Рукописная икона святителя Дионисия Ареопагита. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа, лак.
Иконописная мастерская Радонежъ Август, 2021 год. г. Сергиев Посад.
- Иконография Дионисия Ареопагита
- Житие священномученика Дионисия Ареопагита
- В чем помогает образ Дионисия Ареопагита
- Купить икону Дионисия Ареопагита
- Какую икону купить в подарок
- Рассчитать стоимость иконы
Икона святителя Дионисия Ареопагита, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святого.
Согласно традиции, на иконах, Дионисий Ареопагит изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони (простой или крещатой), омофоре. Белом клобуке (куколе), или без него. В сапожках. С благословляющей десницей и Евангелием в левой руке.
Древнейшее описание жития священномученика Дионисия Ареопагита, по свидетельству Церковного предания, составлено равноапостольным Мефодием Константинопольским в IX веке. Самый ранний из дошедших до нас византийских иконописных подлинников (в отрывке «Из древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов»), датируемый 993 годом, передает описание внешности святителя Дионисия, в течение столетий хранимое в благоговейной памяти Церкви Христовой.
На выше представленной иконе изображена поясная фигура священномученика Дионисия. Святой одет в богослужебное облачение. Синее одеяние – олицетворяет Небесную чистоту. Колористическое решение иконы подчиняется общей гармонии образа, удачно построенного на контрасте Сине-голубого, белого и золотого фона иконы. В левой руке святой держит закрытое Евангелие. Правая длань сложена в благословляющем жесте.
Правильные, гармоничные черты лица олицетворяют духовную красоту небожителя. Выражение лица строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывает отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лик написан нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.
Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику Дионисия Ареопагита.
Икона святителя Дионисия Ареопагита выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.
Священномученик Дионисий Ареопагит, житие
Память священномученику Дионисию Ареопагиту совершается 16 октября. Святой Дионисий был учеником апостола Павла и первым епископом г. Афины. В 95 году он был послан святым папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана около 96 года.
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17:16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О Небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных Таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных Таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
На сегодняшний день
Местом где находится икона Дионисия «Христос, спускающийся в ад» стал «Русский музей», исторический комплекс в городе Санкт – Петербург, основанный по распоряжению Александра III и начавший свою деятельность в 1895 году по указу Николая II.
За несколько лет до своей кончины Дионисий переезжает в Белозерье вместе со своими сыновьями, ставшими преемниками ремесла своего отца, где во славу Божью создают одну из лучших храмовых росписей в Ферапонтовом монастыре. Комитет ЮНЕСКО по вопросам творческого наследия в 2000 году включил это произведение росписей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иконы – это не просто изображения святых или нарисованные сюжеты, убранство храмов и монастырей. Они оживают и отвечают на наши просьбы, если сердце действительно верует, стремится к духовной чистоте и разговору с Богом и святыми.
В чем помогает икона святителя Дионисия Ареопагита
Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона Дионисия Ареопагита помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ апостола Дионисия, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Святому Дионисию Ареопагиту молятся:
— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи святого Дионисия! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Андрей услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
ДИОНИСИЙ
Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. Сер. XVII в. (ВГИАХМЗ)
Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. Сер. XVII в. (ВГИАХМЗ)
Д. в ряду изображений др. Вологодских святых отличается богатством и разнообразием. Это отразилось, в частности, в иконописных подлинниках XVII-XIX вв., где облик Д. описывается подробно, со ссылками на Пролог, и уподобляется внешнему виду разных святых — обычно преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского или Кирилла Белозерского. Так, напр., в подлиннике 2-й четв. XVII в. под 1 июня о Д. сказано: «Рус, брада с Сергиеву» (РНБ. Соф. 1523. Л. 168 об.); в рукописи посл. трети XVII в.: «Надсед, аки Варлаам Хутынский, схима на плечах» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130); в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. более пространно: «Подобием: власы светлорус, с малою сединою, брада долга до персей и густа, ризы преподобническия. По Прологу: бе же видом святый мал телом и сух излише плотию, главу имеяше не малу, брови окружены, лице долго, влущени скрании, тихи имея очи, браду имея до персей густу, власы светлорусы в пол седины» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 358; ср. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 104); в выговской рукописи 3-й четв. XVIII в. под 23 нояб.: «Подобием аки Кирилл Белозерский, брада поболши, кругла» (РНБ. О.XIII.1. Л. 123 об.); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Рус, брада Василия Кесарийскаго» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 178 об.). Высказано мнение о контаминации описания святого в подлинниках с изображением прп. Кирилла Белозерского, которое приписывается авторству Д. (икона 1424 г.? (ГТГ) — Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 305-307. Кат. 246). В руководстве для церковных художников 1910 г. предложено изображать святого подобным образом: «Типа русскаго, ростом мал, телом очень худ, голова большая, лицо продолговатое, щеки впалые, глаза скромные, брови круглые, борода до ключицы густа, волосы светло-русы, с большою проседью; одежды монашеские и в епитрахили. В руках можно писать хартию с его изречением: Братие, видите врагов наших борения, и не устрашимся их» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 301).
Наиболее ранние известные изображения Д.- на северной иконе сер. XVI в. из собрания А. И. Анисимова (святой представлен фронтально в рост) и в числе др. рус. святых — на иконе-двухряднице «Избранные святые» кон. XVI в. работы мастера Троице-Сергиева мон-ря из собрания А. М. и А. В. Мараевых (обе в собр. ГТГ) (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 184-185, 240. Кат. 587, 662). В числе др. визант. и рус. святых его фигура вырезана на одной из дробниц 2-й пол. XVI-XVII в. на подвесной пелене 80-90-х гг. XVIII в. (ГММК, см.: Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. / ГММК. М., 2003. С. 339-341. Кат. 119). К группе единоличных изображений относится ростовой образ XVII в. (ВГИАХМЗ) — благословляющая десница Д. отведена в сторону, в др. руке — развернутый свиток с текстом: «Не скорбите оубо братие моя но посе[му о]бразу разумно д[а] будет вам аще дела моя…» Судя по размерам, икона могла находиться в местном ряду иконостаса одного из храмов Глушицкого Сосновецкого мон-ря. Из этой обители происходит аналойная икона XVII в. (ВГИАХМЗ) в басменном окладе с поясным изображением благословляющего Д., держащего развернутый вверх свиток под образом Новозаветной Троицы в поддерживаемой ангелами сфере. Аналогичное поясное изображение святого — на иконе XVII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ), а также на иконе 2-й пол. XVII в. из придела Д. в ц. прп. Сергия Радонежского в Кирилловом Белозерском монастыре (КБМЗ) — у святого темные волосы и длинная, почти прямая борода, свиток в руке свернут (Рыбаков. 1995. Кат. 30).
Житийная икона посл. четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) поступила в музей из дер. Великий Двор Сокольского р-на Вологодской обл. По сведениям Н. И. Федышина, икона находилась в иконостасе каменного собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря, а после его закрытия была перенесена церковным сторожем в подклет сохранившейся до наст. времени деревянной ц. во имя преподобных Д. и Амфилохия Глушицких. Несомненно, икона была создана в одном из основанных Д. мон-рей — возможно, как храмовый образ построенной в 1661 г. в Глушицком Покровском мон-ре ц. во имя преподобных Д. и Амфилохия.
В среднике иконы Д. изображен в рост вместе с прп. Амфилохием в традиц. монашеских облачениях, в молении Спасителю в облаках. Вокруг изображения 18 житийных клейм в следующем порядке: 1. Д. и Пахомий строят ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Глушице. 2. Ростовский еп. Григорий благословляет святого. 3. Д. водружает крест на Глушице. 4. Святой ставит келью «при древе черемухе». 5. Ангел повелевает Д. поставить ц. в честь Покрова Богородицы и благословляет его. 6. Д. благословляет «делателей» церкви. 7. Святой воздвиг ц. в честь Покрова Богородицы. 8. Д. освящает Покровскую ц. и создает мон-рь. 9. Д. «ископа» себе могилу на Сосновце. 10. Святой во время молитвы видит бесов и изгоняет их. 11. Прп. Павел пустынник принимает благословение Д. 12. Святой благословляет прп. Амфилохия. 13. Д. дает келью прп. Амфилохию. 14. Д. благословляет и «поручает» братию прп. Амфилохию. 15. Святой молится Пресв. Богородице о мире и спасении. 16. Преставление Д. 17. Гроб святого «повезоша» в Сосновецкую обитель. 18. Погребение Д. на Сосновце.
Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XVII в (ВГИАХМЗ)
Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XVII в (ВГИАХМЗ)
Иконографическая программа клейм основана на Житии Д.: здесь опущены изображения рождения святого, научения грамоте, пострижения, рассказ начинается непосредственно с прихода Д. на Св. Луку и строительства ц. во имя свт. Николая. Особое внимание автор уделяет сюжетам, которые сопровождаются небесными знамениями, повествуют об основании монастырей и строительстве храмов, а также о даре наставничества святого. Неск. клейм посвящено рассказу о преставлении Д. Особенностью иконографии является отсутствие изображений чудесных исцелений у гроба святого. Ничего не сказано о святом как о талантливом иконописце, что объясняется, по-видимому, точным следованием мастера тексту Жития (даже в деталях — напр., устройство кельи «при древе черемухе»). Клеймо с изображением Д., пишущего «портрет» прп. Кирилла Белозерского, помещено на створке киота 1614 г. письма Н. Ермолова из ц. прп. Кирилла Белозерского Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), созданного для иконы 1424 г. (?) (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 306; Рыбаков. 1995. Кат. 29). Сюжеты Жития Д. встречаются также в росписи 2-й пол. XIX в. вологодской ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове.
Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе ХVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части — вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) — к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними — 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена.
Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери — в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище — в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу — в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. ХIХ в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных — Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).
Иконы Д. в молении входят в состав 2 деисусных чинов иконостаса — сер. XVII в. из Глушицкой Покровской обители (с развернутым свитком в руке) и кон. XVII — нач. XVIII в. из ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря (обе в собр. ВГИАХМЗ), в обоих случаях Д. изображен в левой части Деисуса. Преподобный представлен на поле левой створки складня ««О Тебе радуется». Суббота всех святых. Шестоднев с избранными святыми» нач. XVII в. строгановской мастерской из собрания П. М. Третьякова (ГТГ) — вместе с прп. Димитрием Прилуцким (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 352-353. Кат. 836). Образ Д. помещен в верхнем ряду левой группы на иконе избранных святых XVIII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ), а также в числе святых на полях — на образе «Спас Нерукотворный с избранными святыми» 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Господня (ВГИАХМЗ). На двусторонних иконах XVIII в. (ВГИАХМЗ) с изображением Смоленского образа Божией Матери (на лицевой стороне) Д. представлен в молении Спасителю вместе с прп. Онуфрием Великим (на обороте). В минейных циклах Д. изображается под 1 июня рядом с мч. Иустином Римским — напр., на минейной иконе кон. XVI в. и на резных деревянных святцах XVII в. (ВГИАХМЗ).
Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ)
Мч. Иустин Римский и прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент гравюры Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ)
В монументальной живописи погрудное изображение Д. в медальоне встречается в росписях 1686-1688 гг. Софийского собора Вологды — в приделе св. Иоанна Предтечи (в диаконнике) на вост. стене под конхой. В живописном убранстве храма Христа Спасителя образ Глушицкого чудотворца был помещен среди др. рус. святых — на зап. арке придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 77).
В поморских композициях «Собор русских святых» Д. представлен в правой группе преподобных во главе 3-го ряда, рядом с прп. Корнилием Комельским и др. Вологодскими чудотворцами: на иконе кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись — Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) — погрудно, с непокрытой головой и небольшой бородой, десница поднята с двуперстием; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) — поясное изображение с поднятыми в молитве руками. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) — Д. в правой группе преподобных последний в 3-м ряду, волосы и борода с проседью, надпись: «п Деонисiи Глушидси». На иконе этого сюжета сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) святой написан в 5-м ряду 4-м слева, тоже вполоборота к центру; на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) его фигура с благословляющей десницей и свитком в левой руке помещена 2-й слева в 1-м ряду.
В церковном искусстве XX в. образ Д. встречается в группе Вологодских святых (крайний слева в 1-м ряду, с покровенными руками) на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х — нач. 30-х гг. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и на ее повторениях (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на рисунках для издания богослужебных Миней работы прот. Вячеслава Савиных — под 1 июня единолично в рост и под 12 окт. вместе с прп. Амфилохием (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 246, 44); на бронзовом рельефе в нижней части креста, установленного в 1997 г. на месте Всеградского собора во имя Спаса Всемилостивого в Вологде (скульптор А. В. Климков),- вместе с прп. Григорием Пельшемским; на изразцовом рельефе с видом Дионисиева Глушицкого монастыря 1999 г. работы Климкова (частное собр.) в серии изображений рус. мон-рей и их основателей; в росписи 2005 г. ц. Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной Введенской пуст. (с иконой Божией Матери в руке).
Лит.: Ратшин А. Полное собр. исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 218; Суворов Н. И. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1876. № 16. С. 228-238; № 17. С. 247-255; № 18. С. 257-267; № 19. С. 271-277; № 20. С. 292-303; № 21. С. 328-344; № 22. С. 355-383; № 23. С. 388-391; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 242-249, 478; Живописная Россия. СПб., 1904. С. 52-71; Известия Имп. Археол. комиссии. Пг., 1915. Вып. 59. С. 188-189; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 305-307. Кат. 246; Т. 2. С. 184-185, 240, 352-353. Кат. 587, 662, 836; Прп. Сергий Радонежский: Альбом / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 29, 30; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 92-93, 454-455; Т. 2. С. 97-98, 288-289; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 143-144; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 85, 89, 91-97, 106, № 26, 31, 35-42, 56.
Т. Г. Петрова
Купить икону святителя Дионисия Ареопагита
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону святого Дионисия Ареопагита. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России.
При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ священномученика Дионисия Ареопагита выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Дионисий Ареопагит, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Антоний Великий 13000 ₽
Максим Исповедник 13000 ₽
Николай Чудотворец (оплечный) 15000 ₽
Тамара Царица 13000 ₽