Раскол и исповедничество: вся драма украинского Православия


История конфликта

19 октября 2021 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей — в материале “Ъ”.

Сколько православных церквей на Украине

В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С чего все началось

УПЦ МП

во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

УПЦ КП

образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

УАПЦ

ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

Текущая ситуация

Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.

В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский.

Позиции сторон

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта… Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против церкви, в украинском парламенте предлагаются законопроекты, цель которых — дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны… Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии»
(21 ноября 2021 года на торжествах по случаю 70-летия предстоятеля РПЦ).
Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет:

«Аксиома для Украины — независимая церковь. Раз бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь… Заявляю российскому епископату и московскому патриарху, что никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Как они в своем государстве имеют свою независимую церковь, так и мы хотим иметь свою независимую автокефальную церковь. Поэтому возврата не будет никогда»
(1 декабря 2021 года на пресс-конференции в Киеве).
Владимир Путин, президент России:

«Сегодня, вчера смотрю по СМИ — официально практически на Украине устраивают праздник по поводу УНО-УПА, этой националистической профашистской организации. И сопровождается это призывами к расправам над представителями Русской православной церкви Московского патриархата…Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание?»
(14 октября 2014 года на заседании Совета по правам человека).
Петр Порошенко, президент Украины:

«Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение — окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является церковью-матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви — равной другим поместным православным церквам. И разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора»
(28 июля 2021 года в Facebook).
Как складывались отношения

В январе 2007 года

президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

В августе 2009 года

в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

Летом 2010 года

патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

30 ноября 2021 года

РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

17 апреля 2021 года

президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

11 октября 2021 года

Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине — УПЦ КП и УАПЦ — была снята анафема.

15 октября 2021 года

Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

Последствия решения Священного синода РПЦ

— Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения

с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

— Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя

и участвовать в других таинствах

РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться

. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

— Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями»

.

Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев

Положительные последствия

По мнению ведущего научного сотрудника и руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиоведа Романа Лункина, у разрыва есть и положительные последствия. «ПЦУ, признанная патриархом Варфоломеем, оказалась в еще более запутанном каноническом положении — при президенте Владимире Зеленском эта церковь осталась без помощи власти, до конца не отделилась от Киевского патриархата, а насколько готова интегрироваться с Фанаром, остается непонятным», — считает Лункин.

Это решение, полагает он, стало еще и поддержкой для духовенства и верующих канонической Украинской православной церкви (УПЦ). «Отсутствие такой поддержки со стороны РПЦ было бы предательством интересов УПЦ, которая осталась один на один с националистами и безумными политиками. И это было бы началом конца УПЦ. Так что очень хорошо, что упрямый патриарх Варфоломей не оставил тогда почвы для игр в церковную дипломатию», — добавил эксперт.

По его мнению, в контексте разрыва отношений Московского и Константинопольского патриархатов важным историческим шагом стало присоединение к РПЦ большей части Архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе.

Будущее не определено

За исторической полемикой о канонах могут скрываться давние политические интересы, считает первый вице-президент Центра политического анализа Алексей Макаркин. «Москва и Константинополь — это давние конкуренты, и в течение ХХ века они обменивались разными ходами, <�…> не очень дружественными. Например, <�…> в Эстонии сейчас две параллельные юрисдикции, есть Московская и есть Константинопольская. <�…> Конкуренция между двумя церквами носит длительный характер», — сказал он ТАСС.

Макаркин полагает, что разрыв с Константинополем был необходим не только по каноническим основаниям. «Украинской православной церковью Московского патриархата <�…> автокефалия была воспринята резко негативно — с протестующими верующими, значительной частью клира и епископата, самыми верными и преданными. <�…> Можно было уступить, но эта уступка была бы расценена как признание поражения и повлекла бы за собой рост автокефалистских настроений в других частях Московского патриархата, например в Белорусской православной церкви, сейчас эти настроения очень слабые, хотя уже есть. <�…> Если бы Москва <�…> пошла навстречу чужим, свои почувствовали бы себя преданными и брошенными», — сказал он.

По его мнению, разрыв с Константинополем был призван напомнить поместным церквям о серьезности проблемы украинского раскола. «Москва рассчитывала, что, пойдя на разрыв с Константинополем, предотвратит признание ПЦУ другими церквами. Говоря политическим языком, резко повысила ставки: мы настроены решительно, серьезно», — считает Макаркин.

Однако решительные действия, сказал политолог, могут привести РПЦ в тупик. «Теперь уже Московский патриархат оказывается перед непростым решением — что делать дальше? По логике дальнейших событий, надо отказываться и от признания Элладской церкви. <�…> История с Элладской церковью может запустить процесс признаний, обмены ударами будут продолжаться, с Константинополем урегулировать отношения вряд ли удастся в сколько-нибудь обозримой перспективе», — подытожил он.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]