Крест Евфросинии Полоцкой
Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем.
По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней.
Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины – 14, нижней – 21, толщина – 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых.
На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья – изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах – архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей – Евфросиния Александрийская, Георгий и София.
На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона.
Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия.
По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста – обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа – Креста, на котором был распят Христос.
По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.
Иконы святой подвижницы
К самым древним изображениям преподобной Евфросинии относят фреску, расположенную на одном из столпов Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, а также небольшую икону, включенную в верхний ряд иконостаса в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. На этом портрете Святая запечатлена в момент чтения молитвы, в мантии и в куколе.
В начале XIX века возникло крупное полотно, находящееся сегодня в церкви Спасского монастыря на территории Полоцка. На нем игуменья стоит в келье рядом со столом с книгами. В ее левой руке виден знаменитый крест созданным ювелиром Богшей, а правая ладонь направлена в сторону княжеских регалий. Взгляд великой праведницы устремлен вверх.
Несколько образов Святой Евфросинии имеется в Киево-Печерской лавре, где долгое время оставались нетленные мощи. Изображение просветительницы также присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых».
Утрата креста
Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием.
В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.
В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г.
Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.
Храмы и памятники
Наибольшее количество храмов Святой Евфросинии Полоцкой насчитывается в Беларуси. Также церкви, построенные в честь этой выдающейся женщины, функционируют в России, Украине, Польше, Литве. Посетить храмы великой подвижницы можно в российском Кунцево, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Киеве, Белостоке, Вильнюсе.
Во всем мире существует немало памятников выдающейся игуменьи, которую считают одной из первых просветительниц Восточной Европы. В Минске имеется два монумента, посвященных этой Святой. Первый, расположенный неподалеку от Белорусского государственного университета, был создан в 1999 г. Второй находится вблизи научно-производственного объединения «Агат». Эта композиция, возведенная в 2002 г., считается наиболее интересной и оригинальной. Увидеть ее стремятся многие туристы и паломники, прибывающие в столицу Беларуси.
История
Изображение креста на монете Нацбанка Беларуси. Дизайн: С. Заскевич, 2007
Крест был создан в 1161 году по заказу дочери полоцкого князя Святослава Всеславича, внучки Всеслава Брячиславича Предславы (в монашестве Евфросинии) полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей[3]. По просьбе Евфросинии Византийский император Мануил Комнин и патриарх Лука Хризоверх присылали для креста некоторые святыни[5].
До XIII века крест хранился в Полоцке, а после его захвата смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года был перевезён в Смоленск, где находился до начала XVI века. В 1495 году в Смоленске была сделана копия креста нужная для того, чтобы не опускать ценный крест в воду при водосвятии[5].
«Когда же боголубезный царь и великий князь, мысля итти на оступников крестианския веры на безбожную Литву, бе же тогда в его царской казне крест полотцкий, украшен златом и камением драгим … Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен. Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть»[5].
Упоминание креста Евфросинии Полоцкой в Никоновской летописи под 1563 годом
В 1514 году Василий III, захватив Смоленск, вывез крест в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко по самым большим праздникам. Кроме того, в Москве крест был реставрирован[5].
Набожный Иван Грозный, веря в «крестную силу» полоцкого креста (как и многих других реликвий), взял его в поход на Полоцк в 1563 году, видимо, поклявшись, что вернёт крест на прежнее место, в случае победы. Что и было исполнено, несмотря на высокую ценность креста[5].
В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием. Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор, который после Брестской церковной унии был передан униатам. Униаты, как и православные, почитали данную реликвию[5]. Изучавший крест униатский архимандрит Игнатий Кульчинский писал:
Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие, а также довольно обширного воеводства. В кафедральной церкви полоцкой до сих пор хранится золотой крест великолепной работы с разными мощами [5]. |
Во время русской кампании Наполеона 1812 года в целях сохранности базилиане вмуровали крест в стену, а с окончанием войны вернули его в собор[5]. После ликвидации унии в Российской империи в 1839 году реликвия снова перешла к православным. В 1841 году епископ Василий Лужинский возил крест в Москву и Петербург для поклонения. После пребывания в Москве и Петербурге реликвия была возвращена в Полоцк и помещена в соборе Спасо-Ефросиньевского монастыря (то есть в храм для которого крест и был изготовлен)[5].
В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск, а в 1929 году в Могилёв в качестве экспоната Могилевского исторического музея. По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии[5], по другим — в комнате-сейфе самого музея[6].
Крест был утерян во время Великой Отечественной войны и не найден до сих пор. При этом в 1943 и в 1945 годах секретарь ЦК КПБ Пантелеймон Пономаренко дважды публично говорил о кресте, как о предмете искусства, который не был утрачен, а находился в распоряжении руководства СССР. Однако по воспоминаниям дочери краснодеревщика Якова Орлова из села Недашево Могилевского района Пономаренко в первых числах июля 1941 года привез на машине со своей два чемодана на сохранение. После войны приезжал за ними, но немцы в феврале 1943 года разрушили дом и убили всю семью Орлова. Приезжал комендант Берлинского дворца в
сопровождении трех машин, вероятно, вывезли все спрятанные ценности из Могилевского музея. В том числе и крест.][7].
В 1990 году ООН была предпринята попытка отыскать крест в США[8].
Чтобы не упустить одну тонкость
Вы уже обратили внимание, что крест в период 1922-1928гг вместе с другими церковными ценностями «валялся» в губернском финотделе. На его розыск отправили не революционного матроса и красноармейца, а академика, историка и руководителя государственного музея Вацлава Ластовского. Другими словами, человека, который видел предмет поиска своими глазами.
Если внимательным образом почитать его описание найденной реликвии, опубликованное в «Запiсах», то оно содержит массу интересных деталей. Как опытный эксперт и собиратель музейных ценностей, Ластовский не мог не знать, что Лазарь Богша сделал крест из кипариса. Между тем, в акте о передаче реликвии черным по белому написано, что она сделана из дуба. Ученый также фиксирует неоднократные факты замены драгоценных камней цветными стеклами.
Как человек верующий и интеллигентный Ластовский также, вероятно, не пошел против заклятия креста и решил не поднимать лишнего шума по поводу откровенной подделки. Не исключено, что драгоценные камни «выковыряли» представители новой власти, руководствующиеся ленинским призывом «Грабь награбленное!». С другой стороны, где эти люди с церковноприходским образованием взяли точные копии драгоценностей и как смогли их вставить? Здесь нужен опытный ювелир.
Версия копии с этой точки зрения выглядит более правдоподобно. Здесь мы должны учесть, что в эмигрантской печати того времени публиковались сообщения о наличии аналогичного или похожего полоцкого креста в одном из храмов на территории Польши. Значит, рассказ Веры Петровны – правда?
О чем молиться великой праведнице
При жизни преподобная Евфросиния славилась многими благодетелями, желанием усмирять конфликты, просвещать не только богатых, но и бедных людей. В своих молитвах православные христиане просят ее:
- о прекращении вражды;
- о разрушении интриг;
- о ниспослании мира в семье;
- о даровании мудрости, новых идей;
- о придании сил в изучении разных наук.
Акафист Ефросинии Полоцкой помогает защититься от недругов, клеветы, необоснованных претензий. Родители обращаются к преподобной с просьбами вразумить своих чад, которые не имеют рвения к учебе. Выдающейся подвижнице молятся об укреплении веры, способности противостоять искушениям, о милости Божьей, без которой не может процветать ни одна сфера человеческой деятельности.
Воссоздание
Воссозданный крест, 2010
Внешние изображения |
Первая марка Республики Беларусь с изображением древнего креста Евфросинии Полоцкой.1992 год
Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белоруссии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Белоруссии Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.
Примечания
- Батюшков П. И.
Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. — СПб., 1889. - Сементовский А. М.
Глава VII. Древние церковные предметы. // Белорусские древности. — СПб.: Типо-литография Н. Степанова, 1890. — С. 125. — 137 с. — 600 экз. - ↑ 12345
845 лет Кресту Евфросинии Полоцкой Архивная копия от 8 октября 2012 на Wayback Machine // Центральная библиотечная система города Полоцка. — 2006, декабрь. (Проверено 16 декабря 2010) - Надпіс на крыжы прападобнай Ефрасінні Полацкай (1161 год) Архивная копия от 14 мая 2011 на Wayback Machine. Сайт «Гісторыя Беларусі IX-XVIII стагоддзяў. Першакрыніцы». (Проверено 12 марта 2011)
- ↑ 12345678910Алексеев Л. В.
Крест преподобной Евфросинии Полоцкой (недоступная ссылка) // Российская археология, № 2. — 1993. (Проверено 16 декабря 2010) - Могилёвский областной краеведческий музей (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано 10 февраля 2012 года. - Сергей Крапивин.
Беларусь-1945. Крест Евфросинии Полоцкой и Пантелеймон Пономаренко // Новостной сайт «Naviny.by», 30 мая 2010. (Проверено 16 декабря 2010) - Мальдис А. И.
Явление Слуцкого Евангелия Архивная копия от 4 марта 2021 на Wayback Machine // Сайт газеты «Советская Белоруссия», 28 мая 2008. (Проверено 16 декабря 2010)