Детство Симеона
Тамбовская губерния, Лебединский уезд, село Шовское одноименной волости – именно здесь проживала глубоко верующая крестьянская семья Ивана Антонова. Кроме матери и отца, в большой и дружной семье жили пятеро сыновей и две дочери. Одним из братьев был Семен – будущий монах Симеон Афонский. Позднее, будучи уже послушником монастыря, Силуан восхищался мудростью и умом своего отца, простого малограмотного крестьянина. Его глубокая вера в Бога, скромность, дипломатичность, ровное уважение ко всем людям сыграли главную роль в становлении детских душ. Многодетная семья Антоновых относилась к беднякам. Все постоянно и тяжело работали, добывая хлеб насущный, но никогда не отказывали в помощи тем, кому было хуже. Посещение храма по выходным, обучение церковной грамоте, чтение молитвенника дома в семье отложилось в душе маленького Семена благодатным бальзамом.
Цитаты святого Силуана
Внутренняя личность христиан формирует под влиянием проповедей, литургий, чтения Святого Писания и православной литературы.
Нравоучения и указания преподобного монаха Симеона Афонского своей простотой приходятся по сердцу каждому как верующему, так и неверующему человеку.
- Не требуется золото или особое богатство, чтобы помочь человеку в беде, для этого достаточно иметь добродушие.
- Самым верным признаком нищеты является сребролюбие. Богат не тот, кто много имеет, и тот, кто умеет довольствоваться малым.
- Человек, познавший любовь Творца, никогда не обидит своих родных и близких.
- Вера является основным показателем здоровой души, человек, имеющий душевные болезни, постоянно пребывает в безысходности.
Старец сравнивал человеческую жизнедеятельность с книгой, которую можно закрыть только при последнем вздохе.
Писания Силуана Афонского
Преподобный Симеон оставил в наследие молитву для приобретения душевного равновесия.
О превосходный угодник Господний! По милости, тебе от Господа предоставленной, жалобно возносим молитву о целом мире — усопших, живых и будущих — не умолчи за нас к Богу, к тебе старательно приходящих и твоего ходатайства угодливо вымаливающих (проговариваются имена).
Подвигни, о святой, на мольбу Старательной Покровительницы семейства православного, счастливую Богоматерь Деву Марию, дивно позвавшую тебя являться преданным деятелем в Его дольном вертограде, где избранницы Божьи о проступках наших милосердна и терпелива являться Господу и упрашивать, во чтобы не помянута ложь и бесправия наши, однако по неизреченной добросердечности Всевышнего нашего Иисуса Христа проявить щедрость и уберечь нас по огромной Его благосклонности.
Ей, угодник Господний, с Счастливой Правительницей земли — Святейший Игумениею Афона и безгрешными отшельниками Его дольнего жребия попросить у непорочных святейшего Слова, блаженной возвышенности Афонской и боголюбивым обитателям его от всех трагедий и наговоров неприятельских в обществе уберечь.
Да Посланниками безгрешными от злобы освобождать и Духом Непорочным в вероисповедание и братолюбие усиливать, до завершения столетия о Единой, Непорочный, Соборной и Апостольстей Храма мольбы создают и всем правильную дорогу показывают, да Храм Земной и Небесный постоянно славословит Создателя и Отца Мира, учащие и озаряющие свет в нескончаемой истине и добросердечности Господней.
Жителями мира всего спроси благополучную и спокойную жизнь, дух покорности и братолюбия, нравственности и защиты, дух боязни Божия. Да не злость и бесправие сердят души человеческие, способные уничтожить влюбленность Божию в людях и свергнуть их в грешную неприязнь и убийство, однако в силе Священной влюбленности и истины, как на небесах и на нашей планете да святится имя Божие, да станет желание Его непорочное в людях, и да водворится мир и Царствие Божие на планеты.
Так же и дольному Отечеству твоему — почвы Русской вымолить, угодник Господний, желанный мир и небесное покровительство, в еже сильный омофором Родительницы Божия защищающая, освободиться ему от голода, разрушений, труса, пламени, клинка, вторжения людей с другого племени и междоусобной ругани и от всех противников явных и незримых, и так святейшим жильем Счастливая Богоматерь до скончания столетия ему пребывать, Креста Животворящего мощью, и в влюбленности Божией обильно самоутвердиться.
Нам ведь всем, в мглу проступков окунаться и раскаяния тепла, ниже боязни Божия не богатым и так безгранично обожающего нас Всевышнего беспрерывно оскорбляющим, вымоли, о блаженние, у Великодушного Господа нашего, да Своею Всемогущею благодать священно побывает и оживотворит дави наши, и любую злость и гордыню будничную, угнетенность и небрежность в сердцах наших да уничтожит.
Ещё возносимся, о чтобы и нам, счастье Непорочного Духа усилить и симпатией Божию греть, в любви и братолюбии, примирении друг за друга и за всех, в истине Божией самоутвердиться и в благоприятной влюбленности Божией благопристойно закрепиться, и сынолюбие Тому подступиться. Да так, создающие Его непорочную свободу, в любой праведности и опрятности скоротечной житейской дороги без стыда минуем и со всеми безгрешными Небесного Царствия и Его Агнчаго союза заслужим. Ему ведь от всех дольных и небесных да будет известность, почтение и обожание, со Безначальным Его Родителем, Пресвятым и Добрым и Животворящим Его Духом, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь.
Важно! Каждый человек, особенно священнослужитель или монах, не должны ни на мгновение оставлять мысль о том, что все люди смертны, и в конце жизни придется дать ответ.
Раздумывая над этим фактом, человеку будет легко приобрести такие качества характера, как:
- покаяние;
- смирение;
- чистоту души и сердца;
- верность Богу;
- добродетели.
Пребывая в постоянном осознании своей смертности, размышляя о последнем дне жизни, о котором не дано преждевременно знать никому, христиане с легкостью смогут миновать искушения и множество злых дел, получить освобождение от зависимостей и преткновений.
Жизнь монаха порой может сделать крутой поворот, когда служение людям и даже родителям может отойти на второй план, если того потребует Господь.
Православные христиане, особенно священнослужители и монахи должны каждый день проживать, как последний, помогая людям с искренней душой, как будто это последнее служение на земле, тогда Бог покроет их Своим уединением и общением.
Молитвы к Силуану Афонскому помогают приобрести душевное равновесие
Небрежность в служении, постоянная надежда на завтрашний день все исправить приведет к осуждению окружающего мира и небрежности в служении. Такие служителя легко впадают в искушения, монахи через привязанность к женщинам уходят из монастырей с желанием обрести семью, но взамен счастья приходят болезни и смерть, ибо Бог ревнитель (Исход 34:14).
Мысль о смерти не должна покидать умы монахов. Она будет контролировать не только поступки, слова, но и мысли священнослужителя, спасая от искушений злачных мест.
Забывая о смерти, монахи позволяют себе излишества, начиная со сна, еды, напитков. Это является частой причиной их внезапной смерти.
Внутренняя борьба
Симеон Афонский стал тем, кем он был по стечению многих обстоятельств. Авторитет мудрого отца, религиозное окружение в семье, уроки богословия сыграли, конечно, немаловажную роль в становлении мировоззрения Семена Антонова, но в этих обстоятельствах жили многие в те времена, взять хотя бы остальных детей Антоновых. Все они выросли достойными и честными людьми, но лишь один из них награжден был Богом особенным внутренним миром, способностью анализировать, глубоко мыслить и формировать свои устойчивые взгляды. Один из случаев детства особенно характеризует впечатлительность детской души Семена. Четырехлетний мальчик стал свидетелем разговора отца с одним из случайных путников, который высказывал свое сомнение в существовании Бога. Речи его так поразили ребенка, что он решил во что бы то ни стало пойти искать Бога, и доказать, что он существует. Об особенном мире мальчика Семена Антонова говорит тот факт, что мысль эта продержалась в нем до зрелого юношеского возраста, пока не услышал он рассказов о святых затворниках и божественных чудесах. Зачем идти искать божественное, если оно рядом с нами? Если есть святые люди, значит, Бог в каждом. Наступившее просветление настолько укрепило веру, озарило ум, изменило отношение ко всему окружающему миру, что Семен принял решение посвятить себя духовному служению и стал просить отца отпустить его в послушники Киево-Печерской лавры.
Мирские заботы
Мудрость отца проявилась и в этом случае, многое повидавший на своем веку, он понимал, что к монашеству нужно идти с жизненным опытом, иначе не понять человеческих мытарств и страданий. Отец настоял на том, чтобы о служении Богу Семен подумал после прохождения военной службы. Молодость и горячая кровь дали знать о себе, а может, сам Господь послал несмышленому юнцу испытание соблазном. Наделенный крепким здоровьем, богатырской силой, красотой и веселым нравом, парень пустился во все тяжкие. Семье удалось выбраться из нищеты, и бравый молодец напропалую гулял с девушками, распивал хмельную и дрался с обидчиками. Одна из таких драк чуть не закончилась серьезными увечьями противника, так как силачом Семен был знатным. Кто знает, чем бы закончил жизнь Симеон Афонский, если бы Господь снова не напомнил ему о себе.
Просветление
Свои мысли в минуты высокого просветления, метания страждущей души и путь к покаянию будут позднее описаны в цикле книг «Птицы небесные». Симеон Афонский вернул свои благие помышления в одну ночь, после вещего сновидения, в котором его посетила Богородица, и показала его грехи в виде заползшей в рот змеи. Этот страшный сон подействовал на Семена настолько отрезвляюще, что позабытое в бурной разудалой жизни монашество стало вновь основным стремлением и целью. Отцовский наказ о воинской службе парень все же выполнил. Но гвардеец саперного батальона Петербургской лейб-гвардии Семен Антонов был уже совсем не тем гульвесой с гармоникой на плече. Сослуживцы с первых же дней отзывались о нем, как о мудром спокойном человеке, хорошем товарище, и поверяли ему свои тайны и горести. Мысли о духовном не покидали Семена ни на час. Добросовестно отслужив положенное время, просветленный человек вернулся в родительский дом, проведал всех родственников, собрал нехитрые пожитки и отправился на святую гору Афон.
Юношеские годы и молодость
Взрослея, он только укреплялся в вере. Все шло к тому, что Симеон все больше отдалялся от мира и возрастал в желании быть ближе к Творцу. Это хорошо отражено в его цитатах и других писаниях.
В конце концов Симеон определился — он решился стать монахом. Обителью, в которой он хотел подвизаться, была Киево-Печерская Лавра.
Но все пошло не по плану. Отец юноши, понимая, что молодому человеку необходимо сперва набраться опыта, запретил ему постриг, посоветовав сперва пройти воинскую службу. Симеон подчинился воле отца.
Мирская греховная жизнь
Юное неустойчивое сознание и искушения дали о себе знать. После отказа отца он предался интенсивным гуляниям и пьянству. Проводил время с девушками и друзьями, часто попадая в разные передряги.
Однажды одна из его драк чуть не закончилась фатальным исходом. Будучи сильным, здоровым человеком, Симеон чуть не убил своего противника.
Но Господь решил помочь молодому человеку. Во сне Симеон увидел, как в него проникает отвратительный змей. Проснувшись, он услышал голос Богородицы, которая разъяснила, что его греховная жизнь так же противна Ей, как и ему было противно это сновидение.
Воинская служба
Проходя воинскую службу в Санкт-Петербурге в саперном батальоне, будущий монах все больше утверждался в своем желании иноческой жизни. Однажды он хотел посетить Иоанна Кронштадского, но, не застав его, оставил записку, в которой просил молитв.
Накопленные деньги Симеон систематически присылал на нужды Афонских монахов. Сослуживцы даже шутили над ним, что он «умом на Святой Горе».
Монашеский постриг
В 1892 году, вернувшись из армии, молодой человек попрощался с родными и начал свой долгожданный путь на Святую Гору Афон.
На Афоне он поступил в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Физическая работа, которую он там выполнял, давалась довольно легко. Сложнее было перебороть искушения. Бывали даже моменты отчаяния, когда он хотел покинуть Святую Гору, но Богоматерь и воспоминания о чудесном Ее призыве укрепляли юношу.
В 1896 году Симеон принимает монашеский постриг с именем Силуан. А в 1911 г. возводится в схиму (степень монашества, отличающаяся особо строгим уставом). Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой.
Дальнейшая жизнь Силуана наполнена борьбой с самим собой, со своими страстями и грехами. Он жил призывом Христа, обращенным к нему.
Держи ум твой во аде и не отчаивайся.
Держать ум во аде означает постоянно размышлять о своих грехах. Такой способ аскезы помогает человеку постоянно пребывать в состоянии смирения и покаяния. Но он далеко не всем подходит, Силуан не разрешал своим ученикам практиковать это.
В это же время Силуан начинает свою писательскую деятельность, поначалу в виде записей, которые он хранил у себя, а потом в виде обращений. Затем у него появляется ученик — Софроний, который впоследствии ознакомил христианский мир с творениями и писаниями святого.
Монастырская жизнь
Новоиспеченный Симеон Афонский прибыл на Святую гору, в Русский монастырь Святого великомученика Пантелеимона осенью 1892 года. По правилам монастырской жизни, послушник должен был в полном покое вспомнить все свои грехи, изложить их в покаянии, и молитвами просить о прощении Божьем. В ту пору монастырь переживал пору своего расцвета. Послушники трудились не покладая рук. Не отставал от них и спокойный, трудолюбивый Симеон. Началась его монастырская жизнь с тяжелого труда на мельнице, позже он стал экономом, потом много времени заведовал мастерскими, в преклонных годах – торговой лавкой. В 1911 году монах Симеон Афонский был пострижен в схиму и прожил в ней 48 лет. Жизнь схимонаха закончилась здесь же, на Афоне 24 сентября 1938 года. Спустя 50 лет после его кончины решением Священного синода Константинопольской Православной Церкви блаженный старец был причислен к лику святых.
Преподобный Силуан Афонский
Преподобный Силуан Афонский (мирское имя ‒ Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.
Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. По этой причине, видимо, он вынужден был оставить сельскую школу, проучившись в ней только две зимы. Но стремлении к знаниям (которое характеризовало его отца, «томившегося своею темнотою») было присуще преподобному всегда.
Жизнь набожной семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Житий святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей душой, пожелал удалиться в монастырь и принять постриг в Печерской Лавре. Его стремление, однако, не встретило поддержку отца, который настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.
Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни. Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению.
Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Произошло это, по свидетельству старца, при следующих обстоятельствах: однажды, вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя как бы со стороны, увидел, как в него проникает «злосмрадный змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент пробуждения услышал произнесенные Самой Пресвятой Богородицей слова: «Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь».
Осознав свои грехи, юноша горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божью Матерь за явленную к нему доброту. Это событие имело решающее значение для выбора дальнейшего пути. К нему вновь вернулось желание посвятить свою жизнь Богу.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. Был он воином исполнительным, в поведении примерным, в отношениях с товарищами по службе верным, за что его любили сослуживцы. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покои и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов ‒ Святая Гора Афон, куда он был «от мрака греховного к свету Истины Христовой Самой Пречистой призван». Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. О внутреннем состоянии преподобного в тот период красноречиво свидетельствуют слова его сослуживцев: «А он умом на Афоне и на Страшном Суде».
Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского ‒ святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». В казарме он уже на следующий день почувствовал вокруг себя «адское пламя», которое «гудело» с тех пор не переставая повсюду, где бы он ни находился.
Много лет спустя в записках преподобного прочтут: «О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога».
Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят послушником в Русский Пантелеймонов монастырь в пору расцвета этой обители.
Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет ‒ торговой лавкой.
Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году ‒ в схиму с оставлением прежнего имени.
Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, ‒ говорил он впоследствии. ‒ Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.
С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания; для него игумен, духовник и просто старший брат ‒ добрые наставники. Если монахи и миряне, считал он, будут слушать духовников и пастырей своих без их осуждения, без возражения и без внутреннего сопротивления, то и они сами не лишатся спасения, и во всей Церкви будет полнота жизни.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. А постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви ‒ известных подвижников благочестия. Каким был этот путь для преподобного?
По афонскому обычаю, новоначального послушника вводили в жизнь монастыря исповедью. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, Симеон, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника, открыло ему, что, и здесь, на Святой Горе, как казалось, в пристани спасения, возможны искушения и даже погибель. Отрезвленный своим духовным падением, он стал много и усердно молиться, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его саде и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом и явился прочной основой его духовной жизни.
Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями ‒ тщеславием и гордостью. Они, не давая душе возможности «вступить на путь веры», то возносили Симеона «на Небо», вызывая в нем чувство якобы собственной непогрешимости «Ты теперь святой», то низвергали долу, казалось, уже в вечную гибель, говоря ему: «Ты не спасешься». Диавольские нападения все возрастали, привнося чувство богооставленности, доводя Симеона до отчаяния. И когда он посчитал, что «Бога умолить возможно». Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать «мученичества» наполнила его и он познал Господа Духом Святым. С тех пор все происходящее в мире он рассматривал лишь в соотношении с опытом души, познавшей своего Творца. «Иное дело веровать в Бога, ‒ говорил он, ‒ и иное знать Бога».
Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: «Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая».
Старец Силуан часто вспоминает иноческое служение преподобного Серафима Саровского, чудотворца, душа которого, познав Господа, неудержимо стремилась к новым подвигам ради стяжания благодати. «Познавшая Бога душа, ‒ запишет преподобный Силуан позднее, ‒ ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе и слезно ищу Тебя».
Как обретается и удерживается благодать, почему и за что оставляет она душу верующего человека, ‒ эти вопросы становятся важнейшими в жизни подвижника.
Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему «кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться»; отсекал свою волю, считая, что это приносит «пользу большую» для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. «За то страдаем мы, ‒ пояснял старец, ‒ что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».
Прошло 15 лет со дня явления преподобному Господа. Его ум вновь омрачается диавольскими нападениями и потерей мира души. Со временем эти страдания усиливаются мучительными борениями с бесами, по ночам отрывавшими его от непрестанной внутренней молитвы. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: «Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество».
В одну из таких ночей, когда, несмотря на все старания, молитва не приходила к преподобному, он с сокрушением в сердце воззвал: «Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» «Гордые всегда так страдают от бесов», ‒ был ему ответ. «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И снова в сердце прозвучал ответа Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». По словам старца. Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния. «И этим, ‒ говорил преподобный, ‒ побеждаются враги, а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу». Эта способность возобновлять в себе подлинное переживание адских страданий ради очищения души от страстей с тех пор не покидала его».
Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.
Он учит любви Важней и дает душе силу жалеть даже идущих греховным путем. «Где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня». (Речь идет о врагах веры Христовой. Сам старец делил людей не на врагов и друзей, а на познавших Бога и не познавших Его.)
Подлинно по-христиански спасти ближнего можно только любовью. В любви ко всем людям преподобный видел уподобление Господу Иисусу Христу, который «руки распростер на Кресте», чтобы всех собрать. Любовь Христова не может претерпеть ничьей гибели и в своей заботе о спасении всех объемлет не только мир ныне живущих на земле, но и уже умерших и сошедших в самый ад. И если ликует и радуется душа при спасении людей, то столь же сильно планет и молится она, видя обратное ‒ их гибель.
«Молиться за людей ‒ это кровь проливать», ‒ говорил преподобный. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы «в один час».
Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, ‒ утверждал преподобный, ‒ а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствий.
11/24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.
Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви под 11/24 сентября. Однако задолго до официальной канонизации для поклонения честной главе преподобного, покоящейся в Покровском храме святогорской Пантелеимоновой обители, приезжало немало паломников с верой в его молитвенное предстательство перед Господом.
Врачуют души верующих и писания подвижника о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность за глубокую духовность и мудрость содержащегося в них слова. Его слово ‒ простое и доброе, но чтобы следовать ему, необходимо вступить на путь самоотречения и всецелого послушания воле Божией, каким прошел и сам святой старец. Будучи нашим современником, сыном Российской земли и Церкви Русской, он свидетельствовал о спасительности евангельской истины, преподанной всем нам Господом нашим Иисусом Христом, о высоком значении учения Православной Церкви, подтверждая тем самым, что в мире преходящих ценностей неизменными и подлинно ценными для всех времен являются лишь нравственные, духовные основания жизни человека.
(Из книги: Акафисты, молитвы и тропари по месяцам и дням с приложением краткого описания житий святых: Тернополь, 2004).
***
***
Спасение души
Послушник Симеон кротко исполнял все уставные предписания монашеской жизни, строго соблюдал пост, искренне предавался молитвам и покаянию. Но путь его к очищению был тернистым и сложным. Мятежную душу то и дело посещали дьявольские силы, появлялись помыслы о возвращении в мирскую жизнь. Иногда нападения бесов терзали душу и доводили монаха до исступления. Борьбу с ними он вел твердостью веры и молитвами. Его обращения к Богу занимали порой почти весь день и ночь, он спал по нескольку часов. И просветление наступило, за истинное обращение к вере особый дар от Бога получил Симеон Афонский. Восхождение к небу для него началось с явления Христа, он получил путь к открытию света, способность своей молитвой благословлять души человеческие.
Симеон Афонский: книги
Симеону Афонскому, одному из немногих, удалось постичь тайну бытия, преодолеть гордыню и познать радость через смирение. Свои знания великий человек не скрывал за монастырскими стенами, он делился с каждым своей мудростью, советами жизни посредничеством книг. Симеон не имел особенных учеников, ими становятся все читатели. Не все сразу понимают глубинно мыслей, которые старается донести к читателю Святой отец. Книги Симеона Афонского нужно читать медленно и вдумчиво, возвращаясь к прочитанному еще и еще раз, задумываясь над каждой фразой.
Условия монашества преподобного Симеона
Не имея учеников, преподобный Симеон оставил наставления монахам по борьбе со страстями в своих книгах, расписав буквально по пунктам обязательные условия для достижения монашеского мастерства.
- Первоочередным законом для монахов, по рекомендации святого старца, является исповедь, земные поклоны с чтением Иисусовой молитвы.
- Большое внимание о. Симеон Афонский уделял сердечному вниманию, его спокойствию, умению в миру удерживать свои слова, дела и мысли. Жестокость, упрямство, по словам преподобного, живут в мертвом сердце, живое сердце наполнено добротой, смирением и спокойствием. Это является лакмусовой бумажкой для проверки святости монахов.
- Только постоянное пребывание в молитве поможет преодолеть и победить все помыслы и искушения.
- В борьбе с атаками дьявола помогает метод непрерывной молитвы.
Этот перечень можно продолжать и продолжать, читать и перечитывать их рекомендуется как священнослужителям, так и воцерковленным христианам, которые решили жить по слову Божьему для приобретения вечной жизни.
Симеон Афонский: «Птицы небесные»
Цикл книг с общим названием некоторые литературоведы называют автобиографией автора. Это не совсем точное определение, правильно то, что описанное в них становление души действительно списано с мытарств и терний, пройденных душой самого Симеона. Первые два тома «Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога» — обработанные записи дневников прошлых лет. Вторая часть, тоже из двух томов, «Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию», повествует больше о самой сути высокого монашеского духа на примерах жизнеописания аскетов Афона, Египта, Синая.