Храм Рождества Христова в Измайлово, Москва. Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться

Мiръ

Россия Москва Храм Рождества Христова в Черкизове (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.9494832999999971434590406715869903564453125,»lon»:37.35327499999999645297066308557987213134765625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435»’ \u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039;\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435\u0026#039;\u0026#039;\u0026#039; \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1779\u20141789 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u0441\u0435\u043b\u0435 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 \u0432 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u043c \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435, \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u043e\u043c \u0434\u043b\u044f \u043f\u0435\u0440\u0435\u0445\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u043e\u0442 \u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e \u043a \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0446\u0438\u0437\u043c\u0443. \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0441 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E»’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1779\u20141789 \u0433\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u0441\u0435\u043b\u0435 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 \u0432 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u043c \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435, \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u043e\u043c \u0434\u043b\u044f \u043f\u0435\u0440\u0435\u0445\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u043e\u0442 \u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u0431\u0430\u0440\u043e\u043a\u043a\u043e \u043a \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0446\u0438\u0437\u043c\u0443. \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0441 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f.\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0432 \u0427\u0435\u0440\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.9494832999999971434590406715869903564453125,»lon»:37.35327499999999645297066308557987213134765625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.949521; 37.353234

Россия, Москва, Ленинградское шоссе, 354/1

Москва

Россия

Телефоны:

Телефон:

8 (495) 228-70-57

Храм Рождества Христова в Черкизове

— православный храм, построен в 1779—1789 годах в селе Черкизове в архитектурном стиле, характерном для переходного периода от позднего барокко к классицизму. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения.

В честь кого назван, значение храма сегодня

Храм Рождества Христова в Измайлово считается одним из старейших храмов Москвы, которому удалось избежать разрушений и закрытий, и во время всех войн он первым восстанавливался на средства прихожан и благодетелей.

Сегодня храм является действующим архитектурным памятником и принадлежит Русской Православной церкви: здесь регулярно проходят богослужения. Помимо этого, притч храма ведет активную социальную работу, принимает участие в различных городских и районных мероприятиях, организовывает воскресную школу и кружки для православной молодежи.

Так же храм входит в список большинства московских экскурсий как один из важнейших архитектурных экспонатов и ярчайших представителей своего стиля.

Духовенство

Священнослужители храма Рождества Христова в Мытищах

Храм

История храма Рождества Христова в Мытищах

Проповеди

Проповеди и статьи храма Рождества Христова

Богослужения

Расписание Богослужений храма Рождества Христова в Мытищах

Социальная работа

Социальная работа и благотворительная деятельность

Воскресная школа

Расписания занятий в Воскресной школе

Храму требуются работницы

Храму Рождества Христова г. Мытищи (8км от МКАД) требуются работницы. Зарплата, проживание, питание, соцуслуги. Информация по телефону: 8(926)163-1767 8(495)583-7552 Николай Николаевич.

Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»

ОБРАЩЕНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ К ДУХОВЕНСТВУ, МИРЯНАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ И ЖИТЕЛЯМ ПОДМОСКОВЬЯ
Восстановим порушенные Святыни! Возлюбленные служители Алтаря Господня, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Уважаемые жители Подмосковья! Душевная боль о порушенных святынях Подмосковья, несмотря на то, что многое сделано, не оставляет меня. Существующее состояние многих храмов, разрушенных и оскверненных в безбожное лихолетье, не может не вызывать скорбные чувства. Уверен, что долг восстановления их лежит на всех нас. Подробнее…

Небольшое поселение Мытищи стало городом уже в 20-х годах ХХ века, когда построить храм не представлялось возможным. Большой жилой массив оказался без духовного окормления. После преобразований в нашей стране необходимость строительства храма была очевидной. Этим благим делом было поручено заниматься клирику храма Владимирской Божьей Матери священнику Олегу Шлёнову. Началась совместная работа с администрацией города. Долго выбирали место посадки храма. 27 апреля 2ооо года постановлением главы Мытищинской администрации А. Е. Мурашовым был выделен участок в самом центре города, пожалуй лучший из возможных

В юбилей 2000-летия Рождества Христова в план торжественных мероприятий в Мытищинском благочинии, приуроченных к этому событию был включён и чин закладки будущего храма, который был совершен 6 июля 2000 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении народа. В своем слове Владыка Митрополит тогда призвал всех принять участие в этом спасительном и важном деле, выразив уверенность в том, что возведенный храм станет лицом и достойным украшением города.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что слова Владыки Ювеналия исполнились буквально и Храм Рождества Христова в городе Мытищи является одним из величественнейших и красивейших среди других церквей района.

После этого события сразу начались работы по возведению деревянного храма для совершения богослужений и разработка проекта большого каменного храма. 4 декабря 2000 года была совершена первая Божественная Литургия в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Осенью 2001 года, после создания проекта и получения всех согласований были начаты строительные работы, а в 2003 году на стройке была проведена акция, в которой приняли участие жители города. За добровольное пожертвование люди имели возможность своими руками положить кирпич в стены храма. Одними из первых в этой акции приняли участие губернатор Московской области Б. В. Громов, глава Мытищинского района А. Е. Мурашов, администрация района, организации города и все желающие.

Храм Рождества Христова, объединивший в деле своего созидания не только все Мытищинские предприятия и организации, но и простых жителей нашего города, под руководством и личным контролем главы Мытищинского района А. Е. Мурашова был объявлен «Народной стройкой». В течение трёх с небольшим лет строительства у возводимых величественных храмовых стен можно было увидеть часто одновременно и руководителя крупного городского предприятия, и представителя районной администрации, и учащихся высших и средних учебных заведений, и пенсионеров, и молодоженов, начинающих свою семейную жизнь с участия в созидании дома Божьего. Всех этих людей совершенно разного социального положения, абсолютно не знакомых друг с другом, объединила любовь и благоговение к Святой Христовой Церкви, а красота и благолепие родного города увенчаны в настоящее время прекрасным храмовым зданием, от которого берут начало центральные улицы Мытищ.

Большой интерес к ходу стройки проявлял губернатор Московской области Б. В. Громов. Он неоднократно посещал строящуюся церковь. В последний раз перед освящением губернатор был в Великую Субботу 2005 года. Борис Всеволодович порадовался работам по благоустройству территории, которые были проведены накануне праздника Святой Пасхи. Увидев множество людей, пришедших освятить пасхальные куличи, он отметил востребованность храма жителями города Мытищи. Тогда же Борис Всеволодович подтвердил своё намерение присутствовать на освящении храма.

И вот наступил долгожданный день. Солнечным ранним утром радостный трезвон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Высокопреосвященнейшего Архипастыря. Владыку Ювеналия встречали благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников, настоятель Христорождественского храма протоиерей Олег Шлёнов и глава Мытищинского района А.Е. Мурашов.

После встречи и облачения началось великое освящение храма, который кроме центрального алтаря имеет ещё два придела – в честь блаженной Матроны Московской и Новомучеников и Исповедников Российских. Его Высокопреосвященству сослужили Архиепископ Можайский Григорий, Епископ Видновский Тихон, Епископ Дмитровский Александр и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

При большом стечении прихожан на богослужении молились глава Мытищинского района А.Е. Мурашов, вице-глава А.М. Казаков, депутат областной думы И.Д. Жук и представители администрации района.

Наверное всем молящимся на богослужении запали в сердце слова одной из молитв на освящение храма, в которой в обращении к Господу просится: «-и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе и сподоби нас в нём хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей-» И первые такие славословия и хвала были вознесены в тот же день: Высокопреосвященнейший Ювеналий после освящения храма совершил в нём первую Божественную литургию.

После окончания богослужения новоосвященный храм посетил губернатор Московской области Б.В. Громов, тем самым, исполнив своё предпасхальное обещание присутствовать на этом торжественном и радостном событии.

После освящения храма не прекращается работа по его благоустройству. Была сооружена ограда вокруг храма, сделан великолепный резной иконостас в крестильном храме в честь Святого Иоанна Предтечи, который был освящен Архиепископом Григорием 18 марта 2007 года. В настоящее время ведётся грандиозная работа по росписи храма Рождества Христова.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

В архивах сохранилась грамота, подробно описывающая внешний вид храма, но в ходе изменений во время строительства содержимое грамоты было соблюдено не полностью. Храм состоит из трех приделов, которые соединены общей трапезной частью с помощью высоких арочных проемов. Над храмом установлено традиционное пятиглавие, обозначающее Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Каждый из кубических приделов имеет свой купол. Храм имеет три яруса кокошников. Позже к нему была достроена трапезная часть, еще позже архитектурный ансамбль дополнила колокольня и внешний притвор, паперть. Сохранилось имя архитектора, им был местный крестьянин Спиридон Харламов, заведующий артелью местных каменщиков.

Современный храм раскрашен в красный и белый: красный является основным цветом, белым выделены детали, расписные колонны, декоративные элементы арок и оконных проемов. Храм построен в стиле «узорочье», относящемуся к раннему барокко. Здесь присутствует множество разнообразных декоративных деталей. Алтарный выступ храма выделяется дальше, чем в большинстве подобных храмов.

LiveInternetLiveInternet

Майя_Пешкова

все записи автора

Храмов, посвященных Рождеству Христову в Москве не так много, но зато в их числе — главный храм Москвы и всей России – храм Христа Спасителя. Его главный придел освящен во имя Рождества Христова.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, И Земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, Волсви же со Звездою путешествуют, Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог

Роман Сладкопевец. Кондак Рождества Христова

Храм Христа Спасителя — главный престол храма второго этажа — во имя Рождества Христова.


Новорожденный Христос. Фрагмент заалтарной росписи храма Христа Спасителя в Москве



Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является внешним воссозданием одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма Христа Спасителя.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном, на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2.

Фрагмент ворот в Храм. Храм Христа Спасителя. Проект храма принадлежит архитектору Константину Тона. Строительство Храма велось около 44 лет.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

Верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола: главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года;

Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя


Нижний храм — Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный в честь Преображения Господня и два малых придела в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

«Рождественское праздничное богослужение в храме Христа Спасителя». Прихожане и священники на ночном праздничном богослужении в честь Рождества Христова в храме Христа Спасителя.

Поклонение волхвов. Роспись храма Христа Спасителя

Храм Державной иконы Божией Матери, Москва. Комплекс Храма Христа Спасителя Стилобатная часть, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Фрагменты разрушенного храма Христа Спасителя, хранившиеся на кладбище Донского монастыря

Храм Рождества Христова в Измайлове— православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры.

Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово.

Иконостас Никольского придела

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.

Пятиглавый храм Рождества. 1676

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.

В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма)

С 1928 года в храме находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 году в Оружейной палате Кремля. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями от моровых поветрий в 1771 и 1866 годах. В XIX веке икона украшена уникальным чеканным окладом знаменитой фирмы Садиковых.

Храм Рождества Христова в Черкизове — православный храм, принадлежащий к Знаменскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Деревяный храм в селе Черкизово известен с 1584 года. Он представлял собой так называемую клетскую церковь, окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входными лестницами. Храм был построен на дворцовые средства и богато украшен иконами в серебряных позлащенных ризах. Каменный храм построен в 1779-1789 годах на средства графа К.Г. Разумовского и освящен 3 ноября 1789 года. В 1860 году по благословению свт. Филарета Московского храм был расширен и пристроены указанные приделы. Богослужения прекращены в 1938 году, затем в здании размещались различные хозяйственные службы. Храм возвращен Церкви в 1993 году.

Находится по почтовому адресу Ленинградское шоссе, дом № 354. Храм построен в 1779—1789 годах в селе Черкизове в архитектурном стиле, характерном для переходного периода от позднего барокко к классицизму. Церковь имеет статус памятника архитектуры регионального значения

Храм Рождества Христова (Мытищи) — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в городе Мытищи Московской области России (Новомытищинский проспект, д. 6). Главный престол освящён в честь праздника Рождества Христова; приделы в честь праздника Собора святых новомучеников и исповедников Российских, в честь святой Матроны Московской.

Храм Рождества Христова поселка Немчиновка был открыт в 1914 году, в начале Первой Мировой войны

Россия, Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ул. 2-й Просек д. 2-б.

Церковь Рождества Христова — Беседы, XIV век.

О названии села легенда гласит следующее. Накануне Куликовской битвы Великий Князь Дмитрий Донской получил известие об огромном Мамаевом войске, двигающемся на Москву. После этого он решил на берегу реки Москвы раскинуть шатёр и собрать «беседу», то есть военный совет. Здесь воеводы и князья выработали план сражения, и осенью 1380 года разгромили ханские полчища наголову.

Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской распорядился на том месте, где он по весне собрал «беседу», поставить церковь Рождества Христова с приделами Димитрия Солунского, Феодора Стратилата и преподобного Феодосия — в память о славной победе. А село стало называться Беседы.

Церковь Рождества Христова — Ильинское (Дмитровский район).

Церковь Рождества Христова — Луховицы

Храм Рождества Христова — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Истринского района Московской области. Строительство здания, с колокольней казаковской школы, в стиле зрелого классицизма, было осуществлено по проекту и под руководством архитектора Д. Ф. Борисова, с 1828 года по 1831 год, на пожертвования сельчан.

Первое упоминание о храме встречается в духовной грамоте 1544 года — как церковь Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1627—1628 годов фигурирует уже церковь Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца, которая позже сгорела. Построенный в 1721 году храм также сгорел в 1737 году; последняя, деревянная, была сооружена в 1788 году и, при закладке каменной, перенесена на сельское кладбище.Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, в боях ноября 1941 — января 1942 года, в 1999 году возвращён церкви, приписан к Казанскому храму в Ламишине.

Адрес: 1-я Муравская ул., 39. М. «Тушинская», авт. 2, 266, 741.Престолы: главный – Рождества Христова; приделы – пророка Илии, свт. Алексия, митрополита Московского.

Церковь Рождества Христова в Рождествено Истринского района Московской области.

Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Рождествено (Павло-Слободское с/п), село

Храм Рождества Христова (Церковь Рождества Христова в Рождествене-Кутайсове) — православный храм Истринского благочиния Московской епархии, расположенный в селе Рождествено Истринского района Московской области, памятник архитектуры федерального значения

Фот. Носиков С. П.

В 1810 году, владельцем усадьбы Рождествено, графом Иваном Кутайсовым, был заложен новый храм. В 1820 году была освящена, в 1823 году — достроена окончательно, в стиле позднего классицизма с чертами школы Матвея Казакова, с приделами Иоанна Предтечи и Петра и Павла.

Фот. Носиков С. П.

В 1834 году в правом приделе церкви был похоронен строитель храма граф Кутайсов, а в 1848 году его супруга — Анна Петровна. В 1889 году, генерал-майором свиты Илларионм Николаевичем Толстым, наследником Кутайсовых по женской линии (правнуком Михаила Илларионовича Кутузова), была построена церковно-приходская школа.

Интерьер Христорождественской церкви в Рождествене (бывш. Рождествено-Кутайсовых) Московской области.

Фот. Носиков С. П.

Храм был закрыт в 1938 году, в войну не пострадал, после здание использовали, как хранилище удобрений, была сорвана крыша. В 1997 году храм был передан общине, в 1999 году — воздвигнут крест. Церковь восстановлена, но реставрационные работы продолжаются. К храму приписана часовня Александра Свирского.

Храм Рождества Христова — православный храм Рузского благочиния Московской епархии, расположенный в деревне Рождествено Рузского района Московской области.


Время сооружения первой церкви в селе неизвестно: по имеющимся данным, к 1625 году старое, ветхое здание уже разваливалось и стояло без пения, то есть, не было священника, службы не совершались и в 1627 году владельцами вотчины был построен новый храм.

В 1775 году храм вновь отстроили, опять деревянный, Рождества Христова с приделами Рождества Богоматери, Казанской иконы Божией Матери и Александра Свирского.

Нынешняя, каменная церковь, построена, по одним сведениям, в 1862 году, «тщанием прихожан», по другим — в 1859 году, по проекту и под руководством архитектора Дмитрия Борисова — каменное однокупольное здание в псевдорусском стиле, с шатровой колокольней. Церковь имела три придела: главный — Рождества Христова, также Казанской иконы Божией Матери и пророка Илии.

В советское время, в конце 1930-х годов, храм закрыли, настоятель, Емельян Гончаров, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне.

Храм возвращён верующим в 1990-е годы, требуются восстановительные работы, летом, один раз в месяц, совершаются молебны

Церковь Рождества Христова во Фрязино


Храм находится при городской больнице г. Фрязино Щелковского р-на, МО. 31 мая 1999 г. в День Святого Духа совершилось освящение места строительства нового храма на территории больницы г. Фрязино. При поддержке главного врача больницы М.В. Гольца и главы города Савченко Владимира Петровича в том же году начато строительство самого храма. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II новый больничный храм стал носить имя Рождества Христова в честь 2000-летнего Юбилея Христианства. Основателями и строителями храма также являлись Мартиросян Г.А., Зенов А.А. и Крестин В.Н. С 2003 г. в новом храме совершаются Богослужения.


Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

Церковь Рождества Христова в городе Фрязино Московской области, мозаичная икона Богоматери Знамение на южном фасаде храма.

Фот. Чеботарь Александр Мирчевич

https://sobory.ru/article/?object=23568

https://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=71622

История строительства

Храм Рождества Христова в Измайлово относится к древним храмам с богатым историческим прошлым. Село Измайлово возникло еще в 1663 г., когда указом заря Алексея Михайловича здесь сформировали крупное хозяйство и усадьба: заложили сады, конюшни, пасеки, пруды, скотные дворы.

Усадьбу заселили жителями окрестных сел, и именно для них в 1663 г. заложили первая деревянная шатровая церковь с одним основным и двумя боковыми престолами: центральный был освящен в честь праздника Рождества Христова, а южный и северный в честь Богородицы и святителя чудотворца Николая. К 1664 г. здание церкви достроили.

В следующем году церковь начали расписывать при участии иконописцев из Костромы, известных своими талантами, С. Рошкова и Д. Емельянова. Они написали образы для алтарей, а так же образы почитаемых местных святых. Одна из таких икон, изображающая Всемилостивого Спаса и предстоящих перед ним святителей, сохранилась до сих пор. Так же мастерами были оформлены боковые клиросы.

В 1676 г. впервые заговорили о строительстве полноценного каменного храма, в том же году на строительство его была получена грамота.

Общее строительство каменной церкви длилось ровно год, от лета до лета. В этот год уложилась и полная постройка, и облицовочные работы. Год же заняли и внутренние работы: размещение икон, установка иконостасов. Были изготовлены богослужебные предметы, пошиты облачения и пелены.

Работами местных паяльщиков были созданы необходимые металлические предметы для всех приделов, центральное и боковые паникадила, разнообразные подсвечники. В 1678 г. храм был освящен. О то, что случилось с деревянной церковью, ничего не известно: возможно, ее полностью разобрали за ненадобностью.

Существует версия, что каркас церкви был переставлен в другое место: например, в одно из окрестных сел, где церковь отсутствовала вовсе. Вплоть до XVIII века Измайлово было одной из любимейших усадеб за городом, здесь регулярно была царская семья, храм процветал: сюда вносились обширные пожертвования, здесь были иконы лучших мастеров России.


Храм Рождества Христова в Измайлово схема строения.

После переноса императорского двора в Петербург необходимость в усадьбе пропала. Многие жители села переехали в Москву, о храме и остальных постройках уже не заботились так, как раньше, приход тоже уменьшался. Вскоре притч церкви уменьшили, оставив тут только священника, диакона и одного дьячка. Постепенно храм ветшал и выделенных средств не хватало на поддержание должного уровня.

В 1744 г. было решено исправить старые иконы, в 1761 г. – построить колокольню. Во время войны 1812 г. храм едва не был ограблен и только благодаря усилиям настоятеля, вовремя спрятавшего драгоценности, остался в целости. Вплоть до 1922 г. храм постепенно реставрировался и возвращал себе свою важность вместе с расцветом самого Измайлово.

В 1922 г. из храма изъяли ценности, в общей сумме 196 предметов: это были сосуды, кресты, серебряные и золотые ризы с икон, лампады, серебряные уголки на служебных книгах. Несмотря на это, саму церковь не закрыли ни разу: даже во время войны она полноценно функционировала, а служили здесь священники с других приходов, чьи храмы были закрыты.

В 1980-х церковь получила новый расцвет. Началось время социальной работы, образовательной деятельности, катехизаторства. Вскоре было построено здание воскресной школы, в храме провели реставрацию и обновили внутреннюю роспись.

Московские храмы Рождества Христова

Почти все Рождественские храмы столицы освящены в честь Рождества Богородицы. И накануне революции только три приходские церкви в центральной Москве, как и храм Христа Спасителя, были посвящены Рождеству Христову. Две из них не пережили советское время, а третья ныне справляет свой престольный праздник.

Храм прп. Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого

Древний Рождественский храм был освящен в Кремле подле колокольни Ивана Великого при Иване Грозном. У него была сложная и интересная судьба. Первоначально кремлевский храм собирались освятить во имя Воскресения Словущего. Есть версия, что Василий III приказал построить его «под колоколы» — для колоколов, которые были слишком тяжелы для Ивана Великого. Архитектор Петрок Малый возводил явно звонницу, с необычно толстыми стенами, с мощным фундаментом, хотя, по сохранившимся воспоминаниям, довольно изящную. Или же московский государь хотел иметь в Кремле церковь во имя Воскресения Словущего по образу Иерусалима, где стоит храм Воскресения Господня. Церковь строили долго и когда построили — уже при Иване Грозном, — освятили ее во имя Рождества, с Воскресенским приделом. Это тоже символизировало идею «Москва-Третий Рим»: московский храм был посвящен празднику Рождества Христова — Боговоплощения — по подобию храма Святой Софии в Константинополе.
А в подклетях Рождественской церкви хранилась казна митрополита: по древнему поверью считалось, что колокольный звон защищает сокровища от грабителей, оттого и возвели храм для надежности подле Ивана Великого. В XVII веке храм по распоряжению патриарха Филарета перевели в соседнее новопостроенное здание с шатровым верхом, возведенное Баженом Огурцовым и получившее название «Филаретова звонница». Рождественская церковь не пережила Отечественную войну: страшный взрыв в октябре 1812 года полностью разрушил Филаретову звонницу. И после того как ее восстановил архитектор Жилярди, Рождественский храм не возобновили, а перевели туда церковь Николы Гостунского, которая тоже стояла около Ивана Великого с 1506 года, и обветшала настолько, что нарушала своим видом кремлевское благолепие. Император Александр I лично осмотрел кремлевские соборы и выразил Высочайшее соизволение перенести Никольский престол в бывший Рождественский храм, где он был освящен в 1818 году.

К революции в центральной Москве, кроме храма Христа Спасителя, существовали три главные приходские церкви освященные во имя Рождества.

Церковь Рождества Христова в Палашах

Приходская церковь Рождества в Палашах близ Тверской улицы появилась тоже в XVI веке. Рядом, в старинной, богатой Бронной слободе жили московские оружейники, делавшие разного рода броню, и ученые предположили, что название местности произошло от палашей, вида холодного оружия, которое изготовляли в этом районе. Тем не менее, другая версия, что здесь было поселение палачей, не отвергнута и сейчас, поскольку в старинных документах встречается написание «в Палачах». Возможно, это было искаженное, но более понятное, простое произношение «Палашей».
Различны и версии о появлении местной Рождественской церкви. Первая гласит, что в первой половине XVI века здесь было владение дьяка Михаила Мисюря, по всей вероятности, потомка местных оружейников. Его усадьба стояла на месте дворца Хераскова-Разумовского на Тверской, где раньше был Английский клуб, а теперь музей политической истории России. В 1547 году, в год венчания на престол Ивана Грозного, дьяк построил на своем дворе деревянную церковь во имя Рождества Христова, а в самом конце того столетия на ее месте вырос каменный храм. Другая версия, что церковь появилась в 1573 году, и выстроили ее крепостные: то ли ради спасения от жестокого барина, то ли вместе с ним во славу Божию, и будто бы сам царь помогал деньгами. Наконец, согласно третьей версии эту церковь повелел выстроить сам Иван Грозный в 1573 году в честь победы над крымским ханом. В 1682 году она была перестроена в камне: население слободы было богатым, и церковь оказалась добротной, внушительной. Дореволюционный историк писал о ней: «Отличается древностью и архитектурой».

Сохранилась красивая история, как в самом конце XVII века в приходе около церкви жил слепой мастер-оружейник. Участник Азовских походов Петра, он попал в плен, где ослеп, и когда вернулся домой, просил слободчан устроить ему мастерскую в подземелье около Рождественской церкви, чтобы проверять свои клинки на слух под звон колокола. И стал делать мастер уникальные клинки, которые выходили у него черного цвета. Но однажды «охрип» главный колокол Рождественского храма и не стал работать мастер, отказался от еды и питья, зачах и вскоре умер, унеся в могилу и секрет черного «незвонкого» клинка.

Храм сильно пострадал от французского нашествия, но был восстановлен уже в 1815 году. В тот же год появился придел во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Именно этим чудотворным образом, ныне обретшим пристанище в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, храм в Палашах был известен всей Москве. Икона с древности прославилась многими чудесами, имея силу прощать самых падших и спасать погибающих грешников, в последнюю минуту в раскаянии взмолившихся ей о помощи и спасении. В VI веке, в малоазийском городе Адане она спасла инока Феофила, которого несправедливо оговорили, обвинив в воровстве, и он, озлобившись за навет, содеял ужасное — обратился к врагу рода человеческого. Опомнившись, он раскаялся, затворился в храме и ночи напролет слезно молился перед образом Богоматери, прося о спасении. Тогда же, по преданию, он и называл Ее «Взыскание погибших». За глубокое раскаяние и искреннюю, сердечную молитву Феофил получил прощение. В нем Богоматерь явила Себя как Взыскательницу, отыскивающую, взыскивающую погибающие человеческие души — последнее прибежище отчаявшихся.

Икона Божией Матери Взыскание погибших

В старой Москве было две иконы «Взыскание Погибших»: одна находилась в домовой церкви Александровского сиротского института, вторая — в Рождественской церкви, что в Палашах. В храм на Тверской образ попал чудесным образом. Прежде икона как фамильная святыня находилась в доме одного московского дворянина, прихожанина Рождественской церкви, который сначала разорился, потом овдовел и остался с тремя юными дочерьми без средств к существованию. Им стали овладевать мысли о самоубийстве, но в последнюю минуту он силой повлек себя к иконе, помолился перед ней и получил утешение, а потом в дом вернулся достаток. Предание гласит, что после этого во сне ему было велено принести отнести икону в Рождественский храм, что он исполнил незамедлительно. Встречается мнение, что он сам принес икону в свой приходской храм, не смея владеть ею одному и считая себя недостойным иметь такую святыню дома. (Похожий случай произошел после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.)
В 1812 году захватчики разорили храм, а икону разрубили на части, но снова было чудо: от разбитой иконы совершались исцеления, а потом образ сумели восстановить — тогда и освятили для него придел в Рождественской церкви. В январе 1912 года перед этим образом прихожанка храма Марина Цветаева венчалась со своим избранником Сергеем Эфроном…

По традиции в праздник иконы 18 февраля литургию в Рождественской церкви служил московский митрополит, а незадолго до кончины — святой патриарх Тихон. Тогда пел хор под регентством знаменитого П.Г.Чеснокова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году пришел конец Рождественскому храму, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя спалило все вокруг, но не тронуло образ.

Приход Рождественской церкви был замечательным. Кроме Цветаевых, ее прихожанами были и Гончаровы, из семьи которых вышли Натали Пушкина и художница Наталья Гончарова, названная в честь своей великой родственницы, и родители литературного критика Аполлона Григорьева, и знаменитый актер А.И.Сумбатов-Южин, живший недалеко от храма. И М. Херасков, и граф А.К.Разумовский, поочередно владевшие роскошной усадьбой на Тверской, что выросла на месте владения дьяка Мисюрки. И даже… Английский клуб, расположившийся в этой усадьбе с 1831 года. Дело в том, что обязательным полагалось освящение клубного помещения и официальных торжеств клуба, которое и совершали священники ближайшего к нему Рождественского храма. Собственной домовой церкви в усадьбе не было, и храм стал приходским даже для самих служителей клуба. За это в знак уважения клуб закрывался на всю Страстную седмицу.

Рождественскую церковь в Палашах закрыли в 1935 году и выстроили на ее месте здание школы.

Храм Рождества Христова в с.Кудрино

Другая церковь Рождества Христова близ старинного села Кудрина появилась позднее, чем Палашевская, — в 1640-х годах, и стояла на Поварской улице, 33, на месте Театра-студии киноактера.
Ее прихожане тоже оказались причастны к ратному делу: она была построена для местной стрелецкой слободы и именовалась как «церковь стрелецкая». Первый деревянный храм стоял ближе к Садовому кольцу, а новую каменную церковь в 1693 году поставили на Поварской. Потом появились приделы во имя икон Богоматери Казанской и Тихвинской. Однако при Наполеоне храм пострадал так, что был упразднен, и лишь по настоянию прихожан — уже не стрельцов, а именитых граждан и дворян, селившихся в этом аристократическом районе, его восстановили в 1815 году.

После революции храм еще некоторое время действовал. В июне 1918 года в нем отпевали знаменитого актера Мамонта Дальского, трагически погибшего в Москве. Личность Мамонта Дальского, человека «с выдающимся темпераментом и мятущейся душой», оставалась загадочной даже для его современников. Он стал одним из отрицательных персонажей в эпопее «Хождение по мукам». Алексей Толстой так описывает его: «Это был человек дикого темперамента. Красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый».

Настоящей фамилией его была Неелов. Долгое время он играл на сценах провинциальных театров, пока за роль Гамлета не получил приглашение в столичные труппы на выбор: в Малый театр или Александрийский. Он выбрал Петербург и прослужил на сцене Александрийского театра 10 лет, а в 1900 году стал гастролировать по России. Несколько грузный, он обладал даром художественной речи, умением подать свой персонаж, неожиданной интерпретацией роли, и потрясающим голосом. Дальский серьезно относился к актерскому ремеслу, считал, что для него губительна коммерция и мечтал создать образцовый театр, но осуществить свои планы не успел. Бурное время революции не оставило равнодушным и актера, он увлекся анархическим движением, но вскоре его настигла смерть. Мамонта Дальского отпевали дважды: сначала в Москве, где он погиб, сорвавшись с подножки трамвая, а потом в Александро-Невской Лавре, когда гроб с его телом перевезли для похорон в Петроград.

Храм в Кудрине был разрушен в 1931 году. На его месте в качестве традиционного символа советского строя развернулось образцово-показательное строительство Клуба для общества политкаторжан. Братья Веснины полностью воплотили в этом здании свою концепцию конструктивизма, оно наглядно демонстрировало архитектурный стиль революции. Однако пока строили клуб, общество политкаторжан оказалось в опале, и выстроенное здание отдали под кинотеатр, а потом в Театр-студию киноактера.

Чудесно уцелела лишь Рождественская церковь в Измайлове, где она благополучно стоит с 1676 года, выстроенная на месте деревянной. Измайлово, «Царское Село Москвы» было родовым владением бояр Романовых, а потом превратилось в царскую резиденцию, где любил охотиться и отдыхать царь Алексей Михайлович. Именно здесь он устроил хозяйство, где пробовали выращивать необычные для московского климата виноград, хлопок, грецкий орех, арбузы и дыни. Именно здесь, по рощам Измайлова, маршировали петровские потешные полки, а в амбаре подле Оленьего пруда (названного не от оленей, а искаженно от Льняного двора, который работники-псковичи называли по-своему Ольняным) юный Петр нашел знаменитый ботик, на котором плавал по Измайловским прудам. Когда он перенес столицу в Петербург, в Измайлове жили родственники царя Ивана Алексеевича, а при Елизавете Петровне жизнь в нем умолкла.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Село Измайлово было известно с 1389 года — какая-то местная церковь там уже стояла. Считается, что его имя произошло от древнего рода бояр Измайловых, которым до Романовых принадлежало это село. Вотчиной бояр Романовых оно стало при Иване Грозном, возвысившим этот род женитьбой на Анастасии Романовой: во второй половине XVI века царь пожаловал Измайлово младшему брату царицы, воеводе Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву. Тогда и появилась деревянная Рождественская церковь. Царь Алексей Михайлович выстроил для своей резиденции величественный Покровский собор (считается, что его пять глав были самыми большими в старой Москве» а размеры сравнимы лишь с кремлевским Успенским собором и Смоленским собором Новодевичьего монастыря). А для жителей села в 1676 году устроили приходскую Рождественскую церковь. Но и она, выстроенная в царской резиденции на государевы средства, отличалась от обычных приходских церквей Москвы и демонстрировала дворцовую принадлежность. Церковь сразу обратила на себя внимание стилем костромской архитектуры, где была вотчина Романовых, и богатой каменной резьбой. Императрица Елизавета украсила ее колокольней.
Устроение и убранство Рождественской церкви в Измайлове символизировало и покровительство роду Романовых, и Божественное покровительство России, напоминая о главных вехах ее истории. Один из приделов освящен во имя Казанской иконы, которая оказала чудесную помощь в 1612 году, после чего Романовы были избраны на русский престол. В другом приделе во имя св. Николая Чудотворца хранится икона Божией Матери «Благодатное Небо»: этим образом благословили литовскую княжну Софью Витовтовну на брак с великим князем Василием I, чем, считают историки, был достигнут временный мир с Литвой. В главной Рождественской церкви находится Иверская икона, которая появилась в Москве при царе Алексее Михайловиче. На храмовых иконах изображены среди других св. Алексей Человек Божий — небесный покровитель Алексея Михайловича и св. Мария Египетская — в честь тезоименитства его первой жены Марии Милославской, матери царя Федора. Эти образы знаменуют, что в устроении каменной Рождественской церкви принимали личное участие царь Алексей Михайлович и его сын Федор. Все иконы исполнили мастера Оружейной палаты, в том числе и святыню Измайлова — список чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана для дворцового Покровского собора, но временно пребывала и в Рождественской церкви.

По преданию, эта икона первой из числа других икон Богоматери была написана святым евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Господня. Сама Пречистая Матерь Божия благословила написать этот образ для Иерусалимской общины, отчего явилось ее имя. В Иерусалиме икона пребывала пять веков, потом оказалась в Константинополе, а в 988 году была подарена св. князю Владимиру Великому после его крещения и перенесена в Корсунь. Так икона попала на Русь. Потом св. Владимир подарил ее новгородцам, когда они последовали его указу и приняли христианство. Икона избрала себе местом пребывания Софийский собор в Великом Новгороде. В 1571 году Иван Грозный перенес святыню в Москву, в Успенский собор. Оттуда икона исчезла после Наполеона, и ее заместили списком из другого кремлевского храма.

А список для Покровского собора в Измайлове мастера Оружейной палаты исполнили к освящению собора, во второй половине XVII века. От нее получали исцеления во время чумной эпидемии 1771 года, после чего московская икона стала почитаться чудотворной. Потом она чудесно остановила эпидемию холеры, которая напала на юг Москвы в 1866 году: икону пронесли с молебствием через Нагатино, Дьяково, Коломенское, Сабурово, и страшная болезнь отступила.

В 1932 году икона покинула Покровский собор, который закрыли и разорили безбожные власти. Новым ее пристанищем стала Рождественская церковь. Она и здесь явила свою благодатную силу. В середине 1930-х годов в этом храме служил протоиерей св. Николай Воробьев, погибший в годы репрессий и в июле 2001 года причисленный к лику Святых Новомучеников Российских. А 25 октября 1945 года в праздник Иерусалимской иконы в Рождественском храме был рукоположен во священника диакон Иоанн — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Недавно жизнь вернулась в Покровский собор, и в него снова вернулась чудотворная Иерусалимская икона. Во время ремонтных работ заметили, что ни одна пылинка не осела на Лики Богоматери и Богомладенца, они оставались чистыми, ясными, светлыми… По молитве перед Иерусалимской иконой оказывается помощь о детях, и в самых отчаянных, безнадежных положениях.

А Рождественский храм, принявший на время чудотворную святыню, не закрывался всю черную годину русской истории. Даже колокола его продолжали звонить по праздникам, поскольку Измайлово долго оставалось окраиной Москвы.

Внутреннее убранство

На входе храма сохранились двойные двери из железа, автором проекта которых в 1894 г. был П. Сальников. Три храмовых иконостаса для каждого придела были созданы мастером из Костромы С. Рожковым в 1678 г. и сохранились до сих пор в первозданном виде.

В 1735 г. иконы в иконостасах были заменены на новые, написанные Ф. Пискулиным, а еще позже в храме была добавлена резьба на киоты и отдельные части иконостаса. В 1905 г. было решено обновить иконы и привлечь художников для новой росписи.

Из-за нехватки средств не удалось полностью следовать плану, предложенному Московским археологическим обществом, и храм была расписан московским иконописцем В. Гурьяновым под иконы различных русских художников. Стены внутри украшают различные растительные орнаменты, а так же изображения почитаемых святых.

Многие иконы копируют творчество Репина и Бронникова. В целом, храм сохраняет свой колорит и старину: здесь низкая посадка свода, арочные проходы и большие иконы, расположенные на стенах.

Храм Рождества Христова

В воскресенье, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Широкой в г. Щелкове чествовали 45-летие священнической хиротонии протоиерея Виктора Догадаева.

При стечении множества прихожан по завершении Божественной Литургии от имени одноклассников по семинарии поздравил протоиерея Виктора с этой знаменательной датой протоиерей Сергий Киселев.

Отец Сергий в поздравительном слове вспомнил начало их студенческого и пастырского пути, когда в советское время Церковь находилась совсем в отличительных от нынешнего времени условиях и непростом положении в государстве, и молодые люди, приходя в духовное учебное заведение, имели искреннее горячее желание послужить Богу, Его Святой Церкви и Отечеству!

Желаю собрату и впредь с усердием нести Свет Христовой Истины в истомленные жизнью сердца!

*Слово о. Сергия Киселёва в воскресение 6 июня, на 45-летие служения о. Виктора в священническом сане.*

Когда мы с о. Виктором поступали в семинарию в 1975 году, — это было советское время, разгар очень непростых исторических событий. Очень трудно было представить, что мы доживём до нового общества с новыми законами. Но Господь никогда не оставлял ни Церковь, ни нас, тогда не понимающих, что происходило, и что будет происходить. Он всегда вёл нас по жизни.

Я от всей души хотел бы поздравить о. Виктора с очень значимым событием в его жизни. Бог ему дал возможность иметь сан, быть пастырем, служить Церкви Христовой, служить народу Божию.

Все святые отцы говорят, что высшего служения, чем священническое, на земле не существует. Оно выше ангельского.

Будем очень надеяться, что о. Виктор будет и дальше продолжать своё пастырское служение, которое очень нужно, особенно сегодня, нашему обществу и нашему народу.

Мы видим с вами, как мир избирает сегодня больше смерть, чем жизнь. Мир, который признан самым цивилизованным, Западная Европа и другие развитые страны — отказываются от Христа. Происходит расчеловечивание человека.

Остаётся на земле один островок, но большой – это Святая Русь, на которую возлагается ответственность сохранить веру, сохранить верность, сохранить достоинство христианское и не потерять то, что Господь принёс в Своей благой вести, в Евангелии.

Становится всё труднее и труднее, мы все это видим и чувствуем, выполнять эту миссию. На Церковь возлагается невероятно сложная ответственность выполнить это благословение Божие. Мы все ощущаем, всё более и более, как нам становится труднее идти по дороге спасения.

Наши помощники – угодники Божии. Один двадцатый век дал нам целый сонм новомучеников российских, которым мы молимся, которые помогают сегодня сохранять Святую Русь.

Мир очень торжественно хочет встретить Антихриста. И все условия для этого уже готовы. Но Господь, через святых отцов, нам всем говорит: «Люди, если вы будете благочестиво строить свою жизнь и будете иметь верность Богу, Я отсрочу этот приход Антихриста. Если будете изменять Мне и будете идти дорогой смерти, неверности Евангелию и Христу, то приближу».

Мы должны ещё много сделать, а священнослужители – особенно, должны отдавать до конца те силы, которые Господь каждому даёт, на служение Богу.

Каждому священнику при рукоположении даётся крест, который он должен нести. В русской православной традиции сначала даётся самый простой крест, потом Священноначалие награждает золотым крестом, потом, если у священника хватает сил идти дальше и своей жизнью украшать эти кресты добрыми делами, то Священноначалие даёт и кресты с украшением. Мне хочется о. Виктору подарить такой крест с украшением. Мне кажется, он как пастырь много сделал в своей жизни и украсил то призвание, которое Господь на него возложил. Дорогой собрат, желаю, чтобы Господь помог тебе донести это очень непростое служение Истине.

В этом году Россия отмечает 800 лет со дня рождения благоверного святого князя Александра Невского. Святой князь жил в чрезвычайно сложное время, когда восток предлагал продать тело — рабство, а запад предлагал продать душу — веру. Александр Невский избрал путь прямой – не принял никакой помощи ни от востока, ни от запада. И с Богом, за свои 42 года жизни успел сделать невероятно много. Он всегда побеждал. Образ этого князя я дарю о. Виктору на духовные победы.

Если бы у о. Виктора не было бы матушки, то он не смог сделать то, что сделал. Дорогая матушка, сегодня хочу поздравить и вас значком благоверного князя и медальоном Царицы Небесной. Вы вместе совершали подвиг, который и должен совершать пастырь в своей жизни, Вы делили эту тяжесть служения с о. Виктором.

(70)

Святыни, мощи, иконы храма

Храм Рождества Христова является хранилищем одних из древних измайловских святынь и старых икон. Здесь находится много икон, написанных в XVII веке. Также тут хранится и почитается икона Девяти мучеников Кизических, написанная в начале XIX века.

В своих приделах хранятся списки с различных икон Божией Матери. Особо почитают Израильскую икону Божией Матери, прославившуюся своими чудесами. В списке с Владимирской иконе находится частица мощей апостола Фомы. Так же с частицами мощей святых находятся иконы святителя Иосафа Белгородского и покровителя сельского хозяйства мученика Трифона.

История Рождественской церкви на 1-й Муравской улице

В 1810 году на месте деревянной возводят церковь в камне. Здание было одноглавое, в стиле классицизма, с двухъярусной колокольней. Святыня отличалась от большинства других подобных построек необычным барабаном главы — он был низкий и непропорциональный. Выполненный в стиле ампира иконостас сразу обращал на себя внимание.

Бросались в глаза и два надгробия, украшенных мрамором. На них можно было прочесть имена владельцев села Рождествена — И.Кутайсова и его супруги.

Колокольня, примыкающая к храму Рождества Христова, отличалась бoльшим изяществом, нежели основное здание. Она была увенчана шпилем, изящно декорирована, украшена крупными капителями.

В 1868 году имение принадлежит Иллариону Толстому. Новый владелец решает устроить в селе школу. Для этой цели Толстой жертвует дом и 100 рублей на «обзаведение». Позже откроется школа в доме священника, а также появится маленькая больница для местных жителей.

Духовенство и наставники

Храм Рождества Христова в Измайлово имеет полноценный притч, состоящий из настоятеля, 2-х протоиереев, 2-х иереев и 2-х диаконов.

Настоятелем храма является митрофорный протоиерей Леонид (Ролдугин), удостоенный многих церковных наград, таких как Орден князя Владимира III степени за церковные заслуги, Орден святителя Иннокентия II степени за 40 лет церковного служения, и Орден Даниила Московского II степени в память 1 000 лет крещению Руси.

Членами притча храма являются так же протоиерей Евгений (Зуев) и протоиерей Владимир (Кутикин). Отец Евгений так же занимает должность директора воскресной школы. Отец Владимир занимается духовным окормлением Кенозерского края.

Служащие иереи храма – отец Виктор (Родин), участник программы по строительству храмов Москвы, и Сергий (Мелешко), занимающийся духовным окормлением московских тюрем и СИЗО. К притчу относятся и диаконы, также служат диаконы Сергий (Шмонин) и Владимир (Исаков), принимающие активное участие в социальной работе.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Деятельность прихода[править]

  • Воскресная школа

Воскресная школа действует с 5 октября 1996 года. С 1 сентября 1999 года на базе Воскресной школы проводятся занятия с детьми по программе начальной школы (1-4 класс). Предметы Закон Божий и Основы Православной культуры включены в сетку учебных часов. Организованы занятия с детьми по подготовке к школе и с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

  • Православный семейный лагерь «Витязь»

Приход храма Рождества Христова в Черкизове г.Москвы организовывает 7-й сезон ПРАВОСЛАВНОГО СЕМЕЙНОГО ЛАГЕРЯ «ВИТЯЗЬ» на территории Валдайского Иверского Святоозерского монастыря.

Контактные телефоны:

8-903-149-69-93 – диакон Владимир Кузнецов,

8-905-505-74-15 – директор Приходской школы Кузнецова Оксана Вячеславовна.

  • Военно-патриотический клуб «ЕРМОЛОВЕЦ»

Клуб создан 28 августа 2002 года.

Основателем клуба является Миловзоров Юрий Викторович.

Руководитель — Селеменев Александр Сергеевич.

Телефоны:

8-926-579-16-82 (руководитель — Селеменев Александр Сергеевич)

8-926-810-97-14 (ответственный за работу с новобранцами Кузнецов Андрей Владимирович)

8-926-534-52-24 ( заместитель руководителя- Кузнецов Алексей Владимирович)

Клуб находится на территории храма Рождества Христова в Черкизове.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.

Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.

В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.

При храме так же работает общество трезвости «Трезвение». Братство проводит регулярные встречи, читает лекции, выпускает литературу и участвует в различных городских мероприятиях, направленных на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью.

Воскресная школа

В 1991 г. в храме Рождества начала свою работу воскресная школа. Учащиеся разделены на 5 групп и формируют 5 основных классов. Занятиями с воспитанниками занимается обширный состав преподавателей: уроки ведут профессиональные школьные учителя, а так же члены причта.

Детям преподаются уроки Закона Божьего, церковно-славянского чтения, литургика, религиоведение, основы нравственного жития, уроки жития святых. Так же из учащихся сформирован детский хор. Те, кто не задействован в пении, все равно участвуют в Литургии: читают часы и апостол, звонят в колокола, исполняют обязанности пономарей.

Помимо занятий, детям предлагаются различные кружки на выбор: кружок пения и вокала, кружок изобразительного искусства, различные спортивные занятия и туристические походы по району.

В качестве дополнительного кружка так же существует музыкальная группа, которая состоит из учащихся. Ансамбль исполняет различные патриотические песни и без его участия не проходит ни одного выступления школы. Сами выступления устраиваются регулярно на каждый большой праздник усилием родителей и детей под руководством опытных педагогов.

Престольные праздники

Храм Рождества Христова в Измайлово имеет несколько престолов и отмечает престольный праздник каждого из них. Главный престол освящен в честь Рождества, которое празднуется 7 января. Южный придел освящен в честь Богоматери и почитаемой на Руси Казанской иконы: еженедельно в приделе совершается акафист, празднование престола 21 июля и 4 ноября.

В северном приделе храма находится престол в честь святителя Николая Мирликийского, его празднование 19 декабря и 22 мая. Приставной храмовый престол для дополнительных литургий освящен во имя Иерусалимской иконы, написанной самим апостолом и евангелистом Лукой. Празднование совершается 25 октября.

Архитектура храма

Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.


Интерьер церкви Рождества Христова в Измайлово

  • Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
  • Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
  • Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
  • Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
  • Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.

Расписание служб, режим работы

Для молитвы храм открыт каждый день с 7:00 до 20:00.

воскресенье
  • 7:00 – ранняя Литургия
  • 10:00 – поздняя Литургия
  • 17:00 – акафист Иерусалимской иконе Божией Матери
понедельник и среда
  • 9:00 – ранняя Литургия
  • 17:00 – вечерня
вторник
  • 9:00 – ранняя Литургия
  • 17:00 – вечерня
  • 18:00 – акафист иконе Божией Матери Неупиваемая Чаша
четверг
  • 9:00 – ранняя Литургия
  • 17:00 – вечерня
  • 18:00 – акафист Николаю Чудотворцу
пятница
  • 9:00 – ранняя Литургия
  • 17:00 – вечерня
суббота
  • 9:00 – ранняя Литургия
  • 11:00 – панихида
  • 17:00 – всенощное бдение

Настоятели

  • Леонтий (упом. 1637 — упом. 1638)
  • Иоанн (упом. 1646)
  • Софроний (упом. 1673)
  • Софония Никонов (упом. 1685)
  • Косма Сафонов (сын о. Софонии Никонова)
  • Иоанн Васильевич (упом. 1764)
  • Василий Степанов (1784 — 1801)
  • Петр Петров (май 1808 — 1818)
  • Василий Луховников (март 1818 — 1840)
  • Феодор Поморцев (1848 — 1850)
  • Евдокимов Василий (упом. 1859)
  • Сергий Остроумов (1860 — 1887)
  • Терновский Александр (1890 — 1903)
  • Николай Ильинский (1905 — 1909)
  • Димитрий Миролюбов (1916 — 1925)
  • 1939 — 1992 — храм закрыт

  • Алексий Грачёв (1992 — 4 мая 1998)
  • Стефан Жила (2001 — 29 декабря 2014)
  • Феоктист (Игумнов) (29 декабря 2014 — 14 июня 2018)
  • Михаил Желтов (с 14 июня 2018), и/о

Интересные факты про храм

Рядом с храмом находится Измайловское кладбище, основанное в 1972 г. Именно на его территории была построена деревянная, а после и каменная церковь. В 1935 г. кладбище было внесено в список московских кладбищ.

Храм в Измайлово является почти рекордсменом по количеству сохранившихся икон, сохранившейся росписи и сохраненной утвари. Храм почти не пострадал во время советской власти, и даже во время изъятия церковного имущества неизвестный благодетель вернул серебряную ризу с иконы Божией Матери, хотя во всех документах риза указана как изъятая.

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.


Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

  • Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу. В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
  • Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
  • В 1812 г. в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
  • В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
  • В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
  • В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
  • В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Информация для паломников

На территории храма нельзя фотографировать без благословения. Старинным иконам и окладам это может повредить. Для фото необходимо получить разрешение священника из клира.

Не рекомендуется посещать храм в неподобающем виде, женщинам нежелательно быть накрашенными и находиться без головных уборов или платка. Для мужчин нежелательны шорты и открытые майки. В храме можно заказать требы, такие как чтение псалтири или сорокоуст.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес храма: Измайловский проезд, дом 28. Ближайшая остановка метро – «Черкизовская», от нее можно дойти пешком 30 мин. или доехать автобусом №230 до остановки «Школа». Также можно воспользоваться метро «Измайловская», оттуда пешком 20 мин., или автобусом №34. От метро «Щелковская» в сторону храма едет автобус №32 и №41.

В Измайлово храм не единственное, что можно посмотреть: здесь так же необходимо посетить деревянные теремки, называемые Измайловским Кремлем, а так же Измайловский парк и остров, рядом с которым Петр I запускал в плаванье свой первый корабль.

На сегодняшний день храм Рождества Христова является не только украшением Измайлово и центром социальной и духовной работы, а и жемчужиной всей Москвы. Это удивительный храм с необычной архитектурой, необычной росписью, и необычной судьбой.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Лозинский Олег

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]