Покровский кафедральный собор, Самара: адрес, расписание служб и фото

Мiръ

Россия Самарская область Самара Кафедральный Покровский собор (Самара) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:53.18612999999999857436705497093498706817626953125,»lon»:50.10776700000000261070454143919050693511962890625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0)\» title=\»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)\»\u003E\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0430)»,»link»:»»,»lat»:53.18612999999999857436705497093498706817626953125,»lon»:50.10776700000000261070454143919050693511962890625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

53.186134; 50.107739

Россия, Самара, Ленинская улица, 75А

Самара,Самарская область443020

Россия

Телефон.:

,.

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).

О городе

Самара – экономический, исторический и культурный центр Среднего Поволжья, что на территории Российской Федерации.

Население составляет 1,2 миллиона человек, что позволяет ему входить в первую десятку городов-миллионеров страны.

Территория Самары расположена на берегу Саратовского водохранилища, близ рек Самара и Сок.

Кроме множества промышленных, исторических и культурных объектов, здесь можно увидеть также прекрасные образцы религиозного зодчества.

Именно к таким относится Покровский кафедральный собор (адрес: Самара, Ленинская улица, 75А).

Его история необычайна, архитектура современного каменного здания поражает своим величием и красотой. А энергетика самого места настолько светлая и чистая, что многие паломники из разных городов России и других стран приезжают к святыням храма помолиться в дни религиозных праздников или по личной острой необходимости.

Описание

Покровский кафедральный собор (Самара) территориально находится в центральной части города. Когда две сотни лет тому назад на данном месте еще стояла маленькая церквушка, этот район считался окраиной.

Как это часто случается, город стал стремительно разрастаться (и в плане домов, и в плане жителей), а строительство новых жилых зданий начало осуществляться и в данном месте. А потому его центр переместился в этот район.

На щедрые денежные пожертвования некоторых прихожан еще старой маленькой церкви было сооружено современное здание храма. Внутри выполнена богатая отделка, росписи, сделан иконостас, приобретена хорошая храмовая утварь.

Собор всегда (и в настоящее время также) славился хорошим хором, в котором в свое время пели именитые артисты.

Службы проходят регулярно (расписание богослужений в Покровском кафедральном соборе Самары будет также изложено в данной статье далее), а потому есть возможность приобщиться к таинствам причастия, исповеди, крещения, венчания.

Описание с фото

Первое знакомство осуществляется у ворот обители, через которые можно зайти во двор храмового комплекса. Как они выглядят, можно увидеть на фото ниже.

Подойдя ближе к главному сооружению, можно полюбоваться великолепной архитектурой исторического строения. Все его великолепие демонстрирует расположенное ниже фото.

На еще одном представленном вашему вниманию фото Покровского кафедрального собора Самары можно видеть, сколь привлекательно выглядит он в зимнее время года.

История

Согласно исторической справке, храм Покрова Божией Матери был сооружен в 1861 году. Именно купцы Шихобаловы были теми прихожанами, которые практически полностью финансировали строительство – пожертвовали порядка 34 тысяч рублей (а потому все работы были окончены уже через 2 года). Именно на эти средства были построены стены и выполнена основная отделка внутреннего пространства.

История Покровского кафедрального собора (Самара) гласит, что на закладке обители присутствовал сам святой Иоанн Кронштадский.

После того как все основные работы были окончены, епископ Феофил освятил главный придел храма – Покрова Пресвятой Богородицы, а затем правый – во имя Митрофана Воронежского.

В начале XX столетия была сооружена дополнительная симметричная пристройка – для размещения канцелярии и ризницы, устроены хоры (в центральной части).

Храм Богородицы

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.(Ин. 13, 34-35)

Что значит быть христианином, зачем им быть и вообще быть им или не быть? Главное для христианина — вера. Именно она, будучи сокровенным моментом внутренней жизни человеческой личности, определяет наше отношение к реальности Божиего бытия. Именно вера названа Спасителем как необходимое условие причастности человека к вечной жизни. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Раннехристианское богословие дало мировой философии понимание личности как свободно мыслящего, чувствующего и действующего субъекта бытия. Человек сам волен совершить выбор между верой и неверием. Однако, как сказал христианский писатель III века Тертуллиан, «душа по природе христианка». В этом — величайшее доказательство истины бытия Божия: Господь невидимым и тайным образом открывается человеческой душе в те или иные моменты ее жизни.

Но вера — не единственное условие христианской жизни, ибо она, по слову апостола Иоанна, «без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Христианин призывается к подвигу деятельной любви. Господь наш Иисус Христос определяет заповедь о любви как основную и главнейшую: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что христианская любовь не может быть чем-то отвлеченным, не сопряженным с конкретными делами милосердия к ближнему: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин. 4, 20-21).

Христиане с целью преодоления в себе страстей и пороков, отрывающих душу от Богообщения и порождающих эгоизм, следуют правилам аскетики — посту, труду и молитве. Православная Церковь насчитывает четыре продолжительных поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петропавловский; кроме того, постными днями являются среда и пятница каждой недели — в воспоминание о предательстве Спасителя и Его Крестной смерти.

Разные этапы истории являют различные формы проявления христианского подвига: мученики первых трех веков нашей эры, святители и исповедники, отстаивающие чистоту православного вероучения в эпоху Вселенских Соборов, преподобные старцы, праведники и блаженные средневековья, новомученики и исповедники века минувшего. Во все времена — один идеал: «Вы — соль земли… Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 13-16).

Каким же должен быть современный христианин, какими хочет видеть нас наш Спаситель? По мысли святых отцов последних столетий, суть христианского подвига нашего времени состоит в том, чтобы сохранить в своей душе мир Христов, нести в повседневной жизни свет Божественной истины окружающим. Едва ли величие этого служения померкнет на фоне подвижничества прошлых веков.

Для нашего человека православная вера — не только лично приобретенная, но и завещанная многими поколениями предков. Нам необходимо «проснуться», опомниться, «прийти в себя». Нужно осознать, что не было и никогда не будет нашего государства без Православия.

Военный и послевоенный период

При архиерее Куйбышевской епархии Андрее Комарове храм становится кафедральным (40-е годы прошлого столетия), каким остается и по сегодняшний день.

В военный период также на пожертвования прихожан была сооружена колонна – в честь Донского Дмитрия.

В это время в хоре обители исполняют религиозные песнопения артисты из московских театров, которые были эвакуированы в Куйбышев. Это такие знаменитости, как: Михайлов М. Д., Козловский И. С. и другие.

Также известно, что в военный и послевоенный период в храме служили и совершали священные службы такие известные архипастыри: Иоанн Снычев, Митрофан Гутовский, Мануил Лемешевский.

История храма

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

Пожар

В конце 70-х годов прошлого столетия по нелепой случайности (по некоторым сведениям, из-за попавшего в оконный проем храма бенгальского огня) в Покровском кафедральном соборе (Самара) произошел пожар.

В результате этого происшествия погибла монахиня, которая дежурила в тот день в обители, а также сгорели настенные росписи, некоторые святыни.

Храм восстанавливали порядка четырех лет. Новая роспись уже сделана западно-украинскими мастерами XX столетия.

А в 90-х годах шатровые покрытия украсили позолоченной краской.

Особенности архитектуры

Специалисты в области строительства и проектирования утверждают, что Покровский собор в Самаре построен в стиле московского храмового зодчества, который был популярен в XVII столетии.

Обитель имеет 5 куполов, шатровую колокольню над входом. Изначально его наружные стены украшала живопись – на фоне белой английской жести.

Наиболее известным фактом о внутреннем оформлении является тот, что в конце XIX столетия алтари были отделаны искусственным мрамором, который стоил дороже натурального.

Также стены украшали фрески, в том числе и фряжские (итальянский стиль). Это было новое веяние, которое пришло в Россию из Европы. Основной особенностью данной росписи является академичность оформления (в отличие от традиционной, более фантастической).

В начале прошлого века храм был одним из лучших в Самаре как с точки зрения оформления, роскошности внутреннего убранства, так и с точки зрения проведения служб.

История[править]

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

Святыни храма

Покровский кафедральный собор в Самаре хранит под своими сводами великие духовные сокровища, к которым спешат приложиться верующие в праздничные и обычные (будничные) дни.

Вот некоторые из них:

  • частица Животворящего Креста Господнего;
  • камень Живоносного Гроба Господа;
  • образ святителя Митрофана – Воронежского чудотворца (и частица мощей святого);
  • ковчег с частицей мощей Святого Николая Чудотворца Мирликийского;
  • частицы мощей разных святых, в том числе Святого благоверного Великого князя Александра Невского, Святого Василия Антиохийского и других;
  • чудотворные иконы Царицы Небесной – «Умягчение злых сердец», «Взыскание погибших», Табынской.

Святыни[править]

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших». И мы молимся пред этой иконой — просветить нас, умягчив «окамененныя сердца наши росою молитв» Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Чудеса и особенные события в жизни обители

Иконы Пресвятой Девы Марии творили (как гласят данные в исторических летописях храма за 1862-1900 годы) множество чудес:

  • исцеление от одержимости;
  • прозрение незрячих;
  • появление слуха у слабослышащих;
  • помощь при засухах и отсутствии урожайности, нашествии вредоносных насекомых и так далее.

Главное условие, при котором приходила помощь, — это искренне и с верой, благодарностью молиться о помощи Царице Небесной. Что и делали прихожане того времени.

Перед иконой «Взыскание погибших» в храме регулярно (по вторникам) совершаются песнопения и молебны, а в торжественные дни с ней осуществляются крестные ходы.

Особенной любовью прихожан пользуется икона «Умягчение злых сердец», перед которой также совершают искренние молитвы – о смягчении напряженных отношений (особенно в семьях), сердца и души, об облегчении душевных и физических недугов, об уменьшении зла во всем мире и так далее.

Особым почетом у самарцев пользуется также Табынская икона. Она отличается темным ликом, а образ ее похож на тот, что изображен на Казанской иконе Богородицы. Перед ней обычно молятся об избавлении от грехов, об обретении чистоты и просветления.

Еще одной реликвией обители является первый крест с места погребения митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна Снычева. С середины 60-х годов прошлого века он был известным и любимым архипастырем в Покровском храме (ученик митрополита Мануила). По характеру это был добрый, открытый и простой человек, который всегда принимал прихожан, молился вместе с ними, давал правильные советы. А также он известен как духовный писатель, основатель идеологии российского национального возрождения.

Но наиболее почитаемы местными жителями митрополиты Мануил и Иоанн. Именно их духовное наследие во многом помогает православным верующим в решении жизненно важных вопросов сегодняшних дней. Это были учитель и ученик, которые искренне и достаточно долго трудились во имя Господа: обустраивали собор, проводили службы, создавали духовно-просветительские труды.

Также Покровский кафедральный собор в Самаре пережил некоторые особенные события за время своего существования:

  • проведение в последний путь владыки Мануила (1968 год);
  • пребывание образа Святого Николая из Мир Ликийских (май 1997 год), который сотворил много великих чудес исцеления (был освящен над мощами святителя в Италии – городе Бари);
  • богослужение Патриархом московским Алексием II в великий праздник Покрова (октябрь 1999 год);
  • служение литургии Патриархом Киевским и всея Украины Владимиром, когда он пребывал в Самаре (2001 год).

Храм Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Адрес: г. Самара, 443020, ул. Ленинская, 75-А. Контактный телефон: 333-41-29, 333-25-15

Трехмерные панорамы https://palomnik63.ru/panoramas/411_pokrova_presvyatoy_bogoroditsy_samara/

Сайт: https://https://samara-pokrov.cerkov.ru

Настоятель: Протоиерей Гончаров Павел Иванович

Благочиние: Самарское Старогородское

Дополнительная информация: Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

Икона «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», связана с событием Сретения Господня (2 февраля по ст. ст., или 15 февраля по н. ст.) — принесением на сороковой день младенца Христа в Иерусалимский храм. Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона Богоприимца Матери Божией: «Тебе Самой оружие пройдет душу». На иконе Богородица изображена с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «7» в Священном Писании означает полноту чего-либо, в данном случае — полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были в жизни Пресвятой Девы Марии на земле. Перед иконой Многострадальной Мати Божией молятся об облегчении страданий душевных и телесных, о смягчении враждебных отношений, об умягчении своего сердца и сердец своих близких и врагов, вообще об истощании зла в мире.

Табынская икона представляет собой список с Казанской иконы Божией Матери, а называется так по месту ее обретения на большом камне у подошвы горы над источником «Святые ключи» у села Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Это произошло дважды — в XVI и XVIII веках. Первый раз икона явилась иеродиакону близлежащего монастыря, а во второй раз ее нашли башкиры и надругались над ней, за что ослепли. Эта икона, как и икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», отличается очень темным Ликом, как бы символизируя «тьму грехов наших». И мы молимся пред этой иконой — просветить нас, умягчив «окамененныя сердца наши росою молитв» Богородицы.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии — православный альманах «Духовный Собеседник». «Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство», — говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения «Самара православная» и благотворительный фонд «Тольятти православный», проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

Службы

В Покровском кафедральном соборе (Самара) регулярно совершаются литургии:

  • с понедельника по пятницу – в 8.30;
  • в субботу и воскресенье – в 7.00 и 9.30.

Также здесь можно услышать отличное пение православного хора. На манеру, качество и чистоту исполнения наложили отпечаток в свое время (военное) пребывавшие в храме известнейших столичные артисты — композитор и дирижер Леонид Дугов, Иван Козловский и другие. Именно они во время эвакуации исполняли в обители церковные песнопения.

Все это происходило неслучайно, ведь в Покровском храме отличная акустика и особенная духовная атмосфера.

Поэтому любой желающий имеет возможность не только посетить священную литургию (службу Покровского кафедрального собора в Самаре, расписание которых выше), но и насладиться прекрасным пением настоящих мастеров – последователей гениальных артистов.

Всего собор вмещает порядка 2000 прихожан.

Священные таинства и духовные дела

Каждый постоянный посетитель или просто гость обители может также приобщиться к таинству причастия, исповеди, крещения, венчания, соборования.

Все эти священные ритуалы позволяют глубже понять и принять веру в Христа, раскрыть свое сердце, очистить душу и ум.

Рекомендуется перед такими духовными событиями соблюдать некоторые правила: пост, пребывание в молитве, воздержание, исключение просмотра телевизора и компьютера.

Особенно красивым выглядит обряд крестин.

В Покровском кафедральном соборе (Самара) также осуществляется работа воскресной школы для детей, есть пункт принятия гуманитарной помощи для особенно нуждающихся людей, ведется духовно-просветительская деятельность.

Как и любой другой храм, обитель всегда принимает и помогает каждому, кто попадает в сложные жизненные ситуации, просит совета, имеет материальную нужду (одежда, еда, кров).

Современное состояние[править]

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

В недалеком будущем Покровский собор, возможно, «уступит свои полномочия» новому кафедральному собору — Кирилло-Мефодиевскому, который строится на Поляне имени Фрунзе и будет крупнейшим храмом в Среднем Поволжье. Но в истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Отзывы

Что касается обратной связи об обители, то храм и на сегодняшний день считается одним из лучших в Среднем Поволжье. Действительно настоящей духовной жемчужиной Самары.

Отзывы о Покровском кафедральном соборе со стороны прихожан и гостей города следующие:

  1. Поражает красота росписи, которая есть как снаружи, так и во внутреннем убранстве обители.
  2. Есть сильные священные иконы, некоторые из них старинные.
  3. Величественное убранство храма и священнослужителей.
  4. Вежливые и внимательные сотрудники церкви.
  5. Очень намоленное место.
  6. Ощущение благодати – как во дворе, так и внутри церкви.
  7. После молитвы в данной обители ощущается легкость и радость в душе.
  8. Собор – это маленькое счастье и чистый благодатный свет для многих людей.
  9. Это главная обитель Самарской области.
  10. Здесь регулярно проводятся богослужения, таинства, праздничные литургии и крестные ходы.
  11. В обычные дни людей немного, но в праздничные (Пасха, Покрова, Спас, Троица, Рождество) – настоящие паломничества.
  12. Есть свои постоянные прихожане.
  13. Собор востребован верующими людьми.
  14. Состояние здания и двора приличное.
  15. Расположен на тихой улице в центральной части города.
  16. От железнодорожного вокзала до храма можно дойти пешком, ориентир – набережная.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]