О терпении скорбей. Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Войти на сайт

Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди

О терпении Господь говорит так:Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). Он не сказал: «Спасайте вашим постом, вашим бодрствованием». Терпением же я называю то состояние, которое сообразно с волей Божией и есть царица добродетелей, основание доблестных подвигов, мир в войнах, тишина в буре и непоколебимая твердыня для обладающих им. Преподобный Григорий Синаит (XIV век).

Блажен, кто принуждает себя терпеть страдания, потому что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Невозможно исполнить заповеди Господни иначе, как посредством терпения и молитвы. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.).

Всякая скорбь, соединенная с терпением, хороша и полезна, а без терпения есть отвращение Божие и безполезна.

Насколько подвижник терпит скорби, настолько побеждает врага.

Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца, то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII век).

Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди. Тот не воин, кто идет на сражение с робостью и страхом; мужество и храбрость должны одушевлять доблестного воина, и тот не последователь Христа, кто идет за Ним с грустью и скорбью. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорби. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание. Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Я не перестал говорить и не перестану, что печально одно только грех, все же остальное пыль и дым. Что, в самом деле, тяжкого обитать в темнице и иметь на себе узы? Почему тяжело терпеть несчастья, когда терпение бедствий делается основанием столь великой награды? А чем тяжело изгнание? Чем тяжело лишение имущества?.. Если ты укажешь на смерть, то скажешь о долге природы, который непременно надо потерпеть… Святитель Иоанн Златоуст (407).

Неужели вечное блаженство столь малоценно, что не хотим и немного потерпеть ради него? Иеромонах Арсений Святогорец (XIX в.).

Как терпением облегчается, так нетерпением умножается страдание.

Терпению без бед и искушений научиться невозможно, ибо терпение — это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа. Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему?

Если ваши скорби и страдания будут продолжительны, и тогда не изнемогайте и не предавайтесь печали и унынию, но все попечение возложите на Господа, по слову Его: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Утверждайтесь в надежде на Господа, помышляя всегда, что временные страдания и скорби скоро пройдут, а награда за терпение обещана вечная, великая и неизобразимая. Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).

Помыслы смиренномудрия удерживают душу в терпении. Если же это так, то и следующее по необходимости справедливо: ни что другое не выводит души из терпения, как помыслы гордостные. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Надобно учиться терпению не тогда, когда бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы. Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего.

Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.

Заучивай псалмы и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго (Пс.90); 2) Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс.39); 3) Боже, в помощь мою вонми (Пс.69). Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося.Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами.

Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо. Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Терпение есть необходимое условие, без которого мы не можем понести данного нам Господом креста. Но в чем же состоит самый крест наш? Не в том, конечно, что мы часто бываем в храме и выстаиваем здесь длинные службы. Ведь Церковь есть земное небо, она есть место, где мы приготовляемся к небесной жизни, а есть еще и земля, на которую мы посланы Богом… Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнет духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки. А иначе как искоренятся страсти? Прп. Паисий Святогорец (1924-1994).

Преподобный Макарий Египетский считал, что смирение — великая высота, честь и, достоинство

Рассмотрим, что говорили святые отцы о смирении. Почему мы должны ссылаться именно на мнения святых отцов? Потому что, святые люди это те, кто достигли святости. Своими трудами, праведной жизнью, смирением — они достигли того состояния, так называемого «обожения», достижением к которому и есть одна из важнейших целей православного христианина.

Преподобный Макарий Египетский считал:

Макарий Египетский

Преподобный

«Смиренномудрие есть великая высота, честь и, достоинство… Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать…».

В этих строках он говорит, что иметь смирение, дано не каждому, потому что это честь и достоинство. А эти данные может иметь далеко не каждый. Но кто сможет смирить себя не только перед людьми, но и перед Богом, сможет иметь эту великую благодать.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводил небольшой рассказ, в котором говорит, что смирение имеет только тот человек, что делает добро тем, кто тем делает зло:

Игнатий Брянчанинов

Святитель

«…Брат спросил старца: Что есть смирение? Старец отвечал: Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло. Брат возразил: Если человек не достиг такой меры, что ему делать? Старец сказал: Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание…».

Также святитель пишет:

« Истинное смирение — Божественное таинство: оно недоступно для постижения человеческого. Будучи высочайшей премудростью, оно представляется безумием для плотского разума». То есть он считает, что простой человек просто не может иметь истинное смирение, то, какое иметь необходимо.»

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин считал, что смирение просто невозможно иметь без нищеты:

Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный

«Смирение нельзя приобрести без нищеты (то есть без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без нее никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа…».

Ефрем Сирин писал, нужно иметь признаки человека, который действительно имеет смирение

Ефрем Сирин писал, чтобы иметь милость Божию нужно иметь черты и признаки человека, который действительно имеет истинное и правильное смирение, нужно:

Ефим Сирин

Святой

«…почитать себя грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить…».

Иоанн Златоуст говорил, что сколько бы человек не смирялся, он никогда не сможет смириться настолько, насколько смирился Господь Наш. Также он писал, чтобы приобрести смирение, не нужно бояться потерять свою честь. Если человек будет иметь смирение, то слава его возвысится.

Иоанн Златоуст

Святой

«…Если мы захотим казаться великими, не сделаемся великими, но будем бесчестнее всех…».

Святой Симеон Новый Богослов писал:

Симеон Новый Богослов

Святой

«Одно – говорить смиренные слова и другое – иметь смиренномудрие. Одно есть смирение, другое – цвет смирения, а третье – плод его. Иное есть красота плода, иное – сладость его, а иное – действия, бывающие от этого плода.

Из этого, что сказано о смирении, иное в нашей, а инее не в нашей власти. В нашей власти – помышлять о том, что располагает нас к смирению, мудрствовать о том, рассуждать, говорить и делать, но само святое смирение с его существенными свойствами, дарами и действиями – не в нашей власти, но есть дар Божий, чтобы не вздумал кто хвалиться даже и этим».

Вывод — что нужно делать человеку, чтобы иметь смирение в душе и сердце своем

Подведем небольшой итог всего ранее сказанного из слов святых отцов. Что же все-таки нужно делать простому человеку, чтобы иметь смирение в своей душе и сердце?

  • нужно стараться как можно меньше говорить, а больше делать полезных и добрых дел;
  • с благодарностью принимать все, что будет приходить в наш адрес, а будет и плохое и хорошее, что скорее будет больше плохого, но это все нужно вытерпеть;
  • оставаться всегда спокойным, тихим, добрым и кротким, даже если кто-то пытается вас разозлить или вывести из себя;
  • всегда нужно выбирать самое плохое место, самую тяжелую и трудную работу;
  • пусть вас никто не любит, зато вы должны любить и ничего не требовать взамен от человека;
  • нужно понимать, что все, что мы имеем, какие-либо таланты, способности все дал нам Господь, сами мы себе ничего не можем дать;
  • нужно чаще молиться, просить у Бога прощения за все свои грехи.

Конечно, выполнить все пункты будет очень тяжело, что мы должны стараться, чтобы получить то, что называется христианской добродетелью — смирение.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что путь к смирению — это послушание и правота сердца

Преподобный Иоанн Лествичник полагал, что смирение невозможно иметь без послушаний:

Иоанн Лествичник

Преподобный

«Путь к смирению — послушание и правота сердца, которые естественно сопротивляются возношению».

Святитель Тихон Задонский писал, что смирение нужно проявлять не только внешне, но и внутренне его иметь. Он отмечает, что многие люди стремятся показать свое смирение только внешне, но в сердце вовсе его не имеют:

Тихон Задонский

Святитель

«…Многие отказываются от чинов и титулов мира сего, но не хотят отказаться от высокого мнения о себе, отрекаются от чести и мирского сана, но хотят почитаться из-за святости.

Многие не стыдятся называть себя перед людьми грешниками, или еще больше, самыми грешными, но от других этого слышать не хотят и потому устами только называют себя такими… Иные черной рясой и мантией тело покрывают, но сердца покрыть не хотят.

Так и прочие знаки смирения показывают!.. Все такие смирения в сердце не имеют. Могут эти знаки быть приметами смирения, но когда того, что они значат, нет,- это не что иное, как лицемерие.

Такие подобны меху, надутому воздухом, который кажется чем-то наполненным, но когда воздух выйдет, обнаружится, что он пуст… Поэтому смирение, как и всякое благочестие, должно иметь в сердце».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]