Украина
Собор Святой Софии
Софийский собор
— Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.
Исторический экскурс[править]
Замысел соорудить в Киеве «церковь святой Софии, митрополию», по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому. Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032—37 гг. — ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.
Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г
Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа — воплощенного Слова Божьего. Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября — день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура. Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид — образ Града Божьего — Небесного Иерусалима.
Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей — потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.
В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз — дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.
Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви. И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376—78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г. — наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.
Главный алтарь Софийского собора
Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.
2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена. В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637—38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.
С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.
Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699—1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.
В 1718—24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739—47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747—54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.
Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова «Описание Киево-Софийского собора», изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843—53 гг., одновременно с варварским «обновлением» стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.
Во время последней реконструкции, проведенной в 1882—89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.
В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей». Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935—37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII—XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса. Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.
По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Настоятели, ключари
- Гервасий (Линцевский) (? — 25 июня 1742)
- Платон (Левицкий) (1742 — 1744)
- Досифей (Далеховский) (упом. 1758)
- Иларион (1764 — 1766)
- Иосиф (1766 — 1767)
- Виктор (Лодыженский) (1768)
- Мелхиседек (1771 — 1774) [2]
- …..
- Иоанн Леванда (1786 — 25 июня 1814)
- Димитрий Сигиревич (1814 — 11 января 1824) [3]
- Стефан Семяновский (1824 — 1829) [4]
- Каллистрат Соколовский (1829 — 9 марта 1849) [5]
- Тимофей Сухобрусов (упом. 1843 [6])
- Григорий Крамарев (1856 — 22 июля 1863)
- Николай Оглоблин (5 августа 1863 [8] — 1877)
- Василий Каменский (июнь 1877 — 12 октября 1879)
- Василий Розов (1886 [9] — 1890 [10])
- Александр Браиловский
- Пётр Орловский (4 декабря 1894 — 1 августа 1908 [11])
- Николай Браиловский (1 июня 1909 — 1919)
- Александр Должанский [16]
- Иоанн Церерин [17]
Описание[править]
Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.
План Софии Киевской
Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.
София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.
Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.
Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.
Архитектурные особенности
Это пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкают галереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военные Древней Руси.
Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.
Толщина стен составляет 1,2 метр. Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли их только снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.
Святыни[править]
- В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. — Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.
- Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Киевская)
. Эта икона, заимствованная из церкви Юстиниана в Византии, изображает соединение Церкви Небесной и земной через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.
История основания
Возвели его из известняковых плит и ракушечника. До XII века, стены внутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.
На протяжении всего периода существования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храме были открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел «строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполе появилась только в XV веке.
Построили храм на самом высоком участке во всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревянная церковь.
Освящение главного престола произошло в 1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становится основным кафедральным храмом Новгородской епархии.
На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.
Само строительство велось ускоренными темпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали о каменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы в Киеве.
Большевики национализируют храм и открывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставлены все ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать «несметные богатства» церковников.
После Второй мировой войны храм полностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русской православной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.
Паломнику[править]
Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.
Однако София Киевская, как и прежде, привлекает нескончаемый поток паломников и туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.
Время работы
собора: 10:00 — 17.30 (Ср. — до 16:30)
Выходной день:
четверг
Дата строительства
В одних источниках указывается, что возведение собора начал Владимир Великий, а его дело продолжил сын Ярослав, прозванный Мудрым. Другая версия гласит, что первый камень в фундамент Софии был заложен в 1037 г., когда Ярослав разбил печенегов.
Археологи опровергают эту летописную версию, поскольку нашли фундамент, старше XI в.
Официальной версией основания Софии Киевской является 1011 г., что подтверждается многочисленными граффити на стенах храмах. Их расшифровали исследовали и изучили историки, что позволило конкретизировать дату начала строительства собора. Тем не менее, споры относительно времени появления в Киеве храма святой Софии не прекращаются.
Занимательные факты
Колокол, который находится в колокольне, весит 13 тонн. Его уникальность не только в размерах и весе, а и в пышном орнаменте и наличии герба Ивана Мазепы.
Считается, что на территории Софии Киевской находилась самая большая библиотека Руси, которую много лет собирал Ярослав Мудрый. Местом ее размещения якобы были подвальные помещения храма. Но найти библиотеку не удалось никому.
Граффити содержат не только молитвы, но и надписи светского характера, что помогает изучить отдельные истории бытовой жизни Киева и Руси разного периода.
Посетить Софийский собор, находясь в Киеве, нужно обязательно. Храм поразит величием и архитектурой, сокровищами, собранными внутри. Побывать здесь нужно ради того, чтобы своими глазами увидеть внутреннее и внешнее убранство, поражающие воображение купцов, князей, простых жителей Киева в средние века.
Прогулка по территории
Попав на территорию Собора, посетители могут сходить в сам храм, а также заглянуть в монастырские сооружения. Они появились рядом с Софией в XVIII в. Тогда тут построили такие объекты, как:
- Ворота Заборовского.
- Колокольню.
- Южную въездную башню.
- Трапезную.
- Хлебню.
- Бурсу.
- Дом митрополита.
Ощутить небывалую энергетику этого необычного места можно, посидев на одной из лавочек, установленных рядом с собором. А лучше сходить в сам храм и изучить все его достопримечательности внутри.
Святыни и достопримечательности
Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.
«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.
Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.
Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.