Архиереи
- Свт. Феодосий (Харитонов) (1602 — 18 декабря 1616)
- Онуфрий (15 февраля 1615 — 23 июля 1628) [7]
- Макарий (13 января 1629 — 28 января 1638)
- Рафаил (17 мая 1638 — 20 декабря 1640)
- Пахомий (17 июня 1641 — 31 мая 1655)
- Сщмч. Иосиф (4 мая 1656 — 11 мая 1671)
- Парфений (25 февраля 1672 — 5 октября 1680)
- Никифор (27 июня 1681 — 28 октября 1682) [8]
- Савватий (4 марта 1683 — 1 июля 1696) [9]
- Сампсон (2 февраля 1697 — 3 апреля 1714) [10]
- Иоаким (22 января 1716 — 23 июня 1723) [11]
- Лаврентий (Горка) (8 сентября 1723 — 07 сентября 1727)
- Варлаам (Леницкий) (7 сентября 1727 — 7 июня 1730)
- Лев (Юрлов) (8 июня 1730 — 3 декабря 1730) [12]
- Иларион (15 августа 1731 — 9 июня 1755) [13]
- Мефодий (Петров) (10 мая 1758 — 29 мая 1776)
- Антоний (Румовский) (19 сентября 1776 — 9 ноября 1786)
- Никифор (Феотоки) (28 ноября 1786 — 16 апреля 1792) [14]
- Тихон (Малинин) (18 мая 1792 — 14 ноября 1793)
- Феофил (Раев) (6 февраля — 11 марта 1794)
- Платон (Любарский) (11 марта 1794 — 18 августа 1805)
- Афанасий (Иванов) (18 августа 1805) [15]
- Анастасий (Братановский-Романенко) (20 декабря 1805 — 9 декабря 1806)
- Сильвестр (Лебединский) (25 января 1807 — 10 января 1808)
- Гаий (Токаов) (10 января 1808 — 20 февраля 1821)
- Иона (Васильевский) (26 апреля 1821 — 1 октября 1821)
- Авраам (Шумилин) (29 октября 1821 — 7 мая 1824)
- Мефодий (Пишнячевский) (27 июня 1824 — 30 сентября 1825)
- Павел (Саббатовский) (26 января 1826 — 7 февраля 1832)
- Виталий (Борисов-Жегачев) (12 марта 1832 — 4 декабря 1840)
- Стефан (Романовский) (1 марта — 4 декабря 1841)
- Смарагд (Крыжановский) (31 декабря 1841 — 12 ноября 1844)
- Евгений (Баженов) (12 ноября 1844 — 15 апреля 1856)
- Афанасий (Дроздов) (15 апреля 1856 — 6 апреля 1870)
- Феогност (Лебедев) (27 июня 1870 — 7 декабря 1874)
- Хрисанф (Ретивцев) (29 декабря 1874 — 8 декабря 1877) [16]
- свт. Герасим (Добросердов) (8 декабря 1877 — 24 июня 1880)
- Евгений (Шерешилов) [17] (26 июня 1880 — 16 декабря 1889) [18]
- Павел (Вильчинский) (16 декабря 1889 — 21 ноября 1892)
- Исаакий (Положенский) (21 ноября — 19 декабря 1892) [19]
- Павел (Вильчинский), 2-й раз (19 декабря 1892 — 13 ноября 1893)
- Митрофан (Невский) (13 ноября 1893 — 10 августа 1896)
- Сергий (Серафимов) (10 августа 1896 — 13 апреля 1902)
- Тихон (Оболенский) (1902) в/у, еп. Николаевский
- Иннокентий (Кременский) (1912) в/у, еп. Царёвский
- Иннокентий (Кременский), 2-й раз (7 января — 17 февраля 1913) в/у
- Леонтий (Вимпфен) (август 1917 — 26 сентября 1918) в/у, еп. Царёвский
- Анатолий (Соколов) (1918 — 1920) в/у, еп. Енотаевский
- Анатолий (Соколов), 2-й раз (1920 — июль 1922) в/у, еп. Царёвский
- ? Петр (Соколов) (1923) в/у
- Стефан (Гнедовский) (1927 — 1928) в/у, еп. Енотаевский
- Андрей (Комаров) (28 октября 1929 — 13 октября 1930) в/у, еп. Вольский
- сщмч. Алексий (Орлов) (сентябрь 1930 — 11 февраля 1931) в/у, еп. Мамалыжский
- Григорий (Чуков) (1942 — 1943) в/у, архиеп. Саратовский
- Гурий (Егоров) (1952 — 1953) в/у
- Пимен (Хмелевский) (27 февраля — 30 июля 1968) в/у, еп. Саратовский
- Филарет (Карагодин) (12 августа — 20 октября 1992) в/у, еп. Дмитровский
АСТРАХАНСКАЯ И КАМЫЗЯКСКАЯ ЕПАРХИЯ
После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня. В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов). Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь, на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.
Астраханский кремль Астраханский кремль Значительная удаленность Астраханского края от центра, постоянная военная опасность со стороны крымских татар, степняков отрицательно сказывались на жизни региона, в т. ч. церковной. Единственным относительно стабильно развивавшимся рус. поселением была Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди — годовальщики, гулящие люди и казаки, местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские мон-ри в отличие от мон-рей центральных районов России из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. Чрезвычайно тяжелы были для Астраханского края последствия Смутного времени: Царицынская и Саратовская крепости были полностью уничтожены, Астрахань и Терская крепость обезлюдели, Троицкий мон-рь был разграблен, сильно пострадал Спасский мон-рь. В течение 9 лет после кончины свт. Феодосия († 1606) Астраханская кафедра вдовствовала, лишь в 1615 г. в Астрахань прибыл новый архиеп. Онуфрий. В память об освобождении Астрахани от войск И. М. Заруцкого и М. Мнишек воздвигли ц. в честь Казанской иконы Божией Матери.
Благодаря правительственной поддержке епархиальное хозяйство в 20-50-х гг. XVII в. было быстро восстановлено. Основным источником дохода для архиерейского дома и мон-рей являлись не земли, как в Центр. России, а рыбные и соляные промыслы, известны случаи пожалования рыбными ловлями также белого духовенства. Мон-ри осваивали территории, прилегающие к городу, возле мон-рей возникали слободки, где жили монастырские слуги. В сер. XVII в. в Астрахани существовало 5 мон-рей и ок. 20 церквей. Ситуация вне Астрахани и ее округи была совершенно иной, число поселений в Н. Поволжье увеличилось незначительно. В Терках в 1-й пол. XVII в. упоминаются соборная Воскресенская ц. и Благовещенский мон-рь, в Царицыне — ц. во имя Иоанна Предтечи и мон-рь во имя Пресв. Богородицы, в Саратове — Богородичный и Крестовоздвиженский мон-ри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. Несмотря на малочисленность, уже в то время мон-ри и храмы А. е. превратились в центры духовного просвещения края. На богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и казаки, христиане из Закавказья. Духовенство Астраханской епархии развернуло активную миссионерскую деятельность среди степняков.
В мае 1656 г. на Астраханскую кафедру был хиротонисан архим. астраханского Троицкого мон-ря сщмч. Иосиф. В мае 1667 г. на Большом Соборе обсуждался вопрос об учреждении в России митрополичьих округов и увеличении числа епископий. Особое внимание было уделено Астраханской епархии, ее архиерею был дарован сан митрополита с предоставлением права облачаться в саккос и права совершать шествие на осляти в Неделю ваий. В 1671 г., когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина, митр. Иосиф обратился к горожанам с призывом покаяться и принести повинную царю. Захватив митрополита, повстанцы после жестоких пыток казнили его. С кон. XVII в. сщмч. Иосиф наряду с игум. Кириллом, основателем астраханского Свято-Троицкого мон-ря, почитались в крае как местночтимые святые. В 1672 г. царь Алексей Михайлович лишил астраханское духовенство ряда льгот и возложил на него часть гос. расходов: в казну должны были идти пошлины с митрополичьих рыбных ловель, с ловель Троицкого, Преображенского, Вознесенского мон-рей и причта соборной церкви; митрополит, мон-ри и соборное духовенство должны были подтвердить свои права на ловли и промыслы.
Успенский кафедральный собор Астрахани. 1698–1710 гг.
Успенский кафедральный собор Астрахани. 1698–1710 гг.
Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I. В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством, широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ — Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.
Положение епархии заметно изменилось после персид. походов Петра I 1722-1723 гг., когда власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В сент. 1723 г. на Астраханскую кафедру с титулом «епископ Астраханский и Ставропольский» был назначен сподвижник архиеп. Феофана (Прокоповича) еп. Лаврентий (Горка), бывш. архимандрит московского Воскресенского мон-ря. Учрежденный в нач. XVII в. Астраханский судный духовный приказ в 1728 г. был реорганизован в Астраханскую духовную консисторию. В 20-50-х гг. XVIII в. астраханское духовенство начало систематическую миссионерскую деятельность среди калмыков. В 1724 г. в Калмыцкую степь был послан иером. Никодим (Ленкевич), благодаря его проповеди в 1725-1734 гг. было крещено до 1700 чел. В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском Иоанно-Предтеченском мон-ре было открыто уч-ще для обучения крещеных детей-калмыков.
Во 2-й четв. XVIII в. началось постепенное заселение территорий между Царицыном и Астраханью. Создание на них храмов, мон-рей, школ требовало значительных материальных и людских ресурсов. Для укрепления материального положения епархии к ней было присоединено неск. городов, находившихся к северу от нее, со значительно более развитой церковной структурой. В 1749 г. Астраханский еп. Иларион добился приписки к своей епархии Пензы и Корсуни, в следующем году — Петровска и Мокшан, в результате в Астраханскую епархию вошло более 300 церквей, 4 муж. и 3 жен. мон-ря, размеры епархии и количество церквей стали самыми большими за все время ее существования. Еп. Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 г., когда часть ее городов отошла к Тамбовской епархии. В 1773 г. в Астраханскую епархию входили: города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. По всей епархии насчитывалось 259 церквей, из них в Саратове и его десятине — 134, Петровске и его десятине — 48, Дмитриевске и его десятине — 17, в Царицыне — 6, в Дубовке с казачьими станицами — 6, в Астрахани и ее округе — 47 церквей. В сев. районах епархии церковные структуры были намного более развитыми, нежели в юж.
С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство, первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов). 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство, в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство.
В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва. В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости». В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка.
Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв.
Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв.
В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан. Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва.
В 1823 г. при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, в 1877 г. еп. Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания и при нем вскоре был создан детский приют. В 1896 г. открылся епархиальный свечной завод.
В 1903 г. в епархии насчитывалось: 231 церковь, в т. ч. 6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных, а также 27 часовен и молитвенных домов; церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих) — 695 чел. В 1910 г. стараниями владыки Георгия (Орлова) в епархии появилась плавучая ц. во имя свт. Николая Мирликийского для окормления рыбаков в море (существовала до 1916).
В 1902 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя св. равноап. кн. Владимира, построенный в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 г. в епархии началась подготовка к прославлению митр. Иосифа. Прот. И. Саввинский выпустил брошюру «Святитель Иосиф, митрополит Астраханский», где собрал сведения о чудесных исцелениях по молитвам к священномученику, в том же году по инициативе еп. Феофана (Быстрова) синодальная комиссия вскрыла гробницу митр. Иосифа для освидетельствования мощей. Решение о канонизации сщмч. Иосифа принял Поместный Собор РПЦ в 1918 г. Указ Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода об общерус. почитании сщмч. Иосифа был получен в Астрахани в 1919 г.
Монастыри
- Астраханский Благовещенский (женский)
- Астраханский Иоанно-Предтеченский (мужской)
- Астраханский Троицкий (недейств.)
- Астраханский Преображенский (недейств.)
- Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (недейств.)
- Златозубовский Воскресенско-Мироносицкий (недейств.)
- Красноярский Рождественский (женский)
- Покрово-Болдинский (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Саратовский Крестовоздвиженский (недейств., ныне в пределах Саратовской епархии)
Литература
- Благонравов, М., Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 до 1902 г.
, Астрахань, 1902. - Саввинский, И., свящ., Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования
, Астрахань, 1903. - Саввинский, И., Астраханская епархия (1702-1902)
, Астрахань, 1902, т. 1. - Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия, или Богословский энциклопедический словарь
, СПб., 1900-1911, 12 т.
Оно предполагает тесное взаимодействие в сфере образования и воспитания молодёжи, пропаганды традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни. Сегодня этот вопрос обсуждали участники этноконфессионального совета под председательством губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина.
«Наше заседание проходит вскоре после оглашения Послания Президента России Федеральному Собранию. В нём глава государства уделил особое внимание сбережению народа России, — заметил Игорь Бабушкин. — Важную роль в этом играет сохранение традиционных духовных ценностей, в первую очередь среди подрастающего поколения».
Свои предложения по этому вопросу озвучили руководитель отдела по делам молодёжи Астраханской епархии Русской православной церкви иерей Виталий Семёнов и муфтий Астраханской области Рауф-хазрат Джантасов.
«Необходимо заключить двусторонние соглашения и разработать совместные планы деятельности в сфере образования и воспитания молодёжи, социального развития, здорового образа жизни, укрепления семейных ценностей, — сказал иерей Виталий. — В частности предлагаем шире использовать опыт сотрудничества епархии и региональной службы ЗАГС в области проектов, направленных на популяризацию семейных ценностей «Азбука семейного воспитания».
Как сообщил губернатору зампредседателя правительства Дмитрий Овчинников, предварительные встречи с представителями епархии и социальными службами уже проведены.
«Мы не только подготовили соглашение по взаимодействию с министерством образования, но также включили в него министерства культуры и туризма, здравоохранения и социального развития и труда, — доложил Дмитрий Овчинников. — После майских праздников мы уже подпишем соглашение».
Исполнительный директор общероссийской программы «Спаси жизнь» Мария Студеникина рассказала о мерах повышения рождаемости в Астраханской области путём профилактики абортов.
Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов. По официальной статистике ежегодно регистрируют 520 тысяч случаев прерывания беременности. По мнению Марии Студеникиной, сокращение абортов будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране.
«Одно из наших предложений — в каждой женской консультации обязательно должны работать специалисты доабортного консультирования. Сейчас они есть только в 30 % этих медучреждений. Между тем, около 20 % беременностей сохраняется в результате таких бесед».
Губернатор поручил зампредседателя правительства Овчинникову сделать анализ всех предложений и обсудить их на одном из заседаний регионального кабинета министров.