Как и откуда возникло христианство, в чем его отличие от православия?

ХРИСТИА́НСТВО (греч. Χριστιανισμός, лат. Christianismus), круп­ней­шая ми­ро­вая ре­ли­гия, ос­но­ван­ная в 1 в. Ии­су­сом Хри­стом. Пред­став­ле­но мно­го­чис­лен­ны­ми (бо­лее 20 тыс.) кон­фес­сия­ми и сек­та­ми, ка­ж­дая из ко­то­рых пре­тен­ду­ет на ста­тус ис­тин­ной Церк­ви. Круп­ней­шие из них (2015): ка­то­ли­цизм (ок. 1,2 млрд. ве­рую­щих), разл. де­но­ми­на­ции про­тес­тан­тиз­ма (ок. 800 млн.), пра­во­сла­вие (ок. 280 млн.), древ­не­вос­точ­ные церк­ви (ан­ти­хал­ки­до­ни­ты; см. в ст. Хал­ки­до­ни­ты) и Ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка (70–80 млн. ве­рую­щих).

История. Становление христианства

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент мозаики. Начало 11 в. Монастырь Осиас-Лукас (Греция).

(1 в.) про­ис­хо­ди­ло в рус­ле про­ро­честв Биб­лии о при­ше­ст­вии Мес­сии. Из­на­чаль­но про­по­ведь Хри­ста и апо­сто­лов ве­лась в Иу­дее и со­сед­них об­лас­тях и бы­ла ад­ре­со­ва­на иу­де­ям, но впо­след­ст­вии об­ра­ти­лась ко всем на­ро­дам. По­сле Вос­кре­се­ния Хри­ста (ок. 33) воз­ник­ла еди­ная об­щи­на ве­рую­щих – Цер­ковь (см. в ст. Пя­ти­де­сят­ни­ца). Па­вел и др. апо­сто­лы про­по­ве­до­ва­ли Еван­гелие сре­ди гре­ко-рим­ско­го на­се­ле­ния Си­рии (в сто­ли­це ко­то­рой, Ан­ти­охии, воз­ник тер­мин «хри­стиа­нин»), Ма­лой Азии, Гре­ции и Ри­ме. Ие­ру­са­лим­ский со­бор (ок. 50) ос­во­бо­дил хри­сти­ан-не­ев­ре­ев от со­блю­де­ния норм иу­да­из­ма. Тес­но свя­зан­ное с иу­дей­ской ди­ас­по­рой ран­нее Х. впо­след­ст­вии, осо­бен­но по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма (70), обо­со­би­лось от иу­да­из­ма; при этом Вет­хий За­вет ос­тал­ся ча­стью Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Распространение христианства

(1 – нач. 4 вв.) в Рим. им­пе­рии про­ис­хо­ди­ло в ус­ло­ви­ях за­ко­но­дат. за­пре­та, на­ло­жен­но­го на по­сле­до­ва­те­лей уче­ния не позд­нее кон. 1 в. За от­каз от уча­стия в офиц. ре­лиг. куль­тах хри­стиа­не об­ви­ня­лись в «без­бо­жии» и ос­корб­ле­нии го­су­дар­ст­ва; за­кры­тость их со­б­ра­ний по­ро­ж­да­ла слу­хи о край­ней амо­раль­но­сти уче­ния. В этот пе­ри­од бы­ли го­не­ния на хри­сти­ан, круп­ней­шие – во вре­ме­на прав­ле­ний им­пе­ра­то­ров Ва­ле­риа­на (253–260), Ди­ок­ле­тиа­на и Га­ле­рия (293–311). Но мас­со­вые каз­ни за убе­ж­де­ния воз­бу­ж­да­ли со­чув­ст­вие, а му­же­ст­вен­ное по­ве­де­ние му­че­ни­ков вы­зы­ва­ло ува­же­ние к Х. Дни па­мя­ти жертв го­не­ний дали на­ча­ло тра­ди­ции по­чи­та­ния свя­тых (см. в ст. Ка­но­ни­за­ция). В это вре­мя про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния, оформ­ле­ние 3 сте­пе­ней свя­щен­ст­ва (диа­кон, пре­сви­тер, епи­скоп) и цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции на мес­тах (см. Епар­хия, Со­бо­ры цер­ков­ные). Воз­ни­ка­ет хри­сти­ан­ская лит-ра: апо­ло­ге­ты ран­не­хри­сти­ан­ские оп­ро­вер­га­ют об­ви­не­ния про­тив Х., в по­ле­ми­ке про­тив гно­сти­циз­ма и др. ере­сей раз­ви­ва­ет­ся дог­ма­ти­ка. Х. рас­про­стра­ни­лось по всей Рим. им­пе­рии, а так­же в бу­фер­ных го­су­дар­ст­вах рим­ско-иран­ско­го по­гра­ни­чья, в од­ном из ко­то­рых (Ос­рое­не) да­же по­лу­чи­ло ста­тус офиц. ре­ли­гии (202). К 301 тра­ди­ци­он­но от­но­сит­ся при­ня­тие Х. в Ар­ме­нии.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Эпоха Вселенских соборов

(4–9 вв., см. Все­лен­ские со­бо­ры) бе­рёт на­ча­ло с об­ра­ще­ния имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (312) и из­да­ния Ми­лан­ско­го эдик­та (313), сняв­ше­го с Х. все ог­ра­ни­че­ния. В ус­ло­ви­ях юри­дич. сво­бо­ды и по­кро­ви­тель­ст­ва со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Х. ста­ло глав­ной, а с кон. 4 в. и един­ст­вен­ной офиц. ре­ли­ги­ей Рим. им­пе­рии. Раз­во­ра­чи­ва­ет­ся строи­тель­ст­во хра­мов, раз­ви­ва­ет­ся па­лом­ни­че­ст­во и по­чи­та­ние ре­ли­к­вий и мо­щей. Ле­жа­щее в ос­но­ве Х. раз­гра­ни­че­ние мир­ско­го и ду­хов­но­го на­чал при­ве­ло к оформ­ле­нию сис­те­мы т. н. сим­фо­нии вла­стей: го­су­дар­ст­во и Цер­ковь дей­ст­ву­ют как не­за­ви­си­мые бо­го­ус­та­нов­лен­ные ин­сти­ту­ции, обес­пе­чи­ваю­щие ма­те­ри­аль­ное и ду­хов­ное бла­го­по­лу­чие об­ще­ст­ва. Об­ще­цер­ков­ные нор­мы как ве­ро­учи­тель­ные (дог­ма­ты), так и дис­ци­п­ли­нар­ные (ка­но­ны) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на со­бо­рах епи­ско­пов. Но их под­дер­жа­ние воз­ло­же­но на имп. власть, ко­то­рая в осо­бых слу­ча­ях ини­ции­ру­ет об­ще­им­пер­ские Все­лен­ские со­бо­ры, пер­вый из них со­сто­ял­ся в 325, а по­след­ний, 7-й, – в 787 (окон­ча­тель­но ут­вер­ждён в 843). В хо­де дис­кус­сий по во­про­сам триа­до­ло­гии (уче­ния о Св. Трои­це) и хри­сто­ло­гии вы­де­ли­лась плея­да ав­тори­тет­ных пи­са­те­лей (свя­тые от­цы), мне­ния ко­то­рых оп­ре­де­ли­ли на­прав­ле­ние бо­го­слов­ской мыс­ли. От­верг­ну­тые цер­ков­ной тра­ди­ци­ей уче­ния осу­ж­да­ют­ся как ере­ти­че­ские, их ли­де­ры и адеп­ты под­вер­га­ют­ся ана­фе­ме и ссыл­кам. Оформ­ле­ние чёт­ко­го раз­гра­ни­че­ния ме­ж­ду ор­то­док­си­ей (пра­виль­ным мне­ни­ем) и ере­сью час­то при­ни­ма­ло бо­лез­нен­ные фор­мы и вы­зы­ва­ло от­па­де­ния от офи­ци­аль­но­го («ка­фо­ли­че­ско­го», «пра­во­слав­но­го») Х. оп­по­зи­ци­он­ных те­че­ний. Ари­ан­ст­во в 4–7 вв. рас­про­стра­ни­лось сре­ди герм. на­ро­дов (го­тов, ван­да­лов, лан­го­бар­дов); не­сто­ри­ан­ст­во в 5–7 вв. по­сте­пен­но уко­ре­ни­лось в си­роя­зыч­ной Церк­ви Вос­то­ка в Ира­не; мо­но­фи­зит­ст­во в 5–6 вв. ста­ло по­пу­ляр­ным сре­ди зап. си­рий­цев, коп­тов, ар­мян и эфио­пов. В со­бор­ный, или свя­то­оте­че­ский, пе­ри­од за­ро­ж­да­ет­ся и бур­но раз­ви­ва­ет­ся мо­на­ше­ст­во. Офор­ми­лись цер­ков­но-адм. уст­рой­ст­во и сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов. Про­дол­жа­ет­ся мис­сио­нер­ст­во. Х. рас­про­стра­ни­лось сре­ди «вар­вар­ских» на­ро­дов Зап. Ев­ро­пы (Ир­лан­дия, Анг­лия, Гер­ма­ния), уко­ре­ни­лось в Ак­су­ме (4 в.), Ну­бии (6 в.), Гру­зии и Кавк. Ал­ба­нии (4 в.), дос­тиг­ло Ин­дии и Ки­тая. К нач. 7 в. Х., не­смот­ря на внутр. раз­де­ле­ния, до­ми­ни­ру­ет сре­ди ми­ро­вых ре­ли­гий. Но си­туа­ция рез­ко ме­ня­ет­ся с по­яв­ле­ни­ем ис­ла­ма.

Приветственная речь императора

Впервые иерархи христианской церкви собирались на съезд не просто открыто, а при государственной поддержке. Всего в Никею съехалось более 300 епископов. Среди них были и те, кто ещё совсем недавно томился в тюрьмах, страдал на каторге, переносил пытки за веру.

Статья по теме

Партия Иисуса. Может ли наука растолковать Евангелие?

Среди участников собора были епископы не только из пределов Римской империи. Прибыли делегаты из Армении, Персии, Питиунта на Кавказе, Скифии. Из крупнейших представителей христианства той эпохи не было лишь епископа Римского Сильвестра, приславшего вместо себя двух пресвитеров.

После торжественного открытия, проходившего с размахом и пышностью, начались заседания собора, на которых председательствовал лично император Константин.

Во вступительной речи Константин сказал: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю».

Несмотря на это, добиться взаимопонимания не удавалось. Арий с единомышленниками упорно стоял на своём, противники обвиняли его в раскольничестве и вероотступничестве. Заседания собора превратились в бесконечную перебранку, иногда балансирующую на грани рукоприкладства.

Фреска, изображающая Первый Никейский собор. Фото: Commons.wikimedia.org

Средневековый период

(9–15 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­ос­ла­бе­ваю­щим на­тис­ком со сто­ро­ны му­сульм. ми­ра и на­рас­та­ни­ем от­чу­ж­де­ния ме­ж­ду хри­стиа­на­ми За­па­да и Вос­то­ка Ев­ро­пы. Араб­ские за­вое­ва­ния 7–8 вв. при­ве­ли к умень­ше­нию тер­ри­то­рии Вост. Рим­ской им­пе­рии (Ви­зан­тии), Ближ­ний Вос­ток, Сев. Аф­ри­ка и Ис­па­ния по­па­ли под власть Ха­ли­фа­та. За­ко­ны ша­риа­та оп­ре­де­ля­ют Х. как бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию, «ис­пор­чен­ную» хри­стиа­на­ми, ко­то­рые обя­за­ны по­ко­рить­ся му­суль­ма­нам, на оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях по­лу­чая за­щи­ту (см. в ст. Зим­мии). В Зап. Ев­ро­пе на фо­не де­гра­да­ции по­ли­тич. ин­сти­ту­тов уси­ли­лась роль пап­ст­ва (см. Па­па Рим­ский), ко­то­рое ста­ло пре­тен­до­вать на по­ли­тич. власть. На этом фо­не про­изо­шёл цер­ков­ный раз­рыв ме­ж­ду Ри­мом и Кон­стан­ти­но­по­лем (1054), усу­губ­ляе­мый кон­флик­та­ми ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и уча­ст­ни­ка­ми кре­сто­вых по­хо­дов, чет­вёр­тый из ко­то­рых окон­чил­ся раз­граб­ле­ни­ем Кон­стан­ти­нопо­ля (1204). По­пыт­ки за­клю­че­ния унии цер­ков­ной (Ли­он, 1274; Фло­рен­ция, 1439) не при­ве­ли к раз­ре­ше­нию дог­ма­тич., об­ря­до­вых и др. про­ти­во­ре­чий (напр., о Filioque, це­ли­ба­те, чис­ти­ли­ще). Ев­ро­пей­ское Х. раз­де­ли­лось на ла­тин­ское (ка­то­ли­че­ское) и гре­че­ское (пра­во­слав­ное), в сфе­ре по­след­не­го ока­за­лись стра­ны Вост. Ев­ро­пы (кро­ме Поль­ши, Че­хии, Венг­рии и Хор­ва­тии) и Русь (см. Кре­ще­ние Ру­си). К 15 в. боль­шин­ст­во пра­во­слав­ных го­су­дарств, в т. ч. Ви­зантия (1453), ока­за­лись под вла­стью Ос­ман­ской им­пе­рии, и роль ли­де­ра пра­во­слав­но­го ми­ра пе­ре­шла к Рус­ско­му го­су­дар­ст­ву. Воз­ник­ло уче­ние «Мо­ск­ва – третий Рим». В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в Ев­ро­пе рас­про­стра­ни­лись идеи гу­ма­низ­ма, вос­хо­дя­щие к языч. ан­тич­но­сти и во мно­гих от­но­ше­ни­ях чу­ж­дые хри­сти­ан­ст­ву.

Новое время

(16–19 вв.) от­ме­че­но глу­бо­ким кри­зи­сом за­пад­но­го Х. Не­цер­ков­ные ре­лиг. дви­же­ния, ра­нее по­дав­ляв­шие­ся с по­мо­щью ин­кви­зи­ции, вы­шли из-под кон­тро­ля и по­лу­чи­ли под­держ­ку нац. элит. В ре­зуль­та­те в хо­де Ре­фор­ма­ции от Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви от­де­ли­лись т. н. про­тес­тан­ты разл. тол­ков (см. Лю­те­ран­ст­во, Каль­ви­низм, Анг­ли­кан­ская цер­ковь, Ана­бап­ти­сты). По­сле Контр­ре­фор­ма­ции и ре­лиг. войн Ев­ро­па ока­за­лась рас­ко­ло­та на ка­то­ли­че­ские и про­тес­тант­ские ре­ги­о­ны. Это раз­де­ле­ние бы­ло пе­ре­не­се­но и на ко­ло­ни­аль­ные стра­ны, пре­ж­де все­го на Юж. и Сев. Аме­ри­ку, где Х. ста­ло до­ми­ни­рую­щей ре­ли­ги­ей. Се­ку­ля­ри­за­ция и идеи Про­све­ще­ния спо­соб­ст­во­ва­ли даль­ней­ше­му ос­лаб­ле­нию тра­диц. ре­лиг. ин­сти­ту­тов. Поя­ви­лись идей­ные те­че­ния, от­кры­то по­ры­ваю­щие с хри­сти­ан­ст­вом. Де­хри­с­ти­а­ни­за­ция во Фран­ции (1790-е гг.) при­ве­ла к рас­пра­вам над свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и раз­ру­ше­ни­ям куль­то­вых зда­ний.

Примечания


  1. BBC,
    BBC—Religion & Ethics—566, Christianity

  2. Briggs, Charles A.
    The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles’ and Nicene creeds.
    C. Scribner’s sons, 1913. Online: https://books.google.com/books?id=VKMPAAAAIAAJ
  3. 12
    Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents
  4. Христианство
    — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)

  5. Binns, John.
    An Introduction to the Christian Orthodox Churches
    . Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 30. ISBN 0-521-66738-0.

  6. БСЭ — Статья: Армянская апостольская церковь

  7. CIA — The World Factbook: Armenia

  8. Макс Даймонт. Евреи, Бог и история

  9. Adherents.com: By Location

  10. Adherents.com — Religion by Location

  11. Largest Religious Groups in the USA

  12. Adherents.com: By Location

  13. Adherents.com: By Location

  14. Adherents.com: By Location

  15. Adherents.com: By Location

  16. Catholic News | Vatican: Priest numbers show steady, moderate increase | American Catholic

  17. Annuario Pontificio
  18. 12
    Status of Global Mission 2011

  19. Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009

  20. Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination

  21. The Armenian Church Today (недоступная ссылка) )

  22. Армянская Церковь и Халкидон (недоступная ссылка)

  23. Encyclopedia Coptica

  24. Всемирный совет церквей

  25. National Geographic

  26. Схематическая история христианства

  27. Всемирный совет Церквей

  28. Грузинская Православная Церковь-сайт Московской патриархии

  29. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (недоступная ссылка)

  30. Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник

  31. Краткая история Грузинской Православной Церкви

  32. Официальный сайт Грузинской православной церкви

  33. грузинская православная церковь, Энциклопедический словарь

  34. БСЭ

  35. Православие в наши дни,M. N. Bessonov,Издатель-Политиздат, 1990. Стр.80

Новейший период

(20–21 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­грес­си­рую­щей дех­ри­стиа­ни­за­ци­ей. В Рос­сии с 1917 про­цесс де­хри­с­ти­а­ни­за­ции при­нял ра­ди­каль­ный ха­рак­тер и со­про­во­ж­дал­ся мас­со­вы­ми го­не­ния­ми (см. Но­во­му­че­ни­ки) и ак­тив­ной про­па­ган­дой ате­из­ма. Од­на­ко имен­но в Рос­сии в кон. 20 в. на­ме­тил­ся рост влия­ния Х. в об­ще­ст­вен­ной и куль­тур­ной жиз­ни. По­пыт­ка­ми сис­тем­но­го от­ве­та на но­вые вы­зо­вы и пре­одо­ле­ния ра­зоб­ще­ния хри­сти­ан ста­ли эку­ме­низм и соз­да­ние Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей (1961), ре­фор­ма­тор­ское дви­же­ние в ка­то­ли­циз­ме, идея Все­пра­во­слав­но­го со­бо­ра в пра­во­сла­вии и меж­кон­фес­сио­наль­ные диа­ло­ги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]