Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?


Вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, возникает не только у новичков, но и у христиан с большим стажем. Порой могут возникнуть небольшие трудности, поэтому к этому делу надо отнестись с полной серьёзностью.

За советами обращаются к священнослужителям или ищут ответ в специальной литературе. Приведенный ниже материал поможет получить нужный ответ и сэкономит драгоценное время.

Сложности при освоении Писания

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Начиная чтение, многие замечают интересную особенность. Как бы человек ни старался проштудировать текст быстро, это не получается. Иногда просто клонит в сон, с которым не так уж и легко бороться. Это доставляет определенные неудобства. Чем же объяснить такое? Священники считают, что это препятствие, которое учиняют демоны, на пути к Богу начинающем христианину.

Испытание необходимо преодолеть, и тогда сила и красота Евангелия откроется перед упорным читателем в полной мере. У воцерковленных лиц подобные проблемы почти не возникают, так как они сильны духом и вера их непоколебима. Любые искушения и трудности отступают, если проявлять стойкость и приложить определенные волевые усилия.

К началу чтения надо подходить, отбросив все негативные мысли, успокоившись внутренне, отстранившись от повседневных мелких дел и суеты. Лишь после этого освоение святых страниц будет успешным.

Сохранить свой духовный каркас

Прочитать Евангелие один раз и успокоиться — это, мягко говоря, странно, потому что Священное Писание — это пища для души. Мы кормим тело три-четыре раза в день, ещё и перекусываем между делом. А как же душа? Не надо забывать: когда человек молится Богу, он в этот момент беседует с Творцом, а когда читает Писание — Творец беседует с ним. Как можно ограничиться общением с Богом всего-навсего одним разом в жизни? Для христианина это невозможно. А просто прочесть Библию и поставить галочку «читал!» — это как-то совсем мелко.

Человек меняется, взрослеет, мудреет. С ним происходят всевозможные возрастные трансформации, он приобретает жизненный опыт — и всё это влияет на восприятие текста. Перечитывая художественное произведение, он будет каждый раз открывать что-то новое. Очевидно, что «Война и мир» в четырнадцать лет — это одна книга, а в сорок — совсем другая. Так и с Евангелием, и с другими текстами Священного Писания, которые я тоже призываю читать. Послания и Деяния святых апостолов, Откровение, Ветхий Завет — этот духовный каркас нельзя терять.

Сейчас существует очень большая проблема: православные христиане практически не читают Ветхий Завет, результатом чего становится неполноценное, однобокое, плоское восприятие Священного Писания. А ведь все святые учат нас не пренебрегать им! Преподобный Серафим Саровский придавал ему большое значение и говорил, что наш ум должен плавать в словах Писания. Сам он каждую неделю прочитывал Новый Завет полностью. Понятно, что преподобный Серафим был монахом и аскетом, но что нам мешает каждый день прочитывать хотя бы несколько строчек?

Главные правила чтения Евангелия

Установлены определенные нормы, которые верующий должен соблюдать при чтении евангельских текстов.

  1. Читать впервые надо от корки до корки. При последующем обращении к книге можно избирательно обращаться к полюбившимся страницам и отрывкам.
  2. Чтение проходит стоя.
  3. Исключается поспешность.
  4. Никто не принуждает к беспрерывному чтению.
  5. Нельзя отвлекаться на посторонние вещи: телевизор, музыку, разговоры и прочее.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Это общепризнанные правила, но есть и интересные мифы. О них ниже.

Дополнительно к вопросу о чтении

Некоторые считают, что если за изучение Евангелия берется женщина, то она должна быть нейтрально одета и с покрытой головой. Другие утверждают, что в домашних условиях это соблюдать не обязательно.

Запомнить все Писание за многоразовое чтение в любом случае не получится, лучше читать, чем стараться воспроизвести по памяти или заменять молитвой.

Если что-то непонятно в словах, не надо из-за этого прерываться. С каждым новым прочтением перед человеком откроется все больше сокровенного и интересного. Иногда, чтобы понять весь смысл прочитанного, стоит посмотреть толкователи. Есть такие книги. Надо использовать только разрешенные церковью.

Святое Евангелие – главная книга человечества

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Как правильно читать Евангелие ежедневно

Ни для кого не секрет, что часто человек обращается к Богу лишь в трудностях и бедах, которые преподносит порой жизнь. На самом деле чтение Писания должно быть логически выстроено. Надо стремиться к регулярности определенной системности.

Начиная чтение Евангелия дома, надо с уважением и со всей внимательностью относиться к каждому слову. Понимать, что в руках не просто обычная книга, а Божие Откровение.

Рекомендуется чтение по главам, т. е. за раз лучше прочитать главу полностью, не прерываясь и не бросая работу на полдороги. Если позволяет время, то лучше начинать свой день с прочтения и завершать его последующей частью.

Когда будет дочитала последняя страница, надо начинать снова. С каждым новым прочтением священных фраз христианин получает новые душевные силы, перед ним открывается то, что раньше было неведомо.

Почему тяжело осваивать Евангелие

Трудности с чтением Библии возникают у большинства верующих в начале их праведного пути к Богу. Феномен связан не только с непривычным для мирян стилем написания божественных текстов. Постоянно что-то отвлекает, мешают важные дела либо одолевает лень, а взяв Евангелие в руки, человек вдруг начинает зевать или ему внезапно хочется спать.

По мнению священнослужителей, подобные ощущения подтверждают существование тонкого мира, в котором обитают ангелы и демоны. Проводникам темных сил совсем не нравится, что мы и дома обращаемся к Богу, намерившись читать Евангелие. Поэтому темные духи строят всяческие козни, чтобы отвлечь человека от богоугодного дела. Помыслам бытового плана и рассеянности, которые часто одолевают начинающих, молитвенные правила рекомендуют противопоставить молитву Отче наш.

Важно. Даже если вы полностью не запомнили прочитанного, не прекращайте читать. Приобщение к ореолу святых мыслеформ просвещает нас, полностью меняя душевный настрой, отражается на поступках.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своем сборнике высказываний преподобных «Отечник» устами старца дал ответ на вопрос – читать или нет Писание, если текст непонятен и не запоминается:

Святитель предлагает до обращения к Евангелию и после него сотворить следующую молитву:

Нет строгих правил по поводу текста молитв до и после обращения к Библии, важна чистота помыслов, искренность обращения, страстность желания быть услышанным Господом.

Святоотеческие советы

Исходить надо от внутренней потребности верующего, но лучше включить чтение Нового завета, в том числе Священного Писания, в домашнее молитвенное чтение. Лучше по две части из Деяний и одну Евангелия.

С наступлением Великого поста надо приложить ещё больше усилий. Особенно важно обратить внимание на глвыы, в которых повествуется о последних земных днях Христа. Его мучениях, распятии, воскрешению. Более чем уместно делать это на Страстной неделе.

В какой позе читать

Вопрос о том, стоя или сидя читать Евангелие, задаётся священникам часто. Идеальный вариант, конечно, когда это делается стоя. Например Серафим Слободской советовал стоять, а перед началом обязательно один раз перекреститься. Как только процесс чтения подошёл к концу, надо ещё раз трижды положить крест.

Если же человек в силу разных причин сидит, болен или устал, то поза должна быть пристойной, без скрещенных ног или закинутых одна на другую. Известная фраза святителя Филарета о том, что лучше в сидящем положении размышлять о Господе, чем стоя — о своих ногах, прекрасно иллюстрирует вопрос.

Можно прежде, чем открыть книгу, прочитать следующую молитву. По завершении так же прибегают к молитвам, но это не строго обязательно, а лишь по желанию самого верующего. Читать следует душевно и не торопясь.

Молитва обязательна

Перед чтением Евангелие Нужно прочесть молитву. Нет какой -то строгой одной молитвы, нужно обратиться к Богу, чтобы быть услышанным и только после этого приступать к молитве.

Душа должна быть чиста и искренна, в желании читать молитвы.

Читать Евангелие нужно в спокойной обстановке, лучше всего это делать рано утром, сразу после пробуждения, либо поздно вечером-перед сном. Все члены семьи спят, и ничего не отвлекает от внимательного чтения.

Вокруг не должно быть никаких громких посторонних звуков, свет должен быть притушен, домашних животных тоже лучше временно убрать в другую комнату. Ничего не должно отвлекать читающего.

Все то, что будет прочитано — нужно услышать сердцем и душой. Лучше прочитать немного, одну две главы, но целиком и полностью их осмыслить и понять.

Как читать Евангелие дома с детьми

Приобщать ребенка к этому прекрасному дело желательно как можно раньше. Однако не стоит брать какие-то облегченные тексты и уж тем более использовать сказочные формы. Этот подход ошибочный.

Приветствуется чтение взрослого Писания, но если малышу будет можно слушать, то лучше приобрести специальные адаптированные под детей православные тексты. Сейчас их можно приобрести в некоторых церковных лавках.

С самых первых дней надо дать понять, что это не развлечение очередное, а серьезное дело. Не надо перегружать ребенка большими объемами. Лучше приобщать его небольшими порциями.

Толкования святых отцов

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности. Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения. Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Иерей Андрей Чиженко

Ко второму веку Евангелие было оформлено в виде четырех книг от четырех евангелистов

Ко второму веку Евангелии оформили в виде четырех книг — от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие входит в состав книг Нового завета.


Оклад Евангелия, которое выносят, украшен иконописными изображениями воскресшего Иисуса Христа с обращенными к Нему евангелистами

Каждый из авторов Святого Евангелия пытался сделать упор на тех моментах жизни Иисуса Христа, которые Он считал самыми важными. Но, тем не менее, каждая книга написана по-своему, так, как видел каждый евангелист.

Самые древние рукописи текстов Евангелия относят к 150 году.

Оно читается на утренней литургии, на всенощном бдении, во время проведения молебнов.

Когда Евангелие выносят на чтение — это считается самым торжественным моментом православного богослужения.

Обычно оклад Евангелия, которое выносят, украшен иконописными изображениями воскресшего Иисуса Христа с обращенными к Нему евангелистами.

В храме помимо Евангелия читают Апостол — еще одну книгу, которая содержит части Нового завета

В храме помимо Евангелия читаются и апостольские чтения на каждый день.

Апостол — это богослужебная книга, которая содержит части Нового завета, послания святых апостолов, а также собрание общих, воскресных прокименов, отдельных стихов из Псалтыри и других книг.

Апостол дня — читается также каждый день, как и Евангелие. Какой читается, к примеру, Апостол и Евангелие на сегодня можно узнать в Православном календаре.


Апостол — это богослужебная книга, которая содержит части Нового завета, послания святых апостолов, а также собрание общих, воскресных прокименов, отдельных стихов из Псалтыри и других книг

Православный календарь на azbyka.ru Там можно посмотреть указатель чтений на каждый день года

На сайте православного календаря можно посмотреть указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года. Оформлен указатель в виде таблицы, для того, чтобы было удобно читать книги дома.

Дома же, перед чтением глав из Апостола нужно произнести молитву:

Псалом 118, 18, 19

Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.

Читать такие молитвы необходимо для того, что Господь помог понять священные откровения, которым не всем могут открыться. Если человек читает и понимает написанное, то это только с Божьей помощью.

Перед тем, как читать какое-либо Священное писание, будет ли это апостол или Евангелие, нужно прочитать молитву:

Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.

За один год Святое Евангелие и Апостол перечитываются — 4 раза.

За год Евангелие и Апостол перечитываются 4 раза. Причем чтение их заканчивается и начинается одновременно.

Программа «Читаем Апостол» на канале «Союз» На нем каждый день читают «Апостол дня»

Например, на канале «Союз», есть программа, где читают каждый день Апостол дня.

Смотри также статью 4 евангелиста

Это сложно?

Да, поначалу может быть сложно, но это не страшно. Главное — читать. Мне в этой связи вспоминается притча о том, как к духовнику пришёл послушник и пожаловался, что читает Писание, но ничего не понимает. «Возьми грязный кувшин, налей в него воду, а потом вылей», — сказал старец. Юноша сделал, что было велено. Старец попросил повторить так несколько раз, а потом посмотреть в кувшин. «Что ты видишь?» — спросил он. «Вижу, что кувшин стал чище», — ответил послушник. «Вот так и ты!» Читая Евангелие, мы можем не полностью его понимать, но след от чтения остаётся: душа, разум, сердце становятся чище.

Сейчас принято ругать Кураева, но у него были хорошие мысли, с которыми я согласен. Он как-то сказал, что находит в христианстве много того, что не понимает, и это убеждает его в том, что оно истинно. Если бы всё было понятно, — это значило бы, что собрались люди, которые всё придумали, записали и логично по полочкам разложили — чтобы никаких сомнений не возникало. У нас же есть целый перечень богословских вопросов, которые не имеют ответов. И эти непонятные моменты убеждают нас в одном: нам известно о Боге ровно столько, сколько Он нам Сам открыл. Он непостижим — и, тем не менее, стал таким же, как и мы, пришёл в наш мир, и это абсолютно удивительно.

Евангелие для нас — это навигатор, инструкция к жизни. Если выстраивать жизнь по нему, это исцеляет душу, избавляет от многих проблем: тревожности, невротической обеспокоенности, страхов и фобий.

Подытоживая, я хотел бы призвать наших читателей изучать Священное Писание, потому что оно приводит в порядок и гармонию наши волю, ум и чувства. Читать его надо, чтобы у нас в голове не было каши, а была, как пишет святой Паисий Святогорец, «фабрика добрых помыслов». Если ум будет занят чтением Писания, то удастся навести порядок и в жизни. Будешь меняться сам — изменится и всё вокруг тебя. Это ли не повод обращаться к Евангелию как можно чаще?

Протоиерей Константин Лисняк

Раньше всех написано Евангелие от Марка — в 40-е годы

Время написания Евангелий выяснить довольно сложно. Целиком они дошли до нас поздно — в IV веке, в Синайском кодексе. Именно он и служит сегодня образцом, который принято считать наиболее близким к оригиналу.

Всё, что найдено до Синайского кодекса, — это отрывки. Причём часто тексты отличаются друг от друга.

Наиболее ранний из найденных отрывков — это фрагмент Евангелия от Марка.

Его датируют 40-ми годами нашей эры. Бесспорно, это старейшее из Евангелий. Правда, нельзя утверждать, что самые старые отрывки составляли полноценный текст, а не были просто заметками.

Мы не можем говорить, что до «Евангелия от Марка» не было других текстов Евангелий. Они просто не обнаружены. Популярна версия, что ещё во времена Христа ученики записывали его изречения, а Евангелия — это уже поздняя литературная обработка этих пометок.

Неизвестно, почему Евангелия в Библии расположены именно в таком порядке

Порядок Евангелий в Библии не соответствует времени их написания. Традиция располагать их так, как сегодня, появилась не сразу. Существовал, например такой вариант: «Матфей, Иоанн, Лука, Марк». Вперёд ставили апостолов, а последних двух авторов располагали по длине их рукописи.

На утверждение нынешнего порядка повлияли Евсевий и Иероним. Их версия порядка приобрела большую популярность. О причинах того, почему избрали именно такую очерёдность, нам ничего не известно.

О белках, жирах и углеводах

— Если обратиться к Вашему пастырскому опыту, приходят ли к Вам люди с вопросами по Евангелию? Или все-таки только с бытовыми, «прикладными», вопросами?

— Нет, по Евангелию вопросы — тоже бывают. Но они обычно очень похожи. Есть такие места в Писании, которые с налету не поймешь. Например, всех очень волнует судьба засохшей смоковницы — сейчас уже поменьше, но раньше очень волновала: как нехорошо, «неэкологично», немилосердно по отношению к природе Христос поступил!..

— Зачем читать такое трудное, такое сложное Евангелие, если есть более доступная, легкая литература на духовные темы?

— В пищу входит многое. Можно чай с вареньем пить и есть все время. Но долго не протянешь на таком рационе. Потому что помимо углеводов человеку нужны белки. Евангелие — это как белок, это основная пища. А так нужно все: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы.

— В середине XX века вышла книга «Мастер и Маргарита». Она у многих пробуждала интерес к Евангелию. Или рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»: некоторые свидетельствуют, что к вере пришли, послушав ее. Возможно ли создание таких вещей для знакомства с Евангелием широкой аудитории, не готовой к чтению первоисточника?

— Бывает и такое. Говорят, Ньютону яблоко упало на голову, и он о законе всемирного тяготения задумался после этого. Но это не значит, что если яблочную бомбардировку устроить, то люди всю космогонию поймут. В той же рок-опере ведь — искаженное Евангелие. А сколько народу «застряло» на ней и дальше не пошло? Но Господь, безусловно, разными путями доходит до человека. И такими — тоже.

— Но, казалось бы, Евангелия написаны не самыми учеными мужами и написаны для всех…

— Оно — для всех. А мера восприятия Евангелия у всех разная. Был такой случай очень давно — 1700 лет тому назад. Один молодой человек искал духовной жизни, пришел к старцу и говорит: «Хочу научиться духовной жизни!» Тот отвечает: «Хорошо. Давай откроем Псалтырь». И читает первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» Тот говорит: «Все, спасибо, достаточно». И уходит. Но, оказывается, уходит не насовсем. Приходит через 20 лет и говорит: «Я старался исполнять одну эту заповедь, которую услышал». Он 20 лет потратил на познание того, о чем была это заповедь и как ее исполнить!

Это как жемчужное ожерелье: жемчужинка за жемчужинкой нанизывается, пока не получится ожерелье. Одна заповедь — это была его мера. Но он исполнил ее и двинулся дальше. А другой человек может считать, что он все знает, обо всем болтать, а самого главного не понять. И потом влияет на жизнь человека, меняет ее не само чтение, а только приятие сердцем Евангелия. И даже не это влияет, а глубина этого приятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]