Всё говорение Бога в Новом Завете о Божьем новозаветном домостроительстве

 Глава первая

Тексты Писания: Евр. 1:1-2; Деян. 2:42; Ин. 14:10; 5:24; Мф. 28:19-20; Ин. 16:12-15; Отк. 2:1, ; 1 Кор. 4:17б; 1 Кор. 7:17Б; 2 Пет. 3:15-16; Отк. 1:1-2; Мф. 1:18-25; Отк. 21:1-3, 9-11; Лк. 1:30-31, 34-35; Мф. 1:18, ; Евр. 2:14а; Деян. 10:38; 1:21; 1 Пет. 2:24; 3:18; 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:21; Рим. 6:6; Гал. 5:24; Ин. 3:14; Евр. 2:14б; , Ин. 12:31-33а; Евр. 9:12; Ин. 19:34; Мф. 16:21б; Деян. 2:24; 3:15; 5:30; Рим. 4:25б; Деян. 13:33; Рим. 1:4; 1 Пет. 1:3; Рим. 8:29; Ин. 12:24б; 1 Кор. 15:45б; Ин. 7:39; Отк. 22:17; Ин. 20:17; Лев. 23:10-11; Деян. 1:9-11; Евр. 2:7; Деян. 2:36; 5:31; Эф. 1:22

В этой серии сообщений мы рассмотрим сначала учение апостолов, а затем новозаветное руководство.

Многие христиане никогда не слышали ни одного сообщения об учении апостолов, и, возможно, они даже никогда не слышали такого термина. Тем не менее в Библии такой термин есть. В Деян. 2:42 говорится: «И они постоянно пребывали в учении и общении апостолов, в преломлении хлеба и молитвах». Из этого стиха следует, что все три тысячи человек, которые были спасены в день Пятидесятницы, пребывали в учении и общении апостолов.

В этом стихе мы видим две вещи, которые относятся к апостолам: учение и общение. Насколько мне известно, после апостолов только одна группа христиан уделяла должное внимание этому стиху. Братия делали сильный упор на учении апостолов с 1820 года. Джон Нельсон Дарби и другие учителя Братий подчёркивали, что мы должны пребывать в учении апостолов и в общении апостолов.

Мы должны пребывать в этих двух вещах: в учении апостолов и в общении апостолов. Если мы хотим пребывать в общении апостолов, то сначала мы должны пребывать в учении апостолов. Сначала идёт учение, затем следует общение. Не многие христиане могут сказать, что такое учение апостолов и общение апостолов. Поскольку этими двумя вещами полностью пренебрегают, всё христианство запутано и разделено. Отличительными чертами сегодняшнего христианства являются путаница и разделения.

Если бы в Соединённых Штатах не было конституции, то там не было бы и надлежащего правительства. Конституция подчиняет себе все законы. Ни один законопроект не может быть утверждён, если он выходит за рамки конституции, потому что конституция является основой, или сферой, любого закона, принимаемого законодателями. Конституция Соединённых Штатов выше даже президента Соединённых Штатов. Если президент сделает что-либо противоречащее конституции, то его дальнейшее пребывание в должности становится неоправданным.

В течение прошедшего года некоторые говорили, что церковь является церковью святых точно так же, как демократическая страна является страной людей. Однако ни одна демократическая страна не является страной беззаконных людей. Напротив, надлежащая страна является страной людей, соблюдающих конституцию и живущих под конституцией. Даже первый человек в Америке, президент, должен быть под конституцией. Каждый человек в Америке должен быть полностью под конституцией.

Нашей конституцией является учение апостолов. Я приехал в Америку и начал своё служение в декабре 1962 года. Я служу и работаю здесь более двадцати семи лет. В первый же год я сказал, что всё, что мы делаем, должно соответствовать учению апостолов. Учение апостолов — это наша конституция. Печально, что почти всё христианство не знает учения апостолов и даже не слышало о нём. Мы получили большую помощь в этом вопросе от Братий, которые передали нам некоторые основные, надлежащие учения, соответствующие учению апостолов.

В термине «учение апостолов» слово «апостолы» стоит во множественном числе, а слово «учение» — в единственном. Это учение апостолов. Это учение не только Петра, Иоанна и Павла, но и других.

Учение апостолов не затрагивает такие вопросы, как например, в какой воде следует крестить людей: в пресной или солёной; что использовать на трапезе Господней: вино или виноградный сок; нужно сёстрам покрывать голову или нет. Все эти второстепенные вещи не считаются учением апостолов. Христиане веками сражались за эти вещи. Такие споры — просто суета. Это свидетельствует о том, что у христиан нет света об учении апостолов.

Говорение апостолов

Учение апостолов — это всё говорение Бога в Новом Завете. Весь Новый Завет является учением апостолов. Такие вопросы, как омовение ног и крещение погружением, действительно, тоже присутствуют в этой книге, но они не являются чем-то фундаментальным, глубинным, центральным и основополагающим.

Во вселенной есть нечто замечательное — Божье говорение. Первая замечательная вещь во вселенной — это Сам Бог. Какая это была бы трагедия, если бы во вселенной не было Бога! Однако, если бы Бог был, но при этом Он не говорил, мы были бы в жалком состоянии. Без Бога вселенная — это трагедия, а без говорения Бога мы были бы в жалком состоянии. Но, аллилуйя, у нас есть Бог, и у нас есть Божье говорение.

Бог говорил, и сегодня Бог по-прежнему говорит. В Божьем говорении есть много аспектов. Например, в Евр. 1:1-2 сказано: «Бог, многими частями и многими способами говоривший в древности отцам в пророках, в конце этих дней говорил нам в Сыне, которого Он назначил Наследником всего, через которого Он и вселенную создал». Сегодня Бог говорит нам в Сыне. Он говорит не многими частями, не многими способами и не через пророков, а в Сыне. Он говорит в одной личности, в Сыне. Дж. Н. Дарби указывал, что в греческом тексте в выражении «в Сыне» нет артикля. Дарби пришёл к замечательному выводу. Он сказал, что, поскольку артикля нет, это, по всей видимости, означает, что Бог говорит в личности Сына. Есть только один Бог (Ис. 45:5; 1 Кор. 8:4), и имя нашего Бога — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19). Это сходно с практикой, распространённой в некоторых культурах, когда одному человеку дают три имени: первое, второе и фамилию. Здесь есть глубокий смысл. М. Р. Винсент указывал в своих трудах, что имя всегда обозначает личность. Таким образом, Божье говорение «в Сыне» означает, что Бог говорит в личности Сына. Новый Завет выражается очень точно. Из этого отрывка можно увидеть, что Божье говорение в Новом Завете происходит путём воплощения.

«ДИДАХЕ»

Т. о., в «Д.», вероятно, описаны 2 случая совершения литургии — после Крещения и в воскресные дни; именно эти случаи совершения Евхаристии известны по др. раннехрист. памятникам (ср., напр.: Iust. Martyr. I Apol. 65-67). Приведенные в 9-10-й главах «Д.» евхаристические молитвы оцениваются в научной лит-ре по-разному. Ввиду лаконичности их содержания нек-рые ученые в принципе сомневались, можно ли вообще в данном случае говорить о совершении таинства Евхаристии, или речь может идти лишь о застольных благословениях братской трапезы. Тем не менее в наст. время научный консенсус скорее склоняется в пользу признания этих молитв евхаристическими.

Еще П. Древс выдвинул теорию, согласно к-рой молитвы «Д.» основаны на благодарениях за иудейской вечерней трапезой накануне суббот и праздников (Drews P. Eucharistie // PRE. 1898. Bd. 5. S. 563). Идею о происхождении этих молитв из иудейских застольных благословений развивали И. А. Карабинов (Карабинов. 1908. С. 8-10, 60 passim), архим. Киприан (Керн) и Н. Д. Успенский. Большой популярностью долгое время пользовалась теория Г. Дикса, к-рый характеризовал чин «Д.» как агапу (Dix. 1970; ср.: Connolly. Agape. 1937), ныне отвергнутая (см. также ст. Вечеря). Х. Лицман, исходя из теории 2 первоначальных типов Евхаристии, видел в молитвах «Д.» образец иудео-христ. Евхаристии, отличной от Евхаристии в Павловых общинах (Lietzmann. 1926). После работ Л. Буйе (Bouyer. 1966) и Л. Лижье (Ligier. 1973) (по-видимому, им не была известна монография Карабинова, но они детально разработали идеи, аналогичные содержащимся в ней) мн. ученые стали считать молитву 10-й гл. «Д.» христ. переработкой иудейских застольных благословений («биркат ха-мазон»; эти благословения состоят из 3 основных элементов: благодарения Бога, питающего Свой народ, благодарения за дары земли и пищу и прошения об Иерусалиме — ср.: мишна Берахот 6. 8; Вавилонский Талмуд Берахот 48b; подобные молитвы известны и в межзаветной литературе — см., напр.: Юб 22. 6-9). Дальнейшее развитие этих идей содержится в работах Э. Мацца (Mazza. 1992). В наст. время интерпретация молитв 9-10-й глав «Д.» как христ. версии «биркат ха-мазон» наиболее распространена в западной лит-ре, однако у этой интерпретации есть слабое место. Как показали совр. исследования в области истории синагогальной богослужебной традиции, к времени написания «Д.» устойчивый текст иудейских застольных благословений еще не успел сложиться (в частности, поэтому П. Брэдшоу предлагает вообще воздержаться от предположений об устойчивых типах раннехрист. евхаристических молитв, см.: Bradshaw. 2002. P. 139-143). Интересную интерпретацию молитв 9-10-й глав «Д.» и основанных на них евхаристических молитв VII кн. «Апостольских постановлений» предложил Ч. Джираудо, к-рый не производит их от молитв синагогального богослужения, а независимо возводит и молитвы «Д.», и «биркат ха-мазон» к более ранней традиции, укорененной в ветхозаветной практике (Giraudo. 1989. Р. 249-253). Вероятно, литургический чин не исчерпывался этими краткими молитвами, поскольку в Didache. 10. 7 пророкам (видимо, говорящим в духе) предоставляется возможность благодарить (εὐχαριστεῖν), «сколько хотят» (ср. об участии пророков в благословении трапезы в Didache. 11. 9).

Евхаристический чин «Д.» состоит из следующих элементов. 9-я гл.: благодарение над чашей, благодарение над хлебом и прошение о единстве Церкви (об этой важной для раннего христианства теме см., напр.: Sandt, van de. 2003); 10-я гл.: моления «после насыщения» — 2 благодарения и прошение о единстве Церкви. Если считать молитвы «Д.» сакраментальными, то возникает вопрос о времени освящения евхаристических Даров. Возможно, оно имело место до прочтения 10-й молитвы, поскольку «насыщение» в ветхозаветной традиции было символом достижения обетованной земли, что в христ. традиции могло быть интерпретировано как достижение Царства Божия (стих Втор 8. 10, где говорится о насыщении, послужил основанием для появления застольных благодарений); кроме того, в Didache. 9. 5, т. е. сразу после молитв над чашей и над преломленным хлебом, идет речь о «святыне», под которой скорее всего имеются в виду Св. Дары (в Didache. 4. 9 говорится об общении «в бессмертном» (ἐν τῷ ἀθανάτῳ κοινωνοί), что косвенно может указывать на сакраментальный характер Евхаристии в общине автора «Д.»). Однако такая последовательность благодарений, когда сначала читается молитва над чашей, а затем — над Хлебом, отличается от последовательности благословений в повествованиях о Тайной вечере и в литургических традициях последующих эпох, совпадая лишь с последовательностью 1 Кор 10. 16, а также с Лк 22. 17-20 (где описано, как Господь сначала благословил 1-ю, неевхаристическую чашу, потом евхаристический Хлеб, после чего следовала вечеря, закончившаяся благословением 2-й, евхаристической Чаши; впрочем, с текстологической т. зр. это описание вызывает вопросы). На основании того что 10-я гл. «Д.» завершается призывом: «Если кто свят, пусть приступает…» (к-рый исследователи сопоставляют с литургийным возгласом — Rordorf. 1999; Taft. Precommunion. P. 231-234), можно осторожно предположить, что молитва 10-й гл. «Д.» читалась над 2-й чашей, а 1-я чаша не была евхаристической.

В 14-й гл. в связи с Евхаристией говорится о принесении жертвы. Поскольку там же приводится цитата из Мал 1. 11, к-рая впосл. встречается в ряде анафор, можно, вероятно, утверждать, что в богословской традиции «Д.» Евхаристия понималась как Жертва и связывалась с Крестной смертью Спасителя.

Отдельно обсуждается вопрос о частоте совершения Евхаристии согласно «Д.». В 14-й гл. «Д.» предписывается преломлять хлеб и благодарить (εὐχαριστήσατε) в День Господень. Если здесь имеется в виду воскресенье, то речь идет о еженедельной Евхаристии (Rordorf. 1997). Ряд авторов настаивают на ежегодном характере обряда — на Пасху (Dugmore. 1962) или в Судный день (Tidwell. 1999). Однако увещевание в Didache. 16. 2 «собираться часто» для достижения совершенства и по причине приближающегося Второго пришествия делает эти гипотезы крайне сомнительными. В 9-10-й главах «Д.», подобно литургико-каноническим памятникам, речь, вероятно, идет не о рядовом богослужении, а о службе, связанной с Крещением (Kraft. 1965), что тем не менее не исключает более частого совершения Евхаристии.

Говорение Бога в Сыне как человеке в четырёх Евангелиях

О воплощении повествуется в четырёх Евангелиях. Иисус, говоривший в четырёх Евангелиях, был Сыном Божьим, а Сын Божий — это Сам Бог. Поэтому можно сказать, что говорение Господа Иисуса было говорением Бога в Сыне как человеке в четырёх Евангелиях (Ин. 14:10; 5:24; Мф. 28:19-20). В Ин. 14:10 говорится: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя — Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела». Отец и Сын — одно (Ин. 10:30). Когда говорил Сын, говорил Отец. Отец говорил в личности Сына.

Говорение Бога в Сыне как Духе через апостолов от Деяний до Откровения

Божье говорение не прекратилось в четырёх Евангелиях. Бог также говорил в Сыне как Духе через апостолов от Деяний до Откровения (Ин. 16:12-15; Отк. 2:1, ; 1 Кор. 4:17; 7:17б; 2 Пет. 3:15-16 Отк, 1:1-2). Когда Бог говорил в Сыне, Сын однажды сказал Своим ученикам: «Ещё многое имею вам сказать, но сейчас вам это не под силу. Но когда придёт Он, Дух действительности, Он введёт вас во всю действительность; ибо Он будет говорить не от Себя, а будет говорить то, что услышит; и возвестит вам грядущее. Он Меня прославит, потому что получит от Моего и возвестит это вам. Всё то, что имеет Отец, — Моё; поэтому Я сказал, что Он получает от Моего и возвестит это вам» (Ин. 16:12-15). Господь Иисус как бы говорил: «Когда придёт Дух действительности, Он приведёт вас во всю действительность. Но даже Он Сам будет говорить не от Себя. Он получит от Меня, и затем раскроет вам всё, что получит от Меня». Это означает, что после четырёх Евангелий будет дальнейшее Божье говорение.

Бог говорил дальше в Деяниях, в четырнадцати Посланиях апостола Павла, в Послании Иакова, в двух Посланиях Петра, в трёх Посланиях Иоанна, в Послании Иуды и в Откровении. Всё это — говорение Бога в Сыне. Во-первых, Бог говорит в личности Сына. Во-вторых, Бог говорит в личности Духа. Сначала Бог говорил в Сыне как человеке в четырёх Евангелиях. Но в Деяниях, Посланиях и Откровении Бог продолжал говорить в Сыне как Духе через апостолов. В четырёх Евангелиях Бог не говорил «через» кого-то. Но в Деяниях, в Посланиях и в Откровении Бог говорил в Сыне как Духе через апостолов. Апостолов, через которых Бог говорил в Сыне как Духе, было немного. Это были Пётр, Иоанн, Павел, Иаков и Иуда. Почти весь Новый Завет был написан этими пятью людьми.

Четыре Евангелия были изречены Господом Иисусом. Затем, в Мф. 28:20, Он велел Своим ученикам учить тех, кого они крестят в Триединого Бога, всему, что Он заповедал им. В 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея записана так называемая Нагорная проповедь. В 13-й главе Евангелия от Матфея записаны семь притч о тайнах царства. В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея записаны пророчества, данные Господом на Элеонской горе. Эти три отрывка из Евангелия от Матфея удивительны. Ни один философ или великий учитель не может сказать слова такой глубины и мудрости, как те, что записаны в этих отрывках. Апостолы, несомненно, учили этим шести главам верующих, которые пришли к Господу после них. Главы с 14-й по 17-ю в Евангелии от Иоанна очень глубоки, они намного превосходят наше понимание, однако они были изречены человеком по имени Иисус. Иисус велел Своим верующим учить тому, о чём говорится в этих отрывках, тех, кто придёт после них. Апостолы должны были снова и снова повторять всё содержание четырёх Евангелий.

За Евангелиями следуют Деяния, где говорили Пётр и Павел. Далее, у нас есть четырнадцать Посланий, написанных Павлом, одно Послание, написанное Иаковом, два Послания, написанных Петром, три Послания, написанных Иоанном, и одно Послание, написанное Иудой. Наконец, у нас есть Откровение, которое Господь Иисус изрёк как Дух и которое было дано через Иоанна. Внимательно читая Откровение, можно осознать, что это было слово, сказанное Господом как Духом через Иоанна, потому что Иоанн написал эту книгу. Это чудесно! Во 2-й и 3-й главах Откровения мы видим семь посланий. В начале каждого послания «говорит» Господь Иисус. Но в конце каждого послания есть повеление услышать, «чтo Дух говорит церквям». Это означает, что говорение Господа было говорением Духа, потому что Он есть Дух (2 Кор. 3:17). Это говорение было записано через Иоанна. Все послания, написанные к отдельным церквям, были также предназначены для всех церквей (1 Кор. 4:17б; 7:17б; Кол. 4:16). Это Божье говорение.

Господь использовал говорение Павла, чтобы завершить слово Божье, особенно в том, что касается тайны Триединого Бога (Кол. 1:24-25). Павел завершил ту часть Божьего говорения, которая касается тайны Триединого Бога, а Иоанн завершил всё говорение Бога. Поэтому в конце Откровения есть заключительное слово, в котором говорится, что никто не имеет права добавить что-либо к этой книге или отнять что-либо от этой книги (Отк. 22:18-19). В Откровении говорение Бога полностью завершено, полностью закончено. Никто не может ничего к нему добавить. Джозеф Смит, родоначальник мормонов, заявлял, что он получил нечто в дополнение к Библии. Подобное заявление является дьявольским. Никто не имеет права утверждать, что существует какое-то говорение Бога в дополнение к тому, что есть в Библии. Говорение Бога завершено. Поэтому, когда Бог говорит сегодня, Он просто повторяет то, что Он уже сказал.

Учение апостолов — это всё говорение Бога в Новом Завете, во-первых, в Сыне как человеке, во-вторых, в Сыне как Духе через апостолов. В Новом Завете Бог не может отступить от принципа воплощения. Он должен говорить через человека. В четырёх Евангелиях этим человеком был Иисус. В последующих двадцати трёх книгах этими людьми были апостолы. Сегодня этими людьми являемся мы. Бог говорит в соответствии с принципом воплощения.

Дидахе (Учение двенадцати апостолов)

Глава I

Есть два пути: один – жизни и один – смерти; велико же различие между обоими путями.

И вот путь жизни: во-первых возлюби Бога, создавшего тебя, во-вторых ближнего своего, как самого себя, и не делай ничего другому, чего ты не желал бы, чтобы случилось с тобою. Учение же этих заповедей таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за тех, которые преследуют вас; ибо какая благодать, если вы любите любящих вас ? Разве и язычники не делают того же ? Вы же любите ненавидящих вас, и не будет у вас врага.

Воздерживайтесь от плотских и телесных похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершен. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю. Если кто возьмет у тебя что-либо твое, не требуй назад, ибо ты не можешь. Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а неимеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял и, подвергшись заключению, будет спрошен о том, что он сделал и не выйдет оттуда до тех пор, пока не заплатит последнего кодранта. Впрочем об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Глава II

Вторая заповедь учения.

Не убивай, не прелюбодействуй, не развращай детей, не предавайся блуду, не воруй, не занимайся волхвованием; не составляй яда, не умерщвляй младенца во чреве и по рождению не убивай его. Не пожелай того, что принадлежит ближнему твоему, не преступай клятвы, не лжесвидетельствуй, не злословь, не помни зла. Не будь двоедушен, ни двуязычен, ибо двуязычие есть сеть смерти. Да не будет слово твое пусто, но да будет оно согласно с делом. Не будь алчен, или хищник, или лицемерен, или коварен, или надменен. Не злоумышляй против ближнего своего. Никого не возненавидь, но одних обличай, за других молись, иных же возлюби свыше души своей.

Глава III

Чадо мое! Убегай от всякого зла и от всего подобного ему. Не отдавайся гневу, ибо гнев ведет к убийству. Не будь вспыльчив, ни сварлив, ни страстен, ибо все это порождает убийства. Чадо мое! не будь похотлив, ибо похоть ведет к блуду. Воздерживайся от непристойных речей и не будь наглым, ибо все это порождает прелюбодеяния. Чадо мое! не гадай по птицам, ибо это ведет к идолопоклонству. Не будь также заклинателем или звездочетом, не твори очищений и не желай даже смотреть на это, ибо это все порождает служение идолам. Чадо мое! не будь лжив, ибо ложь ведет к воровству; ни сребролюбив, ни тщеславен, ибо все это порождает воровство. Чадо мое! удержись от ропота, ибо он ведет к богохульству; не будь также своенравен и не имей дурных помыслов, ибо все это порождает богохульства. Но будь кроток, ибо кроткие наследуют землю. Будь терпелив и милостив, и незлобив, и спокоен, и добр и страшись во всякое время тех слов, которые ты слышал. Не превозносись и не будь дерзким. Да не прилепляется сердце твое к высокомерным, но обращайся с праведными и смиренными. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай как благие, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава IV

Чадо мое! поминай ночью и днем того, кто возвещает тебе слово Божие и почитай его как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь. Каждый день стремись к общению со святыми, дабы найти успокоение в их словах. Не причиняй раскола, но примиряй спорящих. Суди по справедливости. Обличая проступки, не взирай на лицо. Не сомневайся в том, будет ли (суд Божий) или нет. Не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать. Если имеешь что-нибудь от рук своих, давай выкуп прегрешений своих. Не колеблись давать и отдавая не ропщи, ибо ты узнаешь, кто есть добрый Воздаятель за заслуги.

Не отворачивайся от нуждающегося, но разделяй все с братом своим, и не говори, что это твоя собственность, ибо если вы имеете общение в бессмертном, не тем ли паче и в смертных вещах ? Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию. Не приказывай ничего с гневом рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, дабы они не перестали бояться Бога, Который над вами обоими; ибо он не по наружности призывает, но приходит к тем, кого уготовал Дух. Вы же, рабы, покоряйтесь господам вашим, как образу Божию со страхом и скромностью. Возненавидь всякое лицемерие и все, что не угодно Господу. Не оставляй заповедей Господних, но береги то, что получил, ничего не прибавляя и не отнимая. В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью.

О Божьем новозаветном домостроительстве от воплощения Бога до завершённости в Новом Иерусалиме

Учение апостолов — это всё говорение Бога о Божьем новозаветном домостроительстве от воплощения Бога до завершённости в Новом Иерусалиме (Мф. 1:18-25; Отк. 21:1-3, 9-11). Это говорение не о крещении, не о покрытии головы, не об омовении ног и не о Господней трапезе; это говорение о Божьем новозаветном домостроительстве. Многие христиане никогда не слышали термина «Божье новозаветное домостроительство». Греческое слово, которое соответствует слову «домостроительство», можно также перевести как «устроение», «управление» или «план». У Бога есть план, и поэтому у Него есть устроение. Чтобы осуществить Свой план в соответствии со Своим устроением, Ему нужно управление.

Каждый день я живу по плану. Я поднимаюсь рано утром, чтобы быть с Господом. Затем я завтракаю. После завтрака я около десяти минут гуляю. Затем я приступаю к своей повседневной работе. Либо я читаю письма и отвечаю на них, либо мне вслух прочитывают какие-нибудь сообщения, либо я пишу какие-нибудь планы, либо изучаю какие-нибудь стихи. На 11:30 у меня может быть назначена встреча. После этого я обедаю. После полуденного сна у меня может быть ещё одна встреча. Затем я ужинаю. После ужина у меня может быть вечернее собрание. Это показывает, что у меня есть план.

Воплощение Триединого Бога

Божий новозаветный план состоит в том, что Бог воплотился (Лк. 1:30-31, 34-35). Как это чудесно! Тысячи лет Бог оставался божественным Богом, но у Него был новозаветный план. Первый шаг в Его плане состоял в том, чтобы воплотиться, слиться с человеком, чтобы войти в человека. Это было средством, с помощью которого Бог вошёл в человека, чтобы слиться с человеком.

Бог родился в деве (Мф. 1:18, ) и провёл девять месяцев в чреве Марии. Так Он причастился человеческой крови и плоти (Евр. 2:14а). После Своего рождения Он прошёл через человеческое житие (Деян. 10:38; 1:21). Человеческое житие является частью воплощения. Бог стал человеком, чтобы жить на земле. Он стал человеком не для того, чтобы провести на земле несколько часов, а затем вернуться на небеса. Нет, Он провёл на земле тридцать три с половиной года. Около тридцати лет Он жил в доме плотника. Затем Он начал путешествовать как странствующий проповедник. Таково было Его житие. Он много страдал, и Он на Себе испытал, что такое лето и зима. Он испытал все невзгоды, общие для всех людей.

Апостольские мужи

Апостольские Мужи (греч. Αποστολικοί Πατέρες — апостольские отцы) — церковные писатели, бывшие современниками, учениками и сотрудниками апостолов, авторы ряда раннехристианских текстов второй половины I и II века.

Наименование «Апостольские Мужи» призвано продемонстрировать их прямую связь с апостолами, которых многие из апостольских мужей знали лично.

К числу Апостольских Мужей относят: священномученика Игнатия Богоносца, апостола от 70-ти Варнаву, священномученика Климента Римского, священномученика Поликарпа Смирнского, святого Папия Иерапольского, а также автора «Послания Варнавы», автора «Пастыря Ермы», и некоторых других церковных писателей.

Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму и язычеству, содержат сведения о богослужениях и таинствах древней церкви, а также о жизни христианской общины того времени. Труды мужей апостольских были составлены на греческом языке, а затем переведены на латинский, сирский, коптский, эфиопский, армянский и прочие.

В состав их сочинений входят:

«Учение двенадцати апостолов»

«Послание церкви Божией, пребывающей в Риме, к церкви Божией, пребывающей в Коринфе, или Первое послание Климента к Коринфянам»

«Послание Варнавы»

«Послания Игнатия Богоносца»

«Послание Поликарпа Смирнского»

«Пастырь Ерма»

«Изъяснение Господних изречений» Папия Иерапольского

Мужи апостольские

Под названием Мужей апостольских известны в Истории Церкви непосредственные ученики апостолов, лично общавшиеся с ними и нередко бывшие их ближайшими сотрудниками. Творения их носят характер писаний апостольских, – и это составляет их отличительную черту. К ним принадлежат:

Апостол Варнава. Имя его было Иосия. Апостолы называли его Варнавой, что значит «сын утешения». Он был иудеем рассеяния с острова Кипр, принадлежал к сословию левитов. По преданию он был в числе 70 учеников Спасителя. В христианской Церкви он является действующим на самых первых порах. Он продал свою землю и вырученные за нее деньги положил к ногам апостолов. Он представил Савла апостолам, как чудесно обращенного. Он с Павлом основал Церковь из язычников в Антиохии и являлся ревностным сотрудником его, в проповеди среди евреев рассеяния и язычников. Когда апостолы разошлись на проповедь, то Варнава местом своей деятельности избрал Кипр, где и умер смертью мученика, уже после разрушения Иерусалима в 70 году. Ему приписывается одно послание, которое с самых древних времен было известно под его именем. Он доказывает, что Ветхий Завет должен уступить место Новому и предостерегает уверовавших во Христа от увлечения иудейством. Писал он о путях жизни.

Священномученик Дионисий Ареопагит. Родился в Афинах от знатных родителей, путешествовал для приобретения образования, впоследствии занимал должность члена ареопага. Обратил его ап. Павел своей проповедью в ареопаге (54 г). и поставил первым епископом Афинским. Ревностно заботился о распространении веры, для чего отправлялся в разные страны. Скончался мученически, но неизвестно точно, где именно и когда. Известны его труды: О небесной иерархии, О церковной иерархии, Об именах Божиих, О таинственном богословии и десять писем к разным лицам. Сочинения эти характерны возвышенным и глубокомысленным богословием.

Священномученик Климент, третий епископ Римский (92-101). В христианство он обращен ап. Петром. Был сотрудником ап. Павла в распространении Церкви, как свидетельствует об этом сам Павел. Свою веру запечатлел мученической кончиной при Траяне. Памятником его деятельности осталось его послание к коринфянам. Коринфская церковь знала, с самого начала своего, разделения, и их наставлял ап. Павел. Впоследствии там некоторые дошли до сомнения в истине воскресения мертвых. Благомыслящие и обратились к св. Клименту, тем более, что неверы отложились от своей иерархии. Св. Климент, проникнутый духом апостольской любви и кротости, призывал своевольных коринфян смириться, покаяться и покориться своей иерархии. Обличал он заблуждения их относительно воскресения мертвых. Послание св. Климента пользовалось большим уважением в древней Церкви, так, что читалось при богослужении наравне с книгами апостольскими. Св. Клименту приписываются еще некоторые сочинения, но нет твердой уверенности, что они написаны им.

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, ученик ап. Иоанна Богослова, в 107 г. по приказанию Траяна брошенный в Риме на растерзание львам. Имеются семь его посланий, написанных во время доставки его в Рим на казнь: послания к ефесянам, магнезианам, траллийцам, римлянам (из Смирны), к Поликарпу, еп. Смирнскому, смирнянам и филадельфийцам (из Троады). Он убеждал их сохранять правую веру, повиноваться Богоучрежденной иерархии, в особенности епископам. По отзыву св. Поликарпа, послания св. Игнатия содержат в себе образцы веры, терпения и всякого назидания о Господе.

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский, любимый ученик ап. Иоанна Богослова, им поставленный во епископа Смирнского. Он дожил до глубокой старости и замучен в 167 г. во время гонений при Марке Аврелии. Он писал много посланий христианам соседних Церквей для укрепления их в чистой и правой вере. Сохранилось только послание к филиппийцам. Боролся он против еретических суждений, главным образом, докетов, говорил, что тот, кто не исповедует пришествие Иисуса Христа во плоти, тот антихрист.

Святой Ерм еще в древности признавался тем Ермом, которому ап. Павел посылал приветствие (послание к римлянам). Родом грек, он проживал в Риме во второй половине 1 века. Принадлежащая ему книга «Пастырь» была известна еще в древности и пользовалась большим уважением в Церкви. Она разделяется на три меньшие книги: в первой изложены четыре видения Ерма, во второй 12 заповедей, сообщенных ему пастырем: о милосердии, покаянии и т.п., в третьей 10 притчей или сравнений, направленных к изъяснению разных истин христианского вероучения. Ерму наставления сообщал Ангел в виде пастыря.

Святитель Папий, епископ Иерапольский во Фригии, ученик ап. Иоанна и друг св. Поликарпа Смирнского. По преданию, он скончался мученически при Марке Аврелии. Ему приписываются пять сочинений под заглавием «Изъяснение Господних изречений», из которых сохранилось только несколько отрывков. Он не ограничивался изучением св. Писания, но и собирал устные рассказы о делах и учении Спасителя и апостолов, основываясь на неписанном предании. Вследствие не всегда достаточной проверки материала, у него встречаются неправильности.

Николай Дмитриевич Тальберг

Всеобъемлющая смерть Иисуса Христа

Вторым шагом в Божьем плане является чудесная всеобъемлющая смерть Иисуса Христа. Эта всеобъемлющая смерть покончила с грехом (2 Кор. 5:21) и грехами (1 Пет. 2:24; 3:18; 1 Кор. 15:3). Она также покончила со старым человеком (Рим. 6:6) и плотью (Гал. 5:24). Кроме того, всеобъемлющая смерть Христа покончила с Сатаной, змеем (Ин. 3:14; Евр. 2:14б) и с миром (, Ин. 12:31-33а), который зависит от Сатаны (1 Ин. 5:19). Эта смерть решила все проблемы между человеком и Богом и совершила Божье вечное искупление, символом которого является кровь, вытекшая из распятого Иисуса (Евр. 9:12; Ин. 19:34).

Всеобъемлющая смерть Иисуса Христа также высвободила божественную жизнь, вечную жизнь, символом которой является вода, вытекшая из распятого Христа (Ин. 19:34). Поскольку мы в Христе, всеобъемлющая смерть Христа — это наша смерть и наша история. Как чудесна Его смерть!

Воскресение Иисуса Христа

После Своей всеобъемлющей смерти Господь Иисус воскрес (Мф. 16:21б; Деян. 2:24; 3:15; 5:30). Воскресение Иисуса Христа свидетельствует о том, что Бог удовлетворён Его смертью за нас и что мы оправданы Богом в Нём и с Ним (Рим. 4:25б). Наше оправдание в Нём — это объективное оправдание, а наше оправдание с Ним — это субъективное оправдание. Христос теперь живёт с нами, а мы живём с Христом. Таким образом, мы живём жизнью, которая даёт нам возможность быть оправданными субъективно.

В Своём воскресении человек Иисус родился как Сын Божий (Деян. 13:33; Рим. 1:4). Воскресение Иисуса Христа было рождением Христа. Человек Иисус родился как Сын Божий. Воскресение Христа также вложило божественную жизнь в верующих Иисуса Христа и родило их как многих сыновей Божьих (1 Пет. 1:3; Рим. 8:29; Ин. 12:24б).

Кроме того, воскресение Иисуса Христа сделало Его животворящим Духом (1 Кор. 15:45б). Наконец, это воскресение завершило Триединого Бога и сделало Духа Божьего окончательной завершённостью Триединого Бога, и теперь Он называется просто Дух (Мф. 28:19; Ин. 7:39; Отк. 22:17). До Своего воплощения Триединый Бог как божественная личность не имел человеческой природы. Поэтому можно сказать, что Он был совершенным, но не завершённым. Ему не хватало человеческой природы. Через воплощение Он обрёл человеческую природу; однако Ему всё равно чего-то не хватало, так как Он никогда не входил в смерть. Даже после того как Он умер на кресте, Триединому Богу всё равно чего-то не хватало, потому что Он ещё не вошёл в воскресение. В воскресении завершённость Триединого Бога была достигнута. До того как Триединый Бог достиг этой завершённости в воскресении, титул Триединого Бога «Отец, Сын и Дух» не упоминается. После Своего воскресения Господь Иисус встретил учеников на горе в Галилее (Мф. 28:16) и велел им идти и делать учениками все народы, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19).

Теперь Триединый Бог закончен; Он теперь завершён. Воскресение Христа было завершённостью Триединого Бога. Дух Божий теперь высвобожден, и Дух Божий является окончательной завершённостью Триединого Бога — просто Духом. Титул «Дух» прост, но значение у этого титула не простое. Дух — это приготовленный Триединый Бог. В Ин. 7:39 говорится: «…а это сказал Он о Духе, которого должны были получить те, кто уверовал в Него; ибо Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен». Иисус был прославлен в Своём воскресении. После того как Он был прославлен, появился Дух. В последней главе последней книги Нового Завета используется титул «Дух» (Отк. 22:17). В этом титуле не упоминается Бог, Христос, Сын или Отец. Дух — это завершённый, приготовленный Триединый Бог. Он — Жених. Нашим Женихом является замечательная личность — Триединый Бог, приготовленный и окончательно завершённый как Дух. В этом Духе есть Отец, Сын, человеческая природа, всеобъемлющая смерть и воскресение. Всё — в Духе. Дух — это Жених, а возрождённый, освящённый, преобразованный, сообразованный и прославленный трёхчастный человек — это невеста. В конце Библии мы видим чудесную пару, которая представляет собой чудесную историю о Женихе с невестой. Однако на воскресении Христа Божий план не остановился.

Дидахе. Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов

Глава 1

1. Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие. 2. Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, — ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому. 3. Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь и за гонящих вас, ибо какая (вам за то) благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага. 4. Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь. 5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, [69] что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта. 6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать.

Глава 2

1. Вторая же заповедь учения. 2. Не убивай, не прелюбодействуй, не будь деторастлителем, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не отравляй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай, не пожелай достояния ближнего твоего. 3. Не клянись, не лжесвидетельствуй, не злословь, не злопамятствуй. 4. Не будь двоедушным и двуязычным, ибо двуязычие есть сеть смерти. 5. Да не будет слово твое лживым и пустым, но преисполненным дела. 6. Не будь ни корыстолюбивым, ни хищником, ни лицемером, ни злобным, ни надменным, не принимай лукавого умысла на ближнего своего. 7. Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей.

Глава 3

1. Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему. 2. Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства. 3.Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни бесстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния. 4. Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение. 5. Чадо мое! Не будь ни лживым, поелику ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы. 6. Чадо мое! Не будь ни ропотником, поелику ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства. 7. Но будь кротким, поелику кроткие наследуют землю. 8. Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал. 9. Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными. 10. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай, как благо, зная, что без Бога ничего не бывает.

Глава 4

1. Чадо мое! Возвещающего тебе слово Божие помни день и ночь, почитай же его, как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть. 2. Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах (учения) их. 3. Не производи разделения, а примиряй спорящих; суди праведно, не будь лицеприятен при обличении преступлений. 4. Не думай двоедушно, так или нет. 5. Не протягивай руки для принятия (подаяний) и не сжимай для подаяния. 6. Если ты имеешь (что подать) от (труда) рук твоих, то дай выкуп за грехи твои. 7. Не колеблись подать и, подавая, не ропщи, ибо ты должен знать, кто добрый Мздовоздаятель. 8. Не отвращайся от нуждающегося, но все дели с братом твоим и не говори, что это (все) твоя собственность, ибо если вы соучастники в нетленном, то насколько более в тленном? 9. Не отнимай руки твоей от сына твоего или от дочери твоей, но от юности учи их страху Божию. 10. В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух. 11. Вы же, рабы, подчиняйтесь господам своим, как образу Божию, по со [70] вести и со страхом. 12. Ненавидь всякое лицемерие и все, что неугодно Господу. 13. Не оставляй заповедей Господа, но храни то, что принял, не прибавляя и не убавляя. 14. В церкви исповедуй преступления свои и не приступай к молитве своей в лукавой совести. Этот путь есть путь жизни.

Глава 5

1. Путь же смерти таков. Прежде всего он лукав и исполнен проклятия. (На пути этом) убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие. 2. (На этом пути) гонители добра, ненавистники истины, любители лжи, не признающие воздаяния за праведность, не привязывающиеся к добру, ни к праведному суду, внимательные не к добру, а к злу, от которых далеки кротость и терпение, любящие суету, гоняющиеся за мздовоздаянием, не милующие бедного, не труждающиеся за утружденного, не признающие Создателя своего, убийцы детей, губители Божия создания, отвращающиеся от нуждающегося, обременяющиеся угнетенного, заступники богатых, беззаконные судьи бедных, грешники во всем. Удаляйтесь, дети, от всех таковых.

Глава 6

1. Смотри, чтобы кто не совратил тебя с этого пути учения, поелику таковой учит тебя вне Бога. 2. Ибо если ты сможешь понести все иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь. 3. Относительно пищи понеси то, что можешь, но крепко воздерживайся от идоложертвенного, ибо это есть служение мертвым богам.

Глава 7

1. А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. 2. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в теплой. 3. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. 4. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня.

Глава 8

1. Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. 2. И не молитесь, как лицемеры, но, как повелел Господь в Евангелии Своем, так молитесь: Отче наш, сущий на небе! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день, и оставь нам долг наш, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 3. Трижды в день молитесь так.

Глава 9

1. Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. 2. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. 4. Как сей преломляемый хлеб был рас [71] сеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. 5. И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам.

Глава 10

1. По исполнении же (вкушения) так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! 3. Ты, Владыко Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего, пищу же и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего. 4. Паче всего благодарим Тебя потому, что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! 5. Помяни, Господи, Церковь Твою, да избавишь ее от всякого зла и усовершишь ее в любви Твоей, и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей, потому что Твоя есть сила и слава во веки. 6. Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову! Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается. Маран — афа. Аминь. 7. Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению.

Глава 11

1. Кто, пришедши, будет учить вас всему этому, пред сим сказанному, примите его. 2. Если же сам учащий, совратившись, будет преподавать иное учение к ниспровержению (вашего служащее), то не слушайте его. Но (если он учит) в преумножении правды и ведения Господа, примите его, как Господа. 3. Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. 4. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят , как Господь. 5. Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк. 6. Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк. 7. И всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите, ибо всякий грех отпустится, а этот грех не отпустится. 8. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни). 9. И не какой пророк, в Духе определяющий быть трапезе, не вкушает от нее, если только он не лжепророк. 10. Лжепророк же есть всякий пророк, учащий истине, если он не делает того, чему учит. 11. Но всякий пророк, признанный истинным, вступающий в мирское таинство Церкви, но не учащий делать то, что сам делает, не должен быть судим вами, ибо он суд имеет у Бога, ибо так поступали и древние пророки. 12. Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того. Но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его.

Глава 12

1. Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение [72] правого и ложного. 2. Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. 3. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!

Глава 13

1. А всякий истинный пророк, желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания. 2. Точно так же и истинный учитель, и он достоин, как трудящийся, своего пропитания. 3. Поэтому всякий начаток — от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. 4. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. 5. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди. 6. Точно так же, когда ты открыл сосуд вина или елея, то, взявши начаток, отдай (его) пророкам. 7. И от серебра, и от одежды, и от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай (его), по заповеди.

Глава 14

1. В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. 3. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах.

Глава 15

1. Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. 2. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами. 3. Отличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается. 4. Молитва же ваша и милостыня, и все (вообще добрые) дела творите так, как имеете в Евангелии Господа нашего.

Глава 16

Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет. 2. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час. 3. Ибо в последние дни умножатся лжепророки и губители, и овцы превратятся в волков, и любовь превратится в ненависть. 4. Ибо, когда возрастет беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга и преследовать, и тогда явится мирообольститель, как бы Сын Божий, и совершит знамения и чудеса, и земля предана будет в руки его, и сотворит беззакония, каких никогда не было от века. 5. Тогда тварь человеческая пойдет в огонь испытания и многие соблазнятся и погибнут, а устоявшие в вере своей спасутся от проклятия его. 6. И тогда явится знамение истины: во-первых, знамение отверстия на небе, потом знамение звука трубного и третье — воскресение мертвых. 7. Но не всех (вместе), а как сказано: приидет Господь и все святые с Ним. 8. Тогда увидит мир Господа, грядущего на облаках небесных.

Текст приводится по изданию: «Журнал Московской Патриархии», 1975, №11. Памятник датируют и 90-ми годами, и 120-170 гг.

Тайная часть

Последней частью Божьего плана является вознесение Христа. В Новом Завете раскрыто, что у вознесения Христа было две части: тайная и открытая. Большинство читающих Писания не осознают, что у вознесения Христа была тайная часть. Эта тайная часть имела место рано утром в день воскресения. В то утро воскресший Христос не видел никого, кроме Марии. Когда Мария осознала, кто Он такой, она попыталась коснуться Его, но Он не разрешил ей, потому что Он ещё не взошёл к Отцу (Ин. 20:17). Позже Он вернулся к Своим ученикам и предложил им коснуться Его (Ин. 20:27). До Своего возвращения к ученикам Он никому не позволял касаться Его, потому что свежесть Своего воскресения следовало представить Отцу, чтобы удовлетворить Отца, чтобы Бог вкусил Его свежесть в воскресении. Прообразом этого был начаток жатвы (Лев. 23:10-11).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]