Храм святителя Филиппа Московского в Мещанской слободе (Москва)

Мiръ

Россия Москва Храм святителя Филиппа Московского в Мещанской слободе (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.78089440000000109876054921187460422515869140625,»lon»:37.63099439999999873407432460226118564605712890625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B0_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2_%D0%9C%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432 \u041c\u0435\u0449\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432 \u041c\u0435\u0449\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u0432\u0441\u0442\u0440\u0435\u0447\u0438 \u0446\u0430\u0440\u0451\u043c \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u043c \u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0438\u0447\u0435\u043c \u043c\u043e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u0430 \u043f\u0440\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0438\u0445 \u0438\u0437 \u0421\u043e\u043b\u043e\u0432\u0435\u0446\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044f \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0443. \u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u043e\u0432 \u043c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0446\u0438\u0437\u043c\u0430.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432 \u041c\u0435\u0449\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043b\u043e\u0431\u043e\u0434\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.78089440000000109876054921187460422515869140625,»lon»:37.63099439999999873407432460226118564605712890625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.780891; 37.630966

Россия, Москва, улица Гиляровского, 35

Москва

Россия

Телефон:

(495) 6810539

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе

— православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма.

История[править]

Первоначально, в 1652 году, по перенесении мощей святителя Филиппа в Москву, была построена деревянная церковь. Место, где был постороен храм святителя Филиппа, находилось на землях, принадлежащих Троице-Сергиеву монастырю. В храме служили до 1689 года, и когда она обветшала, ее разобрали, и в 1691 году выстроили каменную. Придел Алексия, Человека Божия, был освящен в 1710 году. В 1750 году настоятель храма иерей Иоанн Федоров с прихожанами просили о перестройке придела преподобного Алексия.

При московском митрополите Платоне (Левшине) в 1777 году храм начали перестраивать. К работе был привлечен известный архитектор М.Ф.Казаков. Он предложил оставить нетронутой трапезную, а разобрать только главную часть храма конца XVII века. Согласно справке из Московской Духовной Консистории, нынешняя церковь «построена 1788 года тщанием священников Максима Дионисиева и Иоанна Сергеева, приношениями прихожан и посторонних дателей». В 1750-х годах Максим Дионисиев был диаконом церкви свт. Филиппа. С 1760-х годов в документах значится уже священником этой церкви. Отец Максим был весьма деятельным и уважаемым священником. В настоятельство иерея Максима храм обветшал и потребовал срочной перестройки, о чем свидетельствует сохранившееся его с прихожанами прошение на имя митрополита Московского Платона: «Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность. и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить».

Строительство по проекту М.Ф.Казакова и под руководством архитектора С.Карина длилось 10 лет, и к 1787 году был выстроен величественный храм в стиле раннего классицизма. Построенная церковь свт. Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе, на месте старого одноименного храма XVII века, при трапезной 1752 года, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, но проект подворья остался неосуществленным.

Внутреннее пространство храма поражало обилием лепнины, полукольцами колонн, высоким светлым куполом, прорезанными окнами-люкарнами. Нужно добавить, что стройная гармония архитектурных форм создает еще и великолепный акустический эффект. Иконостас в своей нижней части принадлежал Казакову, верхняя часть была выполнена в конце XIX века.

Вновь построенная церковь была освящена в 1788 году. В 1827 году на средства князя Долгорукова к трапезной был пристроен придел преподобного Сергия Радонежского . В XIX веке на территории храма были построены дома церковнослужителей. В 1889 году купцом Н.Ф.Степановым была постороена богадельня.

В 1896 году при церкви свт. Филиппа была открыта церковно-приходская школа, об этом сообщали Московские церковные ведомости: «…прошлый 1896-1897 учебный год ознаменовался открытием нескольких церковно-приходских школ в Московской епархии, как в самой столице, так и в уездах губернии. В городе Москве, с началом учебного года, открыта церковно-приходская школа в Филипповской, что в Мещанской слободе церкви. Вновь открытая школа совершает свою деятельность под руководством Совета Кирилло-Мефодиевского братства учителей и учительниц…».

Помимо церковно-приходской школы в приходе существовали Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище, где должность законоучителей исполняли члены причта храма свт.Филиппа.

При храме находились дома причта, здание церковно-приходской школы и богадельни.

После революции 1917 года для Церкви наступила эпоха разрушений. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. После войны на месте домов священнослужителей была построена школа. При строительстве спорткомплекса «Олимпийский» было снесено все, кроме самого здания храма. В храме находилось государственное учреждение.

С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения. 16 июля 1992 года, в день праздника перененесения мощей свт. Филиппа, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С 1993 года было начато восстановление внутреннего убранства и территории храма. В 1994 году был освящен придел преп. Сергия Радонежского.

К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса «Сибирского подворья», которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель.

В деле реставрации храма и возрождения прихода следует особо отметить усердие первого настоятеля храма свт. Филиппа иерея (впоследствии иеромонаха) Марка (Клименко). Дарованные ему от Бога таланты он всецело вложил в возрождение храма и прихода. Он рано ушел из жизни (6 октября 1998 года, в возрасте 40 лет). Ближайшим помощником в деле воссоздания храма был нынешний староста Владимир Иванович Акиньшин.

В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы. К декабрю 1993 года по эскизам художника-реставратора В.В. Филатова был расписан придел преп. Сергия Радонежского. Придел преп. Алексия Человека Божия расписан под руководством художника-иконописца И.П. Ярославцева. Иконостасы северного и южного приделов написаны художником-иконописцем Н.И.Архиповым. Летом 2003 года заново обустроена вся территория в пределах ограды храма с заменой газона, высадкой деревьев и кустарников. К началу 2005 года под руководством иконописца В.А. Ермилова была закончена роспись трапезной части храма между приделами преп. Алексия Человека Божия и преп. Сергия Радонежского.

Московские церкви святителя Филиппа

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ru

Самая известная в Москве церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, находится на Проспекте мира, близ спорткомплекса «Олимпийский». Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира.

Как известно, церковь построена на месте торжественной (или покаянной) встречи в Москве св. мощей митрополита Филиппа, перенесенных в стольный град из Соловецкого монастыря в июле 1652 году. Само место было очень символичным для этого события.

В глубокой древности, у самых истоков московской истории здесь, лесом проходила проезжая дорога из Владимира в Киев, по которой на великое княжение ехал сам князь Юрий Долгорукий, Тогда-то, в 1156 году он и повелел поставить в Москве на Бору небольшое деревянное укрепление — острожец, позднее названный Кремлем.

А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве (за пределами Кремля) церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности.

А в XIV веке здесь пролегла главная дорога в Троице-Сергиеву Лавру, отчего она и называлась Троицкой. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: «черный народ» -деревенские жители, крестьяне; «красный» — торговые люди, богатые, городские; и «белый» — «господа».

В 1395 году по этой же дороге из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана — на месте ее встречи у границ города москвичи основали Сретенский монастырь.

В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова.

В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского «място», «место» — «город». Поселили их за Сретенскими воротами — будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки.

Эти мещанские слободы, приписанные к царскому дворцу, были обособлены от остальных московских поселений. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская — улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей.

И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение.

Святитель Филипп, митрополит Московский. Икона XX века (Из Трапезного Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры). Источник: www.days.ru

Святитель Филипп родился в 1507 году в знатной и старинной боярской семье Колычевых и был наречен Феодором. 30-лет от роду он постригся в Соловецкий монастырь под именем Филипп и уже через 9 лет, в 1546 году стал его игуменом.

А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского — патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь «Красный звон» с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого — в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему.

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли.

Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова — главный опричник задушил его подушкой.

И в Отроческом монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя — всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь.

А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря «собинный друг» царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений.

Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. Св. мощи митрополита Филиппа были положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники.

А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест — поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться «часовня у Креста». Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру.

Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская (в советское время Рижская). Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала — таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. А в начале 1710 году XVIII века в ней устроили придел во имя Алексея, человека Божия.

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ru

Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней.

Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М.Ф.Карпова и Семена Карина — того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесеной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И.Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов.

Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А.Ч.Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала «Москва-Волга» этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую — по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. (До революции он назывался Виндовским.)

К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, — по находившейся там редакции популярного журнала «Безбожник». Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес.

Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице. В Москве она известна в основном как «дом Ростовых», где Лев Толстой «поселил» героев эпопеи «Война и Мир».

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А.Н.Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым — потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы. Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Церковь была закрыта вскоре после революции в 1918-1920 годах, когда в усадьбе разместился сначала дом искусств, где работала жившая по соседству в Борисоглебском переулке Марина Цветаева, потом литературный институт, а потом с 1932 года — резиденция Союза писателей СССР. Главка с крестом была сломана, а здание бывшей церкви вошло в состав основного сооружения.

Современное состояние[править]

Описание[править]

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхколонными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Деятельность прихода[править]

При храме действуют:

  • Воскресная школа для детей и взрослых
  • Молодежная группа «Филипповцы»
  • Социальная служба

Паломнику[править]

Расписание богослужений:

В воскресные дни и в престольные праздники Свт. Филиппа литургия в 10 часов. Накануне всенощное бдение в 17 часов.

В воскресенье вечером в 16 часов совершается вечерня с акафистом Свт. Филиппу (Великим постом – акафист Страстям Христовым).

В остальные дни недели ( кроме понедельника, если нет великого праздника) богослужение совершается в 9 час. – Утреня, литургия.

По пятницам в 17 час. – вечерня с акафистом попеременно – Иверской иконе Божией Матери и иконе Богородицы «Троеручица» (кроме дней В. Поста и Великих праздников).

Актуальное расписание богослужений на месяц

Адрес храма Воскресения Словущего на Арбате:

121019 Москва, Филипповский переулок, дом 20; Проезд до станции метро «Арбатская» (выход в сторону Гоголевского бульвара); Телефон.

Церковь Апостола Филиппа на Арбате вообще-то правильнее было бы именовать по-другому, ибо освящена она была как Церковь Воскресенья Словущего. И лишь придел освящен в честь Апостола Филиппа. Но такой смене названий есть, как нам представляется, две причины. Первая причина заключается в следующем. Считается, что на этом самом месте в середине 16-го века стояла деревянная церковь в честь Апостола Филлипа. Поставил же ее в честь своего святого и около своего загородного двора Митрополит московский Филипп, судьба коего оказалась столь же трагичной, сколь и судьба Апостола Филиппа: митрополит, как мы знаем, выступал против зверств опричнины Ивана Грозного, был лишен сана, сослан, а позже задушен Малютой Скуратовым. В судьбе его, скорее всего, кроется вторая причина, по которой храм именуется в честь апостола Филиппа. Это дань уважения Митрополиту Филиппу за его подвиг. Ныне существующая каменная церковь поставлена была тщанием стольника Ивана Косьмина в 1688 году. И служила приходской церковью для жителей Иконной слободы. В 1812 году церковь сильно пострадала от рук французских завоевателей. Да так сильно, что появилось даже решение ее вовсе упразднить. Скорее всего, так бы и случилось, но как раз в это Патриарх Иерусалимский направил просьбу к Императору Александру I о даровании Иерусалимскому Патриархату подворья в Москве, где могли бы останавливаться монахи братства Святого Гроба Господня для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Так в Москве было учреждено Иерусалимское подворье, коему и передали Церковь Апостола Филиппа. А Иерусалимский Патриарх прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Позже храму дарованы были частицы мощей святителя Иоанна, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров специально устроили позолоченный ковчег. В нём они находятся и по сей день. В 1918 году подворье закрыли. А вот храм так и остался действующим. А в 1989 году при нем вновь открыли подворье Иерусалимского Патриархата. Единственной утратой стали колокола, кроме одного. Ныне эта маленькая уютная церковь с невысокой шатровой колокольней находится по адресу Филипповский переулок, дом 20.

Адрес сайта: https://podvorie.orthodoxy.ru/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: