Почему покровский собор называют восьмым чудом света


Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

LiveInternetLiveInternet

У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Похожее на драгоценную шкатулку здание не спутать ни с каким другим из-за удивительного силуэта, образованного главами девяти церквей, возведенных на едином основании, и неповторимого, красочного и радостного оформления их фасадов…

Любое произведение искусства, рукотворное и нерукотворное чудо окружено ореолом тайны. Взять хотя бы «Джоконду» Леонардо, «Реквием» Моцарта, Великие пирамиды, озеро Байкал или Большой каньон. Что же это за чудо, если о нем не слагают легенды? Если оно не вызывает желания узнать о нем побольше и, когда сведений недостаточно, начать строить догадки, которые со временем превращаются в легенды?

Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).

В этом, как и во многих других отношениях, храм Василия Блаженного — истинное, стопроцентное чудо — каких только историй о нем не рассказывают! А ведь, казалось бы, о здании, возведенном на центральной площади столицы, все должно быть доподлинно известно. Но нет, не тут-то было…

Считается, что Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Хотя существует гипотеза, что это был один мастер — Иван Яковлевич Барма.

Известна легенда, будто на вопрос Ивана Грозного, смогут ли мастера построить другой, такой же прекрасный храм, один из них с вызовом ответил: «Сможем!» — и тем прогневил царя. «Лжешь!» — вскричал Грозный и велел ослепить мастеров, чтобы они нигде больше не построили такого чуда. Подобные истории, впрочем, рассказывают о многих русских и зарубежных соборах, так что едва ли им стоит верить.

Еще одна легенда гласит, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы и пошло название храма.

В честь другого Василия

Первоначально на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Затем, по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг него стали возводиться новые церкви, большинство которых было освящено в память событий Казанского похода.

Выросший на месте прежнего храма комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии — храмом Покрова на рву

В конце XVI века на месте разобранной северо-восточной части галереи над могилой московского юродивого, причисленного к лику святых Василия Блаженного, появилась церковь, освященная его именем. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви Св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — храма Василия Блаженного.

Этот храм был геометрическим центром градостроительного ансамбля столицы, а его 46-метровый шатер — самым высоким в Москве до тех пор, пока Борис Годунов не распорядился достроить колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, после чего ее стали называть Иваном Великим.

Коротко о главном

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.

Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. Всего в нем 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлены портретная и пейзажная живопись и церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Храним людьми и Богом

По мнению православных священников, храм Василия Блаженного сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и все же остался цел.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, но был отреставрирован и, по уверениям очевидцев, стал еще краше. Увидев его, Наполеон, если верить легенде, распорядился перевезти московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась не в состоянии решить эту задачу. Тогда, перед отступлением французской армии, Наполеон приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались погасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог им остановить взрыв.

Среди прочих существует легенда, будто в 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. По его распоряжению был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским храмом, который Каганович и принес к Сталину. Начав с рассказа о том, как собор мешает демонстрациям и машинам, он якобы со словами «А если бы его — р-раз!..» — рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!»

Вопрос о сносе храма действительно поднимался, но, по мнению ряда историков, в решении его главную роль сыграло мужество архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали подготовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил резкую телеграмму в Кремль: в ЦК и, как водится, лично товарищу Сталину.

По одной из версий, письмо дошло до адресата, и Барановский, будучи приглашенным в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм. Едва ли именно это подействовало, но так или иначе, Сталина действительно что-то остановило — решение о сносе было отменено.

Все возвращается на круги своя…

Согласно одной из официальных версий, а их тоже несколько, в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

Затем собор стал филиалом Государственного исторического музея. Начались научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века во время реставрационных работ открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора — 12 июля 1561 года (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут увидеть великолепный взмывающий в небо шатер и ценнейший иконостас, а также пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, расписанной дивными узорами.

Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 года используется одновременно как музей и как храм, в котором Русской православной церковью проводятся богослужения.

https://www.softmixer.com

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Церкви Собора Василия Блаженного

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Центральная часовня Василия Блаженного, от которой собор и получил свое официальное название. Вы можете открыть для себя истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. В некоторых местах сохранилась оригинальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства (12 июля 1561 года), освещаемая великолепной люстрой. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.

Церковь Киприана и Иустины

Часовня была освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, чей день памяти знаменует взятие Казани 2 октября 1552 года. Белые колонны, обрамляющие восьмиугольную часовню, обрамляют смелые фрески, изображающие жития святых, и тянутся к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Творения. Церковь Киприана и Иустины увенчана бело-голубым куполом в вертикальную полоску.

Церковь Святого Григория Армянского

Одна из четырех небольших часовен, освященная в честь Святого Григория, который был ответственен за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни казанской крепости в 1552 году, ключевой момент в походе Ивана Грозного, пришлись на День святого (30 сентября).

Строгие побеленные стены компенсируются ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными занавесками. Также видны архитектурные особенности XVI века, религиозные одежды XVII века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Наружный купол украшает сетка из желтых бриллиантов.

Церковь Трех Константинопольских Патриархов

Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа — в день, когда войска Ивана Грозного победили татарского князя Япанчи в 1552 году. Масляные картины, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из барочных и классических элементов. Еще одна из небольших часовен собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.

Церковь Святого Василия (Святого Василия Блаженного)

Самая маленькая часовня в ансамбле, но, пожалуй, самая богато украшенная, с яркими фресками, изображающими религиозных деятелей и сцены из жизни святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Она настолько велика, что тянется вдоль соседних стен, и ее иконы помещены на золотом, красном и синем фоне. Особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская Божья Матерь и образ святого Василия Блаженного. Балдахин над местом упокоения святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены украшены оригинальными элементами XVI века, а над северной дверью посетители могут увидеть повреждения, нанесенные артиллерийским обстрелом во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из кремлевского Александро-Невского собора и изображает сцены из жизни этого великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными гвоздиками.

Церковь Святой Троицы

В этой церкви почитается основное учение христианства. Ее интерьер — легкий, элегантный и мирный, а оригинальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, включая старейший канделябр собора и одну из самых почитаемых его икон — ветхозаветную Троицу. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустика часовни дополняется глиняными сосудами, инкрустированными в стенах.

Церковь Александра Свирского

В этой маленькой часовне празднуется Святой Александр Свирский, ответственный за обращение Северной Руси в православие. День памяти святого отмечается 30 августа. Внутренняя часть часовни покрыта фресками, имитирующими кирпичную кладку, и спираль вечности вьется вокруг внутреннего купола. Внешняя часть состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.

Церковь Святого Николая Чудотворца

Большая церковь, посвященная Святому Николаю Чудотворцу, чья почитаемая икона была отправлена из Вятки в Москву в 1555 году. Это событие большого духовного значения иллюстрируется фресками, а иконостас храма изображает жизнь святого Николая. Убранство часовни особенно богато: до потолка доходят красочные картины, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.

Церковь Варлаама Хутынского

Еще одна маленькая часовня собора, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Она прославляет святого Варлаама Хутынского — подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя императорской семьи. День святого, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году.

Иконостас украшен иконами XVI-XVIII веков, и особый интерес представляет большая висячая икона — видение Пономаря Тарасия, изображающее предсказание ряда бедствий, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город. Новгород передан с поразительной топографической точностью.

Церковь Иоанна Блаженного

Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, вновь открытая для посетителей только в ноябре 2021 года. Часовня была освящена в честь святого Иоанна, юродивого, и в ней находится золоченый иконостас, мощи святого и небольшая экспозиция религиозных предметов и произведений искусства.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Интерьер собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного завораживает разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в интерьере. Среди чудес, которые можно обнаружить внутри собора, — картины маслом, фрески, портреты и пейзажная живопись. Также иконостасы, содержащие более 400 шедевров московской и новгородской иконописи XVI-XIX веков. А еще ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.

Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Внешний вид Собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного может похвастаться дизайном, не имеющим аналогов в России, что свидетельствует о блестящем таланте его создателей, осмелившихся нарушить традиционные каноны религиозной архитектуры. Его девять башен увенчаны луковичными куполами цвета конфет, излучающими веселье и радость. Каждая башня украшена слоями карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся вверх по крыльцам, лестницам и галереям; геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.

Первоначально Собор Василия Блаженного не являлся тем буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В XVII и XVIII веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно изменили облик собора. Были добавлены кирпичные веранды и галереи, многоцветная краска и плитка украсили фасад, а декоративные купола обрели свои яркие цвета и дизайн.

Это интересно: Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, занимающего площадь 1900 квадратных метров.

Посвященный конкретному историческому событию

Покровский собор в Москве имеет полное официальное название — Московский собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Почему на рву? Потому что это фортификационное сооружение, проходившее между Кремлем и будущим храмом, утратило свое прямое назначение и было засыпано. А в названии осталось. История строительства этого легендарного храма интересна сама по себе. Покровский собор в Москве был построен в честь взятия Казани. Это особая страница русской истории. Сильное Казанское ханство выдержало четыре предыдущие осады, предпринятые русскими войсками — в 1487, 1524, 1530 и 1550 годах. Пятая, тщательно продуманная, осуществленная с применением всех новейших достижений военного искусства, увенчалась успехом. Ханство, осколок Золотой Орды, перестало существовать как самостоятельное государство и вошло в состав России.

Почему Покровский

Штурм Казани начался 1-го октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Отсюда и название храма, воздвигнутого в честь того значимого события. Покровский собор в Москве не был возведен на пустом месте — раньше здесь был деревянный Троицкий храм. Все восемь церквей, расположенных вокруг центральной, названной в честь Покрова Божьей Матери, имеют свои названия.


Возводились они в дереве, в честь поочередно одерживаемых побед в ходе осады и взятия Казанского ханства, которые приходились на определенные церковные праздники. Четыре осевые и четыре, меньшие по размерам, промежуточные церкви названы в честь Троицы и святого Николая Чудотворца. Далее следуют названия в честь входа в Иерусалим, в честь Адриана и Натальи (первоначально Иустины и Каприана). Затем – Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского и Григория Армянского. Конечно, с течением времени первоначальные названия по каким-то причинам могли меняться. Например, церковь Иоанна Мстиславского до XVIII века посвящалась константинопольским святым – Иоанну, Александру и Павлу.

Уникальный во всем

Девять стоящих самостоятельно цилиндрических строений расположены на общем фундаменте и объединены двумя круговыми галереями – внутренней и внешней. Раньше галереи назывались гульбищами. Изначально внешний обход был открытым, своды пристроили позже. Внутренняя галерея состоит из сводчатых переходов. Ансамбль дополняют два белокаменных крыльца, ведущих на второй этаж, расположенных на западной стороне храма. Кроме того, как указывалось выше, c северо-восточной стороны пристроена церковь Василия Блаженного, а в XVII веке собор дополнила колокольня, имеющая форму шатра. Центральная церковь храма, названная в честь Покрова Божьей Матери имеет высоту в 60 метров.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Предполагаемый автор

До возведения во времена правления Бориса Годунова колокольни «Иван Великий», относящейся к церкви преподобного Иоанна Лествичника, что находится на Соборной площади Кремля и достигает высоты в 81 метр, храм Василия Блаженного был самым высоким в столице. В русском языке не хватит прилагательных, чтобы описать неповторимую красоту, которой наделен Покровский собор в Москве. Фото, сделанные в различных ракурсах, дают возможность представить себе, на что были способны русские архитекторы и мастера. Правда, авторство русского зодчего из Пскова – Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма, оспаривается. Охотно подтверждается лишь то, что он был ослеплен Иваном Грозным, чтобы не смог больше построить ничего подобного. Хотя фамилия этого зодчего, как автора других работ, встречается и позднее.

Знаменитый русский юродивый

В большинстве своем он известен в народе как Храм Василия Блаженного, и не только потому, что легендарный юродивый похоронен в одной из церквей собора.


Существует легенда о том, что все пожертвованные ему деньги Василий Блаженный собирал на храм, который в будущем украсит площадь. Перед смертью он отдал их, сложенные пятачок к пяточку, копеечка к копеечке, лично Ивану Грозному, который направил их именно на возведение сказочного собора. По поверьям, деньги юродивого не трогали даже воры. Интересно, что даты жизни многих великих людей средневековой России неизвестны, тогда как год и место рождения, не говоря уже о точном времени смерти Блаженного, знает каждый историк. Потому что к одру заболевшего Василия приходил Иван Грозный с царицей Анастасией, и гроб с телом юродивого он тоже нес. Иван Васильевич неоднократно выходил на площадь к Василию Блаженному — спросить у него совета. Существует легенда, что будущий святой был единственным человеком в мире, кого побаивался Иван Грозный. Сам Василий Блаженный, герой многочисленных произведений русской литературы и искусства, является одним из символов России. Покровский собор в Москве стали возводить в 1555 году на том месте, куда складывал денежку будущий святой – к стене деревянной Троицкой церкви, и где невдалеке сам он был захоронен в 1552. Канонизировали юродивого в 1588 году, после чего над его могилой по велению Ивана Грозного бала воздвигнута церковь, ставшая пристройкой к храму, который постепенно и стал называться именем Блаженного.

Кафедральный собор

В столице России есть еще Покровский кафедральный собор. Москва, Рогожский поселок, 29 – адрес этого по-своему интересного культового сооружения. Он является главным на территории России храмом РПСЦ, которая до 1988 года называлась «Древлеправославная Церковь Христова». Официальная русская церковь относит РПСЦ к деноминации, то есть к чему-то среднему между сектой и церковью. Тем не менее у старообрядческой церкви есть свой Митрополит Московский и всея Руси, и Покровский собор на Рогожском кладбище является его кафедральным собором. Закладка первого камня этого культового сооружения была произведена в 1791 году.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2021 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Еще один Покровский храм в Москве

В 2004 году она была прославлена в лике месточтимых святых как «блаженная Матрона Московская». На территории монастыря есть освященный в 1998 году Покровский собор. В Москве Матрона, вернее ее имя, больше всего связано именно с этим монастырем, куда нескончаемой чередой поклониться ее мощам идут тысячи столичных жителей и гостей города. По некоторым данным в дни престольных праздников Покровский собор с мощами Матронушки посещают до 50 тысяч человек, а ежедневно приходят около 3000.

Источник

Архитектурный шедевр


По совету тогдашнего митрополита Иван Грозный решил увековечить в камне Покровский собор. В Москве восьмое чудо света возводилось с 1555 года по 1561. Возникает вопрос: «Почему именно этот собор является восьмым чудом света, ведь в мире много красивейших культовых сооружений?» Да потому что как бы ни были необыкновенны церкви и храмы Европы, они в большинстве своем мрачны. Главный храм Красной площади, возведенный рядом со Спасской башней – собор-праздник. Нет в мире ни церкви, ни храма, столь красочного, светлого, сказочного в полном смысле этого слова. Необычайно оригинальна архитектура легендарного творения – церкви представляют собой одновременно тип шатрового и воинского храмов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]