ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός, лат. Christianismus), крупнейшая мировая религия, основанная в 1 в. Иисусом Христом. Представлено многочисленными (более 20 тыс.) конфессиями и сектами, каждая из которых претендует на статус истинной Церкви. Крупнейшие из них (2015): католицизм (ок. 1,2 млрд. верующих), разл. деноминации протестантизма (ок. 800 млн.), православие (ок. 280 млн.), древневосточные церкви (антихалкидониты; см. в ст. Халкидониты) и Ассирийская церковь Востока (70–80 млн. верующих).
История. Становление христианства
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент мозаики. Начало 11 в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).
(1 в.) происходило в русле пророчеств Библии о пришествии Мессии. Изначально проповедь Христа и апостолов велась в Иудее и соседних областях и была адресована иудеям, но впоследствии обратилась ко всем народам. После Воскресения Христа (ок. 33) возникла единая община верующих – Церковь (см. в ст. Пятидесятница). Павел и др. апостолы проповедовали Евангелие среди греко-римского населения Сирии (в столице которой, Антиохии, возник термин «христианин»), Малой Азии, Греции и Риме. Иерусалимский собор (ок. 50) освободил христиан-неевреев от соблюдения норм иудаизма. Тесно связанное с иудейской диаспорой раннее Х. впоследствии, особенно после разрушения Второго Иерусалимского храма (70), обособилось от иудаизма; при этом Ветхий Завет остался частью Священного Писания.
Распространение христианства
(1 – нач. 4 вв.) в Рим. империи происходило в условиях законодат. запрета, наложенного на последователей учения не позднее кон. 1 в. За отказ от участия в офиц. религ. культах христиане обвинялись в «безбожии» и оскорблении государства; закрытость их собраний порождала слухи о крайней аморальности учения. В этот период были гонения на христиан, крупнейшие – во времена правлений императоров Валериана (253–260), Диоклетиана и Галерия (293–311). Но массовые казни за убеждения возбуждали сочувствие, а мужественное поведение мучеников вызывало уважение к Х. Дни памяти жертв гонений дали начало традиции почитания святых (см. в ст. Канонизация). В это время происходит становление христианского богослужения, оформление 3 степеней священства (диакон, пресвитер, епископ) и церковной организации на местах (см. Епархия, Соборы церковные). Возникает христианская лит-ра: апологеты раннехристианские опровергают обвинения против Х., в полемике против гностицизма и др. ересей развивается догматика. Х. распространилось по всей Рим. империи, а также в буферных государствах римско-иранского пограничья, в одном из которых (Осроене) даже получило статус офиц. религии (202). К 301 традиционно относится принятие Х. в Армении.
Предпосылки возникновения
В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.
Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.
Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.
Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.
Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.
Эпоха Вселенских соборов
(4–9 вв., см. Вселенские соборы) берёт начало с обращения имп. Константина Великого (312) и издания Миланского эдикта (313), снявшего с Х. все ограничения. В условиях юридич. свободы и покровительства со стороны императоров Х. стало главной, а с кон. 4 в. и единственной офиц. религией Рим. империи. Разворачивается строительство храмов, развивается паломничество и почитание реликвий и мощей. Лежащее в основе Х. разграничение мирского и духовного начал привело к оформлению системы т. н. симфонии властей: государство и Церковь действуют как независимые богоустановленные институции, обеспечивающие материальное и духовное благополучие общества. Общецерковные нормы как вероучительные (догматы), так и дисциплинарные (каноны) устанавливаются на соборах епископов. Но их поддержание возложено на имп. власть, которая в особых случаях инициирует общеимперские Вселенские соборы, первый из них состоялся в 325, а последний, 7-й, – в 787 (окончательно утверждён в 843). В ходе дискуссий по вопросам триадологии (учения о Св. Троице) и христологии выделилась плеяда авторитетных писателей (святые отцы), мнения которых определили направление богословской мысли. Отвергнутые церковной традицией учения осуждаются как еретические, их лидеры и адепты подвергаются анафеме и ссылкам. Оформление чёткого разграничения между ортодоксией (правильным мнением) и ересью часто принимало болезненные формы и вызывало отпадения от официального («кафолического», «православного») Х. оппозиционных течений. Арианство в 4–7 вв. распространилось среди герм. народов (готов, вандалов, лангобардов); несторианство в 5–7 вв. постепенно укоренилось в сироязычной Церкви Востока в Иране; монофизитство в 5–6 вв. стало популярным среди зап. сирийцев, коптов, армян и эфиопов. В соборный, или святоотеческий, период зарождается и бурно развивается монашество. Оформились церковно-адм. устройство и система 5 патриархатов. Продолжается миссионерство. Х. распространилось среди «варварских» народов Зап. Европы (Ирландия, Англия, Германия), укоренилось в Аксуме (4 в.), Нубии (6 в.), Грузии и Кавк. Албании (4 в.), достигло Индии и Китая. К нач. 7 в. Х., несмотря на внутр. разделения, доминирует среди мировых религий. Но ситуация резко меняется с появлением ислама.
Приветственная речь императора
Впервые иерархи христианской церкви собирались на съезд не просто открыто, а при государственной поддержке. Всего в Никею съехалось более 300 епископов. Среди них были и те, кто ещё совсем недавно томился в тюрьмах, страдал на каторге, переносил пытки за веру.
Статья по теме
Партия Иисуса. Может ли наука растолковать Евангелие?
Среди участников собора были епископы не только из пределов Римской империи. Прибыли делегаты из Армении, Персии, Питиунта на Кавказе, Скифии. Из крупнейших представителей христианства той эпохи не было лишь епископа Римского Сильвестра, приславшего вместо себя двух пресвитеров.
После торжественного открытия, проходившего с размахом и пышностью, начались заседания собора, на которых председательствовал лично император Константин.
Во вступительной речи Константин сказал: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю».
Несмотря на это, добиться взаимопонимания не удавалось. Арий с единомышленниками упорно стоял на своём, противники обвиняли его в раскольничестве и вероотступничестве. Заседания собора превратились в бесконечную перебранку, иногда балансирующую на грани рукоприкладства.
Фреска, изображающая Первый Никейский собор. Фото: Commons.wikimedia.org
Средневековый период
(9–15 вв.) характеризуется неослабевающим натиском со стороны мусульм. мира и нарастанием отчуждения между христианами Запада и Востока Европы. Арабские завоевания 7–8 вв. привели к уменьшению территории Вост. Римской империи (Византии), Ближний Восток, Сев. Африка и Испания попали под власть Халифата. Законы шариата определяют Х. как богооткровенную религию, «испорченную» христианами, которые обязаны покориться мусульманам, на определённых условиях получая защиту (см. в ст. Зиммии). В Зап. Европе на фоне деградации политич. институтов усилилась роль папства (см. Папа Римский), которое стало претендовать на политич. власть. На этом фоне произошёл церковный разрыв между Римом и Константинополем (1054), усугубляемый конфликтами между Византией и участниками крестовых походов, четвёртый из которых окончился разграблением Константинополя (1204). Попытки заключения унии церковной (Лион, 1274; Флоренция, 1439) не привели к разрешению догматич., обрядовых и др. противоречий (напр., о Filioque, целибате, чистилище). Европейское Х. разделилось на латинское (католическое) и греческое (православное), в сфере последнего оказались страны Вост. Европы (кроме Польши, Чехии, Венгрии и Хорватии) и Русь (см. Крещение Руси). К 15 в. большинство православных государств, в т. ч. Византия (1453), оказались под властью Османской империи, и роль лидера православного мира перешла к Русскому государству. Возникло учение «Москва – третий Рим». В эпоху Возрождения в Европе распространились идеи гуманизма, восходящие к языч. античности и во многих отношениях чуждые христианству.
Новое время
(16–19 вв.) отмечено глубоким кризисом западного Х. Нецерковные религ. движения, ранее подавлявшиеся с помощью инквизиции, вышли из-под контроля и получили поддержку нац. элит. В результате в ходе Реформации от Римско-католической церкви отделились т. н. протестанты разл. толков (см. Лютеранство, Кальвинизм, Англиканская церковь, Анабаптисты). После Контрреформации и религ. войн Европа оказалась расколота на католические и протестантские регионы. Это разделение было перенесено и на колониальные страны, прежде всего на Юж. и Сев. Америку, где Х. стало доминирующей религией. Секуляризация и идеи Просвещения способствовали дальнейшему ослаблению традиц. религ. институтов. Появились идейные течения, открыто порывающие с христианством. Дехристианизация во Франции (1790-е гг.) привела к расправам над священнослужителями и разрушениям культовых зданий.
Примечания
- ↑
BBC,
BBC—Religion & Ethics—566, Christianity - ↑
Briggs, Charles A.
The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles’ and Nicene creeds.
C. Scribner’s sons, 1913. Online: https://books.google.com/books?id=VKMPAAAAIAAJ - ↑ 12
Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents - ↑Христианство
— статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание) - ↑
Binns, John.
An Introduction to the Christian Orthodox Churches
. Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 30. ISBN 0-521-66738-0. - ↑
БСЭ — Статья: Армянская апостольская церковь - ↑
CIA — The World Factbook: Armenia - ↑
Макс Даймонт. Евреи, Бог и история - ↑
Adherents.com: By Location - ↑
Adherents.com — Religion by Location - ↑
Largest Religious Groups in the USA - ↑
Adherents.com: By Location - ↑
Adherents.com: By Location - ↑
Adherents.com: By Location - ↑
Adherents.com: By Location - ↑
Catholic News | Vatican: Priest numbers show steady, moderate increase | American Catholic - ↑
Annuario Pontificio - ↑ 12
Status of Global Mission 2011 - ↑
Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009 - ↑
Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination - ↑
The Armenian Church Today (недоступная ссылка) ) - ↑
Армянская Церковь и Халкидон (недоступная ссылка) - ↑
Encyclopedia Coptica - ↑
Всемирный совет церквей - ↑
National Geographic - ↑
Схематическая история христианства - ↑
Всемирный совет Церквей - ↑
Грузинская Православная Церковь-сайт Московской патриархии - ↑
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (недоступная ссылка) - ↑
Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник - ↑
Краткая история Грузинской Православной Церкви - ↑
Официальный сайт Грузинской православной церкви - ↑
грузинская православная церковь, Энциклопедический словарь - ↑
БСЭ - ↑
Православие в наши дни,M. N. Bessonov,Издатель-Политиздат, 1990. Стр.80
Новейший период
(20–21 вв.) характеризуется прогрессирующей дехристианизацией. В России с 1917 процесс дехристианизации принял радикальный характер и сопровождался массовыми гонениями (см. Новомученики) и активной пропагандой атеизма. Однако именно в России в кон. 20 в. наметился рост влияния Х. в общественной и культурной жизни. Попытками системного ответа на новые вызовы и преодоления разобщения христиан стали экуменизм и создание Всемирного совета церквей (1961), реформаторское движение в католицизме, идея Всеправославного собора в православии и межконфессиональные диалоги.