23 ноября. Святой Климент I, Папа и мученик. Память

Папа Климент I (Климент Римский), является первым из преемников св. Петра и первым из «апостольских отцов». Его память отмечается 23 ноября у католиков, и 25 ноября у православных.


Климент Римский был одним из Отцов Церкви, которые жили и служили в конце апостольской эпохи ближе к концу первого века. Отцы Церкви распространяли Евангелие, защищали Христианскую Церковь в апологетической письменности и воевали против многочисленных ересей.

Известно, что Клименту Римскому принадлежит Послание к Церкви в Коринфе. Это послание иногда именуется Первым посланием к Коринфянам Климента I. Существует и Второе Послание, но многие ставят под сомнение его подлинность.

Много других богословских произведений спорно или ошибочно также приписывают Папе Клименту Римскому.

Четвертый Папа Римский.

Св. Климент Римский был третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, — является четвертым Папой Римским. Его служения в качестве Папы, скорее всего длилось с 92 по 101 гг. Его предшественниками являются Лайнус / Лин и Клетус / Клет.

По словам Тертуллиана, Климент Римский был рукоположен святым Петром. Св. Иероним утверждал, что Климент был непосредственным преемником Апостола Петра. Климент был четвертым Папой Римским.

Ориген отождествляет Папу Климента I с товарищем-соратником Павла, который упоминается в Послание к Филиппийцам.

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.

Однако, не подтвердить, не опровергнуть эту версию нет возможности. Убедительных доказательств того, что Климент Римский был лично знаком хотя бы с одним из апостолов нет.

Некоторые также отождествляют Климента Римского с консулом Флавием Климентом, который был убит своим двоюродным братом в конце своего консульства, однако, это ошибочное мнение. Маловероятно, что Климент Римский был членом императорской семьи. Постоянное использование цитат из Ветхого Завета в богословском творчестве свидетельствует о том, что Климент Римский, вероятно, он был еврейского происхождения.

Также весьма вероятно, что он был вольноотпущенником или сыном вольноотпущенника. Его семья могла проживать в Риме.

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента
Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе[9].

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…[10]

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже[11] за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. [Далее следует рассказ о судьбе мощей св. Климента, обнаруженных Роже, к своему удивлению, в Киеве, куда он и направлялся в составе посольства][12].

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?[13]

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…[8]

Памятник священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя был установлен в конце декабря 2021 и освящён 12 января 2020 года[14].

Мученичество Климента Римского.

О жизни и смерти Святого Климента Римского точно ничего не известно. О его биографии мы узнаем в основном из апокрифических текстов.

Около 110 года Климент Римский был приговорен к мученической смерти императором Траяном. Еще до этого он был изгнан в Крым, но с успехом проповедовал там. Согласно историческим данным, благодаря его деятельности более 2000 человек, живущих на территории Крыма стали христианами, было построено более 75 церквей. Траян приказал привязать Климента Римского к якорю и бросить в море.

Содержание

  • 1 Биография 1.1 Свидетельства раннехристианских источников
  • 1.2 Житие Святого Климента
  • 1.3 Возникновение легенды о мученичестве в Херсонесе и обретение мощей
  • 1.4 Святой Климент и Тит Флавий Клемент
  • 2 Почитание
  • 3 Сочинения
      3.1 Первое послание к Коринфянам
  • 3.2 Второе послание к Коринфянам
  • 3.3 Св. Климент в истории древней Руси
  • 3.4 Подложные сочинения
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки
  • Литература

    • Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Житие и страдание святого священномученика Климента, папы Римского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 25. — С. 700.
    • Память святых апостолов Апеллия, Луки и Климента // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 10. — С. 235.

    Русские переводы:

    • Климента, папы Римского
      , к коринфянам послание. / Пер. с греч. И. Дмитревского. М., 1781. 80 стр.
    • Первое послание. // Христианское чтение. 1824, ч.4.
    • Прот. Петр Преображенский.
      Памятники древней христианской письменности, т. II. Писания мужей Апостольских// М.: 1860 Первое послание Климента Римского к коринфянам
    • Второе послание Климента Римского
  • Первое и второе послания к коринфянам. / Пер. П. Преображенского. М., 1861.
      переизд.: М.: ИС РПЦ, 2003. С. 135—191; СПб.: Амфора, 2007. С. 103—202.
  • Два окружных послания св. Климента Римскаго о девстве, или К девственникам и девственницам. (недоступная ссылка) — ТКДА, Киев, 1869. — Перевод и предисловие еп. Августина (Гуляницкого)
  • Исследования:

    • Савваитов П. И.
      Святой Климент, еп. Римский. Патрологический опыт. СПб., 1852.
    • Августин (Гуляницкий), еп.
      Два окружныя послания св. Климента Римскаго о девстве, или к девственникам и девственницам. — Труды Кіевской Духовной Академіи, 1869, май, 193—201.
    • Селин, А. А.
      О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в. Св. Климент (папа римский) // Теоретическая конференция «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток». СПб., 1995, 80-82.
    • Уханова, Е. В.
      Культ св. Климента, папы Римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX — первой половины XI в. // Annali del’Istituto universario Orientale di Napoli. Aion Slavistica, 5, 1997—1998, 514—519.
    • Задворный, В. Л.
      Первое Послание Климента I к коринфянам Архивная копия от 5 марта 2021 на Wayback Machine // Он же. Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). М., изд. францисканцев, 2011, 27-32.
    • Задворный, В. Л.
      Климент I — первый небесный покровитель Древней Руси Архивная копия от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // Он же. Сочинения римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). М., изд. францисканцев, 2011, 274—280.

    Обращение ко Христу

    Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

    Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

    Примечания

    1. По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
    2. Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
    3. Жития святых Ростовского, 25 ноября, 1903—1916.
    4. Е. В. Уханова. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внутренней и внешней политики Византийской империи IX века. Византийский временник, т. 59, М., «Наука», стр. 116 (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2021. Архивировано 5 февраля 2021 года.
    5. Обретение мощей св. Климента Римского в Херсонесе
    6. Б.Флоря. Сказания о начале славянской письменности
    7. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
    8. 12
      Там же.
    9. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
    10. Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. 1994. № 10. С. 38.
    11. Роже — французский епископ города Шалон-на-Марне в Шампани.
    12. Назаренко А. В.
      «Западноевропейские источники». Стр.354. Пер. А. В. Назаренко по
      Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici
      . Paris, 1904
    13. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12. С.61.
    14. Памятник священномученику Клименту Римскому освящён в Крыму (неопр.)
      .
      Православие.Ru
      (14.01.2020). Дата обращения: 14 января 2021.
    15. 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цитируется по публикации: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. — Писания мужей апостольских (в русс.пер., с введ. и прим. прот. П.Преображенского). — СПб., 1895
    16. Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
    17. Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988 — с. 70
    18. См. Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P, 25 etc.).
    19. А. Пентковский
      . Антиохийская литургическая традиция в IV—V столетиях (недоступная ссылка) // Журнал Московской Патриархии, 2002 (№ 2).
    20. 12
      Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. Macon, GA: Mercer University Press, 1997. pp. 160—161.
    21. Августин (Гуляницкий), еп.
      Два окружныя послания св. Климента Римскаго о девстве, или к девственникам и девственницам. — Труды Кіевской Духовной Академіи, 1869, май, 193—201.
    22. А. И. Сидоров.
      Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.,1996
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]