Филарет Московский, митрополит Московский и Коломенский, является известным религиозным деятелем и богословом. Он был прославлен в лике святых в 1994 году. Молитва Филарета Московского считается одной из самых сильных для тех, кто утратил веру в традиционную медицину. Обращаясь к святому, многие люди получали исцеление.
Дни памяти:
- 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;
- 28 июня (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых;
- 18 октября – Собор Московских святителей;
- 2 декабря.
Житие Филарета Московского
Василий Дроздов (будущий Филарет Московский) родился 26 декабря 1782 года в Коломне в семье диакона. Он получил блестящее образование. Редкие природные задатки дополнялись усердием и усидчивостью. Еще во время учебы святитель стал любимцем Московского митрополита Платона, угадавшего в нем особый дар проповедования и прозорливости.
Став ректором Санкт-Петербургской Духовной академии святитель Филарет начал составлять развернутый православный Катехизис, который и сегодня считается лучшим. Именно его изучают студенты в духовных школах.
С молодых лет (во многом благодаря своим проповедям) святитель Филарет стал известен не только в кругу духовных лиц, но и при дворе. Его деятельность касалась практически всех сторон жизни общества. Об этом свидетельствует его творческое наследие: собрание сочинений, богословских трудов и проповедей.
Лучшим периодом в истории Московской епархии считается время, когда ею управлял митрополит Филарет. Он смог создать образцовую епархиальную структуру, где канонические устои церкви сочетались с истинно христианской любовью к священнослужителям и прихожанам.
В 1819 году святитель становится членом Синода, и с этого времени ни одно важное решение не принималось без него. Недаром его величали «мудрым».
Знаменитое «Уложение» по отмене крепостного права составлялось при активном участии святителя. К нему часто обращались за советом и благословением императоры Николай I и Александр II.
Но, несмотря на неутомимую деятельность, главными в жизни митрополита оставались пост, молитва и богослужение. Так, в течение 100 дней он объехал все приходы огромной Тверской епархии с ее церквями и монастырями и в каждом совершил богослужение с обязательной проповедью.
Мощи святителя находятся в Троице-Сергиевой Лавре.
Чем известен Фенелон?
Франсуа де Салиньяк Фенелон
Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг – «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» – Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил.
Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies — «отдых, покой»). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу – такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, – забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности.
Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями.
Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского.
В каких случаях молятся Филарету Московскому?
При жизни святителя его молитвы обладали чудодейственной силой. Однажды к митрополиту обратился диакон, у которого тяжело болела дочь. По молитвам святителя она чудесным образом выздоровела. И это только один из множества подобных случаев чудесного выздоровления.
Особенно большой популярностью у православных верующих пользуется молитва Филарета Московского на каждый день. Она читается для того, чтобы поблагодарить Всевышнего за все. В ней не звучат просьбы о различных благах, ведь Господь лучше нас знает, что нам надобно в тот или иной момент жизни.
Филарету Московскому молятся в следующих случаях:
- в болезнях душевных и телесных;
- при невозможности найти свой жизненный путь;
- при желании покаяться в прегрешениях.
Молитва в день воспоминания тысячелетия России
«Господи Боже, Царю веков, глаголяй на язык и царство и созиждаяй и насаждаяй их! Ко Твоему величеству припадающе со страхом и благоговением, благодарне исповедуем милости Твоя, многочастне и многообразне в десяти веках явленные народу и царству Российскому.
Ты бо, Господи, возглаголал еси Твое зиждительное слово на сей народ, и создал еси в нем царство, и насадил, и укоренил, и возрастил, и разширил еси его на земли обитания его, и поставил еси над ним от Тебе сущую власть, и укрепил еси его на сопротивных, и оградил еси его законами, наипаче же просветил и одушевил еси его спасительною верою, и аще иногда и жезлом посещал еси неправды его, но милости Твоея не удалил и не удаляеши от нас.
Тя убо, Владыку, Господа и Благодетеля славим, хвалим, благодарим, поем и величаем, и, от самых щедрот Твоих в вере и уповании утверждение и дерзновение пред Тобою приемлюще, смиренно молим: сохрани престол и царство Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Александра Николаевича всей России в истинном величии, твердости и славе.
Прости, всемилостиве Господи, вся грехи наша и отец наших, и направи стопы наша к деланию заповедей Твоих.
Соблюди в нас православную веру в ея чистоте и силе, и да пребудет она, якоже бысть, средоточием общественнаго единения, источником просвещения, основанием и твердынею народнаго благонравия, правды законов, благодетельности управления, нерушимости благостояния.
Да не увянет и не изсохнет древнее насаждение добра, но да привиется к нему новое стеблие лучшаго, и да изыдет новый цвет благолепия и плод совершенства.
Тако призри на нас, и ущедри нас, да благословляеми Тобою, от дне до дне и от века до века благословим Тя, Господи.
Слава Тебе Богу, Благодетелю нашему, во веки веков. Аминь».
После этой молитвы читается следующий текст:
«Просветившим Россию христианскою православною верою равноапостольным Великому Князю Владимиру и Великой Княгине Ольге, преемственне в течение веков созидавшим и укреплявшим единодержавие России Благоверным Царем и Великим Князем, новосозидавшим Российское царство и разширившим и прославившим оное в Бозе почившим Благочестивейшим Императорам и Императрицам, вечная память.
Всем избранным сынам России, в течение веков верно подвизавшимся за ея единство, благо и славу, на поприщах благочестия, просвещения, управления и победоносной защиты Отечества, вечная память.
Времена и лета в руце Своей положивый Господи, Твоим премудрым всеблагим Промыслом тысящелетне сохраняемому и возвращаемому царству Всероссийскому, пробави велию милость Твою и сохрани оное в вере и правде, во Богозаконии и благоустроении на лета и веки многие».
Тексты молитв Филарету Московскому
Тропарь, глас 4
Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным/ лю́дем пропове́дал еси́,/ мир и ми́лость се́рдцем умиле́нным/ стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и страж неусы́пный/ па́ству росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// и душа́м на́шим спасе́ние.
Перевод: Духа Святого благодать обретя, Богомудрый святитель Филарет, истину и праведность разумом просвещенным людям проповедовал ты, мир и милость сердцем сокрушенным страдающим явил ты, как учитель веры и страж неусыпный паству российскую жезлом правоты (Пс.44:7) сохранил ты. Потому, ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровать Церкви укрепление и душам нашим спасение.
Кондак, глас 2
Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии/ от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.
Перевод: Как истинный последователь преподобного Сергия, добродетель с молодости возлюбил ты, Богоблаженный Филарет. Как пастырь праведный и исповедник непорочный после святого успения твоего от безбожников ты принял поругание и поношения, Бог же знамениями и чудесами тебя прославил и явил защитником Церкви нашей.
Молитва святителю Филарету Московскому
О, пресла́вне и богому́дре святи́телю Христо́в Филаре́те, Росси́йския Це́ркве свети́льниче, земли́ на́шея похвало́ и гра́ду Москве́ украше́ние! Ты житие́м и служе́нием твои́м трие́м вселе́нским святи́телем был еси́ подо́бник: Вели́кому Васи́лию – я́ко бытие́ су́щих изъясни́л еси́, Це́ркве Бо́жия и та́ин Христо́вых строи́тель до́брый яви́лся еси́, и́ноческих уста́вов быв ре́вностный исполни́тель и покрови́тель; Богосло́ву Григо́рию – я́ко, небота́инственных созерца́ний о Святе́й Тро́ице и о Бо́зе Сло́ве сподо́бивыйся, сих иску́сный провозве́стник яви́лся еси́; Златоу́стому Иоа́нну – я́ко неусы́пный пропове́дник и учи́тель покая́ния наро́да Бо́жия был еси́. И ны́не, вку́пе с ни́ми предстоя́ во сла́ве Престо́лу Бо́жию и хода́тайствуя о нас, моли́: Це́ркви Росси́йстей на ка́мени испове́дания правосла́вныя ве́ры утвержде́нней бы́ти, стране́ на́шей мир и едине́ние дарова́ти, па́стырем сло́во Боже́ственныя И́стины пра́во пра́вити, град Москву́ и па́ству твою́ от вся́ких напа́стей сохрани́ти. Святу́ю оби́тель, иде́же почива́ют честны́я мо́щи твоя́, по заве́том преподо́бнаго Се́ргия, я́ко учени́к его́ при́сный, до́бре упра́ви; и́ноки в по́двизех укрепи́; наста́вники умудри́; зва́нныя к па́стырскому де́ланию, уча́щияся ве́ре и благоче́стию в вертогра́де твое́м духо́внем, соде́лай избра́нны и досто́йны служе́ния сего́. При́зри с Небесе́, святи́телю, на ны, ча́да твоя́, и да́руй те́плым твои́м хода́тайством ко Го́споду в за́поведех Его́ нам преспева́ти, ве́ру тве́рду, любо́вь нелицеме́рну и благоче́стие до после́дняго часа́ сме́ртнаго сохрани́ти, да непосты́дно предста́нем Спаси́телю на́шему Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.
(7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
История молитвы
Владыка проводил богослужения в храме и принимал поток прихожан и просителей. Он составлял духовные наставления и государственные документы, писал богословские сочинения.
В своих трудах он освещал различные проблемы:
- принципы и основы сохранения государственности;
- отношения с католическим Западом;
- вопросы почитания святых;
- задачи утверждения православной нравственности в обществе;
- другие проблемы.
Святитель занимался и гимнографическим творчеством — когда-то он был «учителем поэзии».
Сохранились составленные им молитвы, дошедшие до настоящего времени:
- узника в тюрьме;
- в день тысячелетия России;
- ежедневная молитва Господу.
Создание автором
Филарет создал молитву, в которой молящийся ничего не просит и хочет единственного, — выполнять святую волю Творца.
Известно, что она была составлена для императрицы Марии Александровны.
Поучительные слова, которыми начинается текст («Господи, не знаю, что просить у тебя»), могут принести духовную пользу каждому человеку.
Как помогла людям
С помощью этой чудотворной молитвы святитель просит Господа о прекращении эпидемии холеры. В возможностях медицины Филарет не сомневался, но Создателю доверял больше, поэтому и молил его о помиловании для жителей Москвы.
Люди, потерявшие надежду и веру в традиционные методы лечения, шли к святителю за благословением и молитвой для спасения. Обращение Филарета к Богу творило чудеса.
Известны случаи, подтверждающие силу молитвы:
- К нему пришел диакон. Его дочь была тяжело больна. Филарет предложил вместе помолиться за нее. Вернувшись домой, священнослужитель понял, что наступили улучшения в состоянии ребенка. Угроза смерти девочки миновала.
- Московский купец повредил руку, медики предлагали ампутировать ее. Жена торговца обратилась к митрополиту. Филарет провел над больным Причастие и заказал о его здравии сорокоуст. Больному во сне приснился святитель, а утром состояние руки улучшилось, и операцию отменили.
Значение в истории
Молитва святого Филарета имеет очень большое религиозное значение. Святитель пытался показать людям необходимость веры в Господа, привести их к пониманию сути христианства и раскрыть глаза на величие Творца.
Наша душа по своей сути — обитательница Божественного мира. Житейские проблемы и пристрастия уводят ее вниз, к земному. Решая жизненные задачи, борясь с неисцелимыми болезнями тела, нужно искать встречи с Богом, с Его любовью.
Известная благодарственная молитва Господу помогает приблизить и обрести связь души с Богом. Она обязательно читается во время службы в храме.
В святой молитве Филарета есть слова «нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою». В них в полной мере открывается смиренная душа монаха, желающая только одного — выполнения воли Создателя, и не смеющая просить ничего больше.
Монашеская жизнь
В 1808 году Василий Дроздов решает отрешиться от мирской жизни и принимает монашеский постриг с именем Филарет. Сразу после этого он был возведен в сан иеродиакона, предполагая провести последующую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Но судьба распорядилась иначе, он был назначен наставником философии в Петербургской академии. Помимо этого, отец Филарет занимался преподаванием истории церкви. Позднее, получив сан иеромонаха, он начинает свою проповедническую деятельность. В скором времени отец Филарет стал известен даже на окраинах города и в кругах высшего светского общества. Еще через три года иеромонах Филарет явил себя как профессор богословия и занял должность ректора академии, совмещая все это с деятельностью писателя. После одержания победы в битве с Наполеоном им был составлен молебный текст о спасении Родины.
В 1820 году отец Филарет был переведен в Ярославль и чуть позже в Москву, где спустя пять лет получил высокое заслуженное духовное звание митрополита. Тело его покоится в Троице-Сергиевой Лавре.
Личная характеристика
Филарет Московский был очень образован, оставил после себя множество трудов — богословских и не только. Он перевел акафист Богородице, составил толкования на псалмы и книгу Бытия. При этом сумел не возгордиться, сохранить истинно евангельский дух.
Всегда святитель оставался принципиален, не любил идти на компромиссы, чтобы угодить кому-то. Для Церкви, сохранения монашества, сделал очень много — как мог, поддерживал Оптину пустынь, которая в то время еще не стала знаменита. Мог резко выступить даже против монарха, если это шло вразрез с христианскими принципами. Поступал так, как велела совесть, не искал личной выгоды, не принимал ничью сторону, зная только одного начальника — Христа.
Возможно, именно это раздражало его недоброжелателей, которых было немало. Но они не смогли повлиять на народную память, в которой он остался навсегда.
Биография
Родился в семье, где все предки носили священный сан. Василий был отправлен в семинарию, затем поехал на обучение в Троице-Сергиеву Лавру. Учился отлично, сразу после выпуска был принят на должность преподавателя. Молодой человек принимает решение стать монахом, после чего его рукополагают в священники. Судьба приводит его в Петербург.
В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. Многие молились об этом, потому что он был очень любим в народе за святость жизни и доброту. За время служения совершил много полезного для святой Церкви.
- Построил и восстановил большое количество храмов.
- Был награжден правом носить две панагии (у большинства архиереев только одна).
- Основал около 10 монастырей в Москве и области, с 1823 по 1866 гг.
- Известен тем, что вступил в поэтическую переписку с Пушкиным.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянский перевод, по его мнению, был тяжел для понимания не только народу, но и многим из числа духовенства.
К сожалению, труд этот так и не был завершен, потому что многим не нравилось, что митрополит имеет общение с представителями Библейского общества. По клеветническому доносу оно было закрыто.
Романовы. Императрица Мария Александоровна
Что у Вас с компьютером?
Речь идет не о Марии Федоровне (матери Николая II, у нее было шесть детей, второй сын Александр умер 11 месяцев от роду. Если бы он остался жить, совсем не такой могла стать судьба России. Все не соберусь подробно описать влияние каждого из царей Дома Романовых на судьбу последнего русского Царя и монархию).
Молиться надо императрице Марии Александровне, жене Александра II.
(Крайний правый – портрет Долгоруковой Е.А. – “Ее величество государыня-невеста”. Светлейшая Княгиня Юрьевская; вторая, морганатическая, супруга Императора Александра II; до того, с 1866, его любовница. “Не осуди, да не судим будешь”.)
Она не канонизирована. Но на Афоне ведется книга исцелений и исполнений просимого у нее в молитвах ко Господу при поминании ее имени в молитвах утренних : “Господи, Господи, праведен Ты и суд Твой праведен. С верою и упованием на Твою благость прибегаем к Твоему, о Иисусе Прещедрый, неизреченному милосердию и во умилению сердца нашего молим Тя, Господи: рцы убо и днесь тако слово помилования, слово отпущения грехов усопшей приснопоминаемой нами рабе Твоей ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ, да исцелеет духовне и да вселится в месте светле, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание и да применятся тамо болезни и негуги ея, слезы страданий и скорбей в источник радости о Дусе Святе. Аминь.
В церкви, подавая записочки об упокоении, напишите среди прочих имен ее имя (императрицы Марии Александровны), а когда священник будет произносить ее имя из Вашей записочки, мысленно адресуйте ей свою просьбу.
Не многие знали, что еще не будучи императрицей, Мария Александровна, по воле Божией рожденная в день Святого великомученика и целителя Пантелеймона, была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. Но и при том, она много совершала богоугодных дел, продолжая славные традиции Государынь Всероссийских.
Не будем забывать и о том, что ни одна из Государынь не подвергалась такому ужасающему террору в России.
Пережить шесть покушений на Августейшего супруга, жить в тревоге за Государя и венценосных детей долгие 14 лет, с момента первого выстрела Д. В. Каракозова четвертого (17) апреля, до взрыва в столовой Зимнего Дворца в феврале 1880 года, унесшего 11 жизней – такое пережить суждено лишь немногим!
По словам фрейлины графини А. А. Толстой, «слабое здоровье Государыни окончательно пошатнулось после покушения 2 апреля 1879 года, (Устроено народником-народовольцем А. К. Соловьевым – прим. А.Р.). После него она уже не поправилась. Я, как сейчас, вижу ее в тот день – с лихорадочно блестящими глазами, разбитую, отчаявшуюся. «Больше незачем жить, – сказала она мне, – я чувствую, что это меня убивает».
Но более всего Господь испытывал ее смирение, когда Александр II поселил на втором этаже Зимнего Дворца, в котором проживала Августейшая Семья, свою любовницу княжну Екатерину Долгорукову, которая родила ему там четверых детей (один мальчик умер). Это было известно всем, как и то, что всё свободное время он проводил с этой второй “семьей”.
Избалованная знать перешептывалась и перемигивалась, видя на официальный приемах императрицу рядом с царем. Среди них неизменно пребывала и Долгорукова.
Более того, гуляя с детьми в жаркую погоду вокруг Зимнего Дворца, она останавливалась перед открытым окном комнаты императрицы и громко говорила им: “Ничего, дети, вот умрет она и я стану царицей, а вы – великими князьями”. .
Видя всё это, а так же поразительное смирение Марии Александровны, ее второй сын, будущий император Александр III, звал ее на молитвы. Они вслух читали акафисты (в том числе и “Страстям Господним”, в чем царица находила утешение и помощь. Позже, когда родился у Александра III наследник, цесаревич Николай, он стоял с ними на молитвах. Отсюда – глубокая вера Николая II, его смирение и покорность воле Божией.
Когда цесаревичу исполнилось 12 лет, Мария Александровна отошла ко Господу.
Но они с отцом продолжали свое молитвенное правило до конца дней своих.
Безусловное смирение императрицы Марии Александровны передалось ее внуку, нашему святому царю Николаю II.
Так же как неосуждение, бодрость духа при любых обстоятельствах, любовь к людям и к России, кротость, незлобливость и повышенное чувство ответственности за судьбы вверенных ему людей.
Государыня Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни – укрепила престол династии многочисленными Августейшими наследниками.
Она явила на свет обожаемому ею Государю Александру II Николаевичу восьмерых венценосных детей: шестерых державных сыновей и двух венценосных. Господь ссудил ей пережить в 1849 и 1865 годах двоих из них – Августейшую дочь Александру (1842-1849) и наследника Цесаревича Николая (1843-1865).
По кончине 20 октября (2 ноября) 1860 года Августейшей свекрови – Императрицы Александры I Феодоровны Государыня возглавила огромное благотворительное Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Ей суждено было открыть первое в России отделение Красного Креста и ряд крупнейших военных госпиталей во время Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг.
При поддержке прогрессивной общественности и деятельной личной помощи К. Д. Ушинского, она подготовила для Императора Александра II Николаевича несколько записок о реформе начального и женского образования в России.
Государыня основала безчисленное количество приютов, богаделен и пансионов.
Она положила начало новому периоду женского образования в России, учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 года, решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование.
При ней женские гимназии в России содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Отныне уже не только Высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяли судьбы женского образования в России. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные.
К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также “главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене”, чистописание, рукоделие, гимнастика. Девушки, награждённые при окончании гимназического курса общего учения золотыми или серебряными медалями, и сверх того выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Те же, кто не удостоился медалей, получал “одобрительный аттестат” об окончании полного общего курса в гимназии и прослушал специальный курс в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц.
Преобразовательная деятельность Государыни Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах.
По личной инициативе Государыни приняты были меры не только к охранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда (составление и списывание записок, заменявших печатные руководства и т. п.), но и к большему сближению воспитанниц с семьей и с окружающей родительский дом средой, для чего им стали разрешать отпуск в дома родителей и ближайших родственников на каникулярное и праздничное время.
По мысли и инициативе Государыни впервые в России стали возникать женские епархиальные училища.
В области благотворительности важнейшей заслугой Государыни является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много труда и расходов, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.
Покровительству Государыни Марии Александровны обязаны своим развитием и преуспеянием общества “восстановления христианства на Кавказе”, “распространения духовно-нравственных книг”, “Российское миссионерское”, “братолюбивое в Москве” и многие другие благотворительный учреждения.
И, наконец, Императрица при полной поддержке Августейшего супруга основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. При этом и школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства Императорской Фамилии, лично Государыни, и, по настоянию Августейшего супруга, Императора Александра II, носили ее имя. Театр носит державное имя и теперь. В фойе театра недавно был установлен бюст Императрицы Марии Александровны.
С первого часа державного служения принцессы Марии на Русской земле, ноша ее была столь объемна и всеохватна, что Государыня тратила безчисленное количество энергии, чтобы поспеть везде и всюду, не опоздать, одарить, улыбнуться, утешить, приободрить, помолиться, наставить, ответить, приласкать и: спеть колыбельную. Она горела, словно свеча на ветру!
Своей фрейлине и воспитательнице, доверенному лицу, Анне Тютчевой, Цесаревна, а позже Государыня Всероссийская, Императрица Мария Александровна, с усталой улыбкой признавалась не один раз, что большую часть своей жизни жила, как “волонтер” – то есть – добровольный солдат!
Ни минуты отдыха и покоя, морального и физического.
Лишь горячее чувство благоговейной, беззаветной любви к супругу – Императору и не менее сильное чувство истинной веры, восхищавшее, порой, даже людей исконно православных, в том числе: духовника Императорской Семьи В. Я Бажанова и знаменитого Святителя Московского Митрополита Филарета Дроздова (), поддерживало быстро истощавшиеся хрупкие силы Государыни. Да молитва смирения, ежедневно совершаемая ею вместе со своим сыно Александром и внуком Ники.
Известно, что Государыня была чрезвычайно боголюбива и великодушна, смиренна и кротка. В своем державном положении она без малого 20 лет была единственной Императрицей в государстве Российском!
Она удерживалась на земле лишь неизменною бодростью духа и той “неразгаданною тайною живой прелести”, которую столь тонко отметил в ней наблюдательный дипломат и поэт Тютчев. Мощное обаяние ее личности распространялось на всех, кто любил и знал ее, но таких, с годами становилось все меньше!
А испытания, напротив, не уменьшались, в жизни Высокой Царственной особы, окруженной пристальным вниманием сотен придирчивых глаз. Одним из таких тяжких испытаний для Ее Величества Императрицы Марии было присутствие в личной свите Государыни молоденькой, обаятельной фрейлины, Княжны Екатерины Михайловны Долгорукой (1847-1922), в которую отчаянно, головокружительно – быстро влюбился столь обожаемый державный супруг – властитель безкрайней Российской Империи.
Государыня Мария Александровна все знала, ибо была слишком умна и впечатлительна для самообмана, но сделать ничего не могла, да и не хотела… Она страдала все четырнадцать лет этой скандально известной связи – молча, долготерпеливо, не шевельнув бровью, не подав вида. В этом было ее смирение и сердечная боль. Не все это понимали и принимали. Особенно повзрослевшие Августейшие дети, и державные сыновья, буквально боготворившие мать!
Может поэтому, Господь даровал ей и посмертно молиться за обращающихся к ней за помощью православных людей.
>Православные молитвы ☦