Храм Бориса и Глеба в Дегунино прославился тем, что многократно был разрушен и сожжен. Каждый раз на пепелище он возрождался заново, словно Феникс. Сегодня храм причислен к памятникам русской архитектуры и находится под охраной Государства.
Он имеет два придела: Святителя Николая Угодника и иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Главный престол освящен в честь благоверных князей Бориса и Глеба.
Храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине | |
Страна | Россия |
Город | Москва |
Год основания | 1585 |
Сайт | hram-bg.ru |
Игумен | Митрофорный протоиерей Георгий |
Храм поначалу был деревянной церковью с бедным убранством
В 1633 году, была построена церковь с приделом святого Иоанна Богослова на деньги местного священника. По историческим документам это деревянное сооружение с бедным убранством. В восьмидесятых годах церковь носила имя апостола Иоанна Богослова с приделом святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба.
В 1762 году на средства обители, благословением митрополита Тимофея, строится новая деревянная однопрестольная церковь Бориса и Глеба.
1980 год. Здание храма арендовано институтом «Микрохирургии глаза». В 1990 году оно вернется церкви
История[править]
Самое раннее упоминание селения Дегунино в письменных документах относится к 1336 г. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею.
После этого упоминаний о Дегунине не встречается в течение двух столетий. Однако в Писцовой книге 1584 г. дано подробное описание села, из которого следует, что незадолго до этого времени оно было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 «пустоши, что были деревни» и 3 «пустоши, что были селища». Но опричнина, набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч подмосковных деревень. Согласно Писцовой книге, Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были «… церковь Борис и Глеб, древена, …, при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею».
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней.
Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. В 1623-1624 гг. оно описано как «деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба». В 1633 г. восстанавливается церковь. Однако из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви «имать не велел», можно заключить, что село было экономически слабым.
Внутреннее убранство
После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе: «Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба».
В 1764 г. по указу Екатерины 11 была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей.
Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, разросся. В 1861 г. в нем было 695 жителей. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился в 1863 г. с прошением к митрополиту Филарету, в котором сообщал о желании прихожан построить новую каменную церковь «близ настоящей деревянной». Прорехов согласился внести арендную плату единовременно, за 12 лет вперед, готовой продукцией, то есть поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.
Каменный храм в селе Дегунино, выполненный в псевдорусском стиле, был построен рядом с деревянным в 1866 г. Церковь была живописно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.
В 1874 г. деревянный храм все еще стоял рядом с каменным. В тот период деревянный оставался Борисоглебским, а каменный был освящен во имя Николая Чудотворца. Два храма стояли в Дегунино с десяток лет. Известно, что только к 1884 г. деревянный был разобран.
В 1940 г. Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. В здании церкви разместилась трикотажная фабрика «Родина», выпускавшая спортивные костюмы.
В 1991 г. Борисоглебский храм возвращен церкви.
Борисоглебский храм имеет два придела, а также приписные церкви и часовню
Храм Бориса и Глеба в Дегунино принадлежит северному викариатству. К нему относятся несколько приписных храмов, расположенных в Москве в районе Дегунино. Храм преподобного Серафима Саровского находится в НИИ педиатрии имени Вельтищева по улице Талдомской, дом 2.
В здании бюро медико-социальной экспертизы по улице Ивана Сусанина 3 располагается церковь Целителя Пантелеимона.
Храм иконы Богородицы «Геронтисса» — по Талдомской 6, в помещении Психоневрологического интерната № 25. Рядом с Борисоглебской церковью расположилась Часовня святого великомученика Пантелеимона.
Деятельность прихода[править]
При храме действуют библиотека, воскресная школа для детей и взрослых, группа милосердия (духовная и материальная помощь психоневрологическим интернатам № 25 и № 28).
Ответственная за социальное служение — Бражникова Ольга Николаевна: тел
. 8-963-770-81-62,
е-mail:
Ответственный за молодёжную работу — Иерей Андрей Коновалов, помощник — Морозов Александр Владимирович: тел.
+7 963 770 8183,
е-mail:
Директор воскресной школы — Герасимова Алла Петровна. e-mail
Страстотерпцы Борис и Глеб стали первыми святыми в Русской православной церкви
Храм именован в честь великомучеников Бориса и Глеба, сыновей Киевского князя Владимира Святославовича, убитых собственным братом Святополком. О грядущей смерти братья знали, однако, не противостояли братоубийце. Святополк бежал в Польшу, но и там не смог найти себе покоя.
Борис и Глеб — первые святые, канонизированные Русской Церковью. Вскоре после смерти, князья великомученики стали хранителями и покровителями земли русской. Воспитанные в православной вере, они были хорошо образованы, читали Библию, жили в благочестии, помогали бедным.
15 мая 2018 года в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино состоялся престольный праздник — День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Престольные праздники
В Борисоглебском храме престольные праздники отмечают несколько раз в год, так как это трехпрестольная святыня. К каждому такому событию храм украшают цветами, одеваются в праздничные облачения, подготавливается самая красивая утварь. Хор создает торжественную, праздничную атмосферу.
К престольным праздникам готовится как штатное духовенство, так и прихожане. Еще до наступления праздника все желающие собираются в церкви и почитают память святых. Обычно после соборной молитвы проводится Крестный ход.
Расписание престольных праздников:
15 мая | Перенесение мощей Бориса и Глеба |
6 августа | День преставления Бориса |
18 сентября | День преставления Глеба |
6 ноября | День памяти иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» |
19 декабря | День памяти Николая Чудотворца |
22 мая | Перенесение мощей Николая Чудотворца |
Князь Святополк, который убил своих братьев, был выслан из страны
Когда братья выросли, Борису князь даровал Ростов, а Глебу — Муром. Перед самой смертью Владимир вызвал Бориса, дал ему войско и отрядил в поход против печенегов. Вскоре князь скончался, и старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским.
К братьям же он послал убийц, чтобы единолично править Русью. Братья приняли смерть покорно. Борис распустил свое войско, сказав:
«На брата старшего руки не подниму, не по-христиански это».
Тело Бориса отвезли в Вышгород и спрятали в храме Василия Великого.
Глеб также знал о грядущей гибели, которая настигла его под Смоленском. Отказавшись от междоусобицы, Глеб смиренно принял смерть вслед за Борисом. Ярослав Мудрый, князь Киевский отыскал останки святого Глеба и положил их рядом с мощами Бориса в храме святого Василия.
Святополк же за свои злодеяния был прозван в народе окаянным и провел остаток своей жизни в изгнании.
Кратко о Дегунино
Первые упоминания о селе датируются 1328 годом. Тогда Иван Калита пожаловал его семье княгини Ульяны. Спустя 17 лет Дегунино передано Симеоном Гордым своей жене Марии. Позже оно было во власти князя Андрея, и только потом его передали в руки православной церкви, которая распоряжалась селом на протяжении 4-х веков.
Связано это с тем, что супруга погибшего Дмитрия Донского построила в честь мужа Собор Рождества Богородицы, на содержание которого сын Андрей отдал Дегунино вместе со всеми угодьями. Затем село упоминается спустя 2 столетия, и значится, как собственность Рождественского храма.
Во времена Смуты (1598 – 1613 гг.) Дегунино вместе с церковью были разрушены. Оно перешло из статуса села в статус деревни. Восстановление оказалось возможным только в 1633 году, но бедность продолжала царить в селе. Церковь на 40 лет была освобождена патриархом Иоасафом от выплаты дани, что помогло Дегунино улучшить свое финансовое положение.
В 1700 году село отдали Московскому Алексеевскому девичьему монастырю, а в 1764 оно снова стало государственным, а крестьяне экономическими. В 1863 году через Дегунино проложили железную дорогу, это также способствовало повышению уровня жизни дегунинцев.
Фото села Дегунино
С конца 19 века Дегунино считалось достаточно зажиточным населенным пунктом. Местные жители в основном получали доход с огородничества и продажи молочной продукции. В 1960 году село прекратило свое самостоятельное существование, так как стало частью Москвы. В память о нем были названы некоторые улицы и даже районы.
Борисоглебский храм в Дегунино приглашает всех желающих принять участие в жизни прихода
В будние дни в 8:00 — исповедь, в 9:00 — Литургия.
По воскресеньям и праздникам — Литургия в 7:00 и 10:00.
В воскресенье в 16:00 — акафист святым благоверным князьям Борису и Глебу, Богородице «Всех скорбящих Радость» и преподобному Николаю Чудотворцу.
Расписание богослужений на официальном сайте храма
Это примерное расписание, оно обновляется каждый месяц. Следить за ним можно на странице с расписанием.
Действующий настоятель — митрофорный протоиерей Георгий.
Храм святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино расположен по адресу: улица Дегунинская, дом 18а.
От станции метро «Петровско – Разумовская» автобусами 191, 194, 672 до остановки «Институт микрохирургии глаза».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Святыни храма
Настоятелями московских храмов в дар храму были преподнесены святыни. Так, подаренная икона великомученика и целителя Пантелеймона настолько чудотворна, что самоочистилась и обновилась.
Был подарен Голгофский крест — великолепный и неповторимый.
Многие прихожане подарили свои иконы. Другие иконы были заново написаны, но уже стали намоленными:
- Святого Николая Чудотворца с мощевиком;
- икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»;
- Матроны Московской;
- «Всех скорбящих радость»;
- «Неупиваемая чаша»;
- Ксении Петербургской;
- Спиридону Тримифунтскому.
Некоторые иконы заказывали и писали по просьбе прихожан, учитывали их пожелания. Одна из прихожанок принесла икону «Знамение», которая была в храме с 1938 года до закрытия. Она ее спасла, чудом сохранила.
Роспись верхнего храма
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове
Фото: храм Преподобного Сергия Радонежского (businovohram.ru)Считается, что Храм Преподобного Сергия Радонежского построен в 1859 году на деньги, выделенные князем Николаем Оболенским и купцом Иваном Бусуриным. Но его история более древняя, чем само здание. Каменное сооружение пришло на смену деревянному, возведенному в селе Бусинове в XVI веке (первая дата, встречающаяся в источниках и связанная с храмом в Бусинове – 1584 год). Изначально храм был возведен в честь великомученика Георгия Победоносца, но выбор места обусловила легенда о Сергии Радонежском: по преданию, через село Бусиново пролегал его путь из Троице-Сергиевой Лавры (тогда она называлась Троицкая обитель) в Москву. Он благословил место, которое с тех пор закрепилось за церковью.
Фото: храм Преподобного Сергия Радонежского, 1934 год (businovohram.ru)В 1623 году Храм Георгия Победоносца обветшал и был разобран. Двадцать лет свято место было пусто, а потом там же возвели деревянный храм, но уже во имя Сергия Радонежского. Спустя век сельские крестьяне собственными силами и средствами обновили изрядно осунувшуюся постройку, но к середине XIX века обветшал и он. Именно тогда, в 1859 году, наконец-то дерево сменилось камнем. Хотя, строго говоря, каменный храм стали строить до сноса деревянного. Только когда работы были закончены, старую церковь разобрали и поставили на ее месте часовню. Главный алтарь, по традиции, был освящен во имя Преподобного Сергия, а южный и северный приделы – во имя Рождества Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца соответственно. Когда императорская власть сменилась на власть Советов, храм закрыли, колокольню разобрали, здание перестроили и превратили в пошивочную мастерскую. До 1990 года оно напоминало творение Франкенштейна – что-то сносили, что-то надстраивали.
Фото: храм перед восстановлением, 1990 год (businovohram.ru)Вернуть храму после бурного советского периода его прямое предназначение православная община пыталась с 1988 года, но получала отказы. Спустя два года разрешение было получено. Тогда же начались работы по восстановлению. Статус церкви здание вернуло 18 июля 1991 года – в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас храм в Бусинове принадлежит Московской городской епархии РПЦ. В Храме Преподобного Сергия Радонежского хранится ковчег с частицами мощей, облачения и гробовой доски Патриарха Московского и всея Руси Тихона.
ул. Ижорская, д. 1 Смотреть на карте
+
businovohram.ru