Екатерининский кафедральный Собор, Краснодар. Фото, история, на карте, расписание, как добраться


кладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях…

У каждого человека в жизни бывают периоды, когда он хочет отвлечься от всего и побыть наедине со своими мыслями, осознать свои поступки, слова и найти выход из сложившейся ситуации. Чаще всего в такие моменты мы прибегаем к помощи высших сил. Мы обращаемся с молитвой к Господу и прочим святым. Зачастую это может происходить где угодно: дома, в транспорте, на работе, в пути. Но многие говорят о том, что большую силу наши слова, обращенные к Богу, будут иметь в храме. Принято считать, что там особая намоленная атмосфера. На нашей земле есть большое количество их. Они все имеют свою неповторимую архитектуру. Но среди них выделяют и особенно неповторимые. Так можно сказать о Екатерининском кафедральном соборе в Краснодаре.

История Екатерининского кафедрального Собора

Александр III вместе с членами своей семьи возвращался в Санкт-Петербург из поездки по югу России. Поезд, в котором находился император, потерпел страшное крушение под Харьковом рядом со станцией «Борки» осенью 1888 г.

Царская семья не пострадала. А жители Екатеринограда (старое название города) решили возвести в честь спасения государя и его родных храм с 7 престолами 17 октября 1889 г. К тому же незадолго до печального события монарх с женой и сыновьями посещал кубанскую столицу. Главный престол посвятили великомученице Екатерине. Потому храм имеет такое название.

Остальные шесть пределов носят имена небесных покровителей царственной семьи:

  • Марии;
  • Ольги;
  • Ксении;
  • Михаила;
  • Николая;
  • Георгия.

Место под строительство комплекса выбрали на Екатерининской площади. Там уже стояла старенькая деревянная церковь имени святой Екатерины, построенная в 1814 г. Её перенесли в другой район города.

Первый камень заложили 23 апреля 1900 г. Из-за постоянного недостатка денег здание возводили довольно долго.

Основные моменты строительства:

  • стены и своды отстроили к 1909 г.;
  • кресты установили в 1911 г.;
  • фасадную отделку завершили в 1912 г.

Внутренние работы закончили к весне 1914, центральный престол тожественно освятили 24 марта этого же года. Другие пределы – позднее. Революционные события 1917 г. повлияли на жизнь Екатерининского храма. Среди церковных служителей произошёл раскол в 1922 г. Его назвали «обновленческий».

Собор перешёл к священникам нового направления, которые поддерживали Советское правительство. В тот же год власти изъяли ценное церковное имущество в пользу голодающих жителей Поволжья.

Звонницу храма закрыли в 1931 г. Большинство колоколов сняли и отправили на переплавку. Городская администрация вознамерилась разрушить религиозное сооружение, чтобы получить кирпич для строительства других зданий.

Собор спас его создатель – Мальгерб. Архитектор смог убедить местные власти не взрывать строение. Богослужения перестали проводить в церкви с 1934 г. Тогда же 26 июня епархиальное обновленческое руководство заявило о роспуске общины. Храм окончательно закрыли. В его помещениях устроили склады, которые работали по 1942 г., даже когда частично возобновили проведение служб.

Архитектура Екатерининского кафедрального Собора

Екатерининский кафедральный Собор (Краснодар освободили от фашистов в 1944, и церковь восстановила свою работу полностью) вновь стал действовать в полной мере после изгнания немцев из города. Во времена СССР пределы были переименованы.

Они стали называться:

  • Воскресенский;
  • Успенский;
  • Сергиевский;
  • Благовещенский;
  • Пантелеймоновский
  • Варваринский.

Только основной престол сохранил своё прежнее название – Екатерининский. Реставрационные работы по возрождению храма провели в 1988 г. как раз к 1000-летию празднования Крещения Руси. Тогда же впервые за много лет горожане услышали церковный благовест звонницы.

Религиозный комплекс восстановили полностью, а главный купол покрыли золотом в 2011 – 2012 г.г. Екатерининский кафедральный Собор спроектирован и возведён русским зодчим – Иваном Клементьевичем Мальгербом. Также архитектором построены другие церкви, здания в Краснодаре.

Основание конструкции представляет собой крест, поэтому здание имеет симметричные линии. Храм не сильно эксплуатировали в период его светской жизни. Изначальный вид постройки хорошо сохранился.

Строение возвели из красного кирпича в нарядном русско-византийском стиле. Здание венчают 5 шлемовидных куполов. Они возвышаются на крупных барабанах, опоясанных аркадными окнами.

Самая большая глава размещена в центре комплексного сооружения. К зданию прилегает трёхэтажная звонница. В ней расположен главный вход. По обе стороны портала стоят 2 небольшие часовни, увенчивающиеся приземистыми куполами.

Наружные стены выложены декоративно-рельефной кладкой. Кое-где её поверхность декорирована фигурными крестами. Периметр постройки украшен узорчатым карнизом, орнаментными поясками. Над окнами сооружены арочные наличники.

В ходе реставрации собора – с 1980 по 2010 г.г. – заново воссозданы многие фрески, росписи. Тогда же храм украсился старинным куполом, обретённым в городе Ейске.

Звонницу, состоящую из 7 колоколов, привезли из Воронежа в 90-х г.г. XX столетия. Потом закупили ещё 5. Теперь собор имеет одну из лучших колоколен в краснодарской епархии.

Возрождение религиозной жизни в стенах храма

Как известно, во время войны на территориях временно захваченных немцами возобновили работу многие прежде закрытые храмы. Открылся и Екатерининский собор. Краснодар в те годы находился в оккупации, и для жителей города посещение богослужений являлось незаменимой моральной поддержкой, несмотря на то, что молиться приходилось в помещении, по-прежнему использовавшемся в качестве склада.

Когда в 1944 году город был освобождён от фашистов, то решением властей храм возвратили верующим с единственным требованием — переименовать его пределы, напоминающие своими названиями членов царской семьи. С тех пор в возрождённом соборе имеются престолы: Успенский, Благовещенский, Воскресенский, Сергиевский и Варваринский. Своё прежнее название сохранил лишь главный предел, престол которого освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Внутреннее убранство Екатерининского кафедрального Собора

Храм изнутри поражает своей роскошью. Стены разрисованы знаменитыми иконописцами. В нижнем приделе св. Варвары сохранилась роспись Ивана Сидоровича Ижакевича. Живописец сделал её в 1917.

Внутренние стенки, своды, купола украшены Библейскими сценами. Образы святых написаны в византийских, киевских традициях.

Лики размещены среди искусно изображённых орнаментов. Главный иконостас выглядит очень пышно. Он вырезан из мрамора и представляет собой настоящий шедевр. В его отделке использована позолота. Ею же покрыты сени, ограды.

Екатерининский кафедральный Собор (Краснодар гордится уникальным историко-архитектурным памятником) украшает собой столицу Кубани.

Святыни Екатерининского кафедрального Собора

В храме собрана небольшая коллекция собственных святынь, которая постепенно расширяется.

Здесь хранится рака с частицами мощей разных святых:

  • новомученика Алексанадра Флегинского. Его считают покровителем Кубани;
  • великомученицы Екатерины;
  • великомученицы Варвары;
  • апостола Иакова.

В соборе находятся иконы Божьей Матери, особенно почитающиеся православными:

  • «Казанская». Она украшена большим количеством драгоценностей, принесённых прихожанами в знак благодарности за оказанную помощь, которую просили в молитвах у Богородицы;
  • «Иверская».

  • В церковь вернулась старая икона «Всех Святых» конфискованная в революционные годы.
  • Образ Иоанна Русского доставили с греческого острова Эвбея в мае 2021 г.

Жизнь храма во времена демократических перемен

В 1988 году, когда вся страна отмечала тысячелетие крещения Руси, Свято-Екатерининский собор (Краснодар) был отреставрирован, и с его звонницы впервые за многие годы раздался колокольный благовест. В полной же мере первоначальный облик ему был возвращён в 2011 году — купола храма вновь засияли сусальным золотом. Статистика показывает, что в наши дни самым посещаемым во всём Кубанском крае является Екатерининский собор.

Краснодар с давних пор имеет глубокие традиции духовной жизни, и потому его жители с такой любовью относятся к этому памятнику храмового зодчества. Сегодня, придя в собор, можно поклониться хранящимся в нём святыням. Это и чудотворный образ Казанской Божьей матери, и частицы мощей великомучениц Екатерины, и Варвары, и святого апостола Якова — брата по плоти Иисуса Христа. Отрадно сознавать, что процесс религиозного возрождения страны становится всё более и более ощутим.

Интересные факты и легенды

Екатерининский кафедральный Собор (Краснодар (Екатеринодар) имел довольно вместительный храм в 1914 г.) собирал под свои своды до 4000 посетителей и был самым большим на Кубани.

  • для строительства храма было собрано 50 000,00 руб.;
  • чтобы привлечь дополнительные средства под собором соорудили 45 склепов. Усыпальницы продавали богатым людям;
  • во время отлива Большого колокола вдовы и замужние женщины Екатеринодара кидали свои обручальные кольца в расплавленный металл;
  • купец И.П. Добровольский построил нижнюю часть храма на свои деньги в память о покойной жене, которую похоронили в одном из склепов собора в 1911 г.;
  • постройка храма обошлась в сумму 300 000,00 руб.;
  • золочёные кресты установили на купола построенного собора. Самый крупный и тяжёлый весил 720 кг;
  • комплекс оснастили электрическим освещением, что было редкостью в те годы;
  • высота величественного сооружения составляет 52 м, суммарная длина – 58,4 м, ширина – 48 м.
  • новый храм в народе назвали «Красным собором» не только из-за цвета кирпича, а также за его необыкновенную красоту. Ведь этот оттенок на Руси означает «красивый».

Закрытие храма и прекращение богослужений

В тридцатые годы Екатерининский собор (Краснодар) был на грани уничтожения. Городским властям для текущих нужд потребовались стройматериалы в значительном количестве. Недолго думая, решили взорвать собор на кирпичи. Была уже заложена взрывчатка, и лишь в последний момент архитектор Иван Мальгерб сумел убедить власти в технической нецелесообразности задуманного.

Храм был спасён, но вскоре службы в нём прекратились, и на этот раз не по вине коммунистов — от него отказалось епархиальное руководство обновленцев. В 1934 году в местные органы власти поступило от них заявление о роспуске приходской общины по причине её малочисленности. Собор закрыли, а колокола были переплавлены. Впредь бывшая святыня использовалась в качестве склада.

Режим работы Екатерининского кафедрального Собора и расписание богослужений

Храм открыт ежедневно: 7.00 – 19.00. В нём осуществляют все виды церковных треб. Подробности можно узнать на официальном сайте или по телефону.

Расписание:

Дни неделиБожественная литургияВечернее богослужение
Будни7.3017.00
Воскресенье6.30, 8.30
Двунадесятые праздники

Как добраться до Екатерининского кафедрального Собора на машине, общественном транспорте

Рядом с храмом расположены остановки:

АдресРасстояние / мВремя / мин. / пешком
Коммунаров (ул. Мира)711
ул. Ленина2223
ГУ МЧс2454
ул. Орджоникидзе259

От железнодорожного вокзала «Краснодар-1» и центрального автовокзала идут пешком по улице Мира. Дорога занимает 15 мин. От ж/д-2 и автовокзала-2 добираются на городском транспорте до остановки «Мира (Коммунаров)».

Маршрут:

  • трамвай №2;
  • автобус №2е;
  • троллейбус №31;
  • маршрутное такси № 15.

От южной автобусной станции до той же остановки:

  • трамвай № 2,4;


    До Екатерининского кафедрального Собора в Краснодаре можно добраться на трамвае №2

до остановки «Городской сад»:

  • «маршрутка» №44.

до ост. «Мира (ул. Октябрьская)»:

  • автобус №1, 3, 26, 95;
  • троллейбус № 9,10;
  • маршрутное такси № 5,8.

У Екатерининского Собора (ул. Коммунаров) останавливается:

Транспорттрамвайтроллейбусавтобусмаршрутка
№№2, 46, 8,12,312Е, 109,15,20, 37, 44, 45,58

Отели рядом с Екатерининским кафедральным Собором

Екатерининский кафедральный собор (Краснодар имеет на своей территории большое количество отелей) расположен недалеко от гостиничных комплексов.

Гостиница «Престиж»

Здание представляет собой старинный особняк, который расположен в центре города Краснодара. Недалеко находится великолепный парк и Екатерининский храм (всего 274 м). Номера гостиницы изысканные, стильные. Помещенья оснащены красивой мебелью, современной техникой, кондиционером. Также есть сейф. В ванной комнате имеются халаты, тапочки, средства гигиены.

При гостинице работает ресторан. В его меню блюда европейской и грузинской кухни от «Белой дачи». По утрам гостям подают завтрак. Постояльцам предлагают услугу по доставке продуктов, еды, напитков в номера. Также действует бар. Есть Чайный домик, где можно отведать чаи разных сортов.

Отель предоставляет конференц-зал для проведения всевозможных мероприятий. Там имеется всё необходимое. Постояльцы могут отдыхать на террасе гостиницы, прогуливаться по саду. В комплексе действует массажный кабинет, бильярдная, сауна. До ж / д вокзала добираются на автомобиле за 6 мин. международный аэропорт находится в 34 мин. езды.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Категория номераКоличество человекЦена / тыс. руб. / сутки
Одноместный12 300,00
Двухместный
22 600,00
De Luxe12 800,00
23 100,00
Сьюит14 700,00
25 000,00
17 000,00
28 000,00


Гостиница предоставляет различные услуги.
бесплатные:

  • уборка номеров каждый день;
  • камера хранения багажа;
  • wi-fi, доставка газет, журналов;
  • ксерокопия/факс;
  • быстрая регистрация заезда/отъезда.

На территории гостиницы есть охраняемая парковка. Отель предоставляет прокат автомобилей, услуги прачечной, глажения белья. Постояльцам отведены места для курения. В гостиничном комплексе есть номера семейные, для некурящих людей, люксы предоставляемые новобрачным парам. Детей любых возрастов размещают бесплатно без дополнительных мест.

Стойка регистрации работает в холле отеля круглые сутки, предусмотрен трансфер (встреча /проводы):

  • заселение: с 12.00;
  • отъезд: до 12.00.

Адрес: Краснодар, ул. Мира, д. 60. Телефон, 944-20-68 (номера едины для всех указанных отелей).

Гостиница «Hilton Garden Inn Krasnodar»

Современный комплекс располагается в городском центре. От него до международного аэропорта 30 мин. езды. Номера светлые, просторные, есть удобные кровати. Бытовая техника качественная, действует интернет. В ванной имеется фен. В комнатах отопление, кондиционеры, ЖК-телевизоры. Есть сейфы. Из окон открываются великолепные виды. Отель доставляет в номера напитки, еду.

Ресторан предлагает питательные, вкусные завтраки. Рядом с регистрационной стойкой имеется мини-маркет на первом этаже. Для деловых постояльцев предоставляют 3 вместительных конференц-зала.

Гостиница имеет свою автостоянку и парковку. Ресторан, снэк-бар располагается при ней. Стойка регистрации работает круглосуточно, есть банкомат. В гостинице оказывают услуги прачечной, химчистки. Предлагают за плату трансфер.

В комплексе имеются номера различных категорий. Действует лифт. Предусмотрены удобства для постояльцев имеющих ограниченные физические возможности. До Свято-Екатерининского Собора – 476 м.

На всей территории гостиницы курение запрещено. В отеле бесплатно:

  • отделение для багажа;
  • ксерокопия/факс;
  • бизнес-центр.
НомерГостиТыс. руб. /сутки
Standart Double16 900,00
27 700,00
Standart Twin17 900,00
28 700,00
Family18 400,00
29 200,00
Superior19 900,
210 700,00
  • Заезд: с 14.00.
  • Выезд: до 12.00.

Предусмотрены дополнительные места для детей. Цена: 1 500,00 руб. Адрес: Краснодар, ул. Красная, д. 25/2.

Отель «Golden Tulip Krasnodar»

Большая современная гостиница расположена в Центральном районе Краснодара. Постояльцам предоставляют парковочные места, беспроводной интернет. По договору с администрацией возможно проживание вместе с домашними животными.

Номера снабжены кондиционерами, отоплением, в них каждый день проводят уборку. Интерьеры комнат выдержанны в светлых, классических оттенках. Есть общая зона отдыха, оснащённая телевизором, мягкими диванами.

В ресторане предлагают сытные завтраки, различные блюда русской, местной, европейской кухни. Также предоставляют диетический, детский стол. По запросу гостей осуществляют доставку еды, напитков в номер.

Для любителей активного отдыха предусмотрены услуги сауны, фитнес-центра. Багаж можно оставить в камере хранения. Путь до аэропорта занимает 1 час. К Свято-екатерининскому собору дорога составляет 497 м.

Помимо ресторана в отеле есть снэк-бар, два торговых автомата с различными напитками и закусками. На территории комплекса действует прачечная, бесплатный Wi-Fi, служащие осуществляют доставку прессы. Работает лифт. Есть услуга чистки обуви.

В отеле предусмотрены разные номера: семейные, гипоаллергенные, для некурящих постояльцев. За отдельную плату предоставляют услуги трансфера, ксерокопирования. Персонал гостиницы говорит на русском и английском языке. Заселяют в 14.0. Выписывают с 12.00. Адрес: ул. Суворова, д. 91.

Отель «Платан»

Здание стоит рядом с улицей Красной в середине кубанской столицы. Отсюда легко попасть к аэропорту, ж/д вокзалу. Екатерининский храм расположен в 964 м. Театры, музеи, парки расположены недалеко. Всего несколько минут ходьбы.

Как во многих отелях здесь работает бесплатный интернет. Номера оборудованы системой отопления, кондиционирования. Они оснащены телевизорами, холодильниками, мебельными комплектами. Также имеется сейф. В ванных комнатах есть полотенца, гигиенические средства, фен.

Завтраки накрывают по системе «Шведский стол». Обеды и ужины довольно разнообразны. Для постояльцев предусмотрена скидка в 10% при заказе по основному меню.

Гостиница имеет свои конференц-залы. В осенне-зимнее время работает сауна, бассейн. На территории расположена бесплатная охраняемая парковка. В гостиничном комплексе имеется терраса для отдыха, сувенирный магазин, места для курения. Стойка регистрации обслуживает клиентов круглосуточно. Действует лифт.

Отель предоставляет услуги консьержа, доставку российских газет, журналов, бесплатную уборку номеров. Постояльцы могут воспользоваться прачечной, массажным кабинетом, тренажёрным залом. В гостинице есть звукоизолированные, семейные номера, люксы. Отель предоставляет комнаты для людей имеющих ограниченные физические возможности, некурящих гостей.

Кроме того, комплекс предлагает следующие услуги:

  • заказы, доставки авиа- /железнодорожных билетов;
  • встречи / проводы (трансферы);
  • оплаты кредитными картами;
  • аренду автомобиля с водителем;
  • временную регистрацию для иностранцев;
  • доставку багажа, цветов.

На территории гостиницы действует медицинское учреждение «Гармония».

Отель «Суворов»

Гостиничный комплекс Краснодара предлагает номера двух классов: «Люкс» и «Комфорт». Некоторые комнаты оснащены балконами. Стиль интерьеров простой и изысканный. Есть все необходимое.

В стоимость проживания не всегда входят завтраки. За них берут отдельную плату. Поблизости расположено большое количество ресторанов, кафе, где можно вкусно пообедать и поужинать. Расстояние до аэропорта – 15 км. Вокзал железнодорожный – 550 км. Ориентироваться следует на городскую мэрию, ул. Красную, сквер Жукова. Екатерининский Собор находится в 665 м от гостиницы.

Отель предоставляет стандартный набор услуг многие из них бесплатно:

  • кулер;
  • кондиционер;
  • холодильник;
  • уборка номера;
  • Wi-Fi;
  • заказ такси;
  • курительные комнаты;
  • лифт;
  • камера хранения;
  • фен;
  • факс/ксерокопия;
  • номера для тех, кто не курит;
  • стойка регистрации;
  • побудка к необходимому времени;
  • вызов скорой медицинской помощи;
  • информация о предприятиях, местах отдыха, расписании работы транспорта;
  • парковка с видеонаблюдением.
номергостиТыс. руб. / сутки
Двухместный (повышенной комфортности),
с балконом
12 000,00
22 500,00
1
2
12 750,00
33 000,00
Люкс (две комнаты, балкон)13 700,00
2
13 950,00
24 200,00
1X3
4 950,00
1X44 700,00
5 700,00

Дополнительные детские места – 500, 00 руб. В отель заселяют с 14.00, выписывают – в 12.00. Адрес: ул. Суворова, д. 107.

Гостиница «Москва»

Отель пользуется популярностью среди туристов, так как расположен в центре города. Он характеризуется особым комфортом и уютом. Отличается высоким уровнем обслуживания.

В одноимённом ресторане подают континентальные завтраки и обеды европейской кухни. Международный аэропорт находится в 20 мин. езды на городском транспорте. Свято-Екатерининский храм – 670 м. Отель предлагает стандартный перечень сервисных услуг как во всех гостиницах.

номерпостояльцыТыс. руб. / сутки
Одноместный12 400,00
Двухместный3 000,00
23 900,00
Одномест. улучшенный1
24 500,00
Студио14 000,00
24 600,00
Люкс15 300,00
25 900,00

Адрес: ул. Красная, д. 60. Екатерининский кафедральный Собор – уникальный памятник храмового зодчества. Сегодня к нему устремляется большое количество верующих и туристов. Это самое посещаемое святое место не только в Краснодаре, но и на всей Кубани.

Оформление статьи: Мила Фридан

Материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю пятую по Пятидесятнице 25 июля 2021 года

неделя пятая по Пятидесятнице

Братья и сестры, мы публикуем материалы для подготовки к Божественной Литургии в неделю пятую по Пятидесятнице, которая состоится 25 июля 2021 года

.

Всего восемь евангельских стихов — а в них сокрыта величайшая трагедия людей

, призывающих Господа:
«Уйди от нас!»
Многие ограничивают свою духовную жизнь просмотром кратких изречений Святых Отцов, Учителей Церкви, современников, украшенных красочными изображениями. Виртуально…
А где же реальная духовная жизнь?
Митрополит Антоний Сурожский с обращается к нам с проникновенными словами:
«Мы не говорили: “Распни, распни Его”, но разве, когда человек умирает от голода, когда человек истосковался в одиночестве, когда он брошен, когда ему места нет среди людей, как Христу не оказалось места даже умереть в граде Иерусалиме, – разве это не прикованность ко кресту, не распятость, не смерть оставленности, медленная, порой горькая смерть, когда раньше тела умрет вера в человека и вера в Бога, умрет и погаснет надежда, потускнеет и умрет любовь… Или просто, что, может быть, еще страшнее, нарочно его не увидели, прошли мимо, скользнули взором, так что он знал, что мы его видели, но что он для нас не существует; из бытия прогнали его в небытие…
Вот о чем говорит эта такая привычная нам евангельская притча, читаемая сегодня; весь этот рассказ ведет к тому, что сказано было Христу в момент, когда Он явил Свое сострадание, и милосердие, и любовь, и Божественную силу: «Уйди, Ты у нас отнимаешь земное, а небесного нам не нужно…» Вспомним слово Спасителя и опомнимся: «Ищите прежде Царствия Божия» (Мф. 6:33) – и все приложится; и именно приложится: не отнимется, но найдет свое место там, где небо на земле, и будет тогда полнота.»

РАЗМЕЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

— протоиерей Иоанн Толмачев (†1897)
Практическая Гомилетика
Том 3. Недели по Троице 1-17. Неделя 5-я по Троице; — митрополит Антоний Сурожский: «Исцеление гергесинских бесноватых» (1981 г.); — митрополит Иларион об особенностях церковнославянского и синодального
переводов
Священного Писания; —
толкования
Святых Отцов и Учителей Церкви (святители Иоанн Златоуст, Марк Эфесский, Дмитрий Ростовский, Николай Сербский, преподобный Ефрем Сирин, блаженные Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, монах Евфимий Зигабен, архиепископ Никифор (Феотокис), игумен Пантелеимон, библеист профессор А.П.Лопухин) на КАЖДЫЙ стих зачала 28 Евангелия от Матфея (8:28-34 — 9:1).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ ВО ВСЕЙ ГЛУБИНЕ РАСКРЫВАЮТ НАМ СМЫСЛ ПИСАНИЯ

:
(краткий обзор)
— главная особенность людей, которыми овладели нечистые духи, –
творить лишь мерзости и зло
; — евангелист Лука указывает, что одержимый был
«в одежду не одевавшийся»
: т.е. был
обнажен от всякого блага
. Не только тело его было наго, но и душа не облечена ни в какое благо, ни в какой дар Духа Божия, но была совершенно голой и
пустой от добра, которое есть Божий дар
; — бесы охотно поселяются в гробах, желая внушать людям
пагубную мысль
, что души умерших, становясь демонами, остаются в гробницах собственных тел и соединяются с некоторыми (людьми). Но никогда они не убедят в этом правоверного. Если бы это была правда, то мучимый богач не просил бы Авраама послать Лазаря в мир, чтобы рассказать братьям его о случившемся с ним, но сам рассказал бы им; — никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую
никто не может превратить в существо демонское
. Итак, это —
бредни пьяных старух и детские пугалы
. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что
«праведных души в руце Божией»
(Прем. 3:1); — бесы закричали в муке и отчаянии, подобно многим людям, которые
лишь в муке и отчаянии открывают рот, чтобы произнести имя Божие
; — исповедание бесами Иисуса Сыном Божиим
не есть исповедание добровольное
со стороны демонов, за которым следует награда исповедующему, но есть вынужденное необходимостью признание, которое побуждает их, как бы беглых рабов, которые спустя продолжительное время снова видят господина своего, не просить ни о чем, кроме избавления от ударов; —
из-за грехов человеческих, по Божиему попущению, бесы входят в людей.
И им легче в людях, чем в бездне. Ибо, когда они в людях, то мучают людей, а когда в бездне, то мучают сами себя; —
бес по плоти, как по лестнице, карабкается к душе
, цепляется за сердце и ум человеческий – пока все не разложит, не обезобразит, не опустошит, лишив Божественной красоты и чистоты, разума и правды, любви и веры, надежды на доброе и воли к добру. Тогда бес воссядет в человеке, как на своем престоле, возьмет в руки и душу, и тело человеческое – и
человек станет для него скотом, на котором он скачет верхом
, дудкой, на которой он играет, зверем, через которого он кусает; — бесноватые как бы не существуют: они словно два мертвые гроба, которые бесы толкают перед собой и гонят своими бичами.
Излечить таких людей значит – воскресить мертвых
, и больше того. Ибо мертвый человек есть душа, разлученная от тела. Если душа в руках Божиих, Он может вернуть ее в тело – и тело оживет. Но с этими одержимыми произошло то, что страшнее смерти. Души их украдены и порабощены бесами, их держат в своих руках бесы. Значит,
нужно отнять душу человеческую у беса
, нужно беса изгнать из человека и вернуть человеку его душу. Поэтому чудо исцеления бесноватых по меньшей мере
равно чуду воскрешения умерших, если не больше его
; — если злые демоны и первые творцы зла, ради которых особенно-то уготовляется и устраивается наказание, еще не воспринимают долженствующее возмездие, но – свободные блуждают где хотят, какой довод мог бы убедить нас, что души отшедших отсюда в грехах,
немедленно предаются огню и тем мукам, которые уготованы для иных
? — даже бесы,
ужасаясь Суда Божьего
, предпочитают оному осуждению сожительство с нечистыми свиниями; — святой Лука говорит, что бесы умоляли Господа, чтобы не приказывал им идти в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Из этого видно,
как страшны муки адские, если сами бесы страшатся их
; — бесы познали Иисуса как Сына Божия и в ужасном страхе громко это исповедали. Чтобы устыдились люди, которые смотрели в лице Господа и не могли познать Его или,
познав, не посмели признать и явно исповедать
. Бесы закричали в муке и отчаянии, подобно многим людям, которые
лишь в муке и отчаянии открывают рот, чтобы произнести имя Божие
; —
замышленная лишь
нечистота уже становится вертепом разбойнику дьяволу!
Что же скажем об исполненной делом?
— если бесы людей могут сделать свиньями, то что хуже того они могут сделать со свиньями? В остальном же, и когда они входят в свиней или в какую-нибудь другую тварь,
их злоба направлена против человека
. И через свиней они будут стараться навредить человеку; если не чем иным, то хотя бы тем, что
потопят свиней и вызовут у людей гнев на Бога
; — нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Если же Он и не о всех печется одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его промысла.
Бог являет промысл Свой сообразно с пользою каждого.
Сверх же сказанного, мы научаемся отсюда еще и тому, что Бог промышляет не только о всех вообще, но и
о каждом человеке в частности
; — бесы, находившиеся всего в двух людях, за несколько мгновений овладели более чем двумя тысячами свиней и всех их потопили. Но прежде их Бог удерживал, пока не пришел Христос, – чтобы показать Свою силу и власть над ними; а здесь Бог позволил им показать их силу. Если бы Бог попустил,
бесы за несколько мгновений сделали бы со всеми людьми на земле то же, что и со свиньями
. Но Бог есть Человеколюбец, и Его безграничная любовь поддерживает в нас жизнь и защищает нас от самых лютых и страшных врагов; — пусть каждый подумает о себе и о собственной цене, и он быстро придет к выводу, что урок человечеству, преподанный через этот случай со свиньями, обошелся весьма дешево. Поскольку необходимо было наглядно – и почти грубо – показать отупевшему роду человеческому, во-первых,
диавольскую нечистоту
и, во-вторых,
диавольскую силу
. Никакие слова на свете не могли бы это выразить так ясно, как бешенство и гибель свиней, на которых набросились злые духи. И какие уж слова могли убедить язычников из Гергесы и Гадары, если даже такое ужасное и очевидное доказательство – не доказательство, но показ –
все-таки не смогло пробудить их от сна греховного
, остановить у бездны, в которую их, как свиней, немилосердно тащили бесы, и научить вере во всемогущего Христа! —
не спешите осуждать
этих свинолюбивых гергесинцев – прежде взгляните на сегодняшнее общество и пересчитайте всех своих свинолюбивых сограждан, которым, как и гергесинцам, их свиньи дороже жизни собратьев. Или вы думаете, что мало сегодня людей, даже и из творящих крестное знамение и исповедающих Христа устами и языком,
которые не долго думая решились бы убить двух человек, чтобы приобрести две тысячи свиней
? Или вы думаете, что и среди вас много таких, которые
пожертвовали бы двумя тысячами свиней, чтобы спасти жизнь двум безумным людям
? — если бы гергесинцы встали сегодня из гробов и начали считать, то насчитали бы в христианской Европе огромное число своих единомышленников. Они, по крайней мере, просили Христа отойти от них, а
европейцы гонят Христа от себя
– лишь бы остаться одним, наедине со своими свиньями
и со своими властителями – бесами
! — говорил некогда и апостол Петр:
«выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»
(Лк. 5:8), но это был голос
смиренной веры, благоговейный страх от сознания своего недостоинства
. Не такой страх овладел Гергесинцами. Они как бы так рассуждали: страшен этот Чудотворец для нас, подальше бы от Него; без Него спокойнее будет жить, как жили доселе,
можно и грешить по-прежнему
; — какой прекрасный урок для всех, кто творит добро ближнему, но не видит за это добро благодарности от ближнего!
Чем меньше получишь ты благодарности за добро от людей, тем дороже будет твое добро в очах Божиих
. Кто усиленно ищет благодарности от людей, тот не благодетель, а только заимодавец
и даже – торгаш
; — как ничтожна победа того полководца (Цезаря), что гордо писал своему Сенату:
«Пришел, увидел, победил!»
Христос пришел, увидел, победил
и – промолчал
. И, промолчав, сделал Свою победу дивной и вечной. И пусть язычники учатся на примере этого гордого полководца; мы будем учиться на примере кроткого Господа Иисуса Христа.
Он никому не навязывается.
Но кто Его принимает, принимает Жизнь, а кто от Него удаляется, остается в свином хлеву,
в вечном бесновании и вечной смерти
; — если бесы не могли войти в свиней, пока не получили дозволения, то
тем менее они могут войти в образ Божий (человека) без соизволения Божия
; — когда
сладострастный
пленяется всякою красотою телесною, тогда он
ничем не различается от беснующегося
. Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния и лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззакониями, которые гораздо тяжелее многих камней.

ТОЛКОВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПОМОГАЮТ НАМ ЧЕТКО ОСОЗНАТЬ ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА И ДАЮТ ОТВЕТЫ НА САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ХРИСТИАНИНА

: — в чем
отличия
описания этого события в различных синоптических Евангелиях (Матфея, Марка, Луки) и
есть ли в них противоречия?
— почему беснующиеся
любили жить в гробах
? — почему бесы, обращаясь к Христу,
акцентируют
, что
«прежде времени мучить нас»
? — почему бесы, будучи горды,
не просят войти в каких-либо великих и славных зверей
– во львов, рысей, слонов, оленей и прочих, но в нечистых свиней? — почему Господь
не запретил им, но скоро повелел
, хотя вначале ни единого их прошения слушать не хотел? — разве не жалко было Господу, что, во-первых,
погибло столько свиней
, а во-вторых, был
нанесен такой ущерб жителям
?

Настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами по гомилетике

: в них дан не только подробнейший богословский анализ евангельского зачала, но и
практические советы для православных христиан
: как применить Писание в нашей текущей жизни. Названия глав говорят сами за себя:
Евангельское чтение:
— Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения; — О существовании злых духов; — О чудесах Иисуса Христа; — О человеческих страданиях; — Явление странное, но оно нередко повторяется и между нами; — Мрак духовного невежества; — Действие дьявола в чадах неверия; — Несчастное ослепление многих людей при очевидной истине.
Апостольское чтение:
— Практический очерк содержания рядового чтения; — Обязанность христиан по отношению к заблуждающимся в вере; — Недостаток ревности к православной Вере и Церкви; — Христианское учение согласуется с самыми святейшими требованиями нашей природы; — Исповедание веры.
Образцы церковной проповеди:
— Слово в Неделю 5-ю по Троице; — Христос, как победитель ада; — Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 5-ю Неделю по Троице.

Проповедь

патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 июня 2010 года в Царском Селе, где он возглавил чин великого освящения собора святой великомученицы Екатерины и Божественную литургию в новоосвященном храме, в которой он обращается к нам с наиболее актуальными вопросами: Те, кто поддерживает темную силу,
с легкостью используют святые слова«любовь», «счастье», «благополучие», «свобода», «равенство», «братство»
— замечательные слова, которые характеризуют богатство внутренней духовной жизни человека. Вот почему народ наш и откликнулся на призывы, которые лживо обратили к нему те, кто затем в бездне страданий и в страшных муках испытал веру нашего народа, в том числе его приверженность к самым высоким идеалам.
Путь лжи — это путь диавольский, а человек, который исполняет волю диавола, — это человек бесноватый.
Когда люди начинают служить диаволу, они становятся бесноватыми, они совершают безумные поступки, которые невозможно ни оправдать, ни понять с точки зрения логики. И в самом деле,
зачем нужно было взрывать храмы?
Да, можно было провозгласить атеизм в качестве общественного идеала, но зачем нужно было уничтожать иконы, зачем нужно было взрывать величайшие произведения искусства, осквернять те места, где люди, не совершая ничего дурного, молились о том, чтобы мир становился лучше, чтобы из него уходила злоба, конфликты, чтобы в человеческих отношениях было больше света и счастья? Никаким разумом и никакой логикой объяснить эти поступки невозможно. Нам только кажется, что бесноватость — это удел прошлого. Нам только кажется, что те, из кого Господь изгнал бесов, являются уделом прошлого. Мы должны помнить, что когда мы нарушаем Божий закон, когда мы вступаем на путь лжи и зла, когда мы сознательно вредим нашим ближним, —
мы идем по пути диавольскому, становимся бесноватыми
. А все остальное вторично. Один разрушает храмы, другой разрушает семьи, третий разрушает свою собственную личность, четвертый растлевает детей, а пятый, имея доступ к средствам массовой информации, растлевает народ. И какая же разница между теми, кто растлевает народ, и теми, кто разрушал храмы?
Да никакой разницы нет.
Есть два образа жизни и два пути:
путь жизни
и
путь смерти
, как говорит Господь в слове Своем. Путь в соответствии с Божиим законом и Божиим предначертанием, и путь, по которому людей ведет диавол.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]