Православие для казаков
Православие для казаков являлось основой их мировоззрения, философии бытовой и армейской жизни. Однако надо понимать, что здесь имеется в виду не православие в непременно каноническом смысле. Важнее и ценнее для казаков было именно личное отношение человеческой души и Создателя. Православие для казаков является не просто верой в Бога или в Церковь. Православная вера, в том числе и старообрядческая, является фундаментом всей казачьей жизни. С Церковью у каждого казака было связано рождение, крещение, венчание, погребение, в общем, весь жизненный цикл. Тесно переплетались православная вера казаков с бытом, хозяйством, семейными традициями и службой в войсках (воинская повинность). Весь год был взаимосвязан с церковным календарем. Например, сено начинали косить после праздника Святой Троицы, а виноград убирали после того, как отпраздновали Рождество Богородицы.
Потомки хазар
Первые письменное упоминание о «разбойниках» на Дону в царских правительственных грамотах относится к XVI веку, когда Москве одна за другой подчинялись земли бывшей Золотой Орды. Первого известного атамана, сильно досаждавшего ногайцам, звали Сары-Азман.
Однако истоки казачества историки возводят к гораздо более ранним временам. Василий Пудавов в «Истории Войска Донского», изданной в 1890 году, повторяет тезис исследователя, Федора Морошкина, о том, что «вольные казаки» были «древнейшим дворянством всемирной истории». Сам Пудавов называл донцов «славяно-туранской царевщиной» Восточной Европы. О том, насколько силен был тюркский элемент, говорит уже имя Сары-Азмана. Даже само название «казак», по мнению атамана Петра Краснова, происходит от тюркского «гозак» — «легковооруженный конный воин». Другие, впрочем, переводят слово qazaq как «бездомный» или «скиталец».
Славянский элемент в этих местах можно проследить со времён донских славян, живших в верховьях Дона с VII века. Пока варяжские князья покоряли племена на Ильмене и Днепре, на Дону укрепилась тюркская Хазария. После разгрома Хазарского каганата Киевская Русь контролировала берега Дона лишь эпизодически. Например, город Белая Вежа (Саркел), захваченный ещё Святославом Игоревичем, подчинялся русским князьям до XII века, пока полностью не обезлюдел в результате набега половцев. Вплоть до 1709 года донцы фактически не подчинялись централизованной власти, следуя древним обычаям и традициям степной вольницы. Поэтому неудивительно, что иудаизм, воспринятый в качестве государственной религии хазарской верхушкой, в той или иной степени сохранялся у казаков и в то время, когда большая часть этого народа уже исповедовала Православие. По-видимому, христианская вера окончательно утвердилась на Дону только вместе с властью московского царя в XVI веке.
Православная вера в воспитании казаков
Все самое важное, в том числе и веру, а также манеру поведения и образ мыслей казачата впитывали изначально в семье. Все строилось исключительно на родовых принципах существования. До семи-восьмилетнего возраста казачонок проживал на женской половине куреня. Это происходило не случайно. В данный период его жизни он получал воспитание, необходимое именно от женской части его семьи. Кроме того, он наблюдал за поведением обоих полов, взаимоотношения казаков и казачек. Базовым принципом являлась наглядность, потому важно было, чтобы у казака перед глазами был личный пример его старших родственников.
Казачья среда обитания – важная составляющая всего казачьего быта. На стене в каждом курене обязательно находилась шашка. Дедовская или же отцовская. У двери и в руках у казаков были нагайки. Малец-казачонок наблюдал, что близкие ему люди были с лампасами, в папахах, фуражках. Непременно на груди у всех были нагрудные крестики в символ православной веры. А еще – медали за воинские заслуги, они являлись своеобразным отражением чести и доблести мужчин в семье как воинов и защитников. В то же время в этот период становления казачонка все мужчины очень пристально следили за тем, как происходит формирование личности подрастающего казачонка. Женщин убеждали в том, что негоже «сюсюскать» с ним.
Например, не позволяли казачонкам плакать, если они ушиблись или упали, давали наказ уже с малых лет быть мужественными и стойкими. Именно в такие моменты в детях складывалось убеждение в том, что все, о чем старшие говорят, что они поют, как себя ведут — это и есть реальность. Ведь важно было не просто что-либо сказать, но и на собственном примере продемонстрировать, и именно это формировало правильные поступки в будущем и настоящем. Игры у казачат, в которые они играли со сверстниками, были не простым развлечением тоже. Они несли определенные функции и в первую очередь были направлены на их развитие. Непременно игры эти осуществлялись под чутким и строгим присмотром стариков. Важно было отслеживать поведение каждого казачонка. И если вдруг кто-то начинал вести себя недостойно, старшие поправляли и поучали. В разные годы казачьей жизни обязательными были те или иные мероприятия. Например, в шестнадцать лет каждого казака ждало довольно серьезное испытание – он должен был охотиться на хищного зверя. Постепенно маленького казака, по мере его взросления, все глубже погружали в жизнь, быт, веру и в целом уклад жизни казачества.
Оригинал
Казаки и вера
Вера для казачьего сословия была основополагающим фактором бытия. Любому мало-мальски значимому делу или событию в жизни казаков предшествовала молитва, которая благословляла и оберегала храбрых воинов, и поддерживала их верных спутниц. С малолетства воспитывавшиеся в традициях христианства они с момента крещения до тризны свято чтили веру предков, в борьбе за которую без страха складывали свои головы.
Вне зависимости от того какое направление христианства исповедовали казаки, как в повседневности, так и на войне они проявляли удивительную религиозность.
Обязательно посещая богослужения, они строго соблюдали все присущие их церкви каноны и запреты, а, отмечая главные праздники — Рождество Христово, Пасху, Троицу, следовали собственному чиноположению.
С молитвы начинался каждый новый день и приём пищи, посещение друзей и выход на работу, казачий сход и отдых, а церковный календарь отмерял хозяйственные вехи их мирной жизни.
Каждый казак в обязательном порядке знал молитвы своих прадедов, которые он истово читал перед битвой. Помочь ему одолеть врага и вернуться домой должны были освещенные и замоленные перед походом сабли, мечи и защитное обмундирование.
ДОНСКИЕ КАЗАКИ
Донские казаки, придерживавшиеся канонического православия, свято чтили все церковные традиции, дополняя их собственными специфическими обычаями. К числу подобных нововведений можно отнести религиозный обряд, приуроченный к проводу донца на службу, а также благодарственный молебен заказываемый родными при его возвращении.
Перед уходом на службу каждый сын должен был получить благословение отца, который держа в руках икону, завещал молодцу всегда помнить о Боге и его заповедях, и с честью отдать воинский долг государю и Отечеству.
После все новобранцы и станичники собирались у часовни, где проходила обедня, в ходе которой казаки просили у Николая Чудотворца покровительство и помощь.
Характерной особенностью воинских молитвенных традиций донских казаков является органичное вплетение в них народных фольклорных заговоров. Эти церковно-суеверные формулы из поколения в поколения служили воинам дополнительным оберегом в их постоянном пребывании на рубеже жизни и смерти.
Большое разнообразие военных молитвенных заговоров донцов стали известны общественности благодаря публикациям Леонида Майкова.
Передаваемые от отца к сыну священные тексты, в мирное время хранились в красном углу дома, а в день отправления на войну помещались в ладанку или вкладывались в шов рубахи. Вместе с горстью родной земли и образком они образовывали так называемый охранительный комплекс.
Во время Великой Отечественной войны многие казаки держали семейные молитвенные заговоры в расшитых кисетах, свято веря в божественную защиту.
ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
Гребенцы, начавшие расселяться на Северо-Восточном Кавказе в XVI веке, строго придерживались основ христианской веры своих отцов. Во времена, когда на новом месте жизни и службы ещё не были возведены храмы, казаки для проведения совместных обрядовых ритуалов собирались в одном из домов, считавшимся молельным.
Из-за отсутствия духовенства, имевшего право совершать церковные таинства, гребенцы на первых порах применяли альтернативное богослужение. Так, самый главный для самоидентификации любого казака, обряд Крещения проходил в водах реки Терек, при Причастии каждый мужчина прикусывал конец своей бороды, считавшейся священной, а обряд Покаяния заменялся на самопокояние.
Поскольку всё их бытие было пронизано религиозностью они, на протяжении столетий тесно контактируя с мусульманскими народами данного региона, всё же сумели сохранить в чистоте свою веру.
Не отреклись от её основ гребенские казаки и после случившегося во второй половине ХVII века церковного раскола. Продолжая в строгости соблюдать и исполнять религиозные обряды своих предков, они не участвовали в политико-церковных диспутах между сторонниками Никона и раскольниками, стоя на том, что ничего не прибавляя, не убавляя исповедуют веру, доставшуюся им от дедов и отцов.
Отстаивая собственную самобытность, они продолжали креститься двумя перстами, совершали Крестный ход по солнцу (посолонь), молились по старым церковным книгам.
В действиях гребенцев не было ни антиправительственного, ни антипатриаршего подтекста, просто они продолжали молиться и служить Господу по унаследованным раннехристианским канонам, всячески стараясь держаться подальше от наводнивших Кавказ раскольников.
Дистанцируясь от последних гребенские казаки часто повторяли, что право на «старую веру и двуперстное крещение» им за доблестную службу Отечеству даровал император Пётр I.
Кстати сознавая ведущую роль гребенцев в деле защиты южных рубежей Российской империи, власти сквозь пальцы смотрели на их приверженность старообрядству, и не пытались преследовать или насильно склонять к принятию официального православия.
ЯИЦКИЕ КАЗАКИ
Куда печальнее складывалась судьба уральских казаков, которые, не желая изменять своим старообрядческим убеждениям и активно принимая в свои ряды раскольников со всей России, настроили против себя правительство страны, не раз устраивавшего на них гонения.
Отказываясь подчиняться официальной церкви, яицкие казаки бунтовали всякий раз, когда им запрещали молиться в молельных домах, призывая посещать православные храмы. К слову местные атаманы были против сооружения церквей, поскольку в рядах яицких казаков помимо разного рода староверов, таких как поповцы и беспоповцы, дырники и тимофеевцы, служили ламаисты и мусульмане.
Признавая право человека на свободный выбор веры, уральцы уважали традиции приверженцев других религий, и всегда повторяли фразу: «У них — своё, у нас — своё, а государство — то общее, поэтому и общей службе разница верований не мешает».
Чтобы как-то урегулировать ситуацию в 1800 году император учредил старообрядческое направление единоверие, при переходе в которое казаки получили право сохранять древнерусский уклад жизни, вести богослужение по дониконовским книгам и обрядам, но подчиниться Русской православной церкви.
Среди яицкого казачества единоверие вводилось насильственными методами, а тех, кто сопротивлялся молиться в храме по заветам предков, отправляли в ссылку.
Святой Сергий Радонежский (1314-1392 гг.)
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; “Радонежский” – топонимическое прозвище; 3 мая 1314 – 25 сентября 1392) – монах Московской Церкви (Константинопольская православная церковь), основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Святой; преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.
Дни памяти по Юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).
Святой Дмитрий Ростовский (1651-1709 гг.)
Днепровский казак и митрополит, причисленный к лику святых. В миру носил имя Даниила Пуптало, был родом из Макарова Киевской губернии, учился в Киевско-Могилянской Академии и после ее окончания вскоре ушел в монастырь. В сан епископа возведен из игуменов Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде Северском, а в 1701 г. с титулом митрополита назначен на кафедру в Ростове Ярославском. В иноческом чине целиком посвятил себя духовным подвигам, но, кроме того, занимался научной и литературной деятельностью. 28 октября 1709г. погребен в храме Ростово-Яковлевского монастыря. В 1752 г. случайно обнаружено, что его тело не подверглось тлению. Через пять лет после этого он был канонизирован и прославлен, как святой Православной Церкви, а его мощи открыты для поклонения.
Святой Александр Невский (1221-1263 гг.)
Александр Ярославич Невский (30 мая 1221 Переславль-Залесский – 14 ноября 1263, Городец) – князь новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1263), князь киевский (1249-1263), великий князь владимирский (1252-1263).
Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память (по Юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Шлиссельбурга в Троицкий собор 30 августа 1724 года).
Дни празднования святого Александра Невского:
23 мая (5 июня по нов. ст.) – Собор Ростово-Ярославских святых
30 августа (12 сентября по нов. ст.) – день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) – главный
14 ноября (27 ноября по нов. ст.) – день кончины в Городце (1263) – отменён
23 ноября (6 декабря по нов. ст.) – день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263)
«Жидовствующие» казаки
Часть казаков исполняла иудейские обряды в форме «субботней веры». Принимая крещение, эти люди одновременно соблюдали законы Ветхого Завета. Данное религиозное течение в казачестве соотносят с сектой «субботников», распространённой на Юге России – в Воронежской, Тульской, Саратовской, Орловской областях.
Есть свидетельство о том, что в 1871 году казаков-евреев встретил в Царицыне император Александр II – он обратил внимание, что некоторые казаки не снимают перед ним шапок. Царю объяснили, что они так поступают по предписаниям Моисеева закона.
Носители иудейской веры встречались и у запорожцев, а также у более близких к донцам мещерских казаков. Последние под конец Смутного времени были изгнаны по приказу митрополита Филарета и осели в Литве, примкнув к караимам.
Одним из центров иудаизма на Тихом Дону был Кагальницкий городок, основанный Степаном Разиным в 1610 году. Его наименование возводят к слову «кагал» (орган самоуправления еврейской общины). По состоянию на 1910 год в Кагальнике оставалось 36 открытых евреев, имелось еврейское кладбище. Как вспоминал казак из Костромы, Ефим Подоксик, писатель, Михаил Шолохов, при встрече расспрашивал его о Кагальницком городке, а также утверждал, что «пока есть противостояние между православием и иудаизмом, правды не будет».
«Самый главный, самый любимый и искренне написанный им герой, Григорий Мелехов – «похожий на турку». Между прочим, «мелех» на иврите – «царь», — отмечал Подоксик.