История и расписание храма святых Петра и Павла в Сергиевом Посаде


Сергиево-Посадский Воскресенский (Петропавловский) храм

Храм в честь Воскресения словущего в г. Сергиевом Посаде
, часто именуемый
храмом перховерховных апостолов Петра и Павла
, Воскресенское подворье Троице-Сергиевой Лавры

  • Престолы: Воскресения словущего (главный), первоверховных апп. Петра и Павла (придельный в трапезной)
  • Адрес: Россия, 141310, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, 17
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Храм расположен в историческом центре города, в районе Кукуевка, на территории старинной Каличьей слободы. От северной границы Лавры до храма Воскресения словущего — около 0,5 км пути.
Первоначальный храм на этом месте был возведён по указу царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Никон на средства Троицкого Сергиева монастыря в память о тысячах защитников обители погибших в ходе осады Лавры польско-литовским войском в Смутное время (1608-1610 гг.). Деревянный храм Воскресения словущего освятили в 1654 году.

В 1775 году обветшавшее деревянное здание заменили новым. Кроме того, в слободе построили второй храм, также деревянный, освящённый во имя апостолов Петра и Павла.

По прошествии нескольких десятилетий прихожане собрали средства на возведение новой каменной церкви. Строительные работы заняли несколько лет. Освящение главного престола произошло в 1818 году, в ещё недостроенном храме. Через два года новая церковь была готова. Храм заместил собой оба прежних, отчего главный престол был освящён в честь Воскресения словущего, а придел в трапезной — во имя апостолов Петра и Павла. По этой причине храм стал известен и как Воскресенский, и как Петропавловский.

К концу XIX века храм был окружён сделанной из кирпича оградой с восьмигранными угловыми башенками, а в 1902 году к церкви пристроили западную крытую кирпичную паперть.

В ходе антицерковных гонений советской эпохи некоторые священнослужители храма приняли смерть за Христа. Так, с 1928 по 1931 год в церкви служил священномученик Мирон Ржепик, с 1930 по 1931 — священномученик Николай Аристов,

В 1935 году храм был захвачен обновленцами.

В 1939 году по решению властей церковь закрыли. На следующий год полностью разобрали ограду и использовали уцелевшие кирпичи для работ по благоустройству расположенного неподалеку рынка. В 1952 году разобрали два верхних яруса колокольни. Помещения храма в эти годы эксплуатировали под различные производства. При этом иконостас и всё внутреннее убранство храма были полностью утрачены.

В начале 1990-х годов церковь вернули православным верующим. Сразу же началась её реставрация. На прихрамовом участке в 1995 году была установлена часовня в память о погибших воинах. С 1999 до 2014 года при церкви действовали трёхгодичные Троице-Сергиевские богословско-катехизаторские курсы. На исходе 2010-х годов при храме были открыты гостиница для паломников, детский учебный и воскресная школа. Возрождённый храм сделался подворьем Троице-Сергиевой Лавры.

На начало XXI века храм являлся единственным в​ Сергиевом Посаде возведённым по канонам классицизма в начале XIX века и числился объектом культурного наследия регионального значения. Рядом с храмом в 2021 году силами города была благоустроена живописная парковая зона.

Статистика

  • 1898 — при храме более 180 дворов с 1143 прихожанами
  • 1930-е — в приходской общине почти 600 человек
Сергиево-Посадский Воскресенский храм — Воскресенское подворье Троице-Сергиевой Лавры

Архитектура

Композиция Воскресенского храма типична для городских культовых зданий, строившихся в российской провинции в XVIII-XIX веках. Она состоит из трех частей: одноглавой церкви, небольшой трапезной и высокой колокольни, вытянутых в одну линию по направлению с востока на запад. Отличительными элементами храма являются черты эпохи классицизма. Он имеет характерные для этого стиля чёткие, геометрически правильные формы.

К высокому двухсветному бесстолпному четверику основного храма пристроены три низких полукруглых апсидных выступа. Фасады вверху завершаются лаконичными треугольными фронтонами. Церковь покрывает полукруглый свод, завершенный круглым в сечении барабаном. Небольшая луковичная главка на небольшой изящной шейке венчает храм. К основному объёму примыкает небольшая квадратная трапезная, входы в которую со стороны четверика оформлены как арочные пролёты. Колокольня выстроена в три яруса, убывающие снизу вверх.

Декор церкви, — по большей части классический с некоторыми элементами барокко, — отличается лаконичной строгостью. С севера и юга входы в храм оформлены портиками с четырьмя колоннами, которые увенчаны фронтонами. Пилярстры, оформляющие здание, уплощены. Фасады церкви покрыты цементной штукатуркой. Наличники больших прямоугольных окон декорированы нишами и выступающими карнизами — сандриками.

Утраченная кирпичная ограда, окружавшая храм к концу XIX века, была украшена восьмигранными угловыми двухъярусными башенками, чьи формы и длинные шпили напоминали архитектурные решения Уточьей башни Лавры.

Петра и Павла, или Воскресенская?

Пройдите немного к северу от ворот Лавры, и окажетесь у храма, который обычно зовут храмом Петра и Павла. С этими именами он вошёл в путеводители, прописался на картах, и даже сами сергиевопосадцы сейчас вряд ли назовут его по-другому. «Историческое название церкви Воскресения Христова незаслуженно забыто», — говорит новый настоятель, иеромонах Гурий (Гусев), сменивший на этом посту 79-летнего архимандрита Германа (Чеснокова).

Известность его предшественника выходит за пределы церковных кругов. Кто не слышал, что на 1-й Ударной проводят отчитки — изгоняют бесов из одержимых? Сергиев Посад не единственное место, куда едут за избавлением: известны леденящие кадры, где под силой взгляда и слова священника люди впадают в транс, плюются, заламывают руки, говорят не своим голосом и ругаются по-чёрному. Было, не было, что скрывать: так или иначе эти образы влияли на репутацию храма как «специального», куда местные не всегда решались заглянуть.

После того как о. Герман ушёл на покой в чине почётного настоятеля, отчитки прекратились, поток страждущих иссяк. Преемник переориентирует храм на обычных местных прихожан, и сменой названия дело не ограничится.

Иеромонах Гурий, выходец из армейской семьи, взялся за работу в нескольких направлениях — от документооборота до табличек на дверях в служебных помещениях. Создал юридическое лицо, теперь это Воскресенское подворье Лавры. Повесил на ограде уличные колонки, транслирующие богослужения. Вынес продажу сувениров в отдельную лавку. И даже стены церкви окрасятся в другой цвет: сейчас они ярко-голубые, а станут тёплыми жёлто-охристыми.

В иных случаях сказали бы: ребрендинг. Да и сам новый настоятель — не самый типичный в нашем представлении священник. Уже приняв монашество, поступил на очное бюджетное отделение МПГУ (педагогического, тогда ещё имени Ленина), получил диплом учителя истории и там же закончил аспирантуру.

О. Гурий встречает нас у входа.

— Не будете против, если мы пофотографируем внутри?

— Да, конечно, фотографируйте. Вот несколько новых икон, которые мы поместили по просьбам прихожан — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и икона Спиридона Тримифунтского. Нашим прихожанам хотелось молиться перед ними, они их почитают. Вместе собирали на них деньги, как и на эту, она появилась у нас недели три назад, — икона Луки Крымского.

— Как храм изменится внешне?

— Первым делом я убрал глухой забор у ворот. Вынес из храма торговлю, сделал для этого отдельную лавочку. Появилась изящная ограда, цветочные клумбы. На собраниях я прошу сотрудников быть предельно вежливыми. Человек же хочет чувствовать себя в радушной обстановке, он ждёт хорошего отношения к себе, чтобы на него не кричали из-за того, что он ходит по помытому полу. Мы должны вернуть храму изначальное предназначение, сделать его привлекательным не только для гостей, но и для тех, кто живёт рядом. В этом моя задача как настоятеля.

— Кто ваши прихожане сегодня?

— Люди, которые к нам приходят, изменились. Стало больше молодых, жителей окрестных улиц. Бесноватые, хотя далеко не всегда среди них были те, которым нужна помощь, и просто странные товарищи теперь сюда не наезжают. Раньше их было большинство, а теперь начали приходить местные, их больше, они хотят иметь свой храм. Представьте: он стоит в центре города, это даёт ему, по сути, статус городского собора. Мы помним, что в городе какое-то время назад хотели строить новые храмы, но вот же, он уже есть, рядом!

— После внешних перемен станет ли другой атмосфера?

— Я всем здесь говорю: не надо делать мрачные лица, Церковь существует для радости. Мы должны дать человеку почувствовать, что вера — это утешение. Апостол Павел учил радоваться и непрестанно благодарить Бога за всё. Господь призывает нас, служителей, утешать людей, не пугать, не преподавать религиозную жизнь как тяжкое бремя. Подвиг человек возьмёт сам, и сделает это для того, чтобы стать лучше. Но, конечно же, при этом должно быть и благочиние — сдержанное, благочестивое отношение к месту и к себе.

— Где сейчас о. Герман, почему произошла эта перемена?

— Он почётный настоятель храма, имеет келью в Лавре, в своей родной обители. Он немало потрудился на этом посту, его любят и уважают прихожане. Благодаря труду, харизме, высочайшему авторитету о. Германа храм восстанавливался из руин, формировалась приходская жизнь, но в свои почти 80 лет он в полной мере не может нести эти заботы хотя бы по состоянию здоровья. Хозяйственная деятельность — это всё же большие хлопоты. Отчитки восполнены соборованием — раньше они держались на силе, харизме совершающего, а без о. Германа проводить их смысла нет.


Так выглядел храм в 1970-х

Храму на улице 1-й Ударной армии в этом году исполняется 200 лет, но молитвы на этом месте совершались ещё в XVII веке. Они проходили в деревянной церкви, построенной вскоре после снятия осады Лавры, в память о тех событиях. «Апостольское» название укоренилось позже, как объясняет о. Гурий, благодаря одному из приделов церкви, названному в честь Петра и Павла. Полное её название всё же другое — Церковь Воскресения Христова.

Владимир Крючев

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Иеромонах Гурий (Гусев), настоятель:

— Наш храм, по сути, — памятник народному подвигу. Деревянную церковь построили в XVII веке в память о защитниках осаждённой Лавры, которые самоотверженно прорывали осаду, а каменная появилась позже. У нас есть современная часовня в память о павших воинах. Она стоит с девяностых, но часто была закрыта. Теперь часовня работает постоянно, там можно помолиться перед отреставрированной иконой царя Николая II, помянуть погибших в современных конфликтах. Такие храмы должны быть в городе — доступные и близкие, но в то же время хранящие частички нашей истории, которые, как мостик, связывают нас с чем-то родным.

Культурное наследие

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде – единственный в городе архитектурный памятник, который относится к эпохе классицизма, возведенный в XIX веке. К сожалению, после реставрации были установлены пластиковые двери, не вписывающиеся в исторический облик.

Изначально у храма была важная градообразующая роль, ведь для большинства жителей слободы это был домовой храм, где проводились все важнейшие церковные таинства.

Сегодня храм Петра и Павла снова является центром притяжения верующих. Он открыт для прихожан каждый день.

Источник

Сергиев Посад. Гефсиманский Скит. Соборование.

Программа поездки

7:30- отправление в Троице-Сергиеву Лавру;

— прибытие в Троице-Сергиеву Лавру;

— молебен у раки с мощами прп.Сергия Радонежского в Свято-Троицком соборе;

— знакомство с Лаврой: Успенский собор, крипта собора, где погребены Патриархи Московские и всея Руси: Алексий I ( Симанский ) и Пимен ( Извеков ), трапезная с храмом во имя прп.Сергия Радонежского, надвратный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи, Надкладезная часовня над источником, обретенным в 1644г., пятиярусная колокольня;

Трапеза за пожертование Переезд в Гефсиманский скит. Соборование Экскурсия по желанию в подземную церковь .

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15) — отправление в Москву;

Город ХОТЬКОВО. Покровский Хотьковский женский монастырь. Поклонение мощам прпп. Кирилла и Марии ­ родителей прп. Сергия Радонежского.

Вот, что говорится на памятном знаке, установленном недалеко от источника:

«В каждодневной своей молитве Преподобный Сергий вопрошал Господа о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума.

Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении Преподобного Сергия за Русскую землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников, являя собой зримый пример Великой Благодати, которая волею Божьей и молитвами Преподобного Сергия снизошла на это место и которой к заповеданному на то времени должно снизойти над всей нашей Русской Землей, дабы напитать собой эту болящую землю, вновь утверждая нас в воле и разуме, Духе и Истине».

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам.

В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Историческая справка

В 1608 году объединенная польско-литовская армия напала на Троицево-Сергиевую лавру. Осада длилась долго, но стены монастыря выдержали натиск врагов. На месте нынешнего храма Петра и Павла находилась Конюшенная слобода, на месте которой неоднократно происходили ожесточенные бои. По словам летописцев «земля в этом месте орошена кровью, как каплями дождя». В память о мужестве защитников крепости была освящена небольшая Вознесенская церковь, построенная из дерева.

К 1820 году строение обветшало, его снесли и возвели кирпичный храм Петра и Павла (Сергиев Посад). Его построили в стиле классицизма, что разительно отличало новый храм от других монастырских построек. При этом была сохранена схема и план первоначального храма. Появились лишь новые приделы с южной и северной сторон.

В строительстве обновленного храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде принимал активное участие крестьянин из Кокуева Г.А. Лобов, о чем есть записи в церковных архивах.

К концу XIX века приход насчитывал 185 дворов. В первые годы XX века храм был отреставрирован, рядом с ним была возведена колокольня. Но грянувшая революция изменила судьбу церкви кардинально. В 1939 году, несмотря на увещевания прихожан, которых по официальным данным было 592 человека, ее закрыли, а спустя несколько лет взорвали колокольню. Часть построек была разобрана и пущена на нужды города, в том числе и на строительство рынка.

Еще об этом уникальном месте известно, что в 1920 году неподалеку жил иеромонах Алексий, после закрытия Зосимовской пустыни. Именно этому святому человеку было доверено тянуть жребий, предрешивший судьбу Митрополита Тихона.

Лишь в 1990 году изрядно обветшавший храм без куполов, крестов и церковной утвари был возвращен церкви. Сейчас он восстановлен и в нем вновь проводятся богослужения, возносятся молитвы и звучат песнопения.

Расписание богослужений

Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде открыт для верующих каждый день. Службы здесь проводятся без выходных. Литургия начинается в 7:40, а вечерняя служба в 17:00. Ежедневно в 12:00 проводится таинство соборования.

Особенностью храма Петра и Павла в Сергиевом Посаде является то, что еженедельно в пятницу, субботу и воскресенье, исключая великие праздники архимандритом Германом совершается чин изгнания злых духов. Одержимых бесами привозят сюда во всех концов страны. Запись на это мероприятие производится заранее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]