Происхождение слова
Архиепископ – это архиерейский сан. Само слово по происхождению греческое и состоит из нескольких слов: άρχή – «главный», επί – «над», σκοπος – «смотритель». Если сложить вместе и перевести дословно, то это значит «главный над смотрителями». Однако само слово «епископ» происходит от целого слова επίσκοπος и означает «блюститель». Архиепископ – это так называемая «правительственная» степень епископа, следующий сан – непосредственно митрополит.
История происхождения термина
При императоре Константине Великом было осуществлено административное переустройство всей Римской империи, которую разделили на четыре префектуры. Каждая из них состояла из так называемых диоцезов, которые состояли уже в свою очередь из провинций. Гражданское устройство полностью совпадало с церковным. В то время архиепископ — это главный архиерей дицеза, также его называли экзархом (на латыни – викарием). Этот чин стоял в иерархии после патриарха – главы префектуры, но выше чем митрополит. Но в Восточной империи в раннюю византийскую эпоху, изначально в патриархате Константинополя, значение слова архиепископ приобрело второе значение. Этим словом начали именовать епископов, чьи области находились на территории округа митрополии, но изымались из непосредственного ведомства самого митрополита и переводились в подчинение патриарху. Также архиепископ стал занимать в диптихе место ниже, чем митрополит. В конце концов этот сан стал отличием собственно архиерея и не связан с какими-то властными особыми полномочиями по сравнению с просто епископами.
Значение слова архиепископ
(греч. «главный епископ»)
сан, или титул, епископов. В Русской Православной Церкви ниже сана митрополита. В некоторых других Церквах этот сан выше сана митрополита и присваивается Предстоятелям Автокефальных или Автономных Церквей. В литературе первые упоминания титула архиепископа выявляются с середины IV в. В V в. употребление титула архиепископа становится более частым. Впервые сан архиепископа появляется именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом. Возникновение таких образований связано с развитием административного деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым административным делением, которое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры, которые, в свою очередь, были разделены на диоцезы. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями. Затем викариями (или экзархами) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, приобретших юрисдикцию над другими митрополитами своих диоцезов. Другим титулом экзархов был титул архиепископа.
Экзархаты, во главе которых стояли архиепископы, оказались неустойчивыми образованиями. Первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул архиепископа. Ныне титул архиепископа имеют наряду с патриаршим предстоятели Константинопольской, Грузинской, Сербской и Румынской Церквей. Но по преимуществу архиепископами стали с тех пор именовать Предстоятелей Автокефальных Церквей, которые не имели патриаршего сана.
В настоящее время помимо Предстоятеля издревле Автокефальной Кипрской Церкви сан архиепископа имеют первосвятители Автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане архиепископа стоят выше Предстоятелей с саном митрополита. Архиепископами титулуются ныне и Предстоятели Автономных Церквей: Синайской, Финляндской, а также Японской.
Между тем уже в ранневизантийскую эпоху на Востоке, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа стал употребляться и в ином значении. Так начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию патриарха. Такие архиепископы занимали в иерархии места ниже митрополичьих. Еще позже сан архиепископа становится уже только отличием кафедры или архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными для епископов.
В Русской Церкви титул архиепископа впервые употребляется в XII в. применительно к Новгородским владыкам, впоследствии архиепископами стали титуловаться и епископы других кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В Русской Православной Церкви титул архиепископа никогда не был связан с особыми административными полномочиями и является только почетным отличием, при этом архиепископы занимают по старшинству положение после митрополитов.
В Православной Русской Церкви
В православии есть много выдающихся духовных деятелей, например архиепископ Лука, который за свою веру стал жертвой сталинских репрессий. Второй предстоятель Русской Православной Церкви — митрополит Леонтий, который входил в состав патриархата Константинополя, часто тоже назывался архиепископом. Однако в дальнейшем абсолютно все предстоятели на Руси именовались уже митрополитами. В России архиепископ – титул, который являлся исключительно почетным и никоим образом не был связан с любыми дополнительными к статусу епископа административными обязанностями и полномочиями. Начиная с двенадцатого века, этим словом начали именовать владык Новгородских. Затем данным титулом называли епископов и других кафедр: Крутицкой, Казанской, Ростовской и других. Архиепископ Лука также получил данный сан за свои исключительные заслуги перед Церковью в непростое время.
В современном мире
В наше время архиепископ – это глава автокефальной Церкви. Наряду с патриархами, таким термином именуются Константинопольские предстоятели (архиепископ Нового Рима – Константинополя), архиепископ Тбилисский и Мцехитский (Грузинской Церкви), архиепископ Печский (Сербской Церкви) и Бухарестский (Румынской Церкви). Таким же образом именуются и предстоятели автономных Церквей – Финляндской и Синайской, а также и Критской полуавтономной Церкви. В соответствии с устоявшейся в России традицией, чин архиепископа является почетным отличием и находится ниже, чем титул митрополита. Таким же образом обстоит дело и в Иерусалимской, и в Грузинской Церквях. В автономных и автокефальных Церквях титул архиепископа могут носить в качестве следующего за митрополитом чина, то есть второстепенного. В Болгарской и Александрийской Церквях этот сан отсутствует вообще.
АРХИЕПИСКОП
[греч. ἀρχιεπίσκοπος, лат. archiepiscopus — главный епископ], сан, или титул, епископов. В РПЦ ниже сана митрополита. В нек-рых др. Церквах этот сан выше сана митрополита и усваивается Предстоятелям автокефальных или автономных Церквей.
В лит-ре первые упоминания титула А. выявляются с сер. IV в. Еп. Мелитий Ликопольский называет свт. Александра Александрийского А. (Athanas. Alex. Apol. secund. 71). Сам Мелитий титулуется А. у Епифания Кипрского (Adv. haer. 68. 1). Ок. 383 г. священники Фаустин и Марцеллин в письме к императорам Валентиниану II и Феодосию I Великому титулуют папу Дамаса I А. (PL. 13. Col. 98). В V в. употребление титула А. становится более частым. В документах Всел. III Собора (431) папа Римский св. Целестин I (Деяние 1-е и др.), еп. Кирилл Александрийский (Деяние 5-е) именуются А. В Деяниях отступнического собрания, происходившего параллельно III Всел. Собору, А. назван Иоанн I, еп. Антиохийский, председательствовавший на этом собрании (ДВС. Т. 1. С. 283, 284, 286, 344). В обвинении против еп. Эдесского Ивы, разбиравшемся Антиохийским Собором 447/48 г., епископы К-польский Флавиан и Антиохийский Домн II именуются А. (Mansi. VII. Col. 220), они титулуются А. и в актах Собора в Берите (Ibid. Col. 212, 213, 231). Титул А. встречается в документах К-польских Соборов против евтихиан (Ibid. VI. Col. 652 sq., 769 sq.; ср.: IV Всел. Деяние 1-е). Ок. 450 г. Созомен именует А. сщмч. Симеона, еп. Ктесифона и Селевкии (Hist. eccl. II 9). В Деяниях Халкид. Собора (451) для титулования архиереев, возглавлявших церковные великие области, почти во всех случаях употребляется «А.»: папа св. Лев I Великий именуется А. (см., напр., Отд. I, а также Деяние 4-е // ДВС. Т. 3. С. 13-14, 24-25), еп. Александрийский Диоскор I в Послании архимандритов Собору титулуется А. (Там же. С. 29), так же именуются епископы К-польский Анатолий и Антиохийский Максим (Деяния 5-е и 6-е).
Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи — Рим и К-поль (Новый Рим) — имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия — помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном); Иллирик с центром в Фессалонике — Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи — К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город — Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций.
Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικάριος). Затем викариями (греч. ἔξαρχος — экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии.
Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Аcийский и Фракийский — с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).
Но по преимуществу А. стали с тех пор именовать Предстоятелей автокефальных Церквей, к-рые не имели Патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Нов. Юстинианы, с к-рой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул А. Нов. Юстинианы носит Предстоятель Кипрской Церкви. В наст. время помимо Предстоятеля издревле автокефальной Кипрской Церкви сан А. имеют Первосвятители автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула Предстоятели Церквей в сане А. стоят выше по диптиху Предстоятелей с саном митрополита. Но Предстоятели автокефальных Церквей Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке наряду с титулом митрополитов имеют также титул А.: первый — Пражского, второй — Вашингтонского. А. титулуются ныне и Предстоятели автономных Церквей: Синайской, Финляндской; глава Японской автономной Церкви наряду с саном митрополита имеет также титул А. Токийского.
Между тем уже в ранневизант. эпоху на Востоке, первоначально в К-польском Патриархате, титул А. стал употребляться и в ином значении. А. начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию Патриарха. Такие А. (ἀρχιεπίσκοποι αὐτοκέφαλοι) занимали в диптихах места ниже митрополичьих. Еще позже сан А. становится уже только отличием кафедры или архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными для епископов.
В Русской Церкви титул А. впервые употребляется в XII в. применительно к Новгородским владыкам, впосл. А. стали титуловаться и епископы др. кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В РПЦ титул А. никогда не был связан с особыми адм. полномочиями и является только почетным отличием, при этом А. занимают по старшинству положение после митрополитов. В разные времена титул А. усваивался в РПЦ архиереям на разных основаниях: в зависимости от ранга кафедры — так было по преимуществу в досинодальную эпоху, а также в отдельные периоды синодальной эпохи (в XVIII в., после 1764,- в зависимости от класса епархии), в др. периоды синодальной эпохи сан А. являлся личным отличием архиерея. Так обстоит дело в РПЦ и в наст. время.
В Римско-католической Церкви титул А. получил значение, идентичное значению титула древних митрополитов: церковную провинцию, в к-рую входит неск. диоцезов, возглавляет «митрополит, являющийся архиепископом управляемого им диоцеза» (CIC can. 435). В Англиканской Церкви титул А. носит ее примас Архиепископ Кентерберийский, архиепископский титул имеет также глава 2-й церковной провинции Англии, Архиепископ Йоркский. Среди членов Англиканского содружества сан А. или А.-митрополита имеют главы Церквей или церковных провинций в Ирландии, Австралии и др.
Лит.: Заозерский Н. О церковной власти. Серг. П., 1894; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 291; Гидулянов П. В. Восточные Патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908; Amanieu A. Archevêque // DDC. T. 1. Col. 928-934; Maxime des Sardes, metrop. Le Patriarcat œcumenique dans l’Église Orthodoxe. P., 1975; ̓Ιάκωβος (Πηλίλης), ἐπ. Τίτλοι, ὀφφίκια καὶ ἀξιώματα ἐν τῇ βυζαντινῇ αὐτοκρατορίᾳ καὶ τῇ χριστιανικῇ ὀρθοδόξῳ ̓Εκκλησίᾳ. ̓Αθῆναι, 1985. Σ. 141-147.
Прот. Владислав Цыпин