20-21 марта. Языческая Масленица – праздник встречи Весны или поминки Зимы?


Славянский Праздник Масленица (Комоедица, Красная горка, Красногор) — день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Дата весеннего равноденствия приходится с 19 по 25 марта. Масленица — это весёлый языческий праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Такое природное явление, которое наши Предки просто не могли обойти стороной. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, физический и энергетический. Поэтому сопровождается данный обряд: кулачными боями, вкусными блинами, хороводами, катаниями на санях, молодецкими играми и сжиганием чучела Богини Мары. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Потом из этой соломы делали чучело и сжигали весь негатив.

Масленица – праздник из языческих времён. В чём его суть?

Пусть простят меня те, кто, причмокивая и смачно вытирая жирноватые пальцы, собирается вкушать в этот праздник Масленицы круглые, ароматные, вкуснющие блины, как символ Молодого Солнца. Пусть простят меня те, кто в начале марта славит праздник Комоедицы. У тех попрошу прощения, кто в это время с веселыми играми и хороводами привык сжигать чучело Зимы, думая, что это и есть прекрасная Масленица, что таким должен быть сценарий традиционного славянского праздника.

Не у тех прошу прощения, кто, не вкладывая особого смысла, просто гуляет толпой и жарит домашние блинчики. Попрошу прощения у всех, кто развлекался, пировал, думая, что празднует Великую Славянскую Встречу Весны. Потому что собираюсь испортить вам этот праздник. Это весёлое поедание блинов в честь марта – вовсе не сам славянский праздник встречи весны!

Что же делать тем, кто хочет сохранить традиции языческого праздника, древнего торжества жизни над смертью? О том нынче и пойдёт речь.

Шумная Масленица, сценарий которой распространен сейчас – не славянский праздник

Здесь мы объясняем традиционный обряд, обращённый к Солнечному Богу-Управителю. Обряд делается с помощью структурированной воды, которая становится «святой» (чистой) в определённые дни года. Особенность этого обряда: Солнце посылает лучи мужской силы, Луна — убывающая.

    Если Вам нужно:
  • пошаговое описание того, как это нужно делать;
  • таблица с датами лучших дней этого обряда;
  • тексты заговоров в форматах pdf, epub, fb2.

Приобрести пошаговый обряд

***

Господь создал человека и вложил в него дар творчества. Человеку естественно ощущать в себе эту потребность – творить. Свои творческие способности человек реализовывал уже в раю, когда по Божиему повелению возделывал рай и нарекал имена животным. Способность творить не была утрачена человеком и после грехопадения. Однако и она оказалась зараженной ядом греха, поэтому даже благие начинания человека могут быть искажены и обезображены.

Как отдельный человек обладает творческими способностями, так не лишен ее и отдельный народ, составляющий единый организм. Именно из реализации народного творчества складывается та или иная культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Вспомним историю исхода евреев из Египта. Казалось бы, все знали, Кто освободил народ Израильский из рабства и не дал им погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего лишь на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» [1].

Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за многовековой период времени? Часто так и случается, что отмечают тот или иной праздник, с давних пор существовавший в народе, но уже не помнят его корней, не понимают его сути. И это печально. И это даже страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи.

Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Считает человек себя христианином – и отмечает языческие праздники, думая, что поддерживает христианские традиции. Бывает и наоборот, отвергает обычай, имеющий христианские истоки, будучи убежден, что борется с язычеством.

Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Для этого остановим наше внимание на Великом посте.

Во-первых, вспомним, что задолго до поста мы уже чувствуем его «дыхание». За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит «Покаяния отверзи ми двери…» и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма «На реках Вавилонских…» и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и, в то же время, ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!»

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост – это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах, а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел, умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

Первое и важное: когда будет праздник Масленицы

Помните, когда будет Масленица в этом году? А в какие даты её праздновали год назад? Почему-то даты встречи весны меняются год от года и часто не совпадают не только с природной, но и с календарной весной.

То, что ныне зовется праздником Масленицы — большая неправда. Гуляния, затеваемые перед великим постом, предшествующим Пасхе – это вынужденная, кривая, как всякая полуправда, попытка совместить древнее язычество и христианство.

Еще в пятнадцатом веке, в соответствии со своим природным календарем, славяне праздновали приход Весны в день весеннего Равноденствия. По новому стилю это время приходится на 20–21 марта. Когда солнце поднимается достаточно высоко, чтобы заглянуть в небольшое окошко деревянной избы, приходит время языческой Масленицы.

Это была настоящий праздник Масленицы, славянский праздник встречи Весеннего Солнца. Его праздновали много, много и много раз. Из века в век именно с момента Равноденствия люди считали весну вошедшей в свои права. Праздник исчислялся Солнечным Коловоротом, день, когда просыпалась Мать сыра Земля, когда спускался к ней молодой и огненный Ярило-Солнце, был настоящим славянским праздником Весны. Это день, когда одни Боги приходили в мир Яви, а другие покидали его. Возможно, с сожалением уходит от нас Морена-Зима, но такова её доля – покинуть мир людей по весне, потерять свою власть, чтобы вернуть её к следующей зиме.

Какое отношение к масленице христианского мира?

Согласно православной традиции, праздник масленица отсутствует в церковном календаре как событие. Вместо нее введены понятия Сыропустной недели (воскресенья) и Сырной седмицы (недели).

Смысл в них вкладывается другой, отличный от народной, тем более языческой масленицы. Сыропустная неделя называется еще Прощеным воскресением. Она заканчивает трехнедельный период подготовки к Великому посту, настраивающий своих верных на необходимую духовную ноту.

Понятно, что перемены в душе невозможно осуществить за несколько десятков дней. В это время Церковь, как сообщество всех живущих и усопших христиан, посвящает человека внутреннему вниманию к своим мыслям и делам. Это период покаяния и смирения. Через физическое и духовное ограничение, молитвенное предстояние верующий восходит к созерцанию Божественных откровений. Сырная седмица стала одним из таких видов физического смирения своей плоти. Мясо было не положено к употреблению на протяжении всей недели. Также отменялись все свадьбы. Но радость общения и веселья никто не запрещал. Главное соблюдать умеренность, благопристойность и память, что скоро Великий пост.

Христианский взгляд на материальный мир не приемлет языческие идеи, вложенные в обрядовую сущность масленицы. Православная вера отвергает такие взгляды многобожников, как:

  • цикличность времени (это линейная характеристика, о чем говорит и наука);
  • одушевление материальной природы;
  • сакрализация обычая и идолопоклонство;
  • оргии и кулачные бои.

Особенно отрицательно относится Церковь к проведению человеческого жертвоприношения. Сегодня этот феномен отсутствует, но сама идея еще не умерла.

Православие между тем не отменяет национальный колорит, который присущ масленице. Если она проводится в духе добра, уважения и любви, то ничего плохого в нем нет. Это славянское наследие теперь освящено истинным смыслом и новыми идеями воскресения и вечной жизни. Ведь христианский взгляд – это мировоззрение преображения, которое очищает греховную грязь и указывает на правильный путь. Масленица – языческий праздник, но теперь он стал неделей отдыха и веселья, без всякого сакрального значения. Главное – чтобы обычай объединял людей, а не разделял на конфессии и прочие партии. В это время Церковь советует посетить всех больных и страждущих, чтобы они также смогли ощутить атмосферу праздника.

Масленица у славян – праздник, начинающийся с поминок

Помните славянский Велесов День, праздник Бога Мудрости и Чародейства, который был 11 февраля? В это время Богиня Судьбы, Великая Макошь, устраивает суд над Мореной, Богиней Зимы и Смерти, и свергает ее власть.

Теперь вспомните, почему отмечают сороковой день со дня смерти. Сорок — это одно из трех известных славянам чисел, имеющих сакральный смысл. Славяне помнили, что Душа достигает Нави, Обители Мёртвых, за сорок дней после смерти.

Так вот, ровно через сорок дней от 11 февраля, именно, в день весеннего Равноденствия или сразу после него, 22 марта, Велес, Властитель Трёх Миров, отмечает символические поминки по Морене, которая ушла в Навь до следующих холодов. Вот что такое сжигание чучела Морены-Мары. Это древний огненный обряд, который был принят у славян в отношении умерших. Вот что такое праздник Масленицы. Знали вы об этом, когда поджигали соломенную куколку? Ведь такое знание придает смысл всему действию. Иначе же сакральное действие превращается в простую «гулянку»!

Если понимать подоплеку этого обряда, тогда даже становится понятно, почему праздник Масленицы называется Комоедицей. Совсем не потому, что «первый блин комом». Потому, что Великий Велес, обладая способностью к оборотничеству, чаще всего любил приходить на праздники в виде медведя, то есть «кома». Первый блин отдавали медведю, и пословица приобретает сакральный смысл только в первоначальном виде: «первый блин кому (медведю)». Вот и называется праздник Комоедица.

Блины, вообще-то, всегда были блюдом, которое ели на поминках, это ритуальное поминальное угощение у славян.

Справедливости ради надо сказать, отношение к тайне смерти, которое исторически показывали славяне, было удивительно светлым. Похожим на то, во что сейчас верят буддисты. То есть считалось, что Душа, очистившись в Нави, возвращается в Явь для нового круга совершенствования. Так что поминки по Морене был весьма весёлым славянским праздником.

Праздник Масленицы имеет свое, сакральное значение.

Традиции масленицы

Обычай употреблять в праздник молочные продукты и блины имеет свои корни. Причиной такого внимания к сметане, творогу и маслу является первый отел коров после длинной и холодной зимы. В старые времена эти блюда были действительно настоящим подарком к столу, ведь супермаркетов тогда не существовало. Бедные люди мяса практически не видели, и молоко было сильным подспорьем в качестве источника белков. Торжество называли еще масницей или блинницей.

Другой традицией в период масленицы было проведение помолвок, поэтому ее называли Бабской неделей (характерно для территории современной Белоруссии и Украины). До христианства в это время заключались браки. После крещения Руси обручившиеся молодые люди ждали окончания Великого поста и затем женились. То есть можно провести параллель между культом плодородия, целомудрия, женственностью и материнством.

Не все обычаи были строгими, с сакральным смыслом, приветствовались и веселые забавы. Например, зять приглашал тещу в пятницу к себе в дом и обильно угощал ее, чтобы она больше ела и пила, но молчала. Это был намек на длинный «тещин» язык. В Украине и Белоруссии девушки вели «колодочную» жизнь. Брали колодку, наряжали в человека и привязывали ее к холостым парням и незамужним девушкам. Кто не хотел такой пары, откупались снедью, выпивкой или подарками.

Еда всегда была немаловажным фактором в жизни язычников, о чем говорит происхождение традиционных блинов. По одной версии, это символ солнца, по другой – поминальный хлеб, которым угощали нищих в первый день масленицы, чтобы те помянули предков. Говорили, что первый блин за упокой. Кулачные бои или осада снежного города также стали неотъемлемой традицией масленицы. Они имеют свою историю. Дело в том, что пролитая кровь являла собой жертву богам и умершим духам. В старые времена это было очень опасное мероприятие, хотя целенаправленно убивать никого не собирались, но в пылу схватки такое случалось. С приходом христианства священники на местах по мере сил боролись с таким проявлением агрессии.

Почему Масленица длится не один день

Потому что на самом деле это два славянских праздника. Вслед за праздником Масленицей, прощанием с Зимой, начинается праздник встречи Весны, состоящей из Закликания Весны-Лёли и прихода Ярило-Солнца.

Праздники славян — это время единения с природой, а не «выходные дни, спущенные сверху». Четыре основных славянских праздника: зимний Солнцеворот (праздник Коляды, Бога молодого Солнца), весеннее равноденствие (праздник Ярилы, Бога Страсти и Плодородия), летний Солнцеворот (праздник Купало, Бога летнего Солнца), осеннее равноденствие (праздник Авсеня-Святовита, Бога-Первопроходца).

Праздник Масленицы продолжается несколько дней, потому что это два славянских праздника

***

Поэтому – да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха «ветхого человека» вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая – действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская [16]. Можно отвергать народное видение, которое, действительно, очень и очень часто является довольно вольным в догматическом плане, можно не принимать народного переживания христианских событий, изложенных таким образом, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является – язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет «европеизация» и секуляризация нашей страны, – если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже будем не в силах.

Дмитрий Кулигин

, иерей

Журнал «Церковный вестник», СПб., №1-2, 2004

Праздник Закликания Весны-Лёли и прихода Ярило-Солнца

После поминок Мары-Морены, которые длились неделю до весеннего равноденствия, и называемых раньше праздник Комоедицы, а сейчас праздник Масленицы, начиналась неделя славянского праздника, знаменующая приход Весны.

В честь Весны–Лёли украшается деревце лентами, и кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки. Зовут люди Лёлю и Ярило, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники–жаворонки и печенье, напоминающее солнышко, жгут костры.

Славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, свершение еще одного круга Жизни.

О самом празднике говорить можно много! Масленица столь важна, что одной статьи здесь недостаточно. Потому прочтите ещё о том, как проходила сама встреча весны.

После праздника Масленицы начиналась неделя славянского праздника, знаменующего приход весны

Традиционные масленичные обряды (забавы)

Катание на санях. Коней запрягали в расписные сани, крытые ковром или медвежьей шкурой, украшали цветными ленточками, бубенцами и колокольчиками. Празднично звенели колокольчики и бубенцы, весело мчались запряженные сани с наряженными людьми по улицам городов и деревень.

Катание с ледяных гор. Сначала для создания ледяных горок использовали естественные рельефы местности – пригорки, берега рек, овраги, которые заливали водой. Позднее на центральных площадях городов стали строить деревянные горки, изобрели специальные санки в виде лодки на полозьях.

На базарных площадях, возле ледяных горок, разворачивалась ярмарка, шла торговля горячим чаем из самоваров, пирогами и блинами.

Тут же располагался балаган (театр), собравшихся людей веселили скоморохи.

Взятие снежного городка. Люди возводили из снега снежный городок-крепость с башнями и воротами. Участники будущего сражения делились на две группы. Одна группа осаждала крепость, а ее защитники отбивались снежками. Такие снежные баталии тоже проходили весело.

Кулачные бои. В последний день Масленицы на базарной площади собирался народ – поглядеть и поучаствовать в кулачных боях «стенка на стенку». Сначала участники делились на две группы и вставали друг против друга. А кончались бои тем, что все дрались в одной куче, не разбирая ни родных, ни друзей.

Блины – главный атрибут масленицы. Круглые и горячие, они олицетворяют символ Солнца. Блины в масленичную неделю пекли и поедали в большом количестве.

Оставшиеся после праздника блины отдавали нищим или домашним животным.

В последний день масленичной недели (накануне весеннего равноденствия) проводили ритуальные похороны Масленицы-зимы. В городах и деревнях с песнями и приговорами по улицам шла веселая процессия ряженых людей с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали и приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на обрядовом костре. Одновременно зазывали Весну.

Обряд проводили на возвышенности (на горке).

В некоторых местностях чучело Масленицы не сжигали, а разрывали на части и разбрасывали по полям для хорошего урожая.

Дети тоже провожали Масленицу. Они делали куклу-Масленицу из соломы или тонких веточек. На голову кукле навязывали разноцветные лоскутки ткани и ленточки. Эту куклу в последний день Масленицы кидали в костер, на котором взрослые сжигали большое чучело Масленицы.

Кроме этого дети дули в глиняные свистульки, чей звук напоминал пение птиц – это тоже обряд зазывания Весны. Такие глиняные свистульки продаются на масленичных ярмарках и сейчас.

Масленая неделя

Всю масленую неделю народ праздновал, веселился, угощался блинами и другими вкусностями. В каждый из дней седмицы было принято производить определенные действия: ходить в гости, на санях кататься, а конце-торжественно сжигать чучело покровительницы тьмы и холода Мары-Марены.

Считалось, что проведший скучную масленую неделю обречен на невеселое прозябание в течение всего последующего года.

Понедельник-встреча

Первые три дня масленой недели назывались ”Узкой масленицей”. В это время еще разрешалось работать: заливали горки для катаний, делали чучело для сжигания в последний день праздника.

Повсеместно пекли блины, на ярмарках продавали сладости и другие угощения. Ходили друг к другу в гости. Особенно почитались родители со стороны мужа. Дети ходили от дома к дому, распевая песни. За это их одаривали блинами и сладкими подарками.

С накатанных горок первыми скатывались дети на санках. Взрослые приобщались к катаниям позже.

Вторник-заигрыш

На второй день Масленицы веселье приобретало более массовый характер. С обледенелых горок скатывалась молодежные компании и молодые супружеские пары. Строились снежные крепости, где разыгрывались целые баталии.

По улицам ходили группы ряженых, представлявшие незатейливые сценки с медведем. Популярно было катание на санях.

В этот день неженатая молодежь подыскивала себе пару. Происходило сватовство. Причем многие стремились это успеть сделать на масленой неделе, потому что в Великий пост договоренности о вступлении в брак не заключались.

Среда-лакомка

Со среды на улицах и площадях начинали работать лавки, где продавалось различное угощение: блины, сладости, выпечка, горячий чай и сбитень. Вместе со всей семьей зятья шли в гости к теще. Она должна была накрыть стол и накормить гостей до отвала.

На улицах разыгрывались сценки, главной героиней которых была теща. Сценки шутливые, с песнями, прибаутками и веселой музыкой.

Четверг-разгуляй

С четверга начиналась Широкая Масленица. Хозяйственные работы прекращались и начинались народные гуляния. К ним относились: хождения ряженых, снежные баталии у городков из снега и льда, кулачные бои ”стенка на стенку”.

Разводили большие костры, вокруг которых водили хороводы посолонь, то есть по часовой стрелке. Девушки песнями закликали приход весны. Изготовленное чучело поднимали на гору.

Дети и молодежь ходили по дворам и домам с колядками. Их угощали сладостями и непременными блинами. Молодожены разъезжали в расписных санях по гостям, скатывались с горок.

Пятница-тещины вечерки

В пятницу тещи наносили ответные визиты зятьям. Тесть присылал мешок муки и сливочное масло, а теща-все необходимое для приготовления блинов: кадушку для теста, котел или сковороды для выпечки.

Этот день официально не считался выходным, однако в пятницу лавки и конторы не работали, а дети не учились.

Суббота-золовкины посиделки

В субботу жены должны были приглашать в гости сестер мужа с семьями. Готовилось пышное угощение опять-таки с блинами и всевозможными сладостями. Блины доставались даже домашним животным. По обычаю, чтобы скотина не переводилась.

Совершали поминовение усопших, посещая погост.

Прощеное воскресенье

В воскресенье праздник завершался. Все ходили друг к другу в гости, просили прощения за причиненные обиды и неприятности. И получали его, само собой разумеется.

В этот день торжественно сжигалось чучело хозяйки мрака и холода Мары-Марены. В костер бросали и остатки праздничной еды как жертвенные требы. Пепел от костра развеивали по пашне. Чем больше пепла, тем плодороднее будет год.

Традиционные элементы праздника

Масленица — праздник всех славян. Зависимо от территории проживания, они вносили те или иные особенности.

Одежда (костюмы)

На территории современной России на праздник мужчины надевали красные рубахи-косоворотки, края которой были украшены тесьмой и вышивкой. Так как она не заправлялась, ее подпоясывали кушаком. На голове чаще носили остроконечную шапку с продольными разрезами, застегивающимися на мелкие пуговицы. На ногах — сапоги, а в качестве верхней одежды — тулуп. Женский костюм включал:

  • расклешенный книзу сарафан;
  • белая рубаха;
  • платок;
  • душегрейка.

В Украине одевались иначе. Женский наряд состоял из длиной вышиванки, поверх которой надевалась плахта. Вышитую рубаху носили и мужчины. Еще одна общая деталь — киптарик или теплый жилет.

Блюда, напитки и другие угощения

В Беларуси помимо традиционных блинов угощали пряженцами (жареные пирожки из картофеля), копытки из тертого картофеля, колдуны, драники и сбитень. На территории России меню выглядело иначе и включало кулебяки, расстегаи с рыбой, ватрушки, оладьи. В Украине принято готовить «пустой» холодец из свиных ножек, вареники с творогом, капуста с маслом, капусняк, каши.

Игры, забавы и развлечения

С наступлением Широкой Масленицы начинались массовые гуляния. Самые любимые — катание на лошадях, кулачные бои, создание снежных крепостей. Обязательно заливались ледяные горки, на которых весело было не только детям, но и взрослым.

Вторник – Заигрыш, 9 марта 2021

Название говорит само за себя: во вторник начинались гулянья. Например, люди катались с горок, на санях и на каруселях. Кстати, день был особенным для одиноких людей. Мужчины подбирали себе потенциальных невест, заигрывали с ними (Заигрыш же!) и ходили на смотрины. Так, чтобы уже на Красную горку (после Великого поста – он заканчивается 1 мая) можно было и свадьбу сыграть. Видимо, сейчас этот обычай вполне могут заменить приложения для знакомств. Ну а что – традиции-то чтить как-то надо.

И блины, конечно же, в этот день тоже пекли.

Как правильно есть блины на Масленицу

Нормы этикета Древней Руси разнятся с тем, как привыкли вести себя за столом воспитанные люди сегодня. Мы редко едим руками и чаще пользуемся столовыми приборами. Потому и блины на Масленицу многие едят, вооружившись ножом и вилкой. По древним поверьям же, есть масленичные блины нужно руками, а использование ножей и вилок навлечет на едока беду.

Cегодня традиция поедания главного масленичного блюда руками поддерживается все большим количеством людей. Чаще Масленица отмечается в кругу семьи или теплой компанией в ходе народных гуляний. На улицах выстраиваются масленичные городки с выпечкой блинов, горячим чаем, кофе и различными добавками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]