История Троицкого Собора
Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.
В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.
Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.
Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.
Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.
Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.
Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.
Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.
Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.
Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.
Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.
Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.
Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.
В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).
Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.
После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.
А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.
Православная Жизнь
Главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.
Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.
Несмотря на небольшие размеры — высота храма до верха креста равна 30 м, — собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны — апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора — белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов — придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».
Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV — начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде — Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.
Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.
Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.
Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.
Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).
Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV—XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.
В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.
Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.
В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.
В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин — двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».
В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал… в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).
В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз — в 2002-2004 гг.).
До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного — схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.
Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).
В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.
Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.
Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.
В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).
***
Троицкий собор — главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.
Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.
В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.
В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.
По материалам stsl.ru
Современный статус Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.
В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.
Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.
В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Архитектура Троицкого Собора
Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.
Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.
Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.
Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.
При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.
Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.
Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.
История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.
Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.
В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.
Архитектура
Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.
В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.
Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров
Внутреннее убранство
Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.
Иконостасы Троицкого Собора
Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.
Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.
К ним относятся отображения:
- апостолов Павла и Петра;
- архангела Гаврила;
- Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
- а также икона «Крещение».
Иконостас Троицкого Собора Троице Сергиева монастыря
Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.
Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.
Краткое описание собора (из истории)
Батальоны Измайловского полка были переведены из Москвы в Санкт-Петербург к 1734 г. и решением Комиссии о Санкт-Петербургском строении размещены на реке Фонтанке. Первая полковая церковь, построенная в 1756 г., была деревянной. Пятиглавая, с боковыми куполами, изначальная композиция сохранилась и в дальнейшем.
Из-за наводнения 1824 г. церковь, обветшавшая за почти столетие, сильно пострадала. Проект нового храма, крепкого и каменного, был составлен архитектором Василием Стасовым. Торжественная закладка будущего Троицкого собора состоялась в мае 1828 г., в присутствии членов царской семьи.
Деньги на постройку были выделены из государственной казны и личных средств Николая I — он шефствовал над Измайловским полком ещё до вступления на престол.
Несчастья, постигшие памятник архитектуры за историю существования, одним потопом не ограничились. В 1834 г. по вине другого природного катаклизма произошла авария — повредив конструкции из металла, ураган сорвал центральный купол. Новый, с деревянной основой, спроектировал Пётр Петрович (он же Пьер-Доминик) Базен, французско-русский инженер. В 1835 г. отделка была завершена окончательно, и митрополит Московский Филарет освятил храм накануне праздника Святой Троицы.
Троицкий собор в Санкт-Петербурге
В Троице-Измайловском соборе в Санкт-Петербурге в 1867 г. писатель Фёдор Достоевский венчался со своей второй женой, Анной Сниткиной; там же в 1894 г. отпевали известного русского композитора Антона Рубинштейна. Вскоре прогремела революция, и проведение служб в храме прекратилось, а все ценности были вывезены. В 30-е гг. XX века поднимался вопрос о сносе либо устройстве крематория в здании собора.
В 1938 г. храм был закрыт, его помещения долго использовались как склады. Во время Великой Отечественной войны Троицкий собор пострадал сильнее, чем когда-либо: был разрушен один из боковых куполов, под обстрелами выбило стёкла и повредились стены, в подвале стояла вода. Реставрация проводилась не единожды, и свой прежний облик храм начал приобретать в 60-е годы, когда купола перекрасили из чёрного снова в ярко-синий цвет.
Богослужения возобновились в 1990 г., когда Троицкий собор в СПб вернули Русской православной церкви. Ещё одно стихийное бедствие настигло храм в 2006г.: на строительных лесах, установленных вокруг самого большого купола, разгорелся пожар, в итоге уничтоживший находившиеся в центре деревянные конструкции — именно те, которые почти два века назад были утверждены при реконструкции после бури. Прихожане, присутствовавшие на богослужении, были успешно эвакуированы. Версия о преднамеренном поджоге, выдвинутая бывшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, не подтвердилась.
Измайловский собор
Святыни Троицкого Собора
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.
Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.
Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов
Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.
Троицкий собор в центре духовной и мирской жизни Пскова
Со времен Всеволода Мстиславича Троицкий храм играл важнейшую роль в жизни складывавшейся Псковской республики, с 1136 года, то есть со времени распада Киевской Руси, лишь номинально зависевшей от Новгорода. Рядом с храмом собиралось вече, на соборной колокольне висел вечевой колокол, в соборе хранились важнейшие документы республики и ее казна, здесь же присягали на верность Пскову псковские князья… Наконец, с 1192 года, когда в Троицкий собор перенесли мощи святого князя Всеволода (Гавриила), храм служил княжеской усыпальницей.
Все крупные исторические события в Пскове так или иначе были связаны с Троицким собором. Известно, что в нем в 1242 году, после победы в Ледовом побоище, молился Александр Невский. А в 1265 году здесь принял крещение с именем Тимофей беглец из Литвы князь Довмонт, чье долгое княжение в Пскове явилось важнейшей эпохой, утвердившей псковскую государственность и обозначившей начало возвышения Псковской республики.
Интересные факты и легенды
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.
История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…
По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.
Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.
Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.
Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.
Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев.
Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.
Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.
Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.
Как добраться
Собор находится в историческом центре Пскова, на территории Псковского Кремля, к северу от Ольгинского моста через реку Великую. Территория Кремля является пешеходной зоной, куда запрещен въезд любого транспорта.
Добраться до Кремля можно на общественном транспорте (остановка «Площадь Ленина»):
- Автобусы: 1, 7, 7А, 11, 15, 18, 19, 25, 30;
- Маршрутки: 4А, 51, 51А.
Адрес: Псков, Псковский Кремль, 1.
Расписание богослужений
Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).
Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.
Будни:
Время | Служба |
5:30 | молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница |
6:15 | ранняя Литургия |
9:30 | поздняя Литургия |
16:45 | вечерняя служба |
Пятница:
17:00 | молебны с акафистом богородицы | только не во время всенощного бдения |
Воскресение:
Время | Служба |
5:30 | ранняя литургия |
6:20 | средняя литургия |
17:20 | молебны с акафистом преподобному сергию |
17:20 | всенощное бдение |
Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.
Оформление статьи: Владимир Великий
Настоятели
- Варлаам (Высоцкий) (1735 — 1737)
- Вениамин (Краснопевков-Румовский) (16 января 1774 — 13 июля 1774)
- Иоасаф (Заболотский) (1 февраля 1778 — 1782)
- Иннокентий (Полянский) (27 мая 1787 — 29 июня 1788)
- Арсений (Тодорский) (22 мая — 16 декабря 1792)
- Досифей (Ильин) (31 января 1793 — 1795)
- Феофилакт (Русанов) (25 мая 1796 — 1798)
- Амвросий (Протасов) (29 ноября 1798 — 8 января 1800)
- Августин (Сахаров) (1804 — 1806)
- Анатолий (Максимович) (25 августа 1809 — 1812)
- Мефодий (Пишнячевский) (1812 — 21 сентября 1813)
- Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833 — 1857)
- Игнатий (Малышев) (1857 — 1897)
- Варлаам (Никифоров) (1897 — 8 декабря 1901)
- Михаил (Горелышев) (1901 — 6 мая 1915)
- Сщмч. Сергий (Дружинин) (6 мая 1915 — 19 февраля 1919)
- Иоасаф (Меркулов) (1919 [3] — ?)
- Николай (Парамонов) (упом. 1993)
….