Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу


Русская Православная Церковь

Входит в состав Нижегородской митрополии

Образована решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) путем выделения из состава Нижегородской епархии. Включена в состав Нижегородской митрополии.

Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Городецкий и Ветлужский».

Объединяет приходы в административных границах Варнавинского, Ветлужского, Воскресенского, Городецкого, Краснобаковского, Коверненского, Сокольского, Семеновского, Тонкинского, Тоншаевского, Уренского, Шаранского и Шахунского районов Нижегородской области.

Епархия сегодня (по состоянию на сентябрь 2017 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Варнавинский — иерей Павел Кутумов
  • Ветлужский — иерей Вячеслав Голик
  • Воскресенский — протоиерей Владимир Краев
  • Городецкий — иеромонах Даниил (Гулько)
  • Ковернинский — протоиерей Константин Шадрин
  • Семеновский — протоиерей Сергий Медведев
  • Сокольский — иерей Олег Лукьянов
  • Уренский — протоиерей Валерий Юшков
  • Шарангский — иерей Антоний Кочетов

Монастыри

мужские:

  • Городецкий Феодоровский 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34Б; тел./факс: (83161) 9-11-08, 9-50-64; e-mail; сайт https://feodorovskiy-monastyr.ru/настоятель — епископ Городецкий и Ветлужский Августин
  • Высоковский Успенский 606570, Нижегородская область, Ковернинский район, пос. Выселки; тел./факс (83157) 2-68-17; e-mailнастоятель — игумен Александр (Ионов)

женские:

  • Крестовоздвиженский 606605, Нижегородская область, г.о.г. Семеновский, д. Быдреевка, 16А; тел./факс (883162) 3-26-72; e-mailнастоятельница — игумения Иулиания (Петрова)

В епархии насчитывается 82 зарегистрированных прихода, а также 9 приписных храмов, находящихся на территории учреждений ФСИН.

Послушания несут 95 клирика, в том числе:

  • белого духовенства — 75 (из них 3 диакона) монашествующих — 20 (из них иеромонахов — 16, иеродиаконов — 4)

Образовательные и учебные заведения

  • Народный университет им. архимандрита Петра (Каменского) (с 2010 года) 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34Б; тел./факс (83161) 9-16-62; e-mailпроректор — Раскова Светлана Павловна
  • Центр православной культуры им. блгв. кн. Александра Невского (с 2009 года) 606500, Нижегородская область, г. Городец, ул. Титова, 2; тел./факс (83161) 9-50-64; e-mailруководитель — Сущикова Светлана Сергеевна
  • филиал Народного университета им. архимандрита Петра (Каменского) (с 2014 года) 606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Мира, 11; тел./факс (83161) 7-92-26; e-mailруководитель — иерей Иоанн Терешин
  • Православный просветительский 606650, г. Семёнов, ул. Р. Люксембург, 1; тел. (83162) 5-25-07; e-mailруководитель — Сутягина Елена Николаевна
  • Православный просветительский 606760, Нижегородская область, р.п. Варнавино, пл. Советская, 2; тел. (83158) 3-57-78; e-mailруководитель — иерей Павел Кутумов
  • Православная дружина в честь блгв. кн. Александра Невского 606582, Нижегородская область, Ковернинский район, д. Горево, ул. Центральная, 55; тел.руководитель — протоиерей Геннадий Ёгозов

гимназии:

  • ЧОУРО «Православная гимназия имени святого благоверного великого князя Александра Невского» (с 2013 года) 606521, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Школьная, 12; тел./факс (83161) 7-95-15; e-mail; сайт https://gimnaziyanev.ru/директор — Федоровская Мария Александровна
  • ЧОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки» (с 2000 года) 606650, Нижегородская область, г. Семенов, ул. Челюскина, 27; тел./факс (83162) 5-10-41; e-mail; сайт https://www.spgnn.ru/директор — Кондакова Светлана Александровна

Действующие совещательные органы специалистов при епархиальном управлении

  • Городецко-Ветлужское общество краеведов имени П.И. Мельникова-Печерского председатель — епископ Городецкий и Ветлужский Августин
  • Совет директоров приходских воскресных школ страница ВКонтакте https://vk.com/pvsh_egivпредседатель — Лебедева Елена Анатольевна
  • Епархиальный совет по культуре председатель — епископ Городецкий и Ветлужский Августин
  • Молодежный совет наследия святого благоверного великого князя Александра Невского страница ВКонтакте https://vk.com/sovet_nevskogoпредседатель — епископ Городецкий и Ветлужский Августин

Епархиальные СМИ

печатные издания:

  • «Записки миссионера» (ежегодный епархиальный миссионерский сборник)
  • «Вчера, сегодня завтра» (ежегодный епархиальный образовательный сборник)
  • Образовательный сборник епархиального этапа Международных образовательных Рождественских чтений (ежегодное издание)
  • «Семеновский благовест» (ежемесячная газета Семеновского благочиния)
  • «Воскресение» (ежемесячная газета Воскресенского благочиния)
  • «Православный вестник» (ежемесячный православный листок Варнавинского благочиния)

электронные издания:

  • сайт Городецкой епархии https://egiv.ru
  • официальные страницы Городецкой епархии в социальных сетях:
  • ВКонтакте https://vk.com/gorodets.eparchia
  • Елицы https://elitsy.ru/eparchy/131/news/
  • Одноклассники: https://ok.ru/group/53023598903474
  • Фейсбук https://www.facebook.com/gorodets.eparchia/
  • благочиния — сайты и страницы ВКонтакте:
  • Варнавинское https://hram-v-varnavino.cerkov.ru
  • Ветлужское https://vk.com/dorogakxramy
  • Воскресенское https://obnovlenie.cerkov.ru/
  • Городецкое https://gorodetsblag.cerkov.ru/
  • Ковернинское https://vk.com/public124973656
  • Семеновское https://semblagovest.ru
  • Сокольское https://vk.com/sokolhram
  • Шарангское https://sharangha.ru

Азбука веры — Православное аудио

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин

Дата рождения: 14 января 1945 г. Дата хиротонии: 8 апреля 2012 г. Дата пострига: 5 сентября 1993 г. Страна: Россия

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии. По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил. В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искуствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат. В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа). 19 ноября 1991 г. назначен настоятелем Казанского храма г. Иваново. С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском института. 5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского. В 1995 г. возведен в сан игумена. В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию. Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России». В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри. В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви. В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь. В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология». Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря. Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области. Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) избран епископом Городецким и Ветлужским. 18 марта 2012 г. возведен в сан архимандрита. Наречен 29 марта 2012 г. Хиротонисан за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя 8 апреля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование: 1977 г. — Московский Всесоюзный юридический институт. 2001 г. — Московская духовная семинария. Епархия: Городецкая епархия (Правящий архиерей)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Августину (Анисимову), епископу Городецкому и Ветлужскому.

Научные труды, публикации: Слово архимандрита Августина (Анисимова) при наречении во епископа Городецкого и Ветлужского.

Исторические сведения о городе

Городец Нижегородской области – древнейший город на волжском берегу. Упоминание о нем в летописях датируется 1172 годом. Он возник как крепость для защиты Владимиро-Суздальского княжества от вторжения иноземцев и долгое время был важным опорным пунктом для его обороны. Несколько раз сжигался врагами, но возрождался и отстраивался снова.


В российской истории Городец известен как последний земной приют Александра Невского. Как гласят церковные предания, он скончался в Федоровском мужском монастыре в 1263 году, приняв перед кончиной монашеский постриг.

Во времена Российской империи в городе проживали как православные христиане, так и старообрядцы различных направлений, поэтому Городец Нижегородской области издавна считался центром старообрядчества. С приходом Советской власти были закрыты все храмы, независимо от вероисповедания, а часть из них полностью разрушена. Восстановление церквей началось в 90-е годы прошлого столетия.

Просветительское служение. Уникальный проект Городецкой епархии.

Уроки последнего столетия в России, с 1917 по 2021 годы через призму времени стали лейтмотивом епархиального этапа 25-х Международных рождественских чтений, которые прошли в Заволжской православной гимназии. Здесь собрались представители Синода, региональных и муниципальных ведомств, а также делегаты от 13 районов Городецкой епархии. Главная тема чтений – миссионерское служение. Оно стало основным направлением в работе церковных приходов Епархии на протяжении уже 8 лет по инициативе владыки Августина.

Владыка Августин, епископ Городецкий и Ветлужский:

«Я знаю глубинную проблему нашего российского населения — никаких знаний о нашей церкви, наших традициях, которые были до революции, сегодня забываются даже традиции и советского времени. Поэтому, помня главную заповедь Христа «Идите и научите все народы», о чем бы мы ни говорили, окультурить, оздоровить людей, соединить с историей, научить готовить пищу, что бы мы ни говорили, во главе угла идет образование».

Одним из первых шагов миссионерства стало открытие Народного университета при Городецком Феодоровском мужском монастыре. Об этом шла речь на одной из рабочих секций епархиальных чтений. Слушатели университета — простые городчане от 30 лет и старше, изучают церковно-славянский язык и богословие, краеведение и поэзию. Занятия также направлены на формирование культуры здорового образа жизни и воспитание лучших православных семейных ценностей.

Светлана Раскова, проректор Народного Университета Городецкого Феодоровского мужского монастыря:

«Семья — это главное в жизни человека, и все предметы, которые у нас преподаются, нацелены на то, чтобы семье уделялось внимание, чтобы человек, который захотел вступить в брак, поменял свой эгоизм на служение. Чтобы не просто «я», «меня должны любить в браке».Чтобы что-то изменилось, надо, чтобы поменялось отношение к окружающим людям, природе, предметам, той деятельности, которой я занимаюсь. Семейная жизнь, она и нацелена на то, чтобы служить жене, мужу, родне. И все наши предметы учат этому».

Учит этому и иерей Антоний из Воскресенска. Только с помощью классической музыки. Своим миссионерским проектом он поделился на заседании секции «Церковь и культура». В прошлом — московский скрипач, уже несколько лет он дарит встречи с музыкальной классикой жителям глубинки по всей Нижегородской области. В концертах участвует вся многочисленная семья настоятеля и друзья – профессиональные музыканты.

Иерей Антоний (Волков), р. п. Воскресенское, Нижегородская область:

«Наш проект «Сад музыки» начинался с семейных концертов. Люди просили поиграть, мы не отказывали, людей становилось больше, играть приходилось по несколько раз в неделю. Это тяжело, и мы решили собрать всех желающих в одном месте и устраивать эти концерты хотя бы раз в месяц. Удивило, что народу становилось все больше и то, что есть духовный голод, есть в глубинке и везде».

Своим опытом по просветительской работе делились и специалисты сферы дошкольного и школьного образования нескольких районов. В том числе Заволжской православной гимназии имени Александра Невского. Здесь углубленно изучают гуманитарные дисциплины, направленные на духовно—нравственное воспитание детей. Способствует этому и изучение законов истории, природы и духовной жизни по знаменательным датам православного, природного и государственного календарей. Как говорит директор гимназии, этот особый ритм жизни объединяет в гармоничное целое внешний мир с личностью ребенка.

Мария Федоровская, директор православной гимназии им. св. бл. кн. А. Невского, г. Заволжье:

«Владыка ставит задачу воспитания нового типа личности и нового типа учреждения, мы должны сформировать. Такие были, может быть, когда-то в России школы, но сейчас таких школ немного, и они все не похожи. И опыт чей-то перенять невозможно. Можно только своё сделать на том месте, где ты это делаешь. Выпускник должен представлять собой образ Александра Невского. Это должен быть человек — гражданин, патриот, воин, он должен быть профессионалом, он должен быть творческой личностью, и вся его воля должна быть направлена на служение обществу, ближним и дальним».

О личности святого благоверного князя и росте интереса молодежи к его жизни и подвигам говорили и на заседании секции, посвященной реализации молодежного проекта «Александр Невский — Слава, Дух и Имя России». За 8 лет этот конкурс творческих работ, проходящий по благословлению владыки Августина, вырос из районного до межрегионального.

Иеромонах Александр (Солянкин), руководитель отдела молодежного и социального служения Городецкой епархии, руководитель проекта «Александр Невский – Слава, Дух и Имя России»:

«Мы сегодня видим, что интерес к личности Александра Невского, к творчеству, направленное на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодого поколения, находит среди ребят разных регионов. В этом году ребята из 21 региона создали свыше полутора тысяч работ. Это были фотографии, рисунки, видеосюжеты, авторские поэтические произведения, ребята сочиняли свои песни. Поэтому у нас радость, что начинается яркая, интересная патриотическая кампания».

Позитивная атмосфера ощущалась в работе каждой секции. Обсуждение, обмен опытом, итоги просветительской деятельности в приходах Городецкой епархии и перспективы на будущее. Все, о чем говорилось на встречах, станет материалом для презентации уникального проекта владыки Августина на Международных Рождественских чтениях в Москве в январе следующего года.

Епархия Городецкая

Епархии – это территориальные области, границы которых определены государственными и церковными законами. Они состоят из совокупности церковных учреждений и общин и являются частью поместной церкви, непосредственно связанной с правительственной властью. Епархии независимы друг от друга в своих внутренних делах. Каждая из них находится под постоянным управлением местного архиерея, имеющего в ее пределах очень большое влияние.

Епархия Городецкая и Ветлужская, образованная в 2012 году постановлением Священного Синода, входит в Нижегородскую Митрополию. В ее состав включены следующие приходы муниципальных районов области:

  • Городецкий.
  • Варнавинский
  • Воскресенский.
  • Ветлужский.
  • Краснобаковский.
  • Сокольский.
  • Коверненский.
  • Тонкинский.
  • Семеновский.
  • Тоншаевский.
  • Шаранский.
  • Уренский.
  • Шахунский.

Епархия Городецкая получила статус самостоятельной структурной единицы РПЦ. Правящим архиереем избран Августин (Анисимов), Епископ Городецкий и Ветлужский. Хиротония за Божественной литургией состоялась в Вербное воскресение 8 апреля 2012 года в Московском Храме Христа Спасителя. Городец Нижегородской области стал кафедральным городом. Вторая кафедра расположена в городе Ветлуге.

Его преосвященство Епископ Августин

Резиденция архиерея Августина находится в Федоровском монастыре, наместником которого он по-прежнему остается. Здесь владыка проводит встречи и заседания, ведет прием посетителей.

Архиерей Августин известен как миссионер и талантливый проповедник, богослов и правовед. Он является идейным вдохновителем и организатором многих проектов, благодаря которым и в России и за рубежом стали широко известны Федоровский монастырь и Городецкая епархия. Служение епископа Августина, его проповеди и душеспасительные беседы всегда привлекают множество людей. На форумы российского уровня в Федоровский монастырь приезжают видные деятели нашей страны и иностранные гости.

Городецкая епархия (Федоровский монастырь)

Большую славу небольшому городу дала епархия Городецкая во главе с епископом Августином и Федоровский мужской монастырь. Историческая судьба этой обители в советские годы незавидна. В 1927 году монастырь закрыли и более двух десятков лет в нем располагались различные учреждения. В конце 40-х годов храмы и вовсе были взорваны, строительный материал использован на хозяйственные нужды. К счастью, сохранилась главная реликвия — Феодоровская икона Божией Матери, которая находится теперь в монастырском музее.

Жизнь монастыря начала возрождаться в 2009 году, когда за 1 год был построен Федоровский собор обители. 12 сентября этого же года он был освящён Святейшим Патриархом Кириллом. Первое время в монастыре не было никого, кроме назначенного наместником игумена Августина. Образование Городецкой епархии дало толчок новой жизни. Сейчас, когда в монастыре кипит деятельность, трудно поверить, что несколько лет назад здесь был пустырь.

В настоящее время на территории обители действует православный миссионерский центр с музеем истории монастыря, экскурсионной службой, выставочной галереей, кинозалом, библиотекой, конференц-залом и учебными аудиториями, гостиницей для паломников. Планируется еще много новых проектов. Монастырь продолжает расширять свою деятельность.

Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу

Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии» Алексей Реутский. Материал опубликован в № 11-12 за 2020 год.

Имя России

В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее.

«Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году.

Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

Обладая широким кругозором и обширными знаниями, отец Августин (Анисимов) выступал перед коллективами местных предприятий, читал лекции в музеях, библиотеках и вузах, собирая огромные аудитории. Он говорил о причинах семейных проблем и демографии, смысле и назначении жизни человека, патриотизме, воспитании детей и, конечно, о вере, приводя в пример в том числе образ святого князя Александра Невского.

На тот момент в Городце действовало два храма (сегодня их пять). Отец Августин служил в Покровской церкви, и к нему на исповедь приходило очень много людей. Послушать его проповеди приезжала интеллигенция Нижнего Новгорода и даже старообрядцы. Вскоре вокруг отца Августина сложился круг активных помощников, которые впоследствии стали проводниками образовательных, культурных и миссионерских инициатив.

В какой-то момент тема памяти Александра Невского и возрождающегося Феодоровского собора заинтересовала местные и региональные СМИ. В газетах, на сайтах и на телевидении появились интервью отца Августина, его стали приглашать на всевозможные совещания в структурах власти разного уровня, где обсуждались вопросы патриотизма и духовного наследия Александра Невского. Во всех начинаниях священника активно поддерживал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (ныне митрополит). В городчанах пробудилась гордость за свой край, они почувствовали себя причастными к истории России. Темы, связанные со святым князем и Феодоровским монастырем, включили в школьные уроки и экскурсионные программы, в музеях появились посвященные им экспозиции и выставки. Характерно, что со временем они стали своеобразной информационной карточкой Музея истории Городецкого Феодоровского мужского монастыря и благодаря творческому подходу его сотрудников не теряют актуальности до сих пор. Ежегодно в экскурсиях по монастырю принимает участие около 40 тыс. человек.

«На моих глазах выросло количество экскурсий и приезжающих в наш город туристов, в том числе из стран бывшего СССР и дальнего зарубежья, — вспоминает епископ Августин. — Личностью святого князя и историей Феодоровского собора заинтересовались не только жители Городца, но и правительство Нижегородской области, а также администрация Приволжского федерального округа. Восстановление монастыря и возрождение в нем монашеской жизни стало ярким и значимым событием для всего региона».

В сентябре 2009 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин освящения Феодоровского собора Городецкого монастыря. «Очень важно, что тема святого князя всегда остается актуальной для Святейшего Патриарха. ­Именно он, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, предложил внести имя Александра Невского в список проекта «Имя Россия»[1], в котором по итогам голосования святой князь занял первое место», — говорит владыка.

Забегая вперед, скажем, что в Городецкой епархии действует 69 программ, часть из них посвящена святому князю и продолжется из года в год. Например, всероссийский молодежный патриотический проект «Александр Невский — слава, дух и имя России», региональная молодежная исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям народного ополчения» (из Городца в Нижний Новгород), молодежный веломарафон «Наследники Победы» по 13 районам севера Нижегородской области, в котором участвуют школьники и студенты. Следует отметить, что миссионерская деятельность протекает в сотворчестве с муниципальными образованиями и администра­циями.

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в епархии планируются межрегиональный образовательный форум для молодых отцов и их семей «Живи как Невский», Городецкий кинофестиваль имени Александра Невского и другие программы и проекты, многие из которых поддержали правительство Нижегородской области и областное Министерство культуры.

Однако Феодоровский монастырь — это не просто монашеская обитель Городецкой епархии, а один из центров духовной, просветительской, культурной и миссионерской жизни России.

Городецкий призыв

Известно, что в наши дни, по сравнению с 1990-ми годами, приток новых насельников в монастыри заметно сократился. Между тем в Феодоровском монастыре за восемь лет приняло постриг несколько десятков монахов. Это произошло в том числе благодаря активной деятельности епископа Августина. Владыка много проповедует и ездит не только по Нижегородской области, но и по стране. Его выступления и проповеди, в которых духовные вопросы тесно переплетены с острыми социальными проблемами (демография, брак и семья, воспитание и образование), собирают не только полные залы и аудитории, но и десятки тысяч просмотров в Интернете. И нередко, послушав проповедь, к владыке подходят молодые люди с желанием принять монашество. Но епископ Августин сразу предупреждает, что кандидату в послушники нужно в перспективе быть готовым к принятию священнического сана. У иеромонахов совсем другие возможности в плане миссионерского служения, и необходимо все время учиться. Кроме обязательного семинарского потребуется еще высшее гуманитарное образование. И постоянное самообразование, в том числе и в епархиальном Институте квалификационных инноваций имени архимандрита Петра (Каменского). Так, за восемь лет владыке Августину удалось собрать в монастыре около трех десятков иеромонахов.

Они — ядро миссионерского «отряда» Городецкой епархии. И в случае необходимости замещают священников на приходах, ведут миссионерскую, социальную работу и занятия в Народном университете имени архимандрита Петра (Каменского)[2], выступают на форумах, конференциях, занимаются научной деятельностью (история, педагогика), краеведением, проводят экскурсии по монастырю, руководят проектами.

Постижение любви

Игумен Даниил (Гулько) подвизается в Городецком Феодоровском монастыре более восьми лет, два года из них несет послушание наместника монастыря. Он один из тех иеромонахов, которым владыка Августин поручает миссию на предприятиях, в селах и деревнях.

«Чем вам близок святой Александр Невский?» — интересуюсь у отца Даниила. «Первое, это то, что в монашестве у меня имя его сына, Даниила Московского, — отвечает священник. — Кроме того, это пример человека, который в сложных условиях противостояния всегда добивался победы. И конечно, когда я к нему обращался, то не раз получал поддержку».

Точно так же молитва святому князю и другим святым помогает отцу Даниилу в главном делании, определенном правящим архиереем епархии, — миссионерском служении. Например, в этом году ему удалось создать два прихода — в селе Каменное Ковернинского района (около 350 жителей) и в селе Смольки Городецкого района (около 1 000 жителей). Хотя в обоих селах есть православные, но о храме и совместной молитвенной жизни никто из них и не помышлял.

Договорившись с главами администраций, отец Даниил собрал наиболее активных жителей поселка: «Я постарался убедить их в необходимости храма, в том, что нужно место, где совершаются богослужения и Таинства. Люди поняли, что без этого никак, и согласились: храм нужен».

Он стал приезжать в эти села, служить молебны и совершать Литургию. Местом богослужения становились и военная палатка, и бывший магазин (в перспективе — храм), и сельский клуб. «Сначала приходилось привозить певчих с собой, а потом они нашлись среди местных и быстро обучились. Суть моего служения — настроить самую активную группу, на которой будет основная нагрузка: подготовка к богослужению и благоустройство этого храма, просфоры, хор, чтецы. Чтобы для них это стало частью жизни, потому что храм — это их второй дом», — поясняет священник.

Несколько месяцев у него ушло на то, чтобы найти место для храма и согласовать этот вопрос с администрацией, помочь с юридическим оформлением прихода. Когда богослужения и церковные Таинства стали неотъемлемой частью жизни сельчан, в новые храмы были назначены священники.

К миссии на предприятиях подход немного иной. Важно убедить руководителя, чтобы он согласился собрать на встречу со священником активных людей. Для организации подобных встреч разработаны свои методики. Отец Даниил выбирает одну из актуальных тем и постепенно фокусирует внимание слушателей на ее духовном содержании. В ходе общения возникает много вопросов. «Я отвечаю на них и приглашаю в монастырь или находящийся поблизости храм для индивидуальной беседы. После исповеди человеку необходимо причаститься, для этого ему нужно прийти в храм на богослужение. Дальше с этими людьми мы встречаемся все чаще, они потихоньку воцерковляются. Иногда бывает, что на это предприятие приглашают не один раз, и об этом уже просят сами работники», — говорит священник.

Казалось бы, все просто. Но попробуйте рассказать о Боге так, чтобы пробудить душу человека, который последний раз заходил в храм пять лет назад, чтобы поставить свечку за больную жену. Или вдохновить людей, которые живут в одном поселке и знают друг друга 20 лет, вместе построить там храм.

«Силы на это дает молитва, — говорит отец Даниил. — Не будем молиться, быстро сломаемся. Невозможно все это делать без Божией помощи, без благодати Духа Святого. И если мы не будем иметь общение с Богом, не будем участвовать в Таинствах и общей молитве, не будем молиться сами, то, конечно, ничего не получится. Люди ничего не услышат, твои слова не дойдут до их сердец».

Трудности иночества

Через Феодоровский монастырь ежегодно проходит большой поток желающих принять монашеский постриг. Но остаются далеко не все. Несмотря на то, что епископу Августину удалось создать здесь необходимые условия для жизни, самообразования и духовного роста, будущие послушники могут столкнуться с проблемами, обусловленными их мировосприятием.

Например, человек начитается книг о монахах древности — и у него складывается свое представление о современном иночестве. Он не понимает, что на стяжание такой святости у этих подвижников ушла вся жизнь, и не допускает у братии никаких недостатков, которые могут быть обусловлены самыми разными причинами — вплоть до наследственных. И что человек борется с ними, и ему нужно время и много усилий для их преодоления. «Такой брат начинает всех осуждать, ведь у каждого есть какие-то недостатки», — говорит отец Даниил. И постепенно все вокруг становятся для него плохими. Возникают даже конфликтные ситуации. Одному надерзит, над другим посмеется. То есть нет братской любви. И для монастыря большая проблема, когда человек считает, что это в порядке вещей.

Еще одна трудность для молодых людей, приходящих сегодня в монастырь, заключается в том, что они не готовы быть ответственными и самостоятельными. Монашеская жизнь с ее правилами и ограничениями, особым укладом и необходимостью получать новые знания и миссионерский опыт ставит своей целью служение людям. Но отсутствие самостоятельности, ответственности, терпения, настойчивости в достижении поставленной цели, внимания к своей душе мешает человеку это понять. Если, например, он привык, чтобы им управляли, то сам развиваться не может, и тогда придется восполнять то, что не смогли дать школа, институт, родители.

Естественно, незримо руководит таким воспитательным процессом Христос, ведь без благодати Божией ничего не получится, считает отец Даниил. И человек начинает жить монашеской жизнью, участвует в епархиальных проектах, и через какое-то время становится ясно, где он готов наиболее полно себя проявить. Бывает, конечно, что вообще ничего не нравится, но тогда какой смысл оставаться в монастыре?

Во время экскурсии по монастырю отец наместник рассказал о его истории, программах и проектах епархии, которые реализуются на базе Центра православной культуры (см. справку). Благоверный князь изображен вместе с другими святыми — апостолом Андреем Первозванным, императором Константином, князем Владимиром и иными — на мозаичных панно на четырех сторонах собора. «Обратите внимание на моза­ику над входом, — говорит отец Даниил. — Храм в честь Феодоровской иконы, а на мозаике — Святая Троица. Почему? Монастырь — это обитель Духа Святого, где пребывает постоянно Бог, Пресвятая Троица, Которой мы служим. Кроме того, наставником преподобного Андрея Рублева, написавшего знаменитую икону Троицы, был иконописец Прохор из Городца — один из авторов фресок Благовещенского собора Московского Кремля». В монастыре хранятся две древние иконы Феодоровской Божией Матери — XVII и XVIII веков, пожертвованные кем-то из прихожан.

Одна из них ежегодно участвует в крестном ходе из Городца в Дивеево.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]