Сколько подготовительных недель к Великому посту в 2021 году, и каких традиций нужно придерживаться


Что такое подготовительные недели перед Великим постом

Каждое значительное дело начинается с предварительной подготовки: большая спортивная победа – это годы тренировок, научное открытие – это месяцы опытов, открытие компании – это труд многих людей. Соблюдение моральных и физических ограничений во время Великого поста – для кого-то тоже «подвиг». Подготовиться к предстоящему месяцу помогают специальные дни перед Великим постом.

Великий пост – необходим для очищения своих тела, мыслей и души перед Пасхой. Это кропотливая работа над собой, самая сложная, ведь осознание своих ошибок и грехов, дальнейшее воздержание от них – большой труд. Настроиться на правильный лад, понять смысл предстоящих испытаний и глубину духовного совершенствования и покаяния – вот главная цель подготовительных недель. Организму так же нужно привыкнуть к меню перед Пасхой, поэтому постные дни чередуются с обычными, постепенно изменяя рацион на постный.

Сразу нужно определиться с понятиями и правилами будущего периода. «Неделя» в церковнославянской речи означает последний день недели, воскресенье, когда народ не занят ежедневными делами и может посвятить весь день мыслям о Господе, общении с ним и самосовершенствованию. А привычная в нашей речи «неделя», временной промежуток в семь дней, называется «седмица».

Так вот, подготовка к Великому посту длится 22 дня – три «седмицы» и четыре «недели» (воскресенья). Каждое воскресенье имеет свое название, а последующая неделя напоминает христианину о том или ином грехе, в церкви исполняются определенные стихиры и вводятся разные ограничения на пищу.

Как подготовиться и планово войти в пост

  • Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи.
  • В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом.
  • Необходимо приучить организм к клетчатке. Основной рацион постной пищи – овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола.
  • Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике – заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий.
  • В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода.
  • Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня.

Неделя о мытаре и фарисее

Первое подготовительное воскресенье носит название «О мытаре и фарисее», на литургии в этот день читается соответствующая притча. Это небольшая история о том, как молились в церкви два человека разных сословий – фарисей и мытарь. Обращения к Богу этих двух людей были различны: фарисей просил благодарности у Господа за свою смиренность, он отдает десятину, постится и не берет чужого, в отличие от других; мытарь же просил прощения, не поднимая глаз, он раскаивался в своих проступках и хотел милости.

Первая неделя задает тон всему посту – каждый должен быть смиренным. Не сравнение своих положительных поступков с чужими оплошностями дарит нам милосердие, а только определение собственных ошибок и истинное раскаяние в них помогут исправиться в лучшую сторону. Гордость своими достижениями мешает духовному очищению и росту, а истинное покаяние – это способность хладно оценивать свои поступки, глядя на них со стороны.

Последующие семь дней «всеядны», можно кушать все, не соблюдая поста.

Неделя о блудном сыне

В следующее воскресенье на богослужении вспоминается история о блудном сыне и к обычным псалмам добавляют «На реках Вавилонских».

Главная притча недели гласит об отце двух сыновей, разделившем свое имущество поровну. Один из потомков, забрав свою половину, начал жить распутно. Конечно, в скором времени он испытал нужду и пытался заработать, но понял, что достойнее, чем собственный отец, ему никто не заплатит. А сам он не достоин теперь называться его сыном. Вернувшись в отчий дом, он признал свою ошибку. Отец же устроил в честь его возвращения большой праздник, одев блудного сына в лучшие одежды и перстни.

Идея данной притчи в том, что когда бы ни пришло осознание своего греха, отец (Господь) всегда примет христианина и будет рад его покаянию (возвращению). Всегда есть тот, кто примет человека со всеми его изъянами, подаст руку и поможет в любой сложной ситуации. Нужно только переступить через гордость и страх, собраться с духом и прийти в церковь.

Следующие семь дней вводятся дни соблюдения поста – среда и пятница, а седмица называется Пестрой из-за чередования обычных и постных дней. Суббота, выпадающая в эти семь дней, считается родительской. Вспоминают ушедших в мир иной родственников, а в церкви проходит обряд Вселенской панихиды.

Православная Жизнь

Вот и наступило великое время. Готовится нам уже Великий пост – Святая Четыредесятница.


И за горизонтом этого бренного материального суетящегося мира уже открывается пустыня, уготованная нам Богом. Там мы встретимся с Ним, подобно святому пророку Моисею, встретимся с Иеговой – Сущим, Живым Богом – в святой пустыне Великого поста.

Пять предуготовительных недель перед Святое Святых года – Великим постом. Пять недель, в которые в сердце, уже где-то в глубине, начинает звучать нежный ангельский колокольчик, призывающий нас остановиться и подумать о Боге, начать движение к Нему.

И первая из этих недель, когда на воскресной Литургии прочитывается евангельское зачало (Лк., 94 зач., 19, 1–10) о Закхее. Почему?

Иерихон. Спаситель идет по улицам, окруженный толпой людей. Его почти не видно. И вот Закхей забирается на дерево, чтобы непременно увидеть Христа и чтобы Господь НЕПРЕМЕННО увидел Его. И чудо общения Бога и человека происходит. Происходит обожение, освящение и спасение Богом человека.

Этой евангельской историей и нам Церковь предлагает внутренне, сердечно отъединиться от этого спешащего да суетящегося мира и вылезти на дерево, т. е. начать движение ввысь. И дерево здесь, конечно, есть символом Церкви, Которая является для нас дверью и лестницей в Небо. И не случайно в этом году сразу за этой неделей, в понедельник, праздновался великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Святые праведный Симеон и пророчица Анна встретили Бога именно в храме. Поспешим и мы туда же. В храм. На встречу с Господом.

Потом следующее воскресенье. Оно называется Неделя о мытаре и фарисее. Потому, что на Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., 89 зач., 18, 10–14), где показано два способа молитвы – правильный (у мытаря) и неправильный (у фарисея). А именно после того, как ты остановился, выдернул свое сознание, свой ум, свое сердце из юдоли земной, начни молиться, т. е. разговаривать с Богом. Но начни молиться правильно. С осознания своей греховности, болящести грехом, которая имеет нужду во враче и нигде его не находит, как только в Боге. И здесь рождается истинное смирение.

Именно поэтому на утрене богослужения Недели мытаря и фарисея начинают петь коленопреклоненно тропари:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Эти тропари – камертон души, настрой на покаяние. Они размягчают ее, чтобы сокрушение о грехах стало дорогой в Царствие Небесное.

И хоть после этой недели идет сплошная седмица, в которую нет поста в среду и пятницу, но душа начинает Церковью приближаться к посту, в который скоро нужно будет входить и телу.

Следующее воскресенье называется Неделей о блудном сыне. Потому что на воскресной Божественной литургии читается евангельская притча о блудном сыне (Лк., 79 зач., 15:11–32). И здесь уже нам показывается, что кающегося и смиренного человека, как блудного сына, возвращающегося домой, ждет нас любящий и милосердный Бог Отец, Раскрывающий заблудившемуся, но вернувшемуся сыну Свои спасительные объятия.

На воскресной утрене, во время полиелея начинает петься 136-й псалом «На реках Вавилонских», который также настраивает душу на покаяние, предлагая увидеть себя сидящим во гресех и в тени смертной и вопиять к Богу о помиловании. Так это делали евреи в плену Вавилонском, так это нужно делать и нам, находящимся в плену своих грехов да страстей.

Через семь дней, в воскресенье, мы празднуем Неделю мясопустную. Потому что в эту неделю в последний раз вкушается мясо. До Пасхи православному христианину с понедельника, следующего за Неделей мясопустной, уже есть его нельзя. Эта неделя называется также Неделей о Страшном суде, потому что на воскресной Литургии читается евангельский отрывок (Мф., 106 зач., 25:31–46), в котором Господь говорит нам о главном критерии помилования человека Богом: если мы будем любить других людей, ближних своих и творить им добрые дела, то и Всевышний нам простит наши согрешения и сотворит и нам милость – введет в рай. Тем самым Церковь нас призывает в Великий пост, кроме, собственно говоря, поста и молитвы, углубиться в творение добрых дел милосердия к ближним как одного из главных залогов и нашего, и их спасения.

Суббота перед Неделей мясопустной, о Страшном суде называется Вселенской родительской (мясопустной) субботой. Потому что на богослужениях этого дня (вечерне и утрене, накануне в пятницу, а также Литургии и панихиде в саму субботу) сугубо поминаются все, от века усопшие в надежде воскресения православные христиане (кроме некрещенных и самоубийц). Мы – вся полнота Церкви – молимся о них, чтобы Господь был милостив к ним на Страшном суде и сподобил их войти в рай.

В понедельник после Недели мясопустной начинается сплошная Сырная седмица. Ее еще называют Масленицей. Потому что мы начинаем с Божьей помощью готовиться к Великому посту уже и телесно. И хотя в среду и пятницу на этой седмице поста нет, но из пищи исключается мясо. Т. е. все остальные продукты вкушать можно, а мясо нет.

Примечательно, что в среду и пятницу на этой седмице не совершаются Литургии, а богослужения проводятся великопостным чином. С коленопреклоненными молитвами преподобного Ефрема Сирина, к примеру. Человек и литургически, богослужебно готовится Церковью к Святой Четыредесятнице.

В субботу сырную мы вспоминаем всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, тем самым словно бы испрашиваем у этих великих молитвенников и постников благословения на пост, чтобы и нам, как и им, удалось бы с Божьей помощью достичь преподобия – максимального по нашим силам – соответствия образу и подобию Божиим и войти в Царствие Небесное.

А уже следующее воскресенье имеет три названия: Неделя сыропустная (потому что последний раз перед постом вкушаются скоромные продукты); Воспоминание Адамова изгнания и Прощеное воскресенье.

В это воскресенье все православное человечество перемещает себя вслед за своим святым предком Адамом из рая в пустыню мира, где надлежит нам каяться в своих грехах, стенать у закрытых врат рая и в таком состоянии сокрушения о своих многочисленных грехах ожидать Воскресения Христова.

И, конечно, чтобы войти в святую пустыню Великого поста, надлежит нам у всех людей попросить прощения и простить их от всего сердца, исполняя великий закон Божественной любви, начертанный в молитве «Отче наш»: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»…

Будем же, дорогие братья и сестры, с трепетом и радостию великою ждать Великого поста – этой весны души, этого радостного и благотворного времени, когда Церковь превращается в Лечебницу, где мы все получаем от Бога спасительное исцеление.

Иерей Андрей Чиженко

Неделя о страшном суде

Третье подготовительное воскресенье носит название «недели о страшном суде». В храме упоминается притча о дне, когда всем воздастся по заслугам. Во время службы делается акцент на том, что за все свои поступки придется отвечать и не нужно надеяться только на Господа, а уже сейчас начинать анализировать свою жизнь, исправляя ее в правильном русле. Покаяние – это хорошо, но его недостаточно, должны быть действия, которыми можно будет подкрепить свою защиту на Страшном суде.

Это воскресенье последнее перед постом, когда можно кушать мясо, его еще называют мясопустной неделей. Следующие семь дней можно кушать молочные продукты и рыбу, а вот мясные блюда уже под запретом. Церковные литургии уже становятся длиннее и торжественнее, в преддверии духовных трудов.

Масленичная неделя

Седмица после недели о страшном суде Масленичная, каждый день имеет свои особенности и праздничные традиции. Уже с понедельника начинают печь блины, готовясь к предстоящим гуляньям, самый первый блин отдавался нищему, чтобы он «помянул» усопших родственников.

Во вторник начинаются гулянья, игры в снежки, катания в санях на лошадях и с горок. Среда – день блинов в гостях у тещи, в этот день отменен пост, как и в пятницу, когда теща приходит с ответным визитом. Тести приходили в гости не только проведать молодых, но и дать им житейский совет, поделившись с ними своей мудростью и опытом в ведении хозяйства.

Четверг – «официальный» день открытия увеселительных мероприятий. Разгул начинался с самого утра и все стремились поучаствовать в спортивных мероприятиях, танцах и снежных боях. В субботу масленичное веселье продолжалось, кроме того, молодая жена звала золовку в гости на чай и домашнюю выпечку.

Приметы на Сплошной седмице, предваряющей пост

Примет, связанных со Сплошной седмицей (Масленичной неделей) много:

  1. резко похолодало, мороз ударил – лето не будет засушливым;
  2. холодная, морозная, дождливая Сплошную седмицу сулит теплую весну с хорошей погодой;
  3. если блин получился с рваными краями – надо присмотреться к жениху;
  4. если блин получился с ровными краями – избранник станет хорошим мужем;
  5. на Сплошную седмицу сжигают все старье, чтобы избавиться от проблем;
  6. с крыш много сосулек свисает – в течение года урожай будет хорошим и богатым;
  7. всю Сплошную седмицу погоду идет дождь – будет много грибов;
  8. незамужняя девушка спекла первый блин красивым, и он легко перевернулся в сковороде – скоро будет свадьба у нее;
  9. если блин прилип к сковороде, да и вообще вышел комом, то ближайшие три года оставаться незамужней;
  10. румяные блины – будет хорошее здоровье;
  11. белые блины – частые болезни начнут одолевать;
  12. тонкие блины сулят легкую жизнь;
  13. красивые ровные блины – благополучие, процветание.

Воскресенье перед Великим постом

Последний день подготовительных дней — неделя Сыропустная или Прощеное воскресенье. После длительных гуляний люди собираются в церкви. Во время богослужения вспоминают изгнание Евы и Адама из Рая, как бы напоминают, хоть человек отошел от Бога, но всегда у каждого есть своя уникальная возможность вернуться к Отцу, пересмотрев свои поступки, слова и мысли.

В конце литургии священнослужитель просит прощения. Следуя его примеру, все христиане просят прощения друг у друга. В ответ нужно простить и отпустить все обиды, которые не дают покоя голове. Прощение – важный шаг к облегчению души от тяжелых помыслов, нужно войти в пост без всех обид.

Это последний день, когда можно кушать масло и рыбу, уже завтра начинается Великий пост.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]