Ранние годы
Мартин родился на саксонской земле, в городе Айслебен (Германия). Его отец добывал медь в горных рудниках. С рождением мальчика семья перебралась в Мансфельд, здесь их дела пошли в гору, и Лютеры стали зажиточными горожанами.
Когда Мартину исполнилось четырнадцать, он начал обучаться в католической школе Магдебурга. С приятелями мальчик подрабатывал, исполняя церковные песни у домов верующих.
В 1501 году родители отправили его получать образование в Эртфуртском университете. Тогда среди бюргеров считалось, что лучшее образование для мужчины – высшее юридическое. Однако Мартин обучался на факультете «семи свободных искусств». Получив степень магистра, приступил к изучению юридических наук.
В 1505 году решил стать монахом, несмотря на возражения отца. О причинах такого выбора существуют разные версии. По одной из них, это произошло от слишком строгого воспитания, по другой – из-за угнетенного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Также известна легенда, согласно которой он испугался сильной грозы и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияло общение в кругах гуманистов.
Родители Лютера – Ганс и Маргарита (художник Л. Кранах)
Процесс принятия монашества был для Лютера довольно сложным, но он прилагал все усилия для осуществления своего решения. Строго выполнял все правила, отличался примерным поведением. Стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг И. Штаупиц. Обет монашества он принял в 1506 году, через год получил сан священника.
Памятные места Лютера в Айслебене
Город Айслебен (Eisleben) находится в Германии, в земле Саксония-Анхальт. В 1946 году в честь Мартина Лютера город был переименован в Лютерштадт-Айслебен (Lutherstadt Eisleben) (Лютерштадт, как вы догадались, переводится город Лютера).
Поскольку, на самом деле, Лютер практически не бывал в Айслебене, то в списке всемирного наследия ЮНЕСКО фигурирует всего два памятника, посвященных жизни Лютера. Дом, где он родился, и дом, где он умер.
Дом, где родился Мартин Лютер
Дом, где родился Мартин Лютер стал местом паломничества последователей новой протестантской веры. В 1689 году оригинальный дом пострадал от пожара, и на его месте был возведен новый, в котором открылась небольшая школа. В 2007 дом реконструировали, и организовали в нем музей Мартина Лютера.
Дом, где родился Мартин Лютер
Дом, где умер Мартин Лютер
Дом, где умер Мартин Лютер также стал небольшим музеем. В 1546 году Лютер вернулся в Айслебен, и поселился в новом доме, гораздо богаче и больше того, в котором он родился. Однако, спустя всего месяц Мартин Лютер скончался.
Дом, где умер Мартин Лютер
Также в Айслебене на рыночной площади установлен памятник Мартину Лютеру.
Памятник Мартину Лютеру в Айслебене
Преподавательская деятельность
С 1508 года Лютер становится преподавателем Виттербергского университета. В это время он изучает сочинения Блаженного Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Педагогическую деятельность Мартин совмещал с собственным образованием, в 1512 году получил степень доктора богословия.
Однажды Лютер совершил поездку в Рим, откуда вернулся под большим впечатлением. Его поразила развращенность римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно ощущал свою слабость перед Богом, тщательно изучал библейские тексты. Кроме преподавания также был смотрителем в 11 монастырях, а также церковным проповедником.
Лютер на Вормсском сейме (Вернер, 1877)
[править] Элементы учения
[править] Учение о государстве
По учению Лютера, Бог создал два царства: Божье и светское. Это он сделал двойственную природу человека, которая является одновременно и духовной, и телесной. Существование двух царств, по учению Лютера, детерминировано еще и тем обстоятельством, что мир состоит в основном не из настоящих христиан. Если бы в нем преобладали настоящие христиане, то не надо было бы ни князей, ни господ, ни меча, ни права. Настоящие христиане не допускали бы никаких нарушений закона, любили бы друг друга. Противоречивость человеческой природы, крайнее несовершенство мира, в котором царит зло, выступают, по мнению Лютера, причинами, которые вызвали к жизни Божией волей светское царство. Под понятием светского царства он понимал всю сферу отношений между людьми, непосредственно регулируемой человеческими законами, предписаниями. Ею охватываются совокупности различных связей: хозяйственных, торговых, семейных, а самое главное — политических.
Государство должно заботиться о внешних отношениях и внутренних порядках, решать светские конфликты, бороться с проявлениями зла. Лица, осуществляющие эти функции, обладают властью, их власть над окружением основана на насильственном искусственном господстве. Лютер призывал правителей заботиться не о собственной выгоде, славе и т. п., а о благосостоянии страны. Властвует же целесообразно, управляет разумно князь (монарх), который использует власть не как привилегию, а осуществляет ее как повинность, возложенную на него Богом. То есть христианский правитель должен считать себя слугой, а не господином народа.
Лютер выделял еще группу собственно земных светских факторов, которые должны учитываться в стратегии управления государством. Это: реальное состояние страны, социальная и политическая целесообразность, способность администрации продумывать и воплощать в жизнь свои намерения. Лютер наставлял правителей прислушиваться к голосу разума, реалистично приспосабливаться к ситуации. Итак, реформатор выступал за трезвое сочетание силы с мудростью в осуществлении государственной власти.
Светская власть не должна достигать дальше тела и имущества человека. Во всем остальном государству принадлежит право требовать полной покорности. Только в одном случае он признает возможность сопротивления власти: когда правители пренебрегают свободе христианина самому строить свои отношения с Богом, в случае вмешательства правителей в дела веры.
[править] Учение о праве
Мартин Лютер относился весьма критически к тогдашнему праву. Особой критике подвергал право каноническое. Причина тому — защита канонистами позиций и притязаний римско-католической церкви.
Лютер высказывал идею, что царства мира должны управляться с помощью принудительных законов. Светская власть иначе не может. Другими способами нельзя очистить землю от зла, навести порядок, сохранять спокойствие христиан, наказывать преступников. Но светская власть ограничена делами земными, человеческими и бессильна в вопросах веры, совести. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.
Классифицировав все законы, на первое место он поставил божественный закон, одинаковый для всех. На второе — закон естественный, присущий людям. На третьем месте оказался императорский закон, регламентирующий все светское управление. На четвертом месте расположены законы городов и земель, обязательные лишь для отдельных местностей. Лютер признавал, что всякое писаное право вытекает из естественного разума, естественного права, которое, будучи производным от воли Божьей, представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Светской власти, которая опирается на него, естественное право позволяет управлять внешним поведением людей, имуществом, вещами.
№4. Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время.
То, что делал и чему учил Мартин Лютер, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах. Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время. По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».
[править] Сочинения
- Берлебургская библия
- Лекции о Послании к Римлянам (1515—1516)
- 95 тезисов об индульгенциях (1517)
- К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
- О вавилонском пленении церкви (1520)
- Письмо Мюльпфорту (1520)
- Открытое письмо папе Льву Х (1520), 6 сентября.
- О свободе христианина
- Против проклятой буллы Антихриста
- Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
- О рабстве воли (1525)
- Большой и малый Катехизис (1529)
- Письмо о переводе (1530)
- Похвала музыке (перевод на немецкий язык) (1538)
- О евреях и их лжи (1543)
№1. Он успешно протестовал против коррупционной практики снисходительности.
В римском католицизме снисходительность — это «способ уменьшить количество наказаний за грехи». К концу Средневековья индульгенции широко применялись духовенством, использовавшим их как инструмент, с помощью которого Церковь прощала грехи людей в обмен на деньги. Именно в знак протеста против этой безнравственной и порочной практики Мартин Лютер начал движение за Реформацию. Протест Лютера против индульгенций получил широкое распространение. Эта практика широко использовалась при его жизни. Протест стал настолько влиятельным, что даже спустя 10 лет после смерти Лютера, в 1562 году, католическая церковь продолжала ограничивать использование индульгенций в Совете Трента. Через несколько лет, в 1567 году, Папа Пий V отменил все гранты индульгенций с участием каких — либо сборов или иных финансовых операций.
Изображение продажи католической индульгенции
[править] Перевод Библии
В Вартбурге Мартин Лютер оставался до 1 мая 1522 года inkognito как «Помещик Йорг». Он перевел осенью 1521 года Новый Завет на немецкий язык. Это ему удалось сделать за 11 недель. Для этого оригиналом ему служил экземпляр греческой Библии Эразма Роттердамского[4], он использовал также латинский перевод Библии и вульгату. Перевод Мартина Лютера вышел в сентябре 1522 года. В 1523 году свет увидела также его первая часть перевода Ветхого Завета; оба перевода дошли до 1525 года уже в 22 изданий и 110 переизданий. Таким образом до трети всех немцев, которые были способны читать, имели эту книгу у себя дома.[5] В 1534 году Лютер перевел остаток Ветхого Завета. Оба Завета образуют знаменитую Библию Мартина Лютера.
Этим переводом Мартин Лютер сделал содержание понятным простому народу. Правда, до этого были уже 14 верхненемецких и средненемецких изданий Библии. Но эти переводы благодаря своему высокопарному немецкому языку были тяжело понятными для людей.
Мартин Лютер меньше переводил дословно, а пытался перенести на немецкий язык библейские выражения (sensus literalis) по их значению. Стиль его письма влиял на стиль и словообразование немецкого языка веками. Таким образом он придумал такие слова, как Feuertaufe
— боевое крещение,
Bluthund
— кровопийца или легавая собака,
Selbstverleugnung
— самоотречение, самоотверженность,
Machtwort
— решающее слово,
Schandfleck
— клеймо, пятно позора,
Lückenbüßer
— неполноценный заместитель,
Gewissensbisse
— угрызения совести,
Lästermaul
— наушник и
Lockvogel
— приманка. Его авторству принадлежат также такие метафоры как «
Perlen vor die Säue werfen
» — разбрасывать жемчужины перед свиньями, «
ein Buch mit sieben Siegeln
» — тайна за семью печатями, «
etwas ausposaunen
» — то раструбить, «
im Dunkeln tappen
» — блуждать в темноте, «
ein Herz und eine Seele sein
» — жить душа в душу, «
auf Sand bauen
» — строить на песке, «
Wolf im Schafspelz
» — волк в овечьей шкуре.[6]
[править] Примечания
- Бейнтон, 1996, Глава 11. Мой Патмос
- Мартин Лютер. krugosvet.ru. Проверено 4 февраля 2021.
- Creuziger, Caspar. leipzig-lexikon.de. Проверено 5 декабря 2013. Leipzig Lexikon (Leipzig: TDG, 1998)
- Horst Herrmann: Martin Luther. Eine Biographie
; Berlin: Aufbau Taschenbuch-Verlag, 2. Auflage. 2003; S. 464. - Bernd Moeller, Deutschland im Zeitalter der Reformation
S. 90 - Jan von Flocken: 1521: Wie Martin Luthers Bibel unsere Sprache prägt
; in: Die Welt, Ausgabe vom 25. Januar 2008.
Вызов католической церкви
Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.
Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар — публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.
Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. «На сем стою и не могу иначе» — это слова из речи Мартина Лютера.