7 декабря. Святой Амвросий Медиоланский, епископ и Учитель Церкви. Память


Свт. Амвросий Медиоланский. Фреска (автор Зорзис Фука, 1547) в монастыре Дионисиат, Афон

Амвросий
(340 — 397), епископ Медиоланский, церковный писатель, святитель Память 7 декабря

Родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана (ныне Милан) Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий — епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана I (364 — 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же раздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385-386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал знаменитый отец Западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое крещение под воздейстивем проповеди епископа Медиолана.

Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика (IV-V вв.) в базилике св. Амвросия, Милан

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан, получив от него изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.
Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в Христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в Христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Скончался в 397 году, в пасхальную ночь. Его кончина сопровождалась многими чудесами, он явился в видении крещаемым в ту же ночь детям. Святитель был погребен в базилике в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Святой Амвросий получил особую известность как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии).

В сочинениях о христианской нравственности он раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви.

Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение по сирийскому образцу, известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Возможно он же составил благодарственный торжественный гимн «Тебе Бога хвалим», вошедший в богослужение Православной Церкви.

Ранние годы

Будущий епископ Миланский появился на свет приблизительно в 340 году. Его родители, жители германского города Тревира, были богатыми и знатными гражданами, христианами. Их родственница, сестра Сотерия во время преследования христиан пострадала за вероисповедание и причислена к лику святых.

Существует легенда, что в детстве рой пчел покрыл лицо малыша, не причинив ему вреда, но оставив на губах сладкий нектар. Так Господь помазал уста Своего избранника, благословив проповедовать слово Божье.

Мальчику было всего 12 лет, когда умер его отец, по этой причине семья переехала жить в Рим, где юноша приобретает прекрасное юридическое образование. Молодой адвокат начинает свою трудовую деятельность в 370 году, работая советником в префектуре Сирмия. Его непосредственный начальник префект Проба также принял христианство и по-отечески относился к помощнику.


Епископ Амвросий Медиоланский

По покровительству своего наставника в 373 году будущий священник Медиоланы направляется префектом этого города, принимая активное участие в жизни христианского движения.

АМВРОСИЙ

Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина, вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина, Сократа, Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского. Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в.

Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. (Dassmann. S. 362 — называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном, в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона, Вергилия, Светония и др.

Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика капеллы Сан-Витторе базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 470 г. Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика капеллы Сан-Витторе базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 470 г. Началом гос. службы А. была должность адвоката в Сирмии, в судебном ведомстве префектуры Иллирик. Усердие молодого юриста вскоре было замечено префектом претория Петронием Пробом, назначившим его на должность советника. Ок. 370 г. Проб успешно ходатайствовал перед имп. Валентинианом I о назначении А. на пост консуляра (губернатора) пров. Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (совр. Милан), где с кон. III в. находилась одна из зап. имп. резиденций.

Осенью 374 г. умер Медиоланский еп. Авксентий I, сторонник арианства, что повлекло за собой борьбу православных и ариан. Споры имели долгий и острый характер, так что самому императору приходилось увещевать противоборствующие стороны. В городе начались беспорядки, и А. лично явился в собор, где происходили выборы нового епископа. В разгар споров о кандидатуре вдруг раздался детский голос: «Амвросий — епископ!» — после чего собравшиеся представители обеих партий единодушно избрали на кафедру консуляра. А. никак не ожидал этого: ведь он не был еще крещен, откладывая принятие таинства на более поздний срок, как это нередко делалось в то время. Горожане отправили прошение императору о разрешении поставить А. епископом; сам же он, тяготясь этим избранием, делал все возможное, чтобы избежать епископства: сурово поступил с осужденным, демонстративно приглашал к себе публичных женщин, пытался тайно бежать из города; народ, видя все это, кричал ему: «Грех твой на нас!» (Paulin. Vita Ambr. 7). А. даже стали стеречь в собственном доме, но ему удалось скрыться на вилле своего друга Леонтия, где он проводил время за чтением Плотина. Тем временем пришел указ, одобряющий избрание А., и ему пришлось согласиться принять сан. Он был крещен правосл. епископом (вероятно, Лимением Верчелльским) и через неделю был рукоположен (7.12.373 — Dassmann. S. 363; называются и др. даты: 7.12. 374, 1.12.373). По сведениям Феодорита, на хиротонии присутствовал имп. Валентиниан I.

Будучи поначалу не слишком сведущ в вопросах богословия, А. усердно начал изучать Свящ. Писание по толкованиям Оригена, свт. Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого, в чем ему помогал его давний друг и буд. преемник Симплициан. Вскоре А. становится одним из лучших эгзегетов и проповедников на Западе (De off. I 4).

Одной из главных забот А. была борьба с влиянием на Западе арианства. После компромиссного вероопределения Аримино-Селевкийского Собора (359) шла борьба за утверждение никейского вероисповедания. А. сразу же решительно выступил на стороне защитников Никейского Символа. В 376 г. ему не без труда удалось установить на кафедре Сирмия (где в то время находился двор юного имп. Валентиниана II, младшего сына Валентиниана I) правосл. еп. Анемия (Paulin. Vita Ambr. 11). А. сблизился со старшим сыном Валентиниана I зап. рим. имп. Грацианом (375-383), к-рый под влиянием А. стал все более открыто поддерживать никейское Православие (эдикт от 22.04.380 — Cod. Theod. XVI 5. 4). В сент. 381 г., вскоре по окончании Всел. II Собора в К-поле, утвердившего правосл. Символ веры, А. провел в Аквилее Собор 32 епископов из Сев. Италии, Паннонии, Африки, Пентаполя и Галлии (не было представителей 5 первенствующих кафедр, в т. ч. и от папы Дамаса). На Соборе А. зачитывал писания Ария и испрашивал мнение присутствовавших по каждому из пунктов арианской доктрины. Были осуждены и низложены епископы из придунайских провинций, Палладий Ратиарийский и Секундиан Сингудунский (PL. 16. Col. 916-939, 980-990).

Имп. Грациан, боровшийся с пережитками язычества (при нем были лишены льгот и доходов коллегии жрецов и весталок, из имп. титулатуры был исключен титул «pontifex maximus»), в 382 г. приказал убрать из зала заседаний рим. сената алтарь богини Победы с ее статуей, установленный еще при Августе, удаленный при Констанции II (337-361) и возвращенный имп. Юлианом Отступником (360-363). Требование вновь вернуть алтарь Победы сплотило языческую партию, во главе к-рой встал сенатор Симмах, один из самых образованных и родовитых римлян того времени. Депутация Симмаха не была принята императором под воздействием сенаторов-христиан, папы Дамаса и А. В 383 г. Грациан был убит в Галлии сторонниками узурпатора Магна Максима; в Италии воцарился его 12-летний брат Валентиниан II (383-392). В 384 г. Симмах, получивший должность префекта Рима, вместе с префектом претория Италии Веттием Агорием Претекстатом составил реляцию в защиту алтаря Победы; летом того же года Валентиниан II принял их депутацию. Речь Симмаха в защиту «былой славы Рима» была принята благосклонно, но вмешался А., немедленно отправивший императору увещательное письмо (Ep. 17), а затем и трактат с опровержением Симмаха (Ep. 18). Депутации было отказано. Когда в Италию вторгся Магн Максим (388), Симмах написал в его честь панегирик, но вновь не достиг цели: узурпатор отнесся к языческой партии прохладно. После того как Феодосий I Великий (379-395) сверг Максима, Симмаху пришлось оправдываться за свой панегирик и даже искать убежища в храме. Впрочем, и Феодосий начал колебаться в деле о возвращении алтаря после визита к нему депутации во главе все с тем же Симмахом. В ответ на это А. стал избегать встреч с императором и тем усовестил его: Феодосий отказал Симмаху. 13 июня 389 г. состоялся триумфальный въезд императора в Рим, где он разрешил сохранить лишь те языческие статуи, которые украшали город и были произведениями знаменитых мастеров. В короткое правление Евгения (393-394) алтарь Победы все же был возвращен в сенат, и лишь повторный триумф Феодосия I поставил точку в истории этого одного из главных символов языческого Рима.

Когда после гибели Грациана в Медиолан переехал Валентиниан II, начались столкновения между А. и матерью юного императора Юстиной, благоволившей арианам, к-рых было немало при дворе. В 385 г. Валентиниан потребовал передать арианам одну из базилик города; А. отказал, горожане выступили в защиту епископа. На Пасху 386 г. из дворца были посланы комиты с военным отрядом, чтобы занять базилику за городскими стенами (basilica Portiana, совр. ц. Сан-Лоренцо). К этому времени арианская партия была официально узаконена имп. эдиктом от 23.01.386 (Cod. Theod. XVI 1. 4); базилику предполагалось передать бежавшему с Востока арианскому еп. Авксентию II, самого же А. планировалось отправить в ссылку. Вызванный на диспут, арбитром в к-ром должен был выступить сам император, А. отказался явиться, ответив, что в делах епископов судьями могут быть только епископы; против Авксентия он составил письменную речь (Sermo contra Auxentium; Ep. 21), а императору отвечал, что государь не имеет власти над предметами, посвященными Богу, и не может требовать у него передачи храма Божия (Ep. 20). Несмотря на угрозы, А. заперся в базилике и в течение 3 дней вместе с народом, воодушевляемым молитвами и пением гимнов, выдерживал осаду; когда солдаты, страшась отлучения, стали переходить на сторону епископа, император вынужден был уступить. В ходе этих событий выяснилось, что авторитет святителя непререкаем даже для его противников. Блестящие проповеди А. привлекали в Церковь множество неофитов, среди к-рых был и 32-летний Августин, принявший св. Крещение от А. (к-рого он уважительно именует «папой») на Пасху 387 г.

Напряженные отношения с Медиоланским епископом не мешали Валентиниану II и Юстине возлагать на него важные поручения. Так, в 383/84 г. А. возглавил посольство к Магну Максиму, подчинившему к тому времени все земли империи на Западе, кроме Итальянской префектуры. Посольство А. позволило выиграть время, чтобы перекрыть дороги через Альпы. Спустя год А. вновь отправился к Максиму, но на этот раз посольство окончилось неудачно: А. был обвинен в коварстве и принят не был. В Медиолане ему поставили в вину излишнее упорство и послали новое посольство к Максиму, к-рое тот с любезностью принял. Но как только послы возвратились с добрыми вестями, Максим неожиданно перешел Альпы и заставил имп. семью бежать в Фессалонику. В янв. 388 г. Максим вступил в Рим, но вскоре потерпел поражение от Феодосия, к-рый захватил и казнил его, возвратив престол Валентиниану II.

Молодой император после смерти Юстины сделал А. одним из самых приближенных к себе людей (Ep. 53. 1-2). Пользуясь уважением и полным доверием со стороны правителя зап. империи, Медиоланский епископ сблизился и с имп. Феодосием I, правившим вост. частью империи, и впосл. не раз использовал свой авторитет для влияния на принятие гос. решений. А. приветствовал изданный Феодосием закон против еретиков от 14.06. 388 (Cod. Theod. XVI 5. 15). В кон. 388 г. в г. Каллиник (пров. Осроена) народ с ведома епископа разрушил иудейскую синагогу; Феодосий приказал христ. общине города восстановить синагогу за свой счет, но А. энергично выступил против этого (Ep. 40-41), горячо убеждая не дать восторжествовать иудеям над христианами и не вынуждать епископа поступать против совести, ибо это не подобает христ. императору. Феодосий отменил распоряжение. Впрочем, стремясь подчеркнуть независимость своих решений, он не раз демонстрировал несогласие с А. (Ep. 51. 2) и издал ряд указов, не вполне благоприятных для Церкви (Cod. Theod. XII 1. 121; XVI 2. 27). Особенного напряжения отношения Феодосия и А. достигли летом 390 г. Во время городских волнений в Фессалонике был убит имп. военачальник гот Ботерих и неск. высших офицеров; император позволил готам из своей армии отомстить горожанам, и в итоге было убито ок. 7 тыс. жителей. При известии об ужасном побоище А. удалился из Медиолана, где в то время пребывал Феодосий, уклоняясь от встречи с императором. Из своего уединения А. направил императору письмо (Ep. 51), в к-ром изобличал его преступление и призывал к раскаянию. Епископ объявил императору, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния (Paulin. Vita Ambr. 24). Феодосий все же пришел в собор, но не был допущен к св. Причастию А., сказавшим, что тайного покаяния недостаточно. Неск. месяцев император не получал св. Причастия от епископа; наконец на Рождество 390 г., сложив с себя знаки царского достоинства, он с покаянием явился в храм и вымолил прощение (Феодорит. Церк. ист. V 17; многие детали этого рассказа совр. историки считают преувеличением).

В 392 г. зап. имп. Валентиниан II был убит главнокомандующим Арбогастом (De obit. Valent.; Ep. 53). На престол был возведен Евгений, к к-рому А. отнесся с недоверием из-за его проязыческих настроений, хотя тот и пытался привлечь святителя на свою сторону (Ep. 17). Избегая встречи с узурпатором, А. покинул Медиолан. Вскоре Феодосий I разбил Арбогаста и казнил Евгения; А. успешно ходатайствовал перед ним за представителей провинциальной знати, сотрудничавших с побежденными.

В 395 г. Феодосий Великий скончался. Власть над Зап. Римской империей перешла к его сыну Гонорию (395-423), опекуном при к-ром был полководец Стилихон. Влияние Медиоланского епископа при дворе заметно уменьшилось: так, не помогло его заступничество некоему Кресконтию, к-рый укрылся у А. от гнева Стилихона, но был силой выведен из храма (Paulin. Vita Ambr. 34). Из-за обострения болезни епископ уже не мог активно участвовать в общественных делах. Последние годы он больше занимался лит. творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Умер А. через 3 года после имп. Феодосия. Он был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием (мощи к-рых были чудесно обретены им в 386) в базилике, получившей впосл. его имя. В кон. XIX в. подлинность мощей святителя была подтверждена археологически.

Почитание А. как на Западе, так и на Востоке возникает сразу же по его кончине, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V в. лат. и греч. жития. В католич. традиции А. вместе с блж. Августином и святителями Иоанном Златоустом и Афанасием Великим являются наиболее чтимыми отцами и учителями Церкви.

К. Е. Скурат, М. В. Грацианский

Дорога епископства

Этот случай избрания епископа церкви уникален. В восьмидесятые годы четвертого столетия шла ярая борьба между арианами и ортодоксами. После смерти владыки Медиолана Авксентия, церковь осталась без наставника, воюющие стороны не могли прийти к единому мнению, и тогда было предложено выбрать уважаемого в городе префекта Миланского.

Интересно! Уникальность состояла в том, что Амвросий на то время не был крещен, но по просьбе императора Валентиниана Первого дает согласие. Всего за семь дней 37-летний Амвросий:

  • принимает крещение;
  • рукополагается в священники;
  • становится епископом.

Епископство коренным образом изменило жизнь префекта, он жертвует Церкви большое богатство, принимая обет нестяжательства, до конца дней ведет скромную и строгую жизнь.

Несмотря на то, что ариане проголосовали за него при назначении священником, Амвросий Медиоланский ведет с ними борьбу наравне с язычниками. Чистота ортодоксальной Церкви — главная сфера его деятельности.

Его уверенность и сила веры оказывала влияние даже на императоров. Как Валентиниан, так Грациан и Феодосий с уважением относились к епископу Милана, поддерживая его в борьбе с арианами.

Поклонник никейского служения, священник, имеющий дар веротерпимости, яростно боролся с ересью, ведя споры как с монахами, так и с императорами. По его требованию из зала сената в Риме состоялось удаление жертвенника Победе-Виктории. Новоизбранный святитель добивался разделения связи государства и язычничества.


Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий

Трудно поверить, что в четвертом веке епископ мог наложить епитимию на императора, и тот подчинился.

Император Феодосий послал войска в Фессалоники для подавления восстания против ариан, за что был отлучен от принятия Причастия и вынужден был принести покаяние публично. Феодорит Кирский в описании событий 390 года сообщает, что император Феодосий сложил с себя императорские знаки, покаялся и принял Причастие.

Молитва перед Литургией

Молитвы записаны с разбивкой на короткие абзацы для более удобного запоминания!

Архиерею Истинный Иисусе Христе, принесый Себе Богу Отцу на олтаре Крестнем жертву чисту, непорочну от нас, грешных, и давый нам Тело Твое ясти и Кровь Твою пити, положивый таинство в силе Духа Святаго, глаголя сие: Елижды аше творите, в Мое воспоминание творите.

Молю чрез Кровь Твою честную, велие спасения нашего цену, молю чрез сию дивную и неисповедимую любовь, еюже нас, недостойных, тако возлюбил еси, яко омыл еси нас от грехов наших Кровию Твоею:научи мя, недостойнаго раба Твоего, егоже при иных Твоих дарованиях, в чин священства, не по делом моим, но по единой Твоей благоизволил еси призвати милости, научи мя Духом Твоим толикую тайну совершати, сицевою честию и благоговением, сицевым благочестием и страхом, имиже достоит творити.

Сотвори мя, Господи Иисусе Христе, благодатию Твоею всегда о величестве тайны сея веровати и разумети, чувствовати, и твердо держати, глаголати и мыслити Тебе подобающая, и души моей полезная.

Да внийдет в сердце мое Дух Твой благий, гласяй безгласне, глаголай всяку истину толиких таинств, яже углубишася зело и Божественным прикровена кровом.

Многаго ради милосердия Твоего благоволи мне ныне и всегда чистым сердцем и мыслию Службы совершати священнодействие.

Очисти сердце от нечистых, мерзских, праздных и вредных помышлений.

Огради святых ангел верным хранением и крепким ополчением, да врази всех благ посрамлени отбежат силою толикаго таинства и рукою святаго Ангела Твоего.

Отстави от мене, Христе мой, и от всех рабов Твоих духа гордыни, тщеславия, зависти, ярости, блуда, нечистоты, неверия и хулы, да постыдятся гонящии нас и да погибнут погубити нас тщащиися.

Царю сил, чистоты и целомудрия Любителю, Боже, росою свыше благословения Твоего погаси в плоти моей весь пламень страстный, яко да живет во мне всецелая души и тела чистота, с прочими даровании Твоими, Тебе в правде приятными, да телом нескверным и сердцем чистым возмогу Тебе принести жертву хваления с толиким сердца сокрушением, слез излиянием, с таковою почестию и страхом, в толикой плоти и духа чистоте сие пренебесное Божественное должно есть совершатися приношение, идеже Тело Твое существенне ястся и Кровь Твоя существенне пиется, идеже горняя дольним совокупляются, идеже самоличне предстоят ангели, идеже иерей и жертва чудесне и неизреченне Ты Сам предложенный.

И кто достойне сие совершати возможет, аще не Ты Сам, Всемогий Господи, приносящего достойна сотвориши? Вем и истинно известен есмь, и сие милосердию Твоему исповедую, яко несмь достоин множества ради грехов и безчисленных прегрешений моих к толиким тайнам приступити, но вем воистинну и верую от всего сердца и усты исповедую, яко силен мя еси удостоити Сам Един, в беззакониях зачатаго и рожденнаго могий очистити.

Ради сего всемогущества Твоего Тебе молю: благоволи мне, грешному, небесную сию жертву со страхом и трепетом, чистою совестию, слез излиянием, в радости духовней и веселии Божественней приносити, да ощутит ум мой блаженную пришествия Твоего сладость и ополчение святых ангел Твоих окрест мене.

Аз бо, Господи, поминая спасительныя Твоя Страсти, ко олтарю Твоему приступаю, аще и недостойный, да принесу Тебе жертву, от Тебе преданную и приносится в воспоминание Твое о спасении нашем уставленную.

Приими убо сию, молю Тя, Боже мой, о Церкви Святей Твоей и о всех людех, ихже Честною Твоею снабдел еси Кровию: и занеже мя, грешника, между Тобою и онеми средственна ходатая быти восхотел еси, аще благих дел во мне свидетельства не обретаеши, служения примирения, ввереннаго мне, да не отречешися, яко да не моего ради недостоинства, цены спасения своего отщетятся, ихже ради Сам спасительная жертва и искупление изволил еси быти.

Приношу убо, Господи, аще благоволиши милостивно призрети, скорби людей, плененных воздыхания, страдания убогих, нужды путешествующих, немощных скорби, старых немощи, рыдания младенец, обеты дев, молитвы вдов и сирот умиление.

Ты бо милуеши вся, и ничтоже от Тебе созданных презираеши.

Помяни, кий есть состав наш, яко Ты Отец наш еси.

Не прогневайся на ны зело, ни утробы щедрот Твоих затвори от нас, Господи, не бо в правдах наших изливаем молитвы наша пред Лицем Твоим, но в щедротах Твоих многих.

Отъими от нас, Господи, беззакония наша, и огнем Святаго Твоего Духа в нас милостивне испепели: отъими сердце каменное от плоти нашея и даждь сердце плотяное, боящееся Тебе, любящее, почитающее, Тебе последующее и Тобою питающееся.

Просим, Владыко, щедроты Твоя, да Лицем светлым на достояние Твое, имени Твоему святому служения ожидающее, воззрети благоволиши, и да ни единаго же молитва, ни единаго прошение отриновенно будет.

Ты нас научи молитися, еже и Сам готов слышиши и просимая милостивне исполняеши.

Молим Тя, Отче Святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие сие великое благочестия таинство.

Господи Боже мой, буди им днесь всецелое и совершенное утешение от Тебе, Хлеба Истиннаго, Живаго, с небесе сшедшаго и дающаго живот мирови от Плоти Твоея Святыя, Агнца нескверна, вземлющаго грехи мира.

Напой их потоком благости Твоея, от прободеннаго Твоего ребра на Кресте истекшим, да тем возвеселени радуются во хвале и славе Твоей Святей.

Молю, Господи, благость Твою, да приидет на Хлеб сей и Чашу сию исполнение Божества Твоего, да снийдет такожде, Господи, Святаго Твоего Духа образ невидимый и непостижимая слава, якоже прежде на жертвы отцев схождаше, Иже и приношения сия наша да сотворит Тело и Кровь Твою, и мене, недостойнаго служителя Твоего, толикое совершати научит таинство, яко да благоприятне и милостивне приимеши от рук моих Жертву во спасение всех живых и мертвых.

Молю Тя, Господи, самаго ради Святых Тела и Крове Твоея таинства, имиже всегда в храме Твоем питаеми и напаяеми, очищаеми, освящаеми и обожаеми бываем, да силою Твоею укреплен, благою совестию ко олтарю Твоему приходя, сия небесная таинства имею в себе в живот и спасение, по словеси святому Твоему: Хлеб, егоже Аз дам, Плоть Моя есть, Юже Аз дам за живот мира, ядый Мя, и той жив будет Мене ради.

Хлебе сладчайший, уврачуй устне сердца моего, да чувствую во мне любве Твоея сладость, исцели всяк недуг, да, кроме Тебе, никоея же пожелаю красоты.

Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне, внийди в сердце мое и сладостию благовония Твоего наполни внутренняя души моей.

Тобою питаются ангели на небеси преизобильно: да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли.

Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе возжделенне, сходяй с небесе и даяй живот мирови, вниди в сердце мое и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, вниди в душу мою, внеуду и внутрьуду освящая и просвещая, буди моей хранение всегдашнее души и тела здравие.

Отжени от мене находящих на мя, да бежат от Лица Твоего ненавидящии мя, да, Тобою огражден, с Тобою прейду в вечное Твое царствие, идеже не покровенне, но лицем к лицу Тебе узрим, егда предаси Царство Богу и Отцу, да будет Бог всяческая во всех.

Доныне алчу и жажду, но тогда насыщуся, внегда явит ми ся слава Твоя, в нейже царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки.

Аминь.

Мужская обитель

Поистине, рука Божья была над правлением святителя Медиоланского. Он руководил постройкой двух базилик. Амвросиевкой и Апостольской, основал мужскую обитель. Амвросиевская базилика построена на развалинах языческих идолов, под обломками которых были похоронены христианские мученики, поэтому она известная, как базилика мучеников.

Первоначально мученики Хрисанф и Дария были теми святыми, которыми освящалась базилика, во время 380 года были обретены мощи Протасия и Гервасия, базилика стала называться их именами. После смерти блаженного епископа миланцы стали называть базилику Амвросиевской.

Важно! За годы своего епископства св. Амвросий Медиоланский приобрел всенародную любовь, помогая нуждающимся, исцеляя и пророча.

Основатель западного богословия

Отцы восточной Церкви долгое время были закрыты для познания западным христианством. Благодаря полученному хорошему образованию Амвросий смог изучать произведения основателей христианства по подлинникам. Он не только усваивал и продолжал почерпнутые с первоисточников идеи, но и старался перенести их в латинское толкование Святого Писания.

Таинство и Покаяние, Божественная сущность Святой Троицы и каждой из Трех Ипостасей в отдельности — догматические вопросы, которые легли в основу споров с арианами. Амвросиевские трактаты раскрывают сущность Библии и комментарии к ней. Проповеди, оставленные святым Амвросием Медиоланским, житие которого описано в статьях последователей и учеников, представляют одну из ценных частей духовного наследия.


Икона святителя Амвросия Медиоланского

Епископ старался показать людям красоту жизни во Христе, изобличая гордых, лицемеров, развратников. Святой Августин с гордостью признавал Амвросия, как учителя и наставника.

Великий дар и чудеса исцелений

Пророческий дар священника из Медиолан был известен далеко за пределами Италии. Персидские мудрецы обращались к нему за советом, как познать истину.

Маркоманское племя вело постоянные набеги на жителей Медиолана. Епископ отправил царице Фритигильде свои трактаты, в которых были изложены догматические основания христианской веры и Церкви, после чего уверовала как правительница племени маркоманов, так и ее муж, а с Римской империей был заключен мир.

Необыкновенная доброта привлекала жителей из дальних стран, ибо Амвросий не выделял бедного или богатого, для него все были детьми Божьими. Обладая даром исцеления, епископ вел постоянные приемы, молясь за болящих. По свидетельству флорентийца Децента в его доме был воскрешен мальчик, который незадолго до этого был признан умершим.

Почитание святого

Великая суббота 4 апреля 397 года стала последним днем пребывания святого Амвросия на земле.

Крипт базилики в Милане является особым местом почитания святого, здесь хранятся мощи праведного епископа Медиоланского. В начале пятого столетия, еще до объявления Амвросия святым, началось паломничество к месту его захоронения. Христианские писатели взялись за составление жизнеописание священнослужителя, покорившего своей верой и верностью Господу многих людей.


Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского в Милане

В 824 году по распоряжению архиепископа Ангельгельберта Второго был сооружен саркофаг из порфира, в который переложили нетленные мощи. Этот саркофаг нашли в 1864 году, открыли через семь лет.

20 декабря православный мир воздает честь памяти о великом богослове, поэте, священнике святом Амвросии епископе Медиоланском.

Жители Милана глубоко почитают своего ангела-хранителя, украшая его портретами и скульптурными изображениями как фасады домов, так улицы и площади города.

Молитвы

Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 4

Правило веры, и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина;/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая, отче священноначальниче Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, священноначальник Амвросий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 3

Божественными догматы облистая,/ помрачил еси Ариеву прелесть,/ священнотаинниче и пастырю Амвросие,/ чудодействуя же силою Духа,/ страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне,// Христа Бога моли спастися душам нашим.

Перевод: Божественными учениями сияя, угасил ты Ариево заблуждение, священнотаинник и пастырь Амвросий, совершая же чудеса силой Духа, различные болезни истинно исцелил ты, отче преподобный, Христа Бога моли о спасении душ наших.

Ин кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому, глас 8

Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/ не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./ Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Амвросие предивне.

Перевод: Превосходный дар слова жизни стяжав, отче мудрый, не усомнившись высотой царской, наставляя Божественным истинам, царя ты обличил и научил. Потому ты достойно почитаешься, паству людей своих направляя к Богу. Поэтому взываем к тебе: «Радуйся, Амвросий преудивительный».

Молитва святителю Амвросию, епископу Медиоланскому

О, преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие!

Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему Престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим.

Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, покровителю наш готовейший!

Услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят и о нас болезнуют, дондеже вообразится в нас Христос, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходайтайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]