Собор Святой Софии в Новгороде. Архитектор, описание, год создания, история храма


Мiръ

Россия Новгородская область Великий Новгород Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:58.52217799999999670035322196781635284423828125,»lon»:31.276728999999999558667695964686572551727294921875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_(%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)\» title=\»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0421\u043e\u0444\u0438\u0438 \u041f\u0440\u0435\u043c\u0443\u0434\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 (\u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0439 \u041d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434)\»\u003E\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0421\u043e\u0444\u0438\u0438 \u041f\u0440\u0435\u043c\u0443\u0434\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 (\u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0439 \u041d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0421\u043e\u0444\u0438\u0438 \u041f\u0440\u0435\u043c\u0443\u0434\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0411\u043e\u0436\u044c\u0435\u0439 \u0432 \u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c \u041d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0435»’ \u2014 \u0441\u0430\u043c\u0430\u044f \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u044f\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0430\u044f\u0441\u044f \u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0430 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438",»title»:»\u0421\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0421\u043e\u0444\u0438\u0438 \u041f\u0440\u0435\u043c\u0443\u0434\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0411\u043e\u0436\u0438\u0435\u0439 (\u0412\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0439 \u041d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434)»,»link»:»»,»lat»:58.52217799999999670035322196781635284423828125,»lon»:31.276728999999999558667695964686572551727294921875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

58.522114; 31.276706

Россия, Великий Новгород, Новгородский кремль, 15

Великий Новгород,Новгородская область

Россия

Телефон.:

Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде

— самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви.

История[[править]h2>

Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов).
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

Смотрите также:

Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)

Магденбургские врата

Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.

Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.

Современное состояние[[править]h2>

Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.

Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.

Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).

Мощи святых

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.

В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Премудрость созда себе дом…[[править]h2>

Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа
Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в… Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

Архитектурные особенности собора

Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.

Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен. В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками. Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.

Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.

Внешний вид[[править]h2>

Пять нефов[[править]h3>

Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нар- текс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем харак-теризуется как пятинефный, трех- апсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где рас-положены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтаж-ной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

Обзорная площадка[[править]h3>

Граффити на стенах

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники. Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава». Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Внутренний вид[[править]h2>

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Росписи и иконы

Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке. Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит. Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.

От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел».

Историки установили, что окончательно внутренняя роспись храма была завершена в XII веке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Это трехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.

Высокий иконостас был расписан в промежутке XIV-XVI веков.

Пределы церкви посвящены Богородице. В пределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVI веке, по некоторым данным, автором являлся Миней.

Считается, что икона Премудрости Божией является чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская». На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть до телесного воплощения на земле.

Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника. Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты. И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.

Как добраться[[править]h2>

Адрес:

Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11

Тел.:

Софийский собор находится на территории Нов-городского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя. Личный автотранспорт надо парковать где-нибудь поблизости. GPS-координаты: 58.522178, 31.276729.

Крест главного купола и легенда о голубе

На вершине купола собора красуется свинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавления бунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее, голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови. До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлет голубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находиться на кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».

С крестом главного купола связана другая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест был перевезен в Испанию. Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанские добровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральный купол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране. Свои действия они мотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там она будет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен была передана точная копия.

Расписание богослужений[[править]h2>

Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00.

Вечернее богослужение — в 18:00 (кроме понедельника и вторника).

Если в понедельник и пятницу нет великих праздников или памятей великих святых, то в четверг вечером — великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.

В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.

Настоятели, ключари

  • Петр
  • Гавриил Антоньев
  • Димитрий Кузьмин
  • Афанасий Ильменский (1816 — ?)
  • Евфимий Иванов
  • Петр Соловьев (упом. 1864 [7[7]/li>
  • Василий Богословский ( — 1866)
    • Иоанн Велицкий (? — 1870)
    • Димитрий Ловцов
  • Василий Орнатский (? — 9.03.1904)
  • Иоанн Семеновский (упом. 1916 [8[8] 20 января 1919)
    • Николай Стягов (1911 — 1923)
  • Александр Советов (1925 — февраль 1927 [9[9]/li>
  • Павел Беляев (? — 1929 [1[10]/li>
  • Лев (Церпицкий) (с 1991 [1[11]/li>

    Ссылки[[править]h2>
    • Сайт Церковной истории Великого Новгорода — Софийский кафедральный собор Великого Новгорода
    • Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)
    • Панорама Софийского собора
    • О деревянной Софии Новгородской
    • Софийский собор. Справочная информация
    • СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Группа ВКонтакте

    Примечания

    1. Ядрышников В. А.
      Реставрация памятников культуры // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков: Энциклопедический словарь. — СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 413.
    2. Новгородская София — антирелигиозный музей\С. М. Смирнов. Воспоминания о времени моей работы в Новгородском музее\\Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997 г. (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 сентября 2009. Архивировано 11 января 2012 года.
    3. Г. М. Штендер. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., «Наука», 1977, с. 30-54
    4. Архитектура Софии (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2010. Архивировано 25 августа 2007 года.
    5. Янин В. Л.
      Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М.: «Наука», 1988
    6. А. Н. Трифонова. Бронзовые двери Софийского собора в Новгороде//«Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции.1995
    7. Трифонова А. Н.
      История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 212. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.
    8. 22 древнерусских глаголических надписи-граффити XI—XII веков из Новгорода // Slovo: Časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. Zagreb, 2012. 62. S. 63-99.
    9. Древнерусские граффити XI—XII вв.
    10. Б. Г. Васильев
      . Древнерусские настенные рисунки-граффити (к постановке вопроса)
    11. На стенах древнерусских храмов можно найти ребусы и рассказы об убийцах
    12. Светлана Гнутова.
      Поклонные кресты в России: история вопроса — Православный журнал «Фома» (рус.).
      Православный журнал «Фома»
      (27 сентября 2012). Дата обращения: 4 июля 2021.

    Роль Полоцка

    Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий». Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом. Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

    Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

    В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)…

  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]