Параскева Иконийская (Пятница), великомученица XVII в. дерево, левкас, темпера Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Святые источники являются неоценимой поддержкой для православных верующих. Их с давних лет воспринимали как божественный дар во всех православных странах, в том числе и на Руси. Почитание воды считается особой традицией, начало которой положило Крещение Иисуса Христа, когда Он вступил в воды реки Иордан. После этого вода стала обладать особенными свойствами.
Источники Параскевы Пятницы в России
Именно поэтому сотни чудотворных родников и криниц находятся на просторах нашей родины. Истории возникновения у них очень похожи – на некоторых были найдены иконы, кому-то были явлены подвижники, некоторые источники были вымолены угодниками Божьими ещё при их жизни. Поэтому, большинство источников названы их именами. Практически в каждой области России есть источник Святой Великомученицы Параскевы.
Святые источники в Рязанской области
Салаур
В Рязанской области в Шиловском р-не находится одна из таких святынь, вместе с купелью, недалеко от деревни Салаур.
Полезные материалы
Существует легенда, будто один местный житель увидел необыкновенное сияние в лесу. Присмотревшись, он разглядел иконку, на которой была изображена красивая девушка – это была Параскева Пятница. Он отнес образ в местный храм, но на утро икона исчезла из храма. Она была обнаружена на том же месте, в лесу. Так он ходил с иконой из леса в храм несколько раз, пока на месте её явления не забил ключ. И только тогда он понял, что это был знак Божий и соорудил вместе с другими крестьянами часовню. Там же разместили явленную икону.
Кошибеево
Ещё один Рязанский Параскевин источник находится в с. Кошибеево Сасовского р-на. Он считается основным знаковым местом поселка, его ещё называют «Девятая Пятница». Этот естественный ручей кристально чистой воды был открыт ещё в XVIII столетии. Здесь также была замечена икона мученицы Параскевы Пятницы. Около криницы есть купальня и деревянная часовня с колоколом и иконой Параскевы. Считается, что в воде растворены частицы серебра, которые усиливают благотворное влияние на организм.
Стародеревянковская
Краснодарский край также славится своей исцеляющей водой из источника Параскевы. Возник он в Каневском р-не станицы Стародеревянковская. Бытует мнение, что некогда сельчане нашли в воде маленькую икону великомученицы и само собой назвали ключ в её честь. Сейчас трудно выяснить, когда это произошло, но известно, что ещё с двадцатого века жители прибегали за помощью его целебной воде.
Старая Ладога
Пожалуй, самый древнейший источник Великомученицы Параскевы находится в Ленинградской области, в с. Старая Ладога. Он служил местом почитания с IX века, о чем свидетельствует особое написание варяжского креста на камнях. Родник хорошо обустроен, оборудованы места для питья и купания.
Елшанка
У села Елшанка Саратовской области хорошо известен «Белый ключ» — родник, благословленный самой Параскевой. В старину кто-то из жителей приметил икону великомученицы возле родника, впоследствии соорудили там небольшую часовенку. В революционные годы часовню сломали, а родник запустел. Сейчас здесь имеется бревенчатая купель и часовня Параскевы. Многочисленные паломники широко используют освященную воду для питьевых нужд. Её также можно купить в магазинах.
Толстовка
Но это не единственный источник Параскевы в Саратовской области. Святой источник в с. Толстовка Базарно-Карабулакского р-на известен еще с XIX века. Где-то в середине столетия скотоводы наткнулись на икону великомученицы Параскевы около ручья и отнесли её в храм. Но икона сама удивительным образом из церкви вернулась на место, где её нашли. И тогда пастухи догадались, что нужно поставить на источнике часовню и разместить там икону. Источник удобен для желающих набрать воды и окунуться.
Ерино
Не первый год освященный в честь Параскевы Пятницы источник в поселке Ерино Подольского р-на Московской области встречает богомольцев. Недалеко от Знаменского храма Пресвятой Богородицы, среди вековых сосен, расположились часовня и купель Параскевы, стол и мостик. По рассказам старожил из сельского храма исчезла икона Параскевы Пятницы. Через время её обнаружили в лесной чаще прикрепленной к дереву. Её опять вернули в церковь, но снова она исчезала. Однажды Параскева приснилась настоятелю храма и велела отнести ее образ обратно в лес, а под деревом облагородить родник.
Пензенская область
Пожалуй, особо почитают святую Параскеву в Пензенской области. Здесь почти в каждом поселке есть своя Параскева.
Один из источников находится в селе Соловцовка. Местные жители называют его просто – «Святой родник». В XIX веке на месте явления образа соорудили молельню, но в 30-е годы её разрушили. Восстановить её удалось лишь в 1996 г. её заново освятили и обустроили купальни.
В г. Кузнецке тоже есть храм-часовня в честь Параскевы. В начале двадцатого столетия на деньги жертвователей была построена деревянная церковь, внутри находилась икона великомученицы. Церковь была разрушена в 70-е годы. Сейчас на этом месте стоит новый храм и купальня.
Каменском р-не в с. Кевдо-Мельситово также есть источник Параскевы Пятницы, называется Холенёвский. Православные приезжают к источнику независимо от погоды, дня недели и времени года. В праздничные дни здесь собираются множество народа со всей округи, хотя добраться до Холенёвского родника не очень легко.
Ещё есть криница Параскевы в Никольском р-не села Серман. В начале XVIII в. она явилась во сне слепому бедняку и велела спуститься с горы и подобрать из воды ее лик. Лишь только крестьянин подступился к ручью и капли брызнули на его глаза, он сейчас же исцелился. Счастливый он отнес икону в ближайший храм, а на источнике была построена небольшая часовня. В XX веке всё было разрушено. Сейчас святое место благоустроено благодаря жителям и паломникам.
Кроме того, в Пензенской области пользуется славой родник святой Параскевы в Мокшанском крае с. Богородское. В народе его нарекли «Девятая Пятница». Это связано с чудесным исцелением благочестивого человека в девятую пятницу по Пасхе. Произошло через явление ему великомученицы во сне. С любовью и благоговением был сооружен дубовый колодец, поставлен деревянный крест с молитвой.
России исторически более почитаема святая мученица Параскева Пятница.
Но кроме неё также широко известна и любима святая преподобномученица Параскева Римская. Она жила во II столетии н.э. и пострадала за веру от язычников, приняв мученическую смерь.
Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации
По одной из версий, название села Сяберо и озера Сяберо происходит от наименования свободных псковско-новгородских землевладельцев – сябров. Так называли пайщиков, совладельцев пахотных земель и промысловых угодий,
не только крестьян, по и помещиков и даже лиц духовного звания, которые, владея своими долями (жеребьями) в общих землях – угодьях могли свободно распоряжаться ими, заключать земельные сделки и т.п. (Сяб — по-славянски равное, общее, дружное) К концу XVI века сябриничество исчезает. Однако на поверку эта версия не выдерживает критики: вокруг Сяберо маловато пахотных земель — все больше пески, леса да болота. Вероятнее, что под общим, артельным могли иметь в виду рыбную ловлю на озере (версия Л. Успенского). Еще вариант «дружественности» ми «братства» (от славянского сябер (сосед, брат, друг)) (версия М. Фасмер) едует понимать в смысле братства двух половин озера, разделенных мысами. Форма озера в виде бабочки могла найти свое отражение в названии. По мнению исследователя саамов Кондратьева название Сяберо имеет саамские корни, так как по саамски сяберо — это бабочка.
Сама же деревня изначально называлась Подледье и лишь к концу XIX века была переименована в село Сяберо. В старину деревня стояла не на мысу, а на острове, носившем название Соколья Горка. Первые поселения на берегах Сяберского озера появились в первобытную эпоху.По сведениям, собранным местным учителем В.Я. Ефимовым, на берегах Сяберского озера находились поселения кривичей. Согласно списка Выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области возле Сяберо находится несколько групп курганных могильников (южнее и севернее села), а рядом с ручьем Званка расположены древнее селище и стоянка.
В Сяберо проходил древний водяной путь по рекам Луга—Вердуга—Плюсса—Люта—Желча, связывающий Новгород с южной частью Чудского озера. В старину здесь был волок (копанка) для судов, шедших по реке Вердуге из бассейна р. Плюссы (от деревни Волошня на р. Желче, притоке Плюссы) в реку Сабу из бассейна реки Луги. Близ Сяберо проходил и один из главных сухопутных торговых путей из Новгорода на запад в Юрьев (Дерпт), огибая Псков с севера. В «Историко-статистическом описании Санкт-Петербургской иерпархии» сказано: «В двух верстах от погоста проходит дорога, которая, начинается близ Луги от прежней Смоленской, а после Варшавской дороги, идёт на запад по Гдову чрез Лугский и Гдовский уезды. Дорога теперь заброшена и считается дорогою Литовцев и военным путём войск Петра Великого».
В книге «Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии» сказано: «Погост Сяберо, или упраздненный Сяберский монастырь находится в 200 верстах от Петербурга и в 60 верст от Луги, на островке Сяберского озера, соединенном с селом посредством плотины. По преданию и по клировым ведомостям, церковь существует здесь с 1670 года. Нынешняя церковь деревянная, во имя Спаса Нерукотворенного, построена в 1853 году. Достройка церкви с колокольнею стоила 3,618 руб. сер. Антиминс освящен митр. Иовом, при патриархе Адриане, в 1690 году. Из надписи на кресте, под престолом, видно, что храм освящен 1853 г., января 29 дня, Лугским протоиереем Андреем Филипповичем Ласкиным, при священнике Михаиле Ильинском. Храм строил плотник Иван Петров.
В храме достойны внимания: 1) древняя икона Нерукотворенного Спаса, над царскими дверьми, писанная на дереве, по золотому фону, украшенная, в 1867 г., серебряною ризою, ценою до 550 р.; 2) оловянные священные сосуды 3) оловянная дарохранительница, весом в 3 фунта; 4) служебник, печатанный в Москве 1655 г. августа 31 дня. В 1867 г., на собранные по книжкам деньги устроен новый иконостас, стоящий около 1,630 рублей.
По штату 1842 года причт храма в Сяберо состоит из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Антип Сергеев, Никита Антонов, Стефан Захаров (ум. в 1838 г.), Феодор Опольский, Александр Светлов (ум. 1850 г.), Николай Трипольскии, исключенный за штат в 1852 г., Михаил Ильинский (ум. в 1855 г.), Петр Аландский (ум. в 1858 г.), Александр Леохновский, разбитый параличом; в 1860 г. вместо него служил заштатный священник Николай Трипольским. Ныне служит Петр Богданов. До штатов причт содержался ругою, доходами за требы и от земли. Руги собиралось, с женатого прихожанина четверик ржи. Жалованья получалось по 300 р. асс. в год. Сверх того причт владел «Огубком» Сяберского озера. По штату 1843 г. жалованье причту было 310 р. Ныне священник получает 200 р., а псаломщик — 70 р. Кроме того причт получает 15 р. процентов с трех сторублевых билетов.
Земли при церкви 340 дес. 1,366 сажень. Из них пахотной 18 дес., сенокосу 5 дес., лесу 317 дес. 1,366 саж. Из этой земли причт пользуется только покосом, а остальное отдает в аренду крестьянам.
Церковный дом построен священником Алексеем Ивановым, а в 1872 г. приобретен в церковную собственность за 930 р. Приход составляют деревни: Лядинки, Дубровицы, Засобье, Подледья, Вердуга, Завердужье, Затрубичье, Смородина, Ивановка, Житковицы, Козлово, Пустое Горнешно, Жилое Горнешно, Пажино, Сабицы, Элешно и Ключки.
Прихожан по клир. ведомостям 1883 г. муж. пола 703, жен. 811.
В приходе есть озера: Сябера, Вердуга, Горнешня, Пловучее, Черная и пр. Реки: Саба, Черная, Лодия, Званка и Любивка. Грамотных до 25 человек. С 1847 по 1854 год была в Подледье школа, открытая Ораниенбаумским дворцовым правлением. В ней обучалось до 30 детей обоего пола; дом для училища нанимался у крестьянина, с платою 40 р. сер. с отоплением. В 1862 году открыта, в той же деревне, школа и в ней стал учить пономарь Петр Уткин. В 1882 г. открыто в Сябере земское училище. В нем, в 1883 г. училось 14 мальчиков и 5 девочек. Есть еще частная школа в Сабицах, в 12 вер. от церкви.
Сельские праздники в Сяберо следующие: 1) в Ильинскую пятницу крестный ход из церкви к часовне, во имя Параскевы, отстоящей в 5 верст., близ селения Вердуги. В часовне, под полом, есть какой-то развалившийся камень, а вблизи ее ключ, на котором бывает, в этот день, водоосвящение; 2) Нерукотворенному Спасу — в Сябере; 3) Троице — в Затрубичье и Горнешнях; 4) Покрову в Сабицах; 5) Николаю Чудотворцу и Флору и Лавру — в Дубровицах: 6) Георгию в Элешне, Смородине и Лядинках; 7) св. Николаю в Вердуге и Завердужье; Рождеству Богородицы и св. великомученику Димитрию в Житковицах и Ивановке; 9) собору Иоанна Крестителя 7 января — в Пажине и Ключках. Часовен четыре: во имя Николая Чудотворца — в Сабицах и Завердужье. Покрова — в Жилом Горнешне и Параскевы близь селения Вердуга. Попечительство открыто в 1875 г. Средства его ничтожны. Так напр. в 1883 г. было собрано от разных лиц 2 руб. 40 к., да в кружку 55 коп.
В старину местные жители Сяберо промышляли заготовкой Копорского чая: Копорский чай приготовляют из листьев медуницы и иван-чая, обработка чая (обварка его, перетирание его с землей, сушка и просеивание) производится глубокой осенью и весной. В прежние времена его скупали мелкие скупщики для перепродажи городским чайным торговцам, а также для отправки заграницу. По цвету настой «копорского чая» ничем не отличается от китайского, а по вкусу напоминает плохой китайский чай». Другими заработками были пилка и возка дров и рыбная ловля.
Деревня Сяберо находится к юго-западу от города Луги, в 17 км от волостного центра Волошово, на берегу одноименного озера, на мысу, при дороге Луга – Волошово – Большие Сабицы. Деревня (точнее село) Сяберо достаточно ухожено. В селе есть работающий магазин. Население Сяберо — в основном пенсионеры и дачники.
Первые поселения на берегах Сяберского озера появились в первобытную эпоху. Вблизи деревни Сяберо обнаружены две стоянки неолитического человека с характерным типом глиняных изделий (ямочно-гребенчатой керамикой). Здесь же обнаружено и селище, относящееся уже к древнерусским поселениям XV – XVI вв. На берегу озера находятся и курганные захоронения.
Деревня Сяберо возникла на косе, образованной из четырех островов, обжитых семьями четырех поселенцев, которые «совместно обрабатывали землю и владели скотом», т.е. были совладельцами – сябрами. Отсюда пошло название озера. Сама же деревня изначально называлась Подледье и лишь к концу XIX века была переименована в село Сяберо. Расположение деревни почти уникальное, на узкой полосе земли, вытянувшейся далеко вглубь озера.
Если вас интересует приобретение участка в Сяберо и окрестностях, у озера, звоните c 11-00 до 20-00
Продажа от от владельца.
Красоты и просторы в Сяберо захватывают дух. В озере неплохо ловится рыба. На Сяберском озере расположена экспериментальная база ГосНИОРХ, где проводятся работы по разведению и товарному выращиванию карпа, пеляди и других видов рыб. В озере обитают лещ, щука, плотва, окунь, уклейка. Площадь озера 14 квадратных километров. Эти места в народе давно называют «Ленинградская Швейцария» или «Лужская Жемчужина».
У северного конца деревни, на островке, отделенном от основного берега узкой протокой размещен погост, на котором когда-то был основан Спасский Сяберский мужской монастырь. По преданию, местным рыбакам явилась в водах озера икона Спаса Нерукотворного Образа, о чем сообщили новгородскому владыке, по благословению которого и был воздвигнут монастырь.
Считается, что монастырь занимал два северных островка. На третьем, за ними, располагались кельи, к концу XVI века их число возросло до семи. Деревня же занимала четвертый, наиболее крупный остров. Драматичное событие в жизни монастыря произошло в 1581 году, когда он был полностью разорен «литовскими людьми»
Деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа
Первая церковь на этом месте была построена в XIV веке, после перестроена в 1670 году. Стала приходской с 1764 году после закрытия Спасского Сяберского монастыря: вместо него образовался Спасский погост. Приход составляли деревни: Лядинки, Дубровицы, Засобье, Подледья, Вердуга, Завердужье, Затрубичье, Смородина, Ивановка, Житковицы, Козлово, Пустое Горнешно, Жилое Горнешно, Пажино, Сабицы, Елемно и Ключки.
Разработка проекта церкви принадлежит архитектору Петру Лукашевичу — по образцовым проектам профессора архитектору К.А. Тона. Известно имя строителя храма: плотник Иван Петров. Надпись на кресте над престолом гласила, что храм был освящен 29 января 1853 г. (по новому стилю 10 февраля).
Сохранившаяся до наших дней церковь 1850 – 1853 годов постройки. Церковь была действующая до тех пор, пока в 1937 году не арестовали священника. В 1939 г. сожгли иконы, разграбили и уничтожили церковную утварь, а в храме открыли клуб. Это продолжалось недолго, а дальше храм стоял в запустении. Хотели приспособить церковь под склад, но ее спасло отсутствие удобного подъезда для машин. В 1943-м после ухода немцев местные жители обиходили церковь, принесли иконы, сохраненные по избам после довоенного разорения, зажгли лампадки и свечи и потекла молитва. В 1945 году после победы над немцами храм опять закрыли. Восстанавливать церковь начали после падения советской власти в 1991 году. Возвращена она приходу была только в 1995 году.
Иконостас церкви в Сяберо
Икона св. мч. Параскевы Пятницы. Икона нового письма. Лик св. мч. Параскевы отличается редкой красотой. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Память великомученицы Параскевы Пятницы празднуется 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.
Есть в сяберской обители и уютная трапезная. В Планах хранителя обители — монаха Варлаама и строительство странноприимного дома. Если вы можете и хотите помочь — свяжитесь с ним по этому поводу.
Адрес для писем: 188281 д. Сяберо Лужского района Ленобласти. Монаху Варлааму (Владимиру Владимировичу Костромскому).
В 2000 г. впервые заново был совершен крестный ход в Ильинскую пятницу (7-я Пятница от Пасхи— перед днём пророка Илии) от сяберской церкви к святому источнику.
Ехать на Сяберо можно как через Лугу-Ретюнь-Серебрянку-Волошово по асфальтовой дороге и приличной грунтовке, так и через Волосово-Осьмино-Сара-Лог. Поворот на Сяберо находится за дервней Сара Лог (за вышкой состовой связи). Дорога вначале метров на 100 убита лесовозами, но проездная. Дальше полпути дорога слегка подубита, а после Больших Сабиц становится весьма приличной (для грунтовой российской лесной дороги XXI века в 200 км от культурной столицы).
Поворачивать к святому источнику Параскевы Пятницы нужно у поклонного креста. Дорога представляет собой реликт древнего волока между озерами. Между озерами Сяберское и Муж тянется с запада на восток гряда. Сяберское подходит к этой гряде заливом, переходящим в лощину. У Мужа гряда наиболее высока, но у самого озера она искусственно прорыта. Отчетливо видны два вала по краям траншеи — выбросы земли. Это ясные следы волока. В древности озеро Муж являлось частью Вердуги.
Сяберский заказник был организован в 1976 году. Площадь 11400 га, из них акватория озёр около 2000 га. Цель создания: сохранение камового ландшафта, озёрно-речной сети, низинных болот, редких видов растений, мест обитания крупных животных. В Сяберо водятся: кутора, водяная полевка, ондатра, бобр, барсук, енотовидная собака, лисица, волк, бурый медведь, европейская норка, лесная куница, хорь, горностай, кабан и лось.
Если вас интересует приобретение участка в Сяберо и окрестностях, у озера, звоните с 11-00 до 22-00
Продажа от владельца.
В этих местах отмечены такие редкие виды птиц как большая выпь, черный и белый аисты, скопа, орлан-белохвост, черный коршун, малый подорлик, болотный лунь, лысуха, камышница, коростель. На озере Сяберо останавливаются лебеди-кликуны, большие крохали. На болотцах и болотах здесь растут орхидеи. Озера являются популярными местами отдыха.
В дохристианской Руси матушку Параскеву Пятницу почитали как богиню, родившуюся из родника. Она покровительствовала женщинам: в замужестве, деторождении, домашнем хозяйстве, главным образом – прядении и ткачестве. В жертву ей приносили холсты, нитки, льняную кудель, овечью шерсть. Все это бросали в колодец, над которым стояла деревянная скульптура Пятницы. Этот обряд назывался мокрида. В день Параскевы Пятницы нельзя было работать. До сих пор о любителях праздновать (не работать) говорят: «У него семь пятниц на неделю».
Параскева Пятница приняла мученическую смерть при императоре Диоклетиане. Родители Параскевы Пятницы особенно чтили пятницу, день страданий Иисуса Христа. И потому назвали дочь Параскевой, что в переводе с греческого как раз и значит «пятница». Точнее, этот термин означает «приготовление» (в данном случае приготовление к пасхальному жертвоприношению). Пятничное приготовление превратилось у христиан в название дня недели.
Маленькая деревянная часовня была построена на святом месте одним местным сельчанином после того как одержимые коммунсты сожгли большую деревянную часовню в июле 1959 года. Местные жители в Ильинскую пятницу, опасаясь гонений от начальства, приходили ранним утром, еще затемно, чтобы без подозрений успеть на работу. Ныне благочестивый устроитель часовни уже почил в Бозе, а творение его души и рук живет.
Почитаемый камень «Пятница – матушка» находился на этом месте возле древней торговой площади на волоке еще с незапамятных времен. На камне навеки отпечатался след «самой матушки Параскевы».
Народное предание гласит, что когда князь Александр Невский останавливался на привал у источника святой великомученицы Параскевы, она явилась ему, оставив след на камне и предсказала победу. По обету, князь на обратном пути после Ледового побоища поставил здесь часовню во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Также известно, что на обратном пути Александр Невский лечил на камне ноги.
Дорога к святому источнику Параскевы Пятницы. От озера Сяберо когда то шла дорога до деревни Волошово. Дорога эта была частично выстлана бревнами, в отдельных местах эти бревна были уложены настилом, до девяти бревен одно на другом. Кое-где остатки бревен (настил в один слой) сохранились до сих пор.
Водосвятие на святом источнике св. мч. Параскевы Пятницы 2 августа 2013 года. Фото Андрея Никитина.
Вода в святом источнике очень вкусная — слегка сладковатая.
Справка «Северного дачника» : В 2014 году у святого источника Параскевы Пятницы произошли заметные изменения. Во-первых близится к завершению строительство странноприимного дома — гостиницы для паломников. Построена новая Часовня Параскевы Пятницы. Также и сам источник обзавёлся новой крытой купелью-домиком, для пущего удобства странников, совершающих омовения.
Вот несколько фотографий, присланных нам местным жителем (в прошлом ленинградцем и петербуржцем) Владимиром Николаевичем, полюбившим эти благословенные места и излечившимся здесь от серьёзных недугов.
Часовня Параскевы Пятницы
Подход к купели
Купель снаружи
Купель внутри
Карта Сяберского заказника- памятника природы( 27 озер и 7 рек с родниковой водой в сосновых лесах), нарисованная от руки
Ссылка на карту Ленобласти
Озеро Сяберо
Если вас интересует приобретение участка в Сяберо и окрестностях, у озера, звоните с 11-00 до 22-00
Продажа от вдадельца. Есть также и дома на продажу.
Эл. почта Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Деревня Сяберо и окрестности с высоты птичьего полёта
Источник Параскевы Римской в Крыму
Исключительным почитанием Параскева Римская пользуется в Крыму. Там, в женском Троице-Параскевиевском Топловском монастыре, есть источник. Именно здесь святая претерпела свои последние мучения. В том месте, где пролилась кровь преподобномученицы, возник исцеляющий родник. В знак доказательства этого у источника удивительным образом был явлен образ преподобномученицы Параскевы. На иконе она в руках держит чашу с глазами. Из жития известно, что её мучитель ослеп, когда пытал Параскеву, и попросил её вернуть ему зрение. Она выполнила его просьбу и тот уверовал во Христа. Родник был благоустроен в 1882 году. В 1864 году при источнике был основан Троице-Параскевиевский Топловский монастырь. Сейчас рядом с источником преподобномученицы находится закрытая купель. Окунуться в неё можно и зимой и летом.
Корфу
Также Параскева Римская почитается на Корфу. Там несколько монастырей и около 50 церквей выстроено в её честь. Есть также и источник. Он находится в Беницесе. Считается, что там самая чистая вода на Корфу. Рядом компактная колоколенка, уютная небольшая церквушка во имя Святой Параскевы.
Вода любого освященного источника, несомненно, врачует любые недуги и скорби. У каждого верующего есть возможность посетить эти бесценные жемчужины, в том числе и источники Святой Великомученицы Параскевы. Ведь практически во всех регионах России есть источник в её честь.
История[править]
Святой источник расположен у околицы деревни Марьинка. В этом месте у крутого невысокого правого берега ручья-притока реки Нерская, под высокоствольным сосновым лесом расположены активно посещаемые освященные слабые родники: первый (1) — в дощатом колодце с деревянной крышкой у маленького оврага; в 20 м от него второй (2) — в дощатом колодце с крышкой из оцинкованного листа; третий (3) — в старом открытом дощатом колодце, в 7 м от второго; четвертый (4) — в 7 м от третьего, в грунтовой ямке (слабый ключ бьет из песчаного грунта); пятый (5) — в старом дощатом колодце с оцинкованной крышкой, в 5 м от четвертого. У первых трех родников на деревьях укреплены иконы, второй родник освящен именем Параскевы Пятницы.
Житие и чудеса Параскевы Пятницы
Жила она в III в. в г. Икония. Родители Параскевы были очень богаты, но в то же время очень набожны. Они особенно чтили пятницу, день, когда Иисус был распят. В память об этом событии и была названа их дочь – Пятница. Они рано оставили девочку сиротой, но успели привить ей строгие христианские традиции и истинную веру.
Параскева Иконийская (Пятница), великомученица XIX в. дерево, темпера Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Параскева взяла на себя обет целомудрия и всё своё время проводила в заботах об обездоленных, проповедуя Евангелие. Однажды в город приехал помощник императора, чтобы истребить христиан. Параскеву тут же схватили и подвергли пыткам и истязаниям. Долго пытались её вынудить принести жертву языческим идолам и отречься от своей веры, но каждый раз Господь укреплял её, посылая Своих святых ангелов на помощь Параскеве.
Многие, видя чудеса спасения, уверовали во Христа, но мучителей это не вразумило, и Параскеву казнили, отрубив ей голову. Она своим подвижническим подвигом, приняв мученическую смерть, еще раз подтвердила несоизмеримую всеобъемлющую милость и любовь Господа.
Особую чудодейственную силу святая сообщала воде, являясь в реках и колодцах, исцеляла от многих болезней.
Как добраться[править]
На общественном транспорте
от станции Виноградово, что на Рязанском направлении, автобусом № 34 до деревни Марьинка расположенной в 6,5 км северо-восточнее станции Виноградово. Деревня тянется вдоль и автобус в ней делает несколько остановок, для выхода непосредственно к источнику нужна первая остановка. От остановки идем назад 400 м, дорога делает плавный левый поворот, пересекает низину с ручьем и поднимается вверх. В 50 м от ручья вправо в лес идет грунтовая дорога, которая через 200 м приводит к разворотной площадке.
На личном транспорте
можно по Новорязанскому шоссе до 73 км, далее налево по Малой Московской Кольцевой, недоезжая 100 метров железной дороги направо через Белоозерский и Виноградово до деревни Губино. Или по Егорьевскому шоссе до 73 км далее через поселок имени Цюрупы до деревни Марьинка, проехав через которую, далее за ней в 50 м от ручья, вправо в лес, идет грунтовая дорога, которая через 200 м приводит к разворотной площадке у источника.
Адрес:
Московская область, Воскресенский район, д. Марьинка
Молитвы Параскеве Пятнице
Тропарь, глас 4-й:
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак, глас 3-й:
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вино пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.
Молитва
О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселитися. Моли Всемилостиваго, Егоже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак, прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия!
О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.