Иконописец Дионисий: биография и творчество. Иконы Дионисия

В многочисленных росписях московского Успенского собора обращают на себя внимание своей самобытностью фрески «Семь спящих отроков эфесских», «Поклонение волхвов», «Сорок севастийских мучеников», «Похвала Богородице», а также фигуры святых на предалтарной стене собора. Все эти работы слишком характерны, чтобы быть порожденными иконописцем, лишь слепо следующим византийскому канону изографии. Здесь явно видна кисть мастера. Да, фрески были созданы в тот период, когда в Европе жили и творили Рафаэль, Дюрер, Боттичелли и Леонардо, ведь церковное изобразительное искусство на Руси не знало эпохи Ренессанса. Но Дионисий-иконописец – создатель удивительных росписей Успенского собора в Москве – все-таки вырвался из «прокрустова ложа» канона. Его фигуры не мертво статичны, они изящны, с удлиненным силуэтом, они парят. Поэтому многие зарубежные искусствоведы и называют этого изографа «русским маньеристом».

Биография

Предположительно иконописец Дионисий родился около 1440 года, более точной даты его рождения нет. Зато доподлинно известно, что современники называли его «хитрым и изящным» иконописцем, высоко ценя его талант и умение подмечать яркие детали в своих произведениях. Произведения героя нашей статьи ценились наравне с работами другого прославленного мастера — Андрея Рублева, а это, пожалуй, наивысшая оценка, которую может заслужить иконописец. Дионисий при этом происходил не из так называемых «простецов», как большинство художников того времени. Он относился к боярскому достаточно знатному сословию, его родители были из семейства Квашниных.

О биографии иконописца Дионисия известно крайне мало. Первый крупный проект, в котором он участвовал, это роспись Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Пафнутьевого Боровского монастыря.

Сравнивая иконописца Дионисия с Рублевым, сегодня многие отмечают, что к концу XIX столетия имя первого было практически забыто, некоторые поверхностные исследователи даже путали его имя с Дионисием Глушицким, который относился к более раннему поколению иконописцев.

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

См. также

  • Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор сборника (корпуса) богословских сочинений на греческом языке, в средние века получившего название «Ареопагитик».
  • Дионисия сотоварищи — мученики Африканские.
  • Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции.
  • Дионис — древнегреческий бог вина.
  • Денис — современная производная форма имени Дионисий.
  • Денеш — венгерская форма имени Дионисий
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.

__DISAMBIG__

Работы иконописца

Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия — это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.

В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были «поп Тимофей, Коня и Ярец».

После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.


Николай Чудотворец. Фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

(Начало , ) Дионисий – третья значимая фигура, завершающая русскую иконопись золотого века. Век, начавшийся фресками и иконами неистового византийца и философа Феофана Грека, продолжившийся в гениальных духоносных работах Звенигородского чина инока Андрея Рублева и завершившийся живописными неземной красоты фресками Рождественского храма Ферапонтова монастыря мирянина Дионисия.

Все трое творили в духе исихастской традиции, но воплощали ее по-разному: Феофан – в строгом и грозном лике Господа Вседержителя, преподобный Андрей — в добром и милующем Спасителе, Дионисий – в неземной красоте человека, стяжавшего в умном делании Дух Святой. Иконопись того времени — своеобразный вклад Русской православной церкви в догматические споры, разгоревшиеся в XIV веке в Византии между сторонниками и противниками исихазма и св. Григория Паламы, отстаивающего нетварность фаворского света.

Дионисий, хоть и был мирянином, и совершал, как и все, много ошибок, но умел молиться и все его иконы, особенно последние фрески, результат умного делания, молитвенной сосредоточенности и мудрости человека, завершающего свой земной путь. Роспись харама Ферапонтова монастыря венчает многолетний труд иконописца и являет победу Святого Духа над падшей человеческой природой, конечный пункт всех подвижнических трудов, плод смирения и благодати.


Богородица на престоле. Фреска из Ферапонтовского монастыря

Отсюда — легкость и невесомость всех фигур, их безмятежность и устремленность в вечность, мистический голубец, в котором они существуют. Византия богословствовала словами, Россия – образами. О Дионисии известно больше, чем о Феофане и преподобном Андрее, хотя годы рождения и смерти мастера тоже размыты.

Родился он где-то между 1430-1440 годами, умер — между 1502-1508. Выходец из знатного и богатого боярского рода Квашниных, Дионисий имел богатых и влиятельных покровителей на протяжении всей жизни. Рано начав учиться иконописи, он уже около тридцати лет получил первый крупный заказ: участвовать в росписи храма Рождества Богородицы в богатом Пафнутьево-Боровском монастыре.

Впервые его имя упоминается в житии основателя этого монастыря преподобного Пафнутия, который оставил воспоминания о чудных мастерах Митрофане и его ученике Дионисии, расписавших замечательными фресками Рождественский собор в монастыре. О старце Митрофане почти ничего не известно, но можно предположить, что именно он стал духовником и наставником Дионисия в умном делании.


Богоматерь «Одигитрия». Икона Дионисия

Время, в которое жил и трудился Дионисий, было временем становления и подъема государства Российского. В его основании лежала византийская идея о государстве как о богоустановленном учреждении на земле, частичке Царства Небесного, глава которого – помазанник Божий. И жить государство должно по божественным законам. Соответственно, и благоустройство государства Российского должно начинаться со строительства храмов.

Это было время тяготения церкви к богатым и роскошным украшениям, эстетизации всех сторон церковной жизни, начиная от богослужений и песнопений, и кончая интерьерами соборов и храмов. То было время иосифлян, последователей Иосифа Волоцкого, идеолога сильной церковной власти, так называемой партии «стяжателей», принимавших крупные пожертвования на храмы и монастыри, выступавших за то, чтобы у церкви было как можно больше приписных земель, крестьян и других богатств.

С этой партией боролся строгий подвижник исихаст Нил Сорский и преподобный Максим Грек, но большинство церковнослужителей ориентировались на «стяжателей», которые вышли победителями в этой борьбе. Иван III тоже был сторонником этой партии, положив немало сил и средств, чтобы соответственно эстетическому идеалу стяжателей-иосифлян и благоустроить Москву как современную столицу молодого и быстрорастущего христианского государства.


Икона митрополита Алексия с житем

Обустройство началось с Кремля, где уже давно строился собор в честь Успения Богородицы, но через три года после начала строительства, он рухнул из-за некачественной извести. Тогда пригласили архитектора-итальянца Аристотеля Фиораванти, который через четыре года на том же месте построил чудный храм, равного которому еще не было в России. Теперь нужно было его благоустроить внутри.

Дионисий к тому времени уже прочно занял место одного из лучших иконописцев, ему уже за сорок, и за плечами — не один расписанный храм. Любимец государя и предводителя стяжателей Иосифа Волоцкого, для которого он написал более восьмидесяти икон, Дионисий представлял официальную идеологию. Его стиль и композиции тяготели к торжественности и пышности, праздничность и парадность соответствовали эстетическому идеалу того времени. Наверное, поэтому его называют русским маньеристом и первым живописцем.

Дионисию поручают написать иконы для самых важных рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого. Считается, что его кисти принадлежат иконы центрального ряда иконостаса — деисуса. Деисусный ряд получился вельми чудесен и иконописцу присвоено звание «преизящного мастера» и он становится главой московской школы иконописи.


«Распятие». Икона Дионисия

Для Успенского собора Дионисий напишет две чудные иконы митрополита Петра и митрополита Алексия с житийными клеймами по краю. Они как венок окружают образы святых. Сами святые выглядят как два столпа, утвержденных на земле, чтобы являть собой пример для живых. Вообще Дионисий написал очень много икон, что до него никто не делал.

Раньше иконы писались по какому-то случаю или к праздникам. Дионисий же писал иконы для того, чтобы люди видели перед собой образцы, которым надо подражать. В это же время мастер пишет для Вознесенского монастыря Кремля образ Богородицы «Одигитрия», точнее восстанавливает некогда привезенную из Византии икону, обгоревшую во время пожара.

На светлом фоне царственная Богородица являет миру Богомладенца, указывая на него как на Путь и Жизнь. Торжественность и строгость создают величественность образа Богородицы. Еще одна известная икона, написанная для Павло-Обнорского монастыря, называется «Распятие», выполненная для праздничного ряда иконостаса. Центром иконы является сильно вытянутый в вертикаль крест, на котором распят Спаситель.


Икона Дионисия «Сошествие во ад» (Воскресение — Анастасис)

Его голова поникла, как увядший цветок, руки – как раскинутые стебли, тело изогнуто, безмолвно стоящие по бокам креста фигуры Иоанна Богослова, Богородицы и женщин создают настроение торжественности и печали одновременно. Такое Распятие больше похоже на прорыв в Вечность, в Жизнь — через Крест, символ победы над смертью. Здесь Спаситель словно парит над землей, уже не принадлежа ей, т.к. Свою миссию Он уже выполнил.

Еще одна из самых известных икон Дионисия — «Сошествие во ад», тоже написанная для праздничного ряда иконостаса. Все сохранившиеся иконы мастера находятся в разных музеях и картинных галереях. Они сильно отличаются от ферапонтовских фресок, прежде всего, колористической насыщенностью. Иконописец словно лепит фигуры святых многослойными пластами красок, которые в результате становятся насыщенными и плотными.

Фрески же Ферапонтова монастыря, венчающие творчество иконописца, выполнены в совершенно ином стиле. Фрески датируются 1502-1503 гг (в храме сохранилась запись о датах росписи). Поскольку этот северный монастырь был бедным, а потом и вовсе оказался заброшенным, фрески никогда не поновлялись и остались такими, какими их создал великий мастер более пятисот лет назад. Монастырь позднее прославился тем, что стал местом заточения опального патриарха Никона (1666 г.).


Роспись портала храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Создавал фрески Дионисий вместе со своими сыновьям и еще несколькими помощниками. Иконописцу было уже за шестьдесят, он знал, что жить осталось недолго. Поэтому можно считать, что это своеобразное завещание и последний гимн Богородице, храмы Которой он расписывал на протяжении всей своей жизни. Здесь все дышит Вечностью и нет места смерти. Нет даже иконы Успения, хотя храм посвящен Богородице.

Весь ансамбль выполнен в сине-голубом цвете, цвете Пречистой, но одновременно и цвете Неба, Вечности и мистики. Здесь нет ярких цветов, подобных тем, что видим на иконах. Все цвета приглушённые и светоносные, словно пронизанные фаворским светом, о котором говорил Григорий Палама. Он же говорил о Деве Марии как о границе между Божественным естеством и человеческим. Так Дионисий и пишет свои фрески, на которых фигуры парят между небом и землей.

В основу богословской программы росписи храма иконописец берет древне-византийский текст «Акафиста» в честь Богородицы, написанный Романом Сладкопевцем. Акафист дополнен образом известного церковного песнопения в честь Пречистой «О Тебе радуется…», а также сюжетами «Покрова» и «Собора Богородицы». Весь этот монументальный памятник-фреска являет собой Похвалу Богородице, Которую в русском народе всегда почитали выше Спасителя. Троица и все другие догматические истины не так понятны народу, как образ Материнства, Девства и вечной Женственности.


Фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтовского монастыря

Идея любви, сострадания, милосердия, красоты и нежности слились здесь в единый образ женского начала, в богословской традиции воплощенный в идее Софии. Без Нее невозможна жизнь во всей ее полноте и многогранности. Вся палитра Дионисия соответствует идее Женственности: нежная, полупрозрачная, пронизанная белым светом, олицетворяющая непорочность, чистоту и Божественность.

Светоносность палитры создается за счет активного использования белого, присутствующего в каждом цвете. Именно белый делает остальные цвета мягкими и просветленными, словно преображенными Святым Духом. За счет этого фигуры кажутся невесомыми, что усиливается их изображением на голубом фоне. Утонченность и красота фресок Дионисия, гармония и тишина, музыкальность и плавность линий делают храм нарядным и торжественным, предвещая начало конца русской иконописи золотого века.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Росписи собора Рождества Богородицы

Среди последних работ, о которых можно с уверенностью говорить, что они принадлежат кисти Дионисия, можно отметить настенные росписи иконостаса в соборе Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. Их он выполнял уже вместе со своими сыновьями, которые часто помогали отцу, когда выросли.

Творчество иконописца Дионисия насчитывает десятки известных произведений. Исследователи в числе самых известных назвыают житейные иконы митрополитов Алексея и Петра, написанные в 1462-1472 годах, «Богоматерь Одигитрию» 1482 года, «Крещение Господне» 1500 года, «Распятие» и «Спас в силах» того же периода, «Сошествие в ад».

Точная дата смерти Дионисия не установлена. В разных источниках указывается 1503, 1508 год или даже после 1520-х годов.

Иконы иконописца Дионисия ценятся не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому 2002 году был объявлен годом Дионисия по решению ЮНЕСКО.

Отрывок, характеризующий Дионисий

Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса. – Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она. Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала. – Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает… Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила. – Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу… – Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне. – Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение. Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо. – Через кого вы получили это? – сказала она. – Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne. Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея. – Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов. «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение. Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее. Взволнованная, красная, она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, то Тихона, то Дрона. Дуняша, няня и все девушки ничего не могли сказать о том, в какой мере справедливо было то, что объявила m lle Bourienne. Алпатыча не было дома: он уехал к начальству. Призванный Михаил Иваныч, архитектор, явившийся к княжне Марье с заспанными глазами, ничего не мог сказать ей. Он точно с той же улыбкой согласия, с которой он привык в продолжение пятнадцати лет отвечать, не выражая своего мнения, на обращения старого князя, отвечал на вопросы княжны Марьи, так что ничего определенного нельзя было вывести из его ответов. Призванный старый камердинер Тихон, с опавшим и осунувшимся лицом, носившим на себе отпечаток неизлечимого горя, отвечал «слушаю с» на все вопросы княжны Марьи и едва удерживался от рыданий, глядя на нее. Наконец вошел в комнату староста Дрон и, низко поклонившись княжне, остановился у притолоки. Княжна Марья прошлась по комнате и остановилась против него. – Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше. – Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали. – Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя? – Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон. – Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью. – Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил. – Отчего же нет? – сказала княжна. – Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец. Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей. – Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она. – Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы… – Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове. – Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она. – Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать. – Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья. Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул. – Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи. Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила. – Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера. Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника. Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Фрески иконописца

Не сохранились и многие фрески Дионисия. Например те, которые он писал для Пафнутьева монастыря, а также иконы для самого Иосифа Волоцкого. Нельзя сейчас увидеть и иконостас Успенского собора столичного Кремля, расписанный Дионисием. Он специально создавал для него образа.

Лишь несколько работ, дошедших до наших дней, с уверенностью можно отнести к иконам, написанным Дионисием. В первую очередь, это житийные иконы святителей Алексия и Петра.

Иконостас Успенского монастыря в Кремле

Сотрудничество художественной картели под предводительством Дионисия с московскими властями на этом не закончилось. В 1481 году по приглашению митрополита Вассиана художники начинают работы над иконостасом в том же соборе. Как и фрески Дионисия, его работы на деревянной доске маслом удивляют зрителя колористической гармонией. Но если в живописи на сырой штукатурке палитра цветов выглядит удивительно нежной, полупрозрачной, напоминающей акварель, то в иконах художник прибегает к новаторской технике «усиления цветом», являющейся его собственным «ноу-хау». Он кладет мазок одного тона поверх другого, отчего изображение приобретает объемность, выпуклость. В алтарных вратах Дионисий-иконописец выполнил самую важную часть – деисусный чин. Две работы – жития митрополитов Петра и Алексия – являются яркими образцами его творчества. В 1482 году художник также «реставрировал» попорченную во время пожара византийскую икону Богоматери «Одигитрия» для Вознесенского монастыря в Москве.

Северный период творчества

Точно описать биографию Дионисия не представляется возможным, так как документальных свидетельств до нашего времени практически не сохранилось. С уверенностью можно утверждать, что после завершения работы в Успенском соборе он переехал на какое-то время жить в Москву. Там у него было большое количество всевозможных заказов.

В Москве Дионисий уже трудился вместе со своими сыновьями, которые оказывали ему существенную помощь и поддержку. В то время герой нашей статьи близко сошелся с преподобным Иосифом Волоцким, который и составил для него знаменитое «Послание иконописцу».

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

«Распятие»

Одна из самых известных икон Дионисия называется «Распятие». Ее относят к 1500 году. Она была написана для так называемого праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, который располагался в Павло-Обнорском монастыре. Это знаменитый мужской православный монастырь в Вологодской области. Он был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского, считается одним из самых больших и древних монастырей на русском севере.

Исследователи высоко ценят эту икону, отмечая на ней изображен одновременно утешительный и скорбный образ, который практически полностью лишен натуралистичности, которую можно наблюдать в произведениях многих западных мастеров того и более поздних периодов.

В Древнем мире

  • Дионисий — царь одного из индо-греческих царств в Пенджабе.
  • Дионисий Галикарнасский — древнегреческий историк и ритор второй половины I века до н. э.
  • Дионисий Гераклейский — тиран Гераклеи Понтийской.
  • Дионисий Гераклейский — философ-стоик, впоследствии киренаик.
  • Дионисий Киренский — философ-стоик и математик.
  • Дионисий Младший — сиракузский тиран, сын Дионисия Старшего.
  • Дионисий Периегет (II век) — древнегреческий географ из Александрии.
  • Дионисий Старший — сиракузский тиран.
  • Дионисий Фокейский — древнегреческий полководец, командующий флотом ионийцев в битве при Ладе.
  • Дионисий Фракийский — греческий грамматик из Александрии, ученик Аристарха.
  • Флавий Дионисий — римский политический деятель первой половины IV века.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Художник и эпоха

Чтобы до конца понять творчество Дионисия, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую тот жил. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать централизованное государство. Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов Палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. Он затеял масштабное строительство, чтобы превратить Москву в «Третий Рим». И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]