Софийский Успенский собор в Вологде: история храма, как его посетить и на что посмотреть


Софийский собор (Вологда), описание которого можно встретить практически в любом издании, посвящённом древнерусской архитектуре, знал в прошлом лучшие времена. К нему как центру православия Русского Севера стекались тысячи богомольцев, и, заслышав звон колоколов, падали ниц. Сегодня это лишь музей – собрание свидетельств минувшей когда-то жизни.

Государево повеление

Софийский собор в Вологде, история которого восходит к временам правления Ивана Грозного, был заложен по личному повелению царя в 1568 году. Из старинных летописей известно, что незадолго до этого началось строительство Вологодского кремля, определившего своим положением центр города.

Прежний деревянный городской собор Воскресения Господня, находившийся на так называемой Ленивой площадке – части древнейшего Вологодского городища, оказался за пределами строительства. Вместо него государь распорядился построить новый каменный храм и освятить его в честь Софии Премудрости Божией.

Святыни

Святынями Успенского кремля является усыпальница, где похоронены вологодские архиереи и иконы, ранее расположенные в нижнем ярусе иконостаса, а ныне хранящиеся в музее:

  • «София, Премудрость Божьего Слова», у этой иконы просят о даровании миру дому, наполнении мудростью во время учебы и сложных жизненных ситуаций;
  • «Богоматерь Одигитрия» или «Путеводительница» освещает путь для заблудившихся душ;
  • «Спас милостивый» обладает исцеляющей силой.

Собор – детище грозного царя

Распорядившись о начале строительства, Иван Грозный указал и образец, в соответствии с которым должен был выглядеть новый храм. Им оказался Успенский собор Московского Кремля. Очевидно, государь желал, приезжая в свою северную опричную резиденцию, иметь перед глазами подобие столичной святыни.

Строительству кремля, которому надлежало, прежде всего, выполнять функции оборонительного сооружения, царь придавал большое значение и лично наблюдал за ходом работ. В последний раз посетил он Софийский собор (Вологда) после того, как на его кровлю были подняты купола, увенчанные крестами. И вот тут произошло некое событие, оставившее в истории весьма смутный след и породившее самые противоречивые толки.

Великий конфуз

Доподлинно известно, что в 1570 году государь вдруг неожиданно и без видимых причин покинул Вологду, не дождавшись окончания строительства, в отношении которого проявлял столь живое участие. После его отъезда все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Некоторый свет на это проливает летопись, составленная уже в 1716 году Иваном Слободским. В ней он приводит рассказ о том, как во время последнего посещения царём недостроенного собора со свода неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Жив самодержец остался, но прогневался необычайно.

Театры

Интерес для туристов представляет Вологодский государственный драматический театр. Он был основан в середине 19 века и является одним из старейших театров в России. Это самый крупный театр в Вологде, в нем три сцены. В постоянном репертуаре театра классика — «Гроза» Островского, шекспировские трагедии, «Ночь перед Рождеством» Гоголя.

В городе есть еще один драматический театр — Камерный, но он совсем молодой. Камерный театр в Вологде был открыт в 1999 году.

Есть в Вологде и развлечение для маленьких зрителей — кукольный театр «Теремок». Он относительно небольшой. Построен был в 1937 году. В репертуаре театра по преимуществу русские народные сказки. Творческая молодежь в Вологде не сидит без дела. Уже в двухтысячных годах в городе было создано несколько театров и студий. Например, в 2009 году был создан «Свой театр». Его основатель Всеволод Чубенко — актер и автор сценариев. Еще одна молодая театральная студия — «Сонет». Основана была в 2011 году. Есть в городе свой детский эстрадный театр, в котором могут проявить себя даже самые маленькие актеры, это студия «Софит».

Гнев государя

Нетрудно представить ужас вологодского воеводы, отвечавшего за строительство, и уже готового расстаться с жизнью. Однако отвела от него беду Царица Небесная. Государь же, придя в себя, приказал разобрать столь повинный перед ним собор. Говорили потом, что в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование.

Разбирать не стали, а, выждав время, пока уляжется гнев и заживёт голова, пали пред ним с мольбами не губить напрасно труды людские да средства, нажитые потом-кровью. Долго молили, не один год прошёл с тех пор, да всё без толку. Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Беды последующих лет

Софийский собор (Вологда), столь неудачно начавший свою жизнь, претерпел немало бед и в последующие годы. Так, в Смутное время, когда город был захвачен польско-литовскими оккупантами, вкупе со всяким уголовным сбродом, он был разорён и подожжён. В огне погибло всё, что не смогли разграбить: иконостас, крыша и главы с крестами.

Лишь благодаря щедротам восшедшего на престол первого государя из Дома Романовых – Михаила Фёдоровича, удалось в кратчайший срок восстановить собор, и в 1613 году после повторного освящения он вновь открыл свои двери честному люду. Известно, что и в последующие годы царь неоднократно жертвовал собору то деньги, то драгоценную церковную утварь.

Во времена правления Петра I Софийский собор (Вологда) дважды горел. Первый раз Господь попустил случиться беде в 1698 году – удар молнии пришёлся в центральный купол, отчего всё здание вскоре охватил огонь. Второй раз несчастье приключилось в 1724 году. По недосмотру или по чьей-то злой воле, но в этот раз урон был столь велик, что восстанавливать храм пришлось почти двадцать лет. С тех давних пор до наших дней сохранился уникальный пятиярусный иконостас, выполненный, специально выписанными новгородскими мастерами.

Облик собора, сохранившийся до наших дней

Дополнительные изменения в облике собора появились в ходе капитального ремонта, проводившегося в период с 1848 по 1851 год. Были, в частности, сооружены каменные притворы – дополнительные пристройки перед входами, расширены оконные проёмы, а крыша приобрела присущий ей сегодня зелёный цвет. Ещё через девять лет Софийский собор (Вологда) обнесли каменной стеной.

В окончательном виде он явил собой пятиглавый храм, основной объём которого в плане представляет собой прямоугольник. С западной стороны к нему пристроены три мощные апсиды – полукруглые выступы, внутри которых находятся алтари.

Шесть колонн, находящиеся внутри помещения, поддерживают кровлю и делят пространство на три отделения – нефа. Высота собора равна пятидесяти восьми с половиной метрам, а площадь — девятистам восьмидесяти пяти с половиной квадратным метрам. Именно в таком виде его можно увидеть и сегодня.

Культовое значение церкви

Статусом кафедрального храма, относящегося к Вологодской епархии, собор обладал в 1578—1923 годах (до упразднения). Этот статус был возвращен собору лишь осенью 2014 года.

Вдоль стен южной и северной стороны захоронены 11 архиереев 16-18 веков.

Во второй половине 17 века под стенами собора был инсценирован Страшный суд. В ходе этого мероприятия был устроен крестный ход, а также были прочитаны отрывки из Евангелия, касающиеся этой темы.

До 18 века церковные службы в храме были круглогодичными. Но с 1776 года богослужения здесь проводятся только в летний сезон. Собор получил статус холодного храма, а теплым стал возведенный при нем Воскресенский собор.

Колокольня-великан

Особый интерес представляет собой колокольня Софийского собора (Вологда), имеющая высоту семьдесят восемь с половиной метров. Она была возведена в 1870 году на месте прежней невысокой деревянной колокольни, имевшей шатровое завершение.

Инициатором строительства стал архиепископ Вологодский Палладий, пожелавший, чтобы новая звонница была самой высокой в епархии. Слово владыки – закон, и простоявшую более двух столетий прежнюю колокольню снесли, оставив лишь её нижнюю каменную часть, ставшую основой новой постройки, сохранившейся без изменений до наших дней.

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде. В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли. Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.

На них начертано:

  • на вертикальной — «Царь Славы»;
  • на горизонтальных — «ИиС» и «ХС».

Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.

Внутрь ведут три входа:

  • с северной и южной стороны — порталы открытого типа;
  • с западной стороны — большое сводчатое крыльцо двухарочного типа.

Внутреннее оформление

Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя. Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда. Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.

Главное, ради чего стоит посетить это место — это фрески 17 века и иконостас из 5 ярусов.

Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.

Роспись фресок

Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.

Работа выполнялась поэтапно:

  1. Влажная основа из левкаса укреплялась гвоздями.
  2. На нее наносился рисунок путем процарапывания по влажной штукатурке.
  3. Иконописцы раскрашивали поверхность по линиям графления согласно своей специализации.
  4. Влажная поверхность прорабатывалась клеевыми и темперными красками.

В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:

  • золотисто-желтые;
  • коричнево-красные;
  • синие;
  • голубые;
  • зеленоватые.

На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.

Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:

  • в куполах и под ними;
  • на стенах и сводах;
  • на арках и столбах;
  • в оконных рамах и на входах.

Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.

По тематике значительная часть сюжетов посвящена Христу и Богородице.

Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.

Композиция Софийского собора, посвященная Страшному суду, является крупнейшей фреской на эту тему в стране.

Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.

Иконостас собора

Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.

В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:

  • монах Арсений Борщевский сделал пятиярусную конструкцию;
  • мастер живописи Максим Искрицкий написал большинство икон.

После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.

В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.

«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.

Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.

Иконы отделены друг от друга:

  • по горизонтали — позолоченными поясами и карнизами, украшенными резьбой;
  • по вертикали — золочеными пилястрами с канелюрами.

В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.

Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):

  • местного;
  • праздничного;
  • деисусного;
  • пророческого;
  • праотеческого.

Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».

Святыни храма

Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:

  • «София Премудрость Божия Слова»;
  • «Богоматерь Одигитрия»;
  • «Спас Всемилостивый».

Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).

Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.

Икона Софии предназначена:

  • даровать дому мир и покой;
  • наполнять мудростью, в том числе способствовать успешной учебе и возвращать разум помешавшимся;
  • давать ответы на вопросы и помогать в решении дел.

Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.

Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.

Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.

Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]