку в ней нет духовного ориентира. Библия говорит нам даже о человеческих жертвоприношениях. Так общество скатывалось все ниже и ниже.
И вот произошло воплощение Сына Божьего. Тысячи душ потянулись за Христом, ведь их души нуждались в его любви. Согласно Евангелию, около 5 тыс. человек следовало за Учителем. Все они нуждались в покаянии, очищении совести и с радостью принимали Слово. Но главное, чем покорял Иисус — это Его любовь, безграничная любовь к Своему творению. Не все смогли вместить то, зачем простой плотник невинно взошел на Голгофу. Это слишком тяжело и непонятно для многих, но даже для них есть шанс на спасение.
После Воскресения Христа многое стало меняться, хотя и не сразу. Появлялись христианские общины, затем короли принимали новую веру, появлялись святые, первые государства, основанные на вере в Бога. Нам действительно сегодня есть за что сказать «Спасибо, Господи!»:
- таинством Покаяния верующие могут очистить свою совесть;
- через Причастие принять в себя частицу Самого Господа;
- верующие имеют возможность духовно родиться от воды и Духа.
После рождения свыше личность преображается и похвала Богу становится необходимостью.
Об авторе О книге
Молитвы после 16 кафизмы:
По 16-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:
Ин мiр тебе, душе, ожидает, и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.
Слава
Яко прегрешеньми многими и язвами безмерными облежимь есмь, Спасе, согрешаяй молю Твое благоутробие, Христе: врачу недугующих, посети, и исцели, и спаси мя.
И ныне
Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, иже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь. Богородице притецы, припади и возопий: Упование ненадеемых, спаси мя, много к Тебе прегрешивша, Владычице Пречистая.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи Святый, в Вышних Живый, и всевидяшим Твоим оком Призираяй на всю тварь, Тебе приклоняем выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны, и прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, словом или делом. Даруй нам, Господи, умиление, даруй слезы духовныя от души, во очищение многих наших грехов, даруй велию Твою милость на мир Твой и на ны недостойныя рабы Твоя. Яко благословено и препрославлено есть имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Аллилуиа, 114
1 Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь глас моле́ния моего́, 2 я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне, и во дни моя́ призову́. 3 Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя, скорбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Госпо́дне призва́х: 4 о, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́. Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден, и Бог наш ми́лует. 5 Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя. 6 Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя. 7 Яко изъя́т ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от слез и но́зе мои́ от поползнове́ния. 8 Благоугожду́ пред Го́сподем во стране́ живы́х.
Перевод псалма на русский язык
Слава:
Аллилуиа, 115
1 Ве́ровах, те́мже возглаго́лах, аз же смири́хся зело́. 2 Аз же рех во изступле́нии мое́м: всяк челове́к ложь. 3 Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми? 4 Ча́шу спасе́ния прииму́ и и́мя Госпо́дне призову́, 5 моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его. 6 Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его. 7 О, Го́споди, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабы́ни Твоея́; растерза́л еси́ у́зы моя́. 8 Тебе́ пожру́ же́ртву хвалы́, и во и́мя Госпо́дне призову́. 9 Моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его, 10 во дво́рех до́му Госпо́дня, посреде́ тебе́, Иерусали́ме.
Перевод псалма на русский язык
Аллилуиа, 117
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его. 2 Да рече́т у́бо дом Изра́илев: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его. 3 Да рече́т у́бо дом Ааро́нь: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его. 4 Да реку́т у́бо вси боя́щиися Го́спода: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его. 5 От ско́рби призва́х Го́спода, и услы́ша мя в простра́нство. 6 Госпо́дь мне Помо́щник, и не убою́ся, что сотвори́т мне челове́к. 7 Госпо́дь мне Помо́щник, и аз воззрю́ на враги́ моя́. 8 Бла́го есть наде́ятися на Го́спода, не́жели наде́ятися на челове́ка. 9 Бла́го есть упова́ти на Го́спода, не́жели упова́ти на кня́зи. 10 Вси язы́цы обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им, 11 обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им, 12 обыдо́ша мя, я́ко пче́лы сот, и разгоре́шася, я́ко огнь в те́рнии, и и́менем Госпо́дним противля́хся им. 13 Отринове́н преврати́хся па́сти, и Госпо́дь прия́т мя. 14 Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, и бысть ми во спасе́ние. 15 Глас ра́дости и спасе́ния в селе́ниих пра́ведных: 16 десни́ца Госпо́дня сотвори́ си́лу. Десни́ца Госпо́дня вознесе́ мя, десни́ца Госпо́дня сотвори́ си́лу. 17 Не умру́, но жив бу́ду, и пове́м дела́ Господня́. 18 Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя. 19 Отве́рзите мне врата́ пра́вды, вшед в ня испове́мся Го́сподеви. 20 Сия́ врата́ Госпо́дня, пра́веднии вни́дут в ня. 21 Испове́мся Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́, и был еси́ мне во спасе́ние. 22 Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла: 23 от Го́спода бысть сей, и есть ди́вен во очесе́х на́ших. 24 Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь. 25 О, Го́споди, спаси́ же, о Го́споди, поспеши́ же. 26 Благослове́н гряды́й во и́мя Госпо́дне, благослови́хом вы из до́му Госпо́дня. 27 Бог Госпо́дь, и яви́ся нам: соста́вите пра́здник во учаща́ющих до рог олтаре́вых. 28 Бог мой еси́ Ты, и испове́мся Тебе́, Бог мой еси́ Ты, и вознесу́ Тя. Испове́мся Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́, и был еси́ мне во спасе́ние. 29 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
Перевод псалма на русский язык
Слава:
О милосердии Божием
«Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век», — читаем мы во втором стихе. Это качество Создателя, о котором чаще всего грешники вспоминают. Потому что именно оно стало причиной того, что люди имеют возможность вернуться в небесное отечество.
Даже обычные повседневные дела превращаются в наказание, если не взять на них благословение. Можно много трудиться, но без помощи Духа Святого усилия пойдут прахом, результатов будет очень мало. Нет и духовного прогресса: не становится добрей сердце, не проявляется милосердие и любовь к ближнему.
Не знающий Господа человек вечно чем-то недоволен, агрессивен и обращает к небу жалобы. Несчастный не понимает, за что ему посылаются такие мучения. А все просто — нет в его жизни общения с Христом. Другое дело — верующий. Он все события, даже неблагоприятные, воспринимает в ином свете. Через испытания Всевышний пытается научить нас, очистить, приблизить к Себе. На самом деле Он никогда не оставляет тех, кто верен Ему. Небольшой псалом 116 учит нас очень многому.
Толковая псалтирь
И этот псалом из числа благодарственных. Он призывает все народы к славословию и благодарению Христу за толикия благодеяния и милости, оказанные всем народам устроением воплощения Его.
Пс.116:1 . Хвалите Господа вси язы́цы , похвалите Его вси людие
Приносите, говорит, все народы, уверовавшие во Христа, песни и славословия Господу за то, что указан вам от Него путь, и вы вышли из тьмы заблуждения и идолопоклонства и переселены в область света, истины и богопознания. И все народы хвалите Господа. Здесь, говорит, то же самое, что сказал выше, для умножения славословия Христу.(1) Или людьми называет тех иудеев, которые уверовали во Христа. Или называет всех вообще людей; так как все вообще должны благодарить Христа, как сделавшегося человеком для спасения всех людей и благоволившего принять спасительные страдания, а особенно для спасения всех иудеев: ибо Я, говорит, послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Матф. 15:24 ).
(1) Слова Евсевия: Весьма ясно, что в сих словах заключается пророчество о благах в церкви и предвозвещение о той проповеди, которая заняла всю вселенную. Ибо сей псалом призывает не два или три народа, но всю землю и море; что сбылось тогда, когда воссияло пришествие Христово. Ибо тогда, по Феодориту, Он подал способы ко спасению всем народам, употребив в служение сему благотворению святых Апостолов, которые, обошедши всю вселенную, разоряли мрак невежества и показали Солнце правды: идите, говорит, научите все народы. К сему присовокупляет тот же Феодорит: поелику иудеи рассеялись по всей вселенной и учили о едином Боге, и не жили более в одной Палестине, и не пребывали в одном народе, подчиняясь одному царю, но рассеявшись у всех народов; то прилично называет их не народом, но народами. Или, быть может, как говорит Евсевий, называет так и тех, которые уверовали из народов, согласно с написанным у Захарии: и притекут многие народы ко Господу и составят народ Его ( Зах. 2:11 ). Ибо доселе, будучи язычниками, они не были людьми Его. Но, переменив прежнюю жизнь, они делаются людьми Его. Заметь, что сии слова апостол Павел приводить в послании к Римлянам, чтобы показать исполнение их тогда. Он так говорит: а для язычников из милости, дабы славили Бога, как написано: хвалите Господа все язычники и славьте Его все народы ( Рим. 15:11 ).
Пс.116:2 . Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век
Милость, говорит, Господня сделалась сильною и твердою и чрезвычайно излилась на всех людей, по великому человеколюбию Его, хотя некоторые люди и отвратились от нее, и не хотели принять ее, где Давид сопричисляет и себя к принявшим милость Божию, как это делает и в других псалмах, причисляя и самого себя к христианам из народов и почитая себя одним из числа уверовавших во Христа. А истина Господня, пребывающая во век, есть истина евангельская, та, которая Христом преподана апостолам: потому что закон был тень евангельской истины, по словам Златоуста; почему, когда явилась истина евангельская, законная тень прошла, как прекращается первый чертеж и рисовка теней иконы, когда живописцы наводят на нее истинные цвета; ибо благодать, говорит, и истина произошла чрез Иисуса Христа ( Иоан. 1:17 ).(1)
(1) Златословесного: Сказывает и причину спасения, что не своими добрыми делами и не своею смелостью в жизни, но одним человеколюбием они спаслись. Ибо, по словам Феодорита, по одному человеколюбие произвел наше спасение. Так и блаженный Павел сказал: не за дела праведности, каковые мы сотворили, но по своей великой милости Он спас нас; и еще: благодатью вы спасены. Прилично сказано и в пророческих словах, что народы не получили бы такового изменения если бы милость Божия не была сильнее наших грехов; если бы она не была крепче нашего злонравия и не победила всякое суеверие и заблуждение. Исихия: Т. е. милость утвердившаяся в нас была совечна истине. Во многих местах имена сии (милость и истина) относятся ко Спасителю, как и в следующем: Бог послал милость свою и истину свою, и избавил душу мою из среды скимнов. Посему она, воссиявши в человеческом роде, призывает все народы и всех людей к хвалению, научая благодарить Отцу, утвердившему милость свою и продлившему истину свою до века: Златоуста: Утвердилась милость Его на нас, т. е. водружена, сделалась крепкою и тверже камня; притом ежедневно увеличивается.
Использование текста
Многие великие композиторы перекладывали слова псалма на свои мотивы:
- Клаудио Монтеверди написал мелодии для соло и ансамбля, арию баса.
- Антонио Вивальди использовал двустишие в вечерне на Рождество Божией Матери.
- Вольфганг Амадей Моцарт дважды обращался к тексту, для того чтобы составить Торжественные вечерни (339 и 321). В обеих получилась партия для сопрано, звучащая в медленном темпе.
На православных богослужениях текст 116 псалма читают перед тем, как хор начинает петь стихиры на «Господи, воззвах». Иудеи используют данные строки в составе благодарственной молитвы, выражающей хвалу Творцу.
Когда и для чего читают?
Песнопение находится в составе 16 кафизмы Псалтири. Читать его келейно не всегда просто, ведь краткие, но емкие слова требуют углубления в них, вдумчивого осмысления, а значит – большой духовной работы.
Интересный факт
В храме песнопение поется на Вечерне. 116-й принадлежит к числу четырех так называемых псалмов «Господи воззвах». Они именуются так потому, что начинаются с молитвенного призывания Отца Небесного:
- «Господи, воззвах к Тебе…» (Пс. 140),
- «Гласом моим ко Господу воззвах» (Пс. 141)
- «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс. 129)
116-й в этом ряду последний, он – как бы ответ на молитвенное прошение, благодарность Творцу.