Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии. Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие. Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.
Почему не в Киеве?
С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.
То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.
Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.
На экране
В кино
- Илья Муромец (1956; СССР) режиссёр Александр Птушко, в роли Владимира Андрей Абрикосов.
- Руслан и Людмила (1972; СССР) режиссёр Александр Птушко, в роли Владимира Андрей Абрикосов.
В мультфильмах
- Василиса Микулишна (1975; СССР) режиссёр Роман Давыдов, Владимира озвучил Владимир Басов.
- Алеша Попович и Тугарин Змей (2004; Россия) режиссёр Константин Бронзит, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
- Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Владимира озвучивал Сергей Безруков.
- Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006; Россия) режиссёр Илья Максимов, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
- Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007; Россия) режиссёр Владимир Торопчин, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
- Три богатыря и Шамаханская царица (2010; Россия) режиссёр Сергей Глезин, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
- Три богатыря на дальних берегах (2012; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
- Три богатыря. Ход конём (2015; Россия) режиссёр Константин Феоктистов, Владимира озвучил Сергей Маковецкий.
Почему не в другом месте?
По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.
На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.
Владимир Святославич, третий сын великого князя Святослава Игоревича и Малуши, дочери князя или воеводы Малка Любечанина, ключницы бабки Владимира, великой княгини Ольги. Традиционно считается, что он получил крестильное имя в честь Святого Василия Великого архиепископа Кесарийского (умер 1 января 379 г.) и в честь своего заочного крестного отца, византийского императора Василия II Болгаробойцы (умер 15 декабря 1025 г.). По порядку престолонаследия — пятый великий князь. Родился в с. Будутиной веси в начале 60-х гг. X в. (часть историков, на основании уникального сообщения «
Летописца Переяславля Суздальского
»
(3-я четверть XV в.),
«скончася 73 лѣт»
датирует его рождение более ранним временем — 942 г.) Впервые упоминается в летописи под 969 г. Весной этого года, когда печенеги осаждают Киев, находится в городе вместе с братьями при своей бабке, великой княгине Ольге. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями оплакивает ее смерть.
Осенью того же года, перед тем как окончательно покинуть Киев, его отец раздает княжения своим детям. Тогда же в Киев приходят послы из Великого Новгорода и, по совету Добрыни, дяди Владимира, просят себе его на княжение. С отцовского согласия, Владимир вместе с Добрыней отправляется в Великий Новгород.
В 977 г. брат Владимира, Ярополк (ставший полновластным киевским князем после гибели отца весной 972 г.) убивает другого своего брата, князя Олега Древлянского. Узнав об этом, Владимир «бѣжа за море»
к варягам, а Ярополк сажает в Великом Новгороде своих посадников.
В 978 г. (по летописи, в 980 г.) Владимир возвращается в Великий Новгород с варяжским войском и выгоняет из города посадников Ярополка, поручив им объявить брату, чтобы тот готовился к битве. Тогда же Владимир посылает сватов к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволода. Летописец передает презрительный ответ девушки: «не хочю розути
(разувание жениха, как знак покорности, восходит к древнегерманскому праву. —
Д.В. Донской
)
робичича
(намек на происхождения Владимира от матери-рабыни. —
Д.В. Донской
),
но Ярополка хочю».
Оскорбленный Владимир вместе с Добрыней выступает с войском к Полоцку, захватывает город и убивает Рогволода с двумя его сыновьями, а саму Рогнеду силой берет в жены.
После этого Владимир идет к Киеву. Остановившись между Дорогожичем и Капичем (урочища под Киевом; ныне в черте города), он приступает к осаде города и склоняет на свою сторону воеводу Ярополка Блуда. Тот соглашается убить своего князя, но не может этого сделать в виду настроения киевлян. Тогда Блуд уговаривает Ярополка покинуть город. 11 июня 978 г. Владимир вступает в покинутый братом Киев и занимает княжеский престол. Ярополк же бежит на юг и затворяется в г. Родне.
Здесь Владимир вновь осаждает брата. Испытывая страшный голод и опять поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк сдается своему брату и выходит из города для переговоров с ним. Владимир принимает брата в теремном дворе своего отца. Когда Ярополк проходит в двери, двое варягов убивают его. Тогда же Владимир берет себе в жены вдову Ярополка, красавицу-гречанку, бывшую, по выражению летописца, «непраздна»
(беременна. —
Д.В. Донской
); вскоре у нее родится сын Святополк, усыновленный Владимиром.
В том же году Владимир отпускает в Византию варяжскую дружину и тем самым избавляет себя от необходимости платить им выкуп за взятие Киева; при себе же оставляет лишь «добрых и смысленых»
мужей, которым раздает в держание города. Дядю же своего Добрыню сажает в Великом Новгороде.
Согласно летописи, став киевским князем, Владимир ставит на холме близ теремного дворца кумиры (изваяния) языческих богов: «Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь»
; устраивает возле них языческие жертвоприношения.
В 981 г. Владимир идет войной на ляхов (поляков) и занимает так называемые «Червенские» города: Перемышль, Червень и другие. В том же году побеждает вятичей и возлагает на них «дань от плуга»
такую же, какую они платили его отцу Святославу. На следующий год Владимир совершает еще один поход на вятичей и вновь побеждает их.
В начале 983 г. идет на ятвягов и покоряет их землю. По возвращении его из этого похода, в Киеве «на Перуновом холме» 12 июля совершается человеческое жертвоприношение: в жертву приносятся варяг Федор и сын его Иван, ставшие впоследствии православными первомученниками. В следующем 984 г. Владимир посылает на радимичей своего воеводу по имени Волчий Хвост, который побеждает их на р. Пищане (правом притоке р. Сож).
В 985 г. вместе со своим дядей Добрыней Владимир идет на булгар (по-видимому, волжских, вопреки мнению В.Н. Татищева, который считал целью похода войну с болгарами и сербами) и заключает с ними «вечный» мир («толи не будеть межю нами мира, елико камень начнеть плавати, а хмель почнет тонути»
), после чего возвращается в Киев. По-видимому, этим же временем датируется война Владимира с хазарами. Кроме того, в первые годы своего княжения Владимиру приходится воевать с печенегами, к которым бежал воевода Ярополка, Варяжко, после смерти своего князя.
Под 986–987 гг. в летописи помещен рассказ об «испытании вер» князем Владимиром: к нему приходят посланцы-миссионеры от волжских булгар-магометан, хазарских евреев, западных христиан и православных греков, предлагая ему принять свою веру. В свою очередь, Владимир собирает бояр и градских старцев (то есть две ветви княжеской власти) и с их совета посылает десять «добрых и смысленых»
мужей для испытания и выбора веры. По возвращении послов бояре и старцы вместе с князем решают принять христианскую веру от греков.
Согласно русской летописи и византийским источникам, крещение Владимира происходит следующим образом. В 988 г. князь идет с войском на греческий г. Корсунь (Херсонес Таврический, древний город в Крыму, основанный выходцами из Гераклеи Понтийской в V в. до P. X.; ныне г. Севастополь), и после длительной осады и вследствие измены некоего корсунянина Анастаса овладевает им в конце лета — начале осени. Это подтверждается свидетельством византийского хрониста X в. Льва Диакона (умер после 992 г.), который связывает с этим событием появление впоследствии кометы Галлея.
Из Корсуня Владимир посылает к византийским императорам, братьям-соправителям (из Македонской династии) Василию II Болгаробойце и Константину VIII (умер 11 ноября 1028 г.), с требованием руки их младшей сестры Анны; в случае же отказа угрожает захватить и сам Константинополь (Царьград). Императоры соглашаются на это, несмотря на то, что еще их дед, император Константин VII Багрянородный (из Македонской династии; умер 9 ноября 959 г.), наставлял их отца императора Романа II (умер 15 марта 963 г.) ни под каким предлогом не соглашаться на требования к заключению подобных брачных союзов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен (то есть не христианских. — Д.В. Донской
) попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу». Кроме того, они отказывают в руке свой сестры германскому императору Оттону III (из Саксонской династии; умер 21 января 1002 г.), за которого Анна была уже просватана.
Они исходят в своем согласии на этот брак, исходя из того, что русский князь поддержал их во время гражданской войны (987–988 гг.), прислав военный корпус, а также высказал им заверения принять крещение.
Царевна Анна приезжает в Корсунь в сопровождении греческих сановников и священников, и начинаются приготовления к свадьбе. Однако Владимир внезапно заболевает глазами. Анна дает ему совет немедленно креститься («аще хощеши избыти болѣзни сея, то въскорѣ крестися»
), и Владимир принимает его:
«да аще истина будет, то поистинѣ великъ Бог будет хрестеянескъ».
Приехавший с Анной митрополит Феофилакт (?) и корсунский епископ крестят Владимира, и он тотчас исцеляется от болезни. Вслед за князем крещение принимает и его дружина. По крещении же Владимир
«приведе царицию на браченье»
и устраивает пир. После чего Владимир отправляется в Киев, забрав с собой не только Анну, но и корсунских священников, хранившиеся в Корсуни мощи (следует понимать — главу) Святого римского папы Климента I (убит в 101 г.) и его ученика Фива, церковную утварь и иконы
«на благословенье себѣ»,
а также два медных
«капища»
(идола. —
Д.В. Донской
) и медную квадригу коней.
Впрочем, историки допускают и иную трактовку событий, связанных с крещением князя, и в частности считают возможным, что Владимир принял крещение в Киеве еще до похода на Корсунь. При этом надо иметь в виду, что, согласно восточным источникам, бракосочетанию Владимира и Анны предшествовали переговоры русского князя с византийскими императорами относительно возможности оказания военной помощи Империи в связи с войной с Болгарией и мятежом племянника, умершего византийского императора Никифора II полководца Варды (из Фоков; убит 13 апреля 989 г.). По сообщению сирийского христианского хрониста Яхьи Антиохийского (умер около 1066 г.), туда «прибыли войска русов и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия». По некоторым данным, численность этого военного корпуса достигала 6000 воинов. В субботу 13 апреля 989 г. у г. Авидоса (Абидоса) русское войско сыграло решающую роль в победе императора Василия и разгроме мятежника Варды.
В 989 г. Владимир возвращается в Киев. По его повелению низвергаются языческие кумиры, установленные им самим несколько лет назад. Вслед за тем Владимир крестит своих сыновей и посылает объявить по городу, требуя, чтобы все люди собрались на следующий день для крещения: «Аще не обрящеться кто… противенъ мнѣ да будеть»
. В назначенный день в присутствии самого Владимира корсунские и «царицыны» священники крестят киевлян в р. Днепре (по другой версии, в р. Почайне, правом притоке Днепра; ныне не существует).
Тогда же Владимир повелевает ставить церкви по городам и селам и крестить людей, а у «нарочитое чади»
(знатных людей. —
Д.В. Донской
) брать детей и отдавать их
«на ученье книжное»
. У историка В.Н. Татищева (умер 15 июля 1750 г.) сохранился рассказ из недошедшей до нас Иоакимовской летописи (XVII в.), о том, что его дядя Добрыня и новгородский тысячник Путята подавляют антихристианский мятеж в Великом Новгороде и насильно крестят новгородцев: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Согласно летописи, по крещении Владимир распределяет города между своими старшими сыновьями и дает Вышеславу — Великий Новгород, Изяславу — Полоцк, Святополку — Туров и Ярославу — Ростов. (Позднее, после смерти Вышеслава, Ярослав переведен в Великий Новгород, Борис получает Ростов, Глеб — Муром, Святослав — Древлянскую землю, Всеволод — Владимир-Волынский, а Мстислав — Тмуторокань.)
Этим же временем летопись датирует начало бесконечных войн Владимира с печенегами. По повелению князя начинается строительство крепостей по pp. Десне (левый приток Днепра), Остру (левый приток Десны), Трубежу (левый приток Днепра), Суле (левый приток Днепра) и Стугне (правый приток Днепра); «и поча нарубати мужѣ лучьшиѣ от словен и от кривичь и от чюди и от вятичь и от сихъ насели грады, бѣ бо рать от печенѣгъ».
Крупнейшую из этих крепостей — г. Белгород на р. Ирпене (правый приток Днепра) — Владимир ставит в 991 г.
В 989 г. Владимир приглашает мастеров из Византии и поручает им построить церковь Пресвятой Богородицы. Церковь эта получает название Десятинной, так как великий князь устанавливает давать в нее десятую часть от всех доходов. Весной 996 г. строительство церкви завершается, и после ее освящения (12 мая) Владимир поручает ее митрополит Леонтию (умер в 1008 (?) г.) и пресвитеру Анастасу Корсунянину; выдает ему особую грамоту на церковные доходы.
В 992 г. Владимир идет «на Хорваты»
(имеется ввиду одно из польских племен. —
Д.В. Донской
). В том же году на р. Трубеж (левом притоке Днепра) он отражает нашествие печенегов. Согласно легенде, исход войны решает единоборство некоего юноши-кожемяки с печенежским богатырем. В честь победы Владимир ставит на том месте г. Переяславль (
«зане перея славу отроко тъ»
), а самого отрока и его отца делает великими мужами.
В 996 г. Владимир терпит поражение от печенегов у г. Василева и едва не попадает в плен «в день Преображение Господне»
(непереходящее празднование 6 августа. —
Д.В. Донской
). Тогда же по обету строит в Василеве церковь и устраивает восьмидневный пир, после чего возвращается в Киев. Вообще летопись и «Житие князя Владимира» (XI в.) отмечают его удивительное нищелюбие, милосердие: князь постоянно раздает огромную милостыню — и не только деньгами, но и пищей, питьем и одеждой.
Став христианином, пишет летописец, князь старается жить в мире с соседними странами, истово соблюдает евангельские заповеди. Так, боясь греха, князь даже отказывается казнить разбойников и лишь по настоянию епископов соглашается на это.
По свидетельству поздних летописей, в 991 г. Владимир принимает в Киеве печенежского князя Кучюга, который принимает там христианство. Тогда же принимает послов римского папы Иоанна XV (умер в марте 996 г.) и, в свою очередь, отправляет послов в Рим (возвращаются в 994 г.). В 994-м и 997 гг. совершает успешные походы на волжских булгар.
Вторую половину княжения Владимира летопись освещает намного менее подробно. Известно лишь, что в 1000 г. умирают его супруга Рогнеда (в монашестве Анастасия) и некая Малфредь. В 1001 г. умирает его сын Изяслав, а в 1003 г. — внук Всеслав Изяславич. В 1007 г. происходит перенесение в церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную) неназванных святых (предположительно мощей княгини Ольги).
В 1007-м или 1008-м г. (точная датировка затруднена) Владимир принимает в Киеве немецкого миссионера, кверфуртского епископа Бруно (убит 9 марта 1009 г.), и через его посредничество заключает мир с печенегами. В своем письме к немецкому королю Генриху II (из Саксонской династии; умер 13 июля 1024 г.) епископ называет Владимира «повелителем русов, могущественным благодаря своему королевству и богатствам», и упоминает, что тот для поддержания мира с печенегами отправил к ним в качестве заложника одного из своих сыновей (по мнению академика В.Т. Пашуто (умер в 1983 г.), — Святополка).
В 1011 г. умирает его супруга княгиня Анна, которая, по словам арабского хрониста Яхьи Антиохийского, построила «многие церкви в стране русов». Владимир хоронит ее в Десятинной церкви.
В 1013 г. Владимир воюет с польским князем Болеславом I Храбрым (из Пястов; умер 17 июля 1025 г.), который привлекает на свою сторону в качестве союзников печенегов.
В 1014 г. мятеж против отца поднимает князь Ярослав Новгородский: он отказывается передавать в Киев обычную дань, 2000 гривен в год. Владимир намеревается идти в поход на Ярослава и вызывает в Киев сына Бориса, однако заболевает. В это время происходит очередное вторжение на Русь печенегов. Владимир посылает против них Бориса, однако дождаться его возвращения ему уже не суждено.
Владимир «долго правил упомянутым королевством, умер глубоким стариком» 15 июля 1015 г. в селе Берестово под Киевом. Его тело, завернутое в ковер, и, в соответствии с обычаем, возложенное на сани, перевозят в Киев и, по воспоминанию немецкого хрониста мерзебургского епископа Титмара (умер 1 декабря 1018 г.), хоронят в Десятинной церкви, в мраморном саркофаге, «рядом с названной своей супругой; гробы их стоят на видном месте посреди храма».
Гроб и мощи князя были утрачены в конце 1240 г. под развалинами церкви после захвата Киева татаро-монголами. Спустя четыре века, примерно в 1635 г. после возвращения униатами собора православным по повелению киевского митрополита Петра Могилы (умер 31 декабря 1646 г.) при разборке развалин храма были обнаружены останки князя Владимира Святославича. Тогда же голова князя помещается в ковчег в Успенский собор Киево-Печерского монастыря (в настоящее время утрачена), а кисть правой руки — в Софийский собор (Киев; в настоящее время утрачена). В конце 1640 г. «исподняя кость съ зубами»
(нижняя челюсть. —
Д.В. Донской
) передается митрополитом Петром Могилой в дар царю Михаилу Федоровичу (из Романовых, умер 13 июля 1645 г.) в собор Успения Богородицы (в Кремле; известна по описи 1701 г. и в настоящее время утрачена). Остатки частей саркофага князя, по воспоминаниям монахини Нектарии Борисовны Долгорукой (умерла в 1771 г.), последний раз видели в середине 60-х гг. XVIII в. при киевском митрополите Арсении Могилянском (умер 8 июня 1770 г.).
Русская Православная Церковь причислила благоверного князя Владимира к лику святых и равноапостольных.
Будучи половину своей жизни язычником, Владимир имел множество жен, из которых известны пять, родившие ему сыновей:
1) «чехиня» (позднейшие нелетописные источники называют ее варяжской княжной Олавой), мать Вышеслава;
2) Рогнеда (нареченная Владимиром также Гориславой; в монашестве Анастасия), мать Изяслава, Ярослава, Мстислава, Всеволода, а также двух дочерей, в том числе известной по летописи Предславы;
3) «грекиня», вдова князя Ярополка, мать усыновленного Владимиром Святополка;
4) «другая чехиня», мать Святослава (или, может быть, Станислава?) (позднейшие нелетописные источники называют матерью Святослава и Станислава некую чешскую княжну Адиль или Мальфрид. Последнюю некоторые историки считают скандинавкой);
5) «болгарыня», мать Бориса и Глеба (по свидетельству Тверской летописи и некоторых поздних источников, их матерью была византийская княгиня Анна).
У Владимира были также сыновья Судислав, Позвизд и Болеслав, но кто была их мать, летопись не сообщает, а по нелетописным данным, это была наложница. По сведению иностранных источников, известно также о существовании, по крайней мере, одиннадцати дочерей Владимира (позднейшие источники называют имена некоторых из них: Мстислава, Прямислава).
Помимо «водимых»
(законных. —
Д.В. Донской
) жен, Владимир имел множество наложниц в Вышгороде, Белгороде и Берестове.
«И бѣ несытъ блуда,
— пишет о нем летописец, —
приводя к собѣ мужьски жены и девицѣ растьля я; бѣ бо женолюбець, якоже и Соломанъ»
(иудей, царь Соломон; умер в 928 г. до P
.
X. —
Д.В. Донской
).
После крещения Владимир отказывается от своего гарема и женится дважды по христианскому обряду:
6) в 989 г. на Анне, двадцатишестилетней дочери византийского императора Романа II и его второй супруги Феофано (умерла после 976 г.). От нее, по некоторым данным, Владимир имел дочь Добронегу-Марию и, предположительно, еще одну дочь, Феофанию, супругу новгородского посадника Остромира (в крещении — Иосифа; убит после мая 1057 (?) г.);
7) после смерти Анны (в 1011 г.), Владимир женится еще раз, но на ком, точно неизвестно. По нелетописным данным, у Владимира был еще сын Вячеслав, умерший в 1024 г.
Как Владимир принимал решение?
Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.
Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.
Укрепление власти
Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.
Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.
Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.
Как выглядела купель?
Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.
В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.
В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.
Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.
Семья
Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.
Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.
Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.
Как появилась беседка?
Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей. У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир. Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.
Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.
В поисках новой объединяющей идеологии
Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия. Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.
Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.
Распри между братьями
Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.
После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.
По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.
Строил ли храм князь Владимир?
По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.
Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи…
Захват власти
Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду. Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата — бывшая греческая монахиня. Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.
Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича
Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.
В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.
Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.
В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.