Монах Симеон Афонский: биография, цитаты, творчество и интересные факты


Детство Симеона

Тамбовская губерния, Лебединский уезд, село Шовское одноименной волости – именно здесь проживала глубоко верующая крестьянская семья Ивана Антонова. Кроме матери и отца, в большой и дружной семье жили пятеро сыновей и две дочери. Одним из братьев был Семен – будущий монах Симеон Афонский. Позднее, будучи уже послушником монастыря, Силуан восхищался мудростью и умом своего отца, простого малограмотного крестьянина. Его глубокая вера в Бога, скромность, дипломатичность, ровное уважение ко всем людям сыграли главную роль в становлении детских душ. Многодетная семья Антоновых относилась к беднякам. Все постоянно и тяжело работали, добывая хлеб насущный, но никогда не отказывали в помощи тем, кому было хуже. Посещение храма по выходным, обучение церковной грамоте, чтение молитвенника дома в семье отложилось в душе маленького Семена благодатным бальзамом.

Цитаты святого Силуана

Внутренняя личность христиан формирует под влиянием проповедей, литургий, чтения Святого Писания и православной литературы.

Нравоучения и указания преподобного монаха Симеона Афонского своей простотой приходятся по сердцу каждому как верующему, так и неверующему человеку.

  • Не требуется золото или особое богатство, чтобы помочь человеку в беде, для этого достаточно иметь добродушие.
  • Самым верным признаком нищеты является сребролюбие. Богат не тот, кто много имеет, и тот, кто умеет довольствоваться малым.
  • Человек, познавший любовь Творца, никогда не обидит своих родных и близких.
  • Вера является основным показателем здоровой души, человек, имеющий душевные болезни, постоянно пребывает в безысходности.

Старец сравнивал человеческую жизнедеятельность с книгой, которую можно закрыть только при последнем вздохе.


Писания Силуана Афонского

Преподобный Симеон оставил в наследие молитву для приобретения душевного равновесия.

О превосходный угодник Господний! По милости, тебе от Господа предоставленной, жалобно возносим молитву о целом мире — усопших, живых и будущих — не умолчи за нас к Богу, к тебе старательно приходящих и твоего ходатайства угодливо вымаливающих (проговариваются имена).

Подвигни, о святой, на мольбу Старательной Покровительницы семейства православного, счастливую Богоматерь Деву Марию, дивно позвавшую тебя являться преданным деятелем в Его дольном вертограде, где избранницы Божьи о проступках наших милосердна и терпелива являться Господу и упрашивать, во чтобы не помянута ложь и бесправия наши, однако по неизреченной добросердечности Всевышнего нашего Иисуса Христа проявить щедрость и уберечь нас по огромной Его благосклонности.

Ей, угодник Господний, с Счастливой Правительницей земли — Святейший Игумениею Афона и безгрешными отшельниками Его дольнего жребия попросить у непорочных святейшего Слова, блаженной возвышенности Афонской и боголюбивым обитателям его от всех трагедий и наговоров неприятельских в обществе уберечь.

Да Посланниками безгрешными от злобы освобождать и Духом Непорочным в вероисповедание и братолюбие усиливать, до завершения столетия о Единой, Непорочный, Соборной и Апостольстей Храма мольбы создают и всем правильную дорогу показывают, да Храм Земной и Небесный постоянно славословит Создателя и Отца Мира, учащие и озаряющие свет в нескончаемой истине и добросердечности Господней.

Жителями мира всего спроси благополучную и спокойную жизнь, дух покорности и братолюбия, нравственности и защиты, дух боязни Божия. Да не злость и бесправие сердят души человеческие, способные уничтожить влюбленность Божию в людях и свергнуть их в грешную неприязнь и убийство, однако в силе Священной влюбленности и истины, как на небесах и на нашей планете да святится имя Божие, да станет желание Его непорочное в людях, и да водворится мир и Царствие Божие на планеты.

Так же и дольному Отечеству твоему — почвы Русской вымолить, угодник Господний, желанный мир и небесное покровительство, в еже сильный омофором Родительницы Божия защищающая, освободиться ему от голода, разрушений, труса, пламени, клинка, вторжения людей с другого племени и междоусобной ругани и от всех противников явных и незримых, и так святейшим жильем Счастливая Богоматерь до скончания столетия ему пребывать, Креста Животворящего мощью, и в влюбленности Божией обильно самоутвердиться.

Нам ведь всем, в мглу проступков окунаться и раскаяния тепла, ниже боязни Божия не богатым и так безгранично обожающего нас Всевышнего беспрерывно оскорбляющим, вымоли, о блаженние, у Великодушного Господа нашего, да Своею Всемогущею благодать священно побывает и оживотворит дави наши, и любую злость и гордыню будничную, угнетенность и небрежность в сердцах наших да уничтожит.

Ещё возносимся, о чтобы и нам, счастье Непорочного Духа усилить и симпатией Божию греть, в любви и братолюбии, примирении друг за друга и за всех, в истине Божией самоутвердиться и в благоприятной влюбленности Божией благопристойно закрепиться, и сынолюбие Тому подступиться. Да так, создающие Его непорочную свободу, в любой праведности и опрятности скоротечной житейской дороги без стыда минуем и со всеми безгрешными Небесного Царствия и Его Агнчаго союза заслужим. Ему ведь от всех дольных и небесных да будет известность, почтение и обожание, со Безначальным Его Родителем, Пресвятым и Добрым и Животворящим Его Духом, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь.

Важно! Каждый человек, особенно священнослужитель или монах, не должны ни на мгновение оставлять мысль о том, что все люди смертны, и в конце жизни придется дать ответ.
Раздумывая над этим фактом, человеку будет легко приобрести такие качества характера, как:

  • покаяние;
  • смирение;
  • чистоту души и сердца;
  • верность Богу;
  • добродетели.

Пребывая в постоянном осознании своей смертности, размышляя о последнем дне жизни, о котором не дано преждевременно знать никому, христиане с легкостью смогут миновать искушения и множество злых дел, получить освобождение от зависимостей и преткновений.

Жизнь монаха порой может сделать крутой поворот, когда служение людям и даже родителям может отойти на второй план, если того потребует Господь.

Православные христиане, особенно священнослужители и монахи должны каждый день проживать, как последний, помогая людям с искренней душой, как будто это последнее служение на земле, тогда Бог покроет их Своим уединением и общением.


Молитвы к Силуану Афонскому помогают приобрести душевное равновесие

Небрежность в служении, постоянная надежда на завтрашний день все исправить приведет к осуждению окружающего мира и небрежности в служении. Такие служителя легко впадают в искушения, монахи через привязанность к женщинам уходят из монастырей с желанием обрести семью, но взамен счастья приходят болезни и смерть, ибо Бог ревнитель (Исход 34:14).

Мысль о смерти не должна покидать умы монахов. Она будет контролировать не только поступки, слова, но и мысли священнослужителя, спасая от искушений злачных мест.

Забывая о смерти, монахи позволяют себе излишества, начиная со сна, еды, напитков. Это является частой причиной их внезапной смерти.

Внутренняя борьба

Симеон Афонский стал тем, кем он был по стечению многих обстоятельств. Авторитет мудрого отца, религиозное окружение в семье, уроки богословия сыграли, конечно, немаловажную роль в становлении мировоззрения Семена Антонова, но в этих обстоятельствах жили многие в те времена, взять хотя бы остальных детей Антоновых. Все они выросли достойными и честными людьми, но лишь один из них награжден был Богом особенным внутренним миром, способностью анализировать, глубоко мыслить и формировать свои устойчивые взгляды. Один из случаев детства особенно характеризует впечатлительность детской души Семена. Четырехлетний мальчик стал свидетелем разговора отца с одним из случайных путников, который высказывал свое сомнение в существовании Бога. Речи его так поразили ребенка, что он решил во что бы то ни стало пойти искать Бога, и доказать, что он существует. Об особенном мире мальчика Семена Антонова говорит тот факт, что мысль эта продержалась в нем до зрелого юношеского возраста, пока не услышал он рассказов о святых затворниках и божественных чудесах. Зачем идти искать божественное, если оно рядом с нами? Если есть святые люди, значит, Бог в каждом. Наступившее просветление настолько укрепило веру, озарило ум, изменило отношение ко всему окружающему миру, что Семен принял решение посвятить себя духовному служению и стал просить отца отпустить его в послушники Киево-Печерской лавры.

Мирские заботы

Мудрость отца проявилась и в этом случае, многое повидавший на своем веку, он понимал, что к монашеству нужно идти с жизненным опытом, иначе не понять человеческих мытарств и страданий. Отец настоял на том, чтобы о служении Богу Семен подумал после прохождения военной службы. Молодость и горячая кровь дали знать о себе, а может, сам Господь послал несмышленому юнцу испытание соблазном. Наделенный крепким здоровьем, богатырской силой, красотой и веселым нравом, парень пустился во все тяжкие. Семье удалось выбраться из нищеты, и бравый молодец напропалую гулял с девушками, распивал хмельную и дрался с обидчиками. Одна из таких драк чуть не закончилась серьезными увечьями противника, так как силачом Семен был знатным. Кто знает, чем бы закончил жизнь Симеон Афонский, если бы Господь снова не напомнил ему о себе.

Просветление

Свои мысли в минуты высокого просветления, метания страждущей души и путь к покаянию будут позднее описаны в цикле книг «Птицы небесные». Симеон Афонский вернул свои благие помышления в одну ночь, после вещего сновидения, в котором его посетила Богородица, и показала его грехи в виде заползшей в рот змеи. Этот страшный сон подействовал на Семена настолько отрезвляюще, что позабытое в бурной разудалой жизни монашество стало вновь основным стремлением и целью. Отцовский наказ о воинской службе парень все же выполнил. Но гвардеец саперного батальона Петербургской лейб-гвардии Семен Антонов был уже совсем не тем гульвесой с гармоникой на плече. Сослуживцы с первых же дней отзывались о нем, как о мудром спокойном человеке, хорошем товарище, и поверяли ему свои тайны и горести. Мысли о духовном не покидали Семена ни на час. Добросовестно отслужив положенное время, просветленный человек вернулся в родительский дом, проведал всех родственников, собрал нехитрые пожитки и отправился на святую гору Афон.

Юношеские годы и молодость

Взрослея, он только укреплялся в вере. Все шло к тому, что Симеон все больше отдалялся от мира и возрастал в желании быть ближе к Творцу. Это хорошо отражено в его цитатах и других писаниях.

В конце концов Симеон определился — он решился стать монахом. Обителью, в которой он хотел подвизаться, была Киево-Печерская Лавра.

Но все пошло не по плану. Отец юноши, понимая, что молодому человеку необходимо сперва набраться опыта, запретил ему постриг, посоветовав сперва пройти воинскую службу. Симеон подчинился воле отца.

Мирская греховная жизнь

Юное неустойчивое сознание и искушения дали о себе знать. После отказа отца он предался интенсивным гуляниям и пьянству. Проводил время с девушками и друзьями, часто попадая в разные передряги.

Однажды одна из его драк чуть не закончилась фатальным исходом. Будучи сильным, здоровым человеком, Симеон чуть не убил своего противника.

Но Господь решил помочь молодому человеку. Во сне Симеон увидел, как в него проникает отвратительный змей. Проснувшись, он услышал голос Богородицы, которая разъяснила, что его греховная жизнь так же противна Ей, как и ему было противно это сновидение.

Воинская служба

Проходя воинскую службу в Санкт-Петербурге в саперном батальоне, будущий монах все больше утверждался в своем желании иноческой жизни. Однажды он хотел посетить Иоанна Кронштадского, но, не застав его, оставил записку, в которой просил молитв.

Накопленные деньги Симеон систематически присылал на нужды Афонских монахов. Сослуживцы даже шутили над ним, что он «умом на Святой Горе».

Монашеский постриг

В 1892 году, вернувшись из армии, молодой человек попрощался с родными и начал свой долгожданный путь на Святую Гору Афон.

На Афоне он поступил в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Физическая работа, которую он там выполнял, давалась довольно легко. Сложнее было перебороть искушения. Бывали даже моменты отчаяния, когда он хотел покинуть Святую Гору, но Богоматерь и воспоминания о чудесном Ее призыве укрепляли юношу.

В 1896 году Симеон принимает монашеский постриг с именем Силуан. А в 1911 г. возводится в схиму (степень монашества, отличающаяся особо строгим уставом). Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой.

Дальнейшая жизнь Силуана наполнена борьбой с самим собой, со своими страстями и грехами. Он жил призывом Христа, обращенным к нему.

Держи ум твой во аде и не отчаивайся.

Держать ум во аде означает постоянно размышлять о своих грехах. Такой способ аскезы помогает человеку постоянно пребывать в состоянии смирения и покаяния. Но он далеко не всем подходит, Силуан не разрешал своим ученикам практиковать это.

В это же время Силуан начинает свою писательскую деятельность, поначалу в виде записей, которые он хранил у себя, а потом в виде обращений. Затем у него появляется ученик — Софроний, который впоследствии ознакомил христианский мир с творениями и писаниями святого.

Монастырская жизнь

Новоиспеченный Симеон Афонский прибыл на Святую гору, в Русский монастырь Святого великомученика Пантелеимона осенью 1892 года. По правилам монастырской жизни, послушник должен был в полном покое вспомнить все свои грехи, изложить их в покаянии, и молитвами просить о прощении Божьем. В ту пору монастырь переживал пору своего расцвета. Послушники трудились не покладая рук. Не отставал от них и спокойный, трудолюбивый Симеон. Началась его монастырская жизнь с тяжелого труда на мельнице, позже он стал экономом, потом много времени заведовал мастерскими, в преклонных годах – торговой лавкой. В 1911 году монах Симеон Афонский был пострижен в схиму и прожил в ней 48 лет. Жизнь схимонаха закончилась здесь же, на Афоне 24 сентября 1938 года. Спустя 50 лет после его кончины решением Священного синода Константинопольской Православной Церкви блаженный старец был причислен к лику святых.

Преподобный Силуан Афонский

Пре­по­доб­ный Силу­ан Афон­ский (мир­ское имя ‒ Симе­он) родил­ся в 1866 году в Там­бов­ской губер­нии Лебе­дин­ско­го уез­да Шов­ской воло­сти в селе Шов­ском в бла­го­че­сти­вой семье кре­стья­ни­на Иоан­на Антонова.

Роди­те­ли его были тру­до­лю­би­вы­ми, крот­ки­ми и от при­ро­ды муд­ры­ми, хотя и негра­мот­ны­ми. Боль­шая и друж­ная семья, вспо­ми­нал впо­след­ствии ста­рец, жила бед­но, одна­ко нуж­да­ю­щим­ся в помо­щи нико­гда не отка­зы­ва­ла, порой делясь с ними послед­ним. Осо­бен­но радуш­но в семье при­ни­ма­ли стран­ни­ков. Отец бесе­до­вал с ними о Боге и хри­сти­ан­ской жиз­ни, и эти бесе­ды про­из­во­ди­ли силь­ное впе­чат­ле­ние на вос­при­им­чи­вую душу отрока.

С дет­ства Симе­он тру­дил­ся вме­сте со стар­ши­ми, в меру сил помо­гая отцу в поле и бра­тьям на стро­и­тель­ных рабо­тах в поме­щи­чьем име­нии. По этой при­чине, види­мо, он вынуж­ден был оста­вить сель­скую шко­лу, про­учив­шись в ней толь­ко две зимы. Но стрем­ле­нии к зна­ни­ям (кото­рое харак­те­ри­зо­ва­ло его отца, «томив­ше­го­ся сво­ею тем­но­тою») было при­су­ще пре­по­доб­но­му всегда.

Жизнь набож­ной семьи Анто­но­вых нераз­рыв­но свя­за­на с хра­мом, посе­ще­ние кото­ро­го при­ви­ва­ло Симео­ну с мла­ден­че­ства чув­ство бла­го­го­ве­ния перед сло­вом Божи­им, вос­пи­ты­ва­ло его в духе хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния и дру­гих доб­ро­де­те­лей. В хра­ме он пости­гал цер­ков­ную гра­мо­ту, учил­ся сосре­до­то­чен­ной молит­ве, вни­мал чте­нию «Житий свя­тых». Спу­стя несколь­ко лет юно­ша, воз­лю­бив Гос­по­да всей душой, поже­лал уда­лить­ся в мона­стырь и при­нять постриг в Печер­ской Лав­ре. Его стрем­ле­ние, одна­ко, не встре­ти­ло под­держ­ку отца, кото­рый насто­ял на том, что­бы сын сна­ча­ла посту­пил на воин­скую служ­бу и лишь после ее про­хож­де­ния решил, кем ему быть.

Пови­ну­ясь роди­тель­ско­му сло­ву, Симе­он вер­нул­ся к сво­ей обыч­ной жиз­ни. Было ему в ту пору девят­на­дцать лет. Бла­го­че­сти­вое наме­ре­ние вско­ре оста­ви­ло его, и он, подоб­но мно­гим сво­им сверст­ни­кам, под­дал­ся соблаз­нам мира. Моло­дой, кра­си­вый, силь­ный, а к тому вре­ме­ни уже и зажи­точ­ный, он насла­ждал­ся жиз­нью и в шум­ной суе­те мира начал было забы­вать пер­вый зов Божий к ино­че­ско­му служению.

Но Гос­подь убе­рег его от погру­же­ния в гре­хов­ную пучи­ну, вновь при­звав уйти от мир­ской суе­ты и всту­пить на путь мона­ше­ства. Про­изо­шло это, по сви­де­тель­ству стар­ца, при сле­ду­ю­щих обсто­я­тель­ствах: одна­жды, вер­нув­шись домой с гуля­нья, он задре­мал и в тон­ком сне, гля­дя на себя как бы со сто­ро­ны, уви­дел, как в него про­ни­ка­ет «злосмрад­ный змий». Почув­ство­вав отвра­ще­ние, он проснул­ся и в момент про­буж­де­ния услы­шал про­из­не­сен­ные Самой Пре­свя­той Бого­ро­ди­цей сло­ва: «Ты про­гло­тил змия во сне и тебе про­тив­но; так и Мне нехо­ро­шо смот­реть на то, что ты делаешь».

Осо­знав свои гре­хи, юно­ша горя­чо рас­ка­ял­ся в них перед Гос­по­дом и воз­бла­го­да­рил Божью Матерь за явлен­ную к нему доб­ро­ту. Это собы­тие име­ло реша­ю­щее зна­че­ние для выбо­ра даль­ней­ше­го пути. К нему вновь вер­ну­лось жела­ние посвя­тить свою жизнь Богу.

Воин­скую служ­бу Симе­он про­хо­дил в Санкт-Петер­бур­ге. Был он вои­ном испол­ни­тель­ным, в пове­де­нии при­мер­ным, в отно­ше­ни­ях с това­ри­ща­ми по служ­бе вер­ным, за что его люби­ли сослу­жив­цы. В армии с осо­бой силой про­явил­ся дар его муд­ро­го сове­та, сле­дуя кото­ро­му, мно­гие обре­ли душев­ный покои и бла­го­по­лу­чие. Уйдя на служ­бу с живой верой и глу­бо­ким пока­ян­ным чув­ством, Симе­он нико­гда не забы­вал о Боге. К тому вре­ме­ни чудес­ным обра­зом опре­де­ли­лось и место его буду­щих мона­ше­ских подви­гов ‒ Свя­тая Гора Афон, куда он был «от мра­ка гре­хов­но­го к све­ту Исти­ны Хри­сто­вой Самой Пре­чи­стой при­зван». Он часто думал об ино­че­ской жиз­ни и, желая хоть как-то помочь насель­ни­кам мона­сты­ря, несколь­ко раз посы­лал на Афон накоп­лен­ные день­ги. О внут­рен­нем состо­я­нии пре­по­доб­но­го в тот пери­од крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ют сло­ва его сослу­жив­цев: «А он умом на Афоне и на Страш­ном Суде».

Неза­дол­го до окон­ча­ния воин­ской служ­бы Симе­он реша­ет испро­сить молитв и бла­го­сло­ве­ния отца Иоан­на Крон­штадт­ско­го ‒ свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на. Не застав его, он остав­ля­ет запис­ку со сло­ва­ми «Батюш­ка, хочу пой­ти в мона­хи; помо­ли­тесь, что­бы мир меня не задер­жал». В казар­ме он уже на сле­ду­ю­щий день почув­ство­вал вокруг себя «адское пла­мя», кото­рое «гуде­ло» с тех пор не пере­ста­вая повсю­ду, где бы он ни находился.

Мно­го лет спу­стя в запис­ках пре­по­доб­но­го про­чтут: «О вели­кий отец Иоанн, молит­вен­ник наш! Бла­го­да­рю я Бога, что видел тебя, бла­го­да­рю и тебя пас­тырь доб­рый и свя­той, ибо ради тво­их молитв я рас­стал­ся с миром и при­шел на Гору Афон­скую, где уви­дел вели­кую милость от Бога».

Все­го одну неде­лю Симе­он про­был дома. Собрав подар­ки для мона­сты­ря и необ­хо­ди­мое в доро­гу, он попро­щал­ся со все­ми и отпра­вил­ся на Афон. Осе­нью 1892 года пре­по­доб­ный при­был на Свя­тую Гору и был при­нят послуш­ни­ком в Рус­ский Пан­те­лей­мо­нов мона­стырь в пору рас­цве­та этой обители.

Жизнь стар­ца в мона­сты­ре была про­ста, доступ­на и внешне ничем не при­ме­ча­тель­на: сна­ча­ла его послу­ша­ни­ем была тяже­лая рабо­та на мель­ни­це, на сме­ну кото­рой при­шел хло­пот­ли­вый труд эко­но­ма, заве­до­ва­ние мастер­ски­ми, про­до­воль­ствен­ным скла­дом, а на склоне лет ‒ тор­го­вой лавкой.

Прой­дя путь началь­ных ино­че­ских испы­та­ний, он в 1896 году был постри­жен в ман­тию с име­нем Силу­ан, а в 1911 году ‒ в схи­му с остав­ле­ни­ем преж­не­го имени.

Сво­их уче­ни­ков пре­по­доб­ный не имел и в послу­ша­нии у како­го-либо опре­де­лен­но­го стар­ца не нахо­дил­ся. «Труд­но жить без стар­ца, ‒ гово­рил он впо­след­ствии. ‒ Неопыт­ная душа не разу­ме­ет воли Божи­ей, и мно­го скор­бей пере­не­сет она преж­де, чем научит­ся сми­ре­нию». Сам он, подоб­но боль­шин­ству мона­хов, вос­пи­ты­вал­ся в атмо­сфе­ре общей для ино­ков Афо­на духов­ной тра­ди­ции про­во­дя, как того тре­бо­вал мно­го­ве­ко­вой уклад жиз­ни в оби­те­ли, дни в непре­стан­ной Иису­со­вой молит­ве, дли­тель­ных бого­слу­же­ни­ях в хра­ме, постах и бде­ни­ях, частой испо­ве­ди и При­ча­ще­нии Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, чте­нии духов­ных книг и труде.

С пер­во­го и до послед­не­го дня пре­по­доб­ный явил собой образ совер­шен­но­го послу­ша­ния; для него игу­мен, духов­ник и про­сто стар­ший брат ‒ доб­рые настав­ни­ки. Если мона­хи и миряне, счи­тал он, будут слу­шать духов­ни­ков и пас­ты­рей сво­их без их осуж­де­ния, без воз­ра­же­ния и без внут­рен­не­го сопро­тив­ле­ния, то и они сами не лишат­ся спа­се­ния, и во всей Церк­ви будет пол­но­та жизни.

Про­жив сорок шесть лет в оби­те­ли с обще­жи­тель­ным уста­вом, подвиж­ник нико­гда не стре­мил­ся к ухо­ду в затвор или к уда­ле­нию в пустынь, счи­тая, что без бла­го­во­ле­ния Божия они сами по себе явля­ют­ся лишь вспо­мо­га­тель­ны­ми сред­ства­ми, а не целью хри­сти­ан­ской жиз­ни. В то же вре­мя он был далек и от мир­ских инте­ре­сов. А посто­ян­но нахо­дясь сре­ди людей, ста­рец хра­нил ум и серд­це от посто­рон­них помыс­лов, очи­щал их от стра­стей для молит­вен­но­го пред­сто­я­ния Богу, утвер­ждая, что это самый корот­кий путь ко спа­се­нию. Он не искал муче­ни­че­ства, но всей сво­ей жиз­нью повто­рил аске­ти­че­ский опыт отцов Церк­ви ‒ извест­ных подвиж­ни­ков бла­го­че­стия. Каким был этот путь для преподобного?

По афон­ско­му обы­чаю, ново­на­чаль­но­го послуш­ни­ка вво­ди­ли в жизнь мона­сты­ря испо­ве­дью. Испы­тав в Таин­стве Пока­я­ния радость очи­ще­ния и осво­бож­де­ния от тяго­тив­ших его гре­хов, Симе­он, одна­ко, сра­зу же под­верг­ся напа­де­нию помыс­лов о воз­вра­ще­нии в мир и женить­бе. Созна­ние того, что он сно­ва опе­ча­лил Божию Матерь, потряс­ло послуш­ни­ка, откры­ло ему, что, и здесь, на Свя­той Горе, как каза­лось, в при­ста­ни спа­се­ния, воз­мож­ны иску­ше­ния и даже поги­бель. Отрезв­лен­ный сво­им духов­ным паде­ни­ем, он стал мно­го и усерд­но молить­ся, при­бе­гая пре­иму­ще­ствен­но к Иису­со­вой молит­ве, кото­рая вско­ре вошла в его саде и ста­ла сама совер­шать­ся в нем непре­стан­но. Этот дар был полу­чен пре­по­доб­ным от Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы по сокру­шен­ной молит­ве перед Ее обра­зом и явил­ся проч­ной осно­вой его духов­ной жизни.

Послуш­ник Симе­он про­дол­жал подвиг бде­ния, поста и сер­деч­ной молит­вы, но не поки­да­ла его и духов­ная борь­ба с новы­ми иску­ше­ни­я­ми ‒ тще­сла­ви­ем и гор­до­стью. Они, не давая душе воз­мож­но­сти «всту­пить на путь веры», то воз­но­си­ли Симео­на «на Небо», вызы­вая в нем чув­ство яко­бы соб­ствен­ной непо­гре­ши­мо­сти «Ты теперь свя­той», то низ­вер­га­ли долу, каза­лось, уже в веч­ную гибель, гово­ря ему: «Ты не спа­сешь­ся». Диа­воль­ские напа­де­ния все воз­рас­та­ли, при­вно­ся чув­ство бого­остав­лен­но­сти, дово­дя Симео­на до отча­я­ния. И когда он посчи­тал, что «Бога умо­лить воз­мож­но». Гос­подь непо­сти­жи­мо явил­ся послуш­ни­ку во вре­мя вечер­ни в хра­ме про­ро­ка Божия Илии и духом ввел его в Небес­ную оби­тель. В тот момент, по сви­де­тель­ству стар­ца, он всем сво­им суще­ством почув­ство­вал, как бла­го­дать «муче­ни­че­ства» напол­ни­ла его и он познал Гос­по­да Духом Свя­тым. С тех пор все про­ис­хо­дя­щее в мире он рас­смат­ри­вал лишь в соот­но­ше­нии с опы­том души, познав­шей сво­е­го Твор­ца. «Иное дело веро­вать в Бога, ‒ гово­рил он, ‒ и иное знать Бога».

Явле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста при­нес­ло послуш­ни­ку радость Пас­хи, Вос­кре­се­ния, ощу­ще­ние пере­хо­да от мра­ка духов­ной смер­ти к неизъ­яс­ни­мо­му све­ту жиз­ни. Одна­жды познав Духом Свя­тым Боже­ствен­ную любовь, он начи­на­ет несрав­нен­но глуб­же и ост­рее пере­жи­вать поте­рю бла­го­да­ти: «Кто поте­рял ее, тот неуто­ми­мо день и ночь ищет ее и вле­чет­ся к ней. Она теря­ет­ся нами за гор­дость и тще­сла­вие, за непри­язнь к бра­ту, за осуж­де­ние бра­та, за зависть, она остав­ля­ет нас за блуд­ную мысль, за при­стра­стие к зем­ным вещам, за все сие ухо­дит бла­го­дать, и опу­сто­шен­ная и уны­лая душа ску­ча­ет тогда о Боге, как ску­чал отец наш Адам по изгна­нии из рая».

Ста­рец Силу­ан часто вспо­ми­на­ет ино­че­ское слу­же­ние пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, чудо­твор­ца, душа кото­ро­го, познав Гос­по­да, неудер­жи­мо стре­ми­лась к новым подви­гам ради стя­жа­ния бла­го­да­ти. «Познав­шая Бога душа, ‒ запи­шет пре­по­доб­ный Силу­ан позд­нее, ‒ ничем не может удо­вле­тво­рить­ся на зем­ле, но все стре­мит­ся ко Гос­по­ду и кри­чит, как малое дитя, поте­ряв­шее мать: ску­ча­ет душа моя по Тебе и слез­но ищу Тебя».

Как обре­та­ет­ся и удер­жи­ва­ет­ся бла­го­дать, поче­му и за что остав­ля­ет она душу веру­ю­ще­го чело­ве­ка, ‒ эти вопро­сы ста­но­вят­ся важ­ней­ши­ми в жиз­ни подвижника.

Посто­ян­но пре­бы­вая в подви­ге, он воз­дер­жи­вал­ся во всем и от все­го, что мог­ло бы мешать стя­жа­нию бла­го­да­ти: спал мало, урыв­ка­ми, до двух часов в сут­ки, сидя на табу­ре­те, не делал послаб­ле­ний в посте и огра­ни­чи­вал себя в еде, сове­туя обра­щав­шим­ся к нему «кушать столь­ко, что­бы после при­ня­тия пищи хоте­лось молить­ся»; отсе­кал свою волю, счи­тая, что это при­но­сит «поль­зу боль­шую» для души. Она тос­ку­ет, молит­ся, пла­чет, пре­бы­вая в борь­бе, что­бы удер­жать бла­го­дать, но Боже­ствен­ный свет, если и воз­вра­ща­ет­ся, то нена­дол­го, а затем, как преж­де, сно­ва остав­ля­ет послуш­ни­ка. «За то стра­да­ем мы, ‒ пояс­нял ста­рец, ‒ что не име­ем сми­ре­ния. В сми­рен­ной душе живет Дух Свя­той, и Он дает душе сво­бо­ду, мир, любовь, бла­жен­ство». Стя­жать сми­рен­ный дух «это вели­кая нау­ка, кото­рую ско­ро не одолеешь».

Про­шло 15 лет со дня явле­ния пре­по­доб­но­му Гос­по­да. Его ум вновь омра­ча­ет­ся диа­воль­ски­ми напа­де­ни­я­ми и поте­рей мира души. Со вре­ме­нем эти стра­да­ния уси­ли­ва­ют­ся мучи­тель­ны­ми боре­ни­я­ми с беса­ми, по ночам отры­вав­ши­ми его от непре­стан­ной внут­рен­ней молит­вы. О том, какую душев­ную боль ему при­шлось пре­тер­петь при этом, подвиж­ник гово­рил так впо­след­ствии: «Если бы Гос­подь не дал мне вна­ча­ле познать, как мно­го Он любит чело­ве­ка, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».

В одну из таких ночей, когда, несмот­ря на все ста­ра­ния, молит­ва не при­хо­ди­ла к пре­по­доб­но­му, он с сокру­ше­ни­ем в серд­це воз­звал: «Гос­по­ди. Ты видишь, что я хочу молить­ся Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что дол­жен я делать, что­бы они не меша­ли мне?» «Гор­дые все­гда так стра­да­ют от бесов», ‒ был ему ответ. «Гос­по­ди, научи меня, что дол­жен я делать, что­бы сми­ри­лась моя душа?» И сно­ва в серд­це про­зву­чал отве­та Бога: «Дер­жи ум твой во аде и не отча­и­вай­ся». По сло­вам стар­ца. Гос­подь пожа­лел его и Сам научил, каким обра­зом душа долж­на сми­рять­ся и ста­но­вить­ся непри­ступ­ной для вра­гов: при при­бли­же­нии гре­хов­ных помыс­лов она при­зна­ет себя достой­ной веч­ной муки и нис­хо­дит во ад, что­бы силою адско­го пла­ме­ни выжечь в себе дей­ствие вся­кой стра­сти и с чистой молит­вой обра­тить­ся к Гос­по­ду, упо­вая на спа­си­тель­ное дей­ствие люб­ви Хри­сто­вой и тем самым избе­гая отча­я­ния. «И этим, ‒ гово­рил пре­по­доб­ный, ‒ побеж­да­ют­ся вра­ги, а когда я умом выхо­жу из огня, то помыс­лы сно­ва при­об­ре­та­ют силу». Эта спо­соб­ность воз­об­нов­лять в себе под­лин­ное пере­жи­ва­ние адских стра­да­ний ради очи­ще­ния души от стра­стей с тех пор не поки­да­ла его».

Даро­ван­ное Гос­по­дом откро­ве­ние яви­лось для мона­ха Силу­а­на не толь­ко чрез­вы­чай­но важ­ным прак­ти­че­ским ука­за­ни­ем, но и поло­жи­ло нача­ло ново­му эта­пу в его духов­ной жиз­ни. Посте­пен­но в молит­ве подвиж­ни­ка начи­на­ет пре­об­ла­дать скорбь о мире, не веда­ю­щем Бога. Как объ­яс­нял ста­рец, люди забы­ли Гос­по­да, сотво­рив­ше­го их, и ищут сво­ей сво­бо­ды, не пони­мая, что вне истин­но­го Источ­ни­ка жиз­ни ее нет и быть не может. Сво­бо­да толь­ко в Гос­по­де, Кото­рый по мило­сти Сво­ей дает при­бе­га­ю­щим к Нему бла­го­дать Свя­то­го Духа. В Нем, Свя­том Духе, в Его позна­нии содер­жит­ся осво­бож­де­ние от раб­ства гре­ха и стра­ха смерти.

Он учит люб­ви Важ­ней и дает душе силу жалеть даже иду­щих гре­хов­ным путем. «Где нет люб­ви к вра­гам и греш­ни­кам, там нет Духа Гос­под­ня». (Речь идет о вра­гах веры Хри­сто­вой. Сам ста­рец делил людей не на вра­гов и дру­зей, а на познав­ших Бога и не познав­ших Его.)

Под­лин­но по-хри­сти­ан­ски спа­сти ближ­не­го мож­но толь­ко любо­вью. В люб­ви ко всем людям пре­по­доб­ный видел упо­доб­ле­ние Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, кото­рый «руки рас­про­стер на Кре­сте», что­бы всех собрать. Любовь Хри­сто­ва не может пре­тер­петь ничьей гибе­ли и в сво­ей забо­те о спа­се­нии всех объ­ем­лет не толь­ко мир ныне живу­щих на зем­ле, но и уже умер­ших и сошед­ших в самый ад. И если лику­ет и раду­ет­ся душа при спа­се­нии людей, то столь же силь­но пла­нет и молит­ся она, видя обрат­ное ‒ их гибель.

«Молить­ся за людей ‒ это кровь про­ли­вать», ‒ гово­рил пре­по­доб­ный. И он жил стра­да­ни­я­ми все­го мира, забы­вая само­го себя, и не было кон­ца его молит­ве, при­зы­вав­шей все наро­ды Зем­ли познать Гос­по­да Духом Свя­тым. По глу­бо­ко­му убеж­де­нию стар­ца, если бы это совер­ши­лось и люди, оста­вив свои увле­че­ния, всей душой устре­ми­лись бы к Богу, то изме­ни­лось бы лицо Зем­ли и судь­бы всех людей и весь мир пре­об­ра­зи­лись бы «в один час».

Вся жизнь его была сер­деч­ной молит­вой «до вели­ких слез», исклю­чи­тель­но высо­ким подви­гом люб­ви к Гос­по­ду. «Мир сто­ит молит­вою, ‒ утвер­ждал пре­по­доб­ный, ‒ а когда ослаб­нет молит­ва, тогда мир погиб­нет». В этой молит­вен­ной устрем­лен­но­сти он достиг тако­го внут­рен­не­го состо­я­ния, при кото­ром про­ви­дел про­ис­хо­дя­щее и про­зре­вал буду­щее чело­ве­ка, откры­вая глу­бо­кие тай­ны его души и при­зы­вая всех всту­пить на путь спа­си­тель­но­го пока­я­ния. Непре­стан­ная молит­ва не остав­ля­ла подвиж­ни­ка до послед­не­го часа его зем­ных странствий.

11/24 сен­тяб­ря 1938 года ста­рец схи­мо­нах Силу­ан мир­но скон­чал­ся. Он явил сво­ей подвиж­ни­че­ской жиз­нью при­мер кро­то­сти, сми­ре­ния и люб­ви к ближним.

Спу­стя пять­де­сят лет, в год празд­но­ва­ния 1000-летия Кре­ще­ния Руси, Свя­щен­ный Синод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил бла­жен­но­го стар­ца к лику святых.

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Алек­сия II имя пре­по­доб­но­го Силу­а­на Афон­ско­го вне­се­но в меся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под 11/24 сен­тяб­ря. Одна­ко задол­го до офи­ци­аль­ной кано­ни­за­ции для покло­не­ния чест­ной гла­ве пре­по­доб­но­го, поко­я­щей­ся в Покров­ском хра­ме свя­то­гор­ской Пан­те­ле­и­мо­но­вой оби­те­ли, при­ез­жа­ло нема­ло палом­ни­ков с верой в его молит­вен­ное пред­ста­тель­ство перед Господом.

Вра­чу­ют души веру­ю­щих и писа­ния подвиж­ни­ка о сущ­но­сти хри­сти­ан­ской жиз­ни и мона­ше­ско­го дела­ния, пере­ве­ден­ные на мно­гие язы­ки и полу­чив­шие боль­шую извест­ность за глу­бо­кую духов­ность и муд­рость содер­жа­ще­го­ся в них сло­ва. Его сло­во ‒ про­стое и доб­рое, но что­бы сле­до­вать ему, необ­хо­ди­мо всту­пить на путь само­от­ре­че­ния и все­це­ло­го послу­ша­ния воле Божи­ей, каким про­шел и сам свя­той ста­рец. Будучи нашим совре­мен­ни­ком, сыном Рос­сий­ской зем­ли и Церк­ви Рус­ской, он сви­де­тель­ство­вал о спа­си­тель­но­сти еван­гель­ской исти­ны, пре­по­дан­ной всем нам Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, о высо­ком зна­че­нии уче­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви, под­твер­ждая тем самым, что в мире пре­хо­дя­щих цен­но­стей неиз­мен­ны­ми и под­лин­но цен­ны­ми для всех вре­мен явля­ют­ся лишь нрав­ствен­ные, духов­ные осно­ва­ния жиз­ни человека.

(Из кни­ги: Ака­фи­сты, молит­вы и тро­па­ри по меся­цам и дням с при­ло­же­ни­ем крат­ко­го опи­са­ния житий свя­тых: Тер­но­поль, 2004).

***

***

Спасение души

Послушник Симеон кротко исполнял все уставные предписания монашеской жизни, строго соблюдал пост, искренне предавался молитвам и покаянию. Но путь его к очищению был тернистым и сложным. Мятежную душу то и дело посещали дьявольские силы, появлялись помыслы о возвращении в мирскую жизнь. Иногда нападения бесов терзали душу и доводили монаха до исступления. Борьбу с ними он вел твердостью веры и молитвами. Его обращения к Богу занимали порой почти весь день и ночь, он спал по нескольку часов. И просветление наступило, за истинное обращение к вере особый дар от Бога получил Симеон Афонский. Восхождение к небу для него началось с явления Христа, он получил путь к открытию света, способность своей молитвой благословлять души человеческие.

Симеон Афонский: книги

Симеону Афонскому, одному из немногих, удалось постичь тайну бытия, преодолеть гордыню и познать радость через смирение. Свои знания великий человек не скрывал за монастырскими стенами, он делился с каждым своей мудростью, советами жизни посредничеством книг. Симеон не имел особенных учеников, ими становятся все читатели. Не все сразу понимают глубинно мыслей, которые старается донести к читателю Святой отец. Книги Симеона Афонского нужно читать медленно и вдумчиво, возвращаясь к прочитанному еще и еще раз, задумываясь над каждой фразой.

Условия монашества преподобного Симеона

Не имея учеников, преподобный Симеон оставил наставления монахам по борьбе со страстями в своих книгах, расписав буквально по пунктам обязательные условия для достижения монашеского мастерства.

  1. Первоочередным законом для монахов, по рекомендации святого старца, является исповедь, земные поклоны с чтением Иисусовой молитвы.
  2. Большое внимание о. Симеон Афонский уделял сердечному вниманию, его спокойствию, умению в миру удерживать свои слова, дела и мысли. Жестокость, упрямство, по словам преподобного, живут в мертвом сердце, живое сердце наполнено добротой, смирением и спокойствием. Это является лакмусовой бумажкой для проверки святости монахов.
  3. Только постоянное пребывание в молитве поможет преодолеть и победить все помыслы и искушения.
  4. В борьбе с атаками дьявола помогает метод непрерывной молитвы.

Этот перечень можно продолжать и продолжать, читать и перечитывать их рекомендуется как священнослужителям, так и воцерковленным христианам, которые решили жить по слову Божьему для приобретения вечной жизни.

Симеон Афонский: «Птицы небесные»

Цикл книг с общим названием некоторые литературоведы называют автобиографией автора. Это не совсем точное определение, правильно то, что описанное в них становление души действительно списано с мытарств и терний, пройденных душой самого Симеона. Первые два тома «Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога» — обработанные записи дневников прошлых лет. Вторая часть, тоже из двух томов, «Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию», повествует больше о самой сути высокого монашеского духа на примерах жизнеописания аскетов Афона, Египта, Синая.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]