Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших


Собор Тульских святых

Собор Тульских святых
— праздник Русской Православной Церкви в честь святых просиявших в Тульской земле Празднуется 22 сентября

Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.

Тульский Собор один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви, в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.

Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской зем­ле, под руководством архиепископа Тульско­го и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празд­нования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – свя­тыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых зем­ли тульской.

В Собор Тульских святых входят:

  • Свт. Николай Мирликийский, архиеп., чудотворец, участник I Вселенского Собора: (+345-351, память 9 мая, 29 июля, 6 декабря)
  • Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015, память 2 мая, 24 июля)
  • Блгв. Глеб, страстотерпец, князь: (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября)
  • Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа)
  • Мч. Никон Печерский, ученик прмч. Кукши Печерского (+ после 1114, память 27 августа)
  • Свт. Феоктист Печерский, Черниговский, еп., в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1123, память 5 августа)
  • Прп. Никола Святоша, Черниговский, Печерский, князь, инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ 1143, память 14 октября)
  • Блгв. Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, вел. князь, чудотворец (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября)
  • Мч. Михаил Всеволодович, Черниговский, князь, чудотворец (+ 1245, память 14 февраля, 20 сентября)
  • Блгв. Александр Невский, вел. князь (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
  • Блгв. вел. кн. Иоанн Калита (+ 1340, память 31 марта)
  • Прп. Александр Пересвет, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
  • Прп. Андрей Ослябя, воин, схим. (+ 1380, память 7 сентября)
  • Блгв. Димитрий Донской, вел. князь (+ 1389, память 19 мая)
  • Свт. Пимен (Черный), архиеп. Новгородский (+ 1571, память 25 сентября)
  • Прп. Макарий Жабынский, Белевский, иеросхим. (+ 1623, память 22 января, 22 сентября)
  • Свт. Иларион (Григорович), еп. Крутицкий (Сарский) (+ 1759, память 3 декабря (Святогорск.))
  • Блж. Евфросиния Колюпановская (+ 1855, местн. память 3 июля)
  • Прп. Варсонофий Щегловский (+ 1890, местн. память 26 апреля)
  • Прп. Иаков (Поспелов), архим. (+ 1896, местн. память 16 января)
  • Свт. Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий (+ 1900, память 7 июня (Киев.), 30 августа (Тульск.))
  • Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля)
  • Сщмч. Петр Павлушков, прот. (+ 1937, память 10 ноября)
  • Сщмч. Никита (Прибытков), еп. Белевский (+ 1938, память 21 декабря)
  • Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 23 февраля, 19 апреля)

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Наста день светлаго торжества, / земля наша радуется, / и с нею Церковь Христова веселится, / в прославлении Собора Тульских святых, Богу угодивших, / к ним же мы притекающе, взываем сице: / о, преславнии сродницы наши, / молите Христа Бога даровати миру мир, / Отечеству благоденствие, / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3.

Днесь Собор Тульских святых предстоит в Церкви / и невидимо за ны молится Богу: / ангели со архиереи славословят, / мученики ликовствуют, / преподобнии и праведнии радуются, / и людие православнии веселятся: / вси бо купно молят Превечнаго Бога.

История[ | ]

Сведения о подвижниках благочестия Тульской епархии были собраны частично протоиереем Алексием Соловьевым, частично келейницей архиепископа Максима, монахиней Евгенией. Как следует из описания деятельности созданной тогда в епархии комиссии, которая принимала решения, какие имена включать и какие не включать в состав Собора, вопрос о том, был ли канонизован тот или иной подвижник или нет, даже не ставился[1].

4 июля 1987 года архиепископ Тульский Максим (Кроха) подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить Собор Тульских святых с празднованием его 5 октября, на что получил благословение. Празднование установлено в 1987 году в канун 1000-летия Крещения Руси и 200-летия Тульской епархии по благословению патриарха Пимена.

Начались мероприятия по подготовке первого празднования тульским святым. По указанию архиепископа в проповедях прихожанам рассказывалось о тульских подвижниках. Написание иконы собору было выполнено мастером-палешанином Виктором Блиновым под надзором архиепископа Максима. Сам архиепископ составил службу Собору Тульских святых.

Первое празднование Собору Тульских святых состоялось в 1987 году в кафедральном Всехсвятском соборе, по приглашению архиепископа Максима в нём приняли участие архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий (Тарасов) и епископ Владимирский и Суздальский Валентин (Мищук). В ноябре того же года архиепископ Максим освятил престол в Венёвском монастыре во имя собора Тульских святых и преподобного Пафнутия Боровского, что стало первым посвящением престола данному празднику.

Использованные материалы

  • Страница сайта официального календаря Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»:
  • Первое празднование Собору Тульских святых// Журнал Московской Патриархии, 1988, № 2, стр. 20:
  • Андроник (Трубачев), игум. Канонизация святых в Русской Православной Церкви: 6. Канонизация святых в 1917–1987 гг.
    :
  • Полный Тропарион
    . Изд-во «Троица», 2006. Том 1, стр. 64
  • Тропарь и кондак Собору Тульских святых
    // Святитель Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий память 7 (20) июня:

Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших

Тула, 4 октября 2005 г.

5 октября вся Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших, – всех Божиих угодников, которые своею верою и подвигами прославили Бога и обрели милость Его быть молитвенниками за нас, сообщается на сайте «Православный Новомосковск».

Как райские цветы, как зажженные светильники в Небесном Иерусалиме, как звезды, сошедшие с небес на землю, как земные Ангелы, сияют в нашей земле мученики, преподобные, исповедники, святители, Христа ради юродивые, затворники и праведники.

Первыми святыми, благодатью Божией прославленные на Тульской земле, были пришедшие из Киево-Печерской Лавры преподобные Кукша и Пимен. В этом краю они пострадали, приняв мученическую смерть от рук язычников в XIII веке.

Прославляя святых, в земле Тульской просиявших, мы также празднуем память благоверного князя Димитрия Донского, схимонахов Троице-Сергиевой Лавры Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) и других воинов-мучеников, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших на Куликовом поле.

В ряду незабываемых для русского сердца святых, мучеников и преподобных стоит также имя святого преподобного отца нашего Макария Жабынского, Белевского чудотворца. История свидетельствует, что преподобный Макарий, восстанавливая Жабынский монастырь, находившийся близ Белева, «собрал в него братию», для которой был не только мудрым наставником, но и любимым отцом, делая – учил и назидал не столько словом, сколько примером своей терпеливой, истинно подвижнической жизни. Вполне благоустроив монастырь, угодник Божий удалился в чащу лесных дебрей, окружавших обитель, и там, в тишине пустынной, один с Единым Богом, в аскетических подвигах и непрестанной молитве проводил свою жизнь в высшем иноческом чине схимника. Пустынь (ныне Жабынская Введенская Макариевская пустынь) стала для него храмом. Стенами этого храма были вековые деревья, взметнувшиеся ввысь к небу. Зажженными свечами – звезды, а хрустальным куполом – лазурное небо, окрашиваемое зарей восходов и закатов в пурпурные и золотые цвета. Жизненный путь преподобного Макария был живой проповедью Царствия Христова. Его праведная жизнь была живым доказательством этого Царствия, «уже существующего, уже пришедшего». Он не только звал к свету и обновлению духовному, он сам был «светильник горящий и святящий».

Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивые – Иоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками.

Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце.

В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

1937 год… Советская власть неуклонно следовала заветам В. И. Ленина: «Чем больше… представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам… расстрелять, тем лучше». Тогда в Белеве было арестовано 100 человек, затем еще 20. Из 20 арестованных только один человек был светским, остальные – монашествующие. Епископу Никите (Прибыткову) викарию Тульской епархии было сфабриковано обвинение в том, что он «систематически давал установку монашескому элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения». Епископу Никите в то время было 78 лет. Из материалов расследования 1957 г. стало известно, как проходило следствие. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Затем «тройка» вынесла приговор – расстрел, который и был приведен в исполнение 8 января 1938 г. Захоронения находятся в Тесницком лесу на 162 км шоссе Москва-Симферополь.

Епископ Онисим (Пылаев) родился в 1874 г. В 1926 г. рукоположен во епископа Красно-Бакинского. С декабря 1927 г. в заключении. После освобождения с 22 ноября 1933 г. – епископ Тульский. 6 июня 1936 г. «уволен на покой», т.е. арестован. Расстрелян 27 февраля 1937 г.

Протоиерей Петр Павлушков был Ректором Тульской Духовной семинарии и настоятелем храма 12 апостолов в Туле. Этот достойный пастырь, претерпевая гонения, также разделил страдания верных служителей Христовых.

Прославляя всех святых, в земле Тульской просиявших, мы верим, что они являются молитвенниками за весь наш православный народ, и их святые молитвы у Престола Господня будут предстательствовать за всех нас.

В день праздника, 5 октября, во всех храмах Тульской епархии будут совершаться торжественные богослужения.

Состав собора[ | ]

  1. Свт. Николай арх. Мирликийский
  2. Бл. Кнн. Борис и Глеб
  3. Сщмч. Кукша Печерский
  4. Прмч. Никон Печерский
  5. Бл. Кн. Игорь Ольгович
  6. Прп. князь-инок Никола Святоша Черниговский
  7. Мчч. князь Михаил и боярин Феодор Черниговские
  8. Бл. Кн. Александр Невский
  9. Бл. Кн. Иоанн Калита
  10. Свт. Феоктист арх. Черниговский
  11. Прп. Александр Пересвет
  12. Прп. Андрей Ослябя
  13. Мч. Михаил Бренок
  14. Бл. Кн. Дмитрий Донской
  15. Свт. Пимен арх. Новгородский
  16. Прп. Макарий Жабынский и Белёвский
  17. Свт. Иларион еп. Крутицкий
  18. Прп. Парфений Киевский
  19. Блж. Иоанн Тульский
  20. Блж. Евфросиния Колюпановская
  21. Прп. Варсонофий Щегловский
  22. Прп. Иаков Тульский
  23. Свт. Иоанникий митр. Киевский и Галицкий
  24. Сщмч. Онисим еп. Тульский
  25. Сщмч. Петр Павлушков
  26. Сщмч. Никита еп. Белёвский
  27. Прмч. Исаакий 2 Оптинский
  28. Свт. Агафангел митр. Ярославский
  29. Прмч. Гурий Самойлов
  30. Мц. Мария Лактионова
  31. Мц. Агриппина Лесина
  32. Сщмч. Николай Протасов
  33. Сщмч. Алексий Зиновьев
  34. Прмц. Мария Сапрыкина
  35. Сщмч. Алексий арх. Великоустюжский
  36. Прмц. Анфиса Сысоева
  37. Прмц. Августа Защук
  38. Сщмч. Александр арх. Семипалатинский
  39. Сщмч. Игнатий еп. Скопинский
  40. Сщмч. Иувеналий арх. Рязанский
  41. Сщмч. Александр Щукин
  42. Мц. Елисавета Тимохина
  43. Сщмч. Алексий Филатово-Глебовский
  44. Сщмч. Иларион арх. Верейский
  45. Блж. Матрона Московская
  46. Свт. Николай митр. Алма-Атинский

Источники Алексинского района

В Алексинском районе Тульской области функционирует несколько источников, известных мощным целительным эффектом. Непосредственно в городе Алексине базируется источник Богоматери «Одигитрии» Смоленской. Он известен помощью в лечении болезней желудочно-кишечного тракта, а также заболеваний печени.

В селе Колюпаново ныне действует источник святой Евфросинии с купальней. Купаться в источнике принято в одежде, которая впоследствии помогает быстро излечиваться от простудных заболеваний.

В деревне Красное находится святой источник икон Богоматери «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радость». Вода из родника помогает от заболеваний глаз, дыхательных путей, горла, способствует избавлению от мигреней и зубной боли.

Гремячий ключ. Тульская обл., Одоевский район (Фото с сайта odoev.tulobl.ru)

История

Точных сведений о времени образования главного кафедрального города Тульской митрополии в письменных источниках не сохранилось. Первое упоминание о городе Тула относится к 1147 г. Никоновская летопись указывает, что в этот год князь Святослав предпринял путешествие в Рязань.


Свято-Успенский кафедральный собор в Туле

Исследователи предполагают, что к этому времени местное население уже было полностью христианизировано. После официального принятия восточными славянами в конце X в. христианства вятичи, проживавшие на современных тульских землях, долгое время оставались приверженцами языческого культа.

Греческие и славянские миссионеры пришли к ним лишь после завоевания их территории черниговским и рязанскими князьями в конце XI столетия. Следует отметить, что распространение православной веры среди местного населения часто проводилось при помощи силы. Город Мценск был обращен в христианство в начале XV в. отрядами князя Василия Дмитриевича.

Интересно! После христианизации окрестности Тулы до конца XVIII столетия находились под управлением Рязанских архиереев. Во время реформы церковного управления Павла I, по которой унифицировались территории светских и церковных администраций, были создана самостоятельная Тульская кафедра.

С некоторыми территориальными изменениями она прошла сквозь страшные годы советских религиозных гонений и обновленческого раскола, период возрождения церковной жизни в 90-е гг. XX в.

В 2011 г. Священный Синод принял решение дать самостоятельность Белёвскому благочинию. Одновременно с этим была образована Тульская митрополия. Её руководителем является действующий архиерей.

Источники Белевского района

Большой целительной силой в лечении детского косоглазия и других глазных проблем известен источник Василия Прозренного, который находится в городе Белеве — районном центре Белевского района.

Недалеко от Белева в деревне Жабынь действует другой святой источник, названный в честь преподобного Макария Жабынского. Вода из него помогает излечиться от болезней дыхательных путей.

В деревню Каменка часто приезжают паломники к святому источнику Гремячему. Святая вода источника особенно быстро способствует выздоровлению от кожных недугов, болезней желудка. Также многие женщины, посетив источник, смогли забеременеть после долгих лет бесплодия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]