Церковный раздор. Столетие финляндского православия отметили без РПЦ


Финляндская православная церковь (Финляндская архиепископия)
фин. Suomen ortodoksinen kirkko швед. Ortodoxa kyrkan i Finland
Успенский кафедральный собор
Общие сведения
ОснователиТихон
Основание1921
КонфессияПравославная церковь
Церковь-матьМосковский патриархат
Автономия11 февраля 1921 года
Признание автономии1923 (в 1957 году подтверждена Московским патриархатом)
Руководство
Предстоятельархиепископ Лев (Макконен)
ЦентрХельсинки, Финляндия[1]
Территории
Юрисдикция (территория)Финляндия
Епархии за пределами юрисдикциинет
Богослужение
Богослужебный языкфинский (редко — шведский, церковнославянский)
Календарьгригорианский
Статистика
Епископов3 (+2 на покое)
Епархий3
Учебных заведений1
Монастырей2 и 1 частный
Приходов12 прихода-благочиния
Монахов и монахинь20
Сайтort.fi(по-фински) ort.fi/ru/(по-русски)
Медиафайлы на Викискладе
Информация в Викиданных ?

Финля́ндская правосла́вная це́рковь
(фин. Suomen ortodoksinen kirkko, швед. Finska ortodoxa kyrkan, другие названия:
Правосла́вная це́рковь Финля́ндии
, фин. Ortodoksinen kirkko Suomessa, швед. Ortodoxa kyrkan i Finland, греч. Ορθόδοξη Εκκλησία της Φιλλανδίας,
Финля́ндская архиепископи́я Константинопольского патриархата
, греч. Ορθόδοξος Αρχιεπισκοπή Φινλανδίας) — автономная православная церковь.

С 1921 по 1923 год находилась в юрисдикции Московского патриархата, с 1923 года — в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Содержание

  • 1 История церкви 1.1 Старостильное движение в Финляндии
  • 2 Структура и современное состояние
  • 3 Территориально-административное устройство
      3.1 Епархия в составе РПЦ (1892—1918)
  • 3.2 Финляндская архиепископия КП (c 1923) 3.2.1 Архиепископы (они же управляющие Карельской епархией) 3.2.1.1 Йоэнсууйское викариатство Карельской епархии
  • 3.2.2 Хельсинкская епархия
  • 3.2.3 Оулуская епархия
  • 4 Численность
  • 5 Святые
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • Статистика

    • начало XIX в. в «Русской Финляндии», до присоединения «Шведской» [4] — 19 храмов и 27454 прихожан (в большинстве — военные русских гарнизонов)
    • 1838 [4] — 21 храм, 36.000 прихожан (из них: ок. 98 % в Выборгской и Куопиоской губерниях, в Нейшлоте 156, в Гельсингфорсе 256)
    • ок. 1863 [4] — 45.227 православных (3 % из 1,5 млн. жителей Финляндии)
    • накануне «зимней войны» 1939-1940 [4] — 46 священников, 80.000 верующих
    • 1940 — 81 631 человек [3]
    • 1990 — 55 924 человек [3]
    • cередина 2000-х [2] — Ок. 60.000 зарегистрированных прихожан (ок. 1.1 % населения Финляндии), 24 прихода, 2 монастыря
    • конец 2013 — 61 218 человек [3]

    История церкви

    Первыми православными на территории Финляндии были крещёные карелы (их потомки и в настоящее время составляют большую часть Финляндской церкви). Большой толчок развитию православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершён перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 году была образована Финляндско-Выборгская епархия.

    До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом княжестве Финляндском была частью Русской православной церкви (РПЦ). После получения Финляндией независимости в 1917 году чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) о даровании епархии статуса автономной церкви в составе РПЦ, что было признано патриархом 11 февраля 1921 года. В 1918 году имущество РПЦ в Финляндии было национализировано и передано вновь возникшей Финляндской автономной церкви.

    Под давлением финского правительства, требовавшего полной независимости Финляндской Церкви от Московского Патриархата, церковно-правительственная делегация в составе протоиерея Германа Аава, протоиерея Сергия Солнцева и представителя Правительства профессора Эмиля Сетяля находилась в Константинополе с 2 по 13 июля 1923 года и обратилась к Константинопольскому патриархату с просьбой об автокефалии, несмотря на протесты как Московской патриархии, так и Финляндского и Выборгского архиепископа Серафима (Лукьянова) Русской зарубежной церкви[2]. 6 июля 1923 года последовал томос о даровании автономии Финляндской православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата. Одновременно, Патриарх Мелетий (Метаксакис) подчеркнул несвоевременность предоставления финской церкви автокефалии и подтвердил временный характер принятия её в Константинопольский Патриархат до нормализации церковной жизни в России[2]. 8 июля того же года патриарх Мелетий совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Православная российская церковь), который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. 13—20 ноября 1923 года Чрезвычайный собор Финляндской церкви в Сердоболе под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. Были введены григорианский календарь, финский язык в богослужении; приходы делились на две епархии: Выборгскую и Карельскую. Кафедра архиепископа оставалась в Выборге.

    На основании параграфа 3 Указа Президента Финляндии Карла Стольберга от 29 декабря 1923 года архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определён Коневский монастырь. Исполняющим должность архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому церковному управлению патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года (за № 186), предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение»[3], был оставлен правительством без последствий.

    Преображенский храм Ново-Валаамского монастыря

    После советско-финской войны 1939—1940 годов и присоединения части Карелии к Советскому Союзу Финляндская церковь потеряла около 90 % своей собственности, а большая часть верующих эвакуировалась во внутренние районы Финляндии. Так, например, монахи с Валаамского монастыря в полном составе были эвакуированы с архипелага и основали монастырь Новый Валаам в центральной Финляндии (около Хейнявеси). Также была перенесена в Хельсинки и духовная семинария (основанная в 1918 году) в городе Сортавала (Сердоболе) (в 1957 году она переехала в Хумалярви, в 1961 году — в Куопио, а в 1988 году — закрыта, а вместо неё открыт факультет православного богословия в университете Йоэнсуу). На основании исследования Хели Кананен утверждается, что православные, переселённые из Карелии, подвергались в Финляндии дискриминации.[4]

    Воскресенская церковь в Ювяскюля

    В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской церкви в юрисдикцию Московского патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о воссоединении предусматривалось проведение Собора ФПЦ). После последовавшей в течение ряда лет переписки с Москвой, 30 апреля 1957 года Синод Русской православной церкви постановил «предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между ФПЦ и РПЦ», признал Финляндскую архиепископию в сущем статусе и передал в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь; 7 мая того же года сторонами было восстановлено молитвенно-каноническое общение[5].

    В 1980 году Финляндская автономная церковь обратились с просьбой к Константинопольскому патриархату о предоставлении Церкви статуса автокефалии, но никакой реакции не последовало.

    Старостильное движение в Финляндии

    Основная статья: Патриаршие приходы в Финляндии

    Как реакция на введение в 1920-х годах в Финляндской православной церкви нового стиля, западной пасхалии, смену иерархической власти (ссылка в Коневецкий монастырь архиепископа Серафима (Лукьянова)) и переход в юрисдикцию Константинополя, без согласия на то патриарха Тихона, а также господствующего на территории Финляндии филетизма, в стране возникли несколько частных православных общин, которые позднее вошли в лоно Русской православной церкви (с 1926 до 1945 года признавали юрисдикцию митрополита Евлогия (Георгиевского) и одновременно Синода РПЦЗ, в 1945 году эти приходы принял Московский патриархат). Особенно сильным было движение старостильников в Валаамском и Линтульском монастырях.

    Свято-Никольский храм Московского патриархата в Хельсинки

    В 1926 году в государственном реестре Финляндии на основании нового закона о свободе вероисповедания была зарегистрирована Покровская община в Выборге (после 1939 года приход и храм были перенесены в Хельсинки).

    В мае 1927 года была зарегистрирована Никольская Община в Хельсинки. В 1945 году на территории Финляндии было образовано Финляндское благочиние Московского патриархата, в которое вошли: эвакуированная с архипелага вглубь Финляндии братия Валаамского монастыря, Покровская и Никольская общины в Хельсинки. Покровский и Никольский приходы (часто именующиеся просто «старостильными») в настоящее время обнаруживают значительный рост за счёт эмигрантов из стран бывшего СНГ, а также просветительской деятельности. Общая численность зарегистрированных прихожан старостильных приходов приближается к 3 тысячам (в Никольской — около 2 тыс.; в Покровской — ок. 700 человек), но общая численность верующих, придерживающихся юлианского календаря, значительно превышает официальные данные, поскольку по законодательству Финляндии только постоянно проживающие в стране могут регистрировать свою вероисповедную принадлежность.

    В 1999 году был открыт приход в честь Казанской иконы Божией Матери в Пори.

    В 2001 году начал действовать Успенский приход в Турку.

    В 2003 году зарегистрирован приход в честь преп. Серафима Саровского в посёлке Сторми, близ Ваммала (60 км от Тампере).

    В 2008 году образован приход в Лахти.

    Вероисповедание детей

    Решение о религиозном выборе ребёнка принимают его родители. Если между родителями отсутствует согласие в выборе религии для ребёнка, ребёнок не будет причислен ни к одной религиозной общине. Если по решению суда один из родителей является единоличным опекуном ребёнка, он может в одиночку принять решение о религиозной принадлежности ребёнка.

    Ребенок имеет право на изучение своей религии в школе. Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Основное общее образование.

    Ребенок, которому исполнилось 18 лет, является совершеннолетним и самостоятельно выбирает для себя вероисповедание.

    Структура и современное состояние

    Линтульский женский монастырь Успенский собор в Хельсинки (1862—1868). Православное кладбище в Хельсинки Церковь в Тапиола Эспоо (1998)
    Предстоятелем с титулом архиепископ Хельсинкский и Финляндский

    является Лев (Макконен).

    На 2005 год общая численность зарегистрированных членов составляла 57756 человек (1,1 % населения), а архиепископия наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии имеет статус одного из двух государственных вероисповеданий.

    Разделена на три епархии:

    • Карельская (фин. Karjalan hiippakunta) Йоэнсууское викариатство
  • Гельсингфорсская (Хельсинкская) (фин. Helsingin hiippakunta)
  • Оулусская (фин. Oulun hiippakunta)
  • С 1955 года епископ Карельской епархии является архиепископом (предстоятелем) всей автономной церкви, но в мае 2012 года был поднят вопрос о переносе архиепископской кафедры в Хельсинки[6]. 10 октября 2021 года коллегия Церковного Управления одобрила вынесение вопроса о переносе архепископской кафедры из Куопио в Хельсинки на рассмотрение делегатов Поместного собора, который состоится 27—29 ноября 2021 года[7].

    Епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Викарий Карельской архиепископии имеет титул епископа Йоэнсуу.

    Общее число приходов — 24. Действуют Ново-Валаамский и Линтульский монастыри, а также частное Покровское братство. При Церковном управлении в Куопио действует музей церковного искусства. Церковь использует новый (григорианский календарь) и западную Пасхалию. Ряд нововведений присутствуют в богослужебной практике, иконописании[8] и каноническом строе.

    Высшей законодательной властью в церкви являются поместный и архиерейский соборы. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление. Приходы субсидируются со стороны государства за счет налоговых средств (отчисления со стороны зарегистрированных членов составляют 0,6 % от уровня доходов и вычитаются с банковского счёта автоматически).

    Православное богословие для кандидатов в священнослужители преподаётся на теологическом факультете университета Йоэнсуу, а для подготовки псаломщиков и регентов действует духовная семинария. Существуют организации православной молодежи, устраивающие ежегодные лагеря и съезды[9].

    В соответствии с законодательством Финляндии на городских кладбищах предусмотрены православные участки для захоронения членов финских православных приходов. Наиболее известным является мемориальный православный некрополь в центре Хельсинки.

    15 июня 2021 года Архиерейский собор ФПЦ составил предложение о возможной реструктуризации епархий ФПЦ. Архиерейский собор счёл необходимым сохранить границы существующих епархий без изменений за одним исключением: перевода Православного прихода Тампере в состав епархии Оулу[10].

    Основные богослужебные языки: финский, русский, церковнославянский[11].

    Боги

    Как и всякое язычество, древняя религия Финляндии предполагала политеизм. Боги управляли стихиями – громом, штормами, ветрами. Главенствовал в финском пантеоне Укко. Он считался властителем неба и грома. Примечательно, что древние финны верили в тройственность души. Элементы ее были независимы друг от друга. «Хенки» являлась жизнью. Она входила в тело еще до рождения младенца, с первым толчком в лоне матери. А покидала хенки человека с последним дыханием.

    «Луонто» — это гений человека, его талант, дарования. И, наконец, «итсе» — это самосознание человека. Два последних элемента могли покидать тело человека, и он при этом не умирал. Но их длительное отсутствие сказывалось на самочувствии. Без луонто человек пристращался к пагубным привычкам, становился безвольным, а без итсе страдал депрессиями. Помочь вернуть эти два элемента могли волхвы, которые проводили магические ритуалы. Эти же шаманы были «проводниками» между мирами живых и почивших предков.

    Территориально-административное устройство

    Великое княжество Финлядское — территория Выборгско-Финляндской епархии Епархии и приходы Православной церкви Финляндии.

    Епархия в составе РПЦ (1892—1918)

    Выборгская и Финляндская епархия

    :

    • Антоний (Вадковский) (24 октября 1892 — 25 декабря 1898)
    • Николай (Налимов) (16 января 1899 — 8 апреля 1905)
    • Сергий (Страгородский) (6 октября 1905 — 10 августа 1917)
    • Серафим (Лукьянов) (11 августа 1917—1923) (в/у до 17 января 1918), с 1921 глава автономной церкви в составе Московского Патриархата;

    Сердобольское викариатство

    Выборгской епархии

    • Киприан (Шнитников) (10 марта 1913 — 18 июня 1914)
    • Серафим (Лукьянов) (7 сентября 1914 — 17 января 1918)

    В 1921 году Выборгская и Финляндская епархия была преобразована в Финляндскую автономную православную церковь в составе Московского Патриархата. В 1923 году в обход канонического порядка Финляндская автономная православная церковь подчинила себя Константинопольскому Патриархату, вторично предоставившего ей автономию с наименованием Финляндская архиепископия

    .

    Финляндская архиепископия КП (c 1923)

    Архиепископы (они же управляющие Карельской епархией)

    • Герман (Аав) (8 июля 1923 — 1 июля 1960)
    • Павел (Гусев-Олмари) (1960—1987)
    • Иоанн (Ринне) (1987—2001)
    • Лев (Макконен) (25 октября 2001 — 29 ноября 2018)
    • Арсений (Хейккинен)
      (с 29 ноября 2018)
    Йоэнсууйское викариатство Карельской епархии
    • Павел (Гусев-Олмари) (27 октября 1955—29 августа 1960)
    • Лев (Макконен) (1 марта 1979—1980)
    • Алексий (Рантала) (2 марта 1980—22 января 1984)
    • Тихон (Тайякка) (1984—1988)
    • Амвросий (Яаскеляйнен) (20 марта 1988—1996)
    • Пантелеимон (Сархо) (16 марта 1997—2001)
    • Арсений (Хейккинен) (2005—2018)

    Хельсинкская епархия

    • Александр (Карпин) (1940—1969)
    • Иоанн (Ринне) (1972—1987) (1970—1972 — временно управляющий)
    • Тихон (Тайякка) (1988—1996)
    • Лев (Макконен) (1996—2001)
    • Пантелеимон (Сархо)
      (2001—2002) в/уп
    • Амвросий (Яаскеляйнен) (2002—2018)
    • Лев (Макконен)
      (с 2018)

    Оулуская епархия

    • Лев (Макконен) (1980—1996)
    • Амвросий (Яаскеляйнен) (1996—2002)
    • Пантелеимон (Сархо) (2002—2013)
    • Арсений (Хейккинен)
      (2013—2014) в/уп, епископ Йоэнсууский
    • Илия (Валгрен) (c 2015)

    Интересные факты о религии в Финляндии

    Самый интересный факт заключается в том, что страна, по сути являясь светским государством, провозглашает принцип государственных религий.

    Финляндия приняла христианство одной из последних в Западной Европе.

    До сих пор языческие пережитки очень характерны для финской глубинки. С 2002 года в стране разрешены однополые браки. Эту меру одобряет главная конфессия страны – лютеране.

    Читайте на нашем сайте: в каких странах запретили религию.

    Численность

    Динамика количества придерживающихся православия в Финляндии показывает примерную стабильность верующих данной деноминации за последние годы в пределах от 0,8 % (1988) до 1,1 % (2005) от общей численности населения страны.

    ГодКарельская архиепископияГельсингфорсская митрополияОулуская митрополияНаселение страныЧисло православныхв %Примечание
    198823 73724 3017 35656 2310,85 %
    198923 65624 3677 26656 1230,88 %
    199523 08126 3727 21657 257
    199722 84527 1897 05357 625
    199822 74227 7787 0285 160 00058 0841,1 %
    200121 53928 1706 5405 194 90156 2691,08 %
    200221 47028 8016 4685 199 90056 7611,09 %
    200521 16230 0536 5215 246 87957 7561,1 %

    На конец 2015 года число мусульман в Финляндии превысило число православных и поставило мусульманскую общину на второе место по числу последователей после евангелическо-лютеранской церкви[12][13].

    Традиционные верования финнов

    Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

    Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

    Примечания

    1. Поместный собор ФПЦ: Первосвятительская кафедра переносится в Хельсинки. – Финляндская Православная церковь
    2. 12В. В. Т.
      Герман // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2006. — Т. XI : «Георгий — Гомар». — С. 237-239. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
    3. Цит. по: А. Буевский.
      Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. // ЖМП. 1953, № 3, стр. 35.
    4. Эвакуированные из Карелии православные подвергались плохому обращению (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (27 ноября 2010). Дата обращения: 28 ноября 2012.
    5. ЖМП. 1957, № 6. — С. 17—20.
    6. Архиепископия Православной церкви Финляндии будет перенесена из Куопио в Хельсинки (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (2012-5-30). Дата обращения: 30 мая 2012.
    7. О возможном переносе архиепископской кафедры Финляндской Православной церкви из Куопио в Хельсинки (неопр.)
      . Дата обращения: 30 октября 2021.
    8. Икона из лего — это тоже икона. (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (2015-9-2). Дата обращения: 6 сентября 2015.
    9. Православная молодежь соберется в шахте (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (2013-9-19). Дата обращения: 22 сентября 2013.
    10. Православный приход Тамепере – в состав епархии Оулу — Финляндская Православная церковь
    11. Финляндия глазами русского паломника (неопр.)
      . Дата обращения: 3 августа 2021.
    12. Мусульмане стали второй по величине религиозной группой в Финляндии. (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (12 ноября 2015). Дата обращения: 12 ноября 2015.
    13. Границы между религией и мировоззрением стираются — некоторые выходят из церкви, другие заново обретают веру. (неопр.)
      .
      yle.fi
      . Служба новостей Yle (2016-7-1). Дата обращения: 6 июля 2016.
    14. Финляндия получила своих первых святых — ими стали мученик Иоанн из Иломантси и преподобный Иоанн Валаамский (неопр.)
      . Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle (19 апреля 2019). Дата обращения: 20 апреля 2021. Архивировано 20 апреля 2021 года.

    Лютеранство: отличие от православия

    Обе эти религии являются христианскими, верят в единого Бога и почитают Иисуса как мессию и Святого Духа, как дарующего благодать. Однако лютеранство во главу угла ставит Писание – Библию, Евангелие и т. д. В православии чтится прежде всего церковное предание. Католическая и ортодоксальная церкви уделяют большое значение культу святых, иконам, святым местам.

    Ветвь протестантизма, лютеранство, в отличие от православия считает, что единственным посредником и заступником людей перед Богом является Христос. Картины на религиозную тематику являются не святынями, а иллюстрациями к тексту писаний. Ни молитвы к святым, ни поклонения мощам и костям не имеют смысла. Заупокойные службы также ничего не дают умершим – ведь нельзя заставить Бога изменить решение об их загробной судьбе путем зажигания свеч и песнопений. Но тем не менее у лютеранства и православия есть и общие пункты. Обе религии почитают таинством крещение и причащение.

    Литература

    • Koukkunen Heikki
      . Tuiskua ja tyventa: Suomen ortodoksinen kirkko 1918—1978. Valamon luostari. Heinavesi, 1982. — 205 s.
    • Purmonen Veikko
      Orthodoxy in Finland. Past and present. — Kuopio, 1984. — ISBN 951-95582-2-5
    • Куркимиес И. Н.
      Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. 5. — СПб.: Лики России, 2001. — С. 472—507.
    • иеромонах Силуан (Никитин).
      Финляндия в XX веке: политика и Церковь. Сайт кафедры церковной истории МДА, 16.03.2015.
    • иеромонах Силуан (Никитин).
      Проект предоставления автокефалии Финляндской Православной Церкви в 50-е гг. XX века
      (неопр.)
      .
      bogoslov.ru
      (2015-5-8).
    • Шевченко Т. И.
      К вопросу о юрисдикции Финляндской православной церкви // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. — Вып. II:1 (26). — С. 42—69
    • Шевченко Т. И.
      Каноническое признание Московским Патриархатом Финляндской православной церкви в 1957 году // Новая и новейшая история. — 2010. — № 1. — С. 156—166.
    • Шевченко Т. И.
      Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917—1957). — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 500 с. — ISBN 978-5-7429-0667-4
    • Шевченко Т. И.
      К проблеме разрыва канонического общения между Русской и Финляндской православными церквами // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2015. — Вып. 3 (64). — С. 61—76.
    • Шкаровский М. В.
      Константинопольская и Русская церкви в период великих потрясений (1910-е – 1950-е гг.). — М.: Издат. дом «Познание», 2021. — 304 с. — ISBN 978-5-906960-59-7.

    Деятельность религиозных общин

    Лютеранская церковь Финляндии активно пропагандирует свою религию в виде миссионерской деятельности, ее представители активно проповедуют христианство в слаборазвитых странах Азии и Африки.

    Партия «Христианский союз», единственная из религиозных объединений принимает участие в президентских и парламентских выборах, хотя ее нельзя назвать многочисленной.

    Всю мировую общественность удивили результаты выборов 200 года, на которых победила женщина- представительница левых сил, известная всем ее крайне негативным отношением к церкви. С каждой новой переписью населения количество атеистов в стране растет, а церковь теряет свое влияние.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]