Святитель Игнатий Брянчанинов. О ревности душевной и духовной


Святитель Игнатий Брянчанинов. О ревности душевной и духовной

Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу.

Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравстенных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, — не святые, а грешники.

Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами.

Подобает помнить заповедание Спасителя: «Что же видиши сучецъ, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоемъ, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучець изъ очесе твоего: и се бревно въ оце твоемъ? Лицемере, изми первое бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучець изъ очесе брата твоего» (Мф. 7,3-5).

Что такое — бревно? Это плотское мудрование, дебелое, как бревно, отъемлющее всю способность и правильность у зрительной силы, дарованной Создателем уму и сердцу. Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляет себе он сам и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно: и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером.

Христианин, по исцелении себя Словом Божиим и Духом Божиим, получает правильный взгляд на свое душевное устроение и на душевное устроение ближних. Плотское мудрование, поражая бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и не может принести пользы, нисколько не действует на грех. Напротив того, духовное мудрование действует исключительно на душевный недуг ближнего, милуя ближнего, исцеляя и спасая его.

Достойно замечания, что, по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием, — те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование, будучи само бревном, придавало им такое огромное значение. Плотское мудрование видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались орудием и игралищем падших духов.

Преподобный Пимен Великий рассказывал, что некоторый инок, увлекшийся ревностью, подвергся следующему искушению: он увидел другого инока, лежащим на женщине. Долго боролся инок с помыслом, понуждавшим его остановить согрешающих, и, наконец, побежденный, толкнул их ногою, сказав: перестаньте же! Тогда оказалось, что это были два снопа (Алфавитный Патерик).

Преподобный авва Дорофей рассказывает, что в бытность его в общежитии аввы Серида некоторый брат оклеветал другого брата, будучи увлечен безрассудной ревностью, которая всегда сопряжена с подозрительностью и мнительностью, очень способна к сочинениям. Обвинивший винил обвиняемого в том, что этот рано утром крал из сада смоквы и ел их: по произведенному игуменом исследованию оказалось, что оклеветанный в указанное утро находился не в монастыре, а в одном из соседних селений, будучи послан туда экономом, и возвратился в монастырь только к тому времени, как оканчивалась Божественная Литургия (Преподобного Аввы Дорофея Поучение 9-е).

Если хочешь быть верным, ревностным сыном православной Церкви, то достигай этого исполнением евангельских заповедей относительно ближнего. Не дерзни обличать его! Не дерзни учить его! Не дерзни осуждать и укорять его! Это — деяние не веры, а безрассудной ревности, самомнения, гордыни.

Спросили Пимена Великого: что такое вера? Великий отвечал: «Вера заключается в том, чтобы пребывать в смирении и творить милость» (Алфавитный Патерик), то есть, смиряться перед ближними и прощать им все оскорбления и обиды, все согрешения их. Так как безрассудные ревнители в начальную причину своей ревности выставляют веру, то да знают они, что истинная вера (Здесь разумеется вера деятельная, а не догматическая. О различии их смотри Добротолюбие ч. 2. Иноков Каллиста и Игнатия гл. 16-я), а следовательно, и истинная ревность, должны выражаться в смирении пред ближними и в милости к ним.

Предоставим суд над человеками и обличение человеков тем человекам, на которых возложена обязанность судить братий своих и управлять ими. «Имеющий ложную ревность, — сказал святой Исаак Сирский, — недугует великим недугом. О человек, мнящий износить ревность против чужих недугов, ты отрекся от здравия души твоей! Потрудись со тщанием о здравии души твоей. Если же желаешь уврачевать немощных, то знай, что больные нуждаются более в уходе за ними, нежели в жестких обличениях. Но ты, иным не помогая, сам себя ввергаешь в тяжкую и мучительную болезнь.

Эта ревность в человеках не признается одним из видов премудрости, но причисляется к недугам души, есть признак скудости (духовного) разума, признак крайнего невежества. Начало премудрости Божией — тихость и кротость, свойственные великой и крепкой душе, основательнейшему образу мыслей и носить человеческие немощи. Вы бо сильный, говорит Писание, немощи немощныхъ носите (Рим. 15, 1), и: согрешающаго исправляйте духомъ кротости (Гал. 6,1.). Мир и терпение причисляет Апостол к плодам Святаго Духа» ( Слово 89).

В другом слове преподобный Исаак говорит: «Не возненавидь грешного, потому что мы все грешны. Если ты ради Бога подвизаешься против него (грешника), то пролей о нем слезы. Для чего же ты и ненавидишь его? Возненавидь грехи его, а о нем помолись, и тем уподобишься Христу, Который не негодовал на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как Он плакал о Иерусалиме? И мы во многих случаях служим посмешищем для диавола. Зачем же ненавидим того, над кем посмеивается посмеивающийся и над нами диавол?

Зачем ты, о человек, ненавидишь грешника? За то ли, что он не так праведен, как ты? Где же твоя правда, когда у тебя нет любви! Отчего ты не восплакал о нем, но гонишь его? Некоторые, мнящие о себе, что они здраво судят о делах грешников, и (по этому поводу) гневаются на них, действуют так из своего невежества» (Слово 90).

Великое бедствие — самомнение! Великое бедствие — отвержение смирения! Великое бедствие — то душевное устроение и состояние, при котором инок, не будучи призван или вопрошаем, по собственному сознанию своего достоинства начинает учить, обличать, укорять ближних! Будучи спрошен, или откажись дать совет и сказать свое мнение, как ничего не знающий, или, при крайней нужде, скажи с величайшей осторожностью и скромностью, чтоб не уязвить себя тщеславием и гордостью, а ближнего словом жестким и безрассудным.

Когда за труд твой в вертограде заповедей Бог сподобит тебя ощутить в душе твоей ревность Божественную, тогда ясно увидишь, что эта ревность будет побуждать тебя к молчанию и смирению пред ближними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них, как сказал святой Исаак Сирский (Слово 38).

Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови! Он погашает в ней разгорячение, приводит в спокойное состояние (Добротолюбие, ч. 1. Собеседование преподобного Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом).

Ревность плотского мудрования всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний. Последствиями слепой и невежественной ревности, если ближний ей воспротивится, обыкновенно бывают негодование на него, памятозлобие, мстительность в различных видах, а если покорится тщеславное довольство собою, возбуждение и умножение наших высокоумия и самомнения.

Ревность не только в супружестве

Природа ревности уникальна. Она появляется там, где есть любовь, но нет полного доверия. Когда я кого-то люблю, я им начинаю особенно дорожить. И тем больнее узнать, что ответного чувства нет и человек вовсе не так уж и сильно дорожит вашими отношениями.
Любовь в каком-то смысле беззащитна, ибо ее очень легко обидеть и оскорбить. И обиженная любовь может стать очень подозрительной и мнительной. Ибо приходит мачеха-ревность.

И так уж сложилась уникальная ситуация, что храм, Церковь Христова — это место, где любовь приходит к нам в виде благодатных даров Святого Духа. В храме есть место небесной любви между людьми. И именно это — задел для проблем с ревностью. Потому что благодать приходит и уходит, ибо не в силах мы понести должным образом этот небесный дар. А отношения, построенные на пике прихода благодати — остаются.

И — с ними надо что-то делать.

Как часто мы чувствуем между нами, певчими, особое единение, раскрываем душу, обнимаем друг друга в братском порыве? Бывает ли, что мы откровенны с нашими братьями и сестрами больше обычного? Конечно! Все это — следствие теплоты Господня прикосновения.

И когда оно рассеивается, будучи отогнано зловонием наших грехов и страстей, мы остаемся один на один с ситуацией неловкого молчания…
Мы слишком сблизились, слишком открылись, слишком доверились. Мы — стали семьей. А по современной статистике 90% семей распадаются в течение первых трех лет. Люди, клявшиеся друг другу в вечной любви не выдерживают первые три года. А нам на клиросе нужно служить до смерти. И потому мы не можем впадать в романтику «ах, не сложились характерами». Все сложится, нужно только посмотреть на ситуацию под верным углом. Надо узнать себя. И понять, что очень многие певчие — ревнивы.

Разум духовный

…Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение (преп. Макарий).

Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум… (преп. Макарий).

…Да сохранит тебя Господь от всех сетей и козней вражиих и да даст тебе истинный разум, обретаемый сми­рением… К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пи­шут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувст­венность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен (преп. Макарий).

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, — и во внешнем по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. — Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас (преп. Амвросий).

Спрашиваешь меня: каким образом можешь достиг­нуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и тер­пением находящих скорбей (преп. Амвросий).

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен (преп. Макарий).

Радость

Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас, и глаголет к нам чрез Апостола: «всегда радуйтесь, о всем благодари­те: сия бо есть воля Божия» (1 Фес. 5, 16, 18). — Слова Апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благо­дарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. — И когда так будем поступать, тогда и на нас будет испол­няться псаломское слово святого Давида: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4) (преп. Амвросий).

…Радость бывает в нас от частого памятования о Бо­ге, по писанному: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4) (преп. Антоний).

Начинать должно… с благодарения за все. Начало ра­дости — быть довольным своим положением (преп. Амвросий).

Пишешь, что любишь 7-ю неделю не меньше Светлой, то это так и должно быть, ибо в ней вспоминаются спа­сительные страдания Господа ради нашего спасения. О душе думать всегда полезно, нелишне и на Пасхе. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препят­ствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной (преп. Иосиф).

…Пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучи­тельная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны, но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без при­чины, а видно, было когда-нибудь, что ты по неопытности и неосторожности принимала обманчивую и прелестную ра­дость за настоящую (преп. Амвросий).

Есть смешная, но верная пословица: без инструмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь. Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить. — Потому что …всех веселящихся по-хри­стиански жилище в Горнем Сионе (Пс.86) (преп. Амв­росий).

Рассеянность

Хорошо, что ты поняла, как вредны для тебя рассеянность и обращение с мирскими. Горький опыт подоб­ных случаев на многих видим. Проси Бога, чтобы не попус­тил на тебя вперед быть таким увлечениям, а за прошедшее приноси покаяние… (преп. Макарий).

Рассеянно стоишь в церкви. — Приучайся помалень­ку не рассеиваться. Для сего старайся внимательно вслу­шиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно. — Не можешь понести оскорбительного слова. — В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшею всех людей (преп. Иосиф).

Жалуешься на рассеянность, что не можешь всегда внимательно молиться. — Да всегда внимательно молиться и никто из живущих на земле на может. Это, по замечанию святого Иоанна Лествичника, свойственно только Ангелам (преп. Иосиф).

Ревность к Богу

С одной стороны, об этом явлении часто говорится в житиях святых и, строго говоря, ничего плохого в этом нет. Суть явления проста и понятна. Некто, любящий Бога, стремится ему угодить, и когда видит другого угождающего, некая ревность сына, жаждущего угодить Отцу, подстегивает его стараться еще лучше. Начинается эдакая гонка добродетелей.
И в чем-то это даже прекрасно. Дети наперебой бегут к Отцу, стремясь первые донести свой подарок. Спотыкаются, падают, отряхиваются и бегут вновь.

Проблемы начинаются, когда в этом процессе появляется некая трудно понятная самому человеку злость на «конкурентов» или «аутсайдеров». Пример — у вас сегодня настрой горячо послужить Господу. Вы идете на службу с внутренним горением, уже жаждете отличных песнопений и лелеете в душе прекрасную службу. Но — пение не клеится!

Вы — злы и разочарованы. Вам не дали, с вашей точки зрения, угодить Христу. Злость распаляется, разгорается огнем и вот уже друзья начинают выглядеть странными гирями на пути к Богу. «Мешают угождать». Ревность начала свою деструктивную работу.
Есть и другая модель. Вы очень хотите угодить Христу, сердце буквально просится наружу. Но — у вас НЕ получается! Голос не тот, квалификации не хватает, усталость берет свое. Вот горе то. Вы стараетесь, а не получается. А стоящий рядом сосед сладкозвучно заливается. И — в сердце проникает ненависть. Он угождает Христу, у него получается, а у меня — нет. И снова ревность поднимает свою голову. Сладкоголосый сосед становится вам неприятен, причем зачастую по мало понятной вам причине.

Ревность друг к другу, к священникам

Я читал много историй певчих. И видел снова и снова, как ревность делает свое дело. Например, очень распространенной является ревность к священникам.
Все просто.

Священник — мужчина. Одевается в красивые блестящие одежды. Умен и говорит красивые проповеди. Обладает высоким статусом на приходе (высшим, строго говоря). И — становится привлекательным как друг. Чтобы он обратил внимание, приласкал, сказал пару теплых слов, оказал ДОВЕРИЕ.

Совсем не редки случаи, когда на приходе две подруги ссорятся насмерть, если одна из подруг стала приближенной батюшки, а другая — была им «задвинута». Особенно если они пришли на клирос одновременно. Казалось бы, зачем тебе быть приближенной священника? А вот хочется, чтобы глава прихода оказал тебе доверие, приблизил, дал понять, что ты важен, нужен, входишь в доверенный круг.
Я сам себя ловил на мысли, что мне не важна похвала за пение. Мне важны доверительные отношения со священством. Фраза «ну что, Дима, идем служить» мне даст куда больше радости, чем «дорогие певчие, спасибо за пение». Мне как бы важно, чтобы священник видел во мне собрата по служению, а не поющую кофеварку. И если вдруг я увижу, что тепло, доверительно и мягко этот же священник разговаривает с неким певцом нашего прихода — во мне непременно проснется она самая — ревность. Это очень опасная и тяжелая сила.

Певчие ревнуют и друг к другу. Особенно это касается системы отношений «певчий-регент». Некто был приближенным регента, все его ревнуют, завидуют. Потом система отношений меняется и регент приближает кого-то другого. И все начинают ревновать уже к этому человеку. Кажется бредом, но в церкви, где вся идеологическая система построена на любви и дружбе, очень эту самую дружбу начинаешь ценить и бурно реагировать на ее исчезновение.

Тут довольно хитрый механизм. Время от времени радость службы сближает нас особенно. И мы — становится на время другими, заполненными, целыми, ЦЕННЫМИ. И в таком состоянии мы становимся друг для друга очень значимыми. Дружба кого-то, на время заполненного Святым Духом, целого и ценного становится необыкновенно важна.

Это состояние, когда тебе оказывает доверие некто ценный на метафизическом уровне — запоминается и тебя потом мучительно тянет вернуться к этой системе отношений, когда у вас было одно сердце на двоих. Вот только Рождество закончилось, елка выброшена, а игрушки убраны в ящик. То состояние высоты погасло между нами, а жажда вернуться к ним — вечна. Вдобавок — тебя вдруг отчего-то задвинули, приблизив другого. И так рождается она — ревность друг к другу.
Ведь ты помнишь, как некто — верующий, истовый и правильный говорил тебе жаркие святые слова доверия, дружбы, братской любви. И вдруг он же — охладел к тебе (и уж не так и важно, по какой причине) и говорит эти слова другому. Это в самом деле больно. И является довольно частой причиной малопонятных конфликтов на клиросе. Когда люди ничего вроде друг другу не говорят, более того, утверждают, что «все нормально», а твое сердце просто вопит об обратном.

Знакомо?

Раздражительность

Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умно­жится, а когда тебе показуют ее, то, при помощи Божией и самоукорении, можешь получить исцеление (преп. Макарий).

Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (преп. Макарий).

Ты говоришь: редко удерживаю свою пылкость, опом­нясь, прошу у Создателя моего прощения: посему нельзя сказать, чтобы ты не жалела о своих согрешениях. О пыл­кости скажу тебе, по-нашему, просто: это гнев и ярость, которые происходят от гордости, а не от природы, а более оттого, что все, что ни делала прежде, казалось хо­рошо, и принимала хвалу, а иногда укоризну, и во всем составляла свою волю и разум, оттого оные и взяли силу, теперь их надобно противными врачевать… (преп. Мака­рий).

…Вы имеете залог яростной части, т.е. раздражи­тельность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надобно иметь попечение об исцелении оной, а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, а страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снис­хождением, милостью, но ведь этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи, так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действующий страсть <�по страсти>, есть противящийся страсти, а есть искореняющий страсть. Мы хотя еще не можем искоренить, но когда будем противляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божий; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собою и бороться с ними (преп. Макарий).

Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, тер­пением, любовью, а не вниманием к слабостям ближних и не осуждением, но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно, не без Промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь и дать средство к исцелению — борьбою, сопротив­лением и смирением (преп. Макарий).

…В рассуждении раздражительности советую вам охра­нять себя, как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает меди­цинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более име­ет силы (преп. Антоний).

Против раздражения — терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых (преп. Макарий).

Насчет раздражительности своей, должно всеми мера­ми стараться удерживать себя, дабы не приобрести себе несчастного навыка ко гневу, каковой несносный порок не столько заметен бывает в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной (преп. Антоний).

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Гос­поди, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается (преп. Нектарий).

…Исцеляется она <�раздражительность> не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от досад, а в случае побеждений ими — познанием своих немощей и смирением. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто из тех, которые лицемерно подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия…» (преп. Лев).

Очень жаль, М, что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допускайте себя до раздражительности; стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надобно оставить так, предоставя случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу приде­те и в навык; ведь и худое и доброе навык укрепляет (преп. Макарий).

Рай

Радуюсь, что наша Оптина тебе так понравилась, что показалась раем. Впрочем, от нас самих зависит наш рай: потерпи, смирись — и обрящешь рай в себе самой. Как говорит один святой: «Не ищи ни Рима, ни Иеруса­лима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом Ангелов и святых». Поэтому не унывай, что ты не достигла сего, а старайся и начинай не сверху, а с нижней ступени, т. е. со смирения, самоукорения. Говори себе: я недостойна, чтоб живою жить в раю, сподоби меня хоть по смерти вместе с благоразумным разбойником наследовать Твой рай (преп. Анатолий).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]